УДК 378:004
СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
Е. Ю. Балалаева
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев
Статья посвящена исследованию процессуальных аспектов проектирования электронного учебника. На основе анализа и обобщения теоретических изысканий и методологических наработок в области педагогического проектирования определены стадии проектирования электронного учебника с позиций системного подхода, приведены их характеристики. Проектирование электронного учебника рассматривается как процесс, состоящий из стадий, которые в свою очередь подразделяются на этапы. Стадия интерпретируется как наиболее обобщенная часть этого процесса, отражающая изменение его состояний, а этап - как часть процесса проектирования, связанная с созданием описания одного или нескольких аспектов или уровней проектирования. В проектировании электронного учебника выделены аналитическая, проектировочная, экспериментальная и рефлексивная стадии, состоящие из определенных этапов. Такой подход отражает логику проектирования как процесса, так как стадии отличаются по задачам, результатам и видам деятельности субъекта проектирования. Аналитическая стадия состоит из этапов диагностирования и целеполагания; проектировочная - концептуального, технологического, операционного, реализационного; экспериментальная - констатирующего, формирующего, контрольно-обобщающего; рефлексивная - корректировочного и адаптационного. Вместе с тем, в статье подчеркивается условный характер выделения этих частей, поскольку реальный процесс проектирования не имеет линейной последовательности в прохождении стадий и этапов, пребывающих в сложных связях взаимообусловленности и взаимопроникновения.
Ключевые слова: проектирование, электронный учебник, системный подход, процесс, стадия, этап.
STAGES OF DIGITAL TEXTBOOK DESIGNING
E. Yu. Balalaieva
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv
The article investigates some processual aspects of digital textbook designing. Based on the analysis and generalization of theoretical research practice and methodological works in the field of pedagogical design, the stages of digital textbook designing from the standpoint of a system approach are determined, and their characteristics are given. Digital textbook designing is considered as a process that consists of stages, which in turn are divided into phases. A stage is interpreted as the most general part of the design, a process, which reflects the change in its states. The phase is interpreted as a part of the design process, which relates with creating a description of one or more design aspects or levels. Analytical, designing, experimental and reflexive stages were determined in the designing of the digital textbook. Such approach reflects the logic of design as a process, because the stages differ in their tasks, results and activities of subject of design. The analytical stage consists of diagnosis and goal setting phases, designing - conceptual, technological, operational, implementation phases, experimental -ascertaining, forming, control-generalizing phases, reflexive - adjustment and adaptation. Though, the conditional nature of the separation of these parts are emphasized in the article, because the real design process does not have a linear sequence in the passage of stages and phases, which are related in complex connections of interdependence and interpenetration.
Keywords: design, electronic textbook, system approach, process, stage, phase.
Развитие педагогического проектирования связано с разработкой теории и методики проектировочной деятельности, развивавшихся сначала в лоне технических и конструкторских дисциплин. В трудах многих современных исследователей подчеркивается необходимость сохранения
сущности понятия «проектирование», принятого в технических науках, при его использовании (с соответствующей спецификацией и конкретизацией) в контексте педагогики, что позволит, с одной стороны, остаться в одной понятийной группе с родовым понятием «проектирование»,
© Балалаева Е. Ю., 2017
а с другой - применять результаты научных исследований и опыта осуществления проектировочной деятельности [15, с. 33].
Главным преимуществом такой точки зрения является возможность применения методологической основы системного подхода для проектирования педагогических объектов и явлений, целесообразность которого доказано в трудах многих исследователей: В. Безруковой [3], В. Быкова [13], Л. Грызун [4], В. Докучаевой [5], Е. Заир-Бек [6], Е. Игнатович [7], В. Колдаева [8], В. Краевского, Н. Масюковой [9], Е. Машбица, O. Осиповой [10], И. Роберт [11], Н. Суртаевой [12], В. Юсупова [14], Н. Яковлевой [15] и других.
