Научная статья на тему 'О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности'

О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES / TRAINING / RESEARCH FUNCTION OF VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Аркадий Александрович

В статье рассматриваются требования к подготовке педагога профессионального обучения со стороны инновационной экономики, характеризующейся тесным диалогом рынка труда и сферы образования. Приводится анализ авторских взглядов на проблему подготовки студентов к исследовательской деятельности. Методология исследования основана на философских и педагогических подходах, раскрывающих сущностные и содержательные характеристики понятия «исследовательская деятельность», а также на идеях компетент-ностного подхода по проблеме формирования исследовательских компетенций. Обсуждается проблема подготовки педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности в вузе в контексте приведения её в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. В статье выделяются две основные задачи в подготовке педагогов профессионального обучения (по отраслям), направленные на применение элементов дуального образования при траектории реализации исследовательской функции педагога профессионального обучения на рабочем месте в отрасли и в СПО, а также приводится обоснование отбора содержания исследовательской функции будущего педагога профессионального обучения по уровням (пороговый, базовый, продвинутый). Разработанная система уровней содержания исследовательских функций педагогов профессионального обучения может быть использована при планировании, организации и контроле качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Аркадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Training of Vocational Education Teachers for Research Activities

This article discusses the training requirements for vocational education teachers under the circumstances of the innovation economics, which is characterized by a close dialogue of the labor market and education. The author gives a brief analysis on the issue of students training for research activities. The research methodology is based on the philosophical and pedagogical approaches that reveal the essential and substantial characteristics of the concept "research activities", as well as on the ideas of the competency approach on the issue of research competences formation. The article gives information about the training of vocational education teachers for the research activities at university in the context of bringing this training into line with the requirements of the professional standard for the vocational education teachers, and their further vocational training. The paper identifies two main tasks in the training of vocational education teachers, these tasks are aimed at the application of the elements of dual education by the implementation of the research function of the vocational education teachers both in the industry and vocational education, and substantiation of the selection of the research function content of the future vocational education teachers due to levels (threshold, basic, advanced). The developed level system of the research functions of vocational education teachers can be used in the planning, organization and control of the quality of educational process.

Текст научной работы на тему «О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

УДК 378

Аркадий Александрович Васильев,

специалист,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности

В статье рассматриваются требования к подготовке педагога профессионального обучения со стороны инновационной экономики, характеризующейся тесным диалогом рынка труда и сферы образования. Приводится анализ авторских взглядов на проблему подготовки студентов к исследовательской деятельности. Методология исследования основана на философских и педагогических подходах, раскрывающих сущностные и содержательные характеристики понятия «исследовательская деятельность», а также на идеях компетент-ностного подхода по проблеме формирования исследовательских компетенций. Обсуждается проблема подготовки педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности в вузе в контексте приведения её в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. В статье выделяются две основные задачи в подготовке педагогов профессионального обучения (по отраслям), направленные на применение элементов дуального образования при траектории реализации исследовательской функции педагога профессионального обучения на рабочем месте в отрасли и в СПО, а также приводится обоснование отбора содержания исследовательской функции будущего педагога профессионального обучения по уровням (пороговый, базовый, продвинутый). Разработанная система уровней содержания исследовательских функций педагогов профессионального обучения может быть использована при планировании, организации и контроле качества образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, готовность к исследовательской деятельности, профессиональное обучение, исследовательская функция педагога профессионального обучения, дуальное образование

Arkady A. Vasilyev,

Specialist, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: aspirant_zabspu@mail. ru

On the Training of Vocational Education Teachers for Research Activities

This article discusses the training requirements for vocational education teachers under the circumstances of the innovation economics, which is characterized by a close dialogue of the labor market and education. The author gives a brief analysis on the issue of students training for research activities. The research methodology is based on the philosophical and pedagogical approaches that reveal the essential and substantial characteristics of the concept "research activities", as well as on the ideas of the competency approach on the issue of research competences formation. The article gives information about the training of vocational education teachers for the research activities at university in the context of bringing this training into line with the requirements of the professional standard for the vocational education teachers, and their further vocational training. The paper identifies two main tasks in the training of vocational education teachers, these tasks are aimed at the application of the elements of dual education by the

6

© Васильев А. А., 2016

implementation of the research function of the vocational education teachers both in the industry and vocational education, and substantiation of the selection of the research function content of the future vocational education teachers due to levels (threshold, basic, advanced). The developed level system of the research functions of vocational education teachers can be used in the planning, organization and control of the quality of educational process.

