Научная статья на тему 'Средства самопознания и их использование в работе с осужденными к лишению свободы'

Средства самопознания и их использование в работе с осужденными к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самопознание / самовоспитание / самонаблюдение / самоанализ / критика / самокритика / осужденный / достоинства / недостатки / self-knowledge / self-education / means / self-observation / self-analysis / sentenced / criticism / self-criticism / condemned / dignity / disadvantage

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Анатольевна Савинова

В статье рассматриваются такие понятия, как самопознание и самовоспитание, их методы, системы и вспомогательные средства, а также возможность применения в работе с осужденными к лишению свободы. Предметом статьи выступили научные работы отечественных ученых, результаты проведенных анкетирований и опросов осужденных по теме работы. Цель исследования – обосновать значимость использования в работе с осужденными в исправительных учреждениях средств самопознания, самовоспитания, критики и самокритики. В результате исследования сформулированы рекомендации администрациям исправительных учреждений по организации процесса самопознания осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Анатольевна Савинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of self-knowledge and their use in work with those sentenced to imprisonment

The article deals with such concepts as self-knowledge and self-education, their methods, systems and aids, the possibility of using them in work with those sentenced to imprisonment. The subject of the article is the scientific work of domestic scientists, the results of surveys and surveys of convicts on the topic of work. The purpose of the study is to substantiate the importance of using the means of self-knowledge, self-education, criticism and self-criticism in work with convicts in correctional institutions. As a result of the study, recommendations were formulated to the administrations of correctional institutions on organizing the process of self-knowledge of convicts.

Текст научной работы на тему «Средства самопознания и их использование в работе с осужденными к лишению свободы»

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА САВИНОВА

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, подполковник внутренней службы И Lenasavinov@mail.ru

Вологда

Средства самопознания и их использование в работе с осужденными к лишению свободы

УДК159.99

DOI: 10.51522/2307-0382-2023-251-4-64-69

Аннотация. В статье рассматриваются такие понятия, как самопознание и самовоспитание, их методы, системы и вспомогательные средства, а также возможность применения в работе с осужденными к лишению свободы.

Предметом статьи выступили научные работы отечественных ученых, результаты проведенных анкетирований и опросов осужденных по теме работы.

Цель исследования - обосновать значимость использования в работе с осужденными в исправительных учреждениях средств самопознания, самовоспитания, критики и самокритики. В результате исследования сформулированы рекомендации администрациям исправительных учреждений по организации процесса самопознания осужденных.

Ключевые слова: самопознание, самовоспитание, самонаблюдение, самоанализ, критика, самокритика, осужденный, достоинства, недостатки

Для цитирования

Савинова Е. А. Средства самопознания и их использование в работе с осужденными к лишению свободы

// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 4. С. 64-69. https://www.doi.org/10.51522/2307-

0382-2023-251-4-64-69.

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Исходным элементом всевозможной деятельности является знание объекта воздействия. Чем сложнее объект воздействия, тем требуется более разностороннее и глубокое познание его. Человек, как социально-природное существо, является самым сложным объектом познания и особенно самопознания.

Самопознание, выявление достоинств и недостатков своей личности является весьма трудоемким процессом. Далеко не каждый человек как субъект

© Савинова Е. А., 2023

познания имеет достаточно объективные, согласованные с социальным и личностным развитием критерии самооценок. Главным образом это относится к осужденным, то есть лицам, совершившим, по сути, аморальные и противоправные деяния.

Вопросы, связанные с сущностью и средствами самопознания, привлекали внимание ряда известных ученых. Так, по мнению А. Г. Спиркина, самопознанием является осознание и оценка человеком своих мыслей, чувств, идеалов

ELENA A. SAVINOVA

Senior Lecturer of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Faculty of Law of the VILE of the FPS of Russia, lieutenant colonel of the internal service El Lenasavinov@mail.ru

Vologda

Means of self-knowledge and their use in work with those sentenced to imprisonment

Abstract. The article deals with such concepts as self-knowledge and self-education, their methods, systems and aids, the possibility of using them in work with those sentenced to imprisonment.

The subject of the article is the scientific work of domestic scientists, the results of surveys and surveys of convicts on the topic of work. The purpose of the study is to substantiate the importance of using the means of self-knowledge, self-education, criticism and self-criticism in work with convicts in correctional institutions. As a result of the study, recommendations were formulated to the administrations of correctional institutions on organizing the process of self-knowledge of convicts.

