УДК 342.951 ББК 67.401.041
© Малахова Н.В.
СТАДИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,
доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность — 12.00.14 административное право,
административный процесс. Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются нормы, регулирующие исполнение постановления по делу об административном правонарушении. По результатам анализа предлагается к рассмотрения система стадий и этапов исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административное правонарушение, исполнение постановления по делу об административном правонарушении, административный процесс, исполнительное производство, стадии, этапы.
Annotation. Norms are analysed in the article, regulative execution of decision in business about an administrative crime. On results an analysis offered to considerations system of the stages and stages of executive production in matters about administrative crimes.
Keywords: administrative crime, execution of decision in business about an administrative crime, administrative process, executive production, stages.
Для цитирования: Малахова Н.В. Стадии исполнительного производства по делам об административных правонарушениях. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):176-9.
Нормы, регулирующие процессуальные действия, направленные на приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении, содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах, в том числе в разделе V КоАП РФ, анализу которого посвящена данная статья.
Содержанием процесса исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях является обращение постановления по делу к исполнению; приведение его в исполнение; в установленных случаях приостановление или прекращение исполнения, предоставление отсрочки или рассрочки по некоторым видам наказаний; разъяснение вопросов о спо-
собах и порядке исполнения; окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, «как и любая процессуальная деятельность, осуществляется в определенной логической последовательности, при которой одни группы процедур, объединенные общим промежуточным результатом, сменяются другими. Такое поступательное, объединенное общей конечной целью движение процесса имеет название стадийности»1.
Как мы видим, указанный процесс состоит из взаимосвязанных процедур, которые предполагают стро-
го определенную последовательность и сменяемость. В этой связи существенным, по нашему мнению, является определение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях как исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, включающих в себя систему стадий, составляющих его сущностное содержание.
Представляется целесообразным выделить следующие стадии и этапы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях:
1. обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению;
2. приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Эта стадия включает в себя несколько этапов:
• реализация уполномоченными субъектами предусмотренного наказания и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
• предоставление отсрочки или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания;
• приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания;
• разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания
• прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания;
3. окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
Рассмотрим краткую характеристику каждой из стадий исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.
Первая стадия. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению подлежит с момента его вступления в законную силу согласно ст. 31.1 КоАП РФ2.
Под обращением к исполнению постановления по делу об административном правонарушении понимается передача (направление) вступившего в законную силу постановления органу, должностному лицу, вынесшему его, для обеспечения реализации наложенного наказания.
Обращение к исполнению постановления возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшее постановление. Срок направления вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении для последующего обращения к исполнению составляет трое суток, независимо от того было оно обжаловано (опротестовано) или нет.
В случае назначения основного и дополнительного административного наказания3, принятия или отмены
мер обеспечения производства по делу в постановлении, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению уполномоченным органом или должностным лицом.
Вторая стадия. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении является ключевой стадией исполнительного производства и включает в себя несколько этапов: реализация уполномоченными субъектами предусмотренного наказания и, в случае необходимости, обеспечительной меры; предоставление отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания; приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания; разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания.
Реализация уполномоченными субъектами предусмотренного наказания. Перечень органов и должностных лиц, исполняющих постановление, является весьма обширным и зависит от вида наказания, возможных обеспечительных мер, а также от отраслевой направленности административного правонарушения. Например, постановление об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел, а конфискация вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения - судебным приставом-исполнителем. При этом конфискация оружия и боевых припасов осуществляется подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации.
В ряде случаев исполнение наказание возлагается на самого правонарушителя, например, уплата штрафа, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Не выполнение установленного требования влечет негативные последствия, в том числе административную ответственность. Так, неуплата штрафа в установленные сроки влечет наложение очередного административного штрафа, но уже в двукратном размере неуплаченной суммы, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
При вынесении нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое из них приводится в исполнение самостоятельно.
Каждый вид наказания имеет свои особенности по приведению его в исполнение.
Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания. На стадии
приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания возможно решение процессуальных вопросов, связанных с отсрочкой и рассрочкой его исполнения. Отсрочка предусматривается для административного ареста, лишения специального права, штрафа, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Рассрочка устанавливается только для одного вида наказания — штрафа - на срок до трех месяцев. Законодательно не установлены причины отсрочки или рассрочки, но практика показывает, что это может быть болезнь лица, несущего ответственность по делу об административном правонарушении, либо материальные трудности. В ранее действовавшем КоАП РСФСР рассрочка не предусматривалась.
