Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития профессиональной позиции будущих педагогов'

Приоритетные направления развития профессиональной позиции будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / TEACHER’S PROFESSIONAL POSITION / PEDAGOGICAL MEANS / DEVELOPMENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровин Сергей Семенович, Кузьмин Андрей Михайлович

Анализируется понятие «профессиональная позиция педагога». Обосновывается система педагогических средств, направленных на повышение эффективности воспитания субъектной профессиональной позиции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровин Сергей Семенович, Кузьмин Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF PROFESSIONAL POSITION DEVELOPMENT OF TEACHERS TO BE

The concept “teacher’s professional position” is analyzed. The system of pedagogical means aimed at increasing of upbringing efficiency of a subject professional position of university students is substantiated.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития профессиональной позиции будущих педагогов»

УДК 378.018+378.126 ББК Ч489.51

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

С.С. Коровин*, А.М. Кузьмин**

*Оренбургский государственный педагогический университет, **Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

PRIORITY DIRECTIONS OF PROFESSIONAL POSITION DEVELOPMENT OF TEACHERS TO BE

S. Korovin*, A. Kuzmin**

*Orenburg State Pedagogical University,

**Ural State University of Physical Education (the city of Chelyabinsk)

Анализируется понятие «профессиональная позиция педагога». Обосновывается система педагогических средств, направленных на повышение эффективности воспитания субъектной профессиональной позиции студентов.

Ключевые слова: профессиональная позиция педагога, педагогические средства, направления развития.

The concept “teacher’s professional position” is analyzed. The system of pedagogical means aimed at increasing of upbringing efficiency of a subject professional position of university students is substantiated.

Keywords: teacher’s professional position, pedagogical means, development directions.

Проблема развития профессиональной позиции педагога - приоритетная социальнопедагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы социума и образования, поскольку в современных условиях востребуется человек, способный адекватно оценивать происходящие в обществе и образовательных системах события, выражать свое отношение с точки зрения присвоенных ценностей интериоризированных норм, которые есть суть морального закона внутри каждого человека [4]. Эта многоаспектная проблема со всей очевидностью отражает необходимость воспитывать у будущих специалистов образы изменяющегося мира, образы мыслей и действий, дающих им возможность осознавать личностное «Я» в изменяющемся мире, свою уникальность, неповторимость, непохожесть, вырабатывать свой индивидуальный стиль деятельности; формировать их собственное педагогическое кредо, совершать сознательный выбор тех жизненных и профессиональных целей, которые соответствуют не

только их собственным желаниям, интересам и намерениям, но и намерениям тех людей, среди которых они живут, с кем общаются и работают, кого воспитывают.

Перед высшими педагогическими образовательными учреждениями отечественной системы профессионального образования ставится задача воспитания и развития таких личностных качеств студента, которые позволили бы ему стать субъектом собственного образования, стратегии собственной жизни, субъектом профессионального самостановле-ния, имеющего конкретную твердую профессиональную позицию. Однако, как показал проведенный нами анализ, проблема воспитания у студента - будущего педагога активной профессиональной позиции в условиях образовательного процесса в вузе недостаточно отражена в теории педагогики, что, в свою очередь, затрудняет ее решение на практике.

Основная цель данной статьи - показать приоритетные направления, обеспечивающие эффективность процесса воспитания профес-

Теория и методика профессионального образования

сиональной позиции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза.

Философы трактуют понятие «позиция» как точку зрения личности по какому-либо вопросу; определенную оценку факта, явления; действие, поведение, обусловленные этим отношением, оценкой [5, с. 20].

В психологии позиция личности представляется сложной системой отношений, установок, мотивов, целей и ценностей, которыми она руководствуется в своей деятельности [1, с. 298-299]. Общим, объединяющим исследователей в понимании позиции человека, является то, что совокупность его отношений к миру, людям и самому себе, задаваемых системой ценностей, образует свойственную ему позицию.

Анализ мнений различных ученых, разрабатывавших научные предпосылки решения проблемы развития профессиональной позиции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза, приводит нас к выводу о том, что конкретный вид позиции имеет свои, только ей присущие характеристики и систему отношений, образующих ее содержание. Речь, таким образом, идет о развитии конкретных отношений в каждом виде позиции, занимающих в иерархии различных отношений доминирующее положение, и о том, что каждому виду позиции присуща в большей мере своя система отношений.

Профессиональная позиция педагога характеризуется как система его ценностносмысловых отношений к социально-культурному окружению, самому себе и своей деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания [3, с. 68].

