о; х
I
<
m О
го
£ из О
GÇ
О
В
ГЕ
X ш H
CL
О ш H
С. Б.Жакетова,
преподаватель математики, КГКП «Костанайский
строительный колледж»
He?i)?i свздер: ацпараттан-дыру, ацпараттыц технологи-ялар, интеллектуалдъщ децгей, компьютерлт сауаттылъщ, коммуниксщиялъщ технология-лар.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, интелектуальный уровень, компьютерная гра-мотност ь, коммуникационные технологии.
Keywords: informatization, information technologies, intellectual level, computer literacy, comm unication technologies.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ацдатпа
Когамда акпараттан жуйеа кобшесе тапсырмаларды, акпараттык бинм жуйесш жэне оны жаца акпараттык технологияларды шешуды талап етедк Акпараттык тех-нологиясын жузеге асыруда математиканы уйретуде кец мумкшдштерге ие екеш белгш. АКТ жуйесшш мацыз-дылыгын математиканы уйрену барысында таныстыру. АКТ-ны математиканы уйре^шшер уш1н ец ти1мд1 жол, ce6e6i ол балалардын кызыгушьшыгын тудырады.
Аннотация
Процесс информатизации общества требует скорейшего разрешения многих задач, связанных, прежде всего, с информатизацией образования, с использованием в образовании новых информативных технологий обучения. Не вызывает сомнения, что средства информационных технологий обладают большими возможностями в реализации принципа наглядности в процессе обучения математики. В статье освещены вопросы необходимости использования ИКТ при обучении математике. Приведены примеры использования ИКТ, способствующие более эффективному развитию интереса обучающихся к изучению математики.
Annotation
The article considers the need of using IT when studying Mathematics. Some examples of how to develop greater pupils' interest to learning mathematics are shown. The informatization process in the society demands the fastest solutions of many tasks connected with education informatization, and using new information technologies in teaching and learning. Information technologies have great opportunities in realization of the visual principle in teaching and learning Mathematics.
Использование современных информационных технологий в образовании - это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего цивилизованного мира.
Математика для учащихся один из сложных и трудных предметов. Поэтому от работы педагога зависит как учащиеся поймут математику, как смогут применить в жизни её знания.
В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный, развивающий, воспитывающий потен-
^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
циал математики огромен. Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил еще в XVIII веке М.В.Ломоносов: «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит» [1, с. 5].
Интеллектуальный уровень личности характеризуется двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности задач.
В настоящее время информационные технологии становятся важным элементом окружающего мира. В образовании происходит стремительное расширение сфер применения компьютерной техники на уроках.
Все современное интересно, увлекательно и занимательно.
Поэтому решила использовать на своих уроках элементы информационных технологий.
Еще нет методичек использования компьютерных технологий на уроках учителем. Поэтому каждый преподаватель сам создает свои версии уроков с применением информационных технологий.
В настоящее время информационные технологии становятся важным элементом окружающего мира. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют более эффективную реализацию развивающего обучения [2 , с 32].
Чтобы развивать и воспитывать студента, преподавателю самому нужно постоянно совершенствоваться, а значит повышать свой профессиональный уровень.
Преподавателю необходимо активнее работать над внедрением новых форм и методов преподавания, работать, используя современные технологии. От этого зависит качественный рабочий урок, а он основной путь к повышению знаний учащихся по предмету.
Для повышения качества урока преподавателю необходимо использовать интерактивные формы и методы работы, внедрять информационные технологии.
На уроках математики применение ПК возможно и при мотивации, при введении нового понятия, демонстрации, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний, во внеклассной работе.
Достоинства электронных версий уроков
заключается в наглядности, продуманности продвижения, презентабельности всего информационного материала. Однако он требует тщательной предварительной подготовки и не исключает использования бумажных плакатов, доски и мела, наглядных пособий и другого.
«Предмет математики настолько серьезен, что не стоит упускать возможности сделать его более занимательным» (Паскаль), важно создавать на уроке среду заинтересованного и напряженного взаимодействия. Посредником в таком процессе между преподавателем и студентом может стать компьютер, препоручив которому представлять обучаемому «сухую» учебную информацию, математическую задачу, контрольный вопрос, преподаватель высвобождает энергию для создания творческой и раскрепощенной атмосферы, индивидуальной поддержки обучаемого [3].
Основные цели, которые ставит преподаватель на таком уроке, это: развитие у студентов умения находить информацию; строить информационную модель процесса или объекта; изучить элементарные основы компьютерной грамотности; формировать знания и практические навыки работы на компьютерах; использовать ЭВМ для развития геометрического представления и элементов конструкторского мышления; получить элементарные навыки графического черчения на дисплее; развить логическое мышление и пространственное воображение.