Не применяется отсрочка или рассрочка при назначении административного штрафа в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания
Согласно ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу, а также решение по результатам рассмотрения жалоб или протестов могут быть опротестованы прокурором. В этом случае исполнение постановления подлежит приостановлению до рассмотрения протеста.
Определение о приостановлении в ряде случаев немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим указанное определение в исполнение. Это связано с необходимостью срочного приостановления уже начавшейся процедуры исполнения наказания, например, конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения
Не приостанавливается исполнение постановления при назначении наказания в виде административного ареста, обязательных работ или административного приостановлении деятельности.
Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания заключается в разъяснении вопросов о способе и порядке исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его законных представителей.
Срок рассмотрения данных вопросов субъектом, вынесшим постановление, составляет три дня. Решение выносится в виде определения. Решение же по вопросу о прекращении исполнения постановления о
назначении административного наказания выносится в виде постановления.
Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания осуществляется в случае:
• издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
• отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за соде-янное4;
• смерти лица, привлеченного к административной ответственности. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий5;
• истечение сроков давности (2 года) исполнения постановления о назначении административного наказания. Течение срока давности начинается с момента вступления в законную силу постановления об административном правонарушении.
Тем не менее, существует ряд особенностей исчисления срока давности. Так, например, лицо, подвергнутое наказанию в виде лишения права на управление автомобилем, должно самостоятельно в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу постановления сдать водительское удостоверение в ГИБДД, а в случае его утраты, заявить об этом в тот же срок. При уклонении от сдачи удостоверения, срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него указанного документа.
Течение срока лишения специального права в случае повторного назначения лицу, лишенному его, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока наказания, примененного ранее.
Третья стадия. Окончание производства по исполнению постановления об административном наказании означает прекращение всех исполнительных действий по приведению его в исполнение. Если исполнение произведено полностью, постановление возвращается субъектам, вынесшим это постановление.
Со дня окончания исполнения постановления начинает исчисляться срок наказуемости для лица, подвергнутого административной ответственности.
В случае, когда исполнение постановления о наказании не производилось или произведено не полностью, оно возвращается лицам, вынесшим данное постановление.
Таким образом, анализ законодательства показал, что исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях имеет стадийный характер. Каждая стадия решает задачи, присущие только ей, и имеет при этом относительно самостоятельный характер и свои особенности. Они различаются составом участников производства, совершением различного рода действий, принятием всевозможных юридических документов. В то же время они подчинены решению общих целей и тесно связаны между собой.
Предложенная систематизация процессуального порядка исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях может иметь дискуссионный характер, что является основанием для последующей научной полемики.
1 См.: Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун- та, 2007. С. 596.
2 См. Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.2003 г. № 1536-7/общ. «Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
3 См.: Шурухнова Д.Н. Соотношение публичных и частных интересов при назначении административных наказаний // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 мая 2015 г. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015.С. 61.
4 Данное положение, установленное пунктом 2 статьи 31.7, признано частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 г. № 20-П. СПС КонсультантПлюс
5 Ст.45 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
Литература
1. Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № б. С.94-97.
2. Попович О.М. Теоретические проблемы юридической сущности административного процесса // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № б. С.133-135.
3. Шурухнова Д.Н. Соотношение публичных и частных интересов при назначении административных наказаний // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 мая 2015 г. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015.- 348 с.
4. Шурухнова Д.Н. Административно-деликтное право в системе российского права// Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: материалы конференции: в 4 ч. — Ч.4. — Москва: Проспект, 2017. — 400 с.
Reference
1. Kisin V.R., Popugaev YU.I. Soderzhanie administrativnoj otvetstvennosti, sostoyanie i problemy pravovogo regulirovaniya // Vestnik moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № б. S.94-97.
2. Popovich O.M. Teoreticheskie problemy yuridicheskoj sushchnosti administrativnogo processa // Vestnik moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № б. S.133-135.
3. Shuruhnova D.N. Sootnoshenie publichnyh i chastnyh interesov pri naznachenii administrativnyh nakazanij // Administrativno-pravovoe regulirovanie pravoohranitel'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 29 maya 2015 g. - Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2015.- 348 s.
4. Shuruhnova D.N. Administrativno-deliktnoe pravo v sisteme rossijskogo prava// Obespechenie prav i svobod cheloveka v sovremennom mire: materialy konferencii: v 4 ch. — CH.4. — Moskva: Prospekt, 2017. — 400 s.