Keywords: vocational training, readiness for research activities, training, research function of vocational education teachers, dual education

Вводная часть. Современная экономическая ситуация, базирующаяся на обновлении экономики, информатизации общества, предусматривает иную по своему характеру систему профессионального образования, где первоочередное место в подготовке кадров играют запросы общества, требования рынка труда к результатам обучения специалистов. Диалог образования, сферы труда и общества закладывает основу для повышения требований к подготовке педагога профессионального обучения, способного творчески подходить к решению сложных задач обучения и воспитания рабочих и специалистов среднего звена в условиях перехода от индустриальной экономики к экономике знаний.

Уровень квалификации, необходимый для выполнения трудовой функции педагога профессионального обучения, предполагает получение соответствующего педагогического и дополнительного образования через приобретение профессиональных компетенций. Уровни бакалавриата и магистратуры «Профессиональное обучение (по отраслям)» характеризуются многоуровневым характером подготовки по педагогической и отраслевой направленности в соответствии с профессиональными стандартами, учитывающими педагогическую и отраслевую направленность, вариативностью образовательных траекторий обучающихся в зависимости от направлений, профилей подготовки, базовой квалификации обучающихся.

Анализ справочника новых и перспективных профессий, востребованных на рынке труда, а также 50 ведущих специальностей, опубликованных Министерством труда и социальной защиты РФ [23], показал, что лидирующие места занимают инновационные технические специалисты, что задаёт новые ориентиры в подготовке педагогов профессионального обучения (по отраслям).

Наиболее востребованными становятся не просто высококвалифицированные специалисты по отраслям, а специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, умеющие сравнивать, анализировать, обобщать, находить лучшие варианты решений проблемных ситуаций в отрасли, а также способные научить этому своих обу-

чаемых. Таким образом, педагог профессионального обучения по исследовательской деятельности выполняет две основные функции: исследовательскую функцию специалиста отрасли и педагогическую функцию обучения исследовательской деятельности учащихся.

Отечественными учёными представлены различные взгляды по вопросам подготовки студентов к исследовательской деятельности, которые отражены в следующих научных исследованиях: феномен исследовательской деятельности и определение путей подготовки к ней исследованы Г. С. Кочетковой [11], И. А. Ткачевой [20]; теоретические положения развития творческого потенциала личности, организации творческой деятельности изучены Г. С. Альт-шуллером [1], Е. П. Грошевой [3], А. Н. Поддья-ковым [15], Л. В. Рединым [16]; способы формирования исследовательских умений рассмотрены А. А. Губайдуллиным [4], И. А. Коваленко [9], И. А. Янюк [21]; вопросы формирования готовности будущих педагогов к обучению исследовательской деятельности отражены в работах П. В. Середенко [18], М. И. Колдина [10].

Интерес к обучению научно-исследовательской деятельности студентов существует достаточно долго. Ещё в XIX в. немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «...без стремления к научной работе обучающийся попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» [6]. В рамках реформы прусской образовательной системы Вильгельм фон Гумбольдт поставил принципиально новые цели, такие как «...научить студентов самостоятельно мыслить, познакомить их с основными принципами и методами научного исследования». Отсюда следует, что «без опоры на этот фундамент познавательная научная деятельность не может превратиться в истинно интеллектуальное образование и стать плодотворной для ума» [8, с. 10].

