Научная статья на тему 'КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ'

КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
339
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / КИНОПЕДАГОГИКА / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

Введение. Статья посвящена характеристике рефлексии как механизма позитивной переориентации личности воспитанника исправительного учреждения; аргументации возможности стимулирования этого процесса воспитательными средствами; обоснованию целесообразности использования кинопедагогики в качестве инструмента формирования рефлексивности у несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии. Цель: выявление динамики в развитии рефлексивности у несовершеннолетних осужденных под влиянием средств кинопедагогики. Методы: теоретический анализ проблемы исследования, теоретический анализ статистических данных и нормативных документов, опрос, эксперимент, методы математической статистики, интерпретационный метод. Результаты: в ходе анализа статистических данных, отражающих тенденции в уголовно-исполнительной политике в отношении несовершеннолетних осужденных, был сформулирован прогноз по поводу результативности воспитательной работы, стимулирующей развитие рефлексивности у подростков средствами кинопедагогики. В ходе теоретического описания специальной кинопрограммы были изложены основные идеи, педагогические условия и методические решения для ее реализации; в дальнейшем экспериментальном изучении в реальном педагогическом процессе они получили свое подтверждение. Основным критерием действенности предложенной кинопрограммы являлся уровень рефлексивности у несовершеннолетних осужденных; позитивная динамика в ее развитии была выявлена с помощью методики диагностики рефлексивности, разработанной А. В. Карповым. Информация, полученная в ходе данного исследования, может послужить основой для использования средств кинопедагогики при решении широкого спектра задач воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM PEDAGOGY TO ENCOURAGE REFLECTION OF JUVENILE OFFENDERS SERVING THEIR SENTENCE IN JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES

Introduction. The article is aimed at characterizing reflection as a mechanism for social rehabilitation of juvenile offenders serving their sentence in correctional institutions; justifying the possibility of boosting this process by educational means; proving the expediency of using film pedagogy as a tool for the formation of self-reflection in juvenile convicts in correctional facilities. The purpose of this study is to identify the dynamics in the development of reflection of juvenile convicts under the influence of film pedagogy. Methods: theoretical analysis of the research problem, theoretical analysis of statistical data and normative documents, survey, experiment, methods of mathematical statistics, and an interpretative method. Results: after analyzing the statistical data reflecting trends in the penal enforcement policy in relation to juvenile convicts, the author forecasted the effectiveness of awareness-raising work stimulating the development of reflexivity in adolescents by means of film pedagogy. During theoretical description of a special film program, key ideas, pedagogical conditions and methodological solutions for its implementation were outlined; in further experimental study during the real pedagogical process, they were confirmed. The critical indicator of the proposed film program effectiveness was the level of reflexivity in juvenile convicts; positive dynamics in its development was determined with the help of the reflexivity diagnostic method developed by A.V. Karpov. The information obtained in the course of this study can serve as a basis for using the means of film pedagogy in solving a wide range of educational work with convicts in places of deprivation of liberty.

Текст научной работы на тему «КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-4-813-825 УДК 376.58

Кинопедагогика как средство активизации рефлексии у несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях

О. Б. ПАНОВА

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6096-2581, e-mail: xenia-vipe@mail.ru

Реферат

Введение. Статья посвящена характеристике рефлексии как механизма позитивной переориентации личности воспитанника исправительного учреждения; аргументации возможности стимулирования этого процесса воспитательными средствами; обоснованию целесообразности использования кинопедагогики в качестве инструмента формирования рефлексивности у несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии. Цель: выявление динамики в развитии рефлексивности у несовершеннолетних осужденных под влиянием средств кинопедагогики. Методы: теоретический анализ проблемы исследования, теоретический анализ статистических данных и нормативных документов, опрос, эксперимент, методы математической статистики, интерпретационный метод. Результаты: в ходе анализа статистических данных, отражающих тенденции в уголовно-исполнительной политике в отношении несовершеннолетних осужденных, был сформулирован прогноз по поводу результативности воспитательной работы, стимулирующей развитие рефлексивности у подростков средствами кинопедагогики. В ходе теоретического описания специальной кинопрограммы были изложены основные идеи, педагогические условия и методические решения для ее реализации; в дальнейшем экспериментальном изучении в реальном педагогическом процессе они получили свое подтверждение. Основным критерием действенности предложенной кинопрограммы являлся уровень рефлексивности у несовершеннолетних осужденных; позитивная динамика в ее развитии была выявлена с помощью методики диагностики рефлексивности, разработанной А. В. Карповым. Информация, полученная в ходе данного исследования, может послужить основой для использования средств кинопедагогики при решении широкого спектра задач воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы.

Ключевые слова: воспитательная колония; несовершеннолетний осужденный; личность; педагогический процесс; воспитательная работа; воспитательное мероприятие; кинопедагогика; рефлексия; рефлексивность; самопознание; самооценка; самоопределение.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Панова О. Б. Кинопедагогика как средство активизации рефлексии у несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 4 (56), с. 813-825. йО! 10.46741/2686-9764-2021-154-813-825.

