УДК 372.881.111.1
ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА
1 9
© Н.А. Иванцова1, Е.Д. Лазицкая2
Иркутский государственный технический университет 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Проанализированы особенности подготовки будущего специалиста в рамках высшего профессионального образования. Конкретизировано понятие «субъектная позиция студента». Обоснована необходимость процесса реализации педагогического взаимодействия в становлении субъектной позиции студента, выделены его основные особенности и этапы. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: субъектная позиция студента; становление; формирование; самоактуализация; фасили-татор; педагогическое взаимодействие.
FEATURES AND STAGES OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN FORMING SUBJECTIVE POSITION OF A STUDENT
NA Ivantsovа, E.D. Lazitskaya
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article analyzes the features of training future specialists at university. It specifies the concept of "subjective position of a student," proves the necessity of implementing pedagogical interaction in student's subjective position formation, and identifies the main peculiarities and stages of the process. 7 sources.
Key words: subjective position of a student; formation; forming; self-actualization; facilitator; pedagogical interaction.
Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Следовательно, важно подчеркнуть, что в процессе обучения студента в вузе, для становления индивида как личности и субъекта деятельности, необходима профессиональная направленность в учебной деятельности, непрерывное развитие личностных и мировоззренческих качеств, при этом значимым фактором обучения будет его субъектная позиция.
Важное условие развития личности: соответствие, согласованность, совпадение внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, внутренними условиями. Система педагогического требования должна инициировать способности обучающихся в поиске путей жизненно-профессионально-личностного роста.
Однако необходимо заметить, что некоторые преподаватели изначально относятся к студентам с некой опекой, так как считают их социально-незрелыми личностями и «...сам того не осознавая, преподаватель в
этом случае как бы ставит планку, ограничивая уровень, до которого студент, по его представлению, может развивать свои личные качества, такие как ответственность, инициативность, самостоятельность», а результатом в этом случае может быть «...адаптация студента к заниженным требованиям: в этих условиях способности студента не только не развиваются, но и деградируют» (А.В. Конышева).
Целью данной статьи является обоснование необходимости процесса реализации педагогического взаимодействия в становлении субъектной позиции студента и определение его основных особенностей и этапов.
В традиционной системе образования приоритетным все еще является выработка или формирование у обучающегося знаний, умений и навыков, т.е. направленность на развитие объектной позиции студента, что является противоречием к той реальности, с которой имеет дело современный человек. Таким образом, возникает проблема трансформации объектной позиции студента в субъектную.
Субъектная позиция - это устойчивая система отношений человека к действительности, которая отражает его активность, целенаправленность, самодетерминированность (самоопределение), самостоя-
1Иванцова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: 89641158442, e-mail: [email protected]
Ivantsova Natalya, Candidate of Pedagogics, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Specialities, tel.: 89641158442, e-mail: [email protected]
2Лазицкая Елена Дмитриевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: 89149100707, e-mail: [email protected]
Lazitskaya Elena, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Specialities, tel.: 89149100707, e-mail: [email protected]
тельность, творческий подход, свободу действий в практическом преобразовании окружающего мира и самого себя.
На наш взгляд, к определению субъектной позиции студента можно добавить профессиональное саморазвитие. Работа над самим собой должна быть направлена как на развитие себя как личности, а также как будущего профессионала.
В нашей статье мы используем термин «становление», а не «формирование», так как считаем, что в данном контексте становление субъектной позиции -есть добровольный, индирективный процесс преобразования уже существующей позиции личности в субъектную, где приоритетным является самопознание, самоопределение, самосовершенствование.
Термин «формирование» происходит от лат. forma - наружный вид, внешнее. Под понятием «формирование» подразумевается процесс воздействия на форму с целью ее изменения; форма - это внешнее выражение какого-либо содержания; у человека таковым является его поведенческая активность. Следовательно, под формированием личности понимается изменение ее внутреннего содержания путем воздействия на ее поведение, где основным критерием, определяющим уровень личностной зрелости человека, является не развитость качеств, относящихся к его внутреннему миру (интенциональность, аутентичность, креативность, конгруэнтность и т.д.), а оценка его поведения.
