Организационное воздействие на управляемую и управляющую системы осуществляется в форме нормирования и регламентирования.
Перед системой профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС могут стоять новые или дополнительные задачи, поэтому в процесс организации управления вносятся необходимые изменения или вообще проводится коренная реорганизация данного процесса в соответствии с новыми требованиями. Регламентирование в принятой системе организации профессиональной подготовки поддерживает ее в оптимальном режиме, не допускает действия стихийных факторов, предупреждает анархию в работе. Список использованной литературы:
1. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. 2012. №2. С. 215-218
2. Северин Н.Н., Марсаева Т.В. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №11(81). С. 137-142.
3. Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С. 190-194.
4. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Ковалева Е.Г., Литвин М.В. Общая характеристика системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 179-183.
5. Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России- главная цель функционирования системы профессиональной подготовки. // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 180-183.
© Литвин М.В., Егоров Д.Е., Васюткина Д.И., 2016
УДК 355
Литвин Марина Владимировна
зам. нач. отдела госнадзора в области ГО и ЗНТ ГУ МЧС России по Белгородской области Нестерова Надежда Викторовна д-р. техн. наук, профессор БГТУ им. Шухова, г. Белгород, РФ
E-mail: [email protected]
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ
Аннотация
Приведены результаты анализа комплексного изучения деятельности ряда пожарных частей, учебных центров, ВУЗов ГПС МЧС России процесса профессиональной подготовки, что позволило выявить некоторые противоречия и произвести их систематизацию.
Ключевые слова
Анализ, профессиональная подготовка, противоречия, управление, эксперимент.
Изучение практики управления процессом профессиональной подготовки специалистов ГПС МЧС России строилось с учетом рассмотренных теоретико-методологических положений на основе анализа реальной практики и включало в себя [1, c.140]:
- ознакомление с опытом работы по совершенствованию процесса профессиональной подготовки
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
сотрудников ГПС МЧС на основе улучшения качества управления этим процессом;
- исследование педагогической целесообразности использования достижений науки в процессе профессиональной подготовки;
- выявление противоречий и причин их порождающих в построении технологии процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и поиск эффективных путей их разрешения.
В этих целях было проведено комплексное изучение деятельности ряда пожарных частей, учебных центров, опрошено в беседах, опросах-интервью более ста преподавателей, опытных специалистов, а также обобщен опыт организации профессиональной подготовки в пожарных частях и учебных центрах ГПС МЧС России.
Положительная экспертная оценка, более 89% респондентов свидетельствует, что применение научных достижений в процессе профессиональной подготовки приносит ожидаемый эффект только в том случае, если обучаемые имеют хорошие специальные и методические знания, умело оперируют ими.
Предварительные результаты отдельных экспериментов в вузах ГПС МЧС России свидетельствуют о возможности исключения (в случае применения контроля образовательного процесса) зачетов и экзаменов и выставления итоговых оценок курсантам и студентам по результатам, выданным компьютером.
Наличие программ сбора и хранения подробной информации в ходе обучения 93% преподавателей считают важнейшим преимуществом проведения занятий с помощью автоматических обучающих систем (АОС). Информация, полученная в результате применения таких систем, используется с целью как непрерывного контроля процесса обучения, быстрого выявления хорошо или слабо успевающих, так и в интересах дальнейшего улучшения содержания обучения, усложнения, а при необходимости, и облегчения процесса обучения [2,с.215].
Перечисленные выше преимущества контроля, а также исключение за счет этого субъективизма в оценке обучаемых, бесспорно, свидетельствуют в пользу такого контроля. Однако и это мнение подавляющего большинства опрошенных преподавателей нельзя крайне абсолютизировать и не учитывать видимых негативных моментов. Прежде всего, они заключаются в том, что контролирующие программы, контрольные задания, предъявляемые через компьютерную технику, требуют при осуществлении обратной связи через техническую систему, как правило, формализованных ответов [3, с.153].
В ходе исследования не удалось обнаружить достаточно гибких программ, а также соответствующего технического обеспечения, способных в полной мере выполнять, прежде всего, ориентирующую функцию контроля. Следовательно, возможности применения технических средств контроля пока еще ограничены.
В целом же опыт, накопленный в указанном направлении, свидетельствует о его огромном педагогическом потенциале и возможности использования при любых формах контроля как важнейшего элемента системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России [4, с.37].
Опыт работы вузов ГПС МЧС России свидетельствует о том, что при определении стратегии, структуры, способов, методов и приемов использования автоматизированных систем управления необходимо исходить из того, что они представляют собой лишь инструмент, способствующий повышению оперативности и качества процесса профессиональной подготовки, использование которого в конечном итоге оказывает положительное воздействие на решение стоящих задач. При этом надо помнить, что главную роль в системе профессиональной подготовки играют люди [5, с.37].
Изучение процесса профессиональной подготовки курсантов и студентов ГПС МЧС России позволило выявить некоторые противоречия и провести их систематизацию. К их числу относятся:
1) противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к системе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России фактическим отставанием качества этого процесса от требуемого;
2) противоречие между необходимостью научно-методического обоснования системы профессиональной подготовки различных категорий сотрудников ГПС МЧС и отсутствием знаний о принципах, закономерностях ее функционирования;
3) противоречие между педагогически оправданным применением новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и их бессистемным, только для самого факта, использованием;
4) противоречие между широкими возможностями использования современных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и относительно узкой сферой реализации этих возможностей;
5) противоречие между необходимостью наличия специальных знаний, навыков и умений по использованию новых педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки и недостаточным развитием или отсутствием их у субъектов, организующих процесс профессиональной подготовки различных категорий сотрудников ГПС МЧС России.
Таким образом, наличие противоречий в системе профессиональной подготовки различных категорий сотрудников ГПС МЧС России свидетельствует о необходимости поиска путей их разрешения.
Список использованной литературы:
1. Северин Н.Н., Масаева Т.В. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №11(81). С. 137-142.
2. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. 2012. №2. С. 215-218
3. Северин Н.Н., Масаева В.Н. Модель системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах ВУЗа ГПС МЧС России. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №8(78). С. 149-155.
4. Северин Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №1(83). С. 131-134.
5. Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н., Ветрова Ю.В. Многоуровневая система профессиональной сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуаций. Белгород, 2014.
© Литвин М.В., Нестерова Н.В., 2016
УДК 372.08
Мирзоян Карине Тевушевна
Кандидат педагогических наук Кафедра русского языка
Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна
г. Ереван. Республика Армения
ГОВОРЕНИЕ - ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация
Говорение как вид речевой деятельности прежде всего опирается на язык как на средство общения. Именно язык обеспечивает коммуникацию между общающимися. В основе говорения лежит осознание обучаемым содержания лексической единицы языка.
Ключевые слова
Вербализация, речевая интенция, мотивация, речевое высказывание, внутри речевой конспект.
Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение.
Говорение может обладать различной сложностью, начиная с вербализации эмоциональных состояний с помощью простых восклицаний, называния предметов, ответов на вопросы и пр., кончая самостоятельным развернутым высказыванием.