Научная статья на тему 'Самообразование сотрудников ГПС МЧС России'

Самообразование сотрудников ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ЦЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Н.В., Ковалева Е.Г., Чеботарев В.Г.

Проведен анализ принципов организации профессионального становления и саморазвития сотрудников ГПС МЧС России, которые отражают его целостность и индивидуальный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразование сотрудников ГПС МЧС России»

реализацию принципов развивающего обучения положительный эффект может быть достигнут лишь тогда, когда освоение учебного материала происходит не за счет его механического заучивания, повторения и воспроизведения, а путем овладения юными шахматистами обобщенными способами мыслительной деятельности.

Именно поэтому для успешного развития шахматиста, для его спортивных достижений важно не ограничивать работу занятиями только шахматами: изучением дебютов, разбором и комментированием сыгранных партий, анализом эндшпилей, т.е. находиться только как бы «внутри» шахмат. Весьма важно, чтобы шахматист обладал способностью видеть игру со стороны: чтобы он мог оценивать, как свои способности, так и способности противника вести борьбу уже в процессе тренировки. Список использованной литературы:

1. Алифиров А.И. Дистанционная тренировка в шахматах / Алифиров А.И. // В сборнике: Тенденции развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2015 г.: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2015. - С. 9-10.

2. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Практические результаты проведения шахматного «мозгового штурма» студентами Российского государственного социального университета / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2015 г. - С. 122-123.

3. Михайлова И.В. Мышление схемами как метод развития стратегического мастерства высококвалифицированных шахматистов / И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 11. - С. 13-14.

© Нагайцев В.А., Алифиров А.И., 2016

УДК 355(07)

Н.В. Нестерова

д.т.н., профессор БГТУ им. В.Г. Шухова

Е.Г. Ковалева

к.т.н., старший преподаватель БГТУ им. В.Г. Шухова

В.Г. Чеботарев студент, БГТУ им. В.Г. Шухова г. Белгород. Российская Федерация

САМООБРАЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ

Аннотация

Проведен анализ принципов организации профессионального становления и саморазвития сотрудников ГПС МЧС России, которые отражают его целостность и индивидуальный характер.

Ключевые слова

Личность, саморазвитие, цель, эффективность, индивидуальная работа.

Процесс работы над своей личностью труден и, в то же время, интересен. Творить себя - значит развивать и раскрывать свои творческие профессиональные способности. Совершенствовать свою личность - значит становиться духовно богаче, ярче, талантливее [1, с. 182].

Самообразование сотрудника ГПС МЧС России должно быть непрерывным процессом. Но важнейшей задачей профессионального становления должно быть формирование установки на самообразование,

приобретение умений и навыков работы над собой.

В процессе саморазвивающей деятельности накапливается творческий потенциал личности сотрудника ГПС МЧС России, и результаты этой деятельности объективируются не в новом орудии или культурном изобретении, а, прежде всего, в факте становления этого индивида как личности [2, с. 181].

Самообразование сотрудника ГПС МЧС более эффективно в том случае, если оно связано не только с узко дидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста, как личности. Чем активнее сотрудники ГПС используют информацию для развития собственной личности, тем больше ее «профессиональный выход», тем больше информации превращается в средство обеспечения творческого, эффективного решения задач в профессиональной деятельности.

Профессиональное саморазвитие можно определить как расширение знаний, творческое освоение сотрудником ГПС своей предстоящей роли с целью ее адекватного использования [3, с.192].

Система профессионального становления сотрудника ГПС МЧС России включает следующие компоненты: установку, профессиональный самоанализ, цели и задачи, содержание, методы, эффективность процесса саморазвития.

Формирование установки на саморазвитие является основополагающим принципом в организации профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России, поскольку установка выступает в качестве управляющего механизма в любой системе самообразования и без нее последнее невозможно. По сути дела, организация профессионального самообразования сводиться к формированию у сотрудников ГПС установки саморазвития путем создания комплекса внутренних и внешних факторов. Этот комплекс включает в себя: создание внутренней заинтересованности в саморазвитии путем педагогических воздействий, морального и материального стимулирования, системы контроля самообразовательной работы, создания и оптимизации организационных условий для самообразования сотрудников ГПС в пожарных частях [4, с. 138].

