А.Р. ТАРАСОВ (Волгоград)
профессиональная деятельность учителя в современной китайской школе в условиях информатизации образования
Описывается опыт информатизации образования в Китае на современном этапе, рассматривается изменение профессиональной роли учителя и его компетенций в новых условиях. Представлены направления профессиональной деятельности учителя, связанные с вхождением новых информационных технологий в образовательный процесс, их влиянием на повышение квалификации.
Ключевые слова: информатизация образования, профессиональные компетенции, повышение квалификации, учитель, Китай.
Задача статьи состоит в изучении влияния информационных технологий на современное школьное образование в Китае. Информатизация образования в Китае проходит волнообразно. В своем развитии информатизация образования прошла от внедрения компьютера к применению мультимедийных технологий, интернет-образованию [8, р. 5]. В настоящее время на уровне обязательного образования большинство классов в Китае уже оборудованы видеопрезентерами, интерактивными и сенсорными досками, системой видеотрансляции, планшетами, 3D-печатью и другими техническими средствами [10, р. 126].
К перспективным технологиям можно отнести облачные вычисления, большие данные, технологию беспроводных сетей, интернет-вещей и др. [Ibid., р. 125]. Происходит поиск путей их применения в образовании. Так, на базе средней школы № 11 г. Чанша [9] ведется работа по созданию новой образовательной инфраструктуры, использованию технологий 5G в образовании, созданию облачных образовательных платформ.
Использование информационных технологий в педагогической практике определило области, где главным образом появляются инновации: в теории обучения, проектировании программ и учебного процесса, моделях организации образовательной деятельности, методике, средствах обучения, методах оценки результатов обучения [7, р. 55].
кие науки -
На современном этапе развития образования в Китае в контексте информатизации центральное внимание уделяется реализации на практике микроуроков, массовых открытых онлайн-курсов, мобильному обучению, смешанному и перевернутому обучению, облачному обучению. Рассматривая тенденции образования в связи с развитием технологии, можно выделить визуализацию и индивидуализацию образования [8, р. 5].
Как отмечает Сюй Ваньшань, под влиянием Интернета, цифровых технологий, умных устройств традиционная образовательная среда преобразуется. Данный процесс происходит в тех школах, которые оборудованы современными информационными средствами обучения. В новой образовательной среде применение образовательных ресурсов станет более рациональным, будет создана более открытая образовательная платформа [7, р. 52]. При этом использование новых методик и форм обучения лучше согласуется с информатизацией.
Информатизация образования не ограничивается только применением современных информационных технологий в обучении. Она затрагивает образовательную среду, взаимодействие учителя и учащихся, образовательный процесс [1, р. 82].
В Китае хорошо понимают, что информатизация образования обусловлена модернизацией образования, научно-техническим прогрессом, требованиями общества. В настоящее время информатизация образования предполагает решение таких задач, как рациональное применение современных технических средств, разработка образовательных ресурсов [Ibid.], обновление методик обучения, содержания подготовки и повышения квалификации учителей, изменение подхода к обучению в целом.
Рассмотрим, как отразился процесс информатизации образования в Китае в официальных документах [8, р. 5-6]. В 2000 г. министр образования КНР чэнь чжили поставил задачу: распространить информационные технологии в начальных и средних школах. В 2004 г. в Китае был опубликован Стандарт образовательных технологий и умений учителя начальной и средней школы. В 2012 г. Министерство образования КНР опубликовало сообщение об издании профессиональных стандартов воспитателя детского сада, учителя начальной школы и учителя средней школы.
О Тарасов А.Р., 2020
Много внимания информационным технологиям уделено в Национальной программе реформирования и развития образования на средне- и долгосрочную перспективы (20102020 гг.), в которой утверждается необходимость ускорения информатизации образования и интенсификации разработки и использования качественных образовательных ресурсов. В Десятилетнем плане информатизации образования (2011-2020 гг.) ставится цель в целом осуществить информатизацию образования на передовом международном уровне.
Еще в 2014 г. был опубликован Стандарт умений учителя начальной и средней школы по применению информационных технологий, который определяет пять групп компетенций учителя: владение современными технологиями, умение планировать, управлять, оценивать, учиться и развиваться.
