Холодова Г.Б.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье анализируется понятие «субъектная профессиональная позиция педагога»; обосновывается система педагогических средств, направленных на повышение эффективности воспитания субъектной профессиональной позиции студента в вузе.
Ключевые слова: субъектная профессиональная позиция педагога, средства воспитания, педагогические условия.
На сегодняшний день перед высшими педагогическими учебными заведениями отечественной системы профессионального образования ставится задача воспитания и развития таких личностных качеств студента, которые позволили бы ему стать субъектом собственного образования, своей стратегии жизни, субъектом профессионального самостановления, имеющего конкретную твердую профессиональную позицию. Однако, как показал проведенный нами анализ, проблема воспитания у студента - будущего педагога активной профессиональной позиции в условиях образовательного процесса в вузе недостаточно отражена в теории педагогики, что, в свою очередь, затрудняет ее решение в практике.
Целью нашего исследования явились разработки системы педагогических средств, направленных на повышение эффективности процесса воспитания профессиональной позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза.
В качестве этих средств выступают, во-первых, педагогические условия исследуемого процесса (внешние средства); педагогические методы и приемы работы со студентом в аудиторной деятельности и вне ее.
Изучение мнений представителей различных наук привело к выводу о том, что конкретный вид позиции имеет свои, только ей присущие характеристики, только ей свойственную систему отношений, образующих ее содержание. Таким образом, речь идет о формировании конкретных отношений в каждом виде позиции, занимающих в иерархии различных отношений доминирующее положение, а также о том, что каждому виду позиции присуща в большой мере своя система отношений.
Профессиональная позиция педагога характеризуется как система его ценностносмысловых отношений к социально-культурному окружению, самому себе и своей деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания [1].
Главные ценности профессиональной позиции педагога проявляются в процессе разносторонних воздействий на личность ученика с целью воспитания у него ценностных ориентации, системы жизненных установок и убеждений. Имеет место прямая зависимость профессиональной позиции педагога и содержания воспитания [2]. Следовательно, в позиции педагога отражается и его профессиональная культура, стиль отношений, умение общаться, что способствует развитию субъек-тности своего воспитанника. Уровень профессиональной позиции педагога в образовательном процессе характеризуется особенностями взаимодействия субъекта-педагога с субъектом-учеником.
В своем исследовании мы уточнили понятие «субъектная профессиональная позиция будущего педагога», под которым нами понимается устойчивая, гуманистически ориентированная система отношений студента к профессии, субъектам образовательного процесса, самому себе как педагогу, определяющая его действия и поступки в конкретных педагогических ситуациях, воспитываемая в процессе формирования и развития мотивационно-ценностного, интеллектуального, креативно-деятельностного и эмоциональнорефлексивного компонентов.
Анализ рассматриваемой проблемы позволил предположить, что процесс воспитания субъектной профессиональной позиции
студентов может быть эффективным только при создании определенного комплекса педагогических условий, поскольку каждое условие в отдельности не может обеспечить достижение поставленной цели. Под комплексом мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер педагогического процесса, структура которой, с одной стороны, представляет собой некую ценность, единство; с другой - это гибкое динамическое образование, учитывающее основные механизмы реализации данного процесса в оптимальном режиме на каждом его этапе.
Первое педагогическое условие предполагает развитие способности ориентации в профессиональных ценностях будущего педагога физической культуры.
Процесс ориентации студентов в пространстве ценностей, с позиции исследуемой нами проблемы, может быть рассмотрен как процесс восхождения личности к социальным ценностям. В нашем случае речь идет, прежде всего, о ценностях педагогических.
В общем виде процесс ориентации понимается нами как процесс личностного развития, где изменение, становление, интеграция его компонентов ведут к поэтапному преобразованию шкалы ценностей студента. Накопление компонентов развития, их сохранение, обобщение и реализация расчленение их функций, иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых функций ценностного образа мира, «Образа - Я», образа профессионального будущего, т.е. всего того, что составляет систему отношений студента к профессии и формирует его субъектную профессиональную позицию.
