Научная статья на тему 'США и решение экономических проблем Чехословакии в 1919 г'

США и решение экономических проблем Чехословакии в 1919 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
H. HOOVER / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ИСТОРИЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ / Г. ГУВЕР / U S FOREIGN POLICY / THE HISTORY OF CZECHOSLOVAKIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зорин Артем Викторович

В статье анализируются основные аспекты политики США в отношении Чехословакии, связанные с деятельностью по оказанию экономической помощи европейским странам после окончания Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The USA and solution of economic problems of Czechoslovakia in 1919

In the article analyze basic aspects of U S foreign policy regarding Czechoslovakia, connecting with aiding in solution of economic problems for European countries after the First World war.

Текст научной работы на тему «США и решение экономических проблем Чехословакии в 1919 г»

21. Haywood P. Op. cit.

22. European Studies Review. Vol. 9. 1979. № 1.

23. Ibid. P. 1-104.

24. Ibid. P. 105-149.

25. Ibid. P. 113.

26. См.: Новая и новейшая история. 1998. № 4. С. 190-192.

27. Alpert M. A New International History of the Spanish Civil War. L. 1994.

28. European History Quarterly. Vol. 14. 1984. № 4. P. 423-440.

29. Ibid. Vol. 16. 1986. № 4. P. 436-437.

30. Ibid. P. 441-464; 491-524.

31. Ibid. P. 492.

32. Ibid.

33. Ibid. Vol. 18. 1988. № 2.

34. Ibid. P 156.

35. Ibid. P. 155-174.

36. Ibid. P. 156.

37. Ibid. № 2. P. 243-248.

38. Ibid.

39. Ibid. P. 244.

40. Ibid. Vol. 20. 1990. № 2.

41. Ibid. P. 181-208.

42. Ibid. P. 182.

43. Ibid. Vol. 18. 1988. № 2. P. 183.

44. Ibid.

45. Ibid. Vol. 20. 1990. № 2. P. 204.

46. В работах С. П. Пожарской представлено академическое исследование генезиса и эволюции испанской фашистской партии как самостоятельной организации под руководством Примо де Ривера, а также в составе общенационального консервативного движения под руководством Франко. См.: Пожарская С. П. Фашистская фаланга в Испании // Новая и новейшая история. 1972. № 5. С. 103-115; 1973. № 1. С. 120-135; Ее же: Внутренние и внешние факторы утверждения фашизма в Испании // История фашизма в Западной Европе. М., 1978. С. 287-340; Ее же: Фашизм как испанская разновидность фашистской государственности // Фашизм и антидемократические режимы в Европе: Начало 20-х годов - 1945 г. М., 1981. С. 47-63 и др.

47. European History Quarterly. Vol. 20. 1990. № 2. P. 209-226.

48. Ibid. P. 223.

49. Ibid. P. 255-284.

50. Ibid. P. 256.

51. Ibid. P. 276-277.

52. Ibid. P. 285-292.

53. Ibid. P. 285.

54. Ibid. P. 286.

55. Ibid. P. 293-300.

56. Подробнее см. Новиков М. В. СССР, Коминтерн и гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Ярославль, 2007. С. 139-141.

57. European History Quarterly. Vol. 20. 1990. № 2. P. 293.

58. Ibid. Vol. 22. 1992. № 1. P. 67-98.

59. Ibid. P. 93.

60. См.: Новая и новейшая история. 2000. № 5. С. 242-243

61. European History Quarterly. Vol. 25. 1995. № 1. P. 71-92.

62. См.: Новиков М. В. Указ. соч. С. 116-119.

63. European History Quarterly. Vol. 23. 1993. № 4. P. 571-582.

64. Ibid. P. 573-574.

65. Ibid.

66. Ibid. № 3. P. 403-410.

67. Ibid. Vol. 22. 1992. № 1. P. 156-157; Vol. 25. 1995. № 1. P. 153-158.

68. The Republic Besieged: Civil War in Spain 19361939. Edited by Paul Preston and Ann L. Mackenzie. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1996. 311 p.

69. Ibid. P. VI.

70. Ibid. P. 8-9.

71. Ibid. P. 10.

72. Ibid. P. 13.

73. Ibid. P. 22.

74. Ibid. P. 25-40.

75. Ibid. P. 84-85.

76. Ibid. P. 94.

77. Ibid. P. 92.

78. Ibid. P. 122.

УДК 94(73:437)"1919"

А. В. Зорин

США И РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЧЕХОСЛОВАКИИ в 1919 г.

