УДК 376.58; ББК 74.00 © Панова О.Б. 2019
THE STUDY OF THE INDIVIDUAL MEASURE OF REMORSE AS A MEANS OF PREDICTING THE BEHAVIOR OF THE CONVICTED PERSON
ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕРЫ РАСКАЯНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ОСУЖДЕННОГО
Oksana Bronislavovna PANOVA,
Professor of the Department
of legal psychology and pedagogy Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia Е-mail: [email protected]
Оксана Брониславовна ПАНОВА,
профессор кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Панова О.Б. Изучение индивидуальной меры раскаяния как инструмент прогнозирования поведения осужденного1. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 68-72.
Abstract. Ehe article deals with the issues of forecasting the behavior of persons sentenced to imprisonment. Giving the substantiation of the urgency of the problem, the author refers to the content of strategic directions of penal policy, analyzes the scientific literature of recent years. The study of information sources allows us to state that the attitude to forecasting as a global task to a certain extent makes it difficult to formulate a clear forecast. As a means to implement private prognostic tasks in mass practice, the method «Study of individual measures of remorse of convicts»is proposed. This technique allows us to correlate the measure of awareness of the convict of the negative consequences of the crime with the direction of his behavioral installation from the pedagogical standpoint.
Keywords: forecasting, diagnostic methods, projective technique, behavioral attitude, remorse of the convicted person, the principle of actualization of remorse.
Аннотация. Рассматриваются вопросы прогнозирования поведения лиц, осужденных к лишению свободы. Давая обоснование актуальности проблемы, автор обращается к содержанию стратегических направлений уголовно-исполнительной политики, анализирует научную литературу последних лет. Изучение источников информации позволяет констатировать, что отношение к прогнозированию как глобальной задаче в определенной мере затрудняет формулирование четкого прогноза. В качестве средства, позволяющего реали-зовывать частные прогностические задачи в массовой практике, предлагается методика «Изучение индивидуальной меры раскаяния осужденных». Данная методика позволяет соотносить меру осознания осужденным негативных последствий от совершенного преступления с направленностью его поведенческой установки с педагогических позиций.
Ключевые слова: прогнозирование, методы диагностики, проективная методика, поведенческая установка, раскаяние осужденного, принцип актуализации раскаяния.
Постановка проблемы. В условиях реформирования УИС профессиональная деятельность сотрудника исправительного учреждения все в большей степени связывается с необходимостью прогнозировать пути совершенствования ключевых способов ресоциализации осужденных. Директор ФСИН России Г.А. Корниенко, подчеркивая необходимость содействия позитивной социализации осужденных, делает акцент на оказании им адресной помощи при подготовке к освобождению, актуализируя тем самым значение прогностической функции [1, с. 15-16]. Концепция федеральной
целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)», ориентирующая на сокращение рецидива преступности и дающая обоснованный прогноз в этой сфере, рассматривает прогнозирование в аспекте возможных вариантов решения проблемы, оценки преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения.
Уделяя особое внимание прогностической функции сотрудников исправительного учреждения, мы исходим из того, что прогнозирование не может рассматриваться как деятельность, доступ-
1 Данная статья была опубликована в электронном сборнике тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России), г. Рязань, 20-22 ноября 2019 г. в 10 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019.
ная лишь ученым и научно-исследовательским институтам. При этом, оно не может существовать и в качестве субъективного и интуитивного предположения. Прогнозирование поведения осужденных представляет собой научно обоснованную деятельность сотрудника ФСИН, направленную на исследование возможных траекторий и перспектив развития осужденных как объектов исправительного процесса. Важность данного направления деятельности определяется тем, что оно способно обеспечивать соответствие ожидаемых результатов исправления с реальным положением дел с учетом их социальных последствий.
Анализ последних исследований и публикаций. В отечественной пенитенциарной науке исследования по проблеме прогнозирования поведения осужденных немногочисленны; как правило, они осуществляются через потенциал юриспруденции и психологии. Рассмотрим некоторые подходы, отражающие результаты исследований в рассматриваемой области за последние десятилетия. С Р. Тютиков утверждает, что прогноз криминогенной обстановки в исправительных учреждениях должен охватывать во взаимосвязи тенденции - социально-экономических, политических, правовых, духовных процессов, непосредственно влияющих как на преступность в целом, так и на преступность в местах лишения свободы [2]. В.Е. Новичков, развивая данные положения, доказывает, что концептуальной основой прогнозирования в сфере борьбы с преступностью является усвоение общей политической доктрины страны; тщательный анализ и выявление закономерностей, а так же состояния преступности, уголовного и смежного с ним законодательства и правоприменительной деятельности; выбор стратегий и приоритетов, принципов и моделей борьбы с преступностью; определение необходимого и достаточного прогностического информационного пространства; разработка комплексного, многовариантного прогноза воздействия на преступность [3].
