Научная статья на тему 'Готовность педагогов среднего профессионального образования к решению задач профессионального обучения'

Готовность педагогов среднего профессионального образования к решению задач профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TEACHERS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL ACTIVITY / DUTIES / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюхина Людмила Михайловна, Днепров Сергей Антонович, Зимина Елена Юрьевна, Уткина Светлана Николаевна

В статье авторы обращаются к актуальной проблеме измерения уровня сформированности у преподавателей СПО, не имеющих профессионально-педагогического образования, готовности к решению задач профессионального обучения на основе выделенных в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» четырех трудовых функций. На основе анализа Профессионального стандарта выделено 37 показателей, характеризующих владение преподавателем данными трудовыми функциями. Проведенное педагогическое исследование выявило, что деятельность преподавателей крайне затруднена из-за отсутствия профессионально-педагогического образования. Наибольшие трудности в деятельности педагога профессионального обучения возникают в сфере владения современными технологиями обучения: модульное обучение, кейс-технология, технологии проблемного и проектного обучения. Социальное партнерство в деятельности преподавателей представлено только двумя аспектами: преподаватель имеет опыт участия в работе с организациями социальных партнеров и привлекает социальных партнеров к участию в мероприятиях по профессиональной ориентации. Другие направления взаимодействия с социальными партнерами из-за недостаточной педагогической квалификации самих преподавателей практически отсутствуют. К ним относятся: обеспечение интеграции образования и производства; реализация предпринимательских проектов; участие в консалтинговой деятельности и др. На основе анализа недостатков, таких как затруднения в использовании современных образовательных технологий, использование технологий кейс-стади, проблемного, проектного обучения, выявленных в процессе мониторингового исследования, предложены модули педагогической переподготовки преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюхина Людмила Михайловна, Днепров Сергей Антонович, Зимина Елена Юрьевна, Уткина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF SECONDARY VOCATIONAL school TEACHERS to SOLVING CHALLENGES OF VOCATIONAL TRAINING

The authors discuss an urgent ussue of the level of readiness to teaching of the secondary vocational school teachers without pedagogical education. The Professional Standard of “Teacher of vocational and further education” includes four duties. On the basis of the analysis of Professional Standard we singled out 37 parametres, which describe the level of the duties performance. This pedagogical research revealed that the absence of pedagogical education may cause a teacher serious problems. Most of the problems arise because of poor knowledge of modern learning technologies: modular teaching, case-study, problem-based and project technologies. Social partnership in teachers’ work is presented by only two aspects: a teacher has experience of work with social partners and involes social partners in the work on caree guidance. The other fields of cooperation with social partners are not developed well enough because of poor qualification of teachers. They include: integration of education and production; realization of business projects; consulting; etc. Based on the analusis of these problems we offer modules of pedagogical re-training of teachers that include the use of modern technologies of learning, case-study, problem-based and project technologies.

Текст научной работы на тему «Готовность педагогов среднего профессионального образования к решению задач профессионального обучения»

УДК 377.124

ББК Ч447.042 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.08

Андрюхина Людмила Михайловна,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры профессиональной педагогики, Институт психолого-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей 11, [email protected].

Днепров Сергей Антонович,

доктор педагогическихнаук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, Институт психолого-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected].

Зимина Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессиональной педагогики, Институт психолого-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected].

Уткина Светлана Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессиональной педагогики, Институт психолого-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей 11, e-mail: [email protected].

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преподаватели; учреждения среднего профессионального образования; профессиональные стандарты; профессиональная компетентность; педагогическая деятельность; трудовые функции; профессиональное обучение.

АННОТАЦИЯ. В статье авторы обращаются к актуальной проблеме измерения уровня сформиро-ванности у преподавателей СПО, не имеющих профессионально-педагогического образования, готовности к решению задач профессионального обучения на основе выделенных в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» четырех трудовых функций. На основе анализа Профессионального стандарта выделено 37 показателей, характеризующих владение преподавателем данными трудовыми функциями.

