Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с верующими осужденными на примере исправительных учреждений УФСИН России по Владимирской области'

Особенности воспитательной работы с верующими осужденными на примере исправительных учреждений УФСИН России по Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исправительное учреждение / религия / верующие осужденные / уголовно-исполнительная система мотивация / воспитательная работа / религиозные организации / традиционные религиозные конфессии / христианство / ислам / буддизм / иудаизм / сorrectional institution / religion / believing convicts / penal system motivation / educational work / religious organizations / traditional religious confessions / Christianity / Islam / Buddhism / Judaism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Николаевна Куркина

В статье представлена характеристика особенностей воспитательной работы с верующими осужденными. На базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области проведено исследование среди осужденных, направленное на выявление отношения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к вере, религиозной приверженности, уровня организации духовно-просветительской деятельности, проблем, возникающих в процессе реализации принципа свободы вероисповедания в исправительных учреждениях. Предметом статьи выступила воспитательная работа с верующими осужденными. Цель исследования заключается в определении роли религиозных организаций в ресоциализации осужденных; изучении проблем, связанных с одной стороны – с правом осужденных на свободу вероисповедания, с другой – ограничением определенных потребностей верующих правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений; выявлении эффективных способов духовно-нравственного воздействия на осужденных через религиозные воззрения. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, беседы и анкетирования. В результате проведенной работы изучено духовно-нравственное (религиозное) направление воспитательной работы с осужденными; выделены наиболее эффективные формы и методы религиозного воздействия, способствующие формированию положительной мотивации осужденных на исправление; проведено анкетирование, позволившее выявить проблемы в организации религиозного воспитания, существующие в исправительных учреждениях. Новизна исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности воспитательной работы с верующими осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Николаевна Куркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with religious convicts on the example of correctional institutions of the FPS of Russia in the Vladimir Region

In the article the author presents a description of the features of educational work with religious convict. On the basis of Federal Governmental Institution correctional colony 3 of the FPS of Russia in the Vladimir Region, a study was conducted among convicts aimed at identifying the attitude of persons serving sentences of deprivation of liberty to faith, religious commitment, the level of organization of spiritual and educational activities, problems arising in the process of implementing the principle of freedom religion in correctional facilities. The subject of the article was educational work with convict believers. The purpose of the study is to determine the role of religious organizations in the resocialization of convicts; the study of problems related, on the one hand, to the right of convicts to freedom of religion, on the other hand, to the restriction of certain needs of believers by the internal regulations of correctional institutions; identifying effective ways of spiritual and moral influence on convicts through religious beliefs. The methodological basis of the study was the methods of analysis, synthesis, conversation and questioning. As a result of the work carried out, the spiritual and moral (religious) direction of educational work with convicts was studied; the most effective forms and methods of religious influence, which contribute to the formation of positive motivation for convicts for correction, are highlighted; a survey was conducted, which made it possible to identify problems in the organization of religious education that exist in correctional institutions. The novelty of the study lies in the development of recommendations aimed at improving the effectiveness of educational work with religious convicts.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с верующими осужденными на примере исправительных учреждений УФСИН России по Владимирской области»

УДК 159.9.07

Э01: 10.51522/2307-0382-2023-254-7-47-58

ИРИНА НИКОЛАЕВНА КУРКИНА

начальник кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы

И i-kurkina@yandex.ru

Владимир

Особенности воспитательной работы с верующими осужденными на примере

исправительных учреждений УФСИН России по Владимирской области

Аннотация. В статье представлена характеристика особенностей воспитательной работы с верующими осужденными. На базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области проведено исследование среди осужденных, направленное на выявление отношения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к вере, религиозной приверженности, уровня организации духовно-просветительской деятельности, проблем, возникающих в процессе реализации принципа свободы вероисповедания в исправительных учреждениях.

Предметом статьи выступила воспитательная работа с верующими осужденными. Цель исследования заключается в определении роли религиозных организаций в ресоциализации осужденных; изучении проблем, связанных с одной стороны - с правом осужденных на свободу вероисповедания, с другой - ограничением определенных потребностей верующих правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений; выявлении эффективных способов духовно-нравственного воздействия на осужденных через религиозные воззрения. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, беседы и анкетирования.

