Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NETWORK INTERACTION / EDUCATIONAL ONLINE PLATFORM / VIRTUAL EDUCATIONAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данильчук Елена Валерьевна, Куликова Наталья Юрьевна

Анализируются теоретические и практические аспекты использования образовательных онлайн-платформ в обучении, позволяющих организовать эффективное сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. Определяется потенциал учителя информатики в самостоятельном создании и использовании на основе подобных платформ авторских виртуальных образовательных площадок с учетом методических идей учителя, возможностей построения различных образовательных траекторий обучающихся. Обосновывается необходимость подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе к разработке подобных площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данильчук Елена Валерьевна, Куликова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS FOR THE CREATION AND USAGE OF THE VIRTUAL EDUCATIONAL PLATFORMS IN TEACHING SCHOOLCHILDREN

The article deals with the analysis of the theoretical and practical aspects of the usage of educational online platforms in teaching that allow to organize the efficient network interaction of the participants of the educational process. There is defined the potential of a computer science teacher in the self-dependent creation and usage of the author's virtual educational platforms on the basis of the similar platforms considering the methodological teacher's ideas and the potential of the formation of different educational trajectories of students. There is substantiated the necessity of future computer science teachers training in pedagogical universities for the development of similar platforms.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

педагогические науки

Е.в. ДАНИЛЬЧУК, Н.Ю. КУЛИКОВА (Волгоград)

подготовка будущих учителей информатики к созданию и использованию виртуальных

образовательных площадок в обучении школьников*

Анализируются теоретические и практические аспекты использования образовательных онлайн-платформ в обучении, позволяющих организовать эффективное сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. Определяется потенциал учителя информатики в самостоятельном создании и использовании на основе подобных платформ авторских виртуальных образовательных площадок с учетом методических идей учителя, возможностей построения различных образовательных траекторий обучающихся. Обосновывается необходимость подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе к разработке подобных площадок.

Ключевые слова: электронная образовательная среда, сетевое взаимодействие, информационное учебное взаимодействие, образовательная онлайн-платформа, виртуальная образовательная площадка.

В настоящее время в рамках развития теории обучения на основе информационно-образовательной среды идет активный поиск инновационных форм, методов и технологий реализации взаимодействия участников образовательного процесса. В основе процесса обучения в подобной среде находится педагогическое взаимодействие, осуществляемое при помощи современных сетевых технологий, базирующихся на компьютере с выходом в сеть Интернет. Вопросы реализации сетевых взаимодействий в сфере образования активно изучают многие исследователи (А.И. Адамский, В.Н. Алексеев, С.В. Кузьмин, Г.А. Монахов, Д.Н. Монахова, И.В. Роберт, А.Н. Сергеев и др.).

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ».

О Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю., 2020

А.Н. Сергеев рассматривает сеть Интернет в виде особого социального и культурного пространства, структура и динамика которого определяются сетевыми сообществами, объединяющими людей на основе общих идей и форм активности [9]. В сетевых сообществах возникает возможность целенаправленно решать задачи современного образования на основе разнообразных сервисов сети Интернет, позволяющих обмениваться информацией, участвовать в обсуждении различных проблем, организовывать совместную деятельность с веб-документами, публиковать собственную информацию в сети и др.

Информатизация образования привела к смене парадигмы учебного информационного взаимодействия «учитель - обучающийся», т. к. появился третий участник взаимодействия - интерактивный информационный ресурс, функционирующий на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и позволяющий эффективно осуществлять обратную связь образовательного назначения. Вслед за И.В. Роберт под информационным взаимодействием учебного (образовательного) назначения, реализованным на базе ИКТ, будем понимать «процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога (например, возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов, возможности выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней), при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации» [8, с. 111].

Образовательная среда постепенно приобретает характеристику и виртуальной среды (вынесенной за пределы учебного класса, что особо актуально в связи с современной ситуацией пандемии и карантина в мире), т. к. позволяет использовать для обучения виртуальные сетевые сообщества, виртуальные образовательные платформы, учебные материалы, находящиеся в сети Интернет в свободном доступе и др. Наиболее популярными приложениями и основными компонентами, формирующими подобную образовательную среду, являются веб-ресурсы, почтовые серверы, блоги, форумы, средства для организации и проведения виртуальных конференций, сервисы соци-

альных сетей, а также инструменты для мониторинга, оценки эффективности обучения и управления процессом обучения.