В технических и конструкторских дисциплинах проектирование как процесс, развивающийся во времени, разделяют на стадии, этапы, процедуры и операции. В наиболее общем виде выделяют стадии научно-исследовательских работ (пред-проектного исследования, технического задания и предложения), эскизного, технического и рабочего проектов, испытания опытных образцов и внедрения.
Целью данного исследования является определение стадий проектирования электронного учебника с позиций системного подхода.
Стадии проектирования делятся на этапы, которые определяются как составляющие стадии, объединенные характером работ. Этапы состоят из определенных процедур, являющихся формализованной совокупностью действий или операций, в результате выполнения которых получают проектное решение (например, моделирование объекта).
Большинство исследователей склоняется к тому, что проектирование в обобщенном виде имеет три основные стадии: анализ (расчленение задачи на части), синтез (соединение частей новым способом) и оценка (внедрение и оценивание последствий), которые многократно повторяются и каждый следующий цикл отличается от предыдущего большей детализацией.
Целесообразность применения методологии системного подхода в проектировании обучения доказывается в трудах многих ученых. В частности, В. Быков и др. рекомендуют применять в проектировании обучения системный подход ADDIE, состоящий из следующих фаз:
- анализ (analysis) - анализируется деятельность, определяются задачи по ее формированию, необходимые умения и знания, цель обучения;
- проектирование (design) - определяется последовательность обучения, избираются или конструируются методы и средства обучения, описывается учебная активность;
- развитие (development) - происходит развитие и налаживание курса обучения, создание упражнений, материалов и инструментов;
- исполнение (implementation) - проводится обучение с аудиторией;
- оценка (evaluation) - осуществляется текущее и итоговое оценивание курса.
Исследователи также подчеркивают условную последовательность этих этапов, поскольку проектирование является единым процессом с множеством итеративных циклов [13].
Подходы других исследователей к определению этапов педагогического проектирования и их характеристики представлены в таблице 1.
На основе обобщения теоретических наработок ученых с учетом специфики предмета данного исследования считаем целесообразным определить стадии и этапы проектирования электронного учебника [2]. Стадия интерпретируется как наиболее обобщенная часть проектирования как процесса, отражающая изменение его состояний. В проектировании электронного учебника различаем аналитическую, собственно проектировочную, экспериментальную и рефлексивную стадии. Этап проектирования - часть процесса проектирования, связанная с созданием описания одного или нескольких аспектов или уровней проектирования.
На аналитической стадии осуществляется анализ реальной ситуации в учебной практике применительно к конкретной дисциплине, проводится диагностика или мониторинг целевой группы, определяются противоречия и проблема, проводится исследование объекта проектирования и выделение в нем предмета проектирования, констатируется возможность, необходимость и целесообразность создания электронного учебника, определяется его общее назначение. На этой стадии формулируется глобальная цель проектирования электронного учебника и идеальный конечный результат. Основными этапами на аналитической стадии является диагностирование и целеполагание.
Собственно проектировочная стадия по определенным уровням включает концептуальный, технологический, операционный и реализационный этапы, направленные на поиск и реализацию оптимальных проектных решений по функциональному и структурному аспектам.