Использование информационных технологий на уроках математики совершенствует учебную среду урока, повышая ее позитивную эмоциональность и познавательную насыщен- ^ ность. Компьютер значительно расширяет = возможности представления учебной инфор- < мации. Применение цвета, графики, мульти- о пликации, звука, всех современных средств < видеотехники позволяет воссоздать реальную Й обстановку деятельности. Компьютер позво- 2 ляет вовлечь учащихся в учебный процесс, ^ стимулирует их к активной работе, позволяет ^ погружать студентов в определенную игровую Е ситуацию [ 4,с. 197]. ш
Так, например, при изучении стереоме- — трии студенты затрудняются изображать на 5 плоскости объемные фигуры. Использование ^ компьютера позволяет значительно облегчить ^ процесс. Отпадает необходимость при подготовке к уроку загромождать доску большим
о; х
I
<
m О
го
£ из О
Os
О ч О
ГЕ
X ш
CL
о
ш Н
количеством чертежей, значительно экономит время на уроке. Для закрепления и повторения можно неоднократно выводить их на экран, изменять проекцию, чтобы представить с разных позиций объемные фигуры.
На уроках алгебры использование компьютера позволяет наглядно строить графики функции, показывать их преобразование, то есть растяжение, сжатие, параллельный перенос. Для увеличения эффективности процесса изучения алгебры применяю тренажеры-тесты с выбором ответа по темам «Производная», «Первообразная». По окончании работы выставляется отметка и указывается количество ошибок. Задания такого типа особенно актуальны, учитывая введение единого государственного экзамена.
Компьютер является универсальным средством обучения, но при изучении тех или иных тем важно определить ту форму учебной работы студентов, которая наиболее согласуется с компьютерной технологией. Ею может быть и лекция, и практическое занятие, и самостоятельная работа, и контроль. В работе следует учесть следующее мнение: "Поскольку процесс обучения - процесс не только технологическии, но и психологический, при разработке" и использовании обучающих программ учитываю стремление учащихся ко всему новому, что позволяет создать такую среду урока, которая остается комфортной на всех его этапах и делает математику привлекательной наукой" [ 5, с. 56].
На сегодняшний день, у любого преподавателя имеется в распоряжении целый арсенал возможностей для применения разнообразных средств ИКТ в процессе обучения. Используя на уроках материалы из Интернета, электронные учебные пособия, энциклопедии, словари и справочники, разнообразные контрольно -измерительные материалы, можно обогатить свои уроки полезной и интересной информацией. В своей работе целесообразно использовать электронные учебники, тренажеры, компьютерные программы по решению математических задач, для построения графиков, для практикума и самоконтроля учащихся по изучаемым темам.
Использование ИКТ на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию студентов к получению новых знаний, помогает создавать условия успешно-
сти каждого на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы группы.
Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Таким образом, главная задача преподавателя математики - вызвать у студентов интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой, в решении её важно использовать информационные технологии. Великий философ Д.Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». А я добавлю: учитель перестает быть учителем, если не постигает нового.
«Лучший дар, который вы можете принести человечеству - это улучшить себя!» -утверждал Святослав Рерих. Он прав! Тысячу раз прав! [ 6, с. 39].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулгалимов Г. Л. Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста /Г.Л.Абдугалимов, Ш.А. Бакмаев, Т.Г. Везиров: Межвузовский сборник. - Липецк: ЛГПУ, 2001. - Вып. 4. - Том 1. - С.5 - 14.
2.Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе/В.Ю.Каминский // Завуч.-2005.-№ З.-С. 3233.
3 .Магомедгаджиева A.M. Теоретическая модель использования информационных технологий на уроках математики в инновационных учебных заведениях[Электронный pecypc]http://www.ict. edu.ru/vconf/index.php? a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light& id_sec=119&id_thesis=4280
4.Самойлова Е.С. Формирование геометрических понятий на уроках математики с применением ИКТ/ Е.С.Самойлова// Обучение фрактальной геометрии и информатике в вузе и школе в свете идей академика А.Н. Колмогорова. - Кострома, 2011. - С. 197—199.
5.Сергеева Т.В. О формировании образовательных компетенций учащегося основной школы на примере обучения математике / Т.В.Сергеева// Ярославский педагогический вестник. - 2009.-№4 (61). -С.56-59.
6.Тыщенко О.Б. Электронные лектории/ О Б. Тыщенко//Педагогика. -2002.-№8.-С. 3943.