Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

В статье обосновывается актуальность педагогического прогнозирования социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных, анализируется степень изученности данной проблемы. Целью исследования выступили описание и научное обоснование методики педагогического прогнозирования социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных, призванной повысить эффективность исправительного процесса. Методологическую основу диагностики составили идеи гуманистической педагогики, ориентирующие на оказание воспитанникам исправительных учреждений опережающей педагогической поддержки в овладении многообразием социальных норм, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних осужденных. Исследование проводилось с использованием теоретических (изучение и анализ философской, психолого-педагогической и юридической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование) и эмпирических (опрос) методов. Педагогическое моделирование включало разработку и создание модели педагогического процесса прогнозирования в виде основных идей, методов, форм, средств, приемов и методических решений. В результате проведенной работы изучены понятия «социально-нормативное поведение», «педагогическое прогнозирование», «педагогический прогноз» применительно к пенитенциарной реальности. Приведены результаты исследования уровня готовности сотрудников исправительных учреждений к педагогическому прогнозированию поведения осужденных, обоснована необходимость повышения их педагогической компетентности в исследуемой сфере. Сделаны выводы, в свернутом виде раскрывающие специфику, сущность и содержание педагогического прогнозирования, отражающие приоритетность преобразующей функции рассматриваемого явления. Определены перспективы дальнейшей разработки заявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FORECASTING OF SOCIAL AND NORMATIVE BEHAVIOR OF JUVENILE CONVICTS

The article substantiates the relevance of pedagogical forecasting of the social and normative behavior of convicted juveniles, analyzes the depth of study of this problem. The purpose of the study was to describe and scientifically substantiate the methodology of pedagogical forecasting of the social and normative behavior of convicted juveniles, aimed at increasing the efficiency of the correctional process. The methodological basis of diagnostics was formed by the ideas of humanistic pedagogy, oriented towards the provision of advanced pedagogical support to inmates of correctional institutions in mastering a variety of social norms, taking into account the age and individual characteristics of juvenile convicts. The research was carried out using theoretical (study and analysis of philosophical, psychological, pedagogical and legal literature on the research topic, pedagogical modeling) and empirical (survey) methods. Pedagogical modeling included the development and creation of a model of the pedagogical forecasting process in the form of basic ideas, methods, forms, means, techniques and methodological solutions. As a result of the work carried out, the following concepts were studied: «Socially normative behavior», «pedagogical forecasting», «pedagogical forecast» in relation to the penitentiary reality. The results of the study of the level of readiness of correctional institutions’ employees for pedagogical forecasting of the behavior of convicts are presented, the necessity of increasing their pedagogical competence in the investigated area is substantiated. Conclusions are made that, in a concise form, reveal the specifics, substance and content of pedagogical forecasting, reflecting the priority of the transforming function of the phenomenon under consideration. Prospects for further development of the stated problem have been determined.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 343.85

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-236-1-35-42

ОКСАНА БРОНИСЛАВОВНА ПАНОВА

профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, xenia-vipe@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6096-2581

Вологда

OKSANA B. PANOVA

Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the VILE of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, xenia-vipe@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6096-2581

Vologda

Аннотация. В статье обосновывается актуальность педагогического прогнозирования социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных, анализируется степень изученности данной проблемы. Целью исследования выступили описание и научное обоснование методики педагогического прогнозирования социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных, призванной повысить эффективность исправительного процесса. Методологическую основу диагностики составили идеи гуманистической педагогики, ориентирующие на оказание воспитанникам исправительных учреждений опережающей педагогической поддержки в овладении многообразием социальных норм, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних осужденных. Исследование проводилось с использованием теоретических (изучение и анализ философской, психолого-педагогической и юридической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование) и эмпирических (опрос) методов. Педагогическое моделирование включало разработку и создание модели педагогического процесса прогнозирования в виде основных идей, методов, форм, средств, приемов и методических решений.

В результате проведенной работы изучены понятия «социально-нормативное поведение», «педагогическое прогнозирование», «педагогический прогноз» применительно к пенитенциарной реальности. Приведены результаты исследования уровня готовности сотрудников исправительных учреждений к педагогическому прогнозированию поведения осужденных, обоснована необходимость повышения их педагогической компетентности в исследуемой сфере. Сделаны выводы, в свернутом виде раскрывающие специфику, сущность и содержание педагогического прогнозирования, отражающие приоритетность преобразующей функции рассматриваемого явления. Определены перспективы дальнейшей разработки заявленной проблемы.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, социально-нормативное поведение, педагогическая диагностика, личность, воспитательная работа, педагогическое прогнозирование, педагогический прогноз, опережающая педагогическая поддержка, принципы, методы прогнозирования.

