Научная статья на тему 'Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания?[1]'

Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания?[1] Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ОПРОСНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / VOCATIONAL EDUCATION / TEACHERS / PROFESSIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL WORK / SOCIAL-PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL QUALITIES / PERSONAL TRAITS / QUESTIONNAIRE / EDUCATIONAL TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюхина Людмила Михайловна, Венков Сергей Сергеевич, Днепров Сергей Антонович, Сумина Татьяна Григорьевна

В статье рассматриваются результаты исследования способности преподавателя СПО без профессионально-педагогического образования к решению задач воспитания. Обосновывается обусловленность ведущей роли воспитания в формировании профессиональных компетенций у будущих рабочих и специалистов среднего звена. Для проведения исследования был подготовлен опросник, помещенный на специально разработанном сайте в информационной среде интернета. В качестве экспертов выступили руководители профессиональных образовательных организаций и преподаватели-методисты, которые оценивали готовность преподавателя к решению педагогических задач по разработанным нами важнейшим признакам. Как показало исследование, преподаватели, имеющие производственный опыт, но не имеющие педагогического образования, в решении задач воспитания испытывают существенные затруднения. Особо сложны виды деятельности, направленные на создание условий для самоактуализации личности обучающегося, обеспечение индивидуального подхода, проектирование и применение средств педагогической диагностики. Не имея профессионально-педагогического образования, преподаватель СПО вынужден опираться в своей деятельности на житейский опыт и здравый смысл. Однако для решения современных задач образовательной практики в СПО этого недостаточно. Требуется системное профессионально-педагогическое знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюхина Людмила Михайловна, Венков Сергей Сергеевич, Днепров Сергей Антонович, Сумина Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAN vocational INSTITUTION TEACHER WITHOUT PEDAGOGICAL EDUCATION perform THE tasks of upbringing?

The article discusses the ability of a teacher without pedagogical education to perform the tasks of upbringing. The leading role of upbringing in building professional competencies of future workers and mid-level specialists is proved. For the purpose of this study we made a questionnaire and posted it at the website. Managers and methodologists of vocational educational institutions were acting as experts who evaluated preparedness of the educators to performing professional tasks according to key criteria developed by us. The study showed that the educators having experience of work at a factory, but no pedagogical education had significant difficulties in performing tasks of upbringing. The activities related to personality self-actualization, individual approach and the means of pedagogical diagnostics were especially difficult. The absence of pedagogical education makes the teacher rely only on their practical experience and common sense. It seems insufficient for performing modern tasks of educational practice in vocational education. For performing these tasks systemic knowledge in vocational pedagogy knowledge is required.

Текст научной работы на тему «Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания?[1]»

УДК 377.112.4

ББК Ч447.042 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.08

Андрюхина Людмила Михайловна,

доктор философских наук, профессор, кафедра профессиональной педагогики, Институт психолого-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроитедей, д. 11; e-mail: andrLM@yandex.ru

Венков Сергей Сергеевич,

старший преподаватель, кафедра информационных систем и технологий, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: venkov-s@yandex.ru

Днепров Сергей Антонович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: dneprovsergey@gmail.com

Сумина Татьяна Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: tsumina@mail.ru

СПОСОБЕН ЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПО,

НЕ ИМЕЮЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ?1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: среднее специальное образование; преподаватели; профессиональная деятельность; воспитательная работа; социально-профессиональное воспитание; профессиональные качества; качества личности; опросники; педагогическая диагностика.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются результаты исследования способности преподавателя СПО без профессионально-педагогического образования к решению задач воспитания. Обосновывается обусловленность ведущей роли воспитания в формировании профессиональных компетенций у будущих рабочих и специалистов среднего звена. Для проведения исследования был подготовлен опросник, помещенный на специально разработанном сайте в информационной среде интернета. В качестве экспертов выступили руководители профессиональных образовательных организаций и преподаватели-методисты, которые оценивали готовность преподавателя к решению педагогических задач по разработанным нами важнейшим признакам. Как показало исследование, преподаватели, имеющие производственный опыт, но не имеющие педагогического образования, в решении задач воспитания испытывают существенные затруднения. Особо сложны виды деятельности, направленные на создание условий для самоактуализации личности обучающегося, обеспечение индивидуального подхода, проектирование и применение средств педагогической диагностики. Не имея профессионально-педагогического образования, преподаватель СПО вынужден опираться в своей деятельности на житейский опыт и здравый смысл. Однако для решения современных задач образовательной практики в СПО этого недостаточно. Требуется системное профессионально-педагогическое знание.

Andryukhina Lyudmila Мikhailovna,

Doctor of Philosophy, Professor, Department of Professional Pedagogy, Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Venkov Sergey Sergeevich,

Senior Lecturer, Department of Informational Systems and Technologies, Russian State Vocational Pedagogical University, Eka-terinbug, Russia.

Dneprov Sergey Antonovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Professional Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinbug, Russia.

Sumina Tatiana Grogorievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogic University, Ekaterinbug, Russia.

CAN VOCATIONAL INSTITUTION TEACHER

WITHOUT PEDAGOGICAL EDUCATION PERFORM THE TASKS OF UPBRINGING?