В результате проведенной работы изучено духовно-нравственное (религиозное) направление воспитательной работы с осужденными; выделены наиболее эффективные формы и методы религиозного воздействия, способствующие формированию положительной мотивации осужденных на исправление; проведено анкетирование, позволившее выявить проблемы в организации религиозного воспитания, существующие в исправительных учреждениях.

Новизна исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности воспитательной работы с верующими осужденными.

Ключевые слова: Исправительное учреждение, религия, верующие осужденные, уголовно-исполнительная система мотивация, воспитательная работа, религиозные организации, традиционные религиозные конфессии, христианство, ислам, буддизм, иудаизм

Для цитирования

Куркина И. Н. Особенности воспитательной работы с верующими осужденными на примере исправительных учреждений УФСИН России по Владимирской области // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 7. С. 47-58. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-254-7-47-58.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Куркина И. Н., 2023

IRINA N. KURKINA

Head of the Department of Psychology and Pedagogy of Professional Activities of VLI of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Colonel of the Internal Service

El i-kurkina@yandex.ru Vladimir

Features of educational work with religious convicts on the example of correctional institutions of the FPS of Russia in the Vladimir Region

Abstract. In the article the author presents a description of the features of educational work with religious convict. On the basis of Federal Governmental Institution correctional colony - 3 of the FPS of Russia in the Vladimir Region, a study was conducted among convicts aimed at identifying the attitude of persons serving sentences of deprivation of liberty to faith, religious commitment, the level of organization of spiritual and educational activities, problems arising in the process of implementing the principle of freedom religion in correctional facilities.

The subject of the article was educational work with convict believers.

The purpose of the study is to determine the role of religious organizations in the resocialization of convicts; the study of problems related, on the one hand, to the right of convicts to freedom of religion, on the other hand, to the restriction of certain needs of believers by the internal regulations of correctional institutions; identifying effective ways of spiritual and moral influence on convicts through religious beliefs.

The methodological basis of the study was the methods of analysis, synthesis, conversation and questioning.

As a result of the work carried out, the spiritual and moral (religious) direction of educational work with convicts was studied; the most effective forms and methods of religious influence, which contribute to the formation of positive motivation for convicts for correction, are highlighted; a survey was conducted, which made it possible to identify problems in the organization of religious education that exist in correctional institutions.

The novelty of the study lies in the development of recommendations aimed at improving the effectiveness of educational work with religious convicts.

Keywords: correctional institution, religion, believing convicts, penal system motivation, educational work, religious organizations, traditional religious confessions, Christianity, Islam, Buddhism, Judaism

For citation

Kurkina I. N. Features of educational work with religious convicts on the example of correctional institutions of the FPS of Russia in the Vladimir Region // Vedomosti of the Penal System. 2023. No. 7. P. 47-56. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-254-7-47-56.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Российская Федерация - многонациональное государство, на территории которого существуют различные религиозные конфессии. Сложно назвать сферу жизнедеятельности современного общества, где религия не являлась бы неотъемлемой составляющей, и уголовно-исполнительная система (далее -УИС) не является исключением. Выполняя задачу по исправлению и последующей ресоциализации лиц, совершивших преступление, администрация исправительных учреждений активно взаимодействует с религиозными объединениями. Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл, «...в местах заключения находятся люди, преступившие и человеческий закон, и Божественный закон, и от того, что произойдет с ними, зависит и их будущее, и благополучие общества. Поэтому Церковь прилагала и прилагает значительные усилия к тому, чтобы, включившись в воспитательный процесс в местах заключения, достигать максимальных положительных результатов»[1].

Конституция, являясь основным законом нашей страны, выступает гарантом свободы совести и вероисповедания для каждого гражданина. В России традиционные религии - это православие, ислам, буддизм и иудаизм, представители которых активно участвуют в общественных отношениях, возникающих в процессе отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы [2].

