УДК 378.018+378.126 ББК Ч489.51
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
С.С. Коровин*, А.М. Кузьмин**
*Оренбургский государственный педагогический университет, **Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
PRIORITY DIRECTIONS OF PROFESSIONAL POSITION DEVELOPMENT OF TEACHERS TO BE
S. Korovin*, A. Kuzmin**
*Orenburg State Pedagogical University,
**Ural State University of Physical Education (the city of Chelyabinsk)
Анализируется понятие «профессиональная позиция педагога». Обосновывается система педагогических средств, направленных на повышение эффективности воспитания субъектной профессиональной позиции студентов.
Ключевые слова: профессиональная позиция педагога, педагогические средства, направления развития.
The concept “teacher’s professional position” is analyzed. The system of pedagogical means aimed at increasing of upbringing efficiency of a subject professional position of university students is substantiated.
Keywords: teacher’s professional position, pedagogical means, development directions.
Проблема развития профессиональной позиции педагога - приоритетная социальнопедагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы социума и образования, поскольку в современных условиях востребуется человек, способный адекватно оценивать происходящие в обществе и образовательных системах события, выражать свое отношение с точки зрения присвоенных ценностей интериоризированных норм, которые есть суть морального закона внутри каждого человека [4]. Эта многоаспектная проблема со всей очевидностью отражает необходимость воспитывать у будущих специалистов образы изменяющегося мира, образы мыслей и действий, дающих им возможность осознавать личностное «Я» в изменяющемся мире, свою уникальность, неповторимость, непохожесть, вырабатывать свой индивидуальный стиль деятельности; формировать их собственное педагогическое кредо, совершать сознательный выбор тех жизненных и профессиональных целей, которые соответствуют не
только их собственным желаниям, интересам и намерениям, но и намерениям тех людей, среди которых они живут, с кем общаются и работают, кого воспитывают.
Перед высшими педагогическими образовательными учреждениями отечественной системы профессионального образования ставится задача воспитания и развития таких личностных качеств студента, которые позволили бы ему стать субъектом собственного образования, стратегии собственной жизни, субъектом профессионального самостановле-ния, имеющего конкретную твердую профессиональную позицию. Однако, как показал проведенный нами анализ, проблема воспитания у студента - будущего педагога активной профессиональной позиции в условиях образовательного процесса в вузе недостаточно отражена в теории педагогики, что, в свою очередь, затрудняет ее решение на практике.
Основная цель данной статьи - показать приоритетные направления, обеспечивающие эффективность процесса воспитания профес-
Теория и методика профессионального образования
сиональной позиции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза.
Философы трактуют понятие «позиция» как точку зрения личности по какому-либо вопросу; определенную оценку факта, явления; действие, поведение, обусловленные этим отношением, оценкой [5, с. 20].
В психологии позиция личности представляется сложной системой отношений, установок, мотивов, целей и ценностей, которыми она руководствуется в своей деятельности [1, с. 298-299]. Общим, объединяющим исследователей в понимании позиции человека, является то, что совокупность его отношений к миру, людям и самому себе, задаваемых системой ценностей, образует свойственную ему позицию.
Анализ мнений различных ученых, разрабатывавших научные предпосылки решения проблемы развития профессиональной позиции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза, приводит нас к выводу о том, что конкретный вид позиции имеет свои, только ей присущие характеристики и систему отношений, образующих ее содержание. Речь, таким образом, идет о развитии конкретных отношений в каждом виде позиции, занимающих в иерархии различных отношений доминирующее положение, и о том, что каждому виду позиции присуща в большей мере своя система отношений.
Профессиональная позиция педагога характеризуется как система его ценностносмысловых отношений к социально-культурному окружению, самому себе и своей деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания [3, с. 68].
Главные ценности профессиональной позиции педагога проявляются в процессе разносторонних воздействий на личность ученика с целью воспитания у него ценностных ориентаций, системы жизненных установок и убеждений. Имеет место прямая зависимость профессиональной позиции педагога и содержания воспитания [2, с. 216]. Следовательно, в позиции педагога отражается и его профессиональная культура, стиль отношений, умение общаться, т. е. все, что способствует развитию субъектности своего воспитанника. Уровень профессиональной позиции педагога в образовательном процессе характеризуется особенностями взаимодействия субъекта-педагога с субъектом-учеником.
