17. См.: Троицкая, И, А, Ревизии населения России как источник демографической информации (методологические проблемы). [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / И. А. Троицкая. М., 1995.
18. Самигулов, Г, X, К проблеме изучения истории населения южноуральского города XVIII - начала XIX века [Текст] / Г. X. Самигулов // Этноде-мографические процессы на Севере Евразии. Сыктывкар, 2006. Вып. 4. Ч. 1. С. 107-108.
А. В. Зорин
США И БОРЬБА ЗА СОЗДАНИЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ
В статье анализируются основные факторы, оказывавшие влияние на выработку политики США по вопросу о создании независимого чехословацкого государства в период Первой мировой войны.
К моменту провозглашения независимости Чехословацкой республики в октябре 1918 г. народы этой страны, возглавляемые президентом Томашем Гарригом Масариком, в сознании широких общественных и политических кругов США представляли наиболее цивилизованную часть Европы. Признавали их значительный вклад в общую победу в войне, дававший им право на независимость. Между тем отношение к чехословацкой проблеме, обозначившейся впервые в 1915 г. и разрешившейся лишь после урегулирования территориальных споров вокруг границ Чехословакии в начале 1920 г., прошло достаточно долгое развитие.
Большинство историков отмечают несколько факторов, влиявших на выработку политики американской администрации по чехословацкому вопросу в период мировой войны и мирной конференции. Прежде всего выделяется деятельность представителей чешской и словацкой эмиграции в США и странах Антанты; во-вторых - необходимость локализации специфической чехословацкой проблемы в рамках универсальных внешнеполитических воззрений и принципов президента Вильсона и представителей его администрации; в-третьих, влияние политики держав Антанты на политику Вашингтона в данный период.
Несмотря на то что к 1914 г. США являлись главным центром эмиграции чехов и словаков, число американцев, знавших о существовании этих народов, по выражению одного из первых исследователей чехословацкой истории и непосредственного участника событий профессора Гербета Миллера, можно было пересчитать по пальцам [1].
ЗОРИН Артём Викторович - аспирант кафедры всеобщей истории ВятГГУ © Зорин А. В., 2007
Покидая Австро-Венгрию главным образом в силу не политических, а социально-экономических проблем [2] во второй половине XIX - начале XX в., в США чехи и словаки предпочитали объединяться в небольшие группы по политическим, этническим, религиозным признакам [3], во многом повторяя разделение на партии и группы, существовавшее в Богемии и Словакии.
Впервые вопрос о необходимости создания независимого чехословацкого государства четко был обозначен в 1915 г., когда один из наиболее авторитетных чешских политиков - профессор Томаш Масарик [4], вынужденный покинуть империю из-за политических преследований и возглавивший первоначально небольшую группу политических эмигрантов под названием Чешского заграничного комитета [5], обратился с декларацией к союзническим правительствам, объявив о своем намерении бороться против Австрии за чешскую независимость [6]. Этот лозунг, согласованный с представителями чешских эмигрантских групп во Франции, Великобритании, России и США, был направлен прежде всего на привлечение внимания со стороны правительств держав Антанты. Отличительной чертой чешского национального движения стала большая активность его эмигрантской части, заявившей о своем праве на представление интересов всего чехословацкого народа [7] в вопросе о создании своего национального государства.
Одним из главных центров поддержки данного движения стали чешская и словацкая общины в США. Уже в марте 1915 г. на основе объединения нескольких региональных национальных организаций в США был создан Богемский Национальный Альянс (БНА), с штабом в Чикаго и Нью-Йорке, занимавшийся поиском средств для финансирования чешского освободительного движения и продвижением его лозунгов в политических и общественных сферах США [8]. Благодаря наличию тесного контакта с членами словацкой эмиграции в октябре того же года на совместном заседании в Кливленде представители БНА и Словацкой Лиги Америки достигли соглашения об объединении своих усилий на основе идеи создания в будущем единого государства чехов и словаков с полной национальной автономией для Словакии [9]. Ведущие роли в американской организации заняли сторонники Томаша Масарика и Чехословацкого национального совета (ЧСНС), благодаря чему руководителям БНА на протяжении всей войны удавалось поддерживать тесные связи с эмигрантскими органами в Париже и Лондоне, оказывая им существенную материальную поддержку.
