Необходимость планирования, как фактор управления процессом, выделил в своей работе М.М. Ботвинник. Планирование - это поиск оптимального варианта выступлений и подготовки к ним. По М.М. Ботвиннику общая система подготовки шахматиста это: 1) Планирование; 2) Специальная подготовка; 3) Физическая подготовка; 4) Психологическая подготовка; 5) Интеллектуальная подготовка [2, с. 58].
Специальное исследование в области подготовки шахматистов высокой квалификации провел В.А. Бологан. Проведенный им анализ привел к выводу, что система подготовки высококвалифицированных шахматистов включает в себя следующие элементы: 1) Планирование; 2) Самоконтроль; 3) Профессиональная шахматная подготовка; 4) Физическая подготовка; 5) Психологическая подготовка; 6) Медицинский контроль; 6) Факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект (общий режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок).
Список использованной литературы:
1. Алифиров А.И., Дмитриев Г.И. Влияние средств физической культуры на формирование здорового образа жизни / Алифиров А.И., Дмитриев Г.И. // В сборнике: Современные технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи Материалы студенческой конференции. Кафедра физического воспитания и спорта. - 2011. - С. 90-95.
2. Михайлова И.В., Махов А.С., Алифиров А.И. Шахматы как многокомпонентный вид адаптивной физической культуры / Михайлова И.В., Махов А.С., Алифиров А.И. // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 56-58.
3. Михайлова И.В. Особенности адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А С. Махов // Учёные записки РГСУ. - 2015. - № 2. - С. 54-64.
© Сушко Е.И., Алифиров А.И., 2016
УДК 373.21
Л.И. Терентьева
К.п.н, доцент кафедры педагогики Гуманитарный институт САФУ им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Российская Федерация
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Аннотация
В статье обосновывается применение методов обучения для развития у дошкольников интеллектуальных способностей в процессе ознакомления с природой.
Ключевые слова Интеллектуальные способности, средства, методы, наблюдение.
Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы. В соответствии с этим происходит совершенствование дошкольного образования на основе интеграции образовательных областей, в том числе и в области экологического образования, которое является одним из приоритетных направлений в работе педагогов. Интеграция и экологизация различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет развивать у ребенка познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность и реализовать свои творческие способности, т.
е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры во ФГОС. Следовательно, в условиях современной дошкольной образовательной организации имеются широкие возможности для эффективного развития интеллектуальных способностей средствами природы.
В Кратком словаре синонимов русского языка К.С. Горбачевича понятия «интеллектуальные способности», «умственные способности», «качества ума» обозначены как синонимичные [2, с. 511]. В трудах М.А. Холодной эта синонимичность ярко видна: «От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей. Умственные способности - это возможность использовать весь ранее накопленный опыт своей интеллектуальной деятельности. Увеличение качества интеллектуальных функций свидетельствует о развитии имеющихся интеллектуальных способностей, а увеличение количества интеллектуальных функций - о появлении новых. М.А. Холодная [9].
В одной из статей мы останавливались на условиях развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой. Среди них: главное условие - ребенок должен получать удовольствие, радость от самого процесса познания; компетентный педагог, который, с одной стороны знает теоретические основы проблемы развития способностей в дошкольном возрасте, с другой - психические и индивидуальные особенности развития детей; многоплановость, содержательность и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок; создание предметно-развивающей среды; наличие у детей экологических знаний об объектах природы, и об их связи с внешней средой; развитие у детей качеств умственной деятельности; особая организация познавательной и практической деятельности детей [8, с.7-12]. Раскрывая каждого условие, мы частично затрагивали и средства их реализации. В данной статье остановимся на них более подробно.
Общеизвестно, что в широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания. Также к средствам можно отнести разнообразную деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, общение, познание. П.И. Пидкасистый, обращая внимание на формирование экологической культуры подрастающего поколения, делает акцент на то, что педагог свободен в выборе средств только в том случае, «если обладает ценностным восприятием мира: видеть в предмете явление, в явлении - закономерность, в закономерности - основу жизни. Ценностное абстрагирование педагога позволяет за любым предметом обнаруживать воспитательное средство» [4, с. 481].
