Специфика психологической подготовки студентов педвуза в условиях информатизации образования
Ю. В. Харланова
В статье автор рассматривает вопрос о психологической подготовке студентов педагогического вуза в условиях информатизации образования. В связи с этим он выделяет основные трудности, описывает различные варианты использования компьютера в процессе изучения психологии. Автор делает вывод, что наиболее эффективным при обучении психологии является использование электронного учебника, созданного с учетом специфики данной области знания.
Ключевые слова: психология, образование, информатизация, компьютеризация, информация, самостоятельная работа, компьютерное сопровождение, компьютерное обучение, электронный лекторий, наглядность, демонстрация, электронный учебник.
Specificity of Psychological Training of the Students of a Pedagogical Higher School in Conditions of Informatization of Education
Ju. V. Kharlanova
The author of the article considers a question on psychological training of the students of a pedagogical higher school in conditions of informatization of education. In this connection she allocates the basic difficulties arising on this way, describes various variants of use of the computer during studying Psychology. The author makes a conclusion, that most effective is the use of the electronic textbook at training Psychology created considering specificity of this area of knowledge.
Key words: Psychology, education, informatization, computerization, information, independent work, computer support, computer training, an electronic lecture, presentation, demonstration, an electronic textbook.
Сегодня психология преподается практически во всех высших и среднеспециальных учебных заведениях. Есть даже опыт внедрения ее в учебные планы средней школы. Она является предметом, профессионально значимым для изучения в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного и школьного образования.
Методика преподавания психологии находится на начальной стадии становления, и публикации по данной дисциплине начали появляться у нас в стране и за рубежом только в последнее время (В. К. Боярчук, 1982; В. И. Гинецинский, 1983; В. Я. Ляудис, 1989; Б. Ц. Бадмаев, 1998; В. Н. Карандашев, 2001, 2002; Benjamin, Daniel, Brewer, 1985; Hartley, McKeachie, 1990; Sternberg, 1997; Peterson, 1997; Perlman, McCann, McFadden, 1999).
Под методикой преподавания психологии в широком смысле понимается методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологическим умениям. Она является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Таким образом, при учете общедидактических принципов в методике преподавания психологии неизбежно отражается специфика психологии как научной и практической дисциплины.
Б. Ц. Бадмаев считает, что, «изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми» [1, с. 143]. Другими словами, необходимо сформировать у студентов умение практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми.
Вопрос о применении новых информационных технологий при изучении психологии в вузе является достаточно узким и крайне мало рассматривается в классической методике преподавания данной дисциплины.
Активное использование компьютера в обучении сегодня связано с общеисторическим процессом, называемым информатизацией. В последние несколько десятилетий производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса.
На наш взгляд, основными причинами возникновения трудностей при обучении психологии в условиях информатизации образования являются отсутствие аксиоматических построений в методике преподавания психологии; недостаточность
информационной подготовки у преподавателей психологических дисциплин и отсутствие специальных и методических знаний в данной научной области у профессиональных разработчиков компьютерных программ; разнообразие и сложность дидактических задач, решаемых в процессе преподавания психологии.
Все описанное не означает, что внедрение компьютера в процесс преподавания психологии невозможно или нецелесообразно. Компьютерное сопровождение рассматривается нами как одно из интересных и эффективных направлений, позволяющих сосредоточить внимание преподавателя на методике построения учебного процесса, на определении стратегии и тактики процесса обучения. Следует отметить, что эпизодическое, фрагментарное и не связанное единым замыслом использование компьютера в образовательном процессе может дать и отрицательный результат, что будет говорить лишь о неправильном использовании компьютерного сопровождения, а не о его неэффективности.
Целесообразность применения компьютера при обучении психологии в высшей школе у многих вызывает сомнения, так как она не относится к точным или техническим дисциплинам. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена к философскому, естественно-научному или гуманистическому знанию. Но компьютер сегодня является неотъемлемой частью образования, в том числе и высшего, и, безусловно, эффективность его использования зависит от правильного сочетания традиционной и информационной технологий в обучении, от педагогически и психологически правильно составленных компьютерных учебников и от умения педагогов грамотно включать различные задания с использованием компьютера в образовательный процесс.
В первую очередь, необходимо уточнить, что использование компьютера при изучении психологии возможно в двух вариантах: как средства обучения, используемого одновременно с активной деятельностью педагога, либо как средства для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа является одной из важнейших и широко обсуждаемых проблем преподавания, как в школе, так и в вузе. В современной методике обучения она обязательно соотносится с организующей ролью учителя. По мнению А. А. Миролюбова, «под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и
внеклассных занятиях или дома, выполняемые без непосредственного участия учителя, но по его заданиям» [2, с. 249]. Ориентируясь на данное определение, можно сделать вывод, что индивидуальная работа студента с использованием какой-либо компьютерной технологии на занятии или вне его является разновидностью самостоятельной работы.