KEY WORDS: vocational education; teachers; professional activity; educational work; social-professional education; professional qualities; personal traits; questionnaire; educational test.

ABSTRACT. The article discusses the ability of a teacher without pedagogical education to perform the tasks of upbringing. The leading role of upbringing in building professional competencies of future workers and mid-level specialists is proved. For the purpose of this study we made a questionnaire and posted it at

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 2.76.2016/н.м. на выполнение проекта по теме «Научно-методологическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования».

the website. Managers and methodologists of vocational educational institutions were acting as experts who evaluated preparedness of the educators to performing professional tasks according to key criteria developed by us. The study showed that the educators having experience of work at a factory, but no pedagogical education had significant difficulties in performing tasks of upbringing. The activities related to personality self-actualization, individual approach and the means of pedagogical diagnostics were especially difficult. The absence of pedagogical education makes the teacher rely only on their practical experience and common sense. It seems insufficient for performing modern tasks of educational practice in vocational education. For performing these tasks systemic knowledge in vocational pedagogy knowledge is required.

Актуальность проблемы связана с необходимостью приоритетного решения задач воспитания обучающихся в СПО для повышения качества профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов среднего звена. Ключевое противоречие среднего профессионального образования - между практически полной укомплектованностью преподавателями с высшим образованием (97%) и недопустимо малым числом преподавателей, имеющих профессионально-педагогическое образование (24%). Это противоречие приводит к многочисленным проблемам в профессиональном образовании будущих рабочих и специалистов среднего звена [15].

Цель исследования - выявление готовности преподавателей СПО, не имеющих профессионально-педагогического образования, к осуществлению современного учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов среднего звена.

Задачи исследования:

• подтверждение обоснованности противоречий в осуществлении учебно-воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации;

• подтверждение адекватности теоретических оснований, выбранных для разработки процедур мониторинга, задаче переподготовки (на основе принципа модульности образовательного процесса и принципа соответствия профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», вводимому в действие с 2017 г);

• выявление общего состояния кадрового обеспечения системы профессионального образования в части решения задач, соответствующих модулю «Социально-профессиональное воспитание»;

• выявление общего состояния кадрового обеспечения системы профессионального образования в части решения задач, соответствующих модулю «Профессиональное обучение»;

• получение данных, позволяющих осуществить предварительный выбор форм профессионально-педагогического сопровождения педагогических работников для повышения кадрового потенциала СПО в

освоении перспективных профессий при помощи российских и международных конкурсов профессионального мастерства.

Базой проведения исследования являлись профессиональные образовательные организации на всей территории Российской Федерации. Общее количество экспертов - 526, но ответы, пригодные для обработки, дали 472 участника.

Как показали наши исследования, преподаватели-производственники прежде всего испытывают существенные затруднения в решении задач воспитания. Не имея профессионально-педагогического образования, такие преподаватели вынуждены опираться в своей деятельности на житейский опыт и здравый смысл, характерный для обыденного педагогического сознания. Однако для решения современных профессионально-педагогических задач недостаточно простого обыденного педагогического сознания, основанного на жизненном педагогическом опыте, хотя наше исследование показало, что его значение трудно переоценить.

Для разрешения проблем образовательного процесса кроме высокой степени готовности к профессии, которой преподаватель обучает своих учеников, требуется педагогически обоснованная, качественная воспитательная работа со стороны каждого преподавателя СПО, для осуществления которой он должен обладать целым рядом профессионально-педагогических компетенций. Это яркий пример полипрофессионализма, когда один работник должен обладать не только смежными, но и весьма отдаленными компетенциями [11]. Если преподаватель СПО этими компетенциями не обладает или обладает не в полной мере, весь учебно-производственный процесс профессиональной образовательной организации становится малоэффективным [2].

Педагогическая деятельность преподавателей в области воспитания затрудняется сложностью контингента обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях. Обучающиеся не мотивированы на учебную деятельность. Отсутствуют ценностные ориентации на усвоение будущей профессии. Зато распространено негативное отношение не только к общественно полезному труду, но и к любому

© Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Сумина Т. Г., 2017

производительному труду даже для удовлетворения своих потребностей. Характерно равнодушное отношение к традициям русской государственности и патриотизма. Снижен общий уровень образованности и воспитанности, а также обучающиеся далеки от соответствия нравственным нормам. Нередко противоправное, асоциальное и даже криминальное поведение [8]. Поэтому возрастает значение систематизированного и целенаправленно применяемого научного педагогического знания в воспитательной деятельности для трансформации производственных компетенций преподавателя в соответствующие компетенции студента.

Общеизвестно, что компетенции представляют собой интегративные профессионально-личностные качества, обеспечивающие успех в предстоящей деятельности [5]. Именно такие результаты образования традиционно формируются на основе воспитательной деятельности педагогов, играющей исключительно важную роль в формировании нравственного поведения, необходимого для обеспечения качества продукции и ценностного отношения к человеку, к труду, к профессии. Все это обеспечивает качество производимых товаров и предоставляемых услуг [9].