В 2015 г. Госсовет КНР в документе «Руководящие рекомендации по активному продвижению инициативы "Интернет плюс"» особо подчеркивает, что необходимо постепенно исследовать новую модель сетевого образования расширять охват качественными образовательными ресурсами; стимулировать образовательное равенство [5]. Примером использования информационных технологий для обеспечения равных образовательных возможностей служит опыт провинции Хунань [3]. Так, учитель Ло Цзинь, находясь в городе Чанша, проводит онлайн-урок языка и литературы для учащихся девятилетней школы в деревне Янму. Он предлагает учащимся написать сочинение на патриотическую тематику, проникнуться китайской традиционной культурой и объясняет значимость подвигов народных героев. Вместе с тем другой учитель, находящийся в классе, консультирует учащихся, реализуя формат «класс с двумя учителями», что помогает учащимся более системно и целостно освоить содержание учебного курса.
Директор данной школы считает, что за счет динамичности и увлекательности формата проведения уроков получилось добиться нулевого коэффициента бросивших обучение. Этот вопрос особенно актуален в отдаленной горной местности, где располагается школа.
Вице-премьер Госсовета КНР Лю Янь-дун поставила задачу модернизировать образование с помощью всесторонней информатизации. В этой связи были сформулированы шесть задач общего развития информатизации образования [8, р. 5]: 1) создать систему информатизации образования, согласованную с государственными целями модерниза-
ции образования; 2) создать информационную образовательную среду, в которой все учащиеся могут пользоваться качественными образовательными ресурсами; 3) организовать систему поддержки для образования в условиях информатизации; 4) обеспечить полное покрытие широкополосным Интернетом всех территорий и учебных заведений всех ступеней и типов; 5) значительно повысить уровень информатизации управления образованием; 6) значительно повысить уровень информационных технологий и обеспечить равенство образовательных возможностей.
Вопросу применения современных информационных технологий в практике образования в Китае уделяется большое внимание. Так, район Путо в г. Шанхае стал одной из первых экспериментальных площадок по информатизации образования в Китае [4].
Работа такой площадки направлена на создание образовательного центра хранения данных, использующего облачные технологии; создание системы общедоступных цифровых образовательных ресурсов при помощи технологии больших данных и искусственного интеллекта; изучение моделей и методов обучения в условиях трансформации образования; создание системы оценивания всестороннего развития учащегося на основе технологии больших данных.
Таким образом, информатизация образования в Китае проводится долгосрочно и последовательно. Обеспечена техническая база учебных заведений, разработаны профессиональные стандарты учителя, определены задачи развития образования в условиях информатизации.
Соответственно, должна измениться роль учителя в образовательном процессе, его компетенции, профессиональная деятельность и развитие. Информатизация образования накладывает на учителя обязанность освоить широкий круг новых знаний и умений. В условиях информатизации образования учителю необходимо владеть информационной грамотностью, базовыми знаниями и навыками современных информационных технологий, современной педагогической теорией и соответствующими методами практической деятельности [6, р. 265].
Базовая информационная грамотность включает в себя следующие требования к учителю [10, р. 126]: с помощью техники определять информационные потребности, быть готовым распознавать и выбирать источники информации, получать и обрабатывать информацию, демонстрировать и оценивать ин-
формацию, совершенствовать мыслительные способности, обладать способностью решать проблемы, принимать решения, сотрудничать и др. Кроме того, с точки зрения Чжун Вэй-ди, учителю необходимо владеть знаниями и умениями по технической поддержке учащихся в обучении, рационально использовать технику, знания и умения по управлению учебной программой, а также применять технику для развития профессиональных знаний и умений [10, р. 126].
Ван Хэнкай выделяет следующие знания и умения, необходимые учителю в процессе информатизации образования: понимать значение информатизации образования, уметь работать с информационными ресурсами, применять современные информационные технологии в образовательном процессе, формулировать собственный замысел образования, учитывать потребности учащихся [6, р. 265].
Что касается характеристики знаний и умений учителя в условиях информатизации, педагог-исследователь Сюй Ваньшань считает, что учитель должен в сферах:
- работы с информацией - понимать, как продуцируются данные, как получать, передавать, изменять, распознавать, использовать информацию, оценивать ее качество и т. д.;
- технологий - применять в педагогической практике мультимедийные возможности компьютера, технологию искусственного интеллекта, сетевые технологии, технологии виртуальной реальности и др.;
- новых методик обучения - использовать «перевернутое обучение», онлайн-клас-сы и др.;
- новых способов организации учебного процесса - осваивать микроуроки и др., а также разрабатывать, реализовывать и оценивать образовательные программы, построенные на новых принципах;
- работы с информационными ресурсами - понимать разновидности и функции информационных ресурсов; осваивать разработку и использование образовательных информационных ресурсов, определять их качество; помогать учащимся применять современные информационные ресурсы и технологии, чтобы повысить эффективность обучения [7, р. 54].