Претензии, выдвигаемые ЧСНС от лица чехов и словаков Австро-Венгерской империи, базировались на широко распространенном в на-
чале XX в. лозунге о праве наций на самоопределение, получившем признание и в американских политических кругах.
Приверженность демократическим принципам, одним из которых было право народов выбирать самостоятельно правительство и определять свое политическое развитие, способствовало привлечению симпатий американцев к борьбе чешского и словацкого народов за независимость от империи.
В этом вопросе чехи и словаки могли легко найти сочувствие и понимание в политических и общественных кругах США. Так, еще в 1903 г. в то время ректор Принстонского университета Вудро Вильсон в одной из своих работ «Государство» писал: «Ни течение времени, ни крушение надежд не кажутся достаточными, чтобы примирить чехов Богемии с мыслью о целесообразности объединения с Австрией» [10]. В дальнейшем принцип права наций на самоопределение стал одним из главных и неотъемлемых элементов в видении послевоенного мироустройства президентом Вильсоном [11].
Эта позиция заставляла представителей многих малых наций Европы искать поддержки в американской администрации для осуществления своих планов и обеспечивала ему популярность в среде национальных меньшинств. Но, как отмечает американский историк Д. Фоглесонг, поскольку существовали многочисленные оговорки, Вильсон был исключительно осторожен в использовании принципа самоопределения. Он не считал его единственно верным, применимым для всех народов правом при определении ими своей судьбы [12].
Потому в отношении президента и его администрации к чехословацкой проблеме достаточно четко проявился отмечавшийся многими историками дуализм внешнеполитического курса США: при сохранении твердой моральной позиции администрация предпочитала руководствоваться прагматическими целями в осуществлении конкретных действий.
Если в Европе наличие чехословацкой проблемы и право ЧСНС на участие в ее разрешении было фактически признано в 1916 г. [13], США не имели четкой политики ни относительно национального вопроса в Европе в целом, ни по отношению к Австро-Венгрии на протяжении всего 1917 г., предпочитая следовать за линией своих европейских союзников. Объявление войны венскому правительству последовало лишь спустя несколько месяцев после вступления в войну с Германией.
Тем не менее вступление США в войну предоставило более широкие возможности для деятельности американских чехов и словаков. Не найдя понимания в среде исполнительной власти, БНА пыталось привлечь на свою сторону чле-
нов Конгресса и американское общественное мнение. В мае 1917 г. конгрессмены Уильям С. Кенион и Адольф Дж. Сабат по инициативе БНА и Славянского Бюро Печати предприняли первую попытку представить на обсуждение в обе палаты Конгресса решение в пользу образования независимого Богемско-словацкого государства, окончившуюся однако неудачей [14], что продемонстрировало наличие пока что слабого интереса в американских политических кругах к подобным проблемам.
Об этом же свидетельствовала неудачная попытка прибывшего осенью 1917 г. в США представителя Парижского ЧСНС Милана Ростислава Штефаника найти поддержку в американских официальных кругах в деле вербовки добровольцев в формирующиеся военные чехословацкие части во Франции. Не добившись ожидаемого результата, он вынужден был вернуться в Париж с чувством глубокого разочарования в американской политике и лично в Вильсоне [15].
Таким образом, для американской администрации вопрос поддержки национальных движений в Австро-Венгрии на протяжении первых месяцев вовлечения в войну не представлялся достаточно актуальным, уступая по своему значению событиям, происходящим, например, в соседней России. Вильсон в целом достаточно осторожно подходил к таким проблемам, понимая свою слабость в разрешении европейских вопросов.