Ценность познания или ценность профессии у обучающегося появляется вследствие осмысления значимости своего участия в учебно-производственном процессе. А у большинства обучающихся в СПО такое осмысление часто происходит исключительно в результате взаимодействия с преподавателем, педагогически подготовленным к ведению воспитательной работы. Таким образом, несформированная готовность преподавателя СПО к ведению воспитательной работы становится чрезвычайно важной проблемой, решение которой может существенно повысить качество профессионального образования будущих рабочих и специалистов среднего звена.

От воспитательной деятельности преподавателя во многом зависит профессиональная мобильность рабочего и специалиста среднего звена [6], обеспечение их конкурентоспособности [1], их успешности и работоспособности в решении производственных задач будущей трудовой деятельности [4]. Закономерно возникает вопрос: «Если в профессиональных образовательных организациях большинство педагогов имеют высшее профессиональное образование, но не имеют профессионально-педагогического образования, удается ли им решать задачи воспитания?».

Недостаточная подготовленность преподавателей к воспитательной деятельности негативно сказывается не только на

учебной деятельности студентов, но и на всем образовательном процессе. Не случайно в ФГОС по направлению подготовки 44.04.04 (Профессиональное обучение (по отраслям)) и в Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, вводимом с января 2017 г., особое место отводится компетенциям и трудовым функциям, нацеленным на осуществление воспитательной работы с обучающими в СПО. Ответить на вопрос «Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, воспитывать студентов?» поможет анализ экспертной оценки руководителей образовательных организаций СПО и педагогов-методистов профессиональной деятельности преподавателей. Как правило, это директор и его заместители - наиболее опытные работники СПО, а преподаватели-методисты имеют большой стаж работы. На их осведомленность о качестве профессиональной деятельности преподавателей влияют специфические особенности образовательных организаций СПО, существенно отличающие их от школ и вузов, что мы учли в процессе выбора методики проведения исследования.

Профессиональная деятельность руководства, преподавателей и мастеров производственного обучения по формированию личностных и профессиональных качеств будущих рабочих и специалистов среднего звена в учреждении СПО происходит на виду у всего коллектива. В отличие от вузов организации среднего профессионального образования относительно малочисленны, поэтому практически каждый преподаватель находится на виду и руководство образовательной организации хорошо осведомлено о сильных и слабых сторонах его профессиональной деятельности. Любая проблема или конфликт с обучающимися не локализуются, как в средней школе в рамках учебного класса, а решаются совместными усилиями руководства и педагогического коллектива профессиональной образовательной организации. Поэтому преодоление конфликтов одновременно сплачивает и помогает информировать всех работников учреждения СПО о качестве профессионально-педагогической деятельности каждого преподавателя.

Своеобразный персональный вклад каждого педагога в развитие личности и учебно-профессиональной деятельности обучающегося вносит авторский характер, который проявляется четко, так как уровень сформированности личностных качеств и профессиональных компетенций зависит от усилий конкретного преподавателя или ма-

стера производственного обучения. Обучающиеся приобретенные компетенции сразу же пускают в дело. Успехи или просчеты одного педагога сразу же видны всем. Вот почему руководители, преподаватели-методисты хорошо знают деятельность каждого преподавателя. Тем более что преподаватели, не имеющие профессионально-педагогического образования, удостаиваются особого внимания руководства и преподавателей-методистов образовательных учреждений. Поэтому было принято решение в качестве экспертов использовать руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей и преподавателей-методистов. К их экспертной оценке стоит прислушиваться, и ей можно доверять. Они заинтересованы в коренном улучшении ситуации с профессионально-педагогической подготовленностью своих преподавателей, а благодаря отсутствию необходимости указывать персональные данные преподавателей, являющихся объектом экспертной оценки, достаточно объективны в выражении своего мнения.

Как же занимаются воспитательной деятельностью педагоги профессионального обучения, не имеющие профессионально-педагогического образования и самостоятельно осваивающие эту важную часть педагогической деятельности? Чтобы это выяснить, в Российском профессионально -педагогическом университете С. А. Днепров и Т. Г. Сумина разработали двадцать шесть вопросов к экспертам, в качестве которых выступили руководители организаций СПО и преподаватели-методисты, а также наиболее опытные преподаватели, хорошо знающие особенности профессиональной деятельности педагогов. В основу содержания опросника была положена компетент-ностная модель педагога профессионального обучения, опирающаяся на Федеральный государственный образовательный стандарт и Профессиональный стандарт [9; 12].

На специально созданном сайте moni-toring.rsvpu.ru для экспертов был предложен опросник, получивший название «Преподаватель глазами руководителя или преподавателя-методиста». В опросном листе, который предлагался экспертам, были приведены важнейшие признаки и показатели готовности преподавателя к решению профессиональных задач. Относительно каждого показателя эксперт должен был сделать экспертную оценку готовности по уровням:

• «Да, демонстрирует полную готовность к решению соответствующих задач воспитания, обучения или новых задач, выдвигаемых современной экономикой»,

• «Скорее да, чем нет»,

• «Скорее нет, чем да»,

• «Нет, полностью не готов к решению задач воспитания, обучения или новых задач, выдвигаемых современной экономикой».