В своем исследовании мы уточнили понятие «профессиональная позиция будущего педагога», под которым нами понимается устойчивая, гуманистически ориентированная система отношений студента к профессии, субъектам образования, самому себе как педагогу, определяющая его действия и поступки в конкретных педагогических ситуациях, воспитываемая в процессе становления и развития мотивационно-ценностного, интеллектуального, креативно-деятельностного и эмоционально-рефлексивного компонентов.
Разрешение заявленной проблемы должно осуществляться, на наш взгляд, на основе принципа гуманизма. Так, например, В.П. Без-духов гуманизм педагога рассматривает как «принцип педагогической морали, который раскрывает сущность его профессиональной деятельности, ориентированной на развитие воспитанника, и нравственную норму, предписывающую ему реализацию гуманистического потенциала морали в педагогической действительности» [2, с. 95].
В основе гуманизма как принципа педагогической морали лежит, на наш взгляд, признание воспитанника (ученика, студента) высшей ценностью. Такое отношение к нему дает возможность отвлечься от абстрактной трактовки его личности, позволяет увидеть в образовательном процессе конкретно воспитуемо-го с его сильными и слабыми сторонами.
К сожалению, в реальной практике системы образования во взаимодействии воспитателя и воспитанника зачастую можно наблюдать острый дефицит человечности и уважения к личности последнего. Это во многом есть следствие отрицания в отечественной педагогике гуманно ориентированного подхода в решении проблем взаимодействия наставника и ученика.
Система воспитательных воздействий, направленная на формирование компонентов профессиональной позиции студента, должна, на наш взгляд, вызывать эмоциональный отклик, стремление к анализу, оценке, нравственной и гуманистической сущности поступков и действий людей; учить интерпретировать свои собственные поступки с точки зрения принятых гуманистических ценностных норм; научить понимать глубинный смысл текста, ситуаций и т. п.
В этом случае образование будущих педагогов будет адекватно целям гуманизации и гуманитаризации вузовского педагогического образования и позволит повысить процесс
Коровин С.С., Кузьмин А.М.
Приоритетные направления развития профессиональной позиции будущих педагогов
эффективности в становлении гуманистической позиции личности студента. Меняется в этом случае и роль преподавателя: из «всезнающего» носителя учебной информации он превращается в помощника, «фасилитатора» (усилителя), консультанта для будущего работника образования.
По мнению Н.М. Борытко, в решении задач становления профессиональной позиции студента - будущего педагога необходима специальная помощь преподавателя, воспитательная деятельность которого определяется стратегиями педагогической поддержки и педагогического сопровождения [3, с. 19].
Развитие профессиональной позиции личности будущего педагога в образовательном процессе вуза, исходя из вышеуказанного, представляет собой процесс самореализации студента в достижении целей саморазвития, связанный с переходом от состояния стихийной неосознанной устремленности присвоения профессиональных ценностей и идеалов к состоянию осознанных действий и поведения студента по их присвоению, в котором происходит становление педагога-гуманиста.
Механизм становления профессиональной позиции студента - будущего педагога нам представляется как процесс нахождения личностного смысла собственной педагогической деятельности посредством рефлексии, осмысления своих гуманистических взглядов, преобразования мировоззренческих установок.
Механизм управления процессом развития профессиональной позиции будущих педагогов в образовательном процессе вуза предполагает реализацию ряда функций. К ним в первую очередь относятся следующие функции:
1. Гностическая (познавательная) - описание, объяснение, обобщение, систематизация и интеграция гуманитарного, психологопедагогического и предметного знания.
2. Формирующая - применение полученного знания на практике, формирование и развитие умений, навыков и компетенций, приобретение методологических знаний, формирование целостного представления о работе с коллективом воспитанников, овладение профессиональными способами воспитания учащейся молодежи на основе интеграции гуманитарных и специальных знаний.
3. Мировоззренческая - формирование гуманистических представлений о роли и месте образования в жизни человека; развитие системы гуманистических отношений, ценностных ориентаций, оптимистических
представлений, гуманистических убеждений и идеалов.
