УДК 37 : 001.132
Ю. В. Харланова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена вопросу использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения психологии. Компьютерное сопровождение рассматривается на двух ступенях: этап проектирования и этап реализации, которые делятся, в свою очередь, на ряд стадий. Автор строит свою технологию обучения психологии на таком средстве компьютерного сопровождения, как электронный учебник.
Ключевые слова: компьютерное сопровождение, проектирование, обучение психологии, электронные образовательные ресурсы, электронный учебник.
В настоящее время современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Он затрагивает все сферы жизни общества, в том числе и образование.
Информатизация образования - это процесс, направленный на повышение качества содержания образования, а также на внедрение и развитие новых информационных технологий во всех видах деятельности в национальной системе образования России (Концепция информатизации сферы образования). Целью информатизации образования является рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В настоящее время в педагогике появляются даже отдельные направления - компьютерная дидактика, педагогическая информатика (проф. Е. Н. Пряхин), связанные с теорией и методикой компьютерного обучения.
Особенно актуален вопрос об использовании компьютера, в частности педагогических программных средств, в высшей школе. Это связано преимущественно с тем, что обучение в вузе для студента представляет по сравнению со школой другой вид деятельности, связанный в целом с самостоятельным получением знаний. Это происходит при индивидуальной работе студента с каким-либо педагогическим программным средством.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что «основная цель профессионального образования -подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования» [1]. Все это невозможно без участия в обучении компьютерных технологий, которые стали неотъемлемой частью жизни общества.
Актуальность применения информационно-коммуникационных технологий в обучении нашла свое отражение в различных специализированных программах Правительства Российской Федерации, направленных на реформирование образовательной системы в рамках процесса информатизации и призванных повысить качество и эффективность образования. За последние годы были разработаны такие программы, как: Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (1993), Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации (1998), Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (20012005), Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 20012005 годы» (Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630), «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг.», программа «Информатизация системы образования» (20052010), национальный проект «Образование» (2006), правительственная программа «Концепция модернизации образования России на период до 2010 года» (2002-2010), Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010)».
Согласно Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, принятой в 1998 г., при получении высшего профессионального образования должны быть решены следующие задачи: максимальное использование ИТ в процессе обучения с целью повышения его эффективности, доступности и качества; получение специальных знаний и навыков обучающимися по реализации ИТ в предметной области их будущей профессиональной деятельности; углубление знаний об основах жизни и деятельности в информационном обществе с учетом профессиональной ориентации обучаемого [2].
Самыми естественными для применения компьютера дисциплинами можно считать информатику, математику и физику. Но что может дать компьютер в области обучения гуманитарным наукам, и в частности психологии?
Психологическая подготовка является необходимой составляющей общей подготовки выпускника
педагогического вуза. Данному вопросу посвящены работы Б. Ц. Бадмаева, А. Р. Батыршиной, В. С. Герасимовой, А. Н. Захаровой, В. Н. Карандашева, Ю. Е. Леденевой, В. Я. Ляудис.
Психологическое образование будущих педагогов должно быть ориентировано, во-первых, на получаемую выпускниками специальность, а во-вторых - на формирование такого важнейшего свойства личности, как ее социальная и психологическая направленность на будущую профессиональную деятельность. Для обеспечения профессионально-прикладной направленности психологической подготовки особую роль могут сыграть информационно-коммуникационные технологии.
К сожалению, психология еще не достигла такого уровня, при котором можно говорить о выпуске профессиональных пакетов компьютерных программ по различным дисциплинам психологического блока. Можно заявлять лишь о небольших дистанционных курсах, которые осуществляют некоторые вузы нашей страны. Однако большинство из них представляют собой не что иное, как бумажные издания, переложенные в электронный вид без какой-либо психо-лого-педагогической адаптации, не способные в должной мере решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования.
Вопросы применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании изучаются уже более 30 лет. По данной проблеме опубликован обширный ряд научных работ отечественных и зарубежных авторов.
Об использовании информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании писали в своих работах Л. Г. Вяткина, Е. С. Полат,
A. Е. Петрова, М. В. Моисеева, И. В. Роберт,
B. А. Извозчикова, А. Н. Тихонова, А. А. Сытник, В. С. Лобанов, А. Д. Хомоненко и др.
В педагогических исследованиях В. П. Беспалько, В. С. Гершунского, Н. В. Кузьминой, В. С. Ледне-ва, А. В. Хуторского решаются теоретические и прикладные задачи подготовки будущих педагогов с использованием ИКТ, поиск оптимальных путей информатизации в сфере образования.