Keywords: self-knowledge, self-education, means, self-observation, self-analysis, sentenced, criticism, self-criticism, condemned, dignity, disadvantage

For citation

Savinova E. A. Means of self-knowledge and their use in work with those sentenced to imprisonment // Vedomosti

of the Penal System. 2023. № 4. C. 64-69. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-251-4-64-69.

5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни [1].

Как отмечает В. Г. Маралов, «самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей ...» [2].

Методологической основой исследования послужили работы А. В. Бруш-линского [3], В. В. Знакова [4] и других отечественных ученых, выполненные в рамках субъективного подхода к вопросам средств самопознания и их использования в работе с осужденными к лишению свободы.

Так, А. В. Брушлинский средства самопознания сопоставлял с экзистенциальными размышлениями человека о

себе, направленными на поиск смысла своего существования, поступков и мысленный выход за пределы собственной жизни, включение ее в какую-то иную систему координат, в которой жизнь наделяется смыслом.

В работах В. В. Знакова с современных позиций подробно представлен анализ самопознания, которое определено как сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени, позволяющий человеку получить знания о себе.

Яркий пример самопознания и самовоспитания представляет нам образ великого русского полководца А. В. Суворова. Обнаружив, что в сравнении со сверстниками он обладает малой

физической силой, плохим здоровьем, А. В. Суворов начал упорно заниматься физическими упражнениями, что помогло ему развить себя физически и духовно.

Много занимался самоанализом и самокритикой Л. Н. Толстой. «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим... и стыдлив как ребенок. Я честен, люблю добро... но есть вещи, которые я люблю больше добра -славу» - писал о себе Л. Н. Толстой [5], и, исходя из этого, постоянно занимался самовоспитанием.

Самопознание личности осуществляется главным образом через общение, трудовую деятельность в коллективе. Так, вступая в формальные и неформальные взаимоотношения, осужденные имеют возможность сравнивать себя друг с другом, выявлять свои достоинства и недостатки.

Представители администрации исправительных учреждений (далее также - ИУ) используют различные средства для того, чтобы осужденные научились определять свои достоинства и недостатки по тем критериям, которые приняты в обществе. Анкетный опрос, личные беседы с осужденными показывают, что абсолютное большинство из них осуществляли самопознание через соотнесение себя с другими людьми. К сожалению, эти другие были чаще всего преступниками и служили эталоном воспитания преступных качеств.

Необходимыми средствами самопознания являются самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самооценка, а также критика и самокритика. Исходным моментом и начальной стадией самопознания является самонаблюдение. Отметим, что самонаблюдение - это наблюдение человека за собой в процессе трудовой и учебной деятельности, например, при взаимоотношениях с другими осужденными в отряде, на работе, наблюдение за своими поступками, чув-

ствами и мыслями. В процессе самонаблюдения человек отмечает присущие ему положительные и отрицательные качества. Самонаблюдение, то есть наблюдение, направленное на самого себя, на самопознание, является неотъемлемым спутником каждого человека, стремящегося к совершенствованию.

Думается, самонаблюдение может быть стихийным, ситуативным и сознательным, целенаправленным, систематическим. Ситуативное самонаблюдение характеризуется тем, что человек наблюдает за собой только тогда, когда он окажется в непривычной обстановке, требующей осмотрительности, обдуманности поступков.

При сознательном, целенаправленном, систематическом самонаблюдении человек постоянно, как бы со стороны, с позиции другого, смотрит на себя. Такое самонаблюдение позволяет осужденному получить ценную информацию о себе, помогает узнать собственные сильные и слабые стороны и, возможно, понять, что можно ждать от себя в различных жизненных ситуациях. Вместе с самонаблюдением происходит и саморефлексия, когда человек, размышляя о себе, глубже познает свой внутренний мир, постигает смысл собственного бытия, свое назначение и место в жизни.

В самопознании человек может пользоваться и приемом сравнения, при котором он учитывает и сравнивает собственное отношение к себе и сложившиеся к нему отношения других людей, что позволяет вносить коррективы в существующие взаимоотношения с окружающими и в отношение к собственной личности.

Очевидно, что самонаблюдение является основой самоконтроля. Самоконтроль - это проверка себя, осмысление своих переживаний, чувств, являющихся мотивами действий и самих действий с точки зрения принятых в обществе критериев.