Особо выделим веб-ресурсы в виде образовательных онлайн-платформ, содержащих учебные материалы и предоставляющих их пользователям на определенных условиях. К примерам подобных образовательных онлайн-платформ, находящихся в свободном доступе, можно отнести платформы «ЯКласс», «Учи. ру», проекты LECTA и др., соответствующие актуальным требованиям государственных образовательных стандартов, а также школьным учебникам.

С опорой на исследования М.В. Никитина [7], Н.Н. Тиуновой [12], A.A. Смирновой [11] под образовательной онлайн-платформой будем понимать совокупность программных решений, сервисов сети Интернет и интерактивных технологий, реализующих для обучающихся доступ к образовательному контенту (в виде текстовых, аудио-, видео- и анимационных файлов, трансляций лекций в режиме реального времени, различных кейсов, интерактивных заданий и др.), а также обратную связь с ними в процессе интерактивного взаимодействия и контроля (отправку отчетов по заданиям, тестирование, оценивание, составление рейтингов и др.), реализуемую через интерфейс веб-сайта [6].

Анализ современного школьного образования показывает [2; 3], что сегодня учителя информатики приоритетно решают проблемы, связанные с постоянным обновлением содержания обучения информатике в соответствии со стремительным развитием информатики как науки; существенной недостаточностью времени на изучение данного предмета в школе, несмотря на возрастание значимости деятельности человека с использованием ИкТ в условиях становления информационного общества; быстрым устареванием образовательного контента по информатике на имеющихся сетевых ресурсах.

Вместе с тем учителя информатики имеют высокий уровень информационной компетентности, владеют широким спектром современных информационных и коммуникационных технологий, способны использовать большое количество серьезных средств для создания образовательных онлайн-платформ: визуальные и невизуальные HTML-редакторы; конструкторы сайтов; системы управления контентом; встраиваемые в платформу сервисы сети Интернет. В свете вышесказанного учителя информатики имеют существен-

ный потенциал в самостоятельном создании и использовании различных образовательных онлайн-платформ.

Анализируя педагогическую практику, можно отметить, что учителя информатики чаще всего разрабатывают образовательные он-лайн-платформы на базе Moodle или с использованием популярного метода создания сайтов на основе CMS (систем управления контентом) и многочисленных подключаемых к ним плагинов. Можно выделить на русскоязычном пространстве Интернета среди популярных CMS (WordPress, Joomla, Drupal, DLE и др.) платформу WordPress, дающую учителю инструменты:

- чтобы устанавливать на площадку бесплатные плагины, которые упрощают оптимизацию сайта площадки к различным мобильным устройствам;

- добавлять интерактивные элементы к тексту, картинкам и видео;

- добавлять разработанные в различных социальных сервисах Интернета интерактивные плакаты, интерактивное видео, тренажеры, тесты и др.;

- использовать для осуществления общения между обучающимися и учителем в сетевых сообществах, например, плагин VKontakte API (предназначен для авторизации обучающихся на сайте через социальные сети, встраивания комментариев и др.);

- встраивать разные сторонние веб-приложения, позволяющие экономить трафик обучающимся;

- работать с разными комбинациями сервисов сети Интернет, не уходя со страницы;

- вести веб-аналитику сайта и др.

Данные инструменты позволяют создавать разветвленную систему обратной связи; добавлять средства для эффективной диагностики уровней развития обучающихся, отслеживания их промежуточных результатов, внесения своевременных коррективов; наполнять их как учебной информацией, так и электронными образовательными ресурсами, имеющими различную степень интерактивности, которые учитель может создавать самостоятельно или брать на различных образовательных сайтах и порталах. Это дает возможность учителю плодотворно организовывать и аудиторную, и внеаудиторную образовательную деятельность обучающихся.

С нашей точки зрения, важное значение имеет методический опыт и стиль учителя, который для решения учебных задач целесооб-

Ваш профиль Учебные курсы Веб-ресурсы Выйти

Портал электронного обучения

Волгоградского государственного социально-педагогического университета

С^ Искать в учебных курсах...

