УДК 340.15:347.978
Волосатых Евгений Андреевич Volosatykh Evgeniy Andreevich
заместитель председателя
Нижегородский областной суд (603950, Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 17) deputy chairman
Nizhny Novgorod regional court (17 B. Pokrovskay st., Nizhny Novgorod, 603950) E-mail: [email protected]
Сроки полномочий мирового судьи в Российской империи и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ)
Terms of office of the magistrate in the Russian empire and the Russian Federation (comparative-legal analysis)
В статье на основе изучения дореволюционного, современного федерального и регионального законодательства проводится сравнительный анализ сроков полномочий мирового судьи в Российской империи и Российской Федерации. Автор делает практические рекомендации по совершенствованию правовых норм, регулирующих сроки полномочий мировых судей.
Ключевые слова: мировая юстиция, мировой судья, сроки полномочий.
The article based on the study of pre-revolutionary, modern federal and regional legislation a comparative analysis of the terms of office of the magistrate in the Russian empire and the Russian Federation. The author makes practical recommendations for improving the legal rules governing the terms of office of magistrates.
Keywords: justice of the peace, magistrate court, terms of office.
Институт мировых судей являлся одним из ключевых и весьма важных институтов судебной реформы 1864 года [1; 2; 3; 4]. Его введению предшествовала длительная разработка [5]. В конечном итоге в Российской империи был создан важный судебный орган, имевший не только существенное практическое значение весь дореволюционный период, но и глубоко запечатлевшийся в правосознании населения [6; 7; 8].
Советской властью мировой суд, в отличие от других судебных учреждений, юридически не был упразднен. Декретом «О суде», принятом Советом народных комиссаров РСФСР 24 ноября 1917 года, его деятельность была только приостановлена. На самом же деле мировой суд был заменен местными судами. Восстановление мирового суда (точнее, мировых судей) Российской Федерации произошло только в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Таким образом, история мирового суда в нашей стране носит хронодискретный характер, следовательно,
к его изучению может быть успешно применена методология хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (ХМСП) [9, 10].
В данной статье мы проведем сравнительно-правовой анализ такого элемента правового статуса мировых судей, как сроки полномочий. Источниками для анализа, как того и требует методология ХМСП, нам служат соответствующие нормативные правовые акты, а именно: Учреждение судебных установлений 20 ноября 1864 года и Федеральной закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
Конечно, различия в государственном строе и социальной структуре общества Российской империи и Российской Федерации весьма существенны, поэтому некоторые характеристики трудно сопоставимы, однако ряд моментов может быть подвергнут сравнению. В первую очередь, в этом контексте имеет смысл говорить о сроках полномочий мировых судей.
Статья 23 Учреждения судебных установлений 20 ноября 1864 года устанавливала, что
«Мировые судьи, как почетные, так и участковые, избираются на три года». Как отмечает С.В. Лонская, «исходя из единоличного характера их власти, относительной обособленности мировых судов от общих, полупрофессионализма, думается, это было правомерно» [1, с. 103]. Высочайше утвержденный и одобренный Государственным советом и Государственной думой закон от 15 июня 1912 года «О преобразовании местного суда» скорректировал приведенную выше норму. В соответствии со статьей 23 Закона «О преобразовании местного суда» мировые судьи (почетные, участковые и добавочные) избирались на три года, но на следующих выборах участковые и добавочные мировые судьи (почетных мировых судей это правило не касалось) избирались в том же судебно-мировом округе уже на шесть лет.
Закон «О преобразовании местного суда», как и Учреждение судебных установлений, не регламентировал, сколько раз подданный Российской империи мог избираться в мировые судьи. Видимо, количество баллотировок было неограниченным. При этом участковые и добавочные мировые судьи повторно и в последующие разы избирались на шесть лет, а почетные — на три года. Кажущаяся дискриминация в отношении почетных мировых судей представляется нам вполне оправданной. Дело в том, что эта категория судей обладала особым правовым статусом [11], одной из главных особенностей которого была безвозмездность выполнения функций. Соответственно, дополнительное обременение в виде обязательного увеличения срока полномочий в этой ситуации для почетных мировых судей было бы не совсем правильным.