Проведенное педагогическое исследование выявило, что деятельность преподавателей крайне затруднена из-за отсутствия профессионально-педагогического образования. Наибольшие трудности в деятельности педагога профессионального обучения возникают в сфере владения современными технологиями обучения: модульное обучение, кейс-технология, технологии проблемного и проектного обучения. Социальное партнерство в деятельности преподавателей представлено только двумя аспектами: преподаватель имеет опыт участия в работе с организациями социальных партнеров и привлекает социальных партнеров к участию в мероприятиях по профессиональной ориентации. Другие направления взаимодействия с социальными партнерами из-за недостаточной педагогической квалификации самих преподавателей практически отсутствуют. К ним относятся: обеспечение интеграции образования и производства; реализация предпринимательских проектов; участие в консалтинговой деятельности и др. На основе анализа недостатков, таких как затруднения в использовании современных образовательных технологий, использование технологий кейс-стади, проблемного, проектного обучения, выявленных в процессе мониторингового исследования, предложены модули педагогической переподготовки преподавателей.

Andryukhina Lyudmila Mikhailovna,

Doctor of Philosophy, Professor, Department of Professional Pedagogy, Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Dneprov Sergey Antonovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Professional Pedagogy, Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Zimina Elena Yurievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Utkina Svetlana Nikolayevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

READINESS OF SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL TEACHERS TO SOLVING CHALLENGES OF VOCATIONAL TRAINING

KEYWORDS: teachers; secondary vocational education; professional standard; professional competence; pedagogical activity; duties; professional training.

ABSTRACT. The authors discuss an urgent ussue of the level of readiness to teaching of the secondary vocational school teachers without pedagogical education. The Professional Standard of "Teacher of vocational and further education" includes four duties. On the basis of the analysis of Professional Standard we

singled out 37 paramétrés, which describe the level of the duties performance. This pedagogical research revealed that the absence of pedagogical education may cause a teacher serious problems. Most of the problems arise because of poor knowledge of modern learning technologies: modular teaching, case-study, problem-based and project technologies. Social partnership in teachers' work is presented by only two aspects: a teacher has experience of work with social partners and involes social partners in the work on caree guidance. The other fields of cooperation with social partners are not developed well enough because of poor qualification of teachers. They include: integration of education and production; realization of business projects; consulting; etc. Based on the analusis of these problems we offer modules of pedagogical retraining of teachers that include the use of modern technologies of learning, case-study, problem-based and project technologies.

Смена ключевых ориентиров в среднем профессиональном образовании привела к повышению требований к педагогической составляющей профессиональной деятельности, расширению и углублению содержания преподавательского труда, к изменению его традиционных функций. Имеющиеся модели оценки этого вида труда, включающие методику анализа и оценки его составляющих по системе учета показателей, служат сегодня обоснованием назначения стимулирующих выплат сотрудникам организаций среднего профессионального образования (СПО). Однако такие модели не обладают свойством ориентированности на решение главной задачи образования - обеспечение качества, соответствующего компетентностной парадигме образования. В связи с этим разработка методик анализа и регулирования преподавательского труда в парадигме компетент-ностного подхода, оптимизация этого вида труда сегодня особенно актуальна.

В рамках проекта «Методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования» (государственное задание № 2.76.2016/НМ) кафедрой профессиональной педагогики ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» создана оперативная база данных для мониторинга состояния кадрового обеспечения педагогическими работниками системы среднего профессионального образования и разработан опросник, направленный на выявление состояния подготовленности преподавателей образовательных организаций СПО, не имеющих профессионально-педагогического образования. Необходимо было определить входные характеристики их деятельности, основываясь на анализе содержания Профессионального стандарта педагогов [11]. Для этого применен функциональный подход, который основывается на утверждении, что в дея-

тельность всегда вовлечены люди, процессы и вещи, и каждая составляющая может быть «задействована» на четырех уровнях: высоком, достаточном, удовлетворительном и неудовлетворительном. Относительно каждого показателя эксперт должен был сделать экспертную оценку готовности по этим уровням. В опроснике для экспертов высокому уровню соответствовал ответ «да», демонстрирующий полную готовность и способность к решению профессиональных задач в соответствии требуемой Профессиональным стандартом функции деятельности преподавателя. Достаточный уровень был отражен ответом эксперта -«скорее да, чем нет». Удовлетворительному уровню соответствовал ответ: «скорее нет, чем да». Неудовлетворительному - «нет».

Определение квалификационных требований к педагогическому персоналу в соответствии с функциональным подходом предусматривает анализ пяти видов информации, отражающих:

• название деятельности;

• непосредственные цели задания;

• действия, необходимые для его выполнения;

• инструменты, оборудование и средства обучения;

• обязательные стандарты выполнения работы.