Film Pedagogy to Encourage Reflection of Juvenile Offenders Serving their Sentence in Juvenile Correctional Facilities

OKSANA B. PANOVA

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of

Russia (VIPE FSIN Russia), Vologda, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6096-2581, e-mail: xenia-vipe@mail.ru

Abstract

Introduction. The article is aimed at characterizing reflection as a mechanism for social rehabilitation of juvenile offenders serving their sentence in correctional institutions; justifying the possibility of boosting this process by educational means; proving the expediency of using film pedagogy as a tool for the formation of self-reflection in juvenile convicts in correctional facilities. The purpose of this study is to identify the dynamics in the development of reflection of juvenile convicts under the influence of film pedagogy. Methods: theoretical analysis of the research problem, theoretical analysis of statistical data and normative documents, survey, experiment, methods of mathematical statistics, and an interpretative method. Results: after analyzing the statistical data reflecting trends in the penal enforcement policy in relation to juvenile convicts, the author forecasted the effectiveness of awareness-raising work stimulating the development of reflexivity in adolescents by means of film pedagogy. During theoretical description of a special film program, key ideas, pedagogical conditions and methodological solutions for its implementation were outlined; in further experimental study during the real pedagogical process, they were confirmed. The critical indicator of the proposed film program effectiveness was the level of reflexivity in juvenile convicts; positive dynamics in its development was determined with the help of the reflexivity diagnostic method developed by A.V. Karpov. The information obtained in the course of this study can serve as a basis for using the means of film pedagogy in solving a wide range of educational work with convicts in places of deprivation of liberty.

Keywords: juvenile correction facility; juvenile offender; personality; pedagogical process; educational work; educational event; film pedagogy; reflection; reflexivity; self-knowledge; self-esteem; self-determination.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education.

For citation: Panova O.B. Film pedagogy to encourage reflection of juvenile offenders serving their sentence in juvenile correctional facilities. Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 4(56), pp. 813-825. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-4-813-825.

Введение

Детская преступность остается нерешенной социально значимой проблемой, несмотря на определенное снижение ее показателей в последние годы. В статистических отчетах МВД России отмечается, что в 2020 г. подростковая преступность составляла 3,9 %, что на 11,5 % ниже, чем в 2019 г. [15]. В официальных источниках ФСИН России зафиксировано значительное сокращение количества несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях за последние десять лет: на конец 2020 г. в 18 воспитательных колониях содержались 948 чел., то есть в 4,3 раза меньше, чем в 2010 г. (62 и 4053 соответственно). Большинство не-

совершеннолетних осужденных (934 чел. (98 %)) отбывают наказание, связанное с лишением свободы, впервые [18].

Анализ приведенной информации позволяет выявить тенденции, значимые с точки зрения организации исправительного процесса в воспитательных колониях. Во-первых, имеет место сокращение числа колоний и снижение уровня их наполняемости, что позволяет обеспечивать полноценную воспитательную работу с осужденными как с точки зрения материального снабжения, так и в аспекте достаточного временного и содержательного сопровождения воспитанников. Во-вторых, в структуре спецконтингента преоблада-

ют лица, не имеющие предшествующего пенитенциарного опыта, что, по нашему мнению, разделяемому рядом ученых, является основанием для прогнозирования возможности позитивной личностной переориентации подростков при выстраивании качественной, научно обоснованной воспитательной работы с ними [1, с. 27-29; 6, с. 6-8; 4, с. 32]. Представление о том, что каждая последующая судимость существенно снижает вероятность преодоления личностной деформации осужденного, подтверждается в исследованиях ведущих отечественных криминологов. Анализируя труды Ю. М. Антоняна, В. Г. Бовина, В. П. Го-лубева, А. Ф. Зелинского, Ю. Н. Кудрякова, В. Е. Эминова и др., Е. А. Антонян отмечает, что лицам, отбывающим неоднократно наказание в местах лишения свободы, в большей мере присуща «криминальная самодетерминация - интеграция человека в преступную среду, которая склоняет его к преступной деятельности, активно препятствует возвращению к честной жизни» [1, с. 29]. Перечисленные обстоятельства актуализируют важность повышения ответственности сотрудников исправительных учреждений за результаты воспитательной работы и оказания им необходимой научно-методической помощи.

Важным фактором успешности воспитательной работы с осужденными выступает актуализация психологических механизмов, с помощью которых педагогические влияния трансформируются в позитивные личностные качества воспитуемых. Одним из таких механизмов является рефлексия -психологический процесс изучения человеком самого себя в сопоставлении своих мыслей и поступков с социально-нормативными требованиями общества. Рефлексия -это не только познавательная, но в первую очередь эмоционально-оценочная деятельность, требующая от субъекта овладения определенными навыками самопознания, самооценки и самокритики.

Изучению феномена рефлексии посвящены труды многих ученых, в том числе А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василю-ка, Е. Н. Емельянова, А. В. Карпова, Г. П. Ще-дровицкого и др. Особую актуальность для нашего исследования имеют научные труды А. В. Россохина, утверждающего, что рефлексия - это «активный субъектный процесс

порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) - внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние» [14, с. 24].

Значимой представляется точка зрения А. В. Карпова, в соответствии с которой содержание рефлексии предполагает необходимость учета трех ее главных видов, выделяемых по так называемому временному принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, ретроспективная проявляется в склонности к анализу уже свершившихся событий, перспективная соотносится с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения [7, с. 45-57]. При таком понимании рефлексия, субъектом которой выступает несовершеннолетний осужденный, ведет его к обдумыванию негативных последствий от совершенного преступления, обусловливает признание вины, актуализирует раскаяние, ориентирует на выстраивание линии развития социально-нормативной жизни.