Нормы дореволюционного права, касавшиеся сроков полномочий мировых судей, носили императивный характер и распространялись на все регионы, где вводилась мировая юстиция. Статья 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» определяет, что мировой судья назначается или избирается законом соответствующего субъекта РФ на срок не более пяти лет, а при повторном и последующих назначениях (избраниях) мировой судья избирается в соответствии с законом субъекта РФ на срок не менее пяти лет. Таким образом, действующий федеральный закон задает лишь определенные рамки, в пределах которых региональные законодатели могут быть весьма разнообразны.
Действительно, на практике существует достаточно большое разнообразие. Правда, в большинстве регионов мировой судья назна-
чается на должность сроком на три года, а при повторном и последующих назначениях — на пять лет (ст. 8 Закона Мурманской области от 11 июня 2002 г. № 342-01-ЗМО (ред. от 29 декабря 2004 г.) «О мировых судьях в Мурманской области», ст. 7 Закона Архангельской области от 26 октября 1999 г. № 161-25-ОЗ (ред. от 26 сентября 2007 г.) «О мировых судьях в Архангельской области», ст. 8 Закона Псковской области от 7 апреля 2000 г. № 79-оз «О мировых судьях в Псковской области», ст. 7 Закона Кемеровской области от 27 ноября 2000 г. № 85-ОЗ (ред. от 14 ноября 2005 г.) «О мировых судьях в Кемеровской области», ст. 9 Закона Ярославской области от 14 февраля 2001 г. № 5-з (ред. от 9 ноября 2007 г.) «О мировых судьях в Ярославской области», ст. 6 Областного закона Ленинградской области от 6 июля 2001 г. № 41-оз «О мировых судьях Ленинградской области», ст. 7 Закона Нижегородской области от 5 ноября 1999 г. № 72-З (ред. от 30 ноября 2007 г.) «О мировых судьях Нижегородской области», ст. 8 Закона города Москвы от 31 мая 2000 г. № 15 «О мировых судьях в городе Москве» (с изм. на 24 июня 2015 г.), ст. 10 Закона Чеченской Республики от 27 сентября 2006 г. № 28-РЗ (ред. от 22 мая 2008 г.) «О мировых судьях в Чеченской республике», ст. 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 50-ЗС «О мировых судьях города Севастополя» и др.), либо впервые мировой судья назначается на три года, а повторно и в последующие разы — на десять лет (ст. 8 Закона Самарской области от 14 февраля 2000 г. № 3-ГД «О мировых судьях в Самарской области», ст. 7 Закона Тульской области от 18 июля 2000 г. № 203-ЗТО «О мировых судьях в Тульской области», ст. 7 Закона Вологодской области от 27 октября 1999 г. № 420-ОЗ (ред. от 29 сентября 2008 г.) «О мировых судьях в Вологодской области», ст. 7 Закона Курской области от 27 июля 1999 г. № 27-ЗКО (ред. от 30 декабря 2004 г.) «О мировых судьях Курской области», ст. 15 Закона Читинской области от 24 ноября 1999 г. № 194-ЗЧО (ред. от 5 февраля 2008 г.) «О мировых судьях Читинской области», ст. 8 Закона Камчатского края от 22 апреля 2008 г. № 32 «О мировых судьях в Камчатском крае (с изм. на 8 июня 2015 г.) и др.).
В Республике Коми и Магаданской области в первый раз мировые судьи назначаются на три года, в последующие — на семь лет (ст. 10 Закона Республики Коми от 8 июня 2000 г. № 34-РЗ «О мировых судьях в Республике Коми» (с изм. на 26 сентября 2014 г.), ст. 9 Закона Магаданской области от 4 мая 2001 г. № 186-ОЗ (ред. от
2 мая 2007 г.) «О мировых судьях в Магаданской области»).
В Чувашской республике и Кировской области первый срок полномочий мировых судей составляет три года, последующие — восемь лет (ст. 8 Закона Чувашской республики от 3 марта 2000 г. № 2 «О мировых судьях Чувашской республики», ст. 8 Закона Кировской области от
3 апреля 2000 г. № 169-ЗО «О мировых судьях в Кировской области»).