Профессиональный стандарт определяет профессиональный минимум, которому должна соответствовать деятельность всех преподавателей в системе СПО. Кроме того, эти требования должны использоваться при составлении учебных программ и методических материалов, выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования.

Анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [2; 12; 14; 15; 16] позволил выделить 37 показателей по 4 трудовым функциям. Они приведены в таблице 1.

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 2.76.2016/н.м. на выполнение проекта по теме «Научно-методологическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования».

© Андрюхина Л. М., Днепров С. А., Зимина Е. Ю., Уткина С. Н., 2016

Трудовые функции и их показатели

Таблица 1

Показатели трудовой функции Количество

Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО 20

Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации 8

Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО 3

Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) 6

Коррелятивно группам показателей трудовых функций были разработаны вопросы опросника, предложенного экспертам, в качестве которых выступили наиболее опытные преподаватели, преподаватели-методисты или руководители организаций СПО, которые, используя опросник, дали оценку профессионально-педагогической деятельности преподавателей их образовательных организаций. В опросе приняли участие работники СПО из 85 субъектов Российской Федерации. Всего получено 485 экспертных заключений.

В качестве метода сбора данных выбран метод онлайн-опроса, предложенный С. А. Днепровым и С. С. Венковым для осуществления педагогических исследований [6; 7]. Инструмент исследования: стандартизированный опросник, заключенный в электронную оболочку интернет-сайта. Эксперты заполняли страницы сайта, на которых предлагалось выставить экспертную оценку по критериям готовности преподавателя СПО к решению профессиональных задач.

Сбор и обработка первичной информации осуществлялся посредством специального софта (электронной площадки), со специально разработанным упрощенным пользовательским интерфейсом. Статистическая обработка результатов реализована с помощью статистического пакета анализа SPSS.

Объект исследования - состояние кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования педагогическими работниками.

Цель исследования - выявить готовность преподавателей СПО дисциплин профессионального цикла, не имеющих профессионально-педагогического образования, к организации обучения в соответствии с требованиями Профессионального стандарта и потребностями рынка труда. Выбор этой категории преподавателей обусловлен тем, что

в образовательных организациях СПО более 70% преподавателей не имеют профессионально-педагогической подготовки.

В основу проведения исследования была положена гипотеза о том, что отсутствие профессионально-педагогической подготовки не позволяет преподавателям в полной мере выполнять свои обязанности по осуществлению качественного образовательного процесса [10].

С помощью факторного анализа была получена 11-факторная структура модели представлений руководителей о важнейших направлениях, по которым должны быть реализованы потенциальные возможности профессионально-педагогической переподготовки преподавателей профессионального обучения. В данной статье мы рассматриваем только те факторы, в которых отразились переменные, выделенные нами в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Из них первый фактор «Профессиональное обучение» включил в себя следующие переменные, представленные в таблице 2.

Очевидно, что объектом оценивания являлась профессиональная деятельность педагогов, не имеющих профессионально-педагогического образования, но самый большой «удельный» вес имеют ответы, связанные с обновлением учебно-методических комплексов в соответствии с ФГОС. Эксперты отметили способность преподавателей своевременно обновлять учебно-методические комплексы в соответствии с ФГОС (70% -«да» и 22% - «скорее да»), а также разрабатывать и обновлять программно-методическое обеспечение учебных дисциплин (модулей) (55% - «да» и 32% - «скорее да»). Это можно объяснить тем, что в образовательных

организациях системы СПО разработаны и реализуются положения, регламентирующие разработку программно-методического обеспечения учебного процесса, а методические службы способны осуществить грамотное руководство этим видом деятельности педагогов. Кроме того, наличие в Интернете в сво-

Переменные, относящиеся кфа

бодном доступе разнообразных программ и имеющийся педагогический опыт позволяют преподавателям не разрабатывать программы с нуля, а адаптировать уже имеющиеся, что тоже объясняет довольно высокий процент успешности деятельности педагогов по этим направлениям.