Вероятно, одной из главных причин невнятной позиции являлось отсутствие информации. Намереваясь восполнить этот недостаток, в
1917 г. при госдепартаменте была создана специальная экспертная группа «Инквайри», чьей главной задачей было комплексное изучение конкретных внешнеполитических проблем, встававших перед администрацией. За восточноевропейский сектор исследований в «Инквайри» отвечал
A. К. Кулидж, одним из ведущих специалистов по Австро-Венгрии был Дж. Кернер [16].
Наиболее четким отражением понимания со стороны администрации США всего комплекса европейских проблем стала разработанная при участии «Инквайри» и провозглашенная в январе
1918 г. мирная программа президента, получившая название 14 пунктов. Пункт 10 гласил: «Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития» [17]. Данная позиция, естественно, вызвала разочарование у многих сторонников провозглашения независимости народов Австро-Венгерской империи [18]. Как отметил
B. Н. Виноградов, в отношении Центральной и Юго-Восточной Европы программа президента на тот момент явно отстала от жизни [19].
Несмотря на то что даже в Госдепартаменте росла неудовлетворенность американской политикой в отношении Австро-Венгрии и стала очевидной необходимость ее пересмотра, Вильсону и госсекретарю Р. Лансингу приходилось учитывать множество факторов при определении ее направленности. Более всего деятельность американской дипломатии по европейским проблемам была ограничена позицией союзников, все еще не оставлявших надежды на достижение сепаратного мира с Австрией. Италия, опасавшаяся усиления влияния сербов и югославов, негативно воспринимала разговоры о предоставлении независимости имперским народам. Наконец, признание требований одной из национальных группировок создало бы неприятный прецедент для обращений представителей иных наций в США, не перестававших направлять в адрес президента и государственного секретаря многочисленные обращения [20].
Но стремительное развитие событий в Европе, произошедших в начале 1918 г., привело к острой необходимости выработки нового курса по австрийской проблеме в целом и по чехословацкому вопросу в частности.
Главной причиной стала очевидная неспособность австрийского правительства выйти из-под влияния Германии, заставившая членов Антанты перейти к политике открытой поддержки национального сепаратизма австрийских народов в целях внутреннего ослабления империи. Уже в апреле 1918 г. в Риме был проведен первый съезд представителей народов Австро-Венгрии, заявивших о своих намерениях. Несмотря на то что американский госдепартамент стремился остаться лишь сторонним наблюдателем этого процесса, в Вашингтоне внимательно следили за развитием событий через своих послов в Италии (Н. Пейдж) и в Швейцарии (А. Стовалл).
К этому времени Чехословацкий комитет в Париже благодаря активной деятельности своих лидеров сумел выделиться из числа остальных эмигрантских группировок. К весне 1918 г. было завершено оформление трех небольших, но боеспособных армейских подразделений во Франции, Италии и России, признавших политическое руководство ЧСНС. Причем последняя, находившаяся в России, после подписания Брест-Литовского мира и краха Восточного фронта осталась единственной крупной военной силой союзников на Востоке [21]. Стремление союзников использовать эти силы в своих интересах поставило чехословацких лидеров в очень выгодное положение.
Находившийся к тому времени в России Масарик, как глава ЧСНС и формально главнокомандующий чехословацкой армии, пытался не упустить возможности для получения помощи от
всех союзных правительств. Ориентируясь главным образом на Францию и Великобританию, он тем не менее смог установить контакты с американской миссией Э. Рута и делегацией Христианской ассоциации молодых людей, работавшими в России, благодаря чему США впервые согласились совместно с британцами оказать финансовую поддержку чехословацкому движению [22]. Кроме того, благодаря своей выгодной позиции вдоль транссибирской железной дороги чехословацкий легион вызвал интерес и у американской железнодорожной миссии Д. Ф. Стивен-са [23]. Правительство США также поддержало французский план переброски чехословацкого легиона через территорию свой страны на западный фронт. Но эта проблема рассматривалась в контексте российского направления политики США. Вопрос о независимости официально не обсуждался и не поднимался.
Это видно, например, из мартовской ноты госсекретаря Лансинга американскому послу в Токио Моррису, в которой он в связи с прибытием Масарика в Японию, называя его известным чешским патриотом, просил Морриса выяснить взгляды Масарика прежде всего на развитие ситуации в России и в отношении к большевикам [24].