Осужденные по-разному пользуются самоконтролем. Одни контролируют свое поведение только в сложных, конфликтных ситуациях, другие контролируют себя, свои поступки в течение всей сознательной жизни и деятельности, третьи вообще не контролируют себя. Пренебрежение к самонаблюдению и самоконтролю порой приводит к тому, что осужденные совершают правонарушения и преступления. В этом убеждают результаты изучения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

На вопрос анкеты «Занимаетесь ли Вы наблюдением за своими мыслями, поступками, взаимоотношениями с людьми?» 69 % опрошенных ответили, что никогда и не думали об этом. Самоконтролем занимались всего 28 %, воздержались от ответа - 3 % опрошенных осужденных (всего было опрошено 1 060 осужденных).

Понятие «самоконтроль» истолковывается многими осужденными очень разноречиво. Некоторые наблюдали за собой и контролировали себя только с той целью, чтобы не раскрыть свои незаконные замыслы и действия, а это способствовало еще большему закреплению преступных наклонностей.

Лицам, занимающимся в ИУ самовоспитанием, нередко приходится слышать в свой адрес насмешки, оскорбления и прочее. В таких условиях им необходимо постоянно контролировать себя, чтобы не «сорваться». Поэтому целесообразно предложить в данном случае представителям администрации исправительных учреждениях создать группы для занятий по самовоспитанию, самоконтролю. Форма работы с осужденными может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Совершенно очевидно, что коллективный самоконтроль наиболее результативен, поскольку позволяет своевременно заметить то, что является только «зародышем», и, если этот «зародыш» может вылиться в аморальный, проти-

воправный поступок - предотвратить его, а если он соответствует установленным требованиям - содействовать его проявлению.

Не менее важными средствами самопознания являются самоанализ и самооценка. Самоанализ представляет собой детальное рассмотрение своих чувств и поступков в каждом отдельном случае и установление связей между ними. Систематический самоанализ позволяет своевременно вносить поправки в развитие негативных качеств личности.

На наш взгляд, самооценка включает в себя определение степени достоинств и недостатков своих суждений, чувств и поступков с точки зрения критериев, выбранных обществом. Иными словами, самооценка - это отношение человека к самому себе и своим действиям. С ее помощью человек мысленно взвешивает свои возможности. Задача представителей администрации ИУ помочь осужденным выработать умение адекватно оценивать свою личность, ее качества и возможности.

Исследование показало, что большинство осужденных не могут анализировать и оценивать свои поступки, чувства и суждения с позиции их общественной пользы. В ответах на анкеты и устные вопросы они сообщали, что к этому их не приобщали ни дома, ни в школе.

Практика убеждает, что успех самовоспитания осужденных в значительной степени зависит от того, насколько хорошо работники ИУ их знают.

Известно, что люди, как творцы соответствующих общественных отношений, представляют собой сложные социально-природные системы. Иными словами, социальное и природное у людей, свободных от аномалий, сгармониро-вано, то есть природное находится под контролем социально-воспитанного, а социально-воспитанное соответствует природному.

Важно понять и иметь ввиду, что в самоанализе и самооценке осужденных зачастую наблюдаются две крайности, выражающиеся или в недооценке или в переоценке себя. Одни осужденные, по мнению Е. А. Череневой, оценивают себя крайне низко, не верят в себя и свои возможности, думают, что жизнь их уже не может быть устроена [6]. Такое чувство безысходности, безнадежности ведет к тому, что человек отказывается работать над собой.

Занимаясь с такими осужденными, нужно внушать им уверенность в возможность искупления своей вины, воспитания положительных качеств, приобретения достойного положения в обществе. Другая часть осужденных считает себя во всем правыми, они верят в свою непогрешимость, в своих асоциальных действиях обвиняют других людей. Они не принимают никакого противоположного мнения. В работе с такими людьми требуются, конечно, терпение, гибкость, веские аргументы, убедительные примеры, умелое преодоление трудностей и упрямства. Желательно, на наш взгляд, чтобы с такими лицами больше беседовали положительно характеризующиеся осужденные, достигшие определенных успехов.

Несомненно, важное место в самопознании занимают критика и самокритика. Критика и самокритика являются средствами самопознания и важным фактором, побуждающим к самовоспитанию.