Комплекс средств преобразования объектной позиции в субъектную связан с учебно-познавательной деятельностью обучающегося, где важнейшее место занимает преподаватель. Педагог может стать фактором либо разрушения личности студента (если подойдет к ней с позиции манипулирования или подавления, осуществляя личностно-тормозящую стратегию), либо роста ее «самости» - самоактуализации, самопонимания, самоуважения, саморазвития (при реализации личностно-развивающей стратегии). Целенаправленное противодействие развитию личности студента, которое иногда имеет место в учебном процессе со стороны преподавателя, используя личностно тормозящую стратегию, оказывает различное, часто непредвиденное влияние на результаты обучения и на процессы личностного развития обучающихся.
Наличие или отсутствие гуманистической направленности в личностно-профессиональном мировоззрении преподавателя определяется тем, как он отвечает на вопрос: является ли образование личности процессом развития «идущим изнутри» (Дж. Дьюи) или же «идущим извне» и направленным на «формирование и изготовление человека» (Г.П. Щедровицкий), при котором человек «...выступает как порождение системы обучения и воспитания, обладающее всеми теми свойствами и качествами, которые закладываются в него этими процессами» [7, с. 133]. Мы же под образованием личности понимаем не процесс и результат усвоения ею определенной системы знаний, умений и навыков, а обретение личностью целостного, уникального образа, обретение собственного я, становление личности
как таковой.
Таким образом, следует говорить о необходимости гуманистической парадигмы в образовании, «...в основе которой лежит отказ от стремления подавлять другого человека, от авторитарно-репрессивных форм осуществления педагогической власти. Ее девиз: «Познание - сила»; преподаватель и студент - две конкретные индивидуальности, развитие отношений и общения которых происходит на личностном уровне. Они получают возможность постоянно взаимообога-щаться, используя диалог, сотрудничество и сотворчество. Каждый студент вовлекается в процесс познания и нахождения истины, его успехи основываются на отслеживании движения в развитии относительно своих прежних достижений, а не относительно других и не относительно заданных нормативов» [4]. При этом преподаватель и студент являются субъектами взаимодействия, где первый - это человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как партнеру, информативная, содержательная личность. Другой субъект - студент, для взаимодействия с которым требуется демократический стиль общения, искрений, дружеский тон, импровизационная манера, личная заинтересованность.
Следовательно, гуманистическое направление центрировано на человеке, культуре и социуме, как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения человека. Эти особенности гуманистической парадигмы создали предпосылки для возникновения в ее контексте лич-ностно-центрированных моделей образования.
Одним из основоположников гуманистической психологии считается выдающийся американский ученый - психолог и психотерапевт Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987). Он рассматривал гуманистический подход как личностно-центрированный (от англ. «регеоп-се^егеС-арргаа^»), где личность представляется центром собственного развития, включающим источники и движущие силы роста; ресурсы, необходимые для изменений в сторону усиления себя; способность избирать индивидуальный путь самоактуализации и управлять своим становлением в целом. (Самоактуализация по Роджерсу - это естественный процесс, обусловленный стремлением индивидуума к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей; она проявляется, как унаследованная тенденция двигаться в сторону усиления себя, к психическому и физическому здоровью, к личностной автономии.)
В то же время, стремление к самоактуализации далеко не всегда и не у каждого человека является настолько мощной интенциональной силой, чтобы справиться со всеми препятствиями личностному росту. Нормы, требования, стандарты, установленные обществом, различными социальными структурами, и в первую очередь, педагогическими, могут блокировать индивидуальные потребности и тенденции человека и навязать ему свой «набор» ценностей. В таких случаях личность идет в своем развитии неестественным, отклоняющимся от здорового роста путем. «В
этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которым страдают многие люди».