Организация научно-исследовательской деятельности в зарубежных странах реализуется в различных формах, например: премирование студентов, осуществляющих научные исследования (Ирландия); создание нового университета «Danmarks Paedagogiske Universitat» для аспирантов, занимающихся исследованиями в

сфере образования (Дания); крупные инвестиции (12 млн фунтов стерлингов каждые три года) для стипендий за лучшие практические исследования и на программы профессионально-педагогического развития (Великобритания); развитие учебных заведений профессионально-педагогической подготовки (Финляндия, Швеция); увеличение финансирования научных исследований в педагогическом образовании со стороны государства (Бельгия и др.). В целом, европейское образовательное пространство в настоящее время характеризуется тенденцией роста числа студентов, желающих продолжать обучение в аспирантуре и заниматься научно-исследовательской деятельностью [22].

Дальнейшее повышение результатов подготовки педагогов профессионального обучения к исследовательской деятельности основано не только на овладении практическими навыками и знаниями педагогического (учебного) содержания. Проблема подготовки должна быть направлена на активное использование процессов обсуждения, мышления, дискуссии и других видов исследовательских действий будущего педагога профессионального обучения.

Данные о методологии и методике исследования. Методология исследования основана на философских и педагогических подходах, раскрывающих сущностные и содержательные характеристики понятия «исследовательская деятельность», а также на идеях ком-петентностного подхода по проблеме формирования исследовательских компетенций.

Результаты исследования. Рассмотрение вопросов подготовки педагога профессионального обучения (по отраслям) в целом и выделение в ней формирования исследовательской функции будущего педагога профессионального обучения показывают, что исследовательская функция в педагогической деятельности связана с изучением обучающихся, их потребностей в профессиональном образовании, необходимостью построения педагогической системы подготовки педагогов профессионального обучения, исследованием противоречий между искомым и наличным уровнем продуктивности решения управленческих, педагогических и учебных задач профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, рассмотрением факторов продуктивности отраслевых исследовательских материалов по всему учебному плану, анализом способов отбора, коррекции и совершенствования учебных материалов будущей профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Согласно Н. В. Кузьминой, исследовательская функция

педагога представляется как гностическая, и включает в себя следующие составляющие:

- анализ педагогических ситуаций;

- формирование педагогических задач;

- добывание новых знаний;

- анализ процесса решения задач и результатов решения;

- сопоставление искомого результата с реальным [12].

Е. М. Муравьев отмечает зависимость уровня профессионализма педагога от наличия у него исследовательской позиции и сформированное™ исследовательских умений [14]. Педагог может в совершенстве владеть «готовым» материалом, накопленным в педагогической теории и практике, но, если эти знания не переплавлялись в собственном опыте и не превратились в «личностное знание», если у него не сформирована привычка постоянного поиска на основе имеющегося знания своего психолого-педагогического пути, ему грозит опасность остановиться в своём развитии.

Формирование исследовательских знаний, умений и навыков выпускника является одним из главных результатов освоения образовательной программы, осуществляемой комплексно. Педагог профессионального обучения получает особенное системное образование, состоящее из трёх интегрированных компонентов, включающих в себя психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии [23]. Деятельность педагога профессионального обучения является полифункциональной и предполагает интеграцию общепедагогических и отраслевых знаний, умений, навыков и компетенций.

Одни компетенции формируются через освоение нескольких элементов образовательной программы, другие - в рамках одного, но специально сконструированного элемента образовательной программы - образовательного модуля (это относится, в первую очередь, к дисциплинам профессионального цикла). Некоторые компетенции, имеющие «сквозной» характер, формируются на протяжении всей образовательной программы через специальные образовательные технологии и виды учебной деятельности. Таким образом, процесс формирования исследовательских компетенций может происходить в двух направлениях: появление новых либо повышение уровня уже приобретённых учащимся компетенций того или иного вида. Это, в свою очередь, означает, что необходимо установить уровни формирования компетентностей.