кроме того, применение информационных технологий для поддержки обучения учащихся требует от учителя в полной мере использовать цифровые образовательные ресурсы; задействовать потенциал интереса учащихся в богатой смыслами образовательной среде, которая основывается на проблемных, проект-
ных, коллективных, исследовательских учебных мероприятиях [10, р. 126]. Важно также, чтобы учитель понимал интернет-культуру, этику распространения информации, осознавал проблему конфиденциальности и безопасности информации [6, р. 265], противодействовал нежелательной информации, содействовал всестороннему и здоровому развитию ребенка [7, р. 54].
Чжун Вэйди относит к необходимым для учителя в условиях информатизации образования следующие компетенции [10, р. 126]: рационально использовать технологии, чтобы формировать информационные ресурсы; уметь управлять учебной программой; оказывать необходимую техническую поддержку учебных ресурсов, программ; создавать мультимедийные учебные материалы; собирать, упорядочивать и обобщать цифровые материалы, созданные в учебном процессе; управлять и координировать технические ресурсы для поддержки обучения; в условиях хорошо оснащенного класса проводить различные организационные и управленческие игры.
Рассмотрим подробнее изменения в профессиональной деятельности учителя в связи с применением новых информационных технологий.
Информатизация образования предполагает изменение традиционной роли учителя. Изменения связаны с большим вниманием к потребностям учащегося в образовательном процессе, большее значение приобретает исследовательская деятельность учителя, выдвигаются новые требования к созданию учебных программ, усложнится оценочная деятельность учителя.
Ай Хунвэй выделяет следующие роли учителя, которые он выполняет в процессе профессиональной деятельности: организатора, наставника, исследователя, проектировщика, оценщика, координатора в отношениях «учитель - ученик», «семья - школа», управляющего школьными делами [1, р. 83]. Данные направления деятельности не являются новыми для учителя, однако они преобразуются под влиянием информатизации образования.
Чжэн Сяоцзюнь, проанализировав научную литературу, выделил основные подходы к изменению роли учителя в Китае [8, р. 5]. Согласно одному из подходов, учителю необходимо адаптироваться к изменениям и особенностям образования в эпоху Интернета (от распространителя культуры и знаний - к позиции наставника, от исполнителя учебной программы - к конструктору системы знаний). Другой подход утверждает, что в контексте информа-
тизации образования учитель станет исследователем, участником и руководителем кооперативного обучения, разработчиком учебных программ, образовательных ресурсов и организатором.
Чжун Вэйди также отмечает, что новые условия требуют, чтобы учитель стал проектировщиком и организатором информатизации обучения; овладел педагогическим дизайном в условиях информатизации; стал наставником в процессе самостоятельного развития учащегося; разработчиком индивидуальных учебных программ, кроме того, постоянно обновлял учебные ресурсы, развивал применение новых технологий в обучении [10, р. 127].
В свою очередь, это ставит ряд задач перед учителем: в учебном процессе необходимо перейти от акцента на обучении к акценту на личности учащегося, стимулировать его активность; от изучения знаний - к овладению знаний и умений; от классного обучения - к смешанной очно-онлайновой и др. моделям обучения; в полной мере использовать технологии; в наполненной смыслами учебной среде направлять учащихся на самостоятельное конструирование знания; уделять внимание обучению каждого учащегося, действительно реализовывать индивидуальное руководство; решить проблему «крупных инвестиций, низкой эффективности» современного классного обучения; действительно повысить качество преподавания [Ibid., р. 128].
Решение данных задач невозможно без научно обоснованной организации учебного процесса. Опора на науку обеспечивает эффективность образования.
Чжэн Сяоцзюнь выделяет шесть профессиональных ролей учителя в условиях информатизации образования - проектировщика образования, разработчика электронных учебных ресурсов, оценщика, исследователя, эксперта в управлении знаниями. Перечислим компетенции, связанные с каждым направлением деятельности [8, р. 6].
1. Учитель в качестве проектировщика ин-форматизированного образования, применяя системный подход, должен содействовать переходу к центрированным на ученике методам обучения; всемерно и целесообразно применять современные информационные технологии и ресурсы в обучении; на основе науки организовывать все элементы учебного процесса, чтобы улучшать его.