В статье анализируются основные аспекты политики США в отношении Чехословакии, связанные с деятельностью по оказанию экономической помощи европейским странам после окончания Первой мировой войны.

In the article analyze basic aspects of U.S. foreign policy regarding Czechoslovakia, connecting with aiding in solution of economic problems for European countries after the First World war.

Ключевые слова: внешняя политика США, история Чехословакии, Г. Гувер.

Keywords: U.S. foreign policy, the history of Czechoslovakia, H. Hoover.

Одной из целей вступления США в Первую мировую войну явилось стремление президента Вудро Вильсона принять участие в создании справедливого послевоенного мироустройства на основе американской либерально-демократической модели.

Однако последние годы войны повлекли за собой коренные изменения в социальной и политической сферах воюющих европейских государств. К моменту окончания войны Австро-Венгерская империя прекратила свое существование, распавшись на несколько национальных государств, а Россия превратилась в очаг распространения большевистских идей.

В результате, по словам американского историка Г. Левина, после войны в Центральной и

ЗОРИН Артем Викторович - аспирант кафедры всеобщей истории ВятГГУ © Зорин А. В., 2009

Юго-Восточной Европе администрация Вильсона оказалась перед серьезными вызовами своей либеральной модели, исходившими от развития национализма в государствах-преемниках, с одной стороны, и роста популярности революционно-социалистических идей - с другой [1]. Ситуация усугублялась серьезными экономическими трудностями, угрожавшими существованию демократических режимов в новых европейских государствах.

Для преодоления этой угрозы администрации Вильсона необходимо было оказать срочную поддержку правительствам государств Центральной Европы. Американцы считали, что революция, особенно слева, имела экономическую основу [2]. США, значительно усилившие за годы войны свою экономическую мощь, располагали как необходимыми ресурсами, так и опытом для решения данных проблем.

Одним из примеров такой деятельности являлась политика в отношении Чехословакии. К моменту провозглашения независимости Чехословацкой республики в октябре 1918 г. народы этой страны, возглавляемые президентом Тома-шем Гарригом Масариком, в сознании широких общественных и политических кругов США представляли наиболее цивилизованную часть Центральной и Восточной Европы. А сам Масарик претендовал на то, чтобы превратить свою молодую республику в эпицентр распространения демократических идей в соседние страны.

Основа для экономического сотрудничества ЧСР с США была заложена в последние месяцы войны. Возглавлявший борьбу за независимость эмигрантский Чехословацкий Национальный Совет, располагавший к тому периоду собственными воинскими формированиями, активно искал финансовые источники для обеспечения их деятельности. После его признания в качестве временного чехословацкого правительства в сентябре 1918 г. американская администрация дала свое согласие на финансирование совместно с державами Антанты поставок для чехословацкого легиона, обеспечивавшего интересы союзников в России.

Однако, по мере приближения конца войны и особенно после провозглашения республики и распада империи Габсбургов, на первый план для правительств государств-преемников вышли проблемы социально-экономического характера. Американские агенты, направленные в этот регион сразу после прибытия американской делегации в Париж, обращали особое внимание как на общее экономическое состояние в странах Центральной Европы, так и на отдельные проблемы и степень распространения большевизма среди населения.

Первые оценки экономического состояния европейских государств и их потребностей были

подготовлены Американской правительственной администрацией продовольствия вскоре после заключения перемирия. В составленном ее главой Гербертом Гувером для президента Меморандуме о реконструкции европейские страны были разделены на несколько групп в зависимости от их статуса и потребностей. Чехословакия была отнесена к группе малых союзных государств (на третьем месте по объему требуемой помощи после Бельгии и Польши), которым необходимо будет прежде всего обеспечить доставку продовольствия и предоставление кредитов [3].