Abstract. The article substantiates the relevance of pedagogical forecasting of the social and normative behavior of convicted juveniles, analyzes the depth of study of this problem. The purpose of the study was to describe and scientifically substantiate the methodology of pedagogical forecasting of the social and normative behavior of convicted juveniles, aimed at increasing the efficiency of the correctional process.

Педагогическое прогнозирование социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных

Pedagogical forecasting of social and normative behavior of juvenile convicts

Для цитирования

Панова О. Б. Педагогическое прогнозирование социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 1. С. 35-42. https://doi. org/10.51522/2307-0382-2022-236-1-35-42.

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)* General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

* В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118

The methodological basis of diagnostics was formed by the ideas of humanistic pedagogy, oriented towards the provision of advanced pedagogical support to inmates of correctional institutions in mastering a variety of social norms, taking into account the age and individual characteristics of juvenile convicts. The research was carried out using theoretical (study and analysis of philosophical, psychological, pedagogical and legal literature on the research topic, pedagogical modeling) and empirical (survey) methods. Pedagogical modeling included the development and creation of a model of the pedagogical forecasting process in the form of basic ideas, methods, forms, means, techniques and methodological solutions.

As a result of the work carried out, the following concepts were studied: «Socially normative behavior», «pedagogical forecasting», «pedagogical forecast» in relation to the penitentiary reality. The results of the study of the level of readiness of correctional institutions' employees for pedagogical forecasting of the behavior of convicts are presented, the necessity of increasing their pedagogical competence in the investigated area is substantiated. Conclusions are made that, in a concise form, reveal the specifics, substance and content of pedagogical forecasting, reflecting the priority of the transforming function of the phenomenon under consideration. Prospects for further development of the stated problem have been determined.

Key words: juvenile convicts, socially normative behavior, pedagogical diagnostics, personality, educational work, pedagogical forecasting, pedagogical forecast, advanced pedagogical support, principles, methods of forecasting.

Преступность несовершеннолетних остается значимой социально-правовой проблемой, хотя согласно статистке МВД России она в последнее время сокращается. Так, в период с января по октябрь 2021 года доля участия подростков в преступлениях была относительно невелика и составляла 2,9 % от общего количества, по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году этот показатель снизился на 15,6 % [1]. Наблюдается существенное сокращение числа несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях (далее -ВК), за последние 10 лет. На конец 2020 года в 18 ВК содержалось 948 человек, то есть в 4,3 раза меньше, чем в 2010 году (4 053 человека в 62 ВК). Абсолютное большинство несовершеннолетних осужденных (934 воспитанника - 98 %) [2] отбывают наказание, связанное с лишением свободы, впервые, и это позволяет выстраивать оптимистические предположения о возможности их позитивной переориентации при качественном проведении воспитательной работы в ВК.

Следует отметить, что эффективность воспитательного процесса в ВК во многом обусловлена

тем, в какой мере сотрудники пенитенциарного учреждения осведомлены об уровне личностного развития несовершеннолетних осужденных, представляют вероятные траектории их ресо-циализации, и как они выстраивают гипотезы по поводу дальнейшего социально-нормативного поведения своих подопечных. Перечисленные аспекты составляют содержание педагогической диагностики, ориентированной на сравнение результатов деятельности со способами их достижений, выявление динамики и тенденций развития воспитательного процесса.

Анализ научной литературы позволяет считать, что не все функции педагогической диагностики раскрыты с одинаковой степенью полноты: если оценочная и аналитическая функции представлены достаточно подробно, то прогностическая, связанная с обоснованными предположениями о направлениях развития воспитанников исправительных учреждений, не получила должного освещения. На практике в ходе диагностики поведения воспитанников, как правило, изучаются его проявления, предпосылки, условия и результаты. Выстраиванию перспективных моде-

лей поведения несовершеннолетних осужденных уделяется недостаточное внимание.