В ряду эффективных средств включения подростков в рефлексию мы рассматриваем кинопедагогику - направление артпедаго-гики, посвященное изучению особенностей воспитательного воздействия кино и телевидения на личностное развитие человека. Термин «кинопедагогика» достаточно активно используется в современных учебниках, научных статьях и сети Интернет. Ее предметом является изучение закономерностей, принципов, форм и методов воспитания человека посредством экранного искусства. Обобщая выводы ученых, специально исследовавших влияние кино на становление личности ребенка (В. А. Разумного, О. А. Баранова, И. С. Левшиной и др.), Д. В. Босов и Ю. Н. Усов констатируют, что воспитание с помощью кино активизирует процесс социализации при использовании метода общения и позволяет молодежи через мир социальных ценностей освоить нравственный и гражданский опыт, уточнить свои жизнен-

ные позиции, отношение к себе и обществу [3, с. 3; 16, с. 18-19].

Мы разделяем мнение Е. И. Захаровой и О. А. Карабановой, в соответствии с которым кино оказывает метафорическое воздействие на зрителя, что позволяет ему спокойно, без психологического напряжения перейти к анализу и обсуждению поставленной автором проблемы, в то время как «прямой директивный подход в воспитании провоцирует защитные реакции человека, не позволяя выйти на осознание проблемной ситуации и ее проработку» [5, с. 59]. Актуальность этого положения в отношении детей, обладающих психическими и иными личностными отклонениями, подтверждается в научных работах Д. В. Босова, Р. Ю. Доли, утверждающих, что с помощью кино воспитатель может «локализовать очаги проблемного функционирования психики», «снять всплески деструктивных эмоций несовершеннолетних» [2, с. 144].

Применительно к несовершеннолетним осужденным кино выступает особым инструментом познания жизни в силу ряда причин, к которым относятся закрытость и социальная ограниченность воспитательной системы исправительного учреждения, негативный предшествующий социальный опыт осужденного, отсутствие у него возможности испытать себя в различных социальных ролях, недостаток положительных примеров в ближнем окружении и др. При просмотре кинофильмов воспитанники приобретают возможность расширять знания о жизни, осваивать «науку выживания», получать аргументацию и подкрепление требованиям, транслируемым сотрудниками воспитательной колонии, испытывать разнообразные эмоциональные состояния, сравнивать себя с киноперсонажами и ставить себя на их место, оценивать свои возможности в аспекте моделирования собственного поведения в сходных ситуациях. Все перечисленные ресурсы в значительной степени активизируют рефлексивную деятельность. Значимость включения воспитанников исправительных учреждений в рефлексивную деятельность с помощью кино актуализирует выявление и обоснование педагогических средств, призванных обеспечивать успешность исправительного процесса в этом направлении.

Методы

Для достижения сформулированной цели в ходе исследования применялся ряд методов. При изучении актуальности использования кино в исправлении несовершеннолетних осужденных применялись теоретические и эмпирические методы: осуществлялся анализ статистических данных, отражающих характеристику лиц, содержащихся в воспитательных колониях; изучалось уголовно-исполнительное законодательство в аспекте выявления и обобщения существующих требований к кинопросмотрам в исправительных учреждениях; анализировалась научная литература по проблемам кинопедагогики и рефлексии; проводился опрос среди воспитателей колоний, ориентированный на изучение организации исправительного процесса с помощью кино; давалось теоретическое описание специальной программы, основанной на идеях кинопедагогики; реали-зовывался педагогический эксперимент, направленный на оценку эффективности данной программы, включающий констатирующий и формирующий этапы. В качестве базовой методики, позволяющей выявить направленность динамики исследуемого процесса на разных этапах педагогического эксперимента, рассматривалась методика диагностики уровня развития рефлексивности - опросник А. В. Карпова. Определение значимости полученных данных достигалось с помощью методов математической статистики: с целью выяснения направленности и выраженности изменений до и после реализации специальной программы применялся Т-критерий Вилкоксона. Обращение к методам обобщения, сравнения и интерпретации было связано с необходимостью формулирования общих выводов исследования.

Анализ и обсуждение результатов

Уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующее основные аспекты исполнения наказаний, определяет нормы, связанные с использованием кино в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными. В ст. 94 УИК РФ «Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач» устанавливается время для просмотра: фильмов - не реже одного раза в неделю, телепередач - в свободные

от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Согласно требованиям, зафиксированным в Нормах создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, фильмы демонстрируются в клубе или в клубе-столовой, которые должны вмещать в воспитательной колонии всех осужденных с тем, чтобы они имели возможность смотреть фильм одновременно [10]. В статье «Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях» в качестве меры наказания предусмотрено лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца (ст. 136 УИК РФ). Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство в первую очередь рассматривает кино в качестве средства реализации режимных требований.

Изучение практики воспитательной работы с осужденными в 14 воспитательных колониях, в том числе Брянской, Колпинской, Архангельской, позволило описать порядок в организации использования кинофильмов. В ходе опроса тридцати пяти воспитателей и специалистов по социальной работе было выявлено, что взыскание в виде лишения права просмотра кинофильмов в течение месяца на практике применяется крайне редко, что обусловлено отсутствием ощущения воспитанниками его карательного свойства: у осужденного остается право и возможность смотреть фильмы по телевизору. Воспитательные мероприятия, связанные с применением кино, чаще относят к массовой форме воспитательной работы, именуемой «кинопросмотром». Программа просматриваемых художественных фильмов, как правило, утверждается администрацией исправительного учреждения; соответствующая информация размещается на специальных стендах для ознакомления воспитанников; демонстрация кинофильмов осуществляется под контролем администрации; запрещается демонстрация кинофильмов, пропагандирующих разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, а также содержащих сцены порнографического характера, по подготовке бойцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, устройству и изготовлению взрывчатых и

наркотических веществ. Существующий порядок в полной мере согласуется с Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний [11].