Экспертная оценка выставлялась в соответствии с характеристиками педагогической деятельности преподавателя, имеющего высшее образование, соответствующее производственной сфере деятельности, но не имеющего профессионально-педагогического образования. Респондентам предлагалось выставить экспертную оценку по критериям готовности преподавателя СПО к решению задач, соответствующих тематическим модулям «Социально-профессиональное воспитание», «Профессиональное обучение» и «Формирование перспективных компетенций». Структурирование данных осуществлялось таким образом, чтобы в дальнейшем можно было осуществить их статистическую обработку с помощью факторного анализа [3].

Всего было размещено восемьдесят два вопроса, двадцать шесть вопросов из которых раскрывали двадцать одну компетенцию, характеризующую готовность педагога к решению задач воспитания [11]. Кроме С. А. Днепрова и Т. Г. Суминой в разработке вопросника приняли участие Л. М. Анд-рюхина (компетентность преподавателей в области перспективных профессий), С. Н. Уткина, Е. Ю. Зимина и О. М. Устьян-цева (учебная компетентность преподавателей).

Анализ ответов экспертов показал, что решение задач воспитания обучающихся происходит не только через передачу и приобретение опыта познавательных и трудовых действий [13]. Как же помочь преподавателю среднего профессионального образования повысить свою педагогическую компетентность? Безусловно, преподаватели профессиональных образовательных организаций нуждаются в дополнительной подготовке и переподготовке. Но какими должны быть по своему содержанию программы дополнительного образования? Направить преподавателя СПО на повторение программы бакалавриата и магистратуры по педагогическому направлению подготовки вряд ли возможно. Выход один - надо найти слабые звенья в осуществлении профессионально-педагогической деятельности работников СПО, для того чтобы целенаправленно, адресно и индивидуально (персонально) решать проблему переподготовки, опираясь на те возможности, которые предоставляют современные средства педагогических коммуникаций, в том числе информационные системы в среде интернета.

Все без исключения эксперты дали ответы на первый вопрос о толерантности преподавателей, не имеющих профессионального педагогического образования. Мы уверены, что толерантность - ключевая характеристика, определяющая профессиональную пригодность каждого представителя среды педагогов.

Выяснилось, что, отвечая на первый вопрос, связанный с толерантным отношением преподавателя к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям обучающихся, семьдесят девять процентов экспертов выбрали ответ «Да», несмотря на отсутствие у «экспертируемых» профессионально-педагогического образования. По мнению руководителей и преподавателей-методистов, у двадцати процентов преподавателей это качество скорее выражено, чем нет. Только у одного процента преподавателей этого качества скорее нет, чем оно есть. Нетолерантных педагогов не выявлено. В современных условиях среди личностных профессиональных педагогических качеств толерантность к восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, имеющих место в среде будущих рабочих и специалистов среднего звена, играет чрезвычайно важную роль, так как именно толерантный преподаватель имеет возможность расположить к себе трудного или даже педагогически запущенного воспитанника и тем самым обеспечивает продуктивное педагогическое взаимодействие. Все без исключения эксперты ответили на этот вопрос. Это означает, что эксперты в полной мере владеют информацией о характере педагогической деятельности преподавателей.

Второй вопрос, обращенный к экспертам, касался умения преподавателей устанавливать диалог с доминантой на собеседнике. Преподавателей, полностью овладевших этим умением, оказалось значительно меньше, чем толерантных - сорок один процент. Вселяет надежду, что это умение на уровне «скорее да, чем нет» освоили еще сорок два процента преподавателей. Однако тринадцать процентов экспертов по поводу этого умения преподавателей выбрали ответ «скорее нет, чем да» и два процента - «нет». Только один процент экспертов затруднились с ответом на этот вопрос. Вызывает озабоченность значительное количество педагогов, не обладающих этим качеством. Очевидно, что самостоятельно освоить это умение педагог, не имеющий профессионально-педагогического образования, может только с большим трудом. Поэтому для освоения этого умения такими преподавателями необходима профессионально-педаго-

гическая переподготовка в области педаго-

гического взаимодействия и коммуникации, которая будет разработана по результатам выполнения государственного задания.

Что касается третьего показателя готовности преподавателя к решению задач воспитания, то, по оценкам экспертов, пятьдесят два процента преподавателей СПО, несмотря на отсутствие профессионально-педагогического образования, умеют разрешать конфликтные ситуации, а сорок два процента скорее справляются с такими ситуациями, чем не справляются. Всего лишь пять процентов респондентов выставили экспертную оценку - «скорее нет, чем да». Следовательно, в процессе переподготовки таких преподавателей обязательно нужно затронуть актуальные проблемы педагогической конфликтологии. Отрадно, что преподавателей, не умеющих справляться с конфликтами, в ходе экспертного опроса вообще не выявлено и всего один процент экспертов затруднились дать какой-либо ответ на этот вопрос.