Следовательно, преподавателю необходимо выступать в роли «фасилитатора» (от англ. to facilitate -помогать, способствовать) - это, согласно К. Роджерса [6], тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации. Фасилитатор не формирует и не переделывает человека под изначально заданный образец, не вкладывает в него извне какое-либо (с его точки зрения нужное) содержание, он только помогает развить то, что в нем уже заложено. При этом обучающийся отвечает за себя и вполне способен продемонстрировать эту ответственность, управляя собственной деятельностью, что приводит к более позитивному поведению.
Помощь (фасилитация) в контексте гуманистического подхода - это не непосредственная помощь индивидууму в решении каких-либо его личностных проблем, а содействие в раскрытии его собственных ресурсов, способных преодолеть любые препятствия личностному росту. Фасилитатор исходит из того, что потенциал здорового развития человека, источники его позитивного изменения всегда находятся в самом человеке и не являются результатом внешнего управления, в том числе обучения и воспитания.
Итак, смысл фасилитации заключается в том, чтобы помочь индивидууму освободить собственные личностные резервы роста. Эффективная фасилитация позволяет человеку уменьшить потребность в сторонней помощи или же вовсе отказаться от нее. Источник и движущие силы развития и личностного роста К. Роджерс видит в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Теоретическим обоснованием для нас в построении педагогического процесса, способствующего становлению субъектной позиции студента, явилось следующее положение К. Роджерса [6], предполагающее развитие субъектности обучающихся в личностно-центрированном обучении, где существует:
- наполненность содержания общения жизненными проблемами, создание учения, в котором бы они в определенной степени взаимодействовали с важными для них проблемами и вопросами;
- «реальность личности преподавателя», где предполагается, что он должен быть конгруэнтным, т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с обучающимися;
- принятие преподавателем обучающегося таким, какой он есть, понимание его чувств;
- недирективное обучение. Субъект обучения должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с преподавателем, выбрать альтернативное решение проблем; обучение должно опираться на то, что обучающиеся взаимодействуют с
жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на препода-вателя-фасилитатора и имеют непреодолимое желание творить. Роль преподавателя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с обучающимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций.
Основываясь на изученном материале, мы полагаем, что процесс педагогического взаимодействия в становлении субъектной позиции студента вуза, где преподаватель и студент являются полноправными субъектами обучения, может включать следующие этапы: диагностический, поисковой, целеполагающий, деятельностный, рефлексивный.
Под педагогическим взаимодействием мы понимаем такой процесс, который направлен на развитие личности обучающегося, где два субъекта обучения -преподаватель и студент - активно сотрудничают, ведя работу по выявлению трудностей, поиску путей их решения, постановке целей, активному их воплощению и рефлексии в учебной деятельности.
Первый этап - диагностический, который предполагает совместное с преподавателем выявление трудностей студента, существующих на данном этапе обучения, проявления субъектных качеств личности, активности и творчества в учебно-познавательной деятельности.
Второй этап - поисковой, подразумевает поиск путей решения трудностей студента, определение «зон его ближайшего развития». Целью данного этапа является оказание поддержки и содействие обучающимся со стороны преподавателя, в принятии студентом ответственности за возникновение и решение жизненных и образовательных проблем, определение путей их решения. На этом этапе преподавателю предстоит выявить уровень мотивации, интересы, потребности личности обучающегося в учебном процессе и в овладении профессиональными знаниями. В итоге студенту необходимо ответить на очень важные для него вопросы, например: «Почему я здесь?», «Для чего мне эти знания?», «Чего я хочу добиться?».
Третий этап — целеполагающий. Этот этап мы считаем одним из важных, так как любая деятельность без цели не имеет законченности. Не определив цели нельзя определить, достигнут ли результат, а если нет результата, то нет и смысла этой деятельности. Таким образом, преподавателю со студентами необходимо оценить достигнутое, поставить цели для дальнейшей работы и развития.