Публикации, посвященные вопросам применения компьютерных технологий в преподавании психологических дисциплин, имеются в очень незначительном объеме и являются уже устаревшими. В частности, об элементах дистанционного обучения в области психологии писали в своих статьях А. Н. Гусев, А. И. Худяков, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский,
О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко, Е. А. Соколков, А. Г. Шабанов, Е. С. Уакин, В. И. Капран, Е. В. Якушина (1998). Интересной для нас является диссертация А. И. Барашкова о дидактических возможностях использования технических средств обучения в преподавании психологии в педагогическом институте (1991).
Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод, что в настоящее время не разработана целостная педагогическая концепция преподавания психологии с использованием новых информационных технологий, позволяющая иметь четкое представление о том, где, когда и с какой целью целесообразно использовать возможности компьютера, какие программные продукты должны обеспечивать эти возможности. В современной ситуации имеет место противоречие между потенциальными возможностями компьютерных технологий и их реализацией на практике в области преподавания психологии.
На наш взгляд, одним из способов применения информационных и коммуникационных технологий в обучении будущих педагогов может являться компьютерное сопровождение психологических дисциплин, которое реализуется с помощью комплекса аппаратно-программных средств и предусматривает использование преподавателем компьютерной наглядности в процессе изложения нового материала, при повторении и систематизации, а также при контроле знаний. Компьютерный материал представляется аудитории с помощью большого экрана, проектора и компьютера. При этом традиционные средства преподавателя используются в полном объеме.
Проблемой компьютерного сопровождения образовательного процесса занимались Т. И. Алферьева, Г. А. Злубко, В. В. Зорин, С. Н. Трапезников, И. Р. Сташкевич, В. Ю. Тимонина. В их исследованиях подчеркивается, что внедрение в учебный процесс компьютерного сопровождения должно соответствовать требованиям учебного процесса в вузе и быть основано на дидактических принципах (целостности, адаптивности и инвариантности).
Опытно-экспериментальной базой нашего исследования выступил Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. В результате исследования был разработан курс по выбору «Компьютерные технологии в психолого-педагогичес-кой практике» и электронный учебник «Общая психология и история психологии», которые используются при подготовке будущих учителей на факультете математики, физики и информатики и факультете иностранных языков. Данный электронный учебник зарегистрирован в Тульском областном отделении Фонда алгоритмов и программ 13.03.2007 г. и в Отраслевом фонде алгоритмов и программ 14.06.2007 г. (свидетельство № 8473, номер государственной регистрации № 50200701238) [3].
Использование компьютерного сопровождения процесса обучения психологии в педагогическом вузе, на наш взгляд, должно быть направлено на достижение следующих целей: а) формирование информационной культуры; б) выполнение социального заказа;
в) интенсификация учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества подготовки, обеспечение мотивов познавательной деятельно-
сти, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки;
г) оптимизация самостоятельной работы студентов.
Эффективность компьютерного сопровождения процесса обучения психологии в педагогическом вузе возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия.
В философии категория «условия» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. Условия представляют собой среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются. Специфической чертой понятия «психолого-педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, форм, средств, а также психологическую сторону обучения.
Для выявления психолого-педагогических условий компьютерного сопровождения процесса обучения психологии в педагогическом вузе необходимо построить целостную педагогическую технологию -совокупность методов, средств и форм организации обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей. Е. И. Машбиц выделяет три группы проблем, связанных с этим: теоретико-методологические; разработка технологии обучения; проектирование обучающих программ.
К сожалению, большинство педагогических программных средств являются педагогически малоэффективными, так как представляют собой простое переложение тестового учебника в электронный вид. Т. Л. Шапошникова пишет, что «решение указанной проблемы необходимо искать, исходя из принципа адекватного отражения в комплексе информационных и компьютерных технологий структуры, логики и специфики содержания конкретной предметной области» [4].
В требованиях к эффективному использованию компьютера в процессе преподавания психологии в педагогическом вузе можно выделить четыре группы условий:
1. Дидактические (предварительная диагностика уровня актуального развития студентов) и выбор в связи с этим педагогического программного средства (учет компьютерной компетентности студентов); адаптация программных средств ИКТ к целям образовательного процесса; обеспечение профессиональной направленности образовательных программных средств ИКТ).
2. Организационные и учебно-методические (параллельное использование образовательных программных средств ИКТ на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе, осуществляемое под четким контролем со стороны преподавателя; организация оперативного контроля знаний и умений студента, так как наличие в средствах ИКТ таких программных средств, как тестовые задания, упражнения, контрольные вопросы, позволит студентам осуществлять
рефлексивную деятельность и осознавать в реальном времени степень своего прогресса в изучении той или иной темы).