В начале 1919 г. Чехословакию посетила направленная в Центральную Европу миссия Американской администрации продовольствия. Ее задачей являлось исследование экономического состояния государств бывшей империи. Входивший в комиссию дипломат Хью Гибсон указал в своем докладе на серьезные проблемы в работе промышленных предприятий и транспортной системы Чехословакии, вызванные недостатком угля [4]. Наиболее острая ситуация складывалась в словацкой сахарной промышленности, лишившейся поставок угля из Венгрии, и связанной с ней отраслью сельского хозяйства. Посетив основные угледобывающие районы (Теплиц-Кладно, Карвин-Острава), Гибсон указал, что для улучшения работы добывающих предприятий необходимы прежде всего поставки продовольствия шахтерам, грамотное управление и установление порядка в этой области. В связи с этим Гибсон пытался выяснить степень распространения большевизма и его влияния на экономическую деятельность. После бесед с чешскими шахтерами он нашел, что они безразличны к этим идеям в силу своего менталитета, а члены правительства заверили его, что пока могут справиться с социальными проблемами в стране, обеспечив необходимые для внутреннего потребления объемы добычи угля. Но поставки чешского угля имели важное значение для предотвращения кризиса в соседних Австрии и Венгрии, лишившихся своих крупных месторождений [5].

В тот же период к исследованию широкого спектра проблем в регионе приступила направленная в Вену с целью сбора информации для американской делегации в Париже миссия под руководством профессора А. К. Кулиджа. Одним из первых в центре их внимания оказался тешинский конфликт между Польшей и Чехословакией. В январе 1919 г. пражское правительство, стремившееся не допустить перехода основного угледобывающего района Тешин в Восточной Силезии под контроль претендовавших на него польских властей, в нарушение ранее достигнутых договоренностей ввело туда войска, спровоцировав столкновения с поляками. Кулидж, пытавшийся собрать доступную инфор-

мацию по данной проблеме, привел мнение посетившего район американского корреспондента, который указывал на широкое распространение социалистической пропаганды среди польских шахтеров в Тешине в области Карвин. Волнения, по его мнению, явились одной из причин нарушения работы угледобывающих предприятий и падения производства на 50% [6].

Изучивший проблему распространения большевизма член миссии Кулиджа капитан Д. Кармазин обратил внимание на прибытие в Чехию из России ряда большевистских активистов и на их активную работу прежде всего в угледобывающих северных районах Богемии (Кладно, Ост-рава, Карвин). Но, по его мнению, радикальные идеи не находили большой поддержки в обществе, в том числе благодаря эффективной пропагандистской работе, организованной капитаном армии США Э. Воской [7]. Кармазин отметил, что, по мнению президента Масарика, для начала борьбы с данными настроениями необходимо прежде всего наладить поставки продовольствия в страну [8].

Сам Кулидж, также посетивший в начале февраля 1919 г. Прагу, указывал на опасения пражских властей в связи с распространением большевизма в Карвине, но, говоря об этом, указывал, что сам термин «большевизм» используется очень свободно и потому достаточно трудно установить степень его распространения. Правительство республики, по его словам, было уверено в своей способности справиться с этой проблемой собственными силами при обеспечении необходимых потребностей в продовольствии [9].

В то же время член миссии Кулиджа профессор Роберт Кернер настаивал на более значительном участии в стабилизации социально-экономической и политической обстановки в регионе. Он говорил не только о необходимости предоставить немедленно экономическую помощь в продовольствии, сырье и капитале новым государствам (Чехословакии, Югославии, Польше, Финляндия и Украине), но и наладить их торговые отношения с союзниками, а также направить политических советников для противодействия большевизму, немецкому национализму и венгерской пропаганде. По его мнению, распространение большевизма можно было бы сдержать путем экономических и социальных реформ. В этом случае Чехословакия смогла бы остаться оплотом демократических идей в Европе [10].

Эти мнения были учтены при разработке конкретных мероприятий по оказанию помощи странам Центральной Европы. Кроме того, госсекретарь Р. Лансинг рекомендовал как можно скорее направить полномочного посланника в Чехословакию для координации взаимодействия американских специалистов (в особенности сотрудни-

ков Гувера) и чехословацких должностных лиц. По мнению Лансинга, это должно было иметь особую важность в течение следующих нескольких месяцев, которым предстояло стать наиболее трудными для чехословацкого демократического правительства [11]. Вскоре посланником в Прагу был назначен Ричард Крейн - сын крупного чикагского бизнесмена и посла США в Китае Чарльза Крейна, имевшего личные связи с Т. Масариком.

