УДК 342.9 ББК 67.401
ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,
доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются сущностные характеристики процесса исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Предметом исследования являются нормы административно-процессуального законодательства. Определенное внимание уделяется проблеме отсутствия законодательного закрепления концептуального понятийного аппарата.
Ключевые слова: административное правонарушение, исполнение постановления по делу об административном правонарушении, административное наказание, административный процесс, производство по исполнению постановления об административном наказании, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях.
Abstract. This article discusses the essential characteristics of the process to execute, of the decision in a case concerning an administrative offense. The subject of research are the rules of administrative procedure law. Particular attention is paid to the problem of the lack of legislative recognition of the conceptual notions-foot unit.
Keywords: administrative offense, pursuant to the decision in a case concerning an administrative offense, administrative punishment, administrative proceedings, proceedings on the execution of the decision on administrative punishment, is-tional proceedings on administrative offenses.
Процессу исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях уделяется достаточное внимание ученых. В поле зрения исследователей, как правило, оказываются различные аспекты приведения в исполнение административных наказаний, в полной мере отображена система стадий и этапов данного процесса, уделено внимание вопросам правового регулирования исполнения конкретных видов наказаний и т.д.
Внося свою вклад в разработку теоретико-прикладных аспектов, относящихся к данной сфере, в рамках представленной статьи постараемся выделить характерные особенности, присущие процессу
исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Правовой основой исполнения постановления по делу об административном правонарушении является глава V Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях1. В то же время нормативное регулирование порядка приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется не только КоАП РФ, но и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации. К их числу относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 г. № 138-Ф3, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ, Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является субинститутом юридической ответственности и рассматривается как форма (механизм) реагирования государства на правонарушение, как обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией за совершение правонарушения и реализация этой обязанности; как применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренного законом наказания; как негативная государственная оценка и осуждение правонарушения и лица, его совершившего, сопровождающееся применением наказания2.
Исходя из того, что административная ответственность является наиболее распространенным видом государственного принуждения, применяемым к лицам, чье поведение не соответствует установленным требованиям правопорядка, исполнение постановления по делу об административном правонарушении носит принудительный характер.
Основанием начала исполнения постановления по делу об административном правонарушении служит факт вступления его в законную силу согласно ст. 31.8 КоАП РФ.
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, связанных с привлечением виновных лиц к ответственности, следовательно, является административным процессом. Профессор Б.М. Лазарев, например, обозначает юридический процесс как «систему действий, реально совершаемых в соответствии с процедурой теми или иными гражданами, организациями, органами и должностными лицами, и систему правоотношений, складывающихся в результате и посредством этих действий»3. По мнению большинства ученых, административный процесс является частью юридического процесса, поскольку — это властная деятельность государственной администрации, осуществляемая в рамках административно процессуальных норм и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов4.
Совокупность действий по исполнению постановления по делу об административном правонарушении представляет собой заключительный процесс при привлечении лица к административной ответственности. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, исполнение постановления по делу об административном правонарушении не входит в систему стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях. Этому есть объяснение, обусловленное нормативным предопределением самостоятельности указанного процесса, в том числе, в связи с размещением его в отдельном разделе КоАП РФ. Кроме того исполнение постановления по делу об административном правонарушении имеет свои цели и задачи, отличающиеся от целей и задач производства по делам об административных правонарушениях. В то же время отмечается дискуссионность данного вопроса.
Общим в позициях большинства ученых является признание «производства» частью административного процесса. При этом авторы подчеркивают, что юридические процедуры определяют стадии юридического процесса, их цели, последовательность и временные рамки, конкретные действия на каждой стадии, основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления и фик-сации5. Все это дает основание представить исполнение постановления по делу об административном правонарушении как исполнительное производство по делу об административном правонарушении, закрепив это законодательно. При этом верно будет согласиться с высказанным в литературе мнением, что данное производство будет являться одной из составляющих административно — юрисдикцион-ного процесса.
Нормативно установлены следующие стадии исполнительного производства: обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; приведение его в исполнение; отсрочка и рассрочка исполнения наказания; приостановление его исполнения; прекращение исполнения наказания; разрешение вопросов, связанных с исполнением наказания; окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
Следует отметить, понятие «исполнение постановления по делу об административном правонару-
66
Вестник экономической безопасности
№ 2/2017
шении» шире понятия «исполнение постановления о назначении административного наказания», поскольку включает в себя не только приведение в исполнение вынесенного наказания, но и реализацию иных мер, обеспечивающих исполнение постановления. Этот вывод следует из содержания ст. 29.10 КоАП РФ, где говорится о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении может указываться размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, решаться вопросы: о мероприятиях, состоящих в запрете деятельности лиц; о возвращении залога за арестованное судно; о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение; об изъятых вещах и документах, на которые наложен арест. При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании в постановлении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию. Указанный срок также исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Субъектами правоотношений, возникающих в рамках исполнительного производства со стороны государства, являются иные лица, нежели те, что уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Другим субъектом правоотношений всегда является правонарушитель, указанный в постановлении о назначении админи-
стративного наказания. Каждый из субъектов исполнительного производства приобретает взаимные права и обязанности, отличающиеся от тех, которые имеют субъекты правоотношений при назначении административного наказания.
Исходя из вышесказанного, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой вид администра-тивно-юрисдикционной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, урегулированной нормами административного права, целью, которой является приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Такова краткая характеристика особенностей исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, которая возможно послужит основой для дальнейшей научной проработки данной проблематики.
1 Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. Далее КоАП РФ.
2 Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 94—97.
3 См.: Управленческие процедуры. / Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1988. С. 5.
4 См.: БахрахД.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 306.
5 Попович О.М. Теоретические проблемы юридической сущности административного процесса // Вестник московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 133—135.
Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Е.В. Климкина и др.]; под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 127 с.
Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.
Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.