С точки зрения выбора ценностей, решающую роль играет их познание, а затем возникновение у студента чувства единства, тождества с ними. Выбор ценностей в действительности представляет собой сознательное предпочтение определенных предметов, свойств, форм, деятельности, поведения, а также отказ от других возможных проявлений. Эти предпочтения, становясь индивидуальными свойствами, проявляются во время обучения, в будущей жизнедеятельности в качестве потребностей и намерений, а на наиболее высоком уровне - в качестве жизненных принципов. Для нас важно, что именно в этом случае у будущего педагога физической культуры формируются его субъектная про-
фессиональная позиция. Для того чтобы ценности студента приобрели личностный статус, необходимо постоянное преодоление сомнений, нерешимости и внутренних конфликтов, то есть достижения состояния внутренней свободы, согласия с самим собой.
В рамках реализации первого педагогического условия методика работы со студентами была представлена как процесс решения ряда педагогических задач и ситуаций. Основной единицей выступала личностно ориентированная ситуация, востребующая смысловую активность будущих педагогов физической культуры и включающая их в деятельность с целью становления смыслообразующего ценностного мотива. Процесс воспитательных воздействий заключался в реализации упорядоченной системы личностно ориентированных ситуаций четырех типов:
- ситуации самоанализа;
- ситуации ценностного выбора;
- ситуации гуманно нравственного самоопределения;
- ситуации активизации самовоспитания.
Второе педагогическое условие - приобретение студентом опыта рефлексии профессионально-педагогической деятельности.
В процессе рефлексии обеспечивается самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности, что позволяет ей постоянно самосовершенствоваться. Вследствие организации рефлексивных процессов у студента происходит переосмысление взглядов и ценностей и становление смысловой сферы личности.
Смыслотворчество выступает при этом формой становления и накопления предельных целей и ценностей собственной жизни, что служит предпосылкой осознания им своего жизненного пути и определения собственных смысложизненных ориентиров. Взаимообусловленность и единство процессов смыс-лотворчества и самоопределения проявляется в рефлексии личности.
Становление субъектной профессиональной позиции личности должно опираться на принцип рефлексивности. В этом случае опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую сферу является исходной точкой в становлении позиции субъекта.
В ходе воспитания субъектной профессиональной позиции будущего педагога рефлексия, на наш взгляд, проявляется в сознании
рефлексивно-образовательной среды, которая ориентирована на профессиональную культуру, на самосовершенствование и саморазвитие, на поиск ценностей и смыслов будущей педагогической деятельности. Эта среда должна выступать в качестве пространства для реализации индивидуальной траектории социокультурного и профессионального самоопределения студента.
Рефлексия в аудиторной деятельности позволяет активизировать самоопределение, обуславливает выбор студентами форм культуры поведения и способов деятельности, включая в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, припоминание и решение проблемы, а также обращая студента к его убеждениям, сомнению в излагаемой автором точке зрения. При этом должна проявляться субъектная позиция студента. Основанием для ее возникновения является культурная деятельность, категориальным ядром - сознание, которое развивается в следующей логике: рефлексия - это оценка по алгоритму, заданному преподавателем (Что понравилось?; Почему?; Какое участие принимали Вы?); выработка алгоритма с группой, коллективная оценка; самооценка и е анализ с группой; рефлексивная самооценка.
В процессе реализации второго педагогического условия, направленного на приобретение будущим педагогам опыта рефлексии, мы использовали методы игрового моделирования и организовали работу малых групп студентов.
На занятиях мы проводили обязательное рефлексивное обсуждение итогов работы по той или иной теме, в ходе которого студенты высказывали свои впечатления, суждения о проделанной работе или отвечали на вопросы: «Что Вы получили в ходе сегодняшнего занятия?», «Помогла ли Вам работа в группе осознать свою проблему и найти способы ее решения?», « Приобрели ли Вы на данном занятии знания и умения для эффективного осуществления деятельности педагога?».
Третье педагогическое условие - педагогическое содействие в становлении субъектной позиции здорового образа жизни студента.
Известно, что основной чертой личностного развития в студенческом возрасте является ценностное самоопределение. Пересматривается и уточняется иерархия ценностей. Здоровье как универсальная человеческая
ценность занимает весомое место среди других ценностей. Становится важно понимать, что в данном периоде осознание жизненно важной ценности здоровья должно служить мотивом для сохранения ценностных представлений и идеалов будущего педагога физической культуры - это осознание личной потребности в здоровье, которая становится все более прочной и реализуется молодым человеком в разнообразных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, студенческий возраст по своему психологическому содержанию обладает характеристиками, способствующими субъектной позиции здоровому образу жизни молодого человека, такими, как самоопределение, наличие сознательных мотивов поведения, высокий уровень самосознания, потребность в самопознании, формирование индивидуального стиля жизни. Все это создает предпосылки для эффективного воспитания субъектной профессиональной позиции будущего педагога физической культуры.