3. Психологические (создание позитивного эмоционального фона; создание благоприятного психологического климата на занятии за счет позитивных оценочных суждений педагога, преобладание положительной оценки действий студента; учет модальности восприятия или обеспечение возможности адаптивности, что позволяет создать комфорт при использовании программных средств в образовательном процессе; предоставление пользователю возможности изменения цветового оформления, параметров вывода информации на экран позволит студенту не отвлекаться на различные неудобства или несоответствия и таким образом обеспечит более полную концентрацию на изучаемом материале, будет способствовать появлению ощущения новизны восприятия).
4. Технологические (гипертекстовое представление информации, которое позволяет оптимально перемещаться по информационным разделам, обеспечивает удобный доступ к справочным данным, глоссарию, анимационным приложениям, интересующей пользователя именно в данный момент информации, обеспечить возможность выбора студентом собственной траектории и темпа изучаемого материала; использование интерактивного диалога и технологий моделирования, так как визуализация и применение моделей дают возможность заглянуть вглубь таких процессов, которые в реальной жизни могут протекать или слишком быстро, или слишком медленно при особых, трудно осуществимых условиях; оперативная оценка действий пользователя, организуемая в виде констатации успеха либо неправильного результата решения, сопровождаемая корректным анализом полученных студентом результатов и рекомендациями по исправлению допущенных ошибок, обеспечивает для студента возможность в реальном времени оценивать уровень своих знаний и степень своего прогресса, возможность возврата к необходимому для повторения учебному материалу).
Алгоритм дидактического проектирования компьютерной технологии обучения психологии состоит в следующем:
1. Задание цели изучения конкретной психологической дисциплины.
2. Отбор и структурирование содержания обучения, адекватного заданной цели.
3. Задание уровней усвоения учебных тем изучаемой дисциплины.
4. Выбор используемых компьютерных средств обучения.
5. Разработка тестов и заданий для контроля за усвоением содержания учебной дисциплины.
6. Разработка структуры планирования и проведения учебных занятий.
7. Определение совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых, построение схемы ее управления.
Для реализации четвертого пункта в некоторых случаях необходимо создание нового программного обеспечения, разработка которого подразумевает следующие шаги: анализ, проектирование, реализация, тестирование, внедрение.
Понятие «проектирование» в педагогике является достаточно распространенным. О педагогическом проектировании в своих работах писали Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. И. Генисаретский, Е. С. Заир-Бек, Г. Б. Корнетов, В. Е. Родионов, В. И. Слободчиков. Методология проектирования электронных образовательных ресурсов изложена в работах В. Н. Агеева, И. Г. Захаровой, А. А. Золотарева, З. Ф. Мазур, М. В. Моисеевой, А. В. Осина, Е. С. Полат, В. И. Сол-даткина, А. В. Соловова, Ю. А. Уварова, С. А. Хрис-точевского. В работах этих авторов отмечается, что педагогической ценностью обладают комплексы электронных учебных материалов, удовлетворяющих системе требований (психологических, дидактических, эргономических, технологических и др.) и разрабатываемых в совместной деятельности авторов, специализирующихся в различных областях знаний (психологии, педагогики, методики преподавания конкретной дисциплины, эргономики, информационных систем, программирования).
Рекомендуемая последовательность этапов проектирования электронных образовательных ресурсов определяется как «жизненный цикл» - базовое понятие методологии проектирования информационных систем, программного обеспечения, обозначающее непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о необходимости создания программного обеспечения и заканчивающийся в момент его полного изъятия из эксплуатации.
Структура деятельности по созданию информационных ресурсов отражена в нормативных документах, регламентирующих жизненный цикл программного обеспечения, одним из которых является международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO: International Organization of Standardization - международная организация по стандартизации, IEC: International Electrotechnical Commission - международная комиссия по электротехнике). Согласно этим документам разработка информационных ресурсов организуется на основе использования метода проекта и состоит из таких фаз, как: 1) фаза инициации проекта - определение цели и задач проекта; 2) концептуальная фаза проекта - разработка концепции предметной стороны проекта, определение состава задач, которые надо выполнить в проекте, распределение обязанностей; 3) фаза разработки - создание технических заданий, рабочих планов проекта; 4) фаза реализации - исполнение технических заданий, выполнение рабочих планов проекта; 5) фаза завершения проекта - подведе-
ние итогов проекта, их анализ, выводы и рекомендации для проведения будущих проектов данного профиля.
О. Б. Тыщенко предложил структурную схему для разработки электронных учебников по дисциплинам самого широкого профиля [4]. На ее базе мы выделяем следующие этапы проектирования электронного учебника по психологии.
Первый этап:
1) анализ целевых установок и содержание дисциплины, выделение навыков и умений, развиваемых при изучении конкретных тем;
2) определение структуры и содержания электронного учебника, необходимого для решения различных учебных задач (введение нового материала, проверка усвоения учебного материала, формирование психологических умений и навыков).