По мнению большинства педагогов, как прошлого, так и настоящего природа сама может выступать средством обучения и воспитания. Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Л. Аветисян, Л.М. Маневцова и многие другие рассматривали природу как важное средство гармонического и всестороннего воспитания личности. В.А. Сухомлинский отмечал, что «в природе нет никакой магической силы, непосредственно влияющей на разум. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи» [6, с.125].
Таким образом, одним из главных средств развития дошкольников является мир природы, соответственно и ознакомление детей с природой. Этот процесс предполагает дать им определённый объём знаний, воспитание должного отношения, интереса и любви к природе. И, как следствие, расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные (интеллектуальные) способности. Чтобы данный процесс был результативным, необходимо грамотное руководство со стороны воспитателя. Речь пойдет о методах, которые повлияют на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Если учитывать, что интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, речи, то рекомендовать будем те методы, которые способствуют развитию этих процессов.
Начнем с основного, популярного и доступного метода - это наблюдение. Не случайно С.А. Веретенникова и С.Н. Николаева данный метод назвали как метод чувственного познания природы, т.к. чувственное и рациональное познание являются двумя сторонами одного процесса. Но метод наблюдения
лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он не так прост, как кажется. Данные исследований показывают, что наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Поэтому, Н.Ф. Виноградова рекомендует проводить взаимосвязанные друг с другом наблюдения, при которых дети обучаются наблюдать природу. Автор приводит пример: «на прогулке дети наблюдали посетителей кормушки. Дети насыпали арбузных семечек, ягоды рябины, развесили кусочки сала. Почему птицы не тронули семечки? Дети обсуждали, спорили, потом догадались: птицам трудно расклевать толстую шкурку семян арбуза. Разбив подсушенные семена молотком, дети с радостью увидели, что такая пища пришлась птицам по вкусу. Наблюдая, дети сделали «открытия»: от содержимого кормушки зависит, какие птицы к ней прилетят; галки осторожнее, чем вороны; насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывая остатки корма в снег» [1, с. 61].
Именно в процессе таких наблюдений дети овладевают деятельностью наблюдения, у них формируется наблюдательность, рассматриваемая как качество ума или как качество личности человека (ребенка) в целом. А. Савенков указывает, что наблюдение - это «сплав внимательности и мышления», потому что мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Потому-то наблюдение, продолжает автор - «акт не перцептивный, а интеллектуальный. Специфика наблюдения, его главный пафос как метода познания в том и состоят, чтобы суметь в момент созерцания, слушания или иного чувственного восприятия активизировать собственные умственные возможности, включив сознание и подсознание» [5, с. 63].
Эффективными методами активизации познавательной деятельности являются элементарные опыты и эксперименты, которые реализуются в деятельности экспериментирования. Используя данные методы, мы реализуем соответствующее направление, выделенное в программах нового поколения: «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности». Деятельность экспериментирования формируется в русле собственной активности ребёнка, его поисковыми действиям, благодаря чему развивается наглядно-действенное мышление. В педагогической литературе выделяются структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как «ряд навыков деятельности», опираясь на общеизвестную схему мыслительной деятельности.
В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность. Вместе с тем, в чем проявятся интеллектуальные способности? Прежде всего, в обнаружении проблемы, в анализе объекта, в высказанных предположениях, в определении способов нового исследования, если гипотеза не подтвердилась, в грамотной формулировке выводов. Реализуя принцип интеграции, педагог может сочетать эту деятельность с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми, трудом.
По мнению Г.А. Урунтаевой основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. С помощью пространственных и графических моделей совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия. Для ребёнка, как субъекта деятельности, важно активное участие в процессе моделирования, предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий [10]. В практике экологического образования этот метод широко используется для раскрытия важных особенностей объектов природы и закономерных связей; обозначения существенных признаков животных и растений; установления причинно-следственных связей; определения способа очистки листьев растений от пыли; формирования обобщенных представлений и понятий и др.
Положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей детей оказывают различные упражнения, в том числе упражнения на нахождение логических ошибок. Так, ребенок должен объяснить, в чем ошибки предложенных суждений: зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве. Другие упражнения:
• узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру: желтый, кислый, овальный (лимон);
• сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать: чем похожи между собой слова кошка, книга, крыша; чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник;
• анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему: ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.
Большое количество упражнений на развитие внимания, наблюдательности, умения выдвигать гипотезы и др. предлагает в своем источнике А.И. Савенков, например:
• что бы произошло, если бы воробьи стали размером с больших орлов? Слоны стали меньше кошек? Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.;
• что произойдет, если: мы не будем заботиться о животных; на земле исчезнут все растения; птицы зимой не улетят в теплые края. [5, с. 63- 66].
В практике дошкольного воспитания педагоги предлагают детям разнообразные задания на объяснение или составить загадки, которые отражают наиболее характерные особенности живых объектов. Среди них: как отличить шмеля от пчелы? Почему кукушку назвали кукушкой? Трясогузка - откуда появилось такое название. Для чего лосю длинные ноги с раздваивающими копытами? Почему насекомых называют насекомыми? Почему про зайца говорят «Сам себя обогнал»? Проводя соответствующую работу, Р. Левина приводит загадки, которые составили дети: лик пахучий, а хвост колючий (роза). Листья длинные, тонкие, полосатые, а усы на концах рогатые (хлорофитум). [3, с. 51].
Актуальными с современной точки зрения в данной работе будут занимательные приемы В.А. Сухомлинского: задачи - загадки и шутки. Их использование побуждают к размышлению, активизируют мышление, мобилизуют внимание, волевые усилия и озадачивают детей. Например: детям предлагаются шутливые фразы, в которых надо исправить ошибки: приходит осень - медведь улетает в теплые края, а птицы готовят для зимовки берлоги. Зимой птицы питаются листьями, червяками, строят гнезда, греются на солнышке. Улетая в теплые края, птицы берут с собой еду, чтобы не умереть с голоду в дороге. Иногда воробьи спускаются с деревьев на дорожки, чтобы поболтать с местными кошками. Почему кошки все время умываются, а собаки - нет? [6].
К методам, открывающим богатые возможности для развития у детей мышления и речи, относятся методы проблемного обучения. К ним причисляются проблемные ситуации, проблемные вопросы, речевые логические задач (РЛЗ) и прогнозирование погоды. Спектр решаемых задач, поставленных в данных методах так же разнообразен, как и сам мир природы. Вот пример РЛЗ, направленной на установление связи между характером пищи и устройством ротового аппарата: Сидел клест на дереве и лушил шишку. Увидел его воробей и подумал: «Что за птица такая: клюв вытянутый, концы перекрещиваются. Наверное, в драке клюв сломал. Как вы думаете: прав воробей?
Безусловно, что проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда она позволяет разграничивать известное и неизвестное, когда столкнувшись с проблемой, ребенок точно знает, что именно ему неизвестно: Решил как-то хомячок, что теперь он будет не бегать, а прыгать, как белочка. Попрыгал он немного и очень устал. Попрыгал еще немного и задумался, почему белочка так ловко прыгает, а у него не получается?
Преимущество проблемного метода обучения для дошкольников заключается в следующем: активная позиция детей в нахождении разнообразных способов решения, стимуляция мыслительной деятельности, обеспечение деятельностного состояния мозга, определенная познавательная потребность, направленность мысли - все это является внутренними условиями для развития интеллектуальных способностей. Поставить
перед детьми серьёзную задачу и предложить подумать, сопоставить, сравнить припомнить - значит проявить уважение к их мыслительным способностям, значит активно воспитывать пытливость ума, формировать любознательность и познавательный интерес.
В практике дошкольного образования популяризуется метод проектной деятельности и чаще всего он используются в экологическом образовании. Определяя сущность экологического проекта, Н.А. Рыжова отмечает, что это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задачи может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом детей, их возможностями, содержанием выбранной программы. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта) [7].