Между тем сам глава ЧСНС, намереваясь лично встретиться с американским президентом и заручиться его поддержкой в деле переброски чехословацких частей в Европу, в апреле 1918 г. направился из Японии в США. Хорошо известный в центрах чешской и словацкой эмиграции Томаш Масарик был встречен с огромным энтузиазмом представителями славянских общин в Чикаго, Нью-Йорке и других посещенных им крупных центрах эмиграции [25]. Прибывшего 9 мая в Вашингтон Масарика встречала делегация из 27 членов Конгресса во главе с конгрессменом Сабатом [26]. Однако несмотря на пробудившийся интерес к чехам и словакам, ни Вильсон, ни Лансинг пока что не считали возможным принять чехословацкого лидера и высказать ему свою поддержку.
Лишь 10 мая госсекретарь в послании президенту, подведя итоги произошедшим событиям, поставил перед Вильсоном вопрос о необходимости пересмотра американской политики в отношении национальных движений Австрийской империи. При этом Лансинг сделал специальную оговорку, что в настоящий момент революция или ее возможность в империи были бы выгодны США, при этом было необходимо использовать в Австро-Венгрии те же методы, какие немцы использовали против российского правительства для разжигания революции [27]. Это подразумевало поддержку пропагандистской и агитационной деятельности среди австрийских народов на территории империи - курса, предложенного и
поддерживаемого американским Комитетом по общественной информации [28].
Весной из Европы (прежде всего через американские миссии в Италии и Швейцарии) стала поступать информация об активизации чехословацкого и югославского движений. В мае Пейдж и Стовалл сообщали о волнениях среди чехов и словаков в империи, и прежде всего в австрийской армии [29]. Использование на итальянском фронте чехословацких частей оказывало негативное влияние на верность славянских военных подразделений имперской армии, что доказывало правильность выбранного курса. К этому времени главы американских дипломатических миссий в Западной Европе стали сторонниками поддержки угнетаемых народов [30].
В результате 29 мая Лансинг официально заявил о том, что Госдепартамент США с симпатией относится к освободительным движениям че-хословаков и югославов, что было большим шагом вперед в развитии чехословацкой проблемы [31].
В это же время Масарику при поддержке БНА удалось провести удачные переговоры с лидерами словацкой общины и снять остававшиеся разногласия по поводу создания единого государства. 31 мая в Питсбурге было подписано неофициальное соглашение с представителями Словацкой Лиги, по которому Словакии в составе будущего единого государства должна была быть предоставлена широкая автономия [32]. Таким образом, к лету 1918 г. лидерам ЧСНС и его подразделениям в США удалось продемонстрировать единство и настойчивость в своей борьбе за независимость.
В июне правительства держав Антанты стали склоняться в пользу признания ЧСНС, о чем было сообщено в Госдепартамент [33]. 15 июня 1918 г. французский посол в США Ж. Жюссе-ран напрямую запросил Вашингтон о том, готов ли он пойти на аналогичные действия [34]. Дав поручение послу в Париже Шарпу изучить эту проблему и предоставить возможную информацию о ЧСНС [35], госдепартамент не торопился с ответом.
19 июня Вильсон наконец принял Масарика. Однако первая их беседа была посвящена главным образом ситуации в России [36]. 29 июня последовало признание ЧСНС со стороны Франции, а со стороны Госдепартамента - заявление том, что «все ветви Славянской расы должны быть полностью освобождены из немецкого и австрийского правления» [37]. Таким образом, Вашингтон продолжал придерживаться достаточно осторожного курса как в отношении восточноевропейского региона в целом, так и по вопросу о признании ЧСНС в качестве независимого правительства.
В связи с этим 20 июля Масарик обратился к государственному департаменту США с просьбой признать ЧСНС в качестве будущего правительства Чехословацкой республики. При этом, понимая возможные трудности, он писал, что чехословацкий национальный совет в данный момент находился в ином положении, чем другие национальные группы: «Мы имеем армию, что является с международной точки зрения - учитывая то, что мы не имеем сейчас территории -наиболее существенным признаком суверенитета; Французская республика своим признанием разрешила этот вопрос и создала прецедент. Я надеюсь, что Соединенные Штаты последуют примеру Франции. Это признание имеет для нас огромное практическое значение: мы сможем гораздо успешней защищать наших солдат, которые являются военнопленными австрийцев, и т. д.» [38]
Однако лишь когда все державы Антанты высказали определенную позицию по чехословацкой проблеме [39], Лансинг известил Вильсона о необходимости принятия четкой позиции по данному вопросу.