Главные ценности профессиональной позиции педагога проявляются в процессе разносторонних воздействий на личность ученика с целью воспитания у него ценностных ориентаций, системы жизненных установок и убеждений. Имеет место прямая зависимость профессиональной позиции педагога и содержания воспитания [2, с. 216]. Следовательно, в позиции педагога отражается и его профессиональная культура, стиль отношений, умение общаться, т. е. все, что способствует развитию субъектности своего воспитанника. Уровень профессиональной позиции педагога в образовательном процессе характеризуется особенностями взаимодействия субъекта-педагога с субъектом-учеником.

В своем исследовании мы уточнили понятие «профессиональная позиция будущего педагога», под которым нами понимается устойчивая, гуманистически ориентированная система отношений студента к профессии, субъектам образования, самому себе как педагогу, определяющая его действия и поступки в конкретных педагогических ситуациях, воспитываемая в процессе становления и развития мотивационно-ценностного, интеллектуального, креативно-деятельностного и эмоционально-рефлексивного компонентов.

Разрешение заявленной проблемы должно осуществляться, на наш взгляд, на основе принципа гуманизма. Так, например, В.П. Без-духов гуманизм педагога рассматривает как «принцип педагогической морали, который раскрывает сущность его профессиональной деятельности, ориентированной на развитие воспитанника, и нравственную норму, предписывающую ему реализацию гуманистического потенциала морали в педагогической действительности» [2, с. 95].

В основе гуманизма как принципа педагогической морали лежит, на наш взгляд, признание воспитанника (ученика, студента) высшей ценностью. Такое отношение к нему дает возможность отвлечься от абстрактной трактовки его личности, позволяет увидеть в образовательном процессе конкретно воспитуемо-го с его сильными и слабыми сторонами.

К сожалению, в реальной практике системы образования во взаимодействии воспитателя и воспитанника зачастую можно наблюдать острый дефицит человечности и уважения к личности последнего. Это во многом есть следствие отрицания в отечественной педагогике гуманно ориентированного подхода в решении проблем взаимодействия наставника и ученика.

Система воспитательных воздействий, направленная на формирование компонентов профессиональной позиции студента, должна, на наш взгляд, вызывать эмоциональный отклик, стремление к анализу, оценке, нравственной и гуманистической сущности поступков и действий людей; учить интерпретировать свои собственные поступки с точки зрения принятых гуманистических ценностных норм; научить понимать глубинный смысл текста, ситуаций и т. п.

В этом случае образование будущих педагогов будет адекватно целям гуманизации и гуманитаризации вузовского педагогического образования и позволит повысить процесс

Коровин С.С., Кузьмин А.М.

Приоритетные направления развития профессиональной позиции будущих педагогов

эффективности в становлении гуманистической позиции личности студента. Меняется в этом случае и роль преподавателя: из «всезнающего» носителя учебной информации он превращается в помощника, «фасилитатора» (усилителя), консультанта для будущего работника образования.

По мнению Н.М. Борытко, в решении задач становления профессиональной позиции студента - будущего педагога необходима специальная помощь преподавателя, воспитательная деятельность которого определяется стратегиями педагогической поддержки и педагогического сопровождения [3, с. 19].

Развитие профессиональной позиции личности будущего педагога в образовательном процессе вуза, исходя из вышеуказанного, представляет собой процесс самореализации студента в достижении целей саморазвития, связанный с переходом от состояния стихийной неосознанной устремленности присвоения профессиональных ценностей и идеалов к состоянию осознанных действий и поведения студента по их присвоению, в котором происходит становление педагога-гуманиста.

Механизм становления профессиональной позиции студента - будущего педагога нам представляется как процесс нахождения личностного смысла собственной педагогической деятельности посредством рефлексии, осмысления своих гуманистических взглядов, преобразования мировоззренческих установок.

Механизм управления процессом развития профессиональной позиции будущих педагогов в образовательном процессе вуза предполагает реализацию ряда функций. К ним в первую очередь относятся следующие функции:

1. Гностическая (познавательная) - описание, объяснение, обобщение, систематизация и интеграция гуманитарного, психологопедагогического и предметного знания.

2. Формирующая - применение полученного знания на практике, формирование и развитие умений, навыков и компетенций, приобретение методологических знаний, формирование целостного представления о работе с коллективом воспитанников, овладение профессиональными способами воспитания учащейся молодежи на основе интеграции гуманитарных и специальных знаний.