К сожалению, лица, совершившие правонарушения, в большинстве своем имеют деформированное представление о нормах морали и нравственности. Воспитательная работа с верующими осужденными в этом направлении проходит гораздо эффективнее при

содействии религиозных организаций, которые активно участвуют во многих мероприятиях [3]. Например, в исправительных учреждениях Владимирской области в 2022 году представители традиционных религиозных конфессий участвовали в информационно-пропагандистских мероприятиях, направленных на разъяснение преступной сущности и общественной опасности терроризма и экстремизма, также присутствовали при проведении занятий по социально-правовым вопросам, участвовали в работе попечительских советов исправительных учреждений. Также в исправительные учреждения области были направлены видеоматериалы для использования в разъяснительной работе с верующими осужденными.

Изучение особенностей организации такой работы проводилось нами на базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области (далее - ИК-3) при помощи анкетирования. В исследовании приняли участие 125 осужденных.

На вопрос о причинах совершения преступления самыми популярными ответами стали: алкогольная и наркотическая зависимость - 23 %, тяжелое финансовое положение - 18 %, не понимал, что делает - 13 %, неприятности в личной жизни - 12 %, негативное влияние со стороны других людей - 10 % (полный перечень причин представлен на рисунке 1).

При личной беседе с респондентами подавляющее большинство - 98 % называли внешние причины, толкнувшие их к противоправному деянию, обвиняя непреодолимые обстоятельства либо других людей в том, что они совершили.

На вопрос о том, является ли осужденный человеком верующим, 76 % опрошен-

7%

3/0 б % 13%

■ Тяжелое финансовое положение

■ Негативное влияние со стороны других людей

■ Длительное душевное беспокойство, переживания и стрессы

■ Плохое физическое состояние (обострение заболевания) Ш Не понимал, что делал

■ Отсутствие помощи близких и родных в трудной жизненной ситуации

■ Внезапный приступ гнева, злости, обиды Неприятности в личной жизни

0 Алкогольная/наркотическая зависимость

■ Негативное влияние СМИ

Рисунок 1. Основные причины совершенного преступления

ных заявили, что религия им не чужда и они считают себя верующими людьми, 24 % выразили сомнения в наличии высших сил (отметили, что в жизни очень много несправедливости), но не отрицали положительного влияния религии на их жизнь, утверждая, что с Богом жить легче. Как пояснили осужденные, в обращении к Богу живет надежда на прощение, которого они не получили и не могут получить, например, от потерпевшего за содеянные ими преступления.

Осужденные отметили, что появление служителя церкви в местах лишения свободы всегда вызывает позитивные чувства, он нейтрален для них в смысле отношения к их наказанию.

Согласно проведенному опросу, среди респондентов православными являются 72 % опрошенных; мусульманами - 25 %, буддистами - 1 %, иудаизм исповедуют 2 % осужденных (рисунок 2).

В исправительных учреждениях Владимирской области по разным направлениям воспитательной работы налаже-

1% 2%

■ Христианство ■ Ислам В Буддизм н Иудаизм

Рисунок 2. Религиозная приверженность осужденных

но взаимодействие с представителями религиозных объединений. Например, в ИК-3 с 1997 года действует храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского, которую могут посещать одновременно 50 осужденных. При церкви организована мастерская по производству свечной продукции. По благословлению настоятеля из числа осужденных избирается староста, он оказывает помощь во время богослужений и поддерживает порядок в церкви. В духовной библиотеке представлено 355 экземпляров книг.

Из опрошенных респондентов 78 % заявили о том, что после посещения богослужений, торжественных молебнов, таинства исповеди и причастия у них повышается вера в себя, появляется надежда изменить будущее, исчезает агрессия. Немаловажным воспитательным моментом является и то, что священно-

служители посещают отряд строгих условий содержания, где осужденным дается духовное наставление, проводятся отдельные богослужения. Посещаются также осужденные, содержащиеся в ШИЗО и ПКТ, что, безусловно, способствует эффективному проведению с ними воспитательной работы.