В ходе анкетирования сотрудников воспитательных колоний было установлено, что в содержательной структуре кинопросмотров преобладают фильмы патриотической направленности (более 60 %). Наиболее востребованными осужденными являются приключенческие фильмы и комедии (около 15 %). В ходе изучения планов воспитательной работы с осужденными не была выявлена тенденция, которая бы указывала на системность в составлении кинорепертуара и наличие традиции обсуждения просмотренных фильмов в ходе специально организованных воспитательных мероприятий. Имеют место исключения, отражающие энтузиазм отдельных воспитателей, для которых обсуждение с осужденными просмотренных фильмов является нормой. Можно констатировать, что в массовой практике воспитательных колоний просмотру кинофильмов отводится преимущественно зрелищно-развлекательная функция, связанная с необходимостью организации досуга осужденных.

На фоне недооценки роли кино как действенного инструмента позитивной личностной переориентации несовершеннолетних осужденных следует особо отметить, что преобразовательный воспитательный потенциал киноискусства в аспекте развития рефлексии у подростков состоит в том, что при просмотре и обдумывании фильма осуществляется перенос ими происходящего на экране на себя, сопоставление поведения персонажей и личностной позиции режиссера с собственными представлениями о жизни. В ситуациях, когда сюжетная линия отражает обстоятельства, сходные с условиями, в которых оказываются несовершеннолетние, активизируется дереф-лексия - психологический механизм, с помощью которого у человека пробуждается способность к самоотстранению при оценивании им происходящего. В. Франкл, часто использующий данный прием в своей практике, делал это в связи с необходимостью побудить человека «к открытию им для себя адекватного смысла» [17, с. 18]. Раскры-

вая сущность дерефлексии, ученый пояснял, что объектом оценивания для человека выступает некий посторонний индивид, оказавшийся в сходной с ним ситуации. В обстоятельствах, когда человек как бы дистанцируется от своей физической сущности, процесс оценивания «не себя», а «другого» не травмирует психику и происходит более объективно. В то же время сходство обстоятельств побуждает к проецированию оценочных суждений уже «на себя». Таким образом, дерефлексия пробуждает собственно рефлексию.

Успешность в реализации задач, связанных с побуждением воспитанников к рефлексии средствами кино, определяется рядом педагогических условий, наиболее значимыми среди которых выступают:

- составление кинорепертуара, включающего такие фильмы, которые ориентируют зрителя на жизненный выбор в критических обстоятельствах;

- организация обсуждения ключевых вопросов, ориентирующих воспитанников на социально-нормативный выбор;

- учет социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, препятствующих восприятию ими социально-нормативных установок. К числу таких особенностей относятся: утрата социально полезных связей; неадекватное восприятие социальной реальности; оппозиционное отношение к нормам, установленным государственными институтами; расхождение моральных норм, взглядов, ценностей с общепринятыми нормами и др.;

- опора на позитивный потенциал возрастных особенностей несовершеннолетних осужденных, в ряду которых отмечены сензитивность в восприятии социальных норм, стремление к поиску смысла жизни, потребность в социальном и личностном самоопределении, склонность к рассмотрению фактов и событий преимущественно в морально-оценочной плоскости, ориентированность на групповое интерактивное общение со сверстниками [8, с. 45-47].

Обобщая перечисленные условия, отметим, что их реализация в полном объеме может быть обеспечена в рамках кинопрограммы - специальной программы, содержание которой составляют кинопросмотры с последующим обсуждением. В разработке такой кинопрограммы особая роль отводится

подбору фильмов и составлению сценариев воспитательных мероприятий, что требует, по образному выражению Е. Марсик, «тонкой настройки педагогического процесса и определения его смысловых границ» с учетом специфики объекта воспитания [19].

Эффективность использования перечисленных педагогических условий подтвердилась результатами формирующего эксперимента (ФЭ), в котором были задействованы 56 осужденных, отбывающих наказание в Брянской воспитательной колонии. Участники были распределены в экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ). В каждой группе, состоящей из 28 чел., было одинаковое соотношение юношей в возрасте от 15 до 17 лет, относящихся к определенным уровням рефлексивности -количественной характеристики, демонстрирующей выраженность способности к рефлексии.

Ядро формирующего эксперимента составила кинопрограмма, которая соответствовала перечисленным выше требованиям и включала разноплановые по жанру фильмы:

- биографические фильмы, повествующие о судьбе известных людей, которые, имея в юности криминальный опыт, сумели сделать выбор в пользу социально-нормативной жизни и достигли больших успехов: «Республика ШКИД» - о становлении писателей Г. Белых и Л. Пантелеева и их товарищей; «Сто первый километр» и «Здравствуй, столица» - о жизни режиссера Леонида Мо-рягина и др.;

- детективы: «Ваши права?», «Сержант милиции», «Американская история» и др., повествующие о молодых людях, оказавшихся перед дилеммой между преступным и правопослушным образом жизни в обстоятельствах, когда они уже совершили немало противоправных действий под влиянием взрослых приятелей-преступников;

- военные фильмы: «Это было в разведке», «Маленький сержант», «Иваново детство», «Мишка принимает бой», «Сволочи» и др. - о героизме подростков, в том числе с криминальным прошлым, в годы Великой Отечественной войны;

- документальные фильмы: «О жизни», в основе которого лежат фрагменты своеобразной исповеди реальных преступников, отбывающих наказание в виде пожизненно-

го лишения свободы; «Человек» и «Осознание жизни: Кто я?» - о самопознании человеком себя; «Теремок» - о детской наркомании и поиске путей выхода из соответствующего ей образа жизни;

- кинокомедия «Семь нянек», сюжетная линия которой иллюстрирует нелепость противоправных поступков подростка, совершаемых им в отношении заботящихся о нем людей.