На наш взгляд, при изучении психологии можно выделить два вида информации: 1) совокупность психологических объектов (явлений, процессов), которые студенту необходимо проанализировать и систематизировать для усвоения изучаемого материала (понятия «личность», «характер», «мышление»); 2) набор различных практических методик, упражнений, которые подбираются с учетом темы (диагностические методики Айзенка, Люшера, коррекционные упражнения на развитие памяти, мышления).
Перечисленные виды психологической информации делят весь образовательный процесс на две части: лекционную и практическую. «Лекция по психологии представляет собой монологическую форму обучения. Традиционными функциями лекции являются информационная, систематизирующая и разъясняющая. Предполагается, что преподаватель на лекции сообщает новые знания в систематизированном виде, а также разъясняет наиболее трудные вопросы учебного курса. Лекции могут также выполнять стимулирующую и развивающую функцию» [4, с. 106]. Для данной формы организации учебных занятий целесообразно использование «электронного лектория».
«Электронные лектории, применяемые во время лекции и объяснения теоретического материала на практических занятиях, позволяют представлять информацию как в статике, так и в динамике. За счет выделения цветом, размером символов, использования элементов анимации и других специализированных эффектов достигается привлечение и удержание внимания, повышается активность обучаемых во время теоретических занятий» [4, с. 10]. О. Б. Тыщенко выделяет 4 вида «электронного лектория»:
1. Отдельные, заранее жестко не связанные кадры, демонстрация которых осуществляется выборочно, по мере необходимости.
2. Заранее спроектированная последовательность кадров для целостного занятия.
3. Разветвленная структура электронно -го лектория, когда имеется основная (главная) последовательность кадров и несколько, в том числе пересекающихся друг с другом ветвлений,
222
Ю. В. Харланова
обычно с возвратом к главной последовательности.
4. Многоуровневый или иерархический
вариант является дальнейшим развитием предыдущего варианта. Отличительная особенностью -наличие нескольких главных последовательностей кадров и система меню.
«Семинар по психологии, в отличие от лекции, предполагает участие студентов в обсуждении учебного материала. <...> Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции: 1) закрепление знаний; 2) расширение знаний; 3) развитие умений самостоятельной работы; 4) стимулирование интеллектуальной деятельности.
Практическое занятие по психологии, в отличие от семинарского, предполагает не просто обсуждение студентами учебного материала, а выполнение ими определенных практических заданий. Систему таких заданий часто называют практикумом. Практические занятия по психологии могут выполнять в учебном процессе следующие функции: 1) закрепление теоретических знаний на практике; 2) усвоение умений исследовательской работы; 3) усвоение умений практической психологической работы; 4) применение теоретических знаний для решения практических задач; 5) самопознание; 6) саморазвитие. <...> Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следующие: 1) демонстрационный эксперимент; 2) индивидуальные задания; 3) групповые задания; 4) эксперимент в парах (подгруппах), 5) решение психологических задач; 6) дискуссия» [4, с. 107].
Применение компьютера на практических занятиях является наиболее интересным и увлекательным как для преподавателя, так и для студентов. Это связано с тем, что изучение психологии обязательно должно быть практически ориентированным и наглядным, так как ее цель - научить понимать человека и правильно взаимодействовать с ним.
Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я. А. Комен-ским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами.
Одной из дидактических возможностей компьютера является повышение степени наглядности, но он часто работает не совсем с той наглядностью, которая необходима в психологии. Компьютер отлично моделирует химические процессы, иллюстрирует физические опыты, вы-
рисовывает графики, но при создании педагогического программного средства по психологии для его эффективной работы необходим немного другой подход. В связи с этим возникает необходимость произвести классификацию средств наглядности и дать их характеристику.
В. Н. Карандашев выделяет три основных вида наглядности при обучении психологии: предметную, изобразительную и словесную. «Предметная наглядность - это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. <... > Изобразительная наглядность - это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая. <...> Словесная наглядность - это описание образов в речевой форме» [1, с. 154-155].
Новый ракурс понимания принципа наглядности связан с использованием компьютерных технологий, которые могут моделировать различные наглядные абстракции. С помощью компьютерных технологий создаются и применяются виртуальные наглядные материалы, поэтому можно выделить виртуальную или компьютерную наглядность (Н. В. Петкевич, А. Л. Карасик).
Таким образом, очевидно, что применение новых информационных технологий при обучении психологии может принести немалую пользу, но возможно только в сочетании с традиционными технологиями.
Для того чтобы процесс обучения с компьютерным сопровождением был эффективным, необходимо учитывать требования, способствующие его оптимизации: 1) гармоничное сочетание целей и задач обучения и дидактического потенциала компьютерного сопровождения, 2) обоснованный выбор форм, методов, приемов и средств обучения, как традиционных, так и с использованием возможностей компьютерного сопровождения, 3) оптимальное сочетание группового и индивидуального обучения с использованием компьютерного сопровождения, 4) оптимальное соотношение обучения под руководством преподавателя и самостоятельной работы студентов с использованием компьютера, 5) оптимальное соотношения времени работы с компьютером и традиционного выполнения заданий, 6) оптимальные эргономические условия работы с компьютером.