Однако основная работа сосредоточилась в ведомстве Гувера. Решение экономических проблем имело первостепенное значение для снятия социальной напряженности. Необходимо было, во-первых, наладить поставки продовольственных товаров, предотвратив распространение голода, во-вторых, восстановить работу угледобывающей промышленности и поставки угля для нормализации работы предприятий как в самой Чехословакии, так и в соседних странах.

Первым шагом на этом пути стало создание в 1919 г. Американской администрацией помощи (American Relief Administration - ARA), которую возглавил Герберт Гувер, имевший в период войны удачный опыт осуществления продовольственных поставок в Бельгию. Ее задача, по словам Гувера, состояла в том, чтобы «отразить большевизм, с одной стороны, и реакцию - с другой, так, чтобы новорожденные демократические государства могли иметь возможность для роста» [12].

Поставки продовольствия стали основным направлением деятельности АРА. С этой целью согласно распоряжению Вильсона Гуверу были предоставлены все полномочия по заключению контрактов и обеспечению поставок, в том числе контроль над созданной в августе 1917 г. для закупки, транспортировки и распределения пищевых продуктов американской государственной Корпорацией зерна [13]. Кроме того, после начала работы мирной конференции Высший Экономический Совет передал Гуверу руководство всеми союзническими программами помощи, восстановлением железнодорожной системы и угольного производства в государствах бывшей Австро-Венгрии [14]. Таким образом, американские специалисты возглавили всю деятельность союзников по экономической реконструкции стран Центральной и Восточной Европы.

Как указывал в своих воспоминаниях Гувер, первоначально отношения с представителями Чехословакии по поставкам продовольствия не сложились, поскольку сразу после заключения перемирия министр иностранных дел Э. Бенеш сообщил ему, что республика сможет сама обеспечить себя продукцией сельского хозяйства [15]. Вероятно, Бенеш, долгое время отсутствовавший на родине, исходил из оценки общего промышленного и сельскохозяйственного потенциала

страны. Однако наступивший вслед за крахом Австро-Венгрии распад экономических связей и начавшиеся сразу после провозглашения республики конфликты (прежде всего между центральным правительством в Праге и наиболее промыш-ленно развитыми немецкими пограничными областями Богемии и Моравии) заставили ее руководство пересмотреть свои потребности. Уже вскоре, как утверждает Гувер, в его адрес стали поступать обращения от чешского населения, в результате чего он должен был изменить свои оценки.

Чехословацкие власти предоставили свой перечень необходимых ежемесячных продовольственных поставок, который включал: 75 тыс. тонн зерна (или 60 тыс. тонн муки), 20 тыс. тонн риса, 3,75 тыс. тонн мясных продуктов и несколько тысяч тонн других продуктов, всего на сумму 16 млн долл. [16]

24 февраля было подписано первое соглашение об организации поставок между правительством ЧСР и Американской администрацией помощи. Согласно ему Чехословакия должна была получать ежемесячно на сумму 8 млн долл. 27,5 тыс. тонн муки, 4 тыс. тонн жира и 500 тонн сгущенного молока. По условиям соглашения Прага оплачивала продукты по цене их закупки в США, а также транспортные расходы и страховку груза. Оплата должна была производиться за счет кредитов и ссуд, предоставленных на эти цели казначейством США. Условия данного соглашения распространялись и на предоставленные ранее товары [17]. Уже в начале марта представитель пражского правительства в Вашингтоне доложил о выделении казначейством кредита на 18 млн долл. для оплаты поставок на март и апрель и просил составить детальный список поставок для ведения переговоров по дальнейшим кредитам [18].

Большая часть поставок была осуществлена в течение зимы 1918 - весны 1919 г. С 1 декабря 1918 г. по 1 мая 1919 г. США поставили Чехословакии 169 тыс. тонн хлеба, 62 тонны бобовых, 15 тыс. тонн мяса, 2 тыс. тонн молока и 46 тыс. тонн других товаров на 62,5 млн долл. (четвертое место по объему и стоимости поставок после Бельгии, Польши и Германии) [19]. За все время работы АРА, согласно данным Гувера, Прага получила 537,9 тыс. тонн продовольствия от различных союзных государств, в том числе 388,9 тыс. тонн из США. Вашингтон кредитовал закупку продовольствия Прагой на 80,5 млн долл. Более 5 млн было выделено из средств созданного и контролировавшегося Гувером благотворительного детского фонда [20].