Цель деятельности всегда связана с осознанием, попытками осмысления и проигрыванием в воображении возможных вариантов действий для ее достижения. Цель является одним из инструментов овладения ситуацией. Способность студента ставить перед собой определенные цели и задачи, т.е. осуществлять личностное целеполагание, является важным фактором в осуществлении его деятельности.
Четвертый этап - деятельностный, суть которого состоит в развитии личностных качеств, профессио-
нальных умений студентов на основе их участия в различных видах коммуникаций, смыслопоисковой и смыслотворческой деятельности, реализация творческого потенциала в процессе обучения, во внеаудиторной работе. Необходимо отметить, что только тот человек, который способен действовать самостоятельно, выбирать цели, отвечать за принятые решения, может иметь способность к творческой деятельности.
Предполагая, что студент - это субъект учебной деятельности, можно сказать, что учебная деятельность - это не просто «перекачивание знаний», а процесс, который позволяет субъекту «научиться учиться», при этом позволяющий оглянуться на самого себя.
Пятый этап — рефлексивный, в процессе которого происходит развитие рефлексивной деятельности, осмысление познавательной деятельности, причин успехов и неудач самостановления и саморазвития личности, я-концепции, самопонимания своих творческих возможностей, собственных проблем и личностных характеристик в прошлом, настоящем и будущем. Рефлексия может быть ретроспективной (критическое осмысление прошлого опыта), ситуативной (реальная оценка текущей ситуации), перспективной (предвидение, предвосхищение результатов своей деятельности, осознанный выбор оптимальной стратегии поведения и т.д.).
Личностно-центрированная парадигма образования предполагает перенос акцентов с информационно-репродуктивного обучения, отдающего приоритет знаниям, на смыслопоисковое, требующее развития рефлексивной направленности мышления.
Рефлексия в решении проблемной ситуации позволяет студенту определить уровень своих знаний и умений, необходимые шаги для их преобразования для дальнейшей, успешной учебной деятельности. Таким образом, можно сказать, что рефлексивный процесс способствует целеполаганию в познавательной деятельности, мотивации в достижении цели, творческому подходу в решении проблемных ситуаций, обращению студента к самому себе.
Итак, особенностями реализации этапов педагогического взаимодействия является то, что студент вовлекается в процесс анализирования и отбора значимого для него содержания, имея возможность проявить собственную инициативу, творческий подход в деятельности, т.е. быть полноправным, сознательным субъектом процесса образования. Педагог, в свою очередь, выступает в роли «фасилитатора». И только их совместная деятельность может быть залогом успешного личносто-центрированного (гуманистического) построения содержания образования.
Следующей особенностью является актуализация мотивов обучения студента, т.к. немотивированнная деятельность не имеет никакого смысла. Мотивация -это совокупность побуждающих факторов, вызывающих активность личности и определяющих направленность деятельности.
С помощью мотивации организуется поведение, повышается трудовая активность. Применительно к
учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, самопознания, саморазвития, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.
В системе высшего профессионального образования педагогическая поддержка, несомненно, имеет свои особенности, выступая как содействие в раскрытии и реализации личностного потенциала студента, в расширении круга его познавательных и профессиональных потребностей и интересов, будировании мо-тивационных структур личности. Взаимопонимание и взаимодействие, сотрудничество субъектов образовательного процесса строится на общечеловеческих ценностях, таких как любовь, доверие, искренность, эмпатия, заинтересованность друг в друге, желание помочь. Результатом успешной поддержки, направленной на содействие студентам в решении когнитивно и профессионально значимых задач, становится совместное открытие смыслов, ценностей и мотивов учебной и будущей профессиональной деятельности (л.Н. Куликова, 2001).
В поле нашего исследования входит изучение проблемы становления субъектной позиции студента, изучающего иностранный язык. Именно на занятиях по иностранному языку взаимодействие и общение имеет огромную значимость.