Таблица 2

«Профессиональное обучение»

Переменные (ответы на вопросы) Факторные нагрузки

Преподаватель своевременно обновляет учебно-методические комплексы в соответствии с ФГОС 0, 79

Преподаватель регулярно обновляет оценочные средства для проверки результатов дисциплины (модуля) 0,77

Преподаватель разработал и постоянно обновляет программно-методическое обеспечение учебных дисциплин (модулей) профессионального обучения СПО и (или) ДПО 0,74

Преподаватель разработал и адекватно применяет оценочные средства освоения компетенций обучающихся 0,68

Преподаватель использует в образовательном процессе комплекты обучающих модулей собственной разработки 0,53

Преподаватель планирует работу группы с учетом целей и задач основной профессиональной образовательной программы, ФГОС СПО, целей и задач молодежной политики 0,51

Преподаватель разрабатывает и использует новые методические средства контроля 0,51

Аналогичный вывод можно сделать по двум следующим показателям: эксперты отмечают довольно высокий процент успешности преподавателей в разработке и применении оценочных средств освоения компетенций обучающимися: 65% - «да» и 26% -«скорее да», а также в деятельности по регулярному обновлению оценочных средств для проверки результатов освоения дисциплины (модуля): 55% - «да» и 32% - «скорее да».

Несмотря на высокий общий процент по обеим позициям «да» и «скорее да», необходимо отметить, что ответ «скорее да» выбран одной третью экспертов, что свидетельствует о наличии их неуверенности в том, что преподавательский корпус успешно осуществляет этот вид деятельности. Действительно, переход от необходимости оценивать знания и умения обучающихся к оценке сформированности компетенций еще находится в зоне дискомфорта преподавателей. И это отразили эксперты.

Достаточно высокую оценку деятельности преподавателей по вышеуказанным критериям в аспекте своевременности и регулярности выполнений деятельности можно связать с характеристикой личности профес-

сионала вообще, независимо от полученного им образования. Такие качества преподавателя, как организованность, ответственность, дисциплинированность позволяют реализовать отдельные составляющие требований Профессионального стандарта.

Эксперты отразили в переменной «Преподаватель использует в образовательном процессе комплекты обучающих модулей собственной разработки» следующие данные: 55% - «да», 25% - «скорее да». По их мнению, данный показатель отражает то, что почти пятая часть преподавателей затрудняются с выполнением этой трудовой функции. Это указывает на существенный пробел в их способности к реализации модульной технологии обучения.

Анализ переменной «Преподаватель планирует работу группы с учетом целей и задач основной профессиональной образовательной программы, ФГОС СПО, целей и задач молодежной политики» позволил выявить, что 63% преподавателей полностью готовы к планированию работы группы, а 29% - «скорее да».

В ответах экспертов, характеризующих переменную «Преподаватель разрабатывает

и использует новые методические средства контроля» отмечается, что 42% преподавателей полностью готовы к выполнению этой трудовой функции, 37% - частично, пятая часть испытывают затруднения или вообще не готовы к ее выполнению.

Факторный анализ показал, что часть переменных имеют факторную нагрузку ниже 0,4, то есть они не вошли ни в один фактор. По-видимому, эти переменные не находятся в центре внимания экспертов, и они не придают им значение. К таким переменным относятся «Преподаватель разрабатывает и использует пакеты кейсов и проблемных ситуаций в обучении и воспитании», «Преподаватель разработал и применяет методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся», «Преподаватель готов использовать опыт работы на новейших видах производства в подготовке обучающихся». Эти преподаватели испытывают затруднения в использовании современных образовательных технологий [2; 3; 4; 5; 12], но руководители образовательных организаций СПО, выступающие в нашем исследовании в роли экспертов, не придают этому особого значения. Поэтому более трети преподавателей пока не способны разрабатывать и использовать паке-

Деятельность по организ

ты кейсов и проблемных ситуаций (24% -«скорее нет», 8% - «нет»). По мнению экспертов, только 31% преподавателей имеет разработанные кейсы для проведения процессов обучения и воспитания.

Современная парадигма образования предполагает использование гуманитарных технологий обучения. О. С. Мартьянова описывает их как новый тип управления процессами, основанный на «мягком» взаимодействии сторон, без использования средств «прямого авторитарного давления» [10]. К таким относят технологию проектного обучения [13]. Однако почти треть педагогов (20% - «скорее нет», 8% - «нет») имеют проблемы в процессе методического обеспечения проектной деятельности обучающихся.