Оказав таким образом необходимую помощь, благодаря своему монопольному положению как на рынке продовольствия, так и в финансовой

сфере, Гувер использовал возможность, устранив конкуренцию со стороны других поставщиков, избавиться от накопившихся избытков продовольствия по выгодным ценам. Стоимость продовольственных поставок составила основную часть государственного долга ЧСР [21].

Продовольствие было лишь первым шагом в преодолении социально-экономических трудностей. Американцы вскоре поняли, что этого недостаточно для того, чтобы остановить революцию и создать жизнеспособные капиталистические государства [22]. Необходимо было восстановить работу промышленных предприятий и наладить торговлю между государствами региона.

Сотрудники Гувера часто выступали в качестве посредников между враждебно настроенными друг к другу правительствами, организуя торговлю или обмен необходимыми товарами. Потребность в таком посредничестве была следствием отсутствия прямых контактов между ними как из-за недостатках в организации работы новых правительств в первый послевоенный год, так и из-за национальной неприязни между бывшими подчиненными народами, с одной стороны, и немцами и венграми - с другой.

Так, при посредничестве АРА были достигнуты договоренности о поставках продовольствия из Италии и Югославии в обмен на словацкий сахар [23]. При урегулировании тешинского спора направленной туда союзниками комиссии (ведущие роли в ней играли американцы) пришлось выступить в качестве посредника при заключения договоренности о поставках добывавшегося на занятой чехами территории угля в Польшу в обмен на польские товары.

Но на первом месте стояло преодоление угольного кризиса. Уголь как главный вид топлива имел определяющее значение для функционирования всей промышленной и транспортной системы Европы. Резкое снижение объемов его добычи влекло за собой как экономические трудности, так и социально-политические последствия.

Наиболее острым на протяжении 1919-1920 гг. являлся вопрос о поставках чехословацкого угля в испытывавшую острый недостаток топлива Австрию. Неприязнь чешских политиков к австрийцам и стремление использовать уголь для политического торга создавали серьезные трудности для Гувера в организации нормальных поставок [24].

На взаимное непонимание между Прагой и Веной, осложнявшее решение этой проблемы, обратил внимание Хью Гибсон, когда в январе Чехословацкое правительство решило ввести эмбарго на поставку угля в Австрию, поддержавшую чешских немцев. Это грозило серьезным кризисом для правительства О. Бауэра, опасавшегося

социального взрыва. Но благодаря вмешательству американцев Прага отказалась от этого намерения [25].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мае Высший Экономический Совет создал Угольную комиссию для скорейшего увеличения выработки угля и организации его распределения. 21 из 22 ее членов являлись американскими сотрудниками Гувера. Главой комиссии был назначен полковник А. К. Гудиер [26].

Комиссия провела серьезное исследование всех угольных месторождений и предприятий региона и пришла к выводу, что главными причинами снижения добычи являлись общая нестабильная политическая и экономическая обстановка, плохое питание шахтеров, недостаток оборудования и квалифицированной рабочей силы. В Острава-Карвинском районе это осложнялось также затянувшимся польско-чехословацким спором, приводившим к конфликтам в вопросах о праве собственности. Но главная проблема заключалась в конфликтах между рабочими и работодателями.

Потому, по мнению членов комиссии, одни лишь поставки продовольствия не могли решить проблему повышения добычи, а, наоборот, могли повлечь недовольство рабочих других районов и предприятий. Американцы выступили в качестве посредников для нормализации трудовых отношений на шахтах Тешина, использовав собственный опыт разрешения трудовых споров. В результате им удалось добиться заключения соглашения между рабочими и владельцами предприятий, благодаря чему Острава-Карвинский район фактически стал единственным в Центральной Европе, где удалось остановить забастовки и наладить трудовые отношения [27].

Поскольку это месторождение являлось крупнейшим в Центральной Европе и имело хороший уровень технической оснащенности (было обнаружено, что горная промышленность в Остра-ва-Карвинском районе была развита и организована даже лучше, чем в США), Чехословакия не только имела достаточно угля для собственного потребления, но и могла импортировать небольшое его количество в Австрию и Польшу. Нормальной торговле, по мнению американских специалистов, препятствовали в основном антиавстрийские настроения в Чехии и польско-чехословацкий спор в Тешине [28].