Специальная кинопрограмма имела инвариантный и вариативный блоки. Кинопоказом были охвачены все воспитанники, а обсуждение фильмов происходило только в экспериментальной группе в рамках специально организованных воспитательных мероприятий, посвященных обмену мнениями по ключевым проблемам. В какой бы форме ни проводились данные мероприятия, приоритетное внимание при их подготовке уделялось предварительной формулировке вопросов, сфокусированных на определении смысловой позиции участников, поэтому обсуждение всегда носило предметный характер и побуждало воспитанников к осознанному социально-нормативному выбору.

Воспитательные мероприятия в рамках рассматриваемой кинопрограммы проводились в разных формах, в том числе в форме зрительской конференции, тематической беседы, дискуссии, диспута, свободного обмена мнениями и др. Зрительские конференции были направлены на расширение кругозора несовершеннолетних осужденных; они проводились в виде докладов самих воспитанников. Выступления участников содержали информацию, которая была связана с просмотренным фильмом, но выходила за его пределы. Например, в ходе зрительской конференции «Судьба -судьбой, но выбор за тобой», посвященной фильму «Республика ШКИД», воспитанники получили дополнительные сведения о том, как в реальной жизни сложились судьбы киногероев, что в фильме было вымышленным, а что достоверным, как действовали киноперсонажи в обстоятельствах жизненного выбора, который им предоставляли педагоги, и др.

Беседа предполагала вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу определенных экранных событий с последующей выработкой оценок. Большое внимание уделялось

способности воспитателя таким образом формулировать вопросы, чтобы они «вынуждали» воспитанников принять точку зрения, соотносимую с базовыми жизненными ценностями. Оптимальным режимом проведения беседы рассматривался такой, при котором и воспитанники задавали вопросы собеседникам (воспитателям, приглашенным гостям, представителям общественности, друг другу), предлагая им тем самым ясно и открыто представить свою позицию.

Зрительская дискуссия включала групповое обсуждение основных проблем фильма с целью актуализации позитивного самоопределения подростков. Тема дискуссии объявлялась заранее, воспитанники в процессе подготовки получали необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имел возможность высказывать свою точку зрения, что развивало умение рассуждать, доказывать, формулировать проблематику и т. п. По сравнению с беседой дискуссии отводилось больше времени, она давала возможность более широкого обсуждения проблем. Особая роль отводилась ведущему. Ведущий, как правило выступая в качестве нейтрального координатора, тем не менее стремился направлять ее в рациональное русло. Он должен был ясно осознавать, какие цели преследует, каких результатов хочет достичь. Зрительский диспут предполагал спор, путь мобилизации рефлексивной активности воспитанников при решении задач, связанных с самоопределением, способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других воспитанников.

В целом воспитательные мероприятия в рамках описанной кинопрограммы представляли собой групповое обсуждение фильмов с целью выделения социальных норм, декларированных в кинопроизведении, и формирования своего отношения к ним. Являясь эффективными средствами воспитательного воздействия, такие мероприятия способствовали формированию нравственных ценностных ориентаций участников, стимулировали развитие восприятия, порождали потребность личности в различных видах художественно-творческой деятельности.

В каком бы формате ни проводилось обсуждение того или иного фильма, оно всег-

да было ориентировано на «обсуждение ситуаций событийного плана» [13, с. 11]. Это означает, что каждый из вопросов содержал ситуационную доминанту, представляющую собой «актуализированное внутреннее состояние человека, определяющего в содержании обсуждаемого события то, что является для него значимым» [9]. В ходе обсуждения предполагалось оказание помощи воспитаннику в анализе события, определении в нем главного и второстепенного. При этом очень важно было выделить ту часть события, которая обладала большим потенциалом для побуждения воспитанника к самопознанию.

В качестве примера, позволяющего проиллюстрировать одну из ситуационных доминант, можно рассмотреть выявленную в ходе обсуждения потребность воспитанников быть в глазах окружающих такими же, как все «нормальные» (несудимые) люди, быть способными противостоять криминальному влиянию и начать честную жизнь. Так, при обсуждении автобиографического фильма «Сто первый километр» и его продолжения «Здравствуй, столица» проектирование воспитанниками будущей жизни главного персонажа, вступившего из-за романтических иллюзий на преступный путь, отражало их безусловное стремление к тому, чтобы экранный герой порвал с криминальным образом жизни и выбрал социально одобряемый путь.

По сюжету фильма было известно, что молодому человеку предстояло участвовать в ограблении ювелирного магазина. В последних кадрах он стоял на вокзале в ожидании поезда, и зритель не знал: то ли юноша уедет навсегда из этого города в Москву, чтобы скрыться от воровского авторитета и начать новую жизнь, то ли останется и пойдет грабить магазин. В ходе обсуждения воспитанникам было предложено задание: «Представьте себе, что молодой человек спрашивает Вашего совета. Какой выбор предложите ему Вы? Если он уедет, что Вы предложите ему делать в Москве? Может быть, там больше возможностей для воровства? Если он останется в своем городке, стоит ли ему продолжать воровское ремесло?»

При обсуждении фильма «Здравствуй, столица», повествующего о первых значительных профессиональных достижениях

главного персонажа, порвавшего с воровской средой, зрителям были заданы следующие вопросы: «О чем бы Вы поговорили с известным кинорежиссером Леонидом Мо-рягиным, прототипом главного героя фильма?», «Какие из Ваших черт характера схожи с характером главного персонажа?», «В какой момент его жизни Вам хотелось бы оказаться на его месте?» и др.