2. Учитель в качестве разработчика цифровых учебных ресурсов (один или в сотрудничестве с другими людьми) на основе ин-форматизированного учебного процесса дол-
жен создавать цифровую информационную среду; получать доступ к учебным интернет-ресурсам; выбирать, исходя из своих потребностей, мультимедиа или интернет-средства разработки; создавать мультимедиаматериалы и обучающие программы; записывать видеоролики с микроуроками; разрабатывать программы микроуроков, МООК; создавать хранилище ресурсов по профилю дисциплины.
3. Учитель в качестве оценщика должен применять стандарты и тесты-опросники, электронные портфолио, интернет-анкеты, мес-сенджеры, онлайн-тесты и другие информационные средства оценивания; высокоэффективно, объективно давать всестороннюю качественную и количественную оценку образования; повышать эффективность оценивания образования, его результативность и качество.
4. Учитель в качестве исследователя изучает, как целесообразно применять теории обучения, технологии, методы, ресурсы в условиях информатизации образования; эффективно реализовывать современные информационные технологии; применять аналоговое моделирование, виртуальную реальность; расширять время и пространство обучения; стимулировать мотив к обучению; создавать оптимальную учебную среду; обеспечивать многообразными учебными ресурсами; осуществлять гуманизацию, интеллектуализацию обучения; осуществлять обучение и исследования в Интернете; развивать способности в условиях информатизации образования. Учителя должны проводить теоретические и практические исследования по применению новых медиа и технологий в образовании.
5. Учителя как эксперты цифрового обучения должны хорошо знать теории, технологии, методы, стратегии цифрового обучения; свободно использовать цифровую учебную среду и ресурсы; повышать эффективность и качество, а также результативность обучения.
6. Учителя в качестве экспертов в управлении знаниями должны применять системы управления знаниями; осуществлять высокоэффективное нахождение, получение, сохранение, обмен, трансформацию, применение, интеграцию, обновление знаний; быть ролевой моделью в обучении учащихся.
Кроме того, по мнению чжун Вэйди, для учителя важно самостоятельно следить за тенденциями развития новых медиа и технологий; непрерывно совершенствовать систему знаний и структуру умений; используя информационные технологии, проводить опыты по реформированию образования в условиях информатизации; различать новые технологии
по преимуществам и сферам применения; развивать способность применять информационные технологии в учебном процессе, в профессиональном развитии; следовать прогрессу в цифровую эпоху, повышать эффективность преподавательской работы [10, р. 128].
Помимо положительных изменений, которые несет информатизация образования, китайские исследователи выделяют негативные факторы. Рассматривая влияние интернет-культуры на человека в целом, Сюй Ваньшань отмечает, что она уничтожает эмоции, отдаляет людей друг от друга, ослабляет родственные чувства. Нежелательная информация в Интернете оказывает негативное влияние на здоровье и развитие детей. В качестве пути решения Сюй Ваньшань призывает к более гуманному подходу в отношениях учителей и учащихся [7, р. 53].
Рассматривая обучение в условиях информатизации, Чжун Вэйди отмечает, что, несмотря на использование самых современных информационных технологий, в учебном процессе недостаточное внимание уделяется таким аспектам, как коммуникация, самостоятельность и сотрудничество. Учебный процесс в большей степени ориентирован на учителя, а не на учащихся [10, р. 127].
Существует также другая проблема: некоторые родители не принимают процесс информатизации образования, запрещают детям выходить в Интернет. В этом случае учителю необходимо проводить просветительскую работу с родителями, корректировать их точку зрения, подчеркивая плюсы информатизации образования [6, р. 265].
Помимо образовательного процесса новые информационные технологии затрагивают повышение квалификации учителей. Профессиональное развитие учителя определяется успехом реформы образования и уровнем развития инноваций в условиях информатизации образования. Это означает, что профессиональное развитие учителя необходимо обогатить, дополнить новым содержанием по использованию в образовательной деятельности технологий, ресурсов и умений. Учителям следует адаптироваться к информатизации образования, развивать профессиональные компетенции, повышать качество образования [10, р. 125-126].
Кроме того, Чжун Вэйди считает необходимым условием повышения профессионального уровня учителя средствами информационных технологий использование техники за пределами преподавательской деятельности,
в других аспектах (при подготовке к занятиям, создании хранилища ресурсов по дисциплине, планировании учебной программы, оценке учащихся, связи с родителями, учебно-исследовательском общении) [10, р. 126].
