Научная статья на тему 'Интегральная подготовка шахматистов'

Интегральная подготовка шахматистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТА / ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушко Е.И., Алифиров А.И.

В статье рассматриваются факторы учебно-тренировочного, соревновательного и вне соревновательного процесса подготовки шахматистов и условия его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная подготовка шахматистов»

УДК 37.007

Е.И. Сушко

Студент РГСУ, г. Москва, РФ А.И. Алифиров К.п.н., доцент РГСУ, г. Москва, РФ

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШАХМАТИСТОВ Аннотация

В статье рассматриваются факторы учебно-тренировочного, соревновательного и вне соревновательного процесса подготовки шахматистов и условия его реализации.

Ключевые слова

Система подготовки шахматиста, планирование подготовки шахматистов.

Из современных специалистов по подготовке высококвалифицированных шахматистов следует выделить А.С. Никитина, во многом, благодаря которому Г.К. Каспаров стал чемпионом мира, и М.И. Дворецкого, воспитавшего ряд выдающихся шахматистов. Им удалось синтезировать все лучшее, что было накоплено в области планирования и системы подготовки, разработать новаторские методы изучения шахмат. Но, пожалуй, главное их качество - точная диагностика состояния спортсмена на данный момент и умение с помощью богатейшего арсенала специально подобранных упражнений, собранных с использованием, в том числе и современной компьютерной техники, найти наиболее быстрое и рациональное решение возникающих проблем.

Вот как М.И. Дворецкий сформулировал основополагающие принципы своей работы: «Всестороннее развитие личности, преодоление не только шахматных, но и человеческих недостатков. Отказ от, увы, типичной для наших дней концентрации усилий на одном дебюте; разносторонняя подготовка, высокая шахматная культура. Развитие сильных сторон игры, выработка собственного стиля при обязательной ликвидации слабостей. Максимум активности и самостоятельности, творческий подход к любым изучаемым проблемам. Постоянная тренировка, решение специальных упражнений, направленных на выработку необходимых навыков мышления. Совершенствование аналитического мастерства, в частности тщательный анализ собственных партий. Спортивность». Следует отметить, что М.И. Дворецким создана специальная компьютерная тренировочная программа. Однако она не доступна широкой аудитории, и ее описание не опубликовано в научных изданиях».

Из теоретических работ по исследуемой теме следует отметить труды А.Ф. Ильина-Женевского, В.А. Алаторцева, Н.Н. Головко. А.Ф. Ильин - Женевский выделил важнейшие условия «способствующие успеху турнирного бойца»: 1) Надлежащая тренировка, т.е. привычка к продолжительному умственному труду; 2) Надлежащие внешние условия, при которых происходит состязание; 3) Соответствующая гигиена во время всего состязания [3, с. 55].

Н.Н. Головко выделяет следующие факторы, обязательные для становления спортивной формы шахматиста: 1) Шахматная тренировка (теоретическая и практическая); 2) Нервно-психическая, морально-волевая подготовка; 3) Состояние здоровья; 4) Физическая подготовка; 5) Соблюдение спортивного режима.

В.А. Алаторцев обращает внимание на необходимость создания комплексной методики тренировок шахматистов высших разрядов, разработки системы шахматных соревнований. В.А. Алаторцев отмечает, что процесс шахматной тренировки состоит из общей и специальной подготовки, которые взаимосвязаны друг с другом [1, с. 90]. Общая подготовка направлена, прежде всего, на развитие необходимых важных качеств шахматиста-спортсмена. Специальная подготовка осуществляется в непосредственной связи с овладением и совершенствованием мастерства на базе уже приобретенных навыков и умений общей подготовки.

Необходимость планирования, как фактор управления процессом, выделил в своей работе М.М. Ботвинник. Планирование - это поиск оптимального варианта выступлений и подготовки к ним. По М.М. Ботвиннику общая система подготовки шахматиста это: 1) Планирование; 2) Специальная подготовка; 3) Физическая подготовка; 4) Психологическая подготовка; 5) Интеллектуальная подготовка [2, с. 58].

Специальное исследование в области подготовки шахматистов высокой квалификации провел В.А. Бологан. Проведенный им анализ привел к выводу, что система подготовки высококвалифицированных шахматистов включает в себя следующие элементы: 1) Планирование; 2) Самоконтроль; 3) Профессиональная шахматная подготовка; 4) Физическая подготовка; 5) Психологическая подготовка; 6) Медицинский контроль; 6) Факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект (общий режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок).

Список использованной литературы:

1. Алифиров А.И., Дмитриев Г.И. Влияние средств физической культуры на формирование здорового образа жизни / Алифиров А.И., Дмитриев Г.И. // В сборнике: Современные технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи Материалы студенческой конференции. Кафедра физического воспитания и спорта. - 2011. - С. 90-95.

2. Михайлова И.В., Махов А.С., Алифиров А.И. Шахматы как многокомпонентный вид адаптивной физической культуры / Михайлова И.В., Махов А.С., Алифиров А.И. // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 56-58.

3. Михайлова И.В. Особенности адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А С. Махов // Учёные записки РГСУ. - 2015. - № 2. - С. 54-64.

© Сушко Е.И., Алифиров А.И., 2016

УДК 373.21

Л.И. Терентьева

К.п.н, доцент кафедры педагогики Гуманитарный институт САФУ им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Российская Федерация

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Аннотация

В статье обосновывается применение методов обучения для развития у дошкольников интеллектуальных способностей в процессе ознакомления с природой.

Ключевые слова Интеллектуальные способности, средства, методы, наблюдение.

Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы. В соответствии с этим происходит совершенствование дошкольного образования на основе интеграции образовательных областей, в том числе и в области экологического образования, которое является одним из приоритетных направлений в работе педагогов. Интеграция и экологизация различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет развивать у ребенка познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность и реализовать свои творческие способности, т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.