Проблема прогнозирования социально-нормативного поведения осужденных носит междисциплинарный характер. Ее психологические аспекты раскрыты в трудах В. С. Мухиной, Н. Г. Назаровой, А. Н. Пастушени и других. Предметами изучения большинства исследований выступают целевые основания и методы проведения прогностических мероприятий. Цели прогнозирования поведения осужденных практически во всех источниках отражают стремление определить вероятность совершения повторных преступлений и обосновать критерии исправления осужденных в связи с рассмотрением вопросов об их досрочном освобождении или замене наказания более мягким видом. Большинство ученых считают, что критерии исправления находятся в сфере личностных свойств осужденных. По утверждению А. Н. Пастушени, главным критерием в ходе прогнозирования уровня исправления осужденных выступает наличие у них антикриминальной устойчивости [3]. Факторами, подлежащими учету в ходе психологического прогнозирования, В. С. Мухина считает систему ценностей и развитость волевой сферы исследуемых [4]. К числу наиболее значимых поведенческих критериев Н. Г. Назарова и Д. С. Ошевский относят социально-психологические параметры -социальную направленность семьи и приятельского окружения осужденных [5]. В качестве приоритетных средств прогнозирования учеными рассматриваются методы, направленные на изучение перечисленных личностных качеств.

Педагогические исследования в области прогнозирования поведения осужденных немногочисленны. Среди них особо следует выделить труды, посвященные обоснованию степени исправления осужденных в аспекте решения воспитательных задач (М. П. Стурова) [6] и характеристике педагогического прогнозирования как фактора реализации опережающей поддержки осужденных (Ф. И. Кевля) [7]. В прогностической тематике юридической науки преобладают вопросы, связанные с профилактикой криминального поведения в местах лишения свободы. Данной проблеме посвящены диссертации Е. В. Коломийченко [8], С. Р. Тютикова [9] и других, определивших круг криминогенных факторов, подлежащих учету в ходе прогнозирования преступности осужденных.

Обобщая приведенную информацию, можно констатировать, что российские ученые внесли

весомый вклад в разработку проблемы прогнозирования поведения осужденных: определили цели и роль прогнозирования, обосновали приоритетность профилактической и преобразующей функций. Вместе с тем большинство исследований посвящены прогнозированию будущего осужденных, преимущественно в криминально значимом контексте, при этом вопросы социально-нормативного поведения в более широком ресоциализирующем значении остаются менее изученными.

Актуальность обращения к понятию «социально-нормативное поведение» связана с анализом термина «исправление осужденных», в качестве целевых компонентов которого определены «формирование уважительного отношения к нормам, правилам и традициям человеческого общежития» и «стимулирование правопослуш-ного поведения» согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Неслучайно законодатель оставил открытым потенциальный перечень социальных норм, не ограничив его конкретным списком. Каждый их вид выполняет уникальную роль в ходе ре-социализации осужденных, а в совокупности социальные нормы определяют многогранность социально одобряемого поведения. Согласно педагогической концепции интегративности личности процесс выработки позитивного типа поведения начинается с формирования простейших его элементов, затрагивающих разные стороны нормативно упорядоченной жизнедеятельности, которые постепенно становятся разнообразнее, взаимодействуют одна с другой, соединяются и в итоге обеспечивают развитие и укрепление поведенческой модели (И. Ф. Харламов) [10]. В силу возрастных особенностей у несовершеннолетних сложно сразу сформировать в полноценном виде какое-либо личностное качество, например правопослушание. Данное качество является достаточно специфическим образованием, и его формирование следует начинать с выработки элементарных навыков поведения, позволяющих испытать подростку успешность при выполнении разных социальных ролей. Позитивный опыт социально одобряемого поведения со временем обогащается и интегрируется в модель правопослушного поведения.

В ряду различных видов социальных норм выделяются правовые, моральные, этические, эстетические, религиозные, политические и другие. Особое место принадлежит нормам права и морали, поскольку они регулируют основ-

ные сферы жизни общества. Между ними среди общих черт имеются существенные различия. Моральные нормы рассматриваются по преимуществу в оценочной плоскости, а следование им достигается с помощью общественного мнения в форме одобрения или порицания. Нормы права выступают более жесткими инструментами регулирования поведения, поскольку они зафиксированы в четких и однозначных текстах юридических актов, их соблюдение обеспечивается силой государственной власти.