Большая работа по повышению квалификации учителей проводится в рамках Проекта развития информационных умений учителей в Пекине учителями школы № 18 г. Пекина [2]. На данном мероприятии опытные учителя разъясняют вопросы внедрения комбинированной очно-онлайновой формы обучения, инноваций в моделях классного обучения, развития профессиональных умений и компетенций учителя в условиях информатизации.
К факторам, сдерживающим профессиональное развитие учителя, Чжун Вэйди относит следующие [10, р. 127].
1. Недостаток времени. Подготовка к урокам, проведение занятий, проверка заданий, прием экзаменов, проверка экзаменационных работ оставляют мало времени на собственное обучение и использование новых технологий, пробы и оптимизацию, поиск и переоценку новых моделей обучения и воспитания.
2. Недостаточное финансирование. Программное аппаратное обеспечение требует от школы своевременно производить дополнительные закупки и регулярное обновление. Высококачественные учебные ресурсы по дисциплинам требуют покупки или работы по их созданию. Повышение квалификации нуждается в финансовом обеспечении.
3. Отсутствие разумного механизма оценки. Результат экзаменов учащегося по-прежнему остается основным индикатором при оценивании учителя. Это препятствует большинству учителей проводить техническую поддержку учебной дисциплины.
4. отсутствие рекомендаций по пересмотру преподавания дисциплин. Множество учителей, столкнувшись с техническими и практическими проблемами в процессе преподавания, не получают поддержки. Не хватает обмена опытом и руководства по стратегии обучения в условиях информатизации.
5. В отдельных школах отсутствуют руководство и административная поддержка.
Важным звеном решения проблемы повышения квалификации учителей в Китае в условиях информатизации является распространение опыта высококвалифицированных учителей, освоивших информационные технологии в педагогической работе.
В этом смысле актуальные потребности передовых учителей формируют содержатель-
известия вгпу
ную сторону повышения квалификации для всех учителей: вопрос подготовки к занятиям в условиях информатизации образования, платформы для публикации уроков, онлайн-оценивание, исследование обучения в кибер-простантсве и др. [10, р. 128] Решение данных проблем передовых учителей по применению информационных технологий и высококачественных образовательных ресурсов в практике преподавания улучшит подготовку и повышение квалификации всех учителей.
К преимуществам повышения квалификации онлайн относят возможность связаться с большим количеством специалистов, развитие автономности образовательного учреждения, возможность анализировать кейсы [Ibid.]. Повышение квалификации онлайн, учительские онлайн-мастерские и др. формы отличаются интерактивностью и простотой.
Министерство образования КНР с июля 2014 г. проводит мероприятие «Один учитель - один превосходный урок, один урок -один наставник». На этой площадке осуществляется трансляция уроков, где учителя делятся опытом, проходят дискуссионные и учебно-исследовательские мероприятия. Все эти мероприятия способствуют привлечению учителей всей страны, педагогов-исследователей, сотрудников службы технической поддержки, администраторов и других специалистов к активному участию в применении на практике опыта «превосходных уроков» [Ibid.].
Деятельность учителей на данной площадке построена следующим образом. Учителя получают возможность использовать базы высококачественных образовательных ресурсов и кейсы лучших учителей; перенимают и испытывают опыт информатизации различных дисциплин; на основе платформы создают индивидуализированное хранилище образовательных ресурсов; участвуют и организуют мероприятия на актуальные темы; лично общаются с известными педагогами и специалистами по всей стране. Учителя участвуют в равноправном диалоге, делятся опытом, работают в командах, не только получают самые передовые педагогические идеи и техники, но и формируют сознательность профессионального развития, укрепляют ощущение успеха в исследованиях, способствующих профессиональному росту учителя [Ibid.].
Другим примером распространения передового опыта является программа «Одна школа ведет за собой множество школ», которая была запущена в 2010 г. [5]. Данная программа представляет собой интерактивные прямые
трансляции уроков известных учителей, предоставляет возможность передавать через Интернет образовательные ресурсы престижных школ в отстающие школы.
В условиях традиционного обучения известные учителя занимаются с учащимися нескольких классов одной школы. С помощью Интернета урок известного учителя разворачивается в прямой трансляции в классы с тысячами учеников.
Целями такой программы являются распространение качественных образовательных ресурсов, повышение уровня преподавания. Кроме того, ставится задача сократить время на зубрежку и включить учащихся в дополнительное образование.
