УДК 37.025.7
В.А. Нагайцев
Студент РГСУ, г. Москва, РФ А.И. Алифиров К.п.н., доцент РГСУ, г. Москва, РФ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются основные принципы построения учебно-тренировочного процесса юных шахматистов, условия их реализации. Целенаправленное развитие творческих способностей личности обеспечивает качественно новый уровень подготовки юных шахматистов.
Ключевые слова
Принципы подготовки шахматистов, спортивная тренировка, шахматы.
У юных шахматистов отмечается влияние занятий шахматами на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных потребностей, устойчивость при неудачах, критичность, способность к самооценке и самоанализу, самообразованию, самостоятельность мышления, проявление эстетического вкуса [3, с. 14]. Существует множество образовательных школ, в которых используются различные формы и методы развития личности, проводится воспитание и обучение с акцентом на индивидуальные возможности ребенка любого нервно-психического склада и уровня интеллектуального развития. Шахматы проявляют и формируют характер, свойства и качества юного шахматиста, помогают в учении, достижении гармонии между врожденным и приобретенным.
Остановимся на принципах подготовки спортсменов, принятых как в шахматах, так и в других видах спорта. необходимо: 1) максимизировать действенность и результативность тренировочного процесса в направлении углубленной индивидуализированной специализации в избранном виде спорта; 2) обеспечивать всесторонность содержания спортивной тренировки, избирательную направленность и вместе с тем единство ее различных сторон (в том числе общей и специальной подготовки), которые сбалансируются в зависимости от динамики тренировочного процесса, особенностей его стадий, периодов, этапов; 3) гарантировать предельную непрерывность тренировочного процесса, достигаемую строгой регулярностью тренирующих воздействий, которые упорядочены в столь уплотненном режиме, что вызывают перманентную кумуляцию эффекта тренировки на всем ее протяжении вплоть до круглогодичных и многолетних масштабов; 4) органически сочетать постепенность и предельность в наращивании развивающее-тренирующих нагрузок, адаптивное и вместе с тем максимизирующее регулирование их динамики (что выражено внешне в ее волнообразности и ступенчатости), а также опережающее и адаптивное моделирование соревновательной деятельности в процессе тренировки; 5) последовательно структурировать тренировочный процесс в форме малых (микро -), средних (мезо -) и больших (макро-) циклов, соотнося их с закономерностями развития подготовленности спортсмена и системой спортивных состязаний [2, с. 123].
Становление отечественной системы подготовки шахматистов происходило в 30 - 40-е годы XX в., когда советская шахматная школа постепенно заняла ведущие позиции в мировых шахматах. Основоположником данной системы по праву считается VI чемпион мира М.М. Ботвинник. В своих работах он анализирует свои методы подготовки к соревнованиям и результаты, которые являются, по его мнению, следствием этой подготовки. Включение предлагаемых обучающих методик в учебный процесс позволяет уделять должное внимание целенаправленному развитию творческих способностей личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки юных шахматистов [1, с. 10]. При ориентации на практическую
реализацию принципов развивающего обучения положительный эффект может быть достигнут лишь тогда, когда освоение учебного материала происходит не за счет его механического заучивания, повторения и воспроизведения, а путем овладения юными шахматистами обобщенными способами мыслительной деятельности.
Именно поэтому для успешного развития шахматиста, для его спортивных достижений важно не ограничивать работу занятиями только шахматами: изучением дебютов, разбором и комментированием сыгранных партий, анализом эндшпилей, т.е. находиться только как бы «внутри» шахмат. Весьма важно, чтобы шахматист обладал способностью видеть игру со стороны: чтобы он мог оценивать, как свои способности, так и способности противника вести борьбу уже в процессе тренировки. Список использованной литературы:
1. Алифиров А.И. Дистанционная тренировка в шахматах / Алифиров А.И. // В сборнике: Тенденции развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2015 г.: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2015. - С. 9-10.
2. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Практические результаты проведения шахматного «мозгового штурма» студентами Российского государственного социального университета / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2015 г. - С. 122-123.
3. Михайлова И.В. Мышление схемами как метод развития стратегического мастерства высококвалифицированных шахматистов / И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 11. - С. 13-14.
© Нагайцев В.А., Алифиров А.И., 2016
УДК 355(07)
Н.В. Нестерова
д.т.н., профессор БГТУ им. В.Г. Шухова
Е.Г. Ковалева
к.т.н., старший преподаватель БГТУ им. В.Г. Шухова
В.Г. Чеботарев студент, БГТУ им. В.Г. Шухова г. Белгород. Российская Федерация
САМООБРАЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Аннотация
Проведен анализ принципов организации профессионального становления и саморазвития сотрудников ГПС МЧС России, которые отражают его целостность и индивидуальный характер.
Ключевые слова
Личность, саморазвитие, цель, эффективность, индивидуальная работа.
Процесс работы над своей личностью труден и, в то же время, интересен. Творить себя - значит развивать и раскрывать свои творческие профессиональные способности. Совершенствовать свою личность - значит становиться духовно богаче, ярче, талантливее [1, с. 182].
Самообразование сотрудника ГПС МЧС России должно быть непрерывным процессом. Но важнейшей задачей профессионального становления должно быть формирование установки на самообразование,