При рассмотрении социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных в качестве объекта педагогического прогнозирования следует иметь в виду, что оно тесно связано с социальными нормами, но не сводится к ним и имеет специфику, обусловленную включением несовершеннолетних осужденных в педагогический процесс. Такая особенность состоит в том, что если в общетеоретическом аспекте социальная норма призвана упорядочивать поведение индивида и группы, то в русле педагогической деятельности регулирование поведения происходит вместе с освоением социальных норм. Предметами прогностического исследования становятся не только конкретные проявления социально-нормативного поведения, но и адаптация к социальным нормам, их принятие воспитанниками ВК. При этом сотрудник-воспитатель выступает в первую очередь в качестве специалиста, призванного оказывать своевременное коррекционно-развива-ющее влияние на осужденных.

Педагогическое прогнозирование социально-нормативного поведения направлено на определение перспективы развития, предотвращение или минимизацию вероятных негативных явлений доступными педагогическими средствами. Сущность педагогического прогнозирования указанного поведения несовершеннолетних состоит в предвосхищении неблагоприятного развития событий и оказании опережающей педагогической поддержки, направленной на усвоение подростками социальных норм. В этой связи крайне актуальным является утверждение А. С. Макаренко, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» [11].

Основываясь на результатах исследований Б. С. Гершунского [12], А. В. Хуторского [13], В. И. Андреева [14] и других, структурную модель педагогического прогнозирования можно представить в виде совокупности следующих

компонентов: целеполагания, сбора данных, всесторонней характеристики доминирующей модели поведения и ее оценки, формулирования гипотезы, составления прогноза, проектирования и реализации педагогических решений, уточнения прогнозов. Все перечисленные компоненты связаны в едином процессе бинарными отношениями «прогноз - управление», которые должны находиться в зоне внимания воспитателя, заинтересованного в принятии верных педагогических решений. Традиционно рассматриваются два вида педагогических прогнозов: осознаваемого и интуитивного. Осознаваемый прогноз базируется на сопоставлении фактов и событий, отражающих поведение воспитуе-мого, с закономерностями развития личности. Интуитивный основан на догадках и жизненном опыте субъекта прогнозирования.

Процесс педагогического прогнозирования становится успешным, когда реализуется компетентными сотрудниками. С целью изучения готовности сотрудников ВК к педагогическому прогнозированию социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных нами были опрошены 143 воспитателя 15 ВК, в том числе в период обучения по программе профессиональной переподготовки в Вологодском институте права и экономики ФСИН России. В качестве показателей, относящихся к исследуемым параметрам, рассматривались: понимание сотрудниками сущности и содержания педагогического прогнозирования; наличие склонности сопоставлять воспитательную работу с результатами прогнозирования. Анализ и интерпретация полученных данных позволили констатировать наличие следующих уровней готовности сотрудников ВК к педагогическому прогнозированию -высокого, среднего, низкого.

Категории сотрудников ВК, характеризующихся высоким уровнем готовности к педагогическому прогнозированию (12 человек - 8,4 %), присуща хорошая ориентированность в ближайшем и отдаленном будущем, в предстоящих действиях воспитуемых. Они способны предопределить, каким образом подростки будут реагировать на предстоящие события и явления. Представители этой группы, придавая большое значение прогностическим знаниям, стремятся использовать их в своей деятельности, применяют разнообразные методы прогнозирования. Могут выстроить цепочку вероятных поступков подростков в социально-нормативной ситуации определенного вида, обсудить ее с осужденны-

ми и совместно смоделировать позитивное будущее. Являясь носителями прогностического мышления, они стремятся предупредить неблагоприятное поведение подростков и переориентировать его в позитивное русло.

Сотрудники ВК, чья готовность к прогнозированию отнесена к среднему уровню (56 человек - 39 %), хорошо ориентируются в ближайшем будущем, при этом недостаточно - в отдаленной перспективе. Они, бессистемно применяя методы прогнозирования, способны предположить, к каким последствиям приведут те или иные меры воспитательного воздействия, и какие поведенческие реакции будут вызваны у воспитанников. В то же время такие воспитатели не проявляют настойчивость при использовании прогностической информации в практической деятельности. Предполагая, что события будут развиваться определенным образом, они, как правило, не задумываются над тем, как следует действовать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Количество воспитателей с низким уровнем готовности к прогнозированию составили 75 человек (52,6 %) . Они позиционируют себя в качестве сотрудников, не придающих значение прогностической деятельности; не стремятся предвидеть вероятные поступки, которые могут совершить воспитанники; не склонны задумываться над тем, к каким последствиям приведут те или иные меры педагогического воздействия.