В большинстве ответов несовершеннолетних осужденных была представлена точка зрения, в соответствии с которой киногерою предписывалось уезжать в Москву, продолжать там учебу, вести честный образ жизни. Аргументируя подобное мнение, воспитанники озвучивали своеобразный протест против жестоких законов криминальной жизни, при которой за малейшее проявление своей независимости вчерашние «друзья» воровского авторитета по сюжету фильма подлежали циничной расправе. Ситуации, отражающие правдивую картину взаимоотношений, характерных для преступной среды, представлены в кинокартине достаточно образно и натурально. Именно это обстоятельство сыграло роль в пробуждении эмоциональных переживаний несовершеннолетних, каждый из которых получил возможность представить себя на месте того, кто был жестоко наказан за «отступничество» [12, с. 338-339].

Для определения степени влияния описанной кинопрограммы на развитие рефлексии у несовершеннолетних осужденных нами использовалась методика диагностики рефлексивности [7]. Как отмечает А. В. Карпов, автор этой методики, она базируется на теоретическом конструкте, который конкретизирует общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных особенностей данного свойства. Рефлексивность как психическое свойство, отражающее способность и склонность к рефлексивной деятельности, представлена в методике в качестве одной из сторон той психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими гранями этой реальности являются рефлексия как процесс и рефлексирование как особое психическое состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием «рефлексия»

[7]. Таким образом, рефлексивность всегда выступает результатом рефлексии, интенсивность которой определяется степенью выраженности рефлексирования в конкретный момент. Чем более активным будет побуждение к рефлексивной деятельности со стороны воспитателей, тем более высокому уровню будет соответствовать рефлексивность у воспитанников.

В процессе ОЭР использовались компьютерная программа SPSS для выявления статистически значимых различий, программа Exel, при помощи которой определялись средние значения рефлексивности. Применялся Т-критерий Вилкоксона для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых (ЭГ и КГ), с целью выяснения направленности и выраженности изменений до и после формирующего эксперимента. С помощью Т-критерия Вилкоксона определя-

лось, являлся ли сдвиг показателей в экспериментальной группе более выраженным, чем в контрольной.

Обращение к методике диагностики уровня развития рефлексивности А. В. Карпова позволило выявить динамику рефлексивности у воспитанников в экспериментальной группе, опосредованную их участием в кинопрограмме в полномасштабном формате. После формирующего эксперимента у воспитанников экспериментальной группы среднее значение выраженности способностей к рефлексии в «сырых баллах» достигло 117,1, что, согласно методике, соответствовало стену 4 (средний уровень); в контрольной группе - равнялось 109,9 и относилось к стену 3 (низкий уровень). Кроме того, было установлено, что воспитанники экспериментальной группы в большей степени склонны к перспективной рефлексии, чем к ретроспективной (рис.).

1 ^и Ф.^

I кКЛГ Ф."+

Рис. Средние значения рефлексивности воспитанников экспериментальной и контрольной группы

до и после формирующего эксперимента

С помощью Т-критерия Вилкоксона было установлено, что произошли значимые сдвиги показателей рефлексивности: данные в контрольной группе достоверно ниже, чем в экспериментальной с вероятностью значимых различий р < 0,05. Следовательно, эффективность реализуемой кинопрограммы в контексте развития рефлексивных способностей можно считать математически доказанной.

До проведения формирующего эксперимента в обеих группах наблюдалось преобладание воспитанников, характеризующихся низким уровнем развития рефлексивных способностей. В экспериментальной группе численность несовершеннолетних со сред-

ним уровнем рефлексивности составляла 10 чел. (35,7 %), с низким - 18 чел. (64,3 %). В контрольной группе к среднему уровню рефлексивности относились 9 чел. (32,1 %), к низкому - 19 (67,9 %). Ни в одной из групп не было выявлено воспитанников с высоким уровнем рефлексивности. Значимых различий между группами по исследуемому показателю не было выявлено.

После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе удельный вес испытуемых, характеризующихся средним уровнем рефлексивных способностей, существенно возрос и достиг 60,7 % (17 чел.) при соответствующем сокращении лиц, обладающих низким уров-

нем, до 39,3 % (11 чел.). Высокому уровню в экспериментальной группе, как и до формирующего эксперимента, не соответствовал ни один из испытуемых. В контрольной группе значимых изменений не произошло:

удельный вес лиц со средним уровнем составил 11 чел. (39,2 %), низким - 17 чел. (60,8 %); воспитанников, отнесенных к высокому уровню, выявлено не было (табл.).

Таблица

Показатели динамики развития рефлексивности у воспитанников экспериментальной и контрольной группы до и после формирующего эксперимента

Этапы диагностики Экспериментальная группа (п=28 чел.) Контрольная группа (п=28 чел.)

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

До формирующего эксперимента 0 10 (35,7 %) 18 (64,3 %) 0 9 (32,1 %) 19 (67,9 %)

После формирующего эксперимента 0 17 (60,7 % ) 11 (39,3 %) 0 11 (39,2 %) 17 (60,8 %)

Анализ статистического материала в пределах описанной методики диагностики рефлексивности показал динамику развития рефлексивности у воспитанников экспериментальной группы в сторону качественного роста. Это убеждает нас в правильности выбора форм и методов воспитательной работы, продуктивности разработанной кинопрограммы; показывает эффективность использования кино в позитивной переориентации несовершеннолетних осужденных, основу которой составляют самопознание, самоанализ, самооценка и самоопределение.