Интересен опыт работы воскресной школы, занятия в которой заставили задуматься о правильности той жизни, которой они жили и об истинных жизненных ценностях 84 % опрошенных осужденных. Среди посещавших воскресную школу в 2022 году был только один случай нарушения правил внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Помимо представителей православной религии в ИК-3 в исправлении осужденных участвует мусульманская община. С октября 2012 года действует молель-

67 54

ная комната для лиц, исповедующих ислам, в 2022 году на постоянной основе обряды совершали восемнадцать осужденных. При молельной комнате организована работа библиотеки с соответствующей религиозной литературой. Централизованная религиозная организация мусульман «Мухтасибат Владимирской области» активно участвует в воспитательных мероприятиях, проводимых с осужденными.

Один из вопросов анкеты подразумевал оценку осужденными уровня организации взаимодействия исправительного учреждения с духовенством различных религиозных объединений. Большинство осужденных (83 %) высказали пожелание иметь возможность чаще встречаться с представителями религиозных объединений и совершать религиозные обряды (рисунок 3).

При ответе на вопрос: «Какие мероприятия в исправительном учреждении проводятся с верующими?» осужденные единогласно отметили встречи со священнослужителем. Среди проводимых мероприятий были также выделены лекции по вопросам православия и концерты духовной музыки, которые посещают даже отрицающие принадлежность к какой-либо религии осужденные.

На вопрос о предоставлении осужденным возможности в свободное время совершать религиозные обряды либо чи-

Рисунок 3. Возможность реализации права осужденного на личную встречу со священнослужителем своего религиозного объединения

3%

4 \ \

г \

1

| Да, предоставляется по первому требованию а Предоставляется, но не часто ■ Нет, не предоставляется

Рисунок 4. Возможность в свободное время совершать религиозные обряды, пользоваться религиозной литературой и предметами культа

тать соответствующую литературу ответы распределились следующим образом (рисунок 4).

Большинство осужденных ответили, что возможность совершать религиозные обряды, пользоваться религиозной литературой и предметами культа предоставляется, но не часто, напри-

мер, по первому требованию предоставлена 30 % осужденных. Ответ, что им не представляется такая возможность, дали 3 % осужденных, однако основной причиной этому являлось отсутствие интересующей их литературы в библиотеке.

По мнению большинства опрошенных осужденных, духовно-просветительская деятельность в ИК-3 организована на высоком уровне - так полагают 57 % респондентов; то, что данная работа организована на среднем уровне, считают 35 % осужденных; 8 % осужденных оценили духовно-просветительскую деятельность на низком уровне (рисунок 5). Среди основных причин неудовлетворенности духовно-просветительской деятельностью были названы следующие:

- библиотеки с научной религиозной литературой практически не пополняются, много старых изданий;

- в праздники церковь может вместить далеко не всех желающих;

- правила внутреннего распорядка не позволяют верующим в полной мере реализовать свои потребности в совершении религиозных обрядов (12 % опрошенных осужденных высказали такое мнение);

- в исправительном учреждении практически не созданы условия для осужденных, желающих соблюдать пост.

Стоит отметить, что вопрос, касающийся питания для лиц, соблюдающих религиозные предписания, не решен до настоящего времени.

Несмотря на то, что право на вероисповедание является конституцион-

Рисунок 5. Уровень организации в исправительном учреждении духовно-просветительской деятельности

ным и должно соблюдаться в отношении любого лица, в том числе и осужденного, его реализация в местах лишения свободы имеет свои ограничения, связанные, прежде всего, с режимом отбывания наказания. Вместе с тем администрацией исправительных учреждений предпринимаются меры к достижению максимальных возможностей для реализации данного права, что подтверждают ответы осужденных. Так, 92 % респондентов отметили высокий и средний уровень проведения духовно-просветительской деятельности в учреждении. Среди наиболее запомнившихся и эффективных мероприятий, проводившихся в 2022 году, были названы:

- встречи с представителями религиозных организаций и беседы на темы: «Жизнь человека с Богом и без Бога», «Притча о блудном сыне», «Побеждай зло в своей душе» и другие;

- празднование Рождества Христова;

- концерты кружка церковного пения;

- встреча с представителем духовного управления мусульман Владимирской области и настоятелем храма святого Иоанна Кронштадтского;

- новогоднее поздравление осужденных представителями религиозных организаций;

- мероприятия по профилактике запрещенного движения «Арестантское уголовное единство».