Проведенная диагностика позволяет констатировать наличие противоречия, при котором, с одной стороны, у значительной части сотрудников ВК сформировался стереотип мышления, не предполагающий оперирование педагогическими прогнозами в своей деятельности, а с другой - имеет место стремление прогнозировать поведение осужденных на интуитивном уровне. Полученные выводы относительно недостаточности знаний и опыта сотрудников в рассматриваемой сфере подтверждают важность специального обращения к проблеме педагогического прогнозирования поведения осужденных.

В широком значении педагогическое прогнозирование - это вид исследовательской деятельности, инструментами которой выступают наблюдение, моделирование, экстраполяция, обобщение независимых характеристик и другие методы, направленные на решение задач по прогнозированию педагогических ситуаций [15]. Особая роль отводится экстраполяции, сущность которой образует понимание того, что

ранее установленные связи будут действенными и в прогнозируемых границах, охватывающих временной период, конкретных субъектов, их мировосприятие и поступки. Педагогическое прогнозирование социально-нормативного поведения, рассматриваемое в разрезе отдельных видов социальных норм, в каждом случае будет иметь свой круг задач и способы их решения; при этом оно будет учитывать необходимость следования подростками другим социальным нормам. Таким образом, педагогическое прогнозирование предполагает, что анализ состояния поведения, значимого для определенной социальной нормы, может формировать оценку поведения в целом. Экстраполяция позволяет выстроить гипотезы о перспективах личностного развития субъекта с учетом анализа современных и ретроспективных тенденций в его поведении.

Исходными принципами организации педагогического прогнозирования поведения индивида выступают: целесообразность, целостность, системность, непрерывность, согласованность текущих и перспективных прогнозов. В отношении несовершеннолетних осужденных актуальным становится наличие нескольких вариантов при выборе прогноза. Данное требование обусловлено тем, что воспитанник ВК, руководствуясь в своих поступках собственным мнением, нередко испытывает значимое воздействие внешнего окружения с присущими поведенческими установками. По этой причине следует оценивать вероятность развития событий по разным поведенческим сценариям, опосредованным вариативностью коммуникативных связей подростка.

Прогнозирование успешного социально-нормативного поведения осужденного предполагает, что он приобщается к универсальным ценностям, усваивает определенные социальные нормы, овладевает актуальными моделями поведения. Формирование социально одобряемого поведения не следует рассматривать как исключительно поступательное явление, при котором эпизодические успехи могут восприниматься как признаки прогрессивного развития личности. И наоборот, ситуативные неудачи не должны восприниматься в качестве индикаторов социальной деградации. Прогнозирование хода социального становления индивида - это сложный, не всегда поддающийся логическому объяснению процесс. Нелинейность и противоречивость социально-нормативного развития

личности объясняет относительность педагогических прогнозов: воспитатель не всегда может ответить верно на вопрос, касающийся способности его подопечных справиться с проблемами социализации.

Высокий уровень точности прогнозов обеспечивается применением метода экспертных оценок, для реализации которого создается специальная рабочая группа, состоящая из экспертов - специалистов, чьи профессиональные знания позволяют каждому сформировать собственное прогностическое мнение. В дальнейшем суждения экспертов распределяются по частоте обнаружения каких-либо однородных свойств исследуемого объекта. Балльные оценки становятся обобщающими индикаторами, указывающими на уровень повторяемости одинаковых точек зрения экспертов. Выработка объективного мнения экспертов происходит в ходе специально организованного обсуждения с учетом анализа балльных оценок. Метод независимых оценок предусматривает включение в группу экспертов лиц, осуществляющих воспитательную работу с осужденными в соответствии со своими должностными обязанностями: воспитателей, членов совета воспитателей отряда, психологов и других сотрудников, имеющих достаточную квалификацию для вынесения прогностических суждений.

При решении конкретных прогностических задач коллективу сотрудников ВК целесообразно руководствоваться определенным алгоритмом педагогических действий. В качестве универсальной схемы педагогического прогнозирования социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных может быть предложена методика, включающая следующие мероприятия:

- описание поступков, совершенных осужденным, с учетом их соотнесения с социальными нормами определенного вида;

- анализ совершаемых в настоящее время поступков, в которых подтверждается следование определенным социальным нормам;

- разбор оценочных и установочно-поведен-ческих суждений воспитанника ВК, в которых он выражает свое отношение к определенным социальным нормам;

- анализ жизненных планов осужденного;

- оценка условий, в которых заявленные жизненные планы могут быть реализованы;

- анализ соотношения идеальных и реальных условий реализации жизненных планов;

- моделирование оптимальных вариантов реализации жизненных планов с учетом личностных потенциалов воспитанника;

- выявление вероятных социальных рисков при реализации жизненных планов воспитанником;

- определение мер, призванных минимизировать социальные риски.