Заключение

Стимулирование рефлексии у несовершеннолетних осужденных является актуальной задачей исправительного процесса, поскольку самопознанию отводится важная роль в позитивной переориентации личности. В качестве действенного инструмента активизации рефлексии рассмотрена кинопедагогика - перспективное направление, ориентирующее на максимальное использование в воспитательной работе личностно-развивающего потенциала кино с опорой на научно обоснованные идеи. В числе педагогических условий, обеспечивающих успешность в реализации задач, связанных с побуждением воспитанников исправительных учреждений к рефлексии, названы и описаны тщательный отбор фильмов, объединенных в рамках целостной программы идеей самоопределения человека, вовлечение воспитанников в обсуждение ключевых вопросов, связанных с проектированием ими собственной социально одобряемой жизни, учет объ-

ективных обстоятельств, препятствующих восприятию осужденными социальных норм, и нейтрализация их влияния, соотнесение форм и методов педагогического общения с возрастными особенностями несовершеннолетних.

Рефлексивная деятельность воспитанников интенсифицируется не столько во время собственно кинопросмотров, сколько в ходе специально организованных воспитательных мероприятий, посвященных обсуждению фильмов. К формам проведения таких мероприятий относятся зрительская конференция, беседа, дискуссия, диспут и др. Отличия между этими формами затрагивают в первую очередь организационные аспекты. Объединяющим началом всех мероприятий, независимо от формы проведения, выступает требование, в соответствии с которым обсуждение фильмов должно быть сфокусировано на ситуациях событийного плана, способных актуализировать яркое эмоциональное реагирование, стимулировать самопознание участников, проявление и осознание ими своей значимости.

В ходе исследования была проведена четкая дифференциация понятий «кинопоказ» и «кинопедагогика» в аспекте выделения приоритетных функций, присущих каждому из этих феноменов. Основной функцией кинопоказа выступает занятие досугового времени воспитанников. Предназначение кинопедагогики выходит далеко за пределы развлекательных задач: оно состоит в том, чтобы пробудить у зрителей потребность разобраться в себе и осознать свою социальную миссию в прошедшей, настоящей и будущей жизни.

Побуждение воспитанников к активной рефлексии обеспечивается такими возможностями кинопедагогики, как расширение картины мира молодых людей, углубление их знаний в области социальных норм общества, разрушение негативных стереотипов поведения и мифов криминальной среды, расширение диапазона принятия воспитанниками социальных норм и ценностей, отличающихся от воровских законов, развитие способности к сопереживанию и состраданию.

Проведенное исследование выявило возможности и проблемы использования кино

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в качестве действенного средства активизации рефлексии у подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Сформулированные в статье положения могут стать предметом для обсуждения в профессиональном сообществе сотрудников воспитательных колоний и выступить теоретическим ориентиром для совершенствования воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в направлении развития у них качеств субъектной личности.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян, Е. А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Антонян Елена Александровна. - Москва, 2014. - 41 с.

2. Босов, Д. В. Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями / Д. В. Босов, Р. Ю. Доля // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. -№ 4 (43). - С. 143-153.

3. Босов, Д. В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических / Босов Дмитрий Вячеславович. -Санкт-Петербург, 2017. - 196 с.

4. Быстрова, Т. В. О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками / Т. В. Быстрова, В. М. Поздняков // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 1. - С. 30-36.

5. Захарова, Е. И. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения / Е. И. Захарова, О. А. Карабано-ва // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 2 (30). - С. 57-65.

6. Исаева, С. Н. Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Исаева Светлана Николаевна. - Тамбов, 2006. - 22 с.

7. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.

8. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. - Москва : Московский психолого-социальный университет ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 560 c. - ISBN 5-89395-106-9.

9. Машарова, Т. В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Машарова Татьяна Викторовна. - Ярославль, 1999. - 392 с.

10. Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях : постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 № 974. - URL: https://base.garant.ru/1345278 (дата обращения: 14.09.2021).

11. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 21.06.2005 № 91 (ред. от 21.07.2016). -URL: https://sudact.ru/law/prikaz-miniusta-rossii-ot-21062005-n-91/instruktsiia-ob-organizatsii-vospitatelnoi-raboty/ (дата обращения: 14.09.2021).

12. Панова, О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Панова Оксана Брониславовна. - Ярославль, 2013. - 489 с.

13. Рожков, М. И. Проблема цели воспитания в современной педагогике / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник - 2010 - Т. 2, № 4. - С. 7-11.

14. Россохин, А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: интерсознание в психоанализе / А. В. Россохин. - Москва : Когито-Центр, 2010. - 304 с. - ISBN 978-5-89353-271-5.

15. Состояние преступности в России. За январь-декабрь 2020 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главный информационно-аналитический центр. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/22678184/ (дата обращения: 14.09.2021).

16. Усов, Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников : автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Усов Юрий Николаевич. - Москва, 1989. - 32 с.

17. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл. - Москва : Прогресс, 1990. - 366 с. - ISBN 5-01001606-0.

18. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // Федеральная служба исполнения наказаний : официальный сайт. - URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/ Xarka%20v%20VK// (дата обращения: 14.09.2021).

19. Marsick, E. Film Selection in a Cinematherapy Intervention With Preadolescents Experiencing Parental Divorce / E. Marsick // Journal of Creativity in Mental Health. - 2018. - № 5 (201). - P. 374-388. - URL: https://www.researchgate. net/publication/233107694/ (дата обращения: 14.09.2021).

■ REFERENCES

1. Antonyan E.A. Lichnost' retsidivista: kriminologicheskoe i ugolovno-ispolnitel'noe issledovanie: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora yuridicheskikh nauk [The recidivist's personality: criminological and penal investigation: Doctor of Sciences (Law) dissertation abstract]. Moscow, 2014. 41 p.