©

Ваш профиль

Ваши курсы

р) Электронные образовательные ресурсы в обучении информатике

р| Использование ИКТ при оценке результатов обучения

р| Практикум по решению задач на ЭВМ (2 семестр)

р| Интерактивные

технологии обучения

Учебные курсы

Популярные курсы

р*| Электронные образовательные ресурсы в обучении информатике

р) Геохимическое землеведение

р| Методика обучения литературе

р) Клиническая

психология детей и подростков

Веб-ресурсы

Помощь

О сайте Руководство:

преподавателя

автора

курсов

Ваш профиль Учебные курсы Веб-ресурсы Выйти

Учебный курс

Главная / Учебные курсы / . информатике

/ Электронные образовательные ресурсы в обучении

Электронные образовательные ресурсы в обучении информатике

Создано: 21.03.2020 / Автор: Наталья Куликова

Цель: Сформировать систему компетенций будущего учителя информатики по созданию собственных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и эффективному использованию существующих ЭОР в своей профессиональной деятельности.

ШЛ Наталья ^К Куликова Выйти ->

► Практи' ческие занятия

► Лабора торные работы

► Написа ние реферата

► Подгок звка портфолио

Преподаватели

«

Подписчики

курса

а

££9

□ он

Рис. 1. Интерфейс онлайн-платформы курса «Электронные образовательные ресурсы

в обучении информатике»

Кейс "Покупка принтера"

Задание:

С помощью предложенных ниже материалов проанализируйте предложенную ситуацию п найдите решение.

Ситуация! в одном офисе запланировали покупку принтера. ИТ-специалисту необходимо подобрать принтер наиболее подходящий к следующим требованиям:

- двусторонняя печать;

- цветная, черно-белая печать;

- наличие сканера;

- большой объем печати;

- пакетное сканирование;

- подключение через интернет.

Ниже перечислите основные характеристики, на которые следует обращать внимание при выборе принтера:

Рис. 2. Пример части разработанного студентами кейса в виде интерактивного листа, созданного в сервисе Classkick

известия вгпу

разно подбирает средства администрирования и управления обучением, интерактивные электронные образовательные ресурсы, интегрированные в площадку или добавленные с помощью гиперссылок; средства коммуникации, инструменты для обеспечения обратной связи и контроля; инструменты для разработки образовательного контента и др. Учитель создает что-то вроде своей авторской виртуальной образовательной площадки на онлайн-платформе, конструирует и развивает ее, строит различные образовательные траектории для достижения образовательных целей и обеспечивает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в контексте системно-деятельностного подхода [4]. Новые возможности организации учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия востребуют изменения в подготовке будущих учителей информатики, которые должны быть готовы создавать и использовать в профессиональной деятельности авторские виртуальные образовательные площадки для обучения информатике как в классе, так и при удаленных формах обучения.

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) на факультете математики, информатики и физики в течение нескольких лет преподается курс «Электронные образовательные ресурсы в обучении информатике», в рамках которого организуются как аудиторные занятия, так и удаленное взаимодействие со студентами на он-лайн-платформе портала электронного обучения ВГСПУ (http://lms.vspu.ru/courses/eor-inf) [9; 10]. Онлайн-платформа портала электронного обучения ВГСПУ достаточно проста в освоении и обладает большим функционалом, позволяющим:

- задействовать аудио, видео, фото;

- загружать на курс различные файлы;

- интегрировать сервисы и видеоматериалы прямо в курс;

- использовать средства для создания тестов и опросов;

- управлять доступом пользователей на курсы;

- распределять студентов по группам;

- автоматически собирать рейтинговые баллы и выгружать в табличном виде и др.

Рис. 3. Пример виртуальной образовательной площадки на платформе Wordpress

Рис. 4. организация групповой работы в сервисе Spiral

В процессе изучения курса «Электронные образовательные ресурсы в обучении информатике» у будущих учителей информатики развиваются умения использования готовых и проектирования авторских цифровых ресурсов с достаточно высоким уровнем интерактивности.

На рис. 1 представлен интерфейс онлайн-платформы портала электронного обучения ВГСПУ, на котором отражены главная страница портала, возможность выбора курса, основные разделы курса, вид для преподавателей и студентов.

В рамках данного курса студенты изучают мультимедийные интерактивные учебные материалы, анализируют готовые и разрабатывают собственные электронные образовательные ресурсы, знакомятся с возможностями сервисов сети Интернет и др. При проектировании урока с использованием сетевых и интерактивных мультимедийных ресурсов студенты учатся представлять процесс обучения как систему некоторых учебных задач, которые могут даваться школьникам в определенных учебных ситуациях, предполагающих определенные учебные действия (предметные, контрольные, вспомогательные и т. д.). Для этого студенты по выбранной теме в курсе информатики разрабатывают кейсы учебных ситуаций для школьников из красочных иллюстраций, видеофрагментов, муль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тимедиа-компонентов, схем, текстов с выделенными определениями и др.; звукового сопровождения учебного материала; наличия интерактивных заданий; анимирован-ных примеров решения задач; возможностей нелинейной работы с учебным материалом, обеспеченной гиперссылками или другими управляющими элементами.