Сопряжение профессиональных стандартов, Федеральных государственных образова-

тельных стандартов и уровней квалификации согласно Национальной рамке квалификаций требует при отборе содержания подготовки педагога профессионального обучения, выполнении трудовых исследовательских функций при обучении выделения следующих уровней (табл. 1):

1) пороговый, позволяющий выпускнику программы (ступени, модуля) применять исследовательские знания, умения и навыки при выполнении повседневной работы в своей отрасли;

2) базовый, определяющий способность педагога брать на себя психолого-педагогическую ответственность за подготовку обучающихся к исследовательской деятельности, применять её к выполнению простых задач, формировать у обучающихся более широкие мотива-ционные способности и личную ответствен-

Процесс подготовки педагога профессионального обучения к выполнению исследовательских функций необходимо осуществлять в форме дуального образования (табл. 2). Дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки про-

ность за принятие решений относительно того, каким образом может решаться исследовательская задача в развитых наукоёмких и технологических производствах;

3) продвинутый, демонстрирующий педагогическую систему педагога по формированию у обучающихся самостоятельности и ответственности при управлении деятельностью и при определении того, каким образом имеющиеся у них компетенции (результаты образования) могут быть использованы в конкретной ситуации. Это предполагает наличие способности строить собственную стратегию их применения не только в конкретной ситуации, но и в течение продолжительного периода времени, а также умения выстраивать схемы, позволяющие оценивать как свершившиеся, так и грядущие изменения (предсказывать, сценировать и т. д.).

ходит на рабочем месте, а теоретическая часть -на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями и региональными органами власти.

Таблица 1

Обоснование содержания исследовательских функций педагога профессионального обучения

Исследователи Содержание исследовательских функций педагога профессионального обучения

1. Пороговый уровень исследовательской функции педагога профессионального обучения Исследовательская деятельность - деятельность, направленная на удовлетворение познавательных потребностей (отраслевая подготовка)

А. Н. Леонтьев Деятельность, предмет которой - выработка нового знания [13, с. 153]

И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова Специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направленная на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [7, с. 49]

2. Базовый уровень исследовательской функции педагога профессионального обучения Исследовательская деятельность - ориентировочно-исследовательская, интеллектуально-творческая, познавательная (психолого-педагогическая подготовка)

В. В. Давыдов Деятельность по обследованию окружающих предметов для получения информации, способствующей решению задач, стоящих перед субъектом [5, с. 118]

П. В. Середенко Вид творческой интеллектуальной деятельности, которая через механизм поисковой активности способствует реализации себя в форме исследовательского поведения [19, с. 17]

3. Продвинутый уровень исследовательской функции педагога профессионального обучения Исследовательская деятельность связана с рассмотрением исследовательского поведения обучающихся (управленческая подготовка)

А. И. Савенков Вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности, строящийся на базе исследовательского поведения. <...> Она включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления [18, с. 47]

С. Л. Белых Деятельность, в отличие от исследовательского поведения, понимаемая как процесс осознанный, имеющий цель, представляющий собой процесс саморегуляции, направленный на достижение цели [2, с. 9]

М. И. Колдина Вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента [10, с. 59]

Таблица 2

Траектория реализации исследовательской функции педагога профессионального обучения

№ п/п Название этапа Учебное содержание

1 Учебно-ознакомительная практика на рабочем месте в СПО 1. Демонстрация образцов профессиональных действий, объединённых одной или несколькими трудовыми функциями. 2. Профессиональные пробы. Попытки самостоятельного выполнения профессиональных заданий. 3. Формирование списка педагогических проблем и задач

2 Теоретический 1. Изучение психолого-педагогического теоретического материала модуля как способа решения педагогических проблем и задач. 2. Формирование способов выполнения профессиональных действий (инструментальный аспект). 3. Отработка конкретных способов профессиональных действий в учебно-лабораторной среде (практикум)

3 Учебная практика в СПО Выполнение профессиональных действий на предприятии и на рабочем месте в СПО

4 Проектная исследовательская деятельность в вузе 1. Анализ эффективности и затруднений в выполнении профессиональных действий. 2. Организация мини-исследований, направленных на анализ причин неэффективности и затруднений в профессиональной деятельности, построение нового профессионального действия