2. Bosov D.V., Dolya R.Yu. Analysis of approaches, theories and concepts of film therapy in working with children with mental disabilities. VestnikMaikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta=Herald Maikop State Technological University, 2019, vol. 43, no. 4, pp. 143-153. (In Russ.).

3. Bosov D.V. Meinstrim-kinematograf kak faktor formirovaniya tsennostnykh orientatsiistudencheskoi molodezhi: disser-tatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata sotsiologicheskikh [Mainstream cinema as a factor in the formation of value orientations of students: Candidate of Sciences (Law) dissertation]. Sankt-Petersburg, 2017. 196 p.

4. Bystrova T.V., Pozdnyakov V.M. On increasing of hardiness in convicted for long-term imprisonment. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya=The Applied Legal Psychology Scientific Journal, 2017, no. 1, pp. 30-36. (In Russ.).

5. Zakharova E.I., Karabanova O.A. A modern view of how to apply film therapy. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal=National Psychological Journal, 2018, vol. 30, no. 2, pp. 57-65. (In Russ.).

6. Isaeva S.N. Sotsial'no-kul'turnye usloviya vospitaniya nravstvennykhkachestvvpervye osuzhdennykh vpenitentsiarnykh uchrezhdeniyakh: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Socio-cultural conditions for the education of moral qualities of first-time convicts in penitentiary institutions: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Tambov, 2006. 22 p.

7. Karpov A.V. Reflexivity as a mental property and the method of its diagnosis. Psikhologicheskii zhurnal=Psychological Journal, 2003, vol. 24, no. 5, pp. 45-57. (In Russ.).

8. Kon I.S. Sotsiologicheskayapsikhologiya [Sociological psychology]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi univer-sitet. Voronezh: MODEK, 1999. 560 p.

9. Masharova T.V. Teoriya i praktika sotsial'nogo samoopredeleniya podrostka v uchebnoi deyatel'nosti: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora pedagogicheskikh nauk [Theory and practice of social self-determination of a teenager in educational activities: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Yaroslavl, 1999. 392 p.

10. Normy sozdaniya material'no-tekhnicheskoi bazy dlya organizatsii vospitatel'noi raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh: Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 1997 g. N 974 [Norms for the creation of a material and technical base for the organization of educational work with convicts in correctional institutions: RF Government Decree No. 974 of August 2, 1997]. Available at: https://base.garant.ru/1345278// (accessed September 14, 2021).

11. Ob utverzhdenii Instruktsii ob organizatsii vospitatel'noi raboty s osuzhdennymi v vospitatel'nykh koloniyakh Federal'noi sluzhby ispolneniya nakazanii: Prikaz Minyusta Rossii ot 21.06.2005 N91 (red. ot 21.07.2016) [On approval of the Instruction on the organization of educational work with convicts in juvenile correctional facilities of the Federal Penitentiary Service: Order of the RF Ministry of Justice Order No. 91 as of June 21, 2005 (amended July 21, 2016)]. Available at: https:// sudact.ru/law/prikaz-miniusta-rossii-ot-21062005-n-91/instruktsiia-ob-organizatsii-vospitatelnoi-raboty/ (accessed September 14, 2021).

12. Panova O.B. Pedagogicheskoe obespechenie pravovoi resotsializatsii nesovershennoletnikh osuzhdennykh v vospitatel'noi kolonii: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora pedagogicheskikh nauk [Pedagogical support of legal re-socialization of juvenile convicts in an educational colony: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Yaroslavl, 2013. 489 p.

13. Rozhkov M.I. The problem of the education purpose in modern pedagogics. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik=Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2010, vol. 2, no. 4, pp. 7-11. (In Russ.).

14. Rossokhin A. V. Refleksiya i vnutrennii dialog v izmenennykh sostoyaniyakh soznaniya: Intersoznanie v psikhoanal-ize [Reflection and internal dialogue in altered states of consciousness: interconsciousness in psychoanalysis]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2010. 304 p.

15. Sostoyanie prestupnosti v Rossii. Za yanvar'-dekabr' 2020 goda [State of crime in Russia. For January-December 2020]. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, FKU "Glavnyi informatsionno-analiticheskii tsentr". Available at: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22678184/ (accessed September 14, 2021).

16. Usov Yu. N. Kinoobrazovanie kaksredstvo esteticheskogo vospitaniya i khudozhestvennogo razvitiya shkol'nikov: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora pedagogicheskikh nauk [Film education as a means of aesthetic education and artistic development of schoolchildren: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Mosœw, 1989. 32 p.

17. Frankl V. Chelovekvpoiskakhsmysla:sbornik [Person in search of meaning: collection]. Moscow: Progress, 1990. 366 p.

18. Characteristics of persons held in juvenile correctional facilities. FSIN Rossii [Federal Penitentiary Service of Russia]. Available at: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20v%20VK// (accessed September 14, 2021).

19. Marsick E. Film selection in a cinematherapy intervention with preadolescents experiencing parental divorce. Journal of Creativity in Mental Health, vol. 201, no. 5, pp. 374-388. Available at: https://www.researchgate.net/publica-tion/233107694/ (accessed September 14, 2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ОКСАНА БРОНИСЛАВОВНА ПАНОВА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-6096-2581, e-mail: xenia-vipe@mail.ru

OKSANA B. PANOVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the "Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia", Vologda, Russian Federation, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6096-2581, e-mail: xenia-vipe@mail.ru

Статья поступила 20.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.