Здесь необходима также индивидуальная работа по саморазвитию, формированию определенных морально-волевых качеств с тем, чтобы самообразование стало важнейший среди его духовных потребностей. Поскольку в ходе проведенного нами исследования связь между саморазвитием личностных и профессиональных качеств у сотрудников ГПС и степенью сформированности их установки на профессию просматривается достаточно наглядно, необходимо в каждой конкретной ситуации выяснение и осознание условий, формирующих положительную установку на профессию. Подавляющему большинству сотрудников ГПС с положительной установкой на профессию присуща и установка на саморазвитие, профессиональное самообразование [5, с. 169].

Принцип профессионального самоанализа предполагает постоянный анализ сотрудником ГПС уровня своей профессиональной компетентности с целью выявления тех элементов, которые требуют самосовершенствования.

Самоанализ может стать мощным мотивирующим фактором саморазвития сотрудника ГПС при отсутствии у него соответствующей установки. Стоит ли полагаться на внутренний потенциал сотрудников ГПС МЧС России в реализации проблем выработки и развития такого свойства, как самоанализ? На наш взгляд его нужно учитывать, а основное внимание нужно сосредоточить на создании необходимых организационных условий.

Так, для того, чтобы сотрудник ГПС объективно оценивал уровень своей профессиональной компетентности, нужна соответствующая информация. Хорошей информационной основой для толчка к саморазвитию должна стать рейтинговая система контроля профессиональной компетентности, уровня развития творческих способностей, примененная в экспериментальных группах.

Обнаруживая значительное отставание в развитии личностных и профессиональных качеств в сравнении с успехом товарищей, сотрудник ГПС самостоятельно планирует свою деятельность с целью устранения возникшего противоречия между желаемым и наличным результатами профессионального развития. Обретя же социальное одобрение результата своей деятельности, сотрудник ГПС приобретает мощный мотив к достижению более высокого уровня и в определенной мере формирует план своего саморазвития. Данное обстоятельство обуславливает выделение принципа контроля и самоконтроля

саморазвития в период профессионального становления [6, с. 217].

Следует отметить, что достижение положительного результата в формировании у сотрудников ГПС личностных качеств и умений самоанализа возможно лишь при условии взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности командиров (начальников) пожарных подразделений, целенаправленной и индивидуальной работы, развитой и эффективно функционирующей системы морального и материального стимулирования, при условиях успешной работы по формированию личностных качеств, а также способности к саморазвитию, индивидуализации профессионального обучения. Принцип планирования работы по профессиональному саморазвитию предусматривает учет бюджета свободного времени, учет материальной базы самообразования и других конкретных условий профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России. Этот принцип позволяет правильно распределить время на работу по саморазвитию, установить последовательность изучения проблем, определенных на основе профессионального самоанализа в период профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России [7, с. 133].

Принцип комплексности предполагает занятие саморазвитием, самообразованием в системе, отражающей систему профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России. Выбор и последовательность тем для самостоятельной работы определяется степенью актуальности той или иной проблемы для роста профессиональной компетентности сотрудника ГПС МЧС России, что выясняется с помощью профессионального самоанализа.

Сформулированные пять принципов организации профессионального становления и саморазвития сотрудников ГПС, отражают его целостность и индивидуальный характер. Они свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к организации профессионального самообразования сотрудников ГПС в зависимости от достигнутого уровня профессиональной компетентности и личной значимости различных методов саморазвития, проявляющихся, в первую очередь, в наличии или отсутствии установки на самообразование.

Список использованной литературы:

1. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Ковалева Е.Г., Литвин М.В. Общая характеристика системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 179-183.

2. Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России - главная цель функционирования системы профессиональной подготовки. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 180183.

3. Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С. 190-194.

4. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Оптимальное распределение сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2013. №1. С. 138-139.

5. Северин Н.Н., Дамаев Е.В. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №10(80). С.166-170.

6. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №2. С. 215-218.

7. Северин Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №1(83). С.131-134.

© Нестерова Н.В., Ковалева Е.Г., Чеботарев В.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.