4. Развивающая - на основе гуманитарного знания и гуманистических принципов обеспечения физического, психического, социального, профессионального, интеллектуального и общекультурного развития будущего работника сферы образования.
В качестве приоритетных направлений педагогического воздействия на студента в аспекте решения заявленной проблемы выступают:
— постоянное проявление поддержки, помощи и содействия в отношении студента со стороны педагога;
— обращение к гуманистическому смыслу педагогической деятельности;
— активизация рефлексивных процессов в ходе анализа проблемных ситуаций;
— выбор будущими специалистами индивидуальных проектов гуманно-нравственного самосовершенствования и саморазвития.
Важным направлением в работе со студентами представляется развитие у них способности ориентироваться в профессиональных ценностях.
Процесс ориентации студентов в пространстве ценностей, с позиции исследуемой нами проблемы, может быть рассмотрен как процесс восхождения личности к социальным ценностям. В нашем случае речь идет прежде всего о ценностях педагогических.
В общем виде процесс ориентации понимается нами как процесс личностного развития, где изменение, становление, интеграция его компонентов ведут к поэтапному преобразованию шкалы ценностей студента. Накопление компонентов развития, их сохранение, обобщение и реализация, расчленение их функций, иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых функций ценностного образа мира, «Образа - Я», образа профессионального будущего, т. е. всего того, что составляет систему отношений студента к профессии и формирует его субъектную профессиональную позицию.
С точки зрения выбора ценностей решающую роль играет их познание, а затем возникновение у студента чувства единства, тождества с ними. Выбор ценностей в действительности представляет собой сознательное предпочтение определенных предметов, свойств, форм, деятельности, поведения, а также отказ от других возможных проявлений. Эти предпочтения, становясь индиви-
Теория и методика профессионального образования
дуальными свойствами, проявляются во время обучения, в будущей жизнедеятельности в качестве потребностей и намерений, а на наиболее высоком уровне - в качестве жизненных принципов. Для нас важно, что именно в этом случае у будущего педагога формируется его профессиональная позиция. Для того чтобы ценности студента приобрели личностный статус, необходимо постоянное преодоление сомнений, нерешимости и внутренних конфликтов, то есть достижение состояния внутренней свободы, согласия с самим собой.
Еще одним направлением в формировании профессиональной позиции является создание условий для приобретения студентами опыта рефлексии педагогической деятельности.
В процессе рефлексии обеспечивается самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности, что позволяет ей постоянно самосовершенствоваться. Вследствие организации рефлексивных процессов у студента происходит переосмысление взглядов и ценностей и становление смысловой сферы личности.
Смыслотворчество выступает при этом формой становления и накопления предельных целей и ценностей собственной жизни, что служит предпосылкой осознания им своего жизненного пути и определения собственных смысложизненных ориентиров. Взаимообусловленность и единство процессов смыс-лотворчества и самоопределения проявляется в рефлексии личности.
Становление субъектной профессиональной позиции личности должно опираться на принцип рефлективности. В этом случае опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую сферу является исходной точкой в становлении позиции субъекта.
В ходе воспитания профессиональной позиции будущего педагога рефлексия, на наш
взгляд, проявляется в сознании рефлексивнообразовательной среды, которая ориентирована на профессиональную культуру, на самосовершенствование и саморазвитие, на поиск ценностей и смыслов будущей педагогической деятельности. Эта среда должна выступать в качестве пространства для реализации индивидуальной траектории социокультурного и профессионального самоопределения студента.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что внедрение в образовательный процесс вуза представленных направлений дает положительный эффект. Главным результирующим показателем служит личность студента, которая характеризуется развитыми профессиональными мотивами, сформированными механизмами рефлексии, осознанностью педагогических ценностей, что в итоге обеспечивает успешность профессиональной деятельности.
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
2. Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / В.П. Бездухов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. - 400 с.
3. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза / Н.М. Борытко. -Волгоград: ВГИПКРО, 2004. - 120 с.
4. Волкова, М.А. Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе /М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -Вып. 9. - № 23 (199). - С. 82-88.
5. Ильенков, Э.В. Проблема идеального /
Э.В. Ильенков //Вопросы философии. - 1979. -№ 7. - С. 15-22.
Поступила в редакцию 23 января 2012 г.