В мае при посредничестве угольной комиссии было заключено соглашение между ЧСР и Австрией о поставках угля частично за чехословацкую валюту, частично - в обмен на австрийские товары. Однако, когда встал вопрос о поставке в обмен на уголь из Австрии оружия, необходимого для борьбы с венгерским коммунистическим правительством Белы Куна, пытавшимся выбить чехословацкие войска из Словакии, контракт

оказался под угрозой срыва - правительство Бауэра отказалось от исполнения своих обязательств, опасаясь возмущения со стороны сочувствовавшего венграм населения [29].

В ответ чехи прекратили поставки. Президент угольной миссии полковник Гудиер вынужден был вмешаться в спор и обратился за поддержкой к Гуверу. Проблема была поднята Гувером на совете глав делегаций Парижской конференции. Поскольку Прага в отличие от Вены исполняла свои обязательства, он фактически поддержал чехов, предложив прекратить поставки угля в Австрию, если она не возобновит доставку необходимого оружия ЧСР. В итоге было принято решение, что продолжение поставок продовольствия в Австрию будет зависеть от выполнения ею поставок оружия и боеприпасов, требуемых Чехословакией [30]. После личной встречи Гуди-ера с президентом Масариком и чехословацкими министрами и встречи президента секции коммуникаций американского полковника Атвуда с премьер-министром Австрии Бауэром удалось достичь договоренности, что австрийцы возобновят поставки оружия, но при посредничестве Италии. Чтобы компенсировать Чехословакии поставки угля, комиссия достигла договоренности о поставках из Германии небольших партий каменного угля в обмен на чехословацкий бурый уголь. Далее последовала новая серия разногласий, и окончательно вопрос удалось разрешить лишь во второй половине августа [31]. Таким образом, решение об исполнении заключенного контракта было достигнуто лишь через три месяца. Это наиболее ярко демонстрирует, что американским специалистам приходилось действовать в очень трудных условиях, преодолевая сопротивление и недопонимание местных политиков.

Одним из способов преодоления этой проблемы явилась деятельность американских технических советников. В июле Гувер обратился к Бене-шу с предложением принять в качестве советника по транспорту квалифицированного американского инженера, который помимо технических вопросов должен был бы исполнять функции посредника между чехословацким правительством и американским бизнесом (прежде всего речь шла о закупках в США необходимых материалов для восстановления железнодорожной системы) и заниматься переговорами с правительствами соседних государств. Стоимость его работы была оценена в 100 тыс. долл. в год [32]. Подобные советники кроме Чехословакии были направлены также в Польшу, Австрию и Югославию и сыграли важную роль в налаживании экономических отношений, даже выступая в качестве официальных представителей на международных переговорах [33].

Американцы на протяжении всего своего пребывания в Европе продолжали следить за изменением экономической ситуации в Чехословакии и остальных странах Центральной Европы, анализируя предпринимаемые реформы и давая необходимые рекомендации. Так, с большим вниманием была воспринята денежная реформа в ЧСР в феврале 1919 г. [34] В марте Гувер направил Бенешу свои предложения по организации дальнейших шагов для восстановления экономической жизни Чехословакии. Он предлагал чешским властям создать специальную государственную комиссию для организации внешней торговли. Она должна была взять на себя организацию закупок на полученные ссуды необходимого продовольствия в США, его доставку и сбыт в Чехословакии. На выручку она бы смогла закупать и экспортировать продукцию чехословацких предприятий, получая таким образом средства на приобретение необходимого продовольствия и сырья. В то же время данная комиссия должна поддерживать торговлю частных компаний. Гувер рассчитывал в течение 6-8 месяцев таким способом наладить свободную торговлю, что должно было стать третьей и заключительной стадией восстановления экономики [35].

В начале следующего года американцы вновь вынуждены были вмешаться в ситуацию в Центральной Европе в связи с обострением внутриполитической ситуации в Австрии. Госсекретарь просил посла в Праге Р. Крейна добиться от Бенеша увеличения поставок угля для обеспечения хотя бы минимальных потребностей Австрии [36]. США поддержали Франция и Англия, благодаря чему Прага согласилась предоставить необходимый для Австрии уголь [37]. А в феврале Американская корпорация зерна предоставила Чехословакии в счет кредита дополнительно 25 тыс. тонн пшеничной муки [38]. Но тогда же было отмечено, что экономическая и социальная ситуация в Чехословакии лучше, чем в соседних Австрии и Польше [39].