Предложенная методика включает анализ и оценку результатов деятельности несовершеннолетних осужденных и предусматривает, что интерпретация мировоззренческих суждений воспитанников и моделируемых ими вариантов поведения служит основой для определения поведенческого прогноза. Методикой предусмотрены различные способы включения несовершеннолетних в ситуации выбора, в том числе с помощью метода дилемм. Данный метод представляет совместное обсуждение воспитанниками понятных для них утверждений, имеющих социально-нормативный контекст. Прогностическая функция присуща дилемме изначально. Она состоит в выработке гипотезы относительно направленности дальнейшего поведения индивида на основе оценки его выбора, совершенного в виртуальных обстоятельствах.

В ходе решения дилемм актуализируется рефлексия, предполагающая самооценку и самоанализ, которые в специально созданных обстоятельствах побуждают воспитанника к самопрогнозированию. Для погружения в предполагаемые обстоятельства может быть предложена методика самопрогнозирования нравственного поведения, которая представляет собой опросник, состоящий из десяти утверждений, предназначенных для их оценивания со стороны несовершеннолетних осужденных. Система утверждений разработана нами на основе содержания определенных правил нравственного поведения. Приведем примеры таких утверждений: «Жизненная цель может быть достигнута только с помощью нравственных средств», «Всегда нужно контролировать свое поведение, чтобы не совершать безнравственных поступков. Только в этом случае человек может уважать себя» и другие. Воспитанникам предлагается ознакомиться с предложенными суждениями, выразить свое мнение. По результатам ответов при помощи специальных ключей участники опроса определяют уровень своего нравственного развития с точки зрения его влияния на будущую жизнь.

Многообразие методов педагогического прогнозирования социально-нормативного поведения определяется творческим подходом сотрудников ВК и уровнем их готовности к данному направлению деятельности. По сути, любое воспитательное мероприятие может нести в себе прогностическую нагрузку, если содержит ориентационно-поведенческую задачу.

Мы разделяем точку зрения, в соответствии с которой педагогическое прогнозирование поведения несовершеннолетнего осужденного целесообразно рассматривать в двух модусах - в виде образа будущего поведения подростка, созданного воспитателем, и в виде образа поведения, отражающего представления самого воспитанника [16]. Более надежным считается вариант, в котором присутствует максимальное совпадение прогнозов воспитателя и воспитанника. На ранних этапах отбывания наказания прогноз воспитателя относительно поведения подростка будет более реалистичным, так как в обстоятельствах приспособления к условиям вынужденной изоляции осужденный психологически не готов к восприятию всей необходимой информации. Усвоение знаний, касающихся способов самопрогнозирования, происходит в период основного этапа отбывания наказания в ВК и на этапе подготовки к освобождению.

На начальном этапе отбывания наказания ответственность за надежность прогноза пове-

дения несовершеннолетнего возлагается на воспитателя. В дальнейшем, учитывая, что полная мера ответственности за совершенные поступки ложится в первую очередь на осужденного, ему надлежит самому просчитывать последствия своих действий. Задачей воспитателя становится мотивирование несовершеннолетних осужденных на самопрогнозирование и овладение способами его осуществления. Запуская механизмы самопрогнозирования и предоставляя воспитанникам необходимые сведения, воспитатель побуждает подростков к моделированию вероятных вариантов развития жизненных событий.

Таким образом, ключевым компонентом прогноза является цель, ориентированная на обеспечение опережающей педагогической поддержки просоциального поведения воспитанников. Эта цель детерминирует содержание деятельности, в ходе которой определяется и оценивается направленность поступков несовершеннолетних. Поскольку преобразовательная функция педагогического прогнозирования рассматривается в качестве приоритетной, его основным направлением является моделирование успешных траекторий личностного развития воспитанников в аспекте их жизненного самоопределения.

В плане перспектив дальнейшего исследования определенный интерес вызывает изучение интеграции процессов прогнозирования и самопрогнозирования в пенитенциарной практике.