Второй этап:
1) разработка сценария электронного учебника (определение концепции предъявления учебной информации, покадровая разбивка учебного материала);
2) отбор и подготовка материала к программной реализации с учетом сложности учебного материала, оптимального соотношения между формой предъявления учебного материала и его содержанием;
3) перевод учебного материала в программную среду электронного учебника (язык гипертекстовой разметки НТМЬ, оболочка Бе1рЫ и др.).
Третий этап:
разработка методики проведения занятий с учетом цели, места и времени использованиями электронного учебника.
Таким образом, результаты исследования позволили нам выделить две группы условий целесообразного и эффективного применения компьютерного сопровождения в процессе обучения психологии:
а) общедидактические:
- необходима постановка целей, достигаемых в процессе обучения в соответствии с существующими дидактическими принципами;
- необходимо учитывать предполагаемый контингент обучаемых, в том числе возраст, уровень подготовленности, однородность учебных групп;
- целесообразно применение на учебном занятии визуальных элементов, предъявление к запоминанию терминов, схем;
- необходимо использовать динамическую схематизацию или видеофрагменты;
- необходима базовая компьютерная грамотность преподавателя;
- наличие в учебном классе или аудитории необходимого оборудования и программного обеспечения;
- применение существующих или разработка собственных педагогических программных средств;
- предъявление схожего информационного материала (различная степень детализации и глубина про-
рабатываемых вопросов) для групп с разным уровнем подготовленности;
б) условия разработки и модернизации электронных учебников:
- углубленное изучение преподавателем компьютерных технологий или создание электронных учебников группой разработчиков, включающих программиста;
- тщательный отбор, структурирование теоретического материала, моделирование процессов и явлений с учетом возможностей их компьютерного представления, формулировка вопросов и заданий, согласование его с требованиями существующих образовательных стандартов, использование стандартной терминологии и обозначений;
- определение необходимого объема теоретического материала, вопросов и заданий для базовой и углубленной подготовки с учетом формы обучения;
- учет уровня базовой и специализированной подготовленности, включающей ранее усвоенные знания, умения и навыки, в том числе понимание учащимися междисциплинарных связей;
- регулирование темпа обучения, порций предъявляемой теоретической информации. Выбор очередности предъявления блоков теоретического материала, вопросов, заданий;
- обязательный анализ эстетического восприятия внешнего вида электронного учебника.
На основе практического исследования, проведенного нами в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, можно сделать вывод, что реализация данных требований, изменяя образовательную среду вуза, вызывает качественные изменения в академической успеваемости, профессиональной направленности студентов, мотивации учебной деятельности студентов, творческой активности и самостоятельности студентов, уровне компьютерной грамотности и информационной культуре студентов.
Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации в образовательной среде вуза требований к компьютерному сопровождению процесса обучения психологии привели к позитивным изменениям в уровне выбранных параметров, убедительно подтвердили эффективность выявленных и реализованных в рамках данного исследования в образовательной среде вуза условий.
Результаты научного исследования дают основание сделать вывод о важности, значимости и результативности выявленных нами требований, необходимых для проектирования и реализации компьютерного сопровождения процесса обучения психологии, это подтверждается всей логикой исследования и полученными диагностическими результатами.
Список литературы
1. Концепция модернизации образования России на период до 2010 года // [Официальный сайт Президента России] / [5 апреля 2002 года, Москва, Кремль]. 1^1.: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml (дата обращения: 20.11.2009).
2. Основные положения Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации (выборка из Концепции, утвержденной Министерством образования РФ 10 июля 1998 г.). М.: ГосНИИ системной интеграции, 1999. 22 с.
3. Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). М., 2007. № 6. С. 48.
4. Шапошникова Т. Л. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза: автореф. дис. ... доктора пед. наук. Ставрополь, 2001. С. 7.
5. Тыщенко О. Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 20 с.
Харланова Ю. В., ассистент, аспирант.
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.
Пр. Ленина, 125, г. Тула, Тульская область, Россия, 300026.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.01.2010
Yu. V. Harlanova
DESIGNING AND REALIZATION OF COMPUTER SUPPORT OF PROCESS OF TEACHING PSYCHOLOGY
AT PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article is devoted to the question of use of electronic educational resources during teaching psychology. The computer support is considered at two steps: a design stage and stage of realization, which are divided into a number of stages. The author constructs the technology of teaching psychology on such means of computer support as the electronic textbook.
Key words: computer support, designing, teaching of psychology, electronic educational resources, electronic textbook.
L. N. Tolstoy Tula State Pedagogical University.
Pr. Lenina, 125, Tula, Tulskaya oblast, Russia, 300026.
E-mail: [email protected]