Основными формами участия религиозных организаций в нравственном воспитании осужденных выступают: молитва, посильная материальная помощь, участие в духовно-просветительных мероприятиях.

В настоящее время желание осужденных приобщиться к религии приветствуется администрацией исправительного учреждения и используется в качестве одного из направлений в воспитательной работе. Однако попробуем разобраться, насколько оно эффективно, приносит ли положительные результаты и как способствует исправлению лиц, приговоренных к лишению свободы.

За время отбывания наказания не все осужденные приходят к вере, однако таких лиц насчитывается с каждым годом все больше. Так, согласно данным, полученным нами в ходе опроса осужденных, отбывающих наказание в ИК-3, 78 % в обращении к Богу видят душевное утешение, обретение смысла жизни и практически все респонденты - оправдание своих действий, ссылаясь на то, что их судьба в руках Божьих, а значит то, что с ними случилось - предначертано судьбой.

Другие осужденные приобщаются к религии, подражая лидерам тюремной субкультуры, которые используют свое право на вероисповедание для разнообразия монотонной жизни в местах заключения. Также среди осужденных есть лица, которые просто желают подстраховаться: неизвестно, что ждет человека после смерти.

В реальности же осужденных, которые в действительности раскаиваются

в совершенных поступках, нарушивших не только уголовный закон, но и библейские заповеди, немного, и данный факт необходимо учитывать при проведении воспитательной работы в отношении рассматриваемой категории лиц. Сотрудникам необходимо понимать истинные причины приобщения осужденного к вере: для кого-то это действительно раскаяние и желание начать новую жизнь, а для кого-то религия выступает инструментом манипуляций.

Исправительные учреждения Владимирской области содержат осужденных разных религий и конфессий, что вызывает сложность в реализации воспитательного подхода, требующего особых познаний в данной области. Сотрудникам исправительных учреждений очень часто приходится сталкиваться с недовольством осужденных, исповедующих ислам. Согласно данной религии верующее лицо должно совершать намаз пять раз в день, однако его утренние часы приходятся на зарядку, установленную режимом отбывания наказания исправительного учреждения. Также мусульманам готовят блюда из свинины. Именно данная категория осужденных наиболее часто недовольна порядком и условиями отбывания наказания, и в надзорные органы от них поступают многочисленные жалобы. Но как показывает практика, жалобы пишут лица, наиболее часто нарушающие режим, злоупотребляя своим правом на вероисповедание. Воспитательная работа в отношении осужденных, исповедующих ислам, должна иметь свой специфичный характер, не оказывать препятствия в реализации осужденными данного им права, а также иметь воздействие на их исправление путем применения режимных и иных мер педагогического характера.

Также в ходе воспитательной работы особое внимание заслуживают

осужденные, приговоренные к длительным срокам отбывания наказания. Изучение личных дел данной категории осужденных позволило сделать заключение о ложном поведении в части приобщения к религии, познания веры в Бога. Все опрошенные заявили, что верят в Бога, однако повторно оказались в исправительном учреждении, совершив несовместимые с религиозными канонами преступления: убийства, изнасилования, грабежи, разбои и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении исследования нами были опрошены 15 сотрудников ИК-3. Результаты деятельности религиозных организаций по приобщению осужденных к религии оцениваются некоторыми из них неоднозначно. Существует мнение, что такая деятельность носит лишь формальный характер, в том числе со стороны сотрудников, это есть лишь дань моде, а со стороны осужденных -способ демонстрации своего исправления. Иной позиции придерживаются более оптимистически настроенные сотрудники, они видят результат такой деятельности и полагают, что для исправления и воспитания преступников хороши все средства.

Вопросы и результаты ответов сотрудников представлены ниже (рисунок 6).