Таким образом, актуальными для преподавателей СПО являются такие направления переподготовки, как модульное обучение, предполагающее разработку системы обучающих модулей; разработка и использование технологий кейс-стади, проблемного, проектного обучения.

Фактор «Деятельность по организации социального партнерства» составили переменные, отраженные в ответах респондентов (таблица 3).

Таблица 3

социального партнерства

Переменные (ответы на вопросы) Факторные нагрузки

Преподаватель имеет опыт участия в работе с организациями социальных партнеров 0,66

Преподаватель постоянно привлекает социальных партнеров к участию в мероприятиях по профессиональной ориентации 0,65

По мнению экспертов, 47% преподавателей имеют достаточный опыт участия в работе с организациями социальных партнеров (их ответ - «да»), а 28% - «скорее да». Однако пятая часть преподавателей не имеют такого опыта: 13% - «скорее нет», 9% -«нет». Несмотря на взаимодействие образовательных организаций СПО с работодателями, преподаватели еще недостаточно привлекают социальных партнеров к участию в мероприятиях по профессиональной ориентации: 20% - «скорее нет», 9% - «нет».

К переменным, не вошедшим в факторную структуру, относятся «Преподаватель регулярно повышает квалификацию в области новых производственных технологий и реализует их в учебно-производственном процессе», «Преподаватель разрабатывает и применяет организационное и методическое обеспечение для интеграции образования и производства» и «Преподаватель имеет дополнительное профессиональное образование по наиболее востребо-

ванным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования».

Во-первых, по мнению экспертов, всего лишь 36% преподавателей имеют дополнительное профессиональное образование и почти 50% его не имеют. Следовательно, пока преподаватели не могут обучать перспективным профессиям, поскольку сами ими не овладели.

Во-вторых, анализ ответов экспертов позволяет сделать заключение о том, что профессиональная подготовка преподавателей СПО должна соответствовать современному уровню развития педагогических технологий [14]. На это должен быть ориентирован и самоменеджмент профессионального развития педагога [1]. Именно взаимодействие образовательных организаций с социальными партнерами-работодателями стимулирует преподавателей регулярно повышать квалификацию в области новых производственных технологий и

реализовывать полученную информацию в образовательном процессе (67% - «да» и 25% - «скорее да»). Мы считаем, что эта переменная не вошла в факторную структуру из-за своей двойственной природы. С одной стороны, она отражает готовность педагога к самосовершенствованию, а с другой стороны - результаты повышения квалификации пока не влияют активно на внедрение инноваций в учебно-производственный процесс [8; 9].

В-третьих, по мнению экспертов, почти треть преподавателей не способны разрабатывать и применять организационное и методическое обеспечение для интеграции образования и производства (22% - «скорее нет», 3% - «нет»), хотя участие в процессах интеграции образования и производства является показателем высокого мастерства преподавателя профессиональной образовательной организации, что получило свое отражение в профессиональном стандарте.

Организация и проведение образовательного процесса на производственной площадке предприятия, выступающего социальным партнером - это залог наиболее качественного формирования профессиональных компетенций, обеспечение достижения такого результата профессионального образования, который соответствует современному уровню развития производства. Отсюда следует, что содержание переподготовки и повышения квалификации преподавателей должно иметь лич-ностно ориентированный, адресный, прак-тико-ориентированный характер. Действительно, подготовка педагогов к организации взаимодействия с социальными партнерами на данный момент пока не входит в перечень обязательных дисциплин. Поэтому даже педагоги с профессионально-педагогическим образованием могут чувствовать себя неуверенно в процессе организации социального партнерства.

К сожалению, отсутствие психолого-педагогического образования сказывается на работе преподавателя: только 39% знают и используют для решения педагогических проблем психологические особенности обучающихся, а 46% отметили «скорее да». Еще меньше преподавателей в процессе проектирования и применения новых способов учебных действий обучающихся учитывают закономерности восприятия и осмысления: 33% - «да», 42% - «скорее да». Деятельность более четверти преподавателей по этим показателям не соответствует требованиям Профессионального стандарта. Наибольшее числовое значение у позиции «скорее да» говорит о неуверенности экспертов в том, что преподаватели способны реализовать эти функции.