Е.В. Коломийченко рассматривает прогноз преступности осужденных в местах лишения свободы как научно обоснованное суждение о будущих, вероятных параметрах преступности осужденных, личности преступника, комплексе причин и условий, обусловливающих совершение преступлений осужденными в прогнозируемый период времени. Задачи прогнозирования автор связывает с необходимостью выработки мер по предупреждению преступлений [4]. В исследовании Е.А. Дядьченнко представлена точка зрения, в соответствии с которой надежный прогноз обеспечивается применением технологии, которая вклю-
чает в себя данные, с одной стороны, регрессионных преобразований показателей комплексной психодиагностики личности, с другой - оценивания действующих объективных факторов риска и анамнеза их жизненного пути [5]. Анализ перечисленных подходов позволяет заключить, что реализация прогнозирования поведения осужденных как деятельности может дифференцироваться по степени достоверности и проводиться на разных уровнях, соотносимых с теми или иными критериями и показателями. Все перечисленные выше исследования вносят существенный вклад в научное обоснование прогнозирования в пенитенциарной сфере. Главной их заслугой является методологическое обоснование необходимости базирования на закономерностях и принципах и недопущение поверхностности прогностических суждений.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблем. Вместе с тем, можно отметить, что рассмотрение прогнозирования в качестве глобальной задачи предполагает, что ее решение в одних случаях требует участия большой группы специалистов разных сфер, в других - предполагает применение методик, носящих универсальный характер, что, в свою очередь затрудняет интерпретацию полученных результатов и формулирование четкого прогноза.
Формулирование целей статьи. По нашему мнению, прогнозирование поведения осужденных может существовать не только как масштабный, но и как «усеченный» процесс, подчиненный решению ситуативной задачи. Преимуществом ситуативного прогнозирования является доступность владения его инструментарием практическими сотрудниками, контактирующими с осужденными в повседневной профессиональной деятельности. Продуктивность данного вида прогнозирования определяется вооружением сотрудников исправительных учреждений специальными методиками, имеющими научное обоснование и снабженными четким руководством к применению. В этом случае методологическое обеспечение выступает фактором преодоления фрагментарности прогнозирования, а следование определенным принципам определяет его достоверность. Представляется, что наиболее приемлемым является представление такой методики в педагогической плоскости, включающей вопросы воспитания осужденных, решать которые призваны все сотрудники ФСИН России, непосредственно общающиеся с осужденными в исправительных учреждениях.
Изложение основного материала. Примером ситуативного прогнозирования поведения осужденных может служить интерпретации данных,
полученных в результате применения методики «Изучение индивидуальной меры раскаяния осужденного» [6]. Раскаяние рассматривается нами как синкретичное эмоционально-интеллектуальное состояние, в котором слиты воедино эмоциональный компонент, отражающий сожаление о совершенном преступлении, и интеллектуальный, основанный на осознании полноты и глубины его негативных последствий. Данная методика апробирована в 22 исправительных учреждениях разных типов и видов режима, в том числе, в двух воспитательных колониях - с проведением формирующего эксперимента, подтвердившего ее надежность.
Методика изучения индивидуальной меры раскаяния направлена на выявление склонности осужденных к раскаянию в совершенном преступлении в аспекте осознания его общественной опасности. Данная методика была разработана на основе упражнения «Таблица затрат и выигрышей», включенного в коррекционную программу, которая используется в пенитенциарных учреждениях ФРГ с целью активизации рефлексивной деятельности заключенных [7, с. 152]. Многократное применение этого упражнения в работе с разными группами осужденных подвело нас к выводу о том, что оно может выполнять, наряду с коррекцион-ной, диагностическую функцию.
Методикой предусматривается, что каждому испытуемому предлагается «таблица потерь и приобретений от совершенного преступления», в которую необходимо внести положительные последствия («приобретения») от совершенного им преступления и вписать их в соответствующие колонки, определяя, являются ли они краткосрочными или долговременными. Также испытуемым предлагается внести в список негативных последствий утраты или иные недостатки от совершенного преступления и вписать их в «отрицательные» колонки, обдумывая, были ли это краткосрочные или долговременные последствия. Мы исходим из того, что факт осознания негативных последствий от преступления отражает сожаление совершившего его лица: если человек определяет последовавшее за событием явление как негативное, значит, он в такой форме признает неправильность своего поведения, и у него формируется установка на неприемлемость повторного совершения преступления.