Сходные результаты дал анализ ответов экспертов на четвертый вопрос: «Умеет ли преподаватель критиковать конструктивно без негативных последствий?». По сорок пять процентов ответов распределилось между вариантами «да» и «скорее да, чем нет». Однако заметна доля тех, кто с большим трудом справляется с решением этой задачи (8 %) и даже совсем не справляется (1 %). На это следует обратить внимание в адресной переподготовке, в которой обязательно должен быть модуль, посвященный организации профессионально-педагогического взаимодействия с обучающимися. Один процент экспертов затруднились дать какой-либо ответ на этот вопрос.

При ответе экспертов на 5-й вопрос «Преподаватель выстраивает стратегию общения с учетом ценностных ориентаций и ближайших интересов обучающих» выяснилось, что сорок семь процентов преподавателей полностью владеют этим умением, а сорок четыре процента - «скорее да, чем нет». В целом уровень довольно высокий, но есть проблемы у восьми процентов преподавателей. Они скорее не владеют, чем владеют этим качеством личности педагога, хотя полностью не владеющих этим качеством в нашем исследовании не выявлено. Забегая вперед, следует сказать о том, что, по данным факторного анализа, у переменной, характеризующей это качество, большой «вес», а по мнению экспертов, довольно много преподавателей, у которых это качество слабо развито. Несомненно, это создает проблемы в профессионально-педагогической деятельности.

Важное практическое умение педагога - проводить коррекцию общения обуча-

ющихся, опираясь на их возрастные и индивидуальные особенности, - полностью развито у сорока девяти процентов преподавателей, у тридцати восьми процентов -«скорее да, чем нет», а у одиннадцати процентов - «скорее нет, чем да». Не выявлено тех, у кого это качество не развито совсем, и только один процент экспертов затруднился в том, чтобы ответить на этот вопрос. Анализ результатов ответов экспертов на этот вопрос свидетельствует о необходимости профессионально-педагогической переподготовки не менее, чем для одиннадцати процентов преподавателей.

Аналогичные выводы можно сделать по поводу ответов экспертов на седьмой вопрос, связанный с анализом готовности преподавателей, не имеющих профессионально-педагогического образования, к воспитанию обучающихся: «Преподаватель снимает у обучающихся психологические барьеры, подбадривая словом и улыбкой». Сорок девять процентов преподавателей полностью владеют этим умением, сорок процентов - скорее да, чем нет, девять процентов - скорее нет, чем да. Только один процент преподавателей СПО не умеет это делать. Один процент экспертов не ответил на вопрос о снятии психологических барьеров. Следует отметить, что это умение нередко формируется помимо профессионально-педагогического образования у людей-экстравертов и людей социально ориентированных (доброжелательных, позитивно коммуникабельных). Однако наилучшие результаты в формировании этого качества демонстрируются в том случае, если его развитие опиралось на методологическую и теоретическую базу, которая появляется только в результате получения системного педагогического знания во время переподготовки.

Восьмой вопрос связан с умением преподавателей создавать творческую обстановку во время подготовки досуговых и социально значимых мероприятий. Речь идет о том, что многие креативно ориентированные люди способны создавать творческую обстановку, не обладая систематизированным профессионально-педагогическим знанием. По мнению экспертов, сорок пять процентов полностью владеют этим качеством, а тридцать девять - «скорее да, чем нет». Обращает на себя внимание то, что пятнадцать процентов преподавателей, не имеющих профессионально-педагогического образования, «скорее не владеют этим качеством, чем владеют». Преподавателей, не владеющих этим качеством, с точки зрения экспертов, нет. Два процента экспертов затруднились с ответом на этот вопрос.

Без профессионально-педагогического образования намного сложнее моделировать направления совместной деятельности и особенно стимулировать к этому обучающихся. Однако, по мнению экспертов, сорок три процента преподавателей полностью владеют этим качеством, а тридцать восемь процентов - частично. Заметное количество (16%) скорее не владеют, чем владеют. Один процент преподавателей этим качеством не владеет. Важность моделирования новых направлений деятельности трудно переоценить. Человек не может жить, учиться, развиваться профессионально и социально, не выстраивая целенаправленно перспективы. Вопросы, связанные с этим видом деятельности в воспитательной работе, относятся к наиважнейшим. Поэтому необходима профессионально-педагогическая переподготовка, ориентированная на организацию проектного обучения и воспитания.

Ответы экспертов на десятый вопрос позволили продемонстрировать педагогические умения, которые с большим трудом формируются вне фундаментальной системы профессионально-педагогического образования. Это повышение преподавателем значимости каждого обучающегося в творческой подготовке воспитательного мероприятия. Полностью овладели им тридцать три процента, «скорее да, чем нет» - сорок шесть процентов, «скорее нет, чем да» - восемнадцать процентов. Два процента преподавателей не владеют этим умением. Один процент экспертов затруднился с ответом на этот вопрос. Между тем, сущность проблемы, отраженной десятым вопросом, - практическая реализация личностного подхода. Если только тридцать три процента преподавателей уверенно создают условия, в которых обучающийся осознает себя как личность, это означает, что в век торжества гуманистической парадигмы образования в СПО не вполне обеспечивается реализация личностного подхода.