1919 г. явился пиком американского вмешательства в экономику центральноевропейских государств. Экономические действия не только дополняли политические мероприятия, но во многом были более успешными. Несмотря на то, что для возглавлявшего эти программы Гувера главной целью являлось предотвращение распространения коммунистических настроений, американцам удалось продемонстрировать эффективные методы решения экономических и социальных проблем и заложить основы для дальнейшего сотрудничества и экономического проникновения американского бизнеса.

Примечания

1. Levin N. G., jr. Woodrow Wilson and World Politics. America's response to war and revolution. N.Y., 1968. P. 183-184.

2. Costignola F. Awkward dominion: American political, economic, and cultural relations with Europe, 1919-1933. Ithaca, 1984. P. 43.

3. Organization of American relief in Europe 19181919. Documents / Ed. S. L. Bane, R. H. Lutz. L., 1943. P. 51.

4. Чехословакия после войны получила контроль над двумя крупными угледобывающими районами бывшей империи: в Тешине (Острава-Карвин) и в северной Богемии (Теплиц-Кладно), до войны удовлетворявших потребности как Богемии, Моравии, Силе-зии, так и Австрии. В то же время на территории Австрийской республики остались лишь небольшие запасы топлива, из-за чего она оказалась в полной зависимости от импорта угля из других стран, прежде всего Германии и Чехословакии.

5. Foreign Relations of the United States, The Paris Pease Conference, 1919 [Далее - FRUS, PPC]. Volume XII. Washington, 1947. P. 228-239.

6. Ibid. Vol. XII. P. 325.

7. Капитан Эммануэль Воска - в период войны член ЧСНС, затем активно работал на британскую разведку, впоследствии на американское военное министерство. Будучи капитаном армии США, по инициативе Комитета Общественной Информации, занимавшегося организацией пропаганды в США и за границей, руководил пропагандистской деятельностью в Чехии. См. Привалова Е. А. «Русский эксперимент»: Комитет общественной информации и внешняя политика США (1917-1920). М., 2006. С. 51-52.

8. FRUS, PPC. Vol. XII. P. 326.

9. Ibid. P. 327, 330.

10. Ibid. P. 352.

11. The Papers of Woodrow Wilson / ed. A. S. Link. Princeton, 1966-1994. Volume 56. P. 122.

12. Цит. по: Costignola F. Op. cit. P. 40.

13. Organization of American relief in Europe. P. 292.

14. Costignola F. Op. cit. P. 40.

15. Hoover H. The memoirs. Volume 1. Years of Adventure. N.Y., 1951. P. 380-381. Позже Бенеш сообщал главам делегаций в Париже, что Богемия была самой сильной индустриальной частью Австро-Венгрии. В ней были сосредоточены 93% мощностей сахарной промышленности (четвертое место в мире), вся стекольная промышленность, 70% текстильной промышленности, 70% металлообрабатывающей промышленности, 55% пивоварения и 60% производства алкоголя бывшей империи. Однако большинство крупных предприятий располагались в приграничных немецких районах Богемии. Центральная часть Чехии была преимущественно сельскохозяйственной. См. The Papers of Woodrow Wilson. Volume 54. P. 490-493.

16. Organization of American relief in Europe. P. 293.

17. Ibid. P. 294-296.

18. Ceskoslovensko na parizske mirove konferenci. Sv. 1. Praha, 2001. S. 237-238.

19. Organization of American relief in Europe. P. 606; FRUS, PPC. Vol. X. P. 457.

20. Hoover H. Op. cit. P. 381.

21. Costignola F. Op. cit. P. 41. Позднее, когда обострилась проблема выплаты чехословацкого долга (в период президентства Гувера), на это указывали чехословацкие власти, безуспешно пытаясь добиться отсрочки по долгам. См. FRUS, 1932. Volume I. P. 714717.