Важное отношение имеет отношение студентов к собственному здоровью, что акцентирует формирование адекватных установок, начиная от самых простейших и до сложных системных, таких как установки на непрерывное укрепление здоровья в процессе профессиональной подготовки, последующей жизни и деятельности. Причем речь идет не только о своем здоровье, но и об ответственности, заботе о здоровье своих будущих воспитанников.
Поэтому, как нам представляется, преподаватель вуза должен обеспечить всевозможное педагогическое содействие для развития у будущего педагога физической культуры необходимых мотивов и установок, исходя из индивидуальных потребностей студента; предложить ему свободу выбора видов и форм деятельности для реализации мотивов в сохранении и укреплении здоровья.
Реализация третьего педагогического условия предполагала использование разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности, что содействовало становлению субъектной позиции здорового образа жизни студентов.
Так, проведение диспутов (примерные темы: «Какого человека можно назвать по-настоящему здоровым?», «Что я мог бы сделать в первую очередь, если был министром здравоохранения?») расширяло кругозор, обеспе-
чивало коммуникативное насыщение жизни преподавателя и студентов, и позволяло им выступить единым полисубъектом личностного развития.
Становление здоровьеориентированной позиции в рамках принципа рефлексивности осуществлялось в ходе тренинговых упражнений, в которых вырабатывалась способность к самоосмыслению (пониманию себя); выполнение рефлексивных заданий типа: «Сформулируйте основные принципы долголетия счастливой жизни», «Нарисуйте портрет идеального учителя физической культуры».
В процессе работы мы использовали средства видеотехники в тренинговых упражнениях, что позволяло студентам взглянуть на себя со стороны: отметить достоинства и недостатки своей фигуры, проанализировать причины нервозности в поведении, излишней суетливости, наметить пути коррекции этих недостатков.
Принцип проективности подразумевал концептуализацию позиции здорового образа жизни студента, актуализацию его индивидуально-творческого начала. Всякая позиция реализуется в деятельности, однако и осознается она тоже в деятельности, когда интенция оформляется в целевые установки субъекта.
Обретение студентом позиции здорового образа жизни осуществлялось в процессе упражнений, подразумевающих проектирование и самопроектирование. Так, одним из заданий на практических занятиях было: «Представить идеальную систему оздоровления человека и обозначить, какие условия и средства для этого необходимы». В процессе самопроектирования оздоровительных систем студентом осознавались смысл его будущей деятельности как педагога физической культуры и спорта, и оформлялись ценности здоровья, а здоровьенаправленная позиция приобретала конкретные очертания, становилась более концептуальной.
В заключение отметим, что проведенное экспериментальное исследование подтвердило правомерность выдвинутых в начале изыскания гипотетических положений. Результатом внедрения системы педагогических средств, описанных выше, явилась личность будущего педагога физической культуры, которая характеризуется развитыми профессиональными мотивами, сформированными механизмами рефлексии, осознанностью ценностей здоровья, и в целом, достаточным уровнем воспитанности субъектной профессиональной позиции.
18.01.2011
Список литературы:
1. Борытко, Н. М. Педагог в пространстве современного воспитания. Волгоград: Перемена. - 2001. 214 с.
2. Идиатуллина, Л. Е. Становление профессиональной позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков. Челябинск. - 2009. 265 с.
Сведения об авторе: Холодова Галина Борисовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]
UDK 378:796,071
Kholodova G.B.
MEANS OF UPBRINGING OF SUBJECTIVE PROFESSIONAL POSITION OF A FUTURE TEACHER OF PHYSICAL TRAINING
Abstract. In this article analysis the term «the subject professional position of the teacher»; substantiate the system of the pedagogical resources aimed to the higher of the effectiveness of the education the subject professional position of the student at the university.
Key words: the subject professional position of the teacher, resources of the education, pedagogical conditions.
Bibliography:
1. Borytko N. M. Pedagog in space of modern education. Volgograd: Change. - 2001. 214 pp.
2. Idiatullina L.E. Stanovlenie of a professional position of the teacher in education of the valuable relation to health of teenagers. Chelyabinsk. - 2009. 265 pp.