Студенты знакомятся с популярными в образовательном пространстве сервисами, позволяющими создавать виртуальные классы, онлайн-уроки, виртуальные образовательные площадки для взаимодействия со школьниками, разрабатывать интерактивный образовательный контент: Genial (genially), Edmodo (edmodo.com), Easyclass (easyclass.com), Elia-demy (eliademy.com), Classmill (classmill.com), Coreapp (coreapp.ai), Seesaw (web.seesaw.me), Simpoll (simpoll.ru), Spiral (https://spiral.ac), Proprofs (proprofs.com), Plickers (http://get.plickers. com), Ted-ed (ed.ted.com) и др.

Например, студенты разрабатывают кейс учебной ситуации в виде интерактивного рабочего листа (рис. 2) для работы с обучающимися в режиме реального времени на основе сервиса Classkick (http://app.classkick.com).

На рис. 3 представлена разработанная студентами виртуальная образовательная площадка на платформе WordPress. На площадку в процессе обучения встраиваются различные компоненты (дидактические онлайн-игры

и задания; интерактивные рабочие листы; интерактивные обучающие видеоролики; виртуальные лекции; интерактивные наглядные анимации; тренажеры; интерактивные задания; тесты; опросы; встроенные в платформу различные виды обратной связи с обучающимися; встроенные в платформу интернет-сервисы для совместной работы обучающихся и др.).

Применение данной виртуальной образовательной площадки строится на основе использования методов «перевернутого обучения», позволяющих обучающимся до начала занятий в аудитории самостоятельно познакомиться с выложенными учителем на сайт учебными материалами (теоретическими обучающими видеороликами, интерактивными образовательными ресурсами и др.). После изучения представленных материалов обучающие могут приходить на урок с определенным багажом знаний и выполненными простейшими практическими заданиями, подготовленными воспринимать и выполнять более сложные задания в процессе совместной деятельности с учителем и другими обучающимися [5].

Интересными возможностями обладают виртуальные образовательные площадки для обучения информатике в школе, разрабатываемые на базе сервисов Edmodo, ZOOM.US и С1а88Йте и позволяющие учителю оперативно взаимодействовать не только с обучающимися, но и с их родителями. Большим плюсом подобных площадок является то, что их интерфейс схож с интерфейсом социальных сетей, например популярной сети «ВКонтакте», что позволяет проводить обучение в знакомых и комфортных для обучающихся условиях. Данные площадки позволяют учителю предоставлять виртуальный доступ обучающимся к теоретическим, практическим учебным материалам, подаваемым в мультимедийных и интерактивных формах.

При этом для освоения предоставляемых материалов имеется возможность устанавливать временные рамки для их просмотра и выполнения, добавлять на площадку учебные презентации, тестовые материалы, викторины. Результаты работы обучающихся отправляются учителю в виде подробных отчетов, в которых содержатся оценки, круговые диаграммы с отображением в процентном соотношении количества правильных и неправильных ответов, а также данных о просмотрах обучающимися теоретических материалов.

В рамках подготовки будущих учителей информатики к созданию виртуальных образовательных площадок большое внимание уделяется поиску инструментов, помогающих проектировать среду, которая соединяет онлайн-обучение школьников с обучением в классе, где особую роль играет организация в условиях онлайн-среды самостоятельной деятельности обучающихся, в рамках которой будет реализовано то, чего не хватает на обычном уроке в классной комнате [1]. Студенты анализируют возможности отечественных сервисов для создания онлайн-уроков в формате видеоконференции (сервис «Видеозвонки» компании Mail.ru, «Яндекс Телемост» и др.) и популярных сервисов для организации видеоконференций (Zum.us, Whereby, Web-room и др.) для использования в образовательном процессе на онлайн-уроках.