1. Состояние преступности в России за январь-октябрь 2021 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/27024130/ (дата обращения: 13.12.2021).

2. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // ФСИН России: [сайт]. 09.03.2021 URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20 VK/ (дата обращения: 13.12.2021).

3. Пастушеня А. Н. Психологическая диагностика степени исправления осужденных: основы теории и методики // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 11.

4. Мухина В. С. Отчужденные: абсолют отчуждения : монография. М. : Прометей, 2009. C. 19.

5. Назарова Н. Г., Ошевский Д. С. Психологические факторы риска агрессивного поведения у несовершеннолетних осужденных // Юридическая психология. 2013. № 4. С.15-19.

6. Стурова М. П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-методологический и организационный аспекты) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991. 42 с.

7. Кевля Ф. И. Прогностическая способность сотрудника уголовно-исполнительной системы как предпосылка реализации опережающей поддержки воспитанника // Вестник института: преступление, наказание, исправление. Т. 13. 2019. № 1. С. 135-141.

8. Коломийченко Е. В. Прогнозирование преступности осужденных в местах лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 169 с.

9. Тютиков С. Р. Криминологическое прогнозирование преступности среди осужденных к лишению свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1998. 21 с.

10. Харламов И. Ф. Педагогика : учебник. М. : Гардарики, 1999. 300 с.

11. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. Статьи, лекции, выступления. М. : Учпедгиз, 1946. С. 61.

12. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория. Методология. Практика. М. : Флинта, 2003. 768 с.

13. Хуторской А. В. К обоснованию педагогической футурологии // Народное образование. 2019. № 6. С. 43-48.

14. Андреев В. И. Концептуальная педагогическая прогностика : монография. Казань : Центр инновационных технологий, 2010. 220 с.

15. Свидерская В. В. Основы социального прогнозирования : учебно-методическое пособие. Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2014. С. 38.

16. Карманчиков А. И. Логика педагогического прогнозирования : монография. Ижевск, 2012. С. 41.

1. The state of crime in Russia in January - October 2021 // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation : [site]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/27024130/ [Accessed 13th December 2021].

2. Characteristics of persons kept in juvenile educational colonies // FPS of Russia : [site]. 09.03.2021 URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ [Accessed 13th December 2021].

3. Pastushenya, A. N. (2015) Psychological diagnostics of the degree of correction of convicts: fundamentals of theory and methods // Applied Legal Psychology. 4, 11.

4. Mukhina, V. S. (2009) Alienated: the absolute alienation : monograph. Moscow : Prometheus, p. 19.

5. Nazarova, N. G., Oshevskij, D. S. (2013) Psychological factors of risk of aggressive behavior of minor convicts // Juridical Psychology. 4, 15-19.

6. Sturova, M. P. (1991) Educational system of correctional labor institutions (theoretical, methodological and organizational aspects) : thesis ... of Dr. of Pedagogy. Moscow, 42 p.

7. Kevlya, F. I. (2019) Predictive ability of the penal system employee as a prerequisite for the implementation of advance support pupil // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. V. 13. 1, 135-141.

8. Kolomiychenko, E. V. (2000) Forecasting of crime of convicts in places of deprivation of liberty : thesis ... of Candidate of Law. Moscow, 169 p.

9. Tyutikov, S. R. (1998) Criminological forecasting of crime among those sentenced to imprisonment : thesis ... of Candidate of Law. Ryazan, 21 p.

10. Kharlamov, I. F. (1999) Pedagogy: textbook. Moscow : Gardariki, 300 p.

11. Makarenko, A. S. (1946) Selected pedagogical works. Articles, lectures, speeches. Moscow : Uchpedgiz, p.

61.

12. Gershunsky, B. S. (2003) Educational and pedagogical prognostics. Theory. Methodology. Practice. Moscow : Flinta, 768 p.

13. Khutorskoy, A. V. (2019) To substantiation of pedagogical futurology // Narodnoe obrazovanie (National Education). 6, 43-48.

14. Andreev, V. I. (2010) Conceptual pedagogical prognostics : monograph. Kazan : Center for Innovative Technologies, 220 p.

15. Sviderskaya, V. V. (2014) Fundamentals of social forecasting : teaching aid. Komsomolsk-on-Amur : KnAGTU, p. 38.

16. Karmanchikov, A. I. (2012) The logic of pedagogical forecasting : monograph. Izhevsk, p. 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.