19 августа госсекретарь, констатировав, что правительства Франции, Италии и Великобритании уже признали чехов в качестве суверенной нации, писал президенту: «Хотя я чувствую, что Австро-Венгрия как империя должна исчезнуть... я не думаю, что будет разумно предоставить полное признание чехословакам как суверенной нации». Лансинг предложил два возможных варианта развития американской политики по этой проблеме: признать де-факто ЧСНС в качестве революционного правительства, находящегося в состоянии войны с Австрией, либо заявить об общей симпатии и поддержке в отношении всех наций, сражающихся за независимость против австро-венгерского правительства [40]. Вильсон, согласившись с необходимостью принять принципиальное решение, фактически одобрил оба предложенных направления действий [41].
Результатом стало опубликование 3 сентября ноты Госдепартамента о признании Чехословацкого национального совета в качестве правительства, наделенного надлежащими полномочиями для управления военными и политическими делами чехословаков как суверенной нации [42].
Данный шаг был встречен с ликованием в среде чехословацкой эмиграции в США. Проведенная 15 сентября в Нью-Йорке при поддержке Комитета по общественной информации и ряда общественных организаций США многочисленная демонстрация представителей различных наций Центральной и Восточной Европы продемонстрировала широкую поддержку в американских политических и общественных кругах идеи предоставления независимости малым нациям
Европы. Среди 4000 гостей были представители как республиканской так и демократической партий [43]. Прошедшая на следующий день встреча лидеров освободительных движений позволила, как казалось, урегулировать ряд накопившихся вопросов, в том числе территориального характера. Этот факт был положительно встречен со стороны Госдепартаментом и президентом, которому Масарик 19 сентября при личной встрече рассказал о принятых совместных решениях.
На основе этого принципиального решения в октябре был дан ответ на послание австрийского императора от 4 октября, согласившегося на переговоры о мире на основе 14 пунктов. 7 и 13 октября Вильсон сообщил британскому правительству о принятом решении и необходимости разделения в ближайшем будущем Австрийской монархии, определяющими причинами были названы признание американским правительством обязательств по отношению к угнетаемым нациям империи, особенно чехословакам [44].
В своем ответе венскому правительству 19 октября президент Вильсон заявил, что он более не может вести переговоры с Австро-Венгрией на основе 14 пунктов, потому что с момента их объявления произошли коренные изменения: Соединенные Штаты признали стремления чехо-словаков и югославов к свободе, и поэтому они сами должны были решать, какое действие со стороны австро-венгерского правительства удовлетворит их [45].
За день до этого, 18 октября, одновременно в США и Франции - двух главных центрах поддержки чехословацкого движения - была официально провозглашена Декларация Независимости Чехословацкой Республики. Причем текст декларации, выработанный членами ЧСНС, в Вашингтоне при переводе его на английский язык по инициативе Масарика был значительно переработан для придания ей более привлекательной формы в глазах американцев [46]. Провозгласив приверженность новой нации принципам американской Декларации Независимости, принципам Линкольна и Декларации Прав Человека и Гражданина, ЧСНС в качестве чехословацкого правительства обязался принять на себя ответственность за участие в реорганизации Восточной Европы, за соблюдение прав меньшинств и декларировал приверженность принципам президента Вильсона по другим вопросам [47].
Таким образом, как казалось, Чехословакия стала первым государством в новой Европе, заявившим о своей полной поддержке американских принципов демократического развития, что не могло не вызывать симпатий у президента Вильсона и широких политических и общественных кругов.
Тем временем империя Габсбургов стремительно распадалась на части. И нота Вильсона сделала этот процесс необратимым [48]. 28 октября, когда имперский министр иностранных дел Д. Андраши был вынужден дать согласие на сепаратные переговоры о мире и признать право чехов, словаков и югославов на самостоятельность, Чехословацкий национальный комитет в Праге выступил с заявлением о провозглашении независимости Чехословакии. 30 октября словацкий Национальный совет одобрил вхождение Словакии в состав единого с чехами государства. В ноябре Масарик был заочно выбран президентом республики [49].