Дисциплина «Иностранный язык» обладает потенциалом для развития личности, в том числе становления субъектной позиции студентов и способствует реализации следующего:
- возможность обсуждения реальных жизненных проблем, опыта, мировоззрений, интересов обучающихся;
- обеспечение равноправия речевых партнеров, создание комфортности и положительного климата в группе, формирование демократических отношений как ценности;
- повышение уровня культуры общения, осознание того, что успех зависит от культуры человеческих отношений, само общение становится ценностью;
- доступ к культурным ценностям новой страны, новизна как «важнейший мотивогенный принцип»;
- развитие человека благодаря диалогу культур;
- удовлетворение разнообразных интересов студентов, в том числе ориентированных на будущую профессию;
- развитие мышления, памяти, мыслительных операций;
- обучение работать самостоятельно и в группе [5, с. 47].
Данная дисциплина позволяет интегрировать и актуализировать информацию по различным предме-
там, формировать позицию к избранной профессии, путем решения и обсуждения проблемных ситуаций развивать личностные качества, способствовать появлению и упрочнению профессиональных мотивов и качеств. Занятия по иностранному языку могут быть построены так, как этого требуют потребности и интересы студентов.
Обобщая изученный нами и вышеизложенный материал, можно резюмировать следующее.
Центральным звеном всего обучения студента является его направленность на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков.
Для успешного обучения в вузе студенту необходимо стремление стать полноправным участником обучения, а так же иметь твердую позицию субъекта, направленную на активную деятельность, на самореализацию себя как творческой личности, самоизменение, самоактуализацию.
Под педагогическим взаимодействием мы понимаем такой процесс, который основывается на педагогической поддержке (фасилитации) и направлен на раскрытие и реализацию личностного потенциала студента, расширение его познавательных и профессиональных интересов и потребностей.
Организация педагогического взаимодействия включает следующие этапы: диагностический, поисковой, целеполагающий, деятельностный, рефлексивный, в ходе которых два субъекта обучения - преподаватель и студент активно сотрудничают, ведя работу по выявлению трудностей, поиску путей их решения, постановке целей, активному их воплощению и рефлексии в учебной деятельности.
Особенностями реализации этапов педагогическо-
го взаимодействия являются:
- вовлечение студента в процесс саморефлексии и отбора значимого для него содержания, при этом существует возможность проявить собственную инициативу, творческий подход в деятельности, т.е. быть полноправным, сознательным субъектом процесса образования;
- педагог является «фасилитатором» для обучающихся, только их совместная деятельность может быть залогом успешного личностно-центрированного построения содержания образования. Фасилитатор (по К. Роджерсу) - это тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации;
- актуализация мотивов учения студента, т.к. немотивированная деятельность не имеет никакого смысла.
Идеальным результатом педагогического взаимодействия является принятие и осознание студентом смыслов и ценностей выполняемой учебной и будущей профессиональной деятельности, развитие и обогащение мотивационной структуры его личности. Это может быть реализовано с помощью:
- взаимопонимания и взаимодействия, сотрудничества субъектов образовательного процесса;
- введения в учебные ситуации задач, имеющих профессиональную значимость;
- проблемного обучения, направленного на развитие индивидуальных качеств обучаемого, формирование творческого мышления и познавательных интересов в решении проблемной ситуации.
Библиографический список
1. Иванцова Н.А. Условия становления субъектной позиции студента в образовательном процессе высшего профессионального образования // Вестник ИрГТУ. 2008. № 3. С. 227-229.
2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: Каро; Минск: Четыре четверти, 2008. 192 с.
3. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. 333 с.
4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов // Образование и
общество. 2004. № 6. С. 37-47.
5. Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. М.: Флинта, 2001. 240 с.
6. Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование, 1993. № 5-6.
7. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований: методический анализ // Педагогика и логика. М., 1993. С. 110-135.