Таблица 1
Характеристики этапов педагогического проектирования
В. Докучаева [5] В. Безрукова [5] Е. Заир-Бек [6] Н. Масюкова [9] Н. Суртаева [12] Л. Грызун [4]
аналитико-диагнос-тирующий (анализ ситуации) моделирование (разработка целей, общей определение замысла или эскиз проекта диагностика реальности теоретический (теоретическое создание проекта) целеполагания (формирование целей проектирования)
целеобразующий (формулирование цели) идеи создания педагогических систем, процессов и основных
стратегически-прогнозирующий (формирование гипотез, моделирование вариантов) путей их достижения) разработка моделей действия (стратегия) формирования (актуализация) ценностей, смыслов, целей преобразо- рефлексивный (осмысление, самоанализ) аналитический (анализ основных дидактических особенностей конкретной учебной дисциплины)
концептуально-формирующий (создание концепции проекта, построение обобщенных моделей деятельности) планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации вания действительности
Этап организационно-уточняющий (разъяснение задач, формирования условий и средств организации процесса проектирования, определение этапов реализации концепции) проектирование (разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования) организация обратной связи создание образа результата экспериментальн ый (частичное внедрение, апробация) концептуальный (формирование концепции проекта по результатам аналитического этапа)
экспериментально-технологический (осуществление проекта, мониторинг процесса реализации, оценка, корректировка) оценивание процесса поэтапное планирование действий для достижения проектной цели корректирующий (корректировка теоретического проекта) разработка теоретической модели, соответствующей концепции
рефлексивно- оценочный (оценка, анализ результатов, определение проблем проекта, формирование перспективных направлений дальнейшей деятельности) конструирование (детализация проекта, приближающая его к использованию в реальных условиях учебно-воспитательного процесса оценивание и анализ результатов обмен, согласование и коррекция действий в процессе коммуникации заключительный (внедрение, обобщение, описание и распространение) экспериментальный
оформление и описание процесса и результатов проектирования оформление документации комплексная экспертиза результатов реализации оценочный (оценка, анализ, обобщение результатов обучения)
экспертно-оценоч-ный (оценивание результатов) проекта
На стадии эксперимента проводится апробация, осуществляется предварительное внедрение электронного учебника в учебный процесс и проверка эффективности методики обучения с помощью созданного образовательного ресурса по сравнению с традиционными или альтернативными методиками. Экспериментальная стадия состоит из констатирующего, формирующего и контрольно-обобщающего этапов.
Рефлексивная стадия состоит из корректирующего и адаптационного этапов, на которых
Такой подход отражает логику проектирования как процесса, предполагающего изменение его состояний (стадии отличаются по задачам, результатам и виду деятельности субъекта проектирования - аналитической, проектировочной, экспериментальной, рефлексивной).
Вместе с тем, следует обратить внимание на условный характер выделения этих частей, поскольку
предусмотрено внесение необходимых изменений, устранение недостатков в функционировании электронного учебника, адаптацию проекта к реальным условиям учебного процесса в конкретном учебном заведении, оценку достижения декларируемой цели, обобщение результатов, создание конечного продукта проектной деятельности, определение перспектив дальнейшего развития проекта.
Общая характеристика стадий и этапов проектирования приведена в таблице 2.
реальный процесс проектирования не имеет линейной последовательности в прохождении стадий и этапов, пребывающих в сложных связях взаимообусловленности и взаимопроникновения. Так, этап диагностирования аналитической стадии предусматривает привлечение результатов констатирующего этапа эксперимента; прогнозирование и проектирование основных функций
Таблица 2
Характеристика стадий и этапов проектирования электронного учебника
Стадия Этап Характеристика
аналитическая диагностирования анализ ситуации по обучению конкретной дисциплины, выделение целевой группы и ее диагностика
целеполагания определение проблемы, глобальной цели проектирования, его объекта, предмета и идеального конечного результата
проектировочная концептуальный разработка общей концепции электронного учебника как системы и модели его проектирования
технологический проектирования основных дидактических функций, подсистем и макроструктуры электронного учебника, структурирование содержания учебного материала, выбор оптимальных методов обучения и способа управления учебной деятельностью
операционный определение функций конкретных компонентов и элементов, их компоновка, проектирование микро-структуры электронного учебника, выбор программных средств, создание баз данных
реализационный программная реализация электронного учебника, разработка интерфейса, отладка работы программы, проверка функциональности программного обеспечения, разработка модели и методики использования электронного учебника
экспериментальная констатирующий анализ и определение уровня подготовки студентов по дисциплине, диагностика наличия у студентов потребности использования электронного учебника
формирующий апробация, предварительное внедрение электронного учебника в учебный процесс, проверка эффективности методики обучения с помощью электронного учебника
контрольно-обобщающий количественный и качественный анализ эмпирических данных, показателей эффективности разработанной методики по определенным критериям, систематизация и обобщение результатов педагогического эксперимента
рефлексивная корректировочный оценивание функционирования проекта, выявление и устранение недостатков, внесение необходимых конструктивных изменений в структуру учебника
адаптационный создание конечного продукта, адаптация проекта к реальным условиям учебного процесса в конкретном учебном заведении
электронного учебника начинается уже на этапе целеполагания; на рефлексивной стадии могут выясниться ошибки, допущенные на различных этапах проектировочной стадии, в том числе и в самой концепции проектирования [1].