Итогом пребывания Масарика в США стало оформление соглашения с американскими русинами. Их лидер Григорий Жаткович довел до сведения Вильсона и Лансинга сообщение о принятом 12 ноября на конференции русин в Скрантоне решении о вхождении в состав Чехословакии [50]. Уже в качестве президента независимого государства 15 ноября Масарик попрощался с Вильсоном [51] и через несколько дней отплыл на родину.
Таким образом, Чехословакия вышла из войны в статусе признанной правительствами стран Антанты и США равноправной державы-победительницы. США в лице президента Вильсона и членов его администрации, чешская и словацкая общины в Соединенных Штатах, ряд общественных и политических деятелей этой страны оказали непосредственное влияние на положительный исход борьбы за создание независимого чехословацкого государства.
Руководствуясь концепцией о праве наций на самоопределение и симпатизируя борьбе чешского и словацкого народов за выход из состава империи Габсбургов, Вильсон тем не менее долгое время предпочитал следовать за политикой своих европейских союзников в вопросе о расчленении Австро-Венгрии. Поддержка чехословацкого движения европейскими правительствами на завершающем этапе войны, действия трех чехословацких армий в Европе и Сибири, грамотная политическая агитация со стороны БНА и деятельность Масарика в США, продекларировавших о своей приверженности демократическим принципам, позволили в итоге склонить американскую администрацию к решению о признании права чехов и словаков на независимость. Завоеванные таким образом симпатии американских граждан, членов дипломатического корпуса и экспертов, позволяли новому пражскому правительству рассчитывать на получение поддержки со стороны американской делегации в Европе на предстоящей мирной конференции в деле установления окончательных границ и восстановлении чехословацкого государства.
Примечания
1. Miller, H. A. What Woodrow Wilson and America meant to Czechoslovakia [Text] / H. A. Miller // Czechoslovakia: Twenty years of independence. Berkley, 1940. P. 71, 72.
2. Mamatey, V. S. The Slovaks and Carpatho-Ruthenians [Text] / V. S. Mamatey // The immigrants' influence on Wilson's peace policies. Univ. of Kentucky Press, 1967. P. 226, 230.
3. К началу войны более полумиллиона чехов и трехсот тыс. словаков жили в США, главным образом в северо-восточных штатах страны. После Праги в Чикаго находилась вторая по величине чешская городская община в мире. Чехи были также многочисленны в областях, окружающих Кливленд, Питсбург, и Нью-Йорк, на Среднем Западе и в Техасе. Основными центрами расселения словаков и русин были Питсбург и Кливленд. Чехи во многом повторяли политическое разделение, существовавшее в Богемии. Словаки объединялись в католическую и протестантскую общины. Odlozilik, E. The Czechs [Text] / E. Odlozilik // The immigrants' influence on Wilson's peace policies. Univ. of Kentucky Press, 1967. P. 207; Mamatey, V. S. The Slovaks and Carpatho-Ruthenians. P. 230; Unterberger, В. M. The United States, Revolutionary Russia, and the Rise of Czechoslovakia [Text] / В. M. Unterberger. Chapel Hill, 2000. P. 24.
4. К этому времени 65-летний философ и профессор Карлова университета Т. Г. Масарик был лидером Чешской прогрессивной партии и депутатом Рейхстага. В чешской общине США он, кроме того, был известен благодаря своим довоенным визитам в эту страну и связям с лидерами чешской эмиграции, многие из которых были его бывшими студентами.
5. Вскоре он был преобразован в Чехословацкий национальный совет (ЧСНС) с центром в Париже и отделениями в Великобритании и России. Его лидерами стали Т. Масарик, находившийся преимущественно в Лондоне, Э. Бенеш - в Париже, от словаков -офицер французской армии М. Р. Штефаник. - Чехия и Словакия в XX веке [Текст] : очерки истории : в 2 кн. М., 2005. С. 61.
6. Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence [Text] / V. S. Mamatey // Czechoslovakia, Crossroads and Crises, 1918-1988. London, 1989. P. 66.
7. Сам термин «чехословаки» появился лишь в период войны, но вскоре стал активно использоваться представителями ЧСНС для обозначения единства двух народов в общей борьбе за независимость, несмотря на сохранение многих разногласий между представителями чехов и словаков на родине и отсутствия общей позиции по вопросу о создании единого государства вплоть до последнего года войны.