Реализуемые на базе виртуальных образовательных площадок онлайн-уроки по своей сути могут быть такими же традиционными уроками, но проводимыми в онлайн-режиме с использованием встроенных в платформу площадки сервисов видеоконференций, позволяющих задействовать электронное и мультимедийное учебное сопровождение. В подобных онлайн-уроках сохраняются образовательные функции обычных уроков, при их проведении учителю нужно соблюдать практически такие же требования, как и к традиционному уроку (контроль и оценка знаний, закрепление умений и навыков с использованием упражнений и тренажеров, проверка понимания учебного материала и др.). Так, студенты подготавливают площадку для командной работы школьников при организации дистанционного группового взаимодействия в сервисе Spiral, где обучающиеся могут распределяться вручную или случайным образом самим сервисом в команды, причем число участников определяет учитель в зависимости от поставленных целей и задач (рис. 4).

Интересна также возможность применения сервиса Plickers (http://get.plickers.com) на традиционном уроке для реализации оперативного контроля в виде тестов (использование карточек с QR-кодами и одного смартфона учителя) с одновременной организацией удаленной работы обучающихся в автономном режиме.

Таким образом, виртуальные образовательные площадки обладают большим потенциалом в обучении информатике, т. к. они дают возможность учителю информатики:

- вносить своевременные коррективы в интерактивные мультимедийные учебные материалы;

- использовать простые и удобные инструменты для обеспечения контроля знаний;

- реализовать сетевое взаимодействие обучающихся и учителя во время как аудиторной, так и внеаудиторной образовательной деятельности, что особенно востребовано в условиях повсеместного распространения мобильных устройств с возможностью непрерывного выхода в сеть Интернет.

Учителю важно уметь корректно и целесообразно применять возможности сетевых ресурсов, оптимизировать их использование в процессе обучения. При этом наибольшего педагогического эффекта позволяет достигать их систематическое и комплексное использование в процессе обучения на разного рода занятиях, при организации разнообразных видов учебной деятельности (информационно-поисковой, экспериментально-исследовательской, деятельности по представлению и извлечению знаний, самостоятельной учебной деятельности и др.) с активным включением обучающихся в педагогическое взаимодействие.

Список литературы

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярма-хов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Нац. откр. шк., 2016.

2. Борисова Н.В., Данильчук Е.В. Профессиональная компетентность современного учителя информатики в условиях перехода на новые образовательные стандарты школы и вуза // Школа будущего. 2011. № 5. С. 8-17.

3. Босова Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом // Информатика и образование. 2019. № 1(300). С. 22-32.

4. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю., Чернышо-ва М.В., Волков Д.В. Обучение информатике в условиях виртуализации образовательного пространства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: http:// www.science-education.ra/ra/article/view?id=29323 (дата обращения: 30.11.2019).

5. Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В. Использование мультимедийных интерактивных средств при обучении учащихся школ // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 10(143). С. 72-80.

6. Куликова Н.Ю. Образовательная онлайн-платформа как фактор изучения интерактивных технологий обучения в условиях сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN420.pdf (дата обращения: 13.07.2020).

7. Никитин М.В. Становление образовательной платформы сетевого колледжа - образовательного комплекса: понятийный аппарат, дорожная карта, задачи // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 2. С. 11-20.

8. Роберт И.В. Дидактика периода информатизации образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 110-119.

9. Сергеев А.Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах интернета // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. 2010. № 1(45). С. 89-94.

10. Сергеев А.Н., Соколов М.В. Профессиональное саморазвитие педагогов в сетевых сообществах интернета // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 70-72.

11. Смирнова А.А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия [Электронный ресурс] // Искусственные общества. 2019. T. 14. Вып. 1. URL: https://artsoc.jes.su/s207751800005274-0-1/ (дата обращения: 25.10.2019).

12. Тиунова Н.Н. образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2(22). С. 103-108.

* * *

1. Andreeva N.V., Rozhdestvenskaya L.V., Yar-mahov B.B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie // Nacional'naya otkrytaya shkola. M., 2016.

2. Borisova N.V., Danil'chuk E.V. Professional'-naya kompetentnost' sovremennogo uchitelya infor-matiki v usloviyah perekhoda na novye obrazovatel'-nye standarty shkoly i vuza // Shkola budushchego. 2011. № 5. S. 8-17.

3. Bosova L.L. Sovremennye tendencii razvitiya shkol'noj informatiki v Rossii i za rubezhom // In-formatika i obrazovanie. 2019. № 1(300). S. 22-32.