Таким образом, на основе анализа и обобщения теоретических и методологических основ педагогического проектирования с позиций системного подхода представляется возможным сделать вывод о том, что проектирование электронного учебника целесообразно рассматривать как процесс, состоящий из определенных стадий - аналитической, проектировочной, экспериментальной, рефлексивной. Каждая стадия состоит из конкретных этапов: аналитическая - из этапов диагностирования и целеполагания, проектировочная - концептуального, технологического, операционного, реализационного, экспериментальная - констатирующего, формирующего, контрольно-обобщающего, рефлексивная - корректировочного и адаптационного, имеющих условный характер.
Литература
1. Балалаева О. Ю. Проектування електронних поабниюв з латинсько! мови для вищих аграрних навчальних закладав: дис. ... канд. пед. наук. К., 2016. 269 с.
2. Балалаева О. Ю. Структурно-оргатзацшш та процесуа-льно-оргатзацшш характеристики проектування електронних освптх ресуров // 1нформацшт технологи i засоби навчання. 2016. Т. 54. № 4. С. 108-117. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=26697540
3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
4. Гризун Л. Е. Дидактичт основи проектування модульно! структури навчально! дисциплши на засадах штеграцй наукових знань: автореф. дис... д-ра пед. наук. Харюв, 2009. 38 с.
5. Докучаева В. В. Проектування шновацшних педагопч-них систем у сучасному освiтньому просторi. Луганськ: Альма-матер, 2005. 299 с.
6. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. СПб., 1995. 48 с.
7. Игнатович Е. С. Логика проектирования педагогических специальностей (из опыта Республики Беларусь) // Российский научный журнал. 2015. № 1 (44). С. 152-157. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23300860
8. Колдаев В. Д. Педагогическое проектирование процесса обучения студентов университета // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 86-93. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17762711
9. Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. Минск: Технопринт, 1999. 287 с.
10. Осипова О. П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов // Открытое и дистанционное образование. 2015. Т. 2. № 58. С. 76-82. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24004882
11. Роберт И. В., Матушкин С. Е., Овчинникова К. Р., Сташкевич И. Р. Проектирование электронного учебника // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». 2015. № 8 (75). С. 169. URL: http://eHbrary.ru/item.asp?id=24137557.
12. Суртаева Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 40 с.
13. Технолопя створення дистанцшного курсу / за ред.
B. Ю. Бикова та В. М. Кухаренка. К.: Мшетум, 2008. 324 с.
14. Юсупов В.З. Функции проектирования и специфика их проявления в педагогике // Акмеология. 2005. № 3.
C. 58-62. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18069200.
15. Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. М.: АТиСО, 2002. 194 с.
References
1. Balalaieva O. Yu. Proektuvannia elektronnykh posibnykiv z latynskoi movy dlia vyshchykh agrarnykh navchalnykh zakladiv [Design of Electronic Textbooks in Latin Language for Higher Agricultural Educational Institutions]. Thesis for candidate degree in pedagogy. К., 2016, 269 p.
2. Balalaieva O. Yu. Struktumo-orhanizatsiini ta protsesualno-orhanizatsiini kharakterystyky proektuvannia elektronnykh osvitnikh resursiv [Structural and organizational procedural characteristics of electronic educational resources design]. Informatsiini tekhnologii i zasobi navchannya = Information Technologies and Learning Tools, 2016, vol. 54, no. 4, рр. 108-117. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26697540
3. Bezrukova V. S. Pedagogika. Proektivnaja pedagogika [Pedagogy. Projective pedagogy]. Yekaterinburg: Delovaya kniga, 1996, 344 p.