Обработка данных, полученных в ходе диагностической процедуры предусматривает выявление в ответах преимущественных типов последствий от совершенного преступления (позитивных или негативных) в их временном соотнесении. Со-
ответственно, испытуемые могут быть отнесены к следующим категориям:
а) Высокий уровень. Осужденный раскаивается в совершенном преступлении и осознает степень его общественной опасности. У осужденных с высоким уровнем индивидуальной меры раскаяния преобладают долговременные негативные последствия, в том числе, для пострадавшей стороны. Отнесенные к этому уровню лица отрицательно оценивают свое криминальное прошлое, полностью признают вину, склонны к преодолению негативных последствий от совершенного преступления, внутренне готовы к правовому образу жизни. Высокий уровень позволяет прогнозировать неприемлемость преступной деятельности.
б) Средний уровень. Осужденный раскаивается в совершенном преступлении, но при этом не осознает степень его общественной опасности. В ответах респондентов преобладают негативные последствия, не зависимо от временной соотнесенности, но они не отражают потерь пострадавшей стороны; имеют место краткосрочные выигрыши. У таких осужденных не сформировано четкое представление о том, какой образ жизни, правовой или криминальный, они считают для себя перспективным; вину признают частично; не имеют намерения преодолевать негативные последствия от совершенного преступления.
в) Низкий уровень. Осужденный не раскаивается в совершенном преступлении и не осознает его общественной опасности. В ответах осужденных преобладают либо позитивные последствия от совершенного преступления, либо краткосрочные негативные последствия, отражающие исключительно материальные и моральные ограничения в связи с нахождением в местах лишения свободы. Отнесенные к этому уровню осужденные будущую жизнь связывают с преступной деятельностью; они не имеют намерения преодолевать негативные последствия от совершенного преступления. Низкий уровень указывает на наличие у осужденного противоправной установки.
Методика «Изучение индивидуальной меры раскаяния осужденных» использовалась и проверялась на надежность в ходе прогнозирования поведения осужденных, представляющих следующие категории: несовершеннолетние, женщины; лица, осужденные впервые за совершение корыстных преступлений, лица, осужденные к пожизненному лишению свободы. Общее количество испытуемых составило 1400 человек. Для примера рассмотрим и проанализируем варианты ответов, полученных в ходе исследования, проведенного на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской об-
ласти в 2017 году в рамках написания К.В. Волковой выпускной квалификационной работы на тему «Особенности эмоционального интеллекта лиц, впервые осужденных за совершение корыстных преступлений» под научным руководством автора статьи. Всего в исследовании приняло участие 60 человек. Было установлено, что подавляющее количество осужденных (86,7 %) продемонстрировали ярко выраженную эгоистическую направленность своих переживаний по поводу потерь от совершенного преступления. Ни один из них не отразил переживаний, связанных с интересами, проблемами, потерями других людей (родственников, непосредственных жертв и др.) В то же время «проигрыши» от совершенных преступлений признавались всеми испытуемыми. В числе краткосрочных проигрышей были указаны «уголовное преследование», «отсутствие половых контактов», «плохая еда», в числе долгосрочных - «судимость», «проблемы с трудоустройством», «потерянное зря время», «проблемы со здоровьем» и т.п. В числе долгосрочных «выигрышей» были указаны: «стал верующим», «пересмотрел отношение к алкоголю», «обо мне заботится государство», «не плачу налоги и алименты», «теперь точно знаю, как себя вести, чтобы больше не попасть в тюрьму».
Таким образом, у большинства осужденных впервые за корыстные преступления выражен низкий уровень индивидуальной меры раскаяния. Многие осужденные не раскаиваются в совершенном преступлении. У них ярко выражена эгоцентрическая направленность, которая препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы личности. В структуре эмоциональных состояний у них преобладают переживания по поводу отсутствия комфорта, свободы действий, отсутствия возможности избежать уголовной ответственности, отсутствие привычного круга общения. В ответах осужденных преобладают краткосрочные негативные последствия, которые отражают исключительно материальные ограничения осужденных в связи с его нахождением в местах лишения свободы. Осужденные не характеризуются намерением преодолевать негативные последствия от совершенного преступления. В ряде случаев они открыто позиционируют свою криминальную ориентацию.
Средний уровень индивидуальной меры раскаяния по результатам исследования показали лишь 13,3 % (4 человека). Сожаление по поводу совершенного преступления присутствует во всех ответах. Социальная направленность касается только родственников осужденных в ситуации
жизненных трудностей. Наиболее типичные ответы: «дети растут без отца», «материальные проблемы в семье», «разлука с семьей». В числе долгосрочных выигрышей ими были указаны «смена жизненных ценностей», «понял, что жизнь была не так плоха до совершения преступления». Таким образом, осужденные сожалеют о совершенном преступлении, не осознавая степени его общественной опасности. В структуре эмоциональных состояний у них преобладают переживания, проявляющиеся в тоске, страхе, стыде. В ответах осужденных преобладают негативные последствия, независимо от временной соотнесенности, но они не отражают потери пострадавшей стороны. У таких осужденных за корыстные преступления не сформировано четкое представление о том, какой образ жизни, правовой или криминальный, они считают для себя перспективным; вину признают частично; не имеют намерения преодолевать негативные последствия от совершенного преступления.