Еще более важную роль играет профессионально-педагогическое образование для анализа причин возникновения проблем в профессионально-педагогической деятельности, которому посвящен одиннадцатый вопрос. Сорок три процента экспертов заявили: «Да, наши преподаватели полностью овладели этим умением». Тридцать шесть процентов - «скорее да, чем нет», а восемнадцать процентов, скорее всего, пока не способны анализировать причины возникновения проблем в профессионально-педагогической деятельности. Ответ «нет» дали два процента всех опрошенных. Один процент экспертов не дал ответа в оценке этого качества. Закономерно возникают вопросы: можно ли успешно осуществлять

воспитательную работу, если не анализировать причины возникновения проблем в профессионально-педагогической деятельности, как избежать этих проблем, если не анализировать то, что происходит в образовательном процессе? Однако анализ педагогической ситуации преподаватель должен делать профессионально. Обусловленность в возникновении профессионально-педагогических проблем выявляется опорой на глубокое, системное профессионально-педагогическое знание. Таким образом, направление в деятельности преподавателя, которое связано с анализом и прогнозированием педагогических проблем, является чрезвычайно актуальным.

Оказалось, что отсутствие профессионально-педагогического образования не так сильно сказывается на умении преподавателей учитывать психологическое состояние личности обучающегося в процессе анализа педагогической ситуации. По мнению экспертов, тридцать девять процентов полностью справляются с этой задачей, а сорок пять процентов - «скорее да, чем нет», двенадцать процентов преподавателей - «скорее нет, чем да». Только два процента преподавателей не справляются с решением этой важной педагогической задачи. Два процента экспертов не дали ответов на этот вопрос.

Один из самых низких показателей во владении педагогическими умениями зафиксирован при ответе на вопрос о том, учитывает ли преподаватель различные противоречия в процессе самореализации личности обучающихся для конструктивного решения педагогических проблем. По мнению экспертов, лишь двадцать шесть процентов преподавателей полностью владеют этим умением. Вдвое больше (53%) считают - «скорее да, чем нет». Существенная часть экспертов (18%) считает, что преподаватели скорее не владеют этим умением, и два процента экспертов уверены, что преподаватели без профессионально-педагогического образования не владеют этим умением.

Выяснилось, что отсутствие профессионально-педагогического образования резко ограничивает возможности преподавателя в организации педагогического взаимодействия в социальных сетях, что особенно актуально в современных условиях, когда обучающиеся в СПО большую часть свободного, да и не совсем свободного времени проводят в социальных сетях информационной среды интернет. Только тридцать шесть процентов экспертов уверены, что преподаватели полностью обеспечивают такой вид профессионально-педагогического взаимодействия, а восем-

надцать процентов считают, что «скорее обеспечивают, чем не обеспечивают». Двадцать пять процентов экспертов отмечают, что преподаватели СПО скорее не владеют этим умением, чем владеют и двадцать процентов респондентов дали уверенный ответ «нет» на этот вопрос. Два процента участников опроса не смогли ответить на этот вопрос.

Оказалось, что менее значимо отсутствие профессионально-педагогического образования у преподавателя для проведения воспитательных мероприятий, направленных на осознание ценности профессии будущими рабочими и специалистами среднего звена. По мнению экспертов, шестьдесят семь процентов преподавателей полностью соответствуют этому квалификационному требованию, а двадцать четыре процента -«скорее да, чем нет». Всего лишь шесть процентов - «скорее нет, чем да», и только один процент экспертов отметили «нет» - преподаватели не готовы к этой деятельности.

Несмотря на отсутствие профессионально-педагогического образования, большинство преподавателей вовлекают обучающихся в мероприятия патриотической и гражданской направленности. Пятьдесят три процента полностью справляются с этой задачей, тридцать один процент - «скорее да, чем нет», одиннадцать процентов преподавателей - «скорее нет, чем да», и три процента не справляются совсем. Три процента экспертов не ответили на этот вопрос.

Большую трудность для преподавателей представляет собой планирование воспитательной работы. Отсутствие профессионально-педагогического образования сказалось на умении преподавателей вовлекать в планирование воспитательной работы обучающихся, их родителей (законных представителей) и других преподавателей. Полностью обеспечивают это действие только тридцать восемь процентов преподавателей, тридцать шесть процентов -«скорее да, чем нет», восемнадцать процентов - «скорее нет, чем да», и шесть процентов экспертов уверенно отметили, что преподаватели СПО в воспитательной работе этой ее стороне внимания не уделяют. Не дали ответа по этому вопросу два процента экспертов.

Следует отметить, что, по мнению экспертов, преподаватели намного лучше справляются с планированием работы группы на базе целей и задач основной профессиональной образовательной программы с учетом требований ФГОС СПО и задач молодежной политики. Шестьдесят три процента решают эти задачи полностью, двадцать девять процентов - «скорее да, чем нет», и только шесть процентов -

«скорее нет». Лишь один процент не может это делать.

Слабее развито умение преподавателей учитывать в планировании воспитательной работы потребности, возрастные индивидуальные особенности, а также стадии профессионального развития: сорок семь процентов - «да», сорок два процента - «скорее да, чем нет», восемь процентов - «скорее нет, чем да». Те преподаватели, которые не делают этого, в нашем опросе экспертов не выявлены.