1. Как они лично относятся к религии и вере? Посещают ли храмы, дацаны, мечети?

Как показал анализ ответов, большинство сотрудников указанного исправительного учреждения достаточно редко посещают службы в церквях, и, выражая личное отношение к священнослужителям, высказали некое недоверие к отдельным представителям церкви, обусловленное какими-то личными историями и обстоятельствами, где в негативном ключе фигурировали представители религиозных организаций.

2. Считают ли они целесообразным привлекать представителей религиозных организаций к воспитательной работе с осужденными?

Ответ был единогласно положительным.

3. Какие именно формы работы с религиозными организациями они считают наиболее эффективными?

В ответах сотрудники указали, что привлекать священнослужителей к воспитательной работе с осужденными нужно посредством религиозного просвещения, то есть чтением проповедей, проведением групповых и личных бесед, лекций, переписки с осужденными.

100%

50%

25%

Считают себя верующими Положительно относятся Регулярно посещяют

к религии религиозные учреждения

и священнослужителям

Рисунок 6. Результаты опроса сотрудников ИК-3

Таким образом, знакомство с религиозной этикой, по мнению большинства респондентов, способствует формированию нравственных основ, развитию духовной культуры, направляет поведение осужденных в бесконфликтное русло, влияет на адаптационные процессы в условиях изоляции.

Анализируя статистику деятельности ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, сотрудниками учреждения было отмечено, что с момента привлечения к воспитательной работе представителей религиозных организаций наблюдается снижение показателей рецидивной преступности среди осужденных, а также количества допускаемых ими нарушений установленного порядка отбывания наказания (рисунок 7).

Из приведенных данных прослеживается устойчивая динамика улучшения поведения осужденных, как в период отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы.

Как правило, осужденные приходят к вере в силу внутреннего дискомфор-

та, вызванного условиями изоляции, ограничениями в общении, получением информации извне, бесперспективностью своего существования, что заставляет приходить к осознанию своего преступного деяния, которое и привело его к жизни в подобных условиях. Память осужденных начинает концентрироваться на совершенном поступке, что каждый раз заставляет возвращаться к аффективным переживаниям, постепенно перерастающим в стресс. Достигая своего критического уровня, осужденные либо пытаются совершить суицид, либо приходят к убеждениям, что совершенное ими деяние есть преступление, ощущается вина перед Богом и следует раскаяние и мольба о помиловании [4].

Как мы видим, воспитательная работа, построенная на пути достижения цели исправления осужденных через веру в Бога, представляет собой достаточно сложный процесс, требующий знания психологии верующих осужденных и позволяющий выстраивать пер-

Рисунок 7. Динамика снижения среди осужденных показателей рецидивной преступности и нарушений порядка отбывания наказания

спективы перевоспитания их в право-послушных граждан. Религия оказывает непосредственное влияние на духовное и нравственное развитие личности, что наиболее важно для осужденных. Ее значение заключается в раскаянии, понимании противоправности своего поведения, что способствует исправлению и последующей адаптации после освобождения.

В настоящее время при каждом исправительном учреждении Владимирской области имеется церковь, часовня или молельные комнаты. Участие священнослужителей в жизни осужденных является весьма распространенным явлением. Они не только несут службу в тюремных церквях, но и непосредственно общаются с ними в целях направления на путь истинный, оказывают моральную поддержку, ведут переписку. Церковь оказывает влияние и на организацию досуга лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, при ее поддержке проводятся культурные мероприятия, концерты, совместные просмотры художественных и документальных фильмов, спортивные мероприятия и турниры. После освобождения священнослужители оказывают нуждающимся осужденным материальную помощь.

Приобщение к духовным ценностям имеет достаточно большие плюсы, так как приводит к формированию нравственных качеств у личности и нормализации морально-психологического климата в среде осужденных. Далее может происходить искреннее раскаяние в содеянном, а это - достижение одной из главных целей наказания, то есть отказ от совершения новых преступлений в дальнейшей жизни [5]. К сожалению, несмотря на очевидное положительное влияние религии на осужденных, существует ряд проблемных аспектов в ре-

ализации этого направления воспитательной работы, которые, на наш взгляд, требуют решения:

1. Право осужденных на встречи со священнослужителем. Возникает элементарный вопрос организации данного процесса - где взять сотрудников, которые будут осуществлять сопровождение и наблюдение в течение встречи священника и осужденного.