Таким образом, компьютер должен стать не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.
В результате анализа психолого-педагогических особенностей использования новых информационных технологий в обучении нами были выделены возможности компьютера как средства обучения психологии. По нашему мнению, на занятиях по дисциплинам психологического блока студентами может осуществляться работа со следующими первичными компонентами компьютерной технологии обучения: 1) электронный текст, 2) видео- и аудиоинформация, 3) компьютерный тест (психологический и тест учебных достижений). Электронный учебник является интегрированной системой и может включать в себя все перечисленные компоненты.
Рассмотрим подробнее возможности электронного учебника и проведем анализ его эффективности при использовании на занятиях по дисциплинам психологического блока.
Под электронным или компьютерным учебником понимается программа, направленная на обучение определенной дисциплине, которая разделена на некоторые разделы, «главы». Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию; существенно экономит время; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует; позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу. К недостаткам электронного учебника можно отнести не совсем хорошее качество дисплея как средства восприятия информации и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Для создания модели компьютерного сопровождения процесса обучения психологии необходимо выделить основные требования к электронному учебнику по данной дисциплине.
1. Процесс проектирования и создания компьютерного сопровождения должен быть оптимальным с точки зрения трудоемкости программной реализации.
2. Электронный учебник должен обеспечивать возможность дальнейшего расширения количества модулей и изменения их структурирования.
3. Электронный учебник должен иметь возможность реализации на всех основных платформах компьютеров.
4. Электронный учебник должен иметь возможность использования как в локальном варианте, так и в варианте удаленного доступа.
5. Курс с компьютерным сопровождением должен содержать встроенный методический аппарат.
6. В электронном учебнике должна быть предусмотрена возможность обратной связи с преподавателем.
При создании учебника нельзя не учитывать специфику психологии, заключающуюся в ее целях, задачах и содержании. Если цель изучения психологии - научиться понимать человека и правильно взаимодействовать с ним, тогда знание теоретических положений является не целью учебы, а средством достижения истинной цели -умения разбираться в психологии реальных людей. Именно поэтому для совмещения теории и практики рекомендуется создание мобильного компьютерного учебника, в котором с помощью гипертекстовых ссылок из каждого модуля можно попасть в любой другой и найти информацию по соответствующему вопросу.
Компьютерное сопровождение при обучении психологии позволяет повысить наглядность при изложении учебного материала, смоделировать различные объекты и процессы, систематизировать и логически упорядочить учебный материал, провести контроль усвоения знаний.
Разработанная авторская педагогическая технология компьютерного сопровождения процесса обучения психологии включает следующие компоненты: 1) мотивационно-целевой, обеспечивающий на диагностической основе постановку цели и задач обучения; 2) содержательно-информационный, позволяющий отбирать и включать компьютерную наглядность в педагогический процесс; 3) операционально-деятельност-ный, отвечающий за формы, методы и средства обучения и воспитания; 4) эмоционально-волевой, заботящийся о развитии у студентов волевых усилий в обучении, эмоционального восприятия учебного материала; 5) управленческо-регу-лирующий, позволяющий планировать и регулировать деятельность студентов; 6) контрольно-оценочный, обеспечивающий систематический контроль и оценку результатов учебно-познавательной деятельности студентов; 7) рефлексивно-корректирующий, позволяющий выявлять успехи и просчеты в учебно-познавательной деятельности, своевременно корректировать возникшие пробелы в знаниях и умениях, устранять за-
224
Ю. В. Харламова
труднения в учебно-познавательной деятельности.
Практическая часть нашего исследования заключается в проектировании и использовании электронного учебника «Общая психология и история психологии», предназначенного для подготовки будущих учителей на факультетах Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Электронный учебник был зарегистрирован в Тульском областном отделении Фонда алгоритмов и программ 13.03.2007 г. и в Отраслевом фонде алгоритмов и программ 14.06.2007 г. (свидетельство № 8473, номер государственной регистрации
№ 50200701238) [3, с. 9].
Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверность теоретической модели компьютерного сопровождения процесса обучения психологии, а качественный анализ результатов исследования показал, что обучение психологии с компьютерным сопровождением способствует повышению познавательной активности и концентрации внимания студентов, развитию у них навыков и умений самостоятельной учебной деятельности, росту мотивации и интереса к изучаемому предмету, следствием чего является улучшение качества усвоения изучаемого материала, более прочное формирование психологических умений и навыков.
Библиографический список
1. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] / Б. Ц. Бадмаев. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 303 с.
2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2003. - 384 с.
3. Инновации в науке и образовании [Текст] : телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ / учредители ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий», Московская финансово-юридическая академия, Российский Университет инноваций. - 2007. - № 6. -48 с.
4. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Карандашев. - М. , СПб : Питер, 2005. - 249 с.
5. Тыщенко, О. Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тыщенко Олег Борисович. - М. , 2003. - 20 с.