Еще слабее у преподавателей развито умение проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся совместно с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями). Двадцать четыре процента - «да», тридцать четыре процента - «скорее да, чем нет», тридцать процентов - «скорее нет, чем да», девять процентов уверенно отметили «нет», не овладели этим умением. Два процента экспертов не ответили на этот вопрос.

Оказалось, что отсутствие профессионально-педагогического образования не препятствие на пути овладения методами развития культуры поведения обучающихся: сорок три процента преподавателей полностью владеют этими методами, сорок три процента - «скорее да, чем нет», а ответ «скорее нет, чем да» дали двенадцать процентов экспертов. Ответов «нет» не зафиксировано. Два процента экспертов не дали ответа на этот вопрос.

Как показала экспертная оценка, очень непростыми для преподавателя СПО явля-яются организация и поддержка деятельности органов студенческого самоуправления. Только тридцать два процента преподавателей чувствуют себя уверенно в решении этого вопроса, двадцать девять - «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да» - двадцать семь процентов, девять процентов дали ответ «нет». Два процента экспертов не дали ответа на этот вопрос.

Еще слабее развито умение разрабатывать и использовать в практической деятельности опросники с целью выявления индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Только двадцать процентов экспертов отмечают уверенное использование в работе средств педагогической диагностики. Двадцать четыре процента дали ответ «скорее да, чем нет», тридцать три процента экспертов отмечают, что умение скорее не используется, чем используется, и двадцать один процент отметили ответ «нет». Два процента экспертов не ответили на этот вопрос.

Показатель готовности преподавателя СПО к решению задач воспитания, связанных с использованием проблемных ситуа-

ций для совершенствования нравственного воспитания, оценён экспертами достаточно высоко. Ответ «да» выставил сорок один процент экспертов, а ответ «скорее да, чем нет» дали сорок процентов участников экспертизы. Пятнадцать процентов экспертов нашли, что этим умением преподаватель СПО скорее не обладает, чем обладает, и два процента преподавателей не обладают таким умением. Два процента экспертов не ответили на этот вопрос.

Преподаватели СПО на основе индивидуализации осуществляют формирование у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию. Сорок три процента экспертов отметили, что преподаватели эффективны в этом действии (ответ «да»). Сорок четыре процента экспертов в ответ на этот вопрос сказали «скорее да, чем нет». Только десять процентов преподавателей, с точки зрения экспертов, этим умением скорее не обладают, чем обладают, и один процент преподавателей таким умением не обладает совсем. Два процента экспертов не ответили на этот вопрос.

В целом, положительной оценки экспертов удостоен ответ на вопрос о поддержке преподавателем творческих инициатив обучающихся. Шестьдесят пять процентов преподавателей СПО успешно поддерживают творческие инициативы будущих рабочих и специалистов среднего звена. Тридцать процентов экспертов отмечают, что это качество у преподавателей скорее выражено, чем нет, и только два процента экспертов усомнились в осуществлении преподавателем поддержки творческих инициатив обучающихся (ответ «скорее нет, чем да»). Экспертных оценок «нет» по данному вопросу не выявлено. Два процента экспертов на данный вопрос не ответили.

Следует отметить, что общая картина результатов исследования совпала с результатами, полученными в ходе предварительного (пропедевтического) исследования, проведенного нами несколькими месяцами ранее [15]. Анализ результатов исследования показал, что наиболее уязвимыми для преподавателя СПО в части решения задач воспитания являются осуществление индивидуального подхода и обеспечение условий для самоактуализации личности. Вместе с тем, это наиболее значимые вопросы, связанные с адаптацией человека в современном мире и в трудовой деятельности в частности. Человек никогда не сможет быть свободным, успешным, профессионально мобильным, конкурентоспособным, если он не осознает своей значимости. От того, каким образом педагогически обеспечивается его самоактуализация, зависит формирование ответственного поведения человека [9].

Самоуправление в коллективе студентов, исследование причин возникновения проблем в профессионально-педагогическом поле деятельности - это еще один круг вопросов в деятельности преподавателя СПО, в решении которых он испытывает затруднения, а стратегическое развитие профессионально-педагогического образования требует вдумчивого и профессионально грамотного решения тех проблем, которые возникают в подготовке будущих рабочих и специалистов среднего звена [7].

Рассматривая результаты исследования, мы все-таки должны ответить на вопрос: «Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания?». Безусловно, способен, но не так качественно, как этого требует современное развитие общества и его экономической, производственно-технологической сферы. Поэтому выход один - нужна целенаправленная, системная и адресная профессионально-педагогическая переподготовка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валежанина Т. В., Днепров С. А., Результаты факторного анализа саморазвития конкурентоспособности педагогов профессионального обучения / / Образование и саморазвитие. - 2014. - №2 (40). - С. 174-180.

2. Днепров С. А. Перспективы педагогики в XXI в // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития : мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург : РГППУ, 2013. -

3. Днепров С. А., Венков С. С., Факторный анализ экспертной оценки онлайн-тестов универсальных качеств личности преподавателей информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 2. - С. 13-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Днепров С. А., Головкин А. В. Сущность и структура конкурентной работоспособности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т 6. - № 28. - С. 30-38.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30.