4. Danil'chuk E.V., Kulikova N.Yu., Chernysho-va M.V., Volkov D.V. Obuchenie informatike v usloviyah virtualizacii obrazovatel'nogo prostranstva [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29323 (data obrashche-niya: 30.11.2019).

5. Kulikova N.Yu., Danil'chuk E.V. Ispol'zova-nie mul'timedijnyh interaktivnyh sredstv pri obuche-nii uchashchihsya shkol // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 10(143). S. 72-80.

6. Kulikova N.Yu. Obrazovatel'naya onlajn-plat-forma kak faktor izucheniya interaktivnyh tekhnolo-gij obucheniya v usloviyah setevogo vzaimodejstviya [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. Pedagogika i psiho-logiya. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 26PDMN420.pdf (data obrashcheniya: 13.07.2020).

известия вгпу

7. Nikitin M.V. Stanovlenie obrazovatel'noj plat-formy setevogo kolledzha - obrazovatel'nogo kom-pleksa: ponyatijnyj apparat, dorozhnaya karta, zada-chi // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2018. № 2. S. 11-20.

8. Robert I.V. Didaktika perioda informatizacii obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 8. S. 110-119.

9. Sergeev A.N. Professional'naya podgotovka bu-dushchih uchitelej v kontekste obucheniya v setevyh soobshchestvah interneta // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. 2010. № 1(45). S. 89-94.

10. Sergeev A.N., Sokolov M.V. Professional'noe samorazvitie pedagogov v setevyh soobshchestvah interneta // Teoriya i praktika obshchestvennogo raz-vitiya. 2014. № 8. S. 70-72.

11. Smirnova A.A. Obrazovatel'nye onlajn-plat-formy kak yavlenie sovremennogo mirovogo obrazovaniya: k opredeleniyu ponyatiya [Elektronnyj resurs] // Iskusstvennye obshchestva. 2019. T. 14. Vyp. 1. URL: https://artsoc.jes.su/s207751800005274-0-1/ (data obrashcheniya: 25.10.2019).

12. Tiunova N.N. Obrazovatel'nye platformy kak sredstvo intensifikacii professional'noj podgotovki studentov kolledzha // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016. № 2(22). S. 103-108.

Training future computer science teachers for the creation and usage of the virtual educational platforms in teaching schoolchildren

The article deals with the analysis of the theoretical and practical aspects of the usage of educational online platforms in teaching that allow to organize the efficient network interaction of the participants of the educational process. There is defined the potential of a computer science teacher in the self-dependent creation and usage of the author's virtual educational platforms on the basis of the similar platforms considering the methodological teacher's ideas and the potential of the formation of different educational trajectories of students. There is substantiated the necessity of future computer science teachers training in pedagogical universities for the development of similar platforms.

Key words: electronic educational environment, network interaction, educational online platform, virtual educational platform.

(Статья поступила в редакцию 28.08.2020)

в.о. зинченко

(луганск)

проблемы управления качеством высшего образования в условиях цИФРОвизАцИИ

Рассматриваются проблемы управления качеством подготовки специалистов в условиях цифровизации образования и связанной с этим трансформации целей, содержания и других важных аспектов образовательного процесса, которые составляют основу качества высшего образования и требуют своего научно-смыслового обновления.

Ключевые слова: цифровизация образования, трансформация высшего образования, управление качеством высшего образования, цели высшего образования в условиях цифровиза-ции.

Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы общественной жизни, обеспечивая быстроту связи, удобство хранения больших массивов информации, ее переработку и анализ. В производстве и бизнесе цифровые технологии автоматизируют, моделируют и проектируют рутинные и сложные процессы, все более уменьшая участие в них человека, постепенно снижая количество работников с низким уровнем квалификации и повышая требования к специалистам с высшим образованием. При этом речь идет не только о владении этими специалистами цифровой компетентностью, но и об их способности к аналитическому мышлению, готовности к принятию решений в условиях неопределенности, самостоятельному генерированию новых идей и/или коллективному творческому поиску.

В связи с этим цифровизация экономики рассматривается учеными как инструмент экономического роста, а в контексте Российской Федерации - и как средство выравнивания уровня экономического и социального развития регионов на основе существующего и скрытого потенциала, прежде всего за счет выявления и использования инициатив инновационного переустройства различных производств, сферы услуг, транспорта, жилищного хозяйства и т. д. [1].

О Зинченко В.о., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.