Экспериментальные площадки в рамках программы получили положительные отзывы. В настоящее время множество известных школ в Китае реализуют вышеописанную модель обучения.
В заключение необходимо отметить, что развитие информационных технологий затронуло все сферы профессиональной деятельности учителя. Анализ трудов китайских педагогов позволяет выделить следующие изменения: ролевая позиция учителя «исполнитель» меняется на позицию «наставник» в процессе самостоятельного развития учащегося, необходимо индивидуализировать обучение; учителю требуется владение современной педагогической теорией, методиками обучения, методами оценивания в цифровую эпоху, умение оказывать техническую поддержку; использовать в своей работе актуальные информационные технологии и отслеживать их развитие; важным направлением профессиональной деятельности учителя становятся разработка и совершенствование образовательных ресурсов, проектирование учебных программ, процесса познания учащихся; возрастает значение исследовательской работы учителя.
Учитывая все перечисленное, необходимо дополнить содержание профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей. чтобы освоение новых информационных технологий учителями было успешно, требуются рекомендации по их применению в рамках конкретной учебной дисциплины.
В Китае развиты онлайн-форматы повышения квалификации, в рамках которых педагоги-новаторы делятся опытом с коллегами. Кроме того, в процессе участия у учителей формируются многочисленные профессиональные контакты.
список литературы
MW // X^Xit. 2017. № 7(177). P. 82-84.
2. я&ш^лтщ^ттммйттъ
1ШТШ2. 0" ФШИ. 2020 [Electronic
resource]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=167 8507043274706999 (дата обращения: 07.10.2020).
3. жж -штж-.штш
[Electronic resource] // 1Л№ШЧ., 2020. URL: https://baijiahao. baidu.com/s?id=1678906558488877237 (дата обращения: 07.08.2020)
4. mm! п№ш.яАшшжшшштш
^ЯжЕ! [Electronic resource] //
2020. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1676036
181861117935 (дата обращения: 07.08.2020)
5. ^ЙВД. «лаяшшшьй
щЯМШШШШШШШ // ФШ»*еА
lt. 2017. № 6(393). P. 99-100.
6. ша
Ш // ffiS.. 2017. № 2. P. 265.
7. шлш. ешьи^й тшшш // ЯШЙ*
2019. № 1(38). P. 57-61.
8. ешдамтшшшйешя // Ф
2017. № 10. P. 4-6.
9. ? « шшшяшшш [Electronic resource] // 2020.
URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=167912864984 6203665 (дата обращения: 07.10.2020).
10. ^»вШЬШЙТФФ^ШШ^ ЖШШЯШ!// ФШШ<ЪШШ. 2017. № 9. P. 125129.
Professional activity of a teacher in the modern Chinese school in the context of education's informatization
The article deals with the experience of the education's informatization in China at the modern stage. There is considered the change of the professional role of a teacher and his competences in new conditions. There are presented the directions of the professional activity of a teacher associated with the introduction of the new information technologies in the educational process and their influence on further training.
Key words: informatization of education, professional competences, further training, teacher, China.
(Статья поступила в редакцию 03.09.2020)
Т.в. яковенко, н.а. кухарева,
Т.А. кАшпур (луганск)
формирование креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях цифровизации образования
Освещается проблема формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях цифровизации образования. Выявлены возможности электронного портфолио в организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории развития личности в профессиональном образовании. Обоснована значимость веб-квестов как одного из эффективных средств формирования креативной компетентности, определены этапы их реализации в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые средства обучения, креативная компетентность, электронное портфолио, веб-квест, подготовка педагогов профессионального обучения.
Цифровые средства обучения стали неотъемлемой частью нашей современной жизни, поскольку информатизация вошла во все сферы деятельности человека. образование не стало исключением. Как отмечает С.Г. Опаль-ко, современное общество стоит на пороге создания новой цифровой педагогики, педагогики будущего [8].
Внедрение современных информационных средств обучения в учебный процесс и использование электронных образовательных ресурсов позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп проведения занятия, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы студентов, разнообразить формы их работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал и, как следствие, сформировать их креативную компетентность. Цифровые средства обучения имеют более широкие возможности в формировании креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Однако это требует дополнительного анализа и отбора педагогических средств, которые используют-
О Яковенко Т.В., Кухарева H.A., Кашпур Т.А., 2020