Высокий уровень меры раскаяния по результатам данного исследования в группе осужденных впервые за корыстные преступления отсутствует.
Поскольку представленная методика изучения индивидуальной меры раскаяния осужденных является проективной, а обработка информации, реализуемая в ней, не исключает субъективность интерпретации, то результаты следует соотносить с данными других диагностических процедур, ориентированных на выявление направленности поведенческой установки. В их числе могут быть независимые экспертные оценки, наблюдение, беседа, анализ дисциплинарной практики и др.
Результаты экспериментальной работы позволили не только определить один из инструментов прогнозирования поведения, но и обосновать специальный принцип педагогического сопровождения осужденных - принцип актуализации раскаяния, ориентирующий на включение осужденных в социальную практику, при которой они, будучи не в полной мере способными изменить всю тяжесть последствий совершенного преступления, могут осознать потребность в изменении себя. Данный принцип отражает чувственную и логическую природу раскаяния, определяет его эмоционально-интеллектуальный характер. Осознание человеком, имеющим криминальный опыт, смысла правовой жизни должно быть опосредовано пребыванием в критической ситуации, когда «жизнь хуже некуда» (В. Франкл) [8, с.29]; оно должно происходить в момент контакта с обще-человеческкими ценностями, которые начинают
восприниматься как имеющее «значение для меня» (А.Н. Леонтьев) [9, с. 103]. При таких условиях человек начинает вырабатывать собственное эмоционально-оценочное отношение к своей жизни. Чувственные двигатели стимулируют работу интеллектуальных компонентов личности, позволяющих предвидеть последствия своих действий, делать выбор в юридически значимой жизненной ситуации, находить объяснение выгодности следования общечеловеческим нормам, проектировать события правопослушной жизни.
Таким образом, описанная методика изучения индивидуальной меры раскаяния может рассматриваться в качестве инструмента педагогического прогнозирования поведения осужденных, призванного к использованию в практике сотрудников исправительных учреждений, непосредственно контактирующих с осужденными в повседневной профессиональной деятельности. Прогностическая функция данной методики состоит в представлении материала для предвидения будущих изменений в развитии поведенческих проявлений осужденных, сопоставляемых с содержанием и направленностью переживаний, обусловленных совершенным преступлением; определении путей совершенствования поведенческой установки; проектировании хода развития исправительного процесса. Для того чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем состоянии поведенческих установок; кроме того, надо знать принципы и тенденции их развития.
Выводы из данного исследования и перспективы. Важное значение для сотрудников исправительных учреждений имеет активность предвидения, т. е., предвидя будущее, сотрудники исправительных учреждений проявляют готовность воспитателя активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для прогнозирования. Каждый вдумчивый, творчески работающий сотрудник исправительной колонии настроен на то, чтобы предвидеть правозначи-мые поступки осужденных, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление воспитательным процессом.
Прогноз в своей структуре содержит цель, на реализацию которой направлен процесс сопрово-
ждения развития поведенческих установок осужденных. В свою очередь, цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается уровень развития поведенческих установок осужденных. Таким образом, прогноз начинает и завершает цикл диагностического процесса, что отражается в логической цепочке: прогноз (цель) ^ деятельность (общение) ^ изучение (оценка) ^ диагноз ^ прогноз. Переспективы данного исследования связываются нами с расширением спектра методик, позволяющих решать прогностические функции в воспитательном процессе исправительных учреждений.
Литература
1. Корниенко Г. А. Современное состояние и перспективы развития уголовноисполнительной системы //III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». Т. 1: Материалы пленарного заседания. Рязань, 2017. 251 с.
2. Тютиков С.Р. Криминологическое прогнозирование преступности среди осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1998. 21 с.
3. Новичков В.Е. Прогнозирование в сфере борьбы с преступностью в современной России: дис. ... д-ра юрид. наук. М, 2005. 471 с.
4. Коломийченко Е.В. Прогнозирование преступности осужденных в местах лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 169 с.
5. Дядьченнко Е.А. Психологическое прогнозирование рецидивных преступлений несовершеннолетних мужского пола, осужденных без лишения свободы: дис. ... канд. психолог. наук. Рязань, 2014. 281 с.
6. Панова О.Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2013. - 489 с.
7. Андреев Н.А., Морозов В.М., др. Ресоциа-лизация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект). М., 2001. 182с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 366 с.
9. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. 511с.