8. Лидерами БНА стали чехи Ч. Перглер в Чикаго и Э. Воска - в Нью-Йорке. Главной целью его создания являлись поиск финансовых ресурсов для обеспечения деятельности ЧСНС и привлечение внимания к проблеме создания чехословацкого государства американского общественного мнения и политических кругов страны. Miller, H. A. Op. cit. P. 74; Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence. P. 63; Unterberger, В. M. Op. cit. P. 24; Kerner, R. J. World War, Revolution and Peace conference [Text] / R. J. Kerner // Czechoslovakia: Twenty years of independence. Berkley, 1940. P. 56.
9. Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence. P. 66.
10. Цит no: Mamatey, V. S. The Slovaks and Carpatho-Ruthenians. P. 234. Данная фраза в дальнейшем была положена в основу пропаганды за создание независимого государства, проводившейся чехами в Америке.
11. В понимании Вильсона самоопределение предполагало прежде всего право народов самостоятельно избирать свое правительство, что не предусматривало расчленения европейских империй. Долгое время Вильсон оставался сторонником федерализации Австро-Венгерской империи с предоставлением широких прав населявшим ее народам.
12. Фоглесонг, Д. Соединенные Штаты, проблема самоопределения наций и борьба против большевиков в Прибалтике 1918-1920 гг. [Текст] / Д. Фоглесонг // Первая мировая война: пролог XX века. М., 1999. С. 602.
13. 3 февраля 1916 г. Масарик был официально принят французским премьер-министром А. Брианом и изложил ему позицию членов чешского сопротивления. - Малевич, О. М. Томаш Грриг Масарик [Текст] / О. М. Малевич // Вопросы истории. 2004. № 11. С. 63.
14. Odlozilik, E. The Czechs. Op. cit. P. 212.
15. Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence. P. 70.
16. Работавшая под руководством профессора Мезеса и подчинявшаяся полковнику Хаузу, данная группа регулярно снабжала докладами как главу Госдепартамента, так и президента. В дальнейшем она занималась разработкой позиции США на мирной конференции в Париже. А. К. Кулидж, профессор Гарварда, фактически был пионером восточноевропейских исследований в США, экспертом по широкому кругу проблем всей Центральной и Восточной Европы. Р. Д. Кернер, чех по происхождению, выступал как эксперт по Австро-Венгрии и практически с начала своей работы являлся сторонником чехословацкой независимости.
17. Системная история международных отношений в четырех томах. 1918-2000 [Текст]: Т. 2. Документы 1910-1940-х гг. М., 2000. С. 27-28.
18. Unterberger, В. М. Op. cit. P. 96.
19. Виноградов, В. H. На руинах многонациональных империй [Текст] / В. Н. Виноградов // Первая мировая война: пролог XX века. М., 1999. С. 330.
20. По этому поводу Лансинг писал Вильсону в мае 1918 г.: «Я не сомневаюсь, что вам, как и мне, докучали представители этих наций с просьбами оказать поддержку их попыткам пробудить своих соотечественников к сопротивлению существующему австрийскому правительству. Эта назойливость увеличивается. Что должно быть сказано этим людям? Нужно ли дать какой-либо ответ? Мы должны помочь или препятствовать им?». Foreign Relations of the United States [далее - FRUS]. The Lancing papers, 1914-1920. Volume II. Washington, 1940. P. 128.
21. Hanak, H. France, Britain, Italy and the Independence of Czechoslovakia in 1918 [Text] / H. Hanak // Czechoslovakia, Crossroads and Crises, 1918-1988. London, 1989. P. 53.
22. Unterberger, В. М. Op. cit. P. 71, 75.
23. Ibid. P. 80-82.
24. FRUS. 1918. Russia. Volume II. Washington, 1932. P. 92.
25. May, A. J. The Mid-European Union [Text] / A. J. May // Czechoslovakia, Crossroads and Crises, 1918-1988. London, 1989. P. 255.
26. Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence. P. 71.