Оригинальным на общем фоне регионального законодательства о мировых судьях представляется Областной закон Ростовской области от 6 апреля 1999 года № 31-ЗС «О мировых судьях в Ростовской области». В статье 7 этого нормативного акта названо не два, а три разных срока полномочий мировых судей. Так, в первый раз мировые судьи в Ростовской области избираются, как и в большинстве регионов Российской Федерации, на три года. На второй срок мировые судьи избираются уже на пять, а при последующих избраниях — на десять лет.
В некоторых субъектах РФ (например, в Оренбургской области, Республике Татарстан и Республике Крым) первый срок, на которые избираются мировые судьи, составляет не три года, а пять лет, то есть максимально, насколько допускает ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Оренбургской области от 2 сентября 1999 года № 345/74-ОЗ «О мировых судьях в Оренбургской области» (ред. от 20 мая 2011 г.) при повторном и последующих назначениях срок полномочий мировых судей составляет десять лет. В Республике Татарстан и Республике Крым имеет место иная ситуация. Здесь в соответствии со статьей 7 Закона Республики Татарстан от 17 ноября 1999 года № 2440 «О мировых судьях Республики Татарстан» и статьей 10 Закона Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 61-ЗРК «О мировых судьях Республики Крым» и первый, и второй, и последующие сроки полномочий одинаковы и составляют пять лет.
Наконец, в Краснодарском крае первый срок, на который назначают мировых судей, составляет всего два года, а повторный и последующие сроки — пять лет (ст. 7 Закона Краснодарского края от 11 мая 2000 г. № 265-КЗ «О мировых судьях Краснодарского края»).
Итак, практически все регионы России, кроме Республики Татарстан и Республики Крым, заимствовали опыт Закона от 15 июня 1912 года «О преобразовании местного суда», когда срок первого и последующего полномочий мировых
судей различается. Только в Крыму мировые судьи назначаются на один и тот же срок, независимо от того, первый он, второй или иной. Обратим внимание, что при всем сказанном выше произошло заимствование принципа определения сроков, но не самих сроков. Насколько нам известно, ни в одном субъекте РФ мировые судьи не наделяются полномочиями на срок три и шесть лет, как это было по Закону «О преобразовании местного суда».
По нашему мнению, стоит отметить еще один момент. В дореволюционном законодательстве не было каких-либо ограничений, касавшихся предельного возраста занятия должности мирового судьи. В настоящее время имеет место иная ситуация. В части 2 статьи 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» четко определяется, что если в течение срока нахождения в должности (не имеет значения — первого, повторного или последующего) мировой судья должен достигнуть предельного пребывания в этой должности (70 лет), то он назначается на срок до достижения им предельного возраста. Кстати, данное положение продублировано в региональных законах о мировых судьях.
Анализируя сроки полномочий мировых судей, прописанные в дореволюционном и современном законодательстве, необходимо оценить их продолжительность с позиции эффективности в настоящее время.
Еще при составлении Судебных уставов 1864 года среди их разработчиков шли споры, не стоит ли дать мировым судьям бессрочные полномочия. В конечном итоге был сделан вывод о нецелесообразности данного шага, так как перевыборы мировых судей являются определенным средством контроля общества, представляют собой возможность избавления от мировых судей, не оправдавших доверие или потерявших уважение общества [5, с. 166].
По аналогичным причинам, а также учитывая, что мировые судьи должны быть в наибольшей степени близки к населению, не следует устанавливать бессрочные полномочия мировых судей в Российской Федерации.