22. Costignola F. Op. cit. P. 40, 45.

23. Hoover H. Op. cit. P. 381.

24. Ibid.

25. FRUS, PPC. Vol. XII. P. 228-239.

26. Costignola F. Op. cit. P. 46.

27. Organization of American relief in Europe. P. 686703.

28. Ibid.

29. Ibid. P. 700-701.

30. FRUS, PPC. Vol. VII. P. 175-177.

31. Organization of American relief in Europe. P. 564565.

32. Ibid. P. 610-611.

33. Costignola F. Op. cit. P. 48-50.

34. FRUS, PPC. Vol. XII. P. 331-334.

35. Ceskoslovensko na parizské mirové konferenci. S. 252-254; Organization of American relief in Europe. P. 327-329.

36. FRUS, 1920. Vol. I. P. 249.

37. Ibid. P. 260.

38. Ibid. P. 264-265.

39. Ibid. P. 265.

УДК 94(73США)(04)

А. А. Костин

«ДОКТРИНА ТРУМЭНА» В ЮГОСЛАВСКОЙ ПОЛИТИКЕ США в 1947-1948 гг.

В статье рассматривается влияние «доктрины Трумэна» на советско-югославские отношения. Прослеживается взаимосвязь между расхождением позиций И. В. Сталина и И. Броз Тито по греческому вопросу и постепенной нормализацией контактов между Белградом и Вашингтоном.

The article examines influence «Truman's doctrine» on the Soviet-Yugoslavian relations. The interrelation between a divergence of positions of I. V. Stalin and I. Broz Tito on the Greek question and gradual normalization of contacts between Belgrade and Washington is traced.

Ключевые слова: внешняя политика США, генезис холодной войны, доктрина Трумэна, советско-югославские отношения

Keywords: foreign policy of the United States, genesis of cold war, Truman's doctrine, the Soviet-Yugoslavian relations

12 марта 1947 г. на объединенном заседании Сената и Палаты представителей Конгресса США президент Г. Трумэн выступил со специальным посланием «О политическом положении в Греции и Турции». Новая внешнеполитическая доктрина ознаменовала собой окончательное провозглашение лидерства США в англо-американском альянсе. Такова наиболее очевидная и широко распространённая в историографии оценка про-

КОСТИН Алексей Александрович - кандидат исторических наук, доцент по кафедре всеобщей истории ВятГГУ

© Костин А. А., 2009

возглашённой Г. Трумэном концептуальной основы американской активности в балкано-сре-диземноморском регионе [1]. Действительно, когда Англия не смогла более нести бремя борьбы с греческими коммунистами, Соединённые Штаты тут же приняли его на себя. Ослабленная войной Британская империя была вынуждена признать первенство Соединённых Штатов, обладающих огромной финансовой мощью. В 19461947 гг. американцы сумели занять лидирующие позиции в выработке и реализации совместной с англичанами средиземноморской стратегии, о чём и свидетельствовало принятие весной 1947 г. Соединёнными Штатами программы экономической, финансовой и военной помощи Греции и Турции.

В качестве главной причины появления «доктрины Трумэна» в исторической науке традиционно называется советский фактор [2]. Финансовые вливания и военно-техническая поддержка Турции и антикоммунистических сил в Греции были необходимы Соединённым Штатам не только для утверждения контроля над бывшими британскими коммуникациями между Атлантикой и Индийским океаном, но в первую очередь для преграждения доступа советской военной мощи к Средиземному морю. Провозглашённая 33-м президентом США доктрина являлась неотъемлемой составной частью концепции «сдерживания коммунизма». Тем не менее не последнюю роль в формировании идейной базы внешней политики Вашингтона на данном направлении сыграли отношения с новым югославским режимом И. Броз Тито. Помимо необходимости противодействия советскому проникновению в Восточное Средиземноморье, Соединённые Штаты были вынуждены учитывать новый фактор на юге Балкан - югославский.

В 1945-1946 гг. отношения с Белградом стали неотъемлемой составляющей средиземноморской стратегии США. С одной стороны, прочные позиции коммунистической партии в Югославии и совпадение точек зрения ФНРЮ и СССР на основные международные проблемы давали Вашингтону основания рассматривать свою политику в отношении этой балканской страны в русле американо-советских отношений. Но, с другой стороны, советское и югославское видение будущего юго-востока Европы, особенно Греции, было различным, что не могло ускользнуть от внимания специалистов Государственного департамента.

Место Югославии в американской внешней политике во второй половине 1940-х гг. в значительной степени определялось развитием событий в Греции. Гражданская война 1945-1949 гг. в этой стране была одним из первых серьезных военно-политических конфликтов в послевоенной Европе. За спиной греческих коммунистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.