Действительно, если основы общей психологии, производственной психологии, психологии управления, профессиональной педагогики и т.п. изучают в процессе получения высшего образования, то профессионально-педагогических знаний преподавателям явно недостает. Однако положительную роль в реализации способности педагогов реализовывать эти трудовые функции играет наличие жизненного опыта, к которому, в первую очередь, относятся: опыт взаимодействия в семье, наблюдение за деятельностью других педагогов и так называемое информальное образование. Эта профессиональная компетенция преподавателя пока остается несформированной на необходимом уровне. Конечно, эта ситуация имеет непосредственное отношение к качеству обучения. Именно это направление должно войти в содержание программ переподготовки педагогов.

Завершая анализ результатов исследования кадрового обеспечения СПО, нужно отметить следующее:

• наибольшие трудности педагоги профессионального обучения испытывают в сфере владения современными технологиями обучения: модульное обучение, кейс-технология, технологии проблемного и проектного обучения;

• социальное партнерство в деятельности преподавателей представлено только двумя аспектами: преподаватель имеет опыт участия в работе с организациями -социальными партнерами и привлекает социальных партнеров к участию в мероприятиях по профессиональной ориентации. К сожалению, другие направления взаимодействия с социальными партнерами вследствие недостаточной квалификации самих преподавателей отсутствуют или недостаточно представлены: обеспечение интеграции образования и производства; реализация предпринимательских проектов; консалтинговая деятельность.

Обеспечить соответствие деятельности педагогов требованиям Профессионального стандарта возможно посредством реализации программ дополнительного профессионального образования, проведения профессиональной переподготовки. Для того чтобы обеспечить адресную поддержку педагогов, испытывающих затруднения по реализации отдельных компонентов трудовых функций, структура программ должна включать вариативные модули. Результаты исследования позволяют выделить такие актуальные модули:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проектирование педагогических технологий;

• проектирование учебного занятия в модульно-компетентностной технологии;

• организация проектной деятельности • социальное партнерство в организа-обучающихся в системе СПО; ции СПО;

• разработка контрольно-оценочных • психолого-педагогические основы ре-средств сформированности профессиональ- ализации образовательного процесса в ор-ных компетенций; ганизациях СПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева А. Самоменеджмент - условие личного и профессионального успеха // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки : сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № l(l6). URL: http://sibac.info/archive/economy/1(16).pdf (дата обращения: 06.11.2016).

2. Андрюхина Л. М. Перспективы социально-профессиональной мобильности в контексте инновационных изменений образовательного ландшафта // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сб. мат-лов и докладов Международ. конференции, Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. С. 9-14.

3. Андрюхина Л. М. Технологии телеприсутствия - новая антропологическая платформа развития образования / / Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 49-66.

4. Андрюхина Л. М. Новая антропологическая платформа развития образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 3.С. 17-23.

5. Андрюхина Л. М. Фадеева Н. Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 320-330.

6. Венков С. С., Днепров С. А. Факторный анализ экспертной оценки онлайн-тестов универсальных качеств личности преподавателей информационных технологий / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 2. С. 13-16.

7. Днепров С. А Головкин А. В. Формирование конкурентной работоспособности // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 2. С. 38-39.

8. Зимина Е. Ю.Управленческая компетентность педагога профессиональной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 365-369.

9. Зимина Е. Ю.Управление мотивацией персонала в образовательном учреждении НПО // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2011. № 3. С. 227-234.

10. Мартьянова О. С. Менеджмент качества как гуманитарная технология. URL: http:// quali-ty.petrsu.ru/ file/206/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84.ppt (дата обращения:21.02.2015).

11. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N б08н). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 01.004.pdf (дата обращения 15.12.2015).

12. Уткина С. Н.Технологии активного обучения как средство развития профессионализма // Акмео-логия профессионального образования : мат-лы 11-й Всерос. науч.-практич. конференции 13-14 марта 2014 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 272-274.

13. Уткина С. Н. Технология проектного обучения как средство профессионального саморазвития // Акмеология профессионального образования : мат-лы 12-й Всероссийской научно-практической конференции, 12-13 марта 2015 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. С. 106-109.

14. Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании : сб. науч. тр. IX Международ. науч.-практич. конференции. Екатеринбург, 16 февраля 2016 г. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2016. 194 с.

15. Andryukhina L. M., Dneprov S. А., Sumina T. G., Ziminaa E. Yu., Utkina S. N. and Mantulenko V. V. Vocational Pedagogical Competencies of a Professor in the Secondary Vocational Education System: Approbation of Monitoring Model // INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION 2016. Vol. 11. № 14, Р. 7045-7065.