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Данный метод позволяет: проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; принести пользу и показать публично достигнутый результат. С помощью метода проектов формируем личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств: умение работать в коллективе, брать ответственность за решение, разделять ответственность, анализировать результаты своей деятельности. Приведем примеры детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей: «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу», «Наши сказки о животных», «Доктора леса», «Моя лаборатория природы», «Как человек познает природу», «Мудрая природа», «Ценности природы», «Человек природе друг или враг?» и др. В рамках этих игр-проектов создаются благоприятные условия для становления и развития субъектной позиции ребенка.
Читатель понимает, что в одной статье невозможно охватить весь спектр методов и приемов. Тем не менее, не следует отвергать и традиционные методы обучения, такие как беседа, рассматривание иллюстраций, составление рассказов и чтение художественной литературы. При их использовании важно помнить, чтобы они были действенным средством экологического воспитания и образования дошкольников, а при условии их правильной реализации способствовали активной позиции ребенка в стремлении к получению знаний.
В заключении следует отметить, что особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах. Талантливые, творческие люди воспринимались как носители божественного дара. В настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей, которых называют талантливыми, не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие способности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Интеллектуальное развитие человека происходит в процессе всей жизни, начиная с рождения. Развитие внимания, мышления, памяти, речи, мелкой моторики рук являются его важнейшими составляющими элементами. Список использованной литературы:
1. Виноградова, Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг /Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М., 1993. - 128 с.
2. Горбачевич, К.С. Краткий словарь синонимов русского языка/ ИЛИ РАН; К.С. Горбачевич; Отв. ред. С.А. Кузнецов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 605 с.
3. Левина Р. Метеоцентр в ДОУ / Р. Левина // Дошкольное воспитание- 1998.- № 7. - с. 49-53.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.
5. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников /А.И. Савенков. - М., Педагогический университет: «Первое сентября» 2007. - 92с.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянска школа, 1988. - 272 с.
7. Рыжова Н. Здравствуй дерево / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание 2002.- № 7. - С. 37-48.
8. Терентьева, Л.И. Условия развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой /Л.И. Терентьева. // Современные направления теоретических и прикладных исследований, 2015. Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 1 (38). Том 7. - Одесса: КУПРИЕНКО С.В, 2015.С. 7-12.
9. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Томск: Том. ун-т; Москва: «Барс», 1997. - 392 с.
10.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
© Терентьева Л.И., 2016
УДК 372.881.161.1
С.Н. Торгун
к.п.н., доцент ВАГШ ВС РФ г. Москва, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛОГО КОНТИНГЕНТА ИЗ СТРАН
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Аннотация
В статьи рассматриваются особенности обучения русскому языку взрослого контингента из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, базирующиеся на учете национально-педагогических традиций стран данного региона, а также психологических особенностей обучающихся.
Ключевые слова
Русский язык (как иностранный), особенности обучения взрослого контингента, обучающиеся из стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Процесс обучения русскому языку (как иностранному) на подготовительном или краткосрочных курсах может протекать по-разному в зависимости от особенностей учебной группы, конкретного контингента иностранных обучающихся. При этом преподаватель должен учитывать их возрастные, образовательные, индивидуально-типологические и этнокультурные особенности [2, с. 86].
Рассмотрим более подробно особенности обучения взрослого контингента из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) русскому языку.
1. На дидактическую систему в Китае, Вьетнаме и многих других стран АТР оказывают большое влияние вековые традиции обучения национальной письменности. Так, например, для получения образования китайские учащиеся должны усвоить большое число иероглифов, причём изучение иероглифов происходит в течение всего периода обучения в средней школе. Кроме того, они должны запомнить написание огромного количества слов, состоящего из этих иероглифов, т.к. правил орфографии, опирающихся на правила звуко-буквенных соответствий или на знание морфологии в китайском языке не существует. Практически у всех обучающихся из стран АТР формируется особый тип учебной деятельности, опирающийся на механическую память, а не на осмысление материала. Кроме того, данный тип учебной деятельности специально культивируется преподавателями стран АТР, которые требуют от своих обучающихся дословного знания учебных текстов и умения их воспроизвести. Это приводит к тому, что при изучении русского языка иностранцы из стран АТР опираются в большей степени на механическую память,