5 Теоретико-рефлексивный 1. Организация рефлексии (групповой, индивидуальной) своих действий с учётом результатов проектной исследовательской деятельности. 2. Формирование общего способа профессиональных действий (понимание реализации профессионального действия в пространстве возможностей)

Обсуждение результатов. Отсутствие согласованности и преемственности ФГОС высшего образования по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», следовательно, и основных образовательных программ педагогического профиля профессиональным стандартам (в т. ч. стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО», утверждённому приказом Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"») и ФГОС СПО (особенно в части формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся) вызывают затруднения в процессе подготовки педагога профессионального обучения (по отраслям), соответствующего запросам рынка труда.

Также существуют серьёзные противоречия в самом понимании компетенций. Рынок труда и представители системы образования по-разному трактуют данное понятие. Преподаватели, говоря о компетенциях, подразумевают потенциал обучающихся, исходя из знаний, умений, навыков, которые можно получить, изучив определённые учебные дисциплины. Рынок труда в лице работодателей под компетенциями понимает возможность человека эффективно действовать. Данный подход основан на исследовании и описании поведения, которое способ-

ствует наилучшему исполнению работы и применяется исследователями и консультантами, специализирующимися в области эффективного управления.

Существующее противоречие в подходах к компетенциям сферы образования и рынка труда может привести к угрозе того, что система отечественного образования сохранит приверженность предложению студентам знаний, а не приобретению ими компетенций в понимании практиков. Другими словами, компетентност-ный подход может носить лишь формальный характер, что в итоге только усилит дисбаланс между рынками образования и труда.

Заключение. Сопряжение сфер образования и труда в деятельности педагога профессионального обучения характеризуется многоуровневым характером подготовки по педагогической и отраслевой направленности в соответствии с профессиональными стандартами, учитывающими педагогическую и отраслевую направленность, вариативностью образовательных траекторий обучающихся в зависимости от направлений, профилей подготовки, базовой квалификации обучающихся. Разработанная система уровней содержания исследовательских функций педагогов профессионального обучения (пороговый, базовый и продвинутый) может быть использована при планировании, организации и контроле качества образовательного процесса.

Список литературы

1. Альтшуллер Г. С., Злотин А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989. 381 с.

2. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента. Ижевск: УдГУ, 2008. 72 с.

3. Грошева Е. П. Подготовка студентов технических вузов к инновационной деятельности при обучении инженерному творчеству и патентоведению: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Саранск, 2010. 216 с.

4. Губайдуллин А. А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2011. 235 с.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Академия, 2004. 283 с.

6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1996. 374 с.

7. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001. 103 с.

8. Казанцев С. Я., Казанцева Л. А. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализа-ции обучения // Педагогическое образование и наука. 2001. № 3. С. 9-15.

9. Коваленко И. А. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Благовещенск, 2005. 217 с.

10. Колдина М. И. Подготовка к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Н. Новгород, 2009. 189 с.

11. Кочеткова Г. С. Подготовка студентов технического вуза к исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2006. 174 с.

12. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 99 с.

13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

14. Муравьев Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996. 27 с.

15. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 240 с.

16. Редин Л. В. Проблематика формирования и развития творческой личности в контексте инноваций в образовании // Инженерное образование. 2009. № 5. С. 35-43.

17. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006. 480 с.

18. Середенко П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2008. 39 с.

19. Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика. М.: Вентана-Граф, 2007. 339 с.

20. Ткачева И. А. Развитие исследовательской деятельности студентов технических специальностей в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2009. 236 с.

21. Янюк И. А. Формирование исследовательской компетентности студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Шуя, 2010. 214 с.

22. Yefremov A. P., Chistokhvalov V. N. Credits and Educational Process. Moscow: PFUR Publishing House, 2003. 26 p.

Источники

23. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 (дата обращения: 27.08.2016).