27. FRUS. The Lancing papers, 1914-1920. Vol. 2. P. 126-128.
28. Unterberger, В. М. Op. cit. P. 123. Как пишет Б. Унтербергер, глава комитета Джордж Крил предполагал, что пропаганда в Австро-Венгрии сможет стать очень эффективным оружием в войне, а также обеспечит поддержку политики Вильсона со стороны недавних эмигрантов в США.
29. FRUS. 1918. Supplement 1. The World War. Vol. I. Washington 1933. P. 799-802, 804-807.
30. Unterberger, В. М. Op. cit. P. 125.
31. FRUS. 1918. Supplement 1. The World War. Vol. I. P. 809.
32. Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence P. 72; Чехия и Словакия в XX веке. С. 82.
33. FRUS. 1918. Supplement 1. The World War. Vol. I. P. 810.
34. Ibid. P. 813.
35. Ibid. P. 814.
36. Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence. P. 73. Документы об антинародной и антинациональной политике Масарика [Текст]. М., 1954. С. 29.
37. FRUS. 1918. Supplement 1. The World War. Vol. I. P. 816.
38. Ibid. P. 818; Документы об антинародной и антинациональной политике Масарика. С. 32-33.
39. Вслед за признанием ЧСНС Францией 29 июня Чехословацкий совет был признан 9 августа британским правительством. - Чехия и Словакия в XX веке. С. 84.
40. FRUS. The Lancing papers, 1914-1920. Vol. II. P. 139.
41. Ibid. P. 141.
42. FRUS. 1918. Supplement 1. The World War. Vol. I. Washington 1933. P. 824.
43. May, A. J. Op. cit. P. 257; Miller, H. A. Op. cit. P. 81; Unterberger, В. М. Op. cit. P. 294.
44. Unterberger, В. М. Op. cit. P. 314.
45. Hanak, H. Op. cit. P. 57.
46. Miller, H. A. Op. cit. P. 83.
47. FRUS. 1918. Supplement 1. The World War. Vol. I. P. 850.
48. Исламов, Т. М. Австро-Венгрия в Первой мировой войне. Крах империи [Текст] / Т. М. Исламов // Новая и новейшая история. 2001. № 5. С. 45.
49. Чехия и Словакия в XX веке. С. 88-92.
50. Для придания большей юридической силы этому решению по инициативе Жатковича среди американских русин в ноябре-декабре был проведен плебисцит, по итогам которого за вхождение в состав Чехословакии высказалось 67% участников. Mamatey, V. S. The Slovaks and Carpatho-Ruthenians. P. 245.
51. Mamatey, V. S. The United States and Czechoslovak Independence. P. 75.
Т. Н. Матанцеба
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В статье дается анализ специфики применения общепсихологических методов при изучении детей и подростков с отклонениями в развитии, раскрываются особенности, проблемы и ограничения исследовательской деятельности. Даются рекомендации по изучению детей с отклонениями в развитии.
Современная специальная психология представляет собой сложную и интенсивно развивающуюся отрасль клинико-психологических, психолого-педагогических и нейропсихологических знаний о закономерностях отклоняющегося развития.
Её острая теоретическая и прикладная востребованность определяется неуклонным и ежегодным увеличением количества детей с отклонениями в психическом развитии. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья и недостатками в развитии, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. В дошкольном возрасте количество детей, нуждающихся в реабилитации, достигает 25-40%, среди школьников такие дети составляют 20-30%, а свыше 60% относятся к группе риска. Интересен тот факт, что большинство детей с невыраженными отклонениями в развитии и психофизическом здоровье находятся в массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то что им не требуются специальные образовательные условия, они испытывают стойкие трудности в условиях традиционного обучения [1].
Каждый тип отклоняющегося развития имеет собственную психологическую структуру, определяемую наличием конкретного первичного нарушения и сочетанием вторичных нарушений, обусловленных первичным дефектом и условиями развития. Первичное нарушение приводит к нарушениям умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям взаимодействия с окружающей средой, к изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в развитии личности [2].
К общим закономерностям отклоняющегося развития относят нарушения способности к приёму, переработке, хранению и использованию
МАТАНЦЕВА Татьяна Николаевна - старший преподаватель кафедры психологии ВятГГУ © Матанцева Т. Н., 2007