3. Мировоззренческая - формирование гуманистических представлений о роли и месте образования в жизни человека; развитие системы гуманистических отношений, ценностных ориентаций, оптимистических

представлений, гуманистических убеждений и идеалов.

4. Развивающая - на основе гуманитарного знания и гуманистических принципов обеспечения физического, психического, социального, профессионального, интеллектуального и общекультурного развития будущего работника сферы образования.

В качестве приоритетных направлений педагогического воздействия на студента в аспекте решения заявленной проблемы выступают:

— постоянное проявление поддержки, помощи и содействия в отношении студента со стороны педагога;

— обращение к гуманистическому смыслу педагогической деятельности;

— активизация рефлексивных процессов в ходе анализа проблемных ситуаций;

— выбор будущими специалистами индивидуальных проектов гуманно-нравственного самосовершенствования и саморазвития.

Важным направлением в работе со студентами представляется развитие у них способности ориентироваться в профессиональных ценностях.

Процесс ориентации студентов в пространстве ценностей, с позиции исследуемой нами проблемы, может быть рассмотрен как процесс восхождения личности к социальным ценностям. В нашем случае речь идет прежде всего о ценностях педагогических.

В общем виде процесс ориентации понимается нами как процесс личностного развития, где изменение, становление, интеграция его компонентов ведут к поэтапному преобразованию шкалы ценностей студента. Накопление компонентов развития, их сохранение, обобщение и реализация, расчленение их функций, иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых функций ценностного образа мира, «Образа - Я», образа профессионального будущего, т. е. всего того, что составляет систему отношений студента к профессии и формирует его субъектную профессиональную позицию.

С точки зрения выбора ценностей решающую роль играет их познание, а затем возникновение у студента чувства единства, тождества с ними. Выбор ценностей в действительности представляет собой сознательное предпочтение определенных предметов, свойств, форм, деятельности, поведения, а также отказ от других возможных проявлений. Эти предпочтения, становясь индиви-

Теория и методика профессионального образования

дуальными свойствами, проявляются во время обучения, в будущей жизнедеятельности в качестве потребностей и намерений, а на наиболее высоком уровне - в качестве жизненных принципов. Для нас важно, что именно в этом случае у будущего педагога формируется его профессиональная позиция. Для того чтобы ценности студента приобрели личностный статус, необходимо постоянное преодоление сомнений, нерешимости и внутренних конфликтов, то есть достижение состояния внутренней свободы, согласия с самим собой.

Еще одним направлением в формировании профессиональной позиции является создание условий для приобретения студентами опыта рефлексии педагогической деятельности.

В процессе рефлексии обеспечивается самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности, что позволяет ей постоянно самосовершенствоваться. Вследствие организации рефлексивных процессов у студента происходит переосмысление взглядов и ценностей и становление смысловой сферы личности.

Смыслотворчество выступает при этом формой становления и накопления предельных целей и ценностей собственной жизни, что служит предпосылкой осознания им своего жизненного пути и определения собственных смысложизненных ориентиров. Взаимообусловленность и единство процессов смыс-лотворчества и самоопределения проявляется в рефлексии личности.

Становление субъектной профессиональной позиции личности должно опираться на принцип рефлективности. В этом случае опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую сферу является исходной точкой в становлении позиции субъекта.

В ходе воспитания профессиональной позиции будущего педагога рефлексия, на наш

взгляд, проявляется в сознании рефлексивнообразовательной среды, которая ориентирована на профессиональную культуру, на самосовершенствование и саморазвитие, на поиск ценностей и смыслов будущей педагогической деятельности. Эта среда должна выступать в качестве пространства для реализации индивидуальной траектории социокультурного и профессионального самоопределения студента.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что внедрение в образовательный процесс вуза представленных направлений дает положительный эффект. Главным результирующим показателем служит личность студента, которая характеризуется развитыми профессиональными мотивами, сформированными механизмами рефлексии, осознанностью педагогических ценностей, что в итоге обеспечивает успешность профессиональной деятельности.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.

2. Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / В.П. Бездухов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. - 400 с.

3. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза / Н.М. Борытко. -Волгоград: ВГИПКРО, 2004. - 120 с.

4. Волкова, М.А. Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе /М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -Вып. 9. - № 23 (199). - С. 82-88.

5. Ильенков, Э.В. Проблема идеального /

Э.В. Ильенков //Вопросы философии. - 1979. -№ 7. - С. 15-22.

Поступила в редакцию 23 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.