Критика - это средство познания и самопознания, позволяющее увидеть и понять недостатки, которые необходимо преодолеть. Она проявляется, как правило, в анализе, обсуждении одним человеком или коллективом поведения и результатов работы других людей с последующей их оценкой.

Самокритика - это более совершенное средство самопознания. Самокритичный человек, сознавая свои недостатки, поднимается на такой уровень,

на котором он становится способным не только критически относиться к ним, но и преодолевать их.

Представляется интересным, что образцом самокритичности был В. И. Ленин. Он постоянно призывал быть самокритичнее, открыто признавать свои недостатки и своевременно их преодолевать. В. И. Ленин учил, что критика и самокритика должны служить идейному и нравственному совершенствованию человека [7].

Справедливо будет отметить, что критику как средство познания и воспитания организовать среди осужденных сравнительно легко, но мобилизовать их на самокритику гораздо труднее и удается далеко не всегда. Ведь самокритика предполагает высокий уровень самосознания, при котором человек становится беспристрастным критиком своего поведения.

Очевидно, что лица, совершавшие аморальные противоправные поступки, вставшие на преступный путь, стараются избежать критики своих действий, не подвергают себя самокритике. В большинстве случаев это люди с извращенными представлениями об обществе, о своем месте и роли в его развитии. В работе с осужденными использование критики и самокритики позволяет им увидеть собственные недостатки, объективно оценивать достоинства и на основе этого определять задачи, методы и средства самовоспитания.

Н. А. Островский подчеркивал, что «целесообразно ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки, а затем раз и навсегда определиться и решить: буду ли я с ними мириться или нет, необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить этот балласт за борт» [8].

Резюмируя вышеизложенное, важно учесть, что контингент осужденных состоит из людей, имеющих различные социальные и психические аномалии,

многие из них крайне резко и болезненно реагируют на все, что касается их личности.

Для формирования самопознания осужденных целесообразно привлекать общественных деятелей, ученых, ветеранов труда, а также ветеранов уголовно-исполнительной системы. Такие встречи побуждают осужденных проанализировать свое прошлое, задуматься над тем, как искупить вину, организовать жизнь, труд, учебу в будущем. Большое значение для самопознания имеют выступления освободившихся лиц, а также рассказы положительно характе-

ризующихся осужденных, осознавших свою вину и твердо вставших на путь самовоспитания.

Помочь осужденным выявить в себе положительные и отрицательные качества можно с помощью специально организованных бесед, где в непринужденной обстановке затрагиваются вопросы трудовой деятельности, учебы, социально-полезных связей.

По мнению автора, данные рекомендации позволят достичь положительных результатов как в формировании установки на самовоспитание, так и в развитии самопознания осужденных.

1. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М. : Политиздат, 1972. С. 14.

2. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития М. : Академия, 2002. С. 126.

3. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб. : Алетейя, 2003. С. 88-89.

4. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М. : Институт психологии РАН, 2005. С. 95.

5. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М. : Художественная литература, 1937. Т. 47. С. 8-9.

6. Черенева Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности // Вестник ТГПУ 2019. № 5. С. 125-126.

7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 5-е изд. М. : Госполитиздат, 1958-1965. С. 614.

8. Трегуб С. Н. Николай Алексеевич Островский. М. : Молодая гвардия, 1950. С. 210.

1. Spirkin A. G. Consciousness and self-consciousness. M. : Politizdat, 1972. P. 14.

2. Maralov V. G. Fundamentals of self-knowledge and self-development. M. : Academy, 2002. P. 126.

3. Brushlinsky A. V. Psychology of the subject. SPb. : Aletheia, 2003. P. 88-89.

4. Znakov V. V. Psychology of understanding: Problems and prospects. M. : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2005. P. 95.

5. Tolstoy L. N. Complete works in 90 volumes. M.: Fiction, 1937. V. 47. P. 8-9.

6. Chereneva E. A. Protective mechanisms of behavior as a factor in the adaptive behavior // TSPU Bulletin. 2019. No. 5. P. 125-126.

7. Lenin V. I. Complete Works / Institute of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU. 5th ed. Moscow: Gospolitizdat, 1958-1965. P. 614.

8. Tregub S. N. Nikolai Alekseevich Ostrovsky. M. : Young Guard, 1950. P. 210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.