6. Морозова С. А. Профессиональная мобильность педагогов как условие инновационного развития колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013.

7. Романцев Г. М. Стратегия развития профессионально-педагогического образования. Программа «Профессионально-педагогические кадры России» // Теоретические основы высшего рабочего образования : монография. - Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1997. - С. 249-267.

8. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. -Екатеринбург: Сократ, 2005.

9. Сумина Т. Г. Модель формирования компетенций в изучении дисциплины «Методика воспитательной работы» // Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании : сб. науч. тр. IX Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 16 февр. 2016 г.) / под ред. С. А. Днепрова, А. В. Пивоварова, РГППУ. - Екатеринбург, 2016. - С. 119-125.

10. Сумина Т. Г. Психолого-педагогические аспекты в решении задач социально-профессионального воспитания // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. - 2015. -Вып. 4. - С. 233-241.

11. Тулькибаева Н. Н., Днепров С. А., Медведев И. Ф. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной // Профессиональное образование Столица. - 2015. - № 5. - С. 2-6.

12. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //fgosvo.ru.

13. Халимова Н. М. Мониторинг социально-педагогической деятельности в учреждении среднего профессионального образования / / Мир науки. - 2014. - Вып. 3.

14. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Zimina E. Yu., Utkina S. N. Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education System: Approbation of Monitoring Model // International Journal of environmental & science Education. - 2016. - № 1. - P. 7045-7065.

15. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Zimina E. Yu., Utkina S. N. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education // International Journal of environmental & science Education. - 2016. - № 1. - P. 7016-7034.

REFERENCES

1. Valezhanina T. V., Dneprov S. A., Rezul'taty faktornogo analiza samorazvitiya konkurentosposobnosti pedagogov professional'nogo obucheniya / / Obrazovanie i samorazvitie. - 2014. - №2 (40). - S. 174-180.

2. Dneprov S. A. Perspektivy pedagogiki v XXI v // Innovatsionnye protsessy v obrazovanii: strategiya, teor-iya i praktika razvitiya : mat-ly VI Vseros. nauch.-prakt. konf. - Ekaterinburg : RGPPU, 2013. - S. 33-35.

3. Dneprov S. A., Venkov S. S., Faktornyy analiz ekspertnoy otsenki onlayn-testov universal'nykh kachestv lichnosti prepodavateley informatsionnykh tekhnologiy // Munitsipal'noe obrazovanie: innova-tsii i eksperi-ment. - 2016. - № 2. - S. 13-18.

4. Dneprov S. A., Golovkin A. V. Sushchnost' i struktura konkurentnoy rabotosposobnosti // Obrazovanie i samorazvitie. - 2011. - T 6. - № 28. - S. 30-38.

5. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii professional'nogo obrazovani-ya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - №4. - S. 23-30.

6. Morozova S. A. Professional'naya mobil'nost' pedagogov kak uslovie innovatsionnogo razvitiya kolledzha : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2013.

С. 33-35.

7. Romantsev G. M. Strategiya razvitiya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Programma «Pro-fessional'no-pedagogicheskie kadry Rossii» // Teoreticheskie osnovy vysshego rabochego obrazovaniya : mono-grafiya. - Ekaterinburg : Ural. gos. prof.-ped. un-t, 1997. - S. 249-267.

8. Smirnov I. P., Tkachenko E. V. Novyy printsip vospitaniya: orientatsiya na interesy molodezhi. - Ekaterinburg: Sokrat, 2005.

9. Sumina T. G. Model' formirovaniya kompetentsiy v izuchenii distsipliny «Metodika vospitatel'noy raboty» // Formirovanie kadrovogo po-tentsiala SPO - innovatsionnye protsessy na proizvodstve i v professionalem obrazovanii : sb. nauch. tr. IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 16 fevr. 2016 g.) / pod red. S. A. Dneprova, A. V. Pivovarova, RGPPU. - Ekaterinburg, 2016. - S. 119-125.

10. Sumina T. G. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty v reshenii zadach sotsial'no-professional'nogo vospi-taniya // Sotsiokul'turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh'ya: obshchestvo, obrazovanie, yazyk. - 2015. - Vyp. 4. -S. 233-241.

11. Tul'kibaeva N. N., Dneprov S. A., Medvedev I. F. Ot monoprofessional'noy podgotovki k poli-professional'noy // Professional'noe obrazovanie Stolitsa. - 2015. - № 5. - S. 2-6.

12. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.04 Professional'noe obuchenie (po otraslyam) (uroven' ba-kalavriata) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru.

13. Khalimova N. M. Monitoring sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti v uchrezhdenii srednego profes-sional'nogo obrazovaniya // Mir nauki. - 2014. - Vyp. 3.

14. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Zimina E. Yu., Utkina S. N. Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education System: Approbation of Monitoring Model // International Journal of environmental & science Education. - 2016. - № 1. - P. 7045-7065.

15. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Zimina E. Yu., Utkina S. N. The Model of Monitoring of Vocational Peda-gogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education / / Interna-tional Journal of environmental & science Education. - 2016. - № 1. - P. 7016-7034.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. Д. Ширшов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.