16. Andryukhina L. M., Dneprov S. А., Sumina T. G., Ziminaa E. Yu., Utkina S. N. and Mantulenko V. V. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education // INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION. 2016. Vol. 11. №. 14. Р. 7016-7034.

REFERENCES

1. Andreeva A. Samomenedzhment - uslovie lichnogo i professional'nogo uspekha // Nauchnoe soob-shchestvo studentov XXI stoletiya. Ekonomicheskie nauki : sb. st. po mat. XVI mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/economy/1(16).pdf (data obrashcheniya: 06.11.2016).

2. Andryukhina L. M. Perspektivy sotsial'no-professional'noy mobil'nosti v kontekste innovatsionnykh izmeneniy obrazovatel'nogo landshafta // Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke : sb. mat-lov i dokladov Mezhdunarod. konferentsii, Ekaterinburg, 29-30 maya 2014 g. Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. S. 9-14.

3. Andryukhina L. M. Tekhnologii teleprisutstviya - novaya antropologicheskaya platforma razvitiya obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2014. № 8 (117). S. 49-66.

4. Andryukhina L. M. Novaya antropologicheskaya platforma razvitiya obrazovaniya // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2015. T. 3.S. 17-23.

5. Andryukhina L. M. Fadeeva N. Yu. Kreativnye praktiki formirovaniya mezhkul'turnoy kommu-nikativnoy kompetentnosti // Integratsiya obrazovaniya. 2016. T. 20. № 3. S. 320-330.

6. Venkov S. S., Dneprov S. A. Faktornyy analiz ekspertnoy otsenki onlayn-testov universal'nykh kachestv lichnosti prepodavateley informatsionnykh tekhnologiy / Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 2016. № 2. S. 13-16.

7. Dneprov S. A Golovkin A. V. Formirovanie konkurentnoy rabotosposobnosti // Professional'noe obra-zovanie. Stolitsa. 2012. № 2. S. 38-39.

8. Zimina E. Yu.Upravlencheskaya kompetentnost' pedagoga professional'noy shkoly // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2010. № 13. S. 365-369.

9. Zimina E. Yu.Upravlenie motivatsiey personala v obrazovatel'nom uchrezhdenii NPO // Upravlenie chelovecheskimi resursami - osnova razvitiya innovatsionnoy ekonomiki. 2011. № 3. S. 227-234.

10. Mart'yanova O. S. Menedzhment kachestva kak gumanitarnaya tekhnologiya. URL: http:// quali-ty.petrsu.ru/ file/206/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%Dl%84.ppt (data obrashcheniya:2l.02.20l5).

11. Professional'nyy standart «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» (utv. prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. N 608n). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 0i.004.pdf (data obrashcheniya 15.12.2015).

12. Utkina S. N.Tekhnologii aktivnogo obucheniya kak sredstvo razvitiya professionalizma // Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya : mat-ly 11-y Vseros. nauch.-praktich. konferentsii 13-14 marta 2014 g., g. Ekaterinburg / Ros. gos. prof.-ped. un-t. Ekaterinburg, 2014. S. 272-274.

13. Utkina S. N. Tekhnologiya proektnogo obucheniya kak sredstvo professional'nogo samorazvitiya // Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya : mat-ly 12-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 12-13 marta 2015 g., g. Ekaterinburg / Ros. gos. prof.-ped. un-t. Ekaterinburg, 2015. S. 106-109.

14. Formirovanie kadrovogo potentsiala SPO - innovatsionnye protsessy na proizvodstve i v profession-al'nom obrazovanii : sb. nauch. tr. IX Mezhdunarod. nauch.-praktich. konferentsii. Ekaterinbur, 16 fevralya 2016 g. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t., 2016. 194 s.

15. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Ziminaa E. Yu., Utkina S. N. and Mantulenko V. V. Vo-cational Pedagogical Competencies of a Professor in the Secondary Vocational Education System: Approbation of Monitoring Model // INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION. 2016, Vol. 11. №. 14. R. 7045-7065.

16. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Ziminaa E. Yu., Utkina S. N. and Mantulenko V. V. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education // INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION. 2016. Vol. 11. №. 14, R. 7016-7034.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. Д. Ширшов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.