Для решения этого вопроса вполне логично было бы включить в штат исправительного учреждения представителей религиозных конфессий - к примеру, как внешнего совместителя на половину или четверть ставки. В данном случае священнослужитель не будет нуждаться в сопровождении и какой-либо дополнительной охране.

2. Оборудование места проведения встреч и религиозных обрядов с осужденными, находящимися в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, правила хранения одежды и предметов для религиозных обрядов.

Для решения указанных вопросов, по нашему мнению, целесообразно законодательно закрепить перечень предметов, которые допускается хранить и переносить по территории исправительного учреждения и которые возможно использовать священнослужителям при реализации религиозных обрядов. Также закрепить процедуру проведения обыскных и досмотровых мероприятий указанных помещений, исключающую оскорбление чувств верующих.

Обращаем внимание на то, что в перспективе развития УИС России планируется также развивать сотрудничество с религиозными организациями в части осуществления воспитательной работы с осужденными, при этом возможно расширение их перечня, вследствие чего на территории учреждений и органов УИС могут появиться помещения для осуществления религиозных обрядов,

к примеру, католиков, иудеев и прочих незапрещенных в России религиозных организаций.

В заключение отметим, что перспективы реализации работы с верующими осужденными в настоящее время достаточно высоки в плане достижения целей исправления данной категории лиц. Попадая в места лишения свободы, многие осужденные приходят к осознанию вины через религию, начинают верить в Бога, однако насколько их мотивы искренни, пришли ли они к раскаянию или же хотят получить снисходительное отношение со стороны других осужденных и администрации исправительного учреждения, зная о лояльном подходе к глубоко верующим лицам, остается

актуальным вопросом, на который трудно найти объективный ответ.

Как у государства, так и у администрации исправительных учреждений имеется достаточно возможностей и рычагов положительного воздействия на осужденных при взаимодействии с религиозными организациями. Однако работа будет более эффективной при наличии истинной веры в Бога и осознания вины, в связи с чем немаловажным аспектом является совместная работа представителей религиозных организаций с сотрудниками, непосредственно осуществляющими воспитательную деятельность в исправительном учреждении.

1. Подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний России и Русской православной церковью // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru /db/text/1414730.html (дата обращения 16.03.2023).

2. Скоморох О. А. Правовое регулирование и реализация свободы вероисповедания и духовно-нравственного воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2021. 195 с.

3. Зауторова Э. В. Категории верующих осужденных и особенности организации воспитательной работы с ними // Вопросы педагогики. 2020. № 4-1. С. 92-95.

4. Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение. Москва : Центр "Судеб.-правовая реформа", 2002. С. 32.

5. Байдаков Г. П. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях : пособие / Г. П. Байдаков, В. В. Артамонов, Е. Г. Багреева и др. Москва : ВНИИ МВД России, 1996. С. 89.

1. A cooperation agreement was signed between the Federal Penitentiary Service of Russia and the Russian Orthodox Church // Official website of the Moscow Patriarchate. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1414730. html (accessed 03/16/2023).

2. Skomorokh O. A. Legal regulation and implementation of freedom of religion and spiritual and moral education of convicts in penitentiary institutions : thesis ... Candidate of Law St. Petersburg, 2021. 195 p.

3. Zautorova E. V. Categories of believing convicts and features of the organization of educational work with them // Questions of Pedagogy. 2020. No. 4-1. P. 92-95.

4. Braithwaite D. Crime, shame and reunion. Moscow : Center "Judicial and legal reform", 2002. P. 32.

5. Baydakov G. P. Activities of religious organizations in correctional institutions : a guide / G. P. Baidakov, V. V. Artamonov, E. G. Bagreeva et al. Moscow : All-Russian Research Institute of the MIA of Russia, 1996. P. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.