4. Gryzun L. E. Dydaktychni osnovy proektuvannia modulnoi struktury navchalnoi dystsypliny na zasadakh intehratsii naukovykh znan [Didactic bases of projecting of the subject modular structure on the basis of scientific knowledge integration]. Thesis abstract for doctor degree in pedagogy. Kharkiv, 2009, 38 p.
5. Dokuchaieva V. V. Proektuvannia innovatsiinykh peda-hohichnykh system u suchasnomu osvitnomu prostori [Designing innovative education system in modern educational space]. Luhansk: Alma-mater, 2005, 299 p.
6. Zair-Bek E. S. Teoreticheskie osnovy obuchenija peda-gogicheskomu proektirovaniju [Theoretical foundations of learning pedagogical design]. Thesis abstract for doctor degree in pedagogy. SPb., 1995, 48 p.
7. Ignatovich E. S. Logika proektirovanija pedagogicheskih special'nostej (iz opyta respubliki Belarus') [Logic of projection pedagogical specialties (from the Experience of Belarus)]. Rossijskij nauchnyj zhurnal = Russian scientific journal, 2015, no. 1 (44), pp. 152-157. URL: http://elibraryru/item.asp?id=23300860
8. Koldaev V. D. Pedagogicheskoe proektirovanie processa obuchenija studentov universiteta [Pedagogical design of higher school students' educational process], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012, no. 4, pp. 86-93. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17762711
9. Masyukova N. A. Proektirovanie v obrazovanii [Design in Education]. Minsk: Tehnoprint, 1999, 287 p.
10. Osipova O. P. Osnovnye jetapy pedagogicheskogo proek-tirovanija i jekspertizy jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov [Main stages of instructional design and expert evaluation of electronic learning resources], Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie = Open and distance education, 2015, vol. 2. no. 58. pp. 76-82. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24004882
11. Robert I. V., Matushkin S. E., Ovchinnikova K. R., Stashkevich I. R. Proektirovanie jelektronnogo uchebnika [Design of electronic textbook]. Hroniki obedinennogo fonda elektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie» = Chronicles of the Joint Fund of the Electronic Resources «Science and Education», 2015, no. 8 (75). p. 169. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24137557
12. Surtaieva N. N. Proektirovanie pedagogicheskih tehnologij v professional'noj podgotovke uchitelja (na primere estestvennon-auchnyh disciplin) [Designing educational technologies in the professional training of teachers (on the example of natural sciences)]. Thesis abstract for doctor degree in pedagogy. M., 1995, 40 p.
13. Tekhnolohiia stvorennia dystantsiinoho kursu [Technology of distance learning course creation]. Ed. by Bykov V. Yu., Kukharenko V. M. K.: Milenium, 2008, 324 p.
14. Jusupov V. Z. Funkcii proektirovanija i specifika ih projavlenija v pedagogike [Functions of designing and the specific character of their realisation in pedagogical science]. Akmeologija = Akmeology, 2005, no. 3, pp. 58-62. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18069200
15. Jakovleva N. O. Koncepcija pedagogicheskogo proektirovanija: metodologicheskie aspekty [Concept of pedagogical design: methodological aspects]. M.: ATiSO, 2002. 194 p.
Статья поступила в редакцию 29.03.2017 г.
Submitted 29.03.2017.
Для цитирования: Балалаева Е. Ю. Стадии проектирования электронного учебника // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 18-23.
Citation for an article: Balalaieva E. Yu. Stages of digital textbook designing. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 2 (26), pp. 18-23.
Балалаева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, I balalaeva@yandex. т
Balalaieva Elena Yu., Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine,
Kyiv, l. balalaeva@yandex. ru