Как мы отмечали ранее, во многих субъектах РФ мировые судьи в первый раз избираются на три года, во второй и последующий — на пять лет. С конца 90-х годов ХХ века эти нормы прошли успешную апробацию, не вызывая особых нареканий. Полагаем, что этот опыт нужно распространить на все субъекты РФ. Излишнее разнообразие в судебной сфере, если оно не имеет принципиального характера, не
способствует, по нашему мнению, оптимизации судебной системы. Действие Учреждения судебных установлений 1864 года распространялось на все регионы Российской империи, и в плане сроков полномочий мировых судей, как и в большинстве других вопросов, не допускалось какого-то местного правотворчества. В Российской Федерации, напротив, вопрос о сроках полномочий мировых судей дан «на откуп» регионам. Отсюда и разнообразие сроков полномочий. Нам представляется, что это не совсем эффективно. Дореволюционный опыт в этом плане более рационален. По нашему мнению, следует унифицировать нормы о сроках полномочий мировых судей, изъяв право их определения у субъектов РФ и четко прописав в статье 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» единое правило о сроках полномочий мировых судей на всей территории России.
Следуя методологическим принципам ХМСП, в завершение статьи сформулируем конкретное практическое предложение, направленное на совершенствование законодательства о мировых судьях. Предлагаем статью 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
«Статья 7. Срок полномочий мирового судьи
1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на трехлетний срок. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на пятилетний срок. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет».
Примечания
1. Лонская С.В. Очерки мировой юстиции Российской империи (1864—1917): монография. М., 2013.
2. Демичев А.А. Мировой суд в Российской империи по Судебным уставам 1864 г. // История государства и права. 2012. № 4.
3. Илюхина В.А. Становление института мировых судей в Российской империи и в современной России: опыт сравнительно-правового исследования // Мировой судья. 2010. № 4.
4. Трофимова Н.Н. Мировая юстиция Центрально-промышленного района России в 1864—1889 гг.: генезис, региональные особенности судоустройства и деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2004.
5. Илюхина В.А. Эволюция идеи мирового суда в России во второй половине XVIII — первой половине 60-х гг. XIX в. (историко-правовое исследование): дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2012.
6. Демичев А.А. Судебная реформа 1864 г. в российской ментальности пореформенного периода (по материалам исторических анекдотов) // История государства и права. 2010. № 17.
7. Демичев А.А. Образ мирового судьи в дореволюционном юридическом анекдоте // Мировой судья. 2007. № 3.
8. Демичев А.А. Судебная реформа 1864 г. в дореволюционном анекдоте (Опыт изучения российской ментальности). М., 2012.
9. Демичев А.А. Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение как направление современной юридической науки // История государства и права. 2010. № 16.
10. Демичев А.А. Принципы и перспективы развития научного направления «Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1(33).
11. Волосатых Е.А. Виды мировых судей в России: история и современность // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 4.
Notes
1. Lonskaya S.V. Essays on the history of justice of the peace of the Russian empire (1864—1917): monograph. Мoscow, 2013.
2. Demichev А.А. Justice court in the Russian empire under judicial charter of 1864 // History of state and law. 2012. №. 4.
3. Ilyukhina V.A. The formation of the institute of a Justice court in the Russian empire and in modern Russia: experience of comparative legal studies // Magistrate court. 2010. № 4.
4. Trofimova N.N. Justice of the peace of Central industrial district of Russia in 1864—1889: genesis, regional characteristics and activities of the judicial system: dissertation... candidate of legal sciences. Vladimir, 2004.
5. Ilyukhina V.A. The evolution of the idea of a Justice court in Russia in the second half of the XVIII — the first half of the 60s. XIX century (historical and legal research): dissertation... candidate of legal sciences. Vladimir, 2012.
6. Demichev A.A. Judiciary reform of 1864 in the Russian mentality of the post-reform period (following historical anecdotes) // History of state and law. 2010. № 17.
7. Demichev A.A. The image of the magistrate in pre-revolutionary legal anecdote // Magistrate court. 2007. № 3.
8. Demichev A.A. Judicial reform of 1864 in the pre-revolutionary anecdote (Experience of study of Russian mentality). IVIoscow, 2012.
9. Demichev A.A. Chrono-discrete mono-geography comparative law as a branch of modern legal science // History of state and law. 2010. №. 16.
10. DemichevA.A. Principles and prospects of development of scientific directions «Chrono-discrete mono-geography comparative law» // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 1 (33).
11. Volosatykh E.A. Types of justices of the peace in Russia: history and modernity // Bulletin of the Saratov state academy of law. 2015. № 4.