References

1. Al'tshuller G. S., Zlotin A. V., Filatov V. I. Poisk novykh idei: ot ozareniya k tekhnologii. Kishinev: Kartya Moldovenyaske, 1989. 381 s.

2. Belykh S. L. Upravlenie issledovatel'skoi aktivnost'yu studenta. Izhevsk: UdGU, 2008. 72 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Grosheva E. P. Podgotovka studentov tekhnicheskikh vuzov k innovatsionnoi deyatel'nosti pri obuchenii inzhenernomu tvorchestvu i patentovedeniyu: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Saransk, 2010. 216 s.

4. Gubaidullin A. A. Formirovanie issledovatel'skoi kompetentnosti studentov v usloviyakh proektnogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kazan', 2011. 235 c.

5. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo issledovaniya. M.: Akademiya, 2004. 283 s.

6. Disterveg A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M.: Uchpedgiz, 1996. 374 s.

7. Zimnyaya I. A., Shashenkova E. A. Issledovatel'skaya rabota kak spetsificheskii vid chelovecheskoi deyatel'nosti. Izhevsk, 2001. 103 s.

8. Kazantsev S.Ya., Kazantseva L. A. Metodologicheskaya kul'tura studentov v usloviyakh fundamentalizatsii obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2001. № 3. S. 9-15.

9. Kovalenko I. A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya issledovatel'skoi kompetentnosti studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Blagoveshchensk, 2005. 217 c.

10. Koldina M. I. Podgotovka k nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya v vuze: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. N. Novgorod, 2009. 189 s.

11. Kochetkova G. S. Podgotovka studentov tekhnicheskogo vuza k issledovatel'skoi deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Chelyabinsk, 2006. 174 s.

12. Kuz'mina N. V. Professionalizm deyatel'nosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha. M.: Vyssh. shk., 1989. 99 s.

13. Leont'ev, A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1977. 304 s.

14. Murav'ev E. M. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya podgotovki uchitelya k issledovatel'skoi rabote: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 1996. 27 s.

15. Podd'yakov A. N. Issledovatel'skoe povedenie. Strategii poznaniya, pomoshch', protivodeistvie, konflikt. M., 2000. 240 s.

16. Redin L. V. Problematika formirovaniya i razvitiya tvorcheskoi lichnosti v kontekste innovatsii v obrazovanii // Inzhenernoe obrazovanie. 2009. № 5. S. 35-43.

17. Savenkov A. I. Psikhologicheskie osnovy issledovatel'skogo podkhoda k obucheniyu. M., 2006. 480 s.

18. Seredenko P. V. Formirovanie gotovnosti budushchikh pedagogov k obucheniyu uchashchikhsya issledovatel'skim umeniyam i navykam: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. M., 2008. 39 s.

19. Simonenko V. D. Obshchaya i professional'naya pedagogika. M.: Ventana-Graf, 2007. 339 s.

20. Tkacheva I. A. Razvitie issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov tekhnicheskikh spetsial'nostei v protsesse izucheniya estestvennonauchnykh distsiplin: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. M., 2009. 236 s.

21. Yanyuk I. A. Formirovanie issledovatel'skoi kompetentnosti studentov tekhnicheskikh vuzov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Shuya, 2010. 214 s.

22. Yefremov A. P., Chistokhvalov V. N. Credits and Educational Process. Moscow: PFUR Publishing House, 2003. 26 p.

Istochniki

23. Prikaz Mintruda Rossii ot 02.11.2015 g. № 831 «Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannykh na rynke truda, novykh i perspektivnykh professii, trebuyushchikh srednego professional'nogo obrazovaniya» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 (data obrashcheniya: 27.08.2016).

Библиографическое описание статьи

Васильев А. А. О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности // Ученые записки ЗабГУ 2016. Т. 11, № 6. С. 6-12. (Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения).

Reference to the article

Vasilyev A. A. On the Training of Vocational Education Teachers for Research Activities // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11, No. 6. PP. 6-12. (Series Vocational Education, Theory and Methods of Teaching).

Статья поступила в редакцию 29.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.