Научная статья на тему 'Применение системного подхода при осуществлении надзорной деятельности сотрудниками ГПС МЧС России'

Применение системного подхода при осуществлении надзорной деятельности сотрудниками ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКТОР / УПРАВЛЕНИЕ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Е. Г., Радоуцкий В. Ю., Павленко А. В.

В статье рассмотрены вопросы применения системного подхода и системного анализа в управлении надзорной деятельности, что позволяет совершенствовать работу управления надзорной деятельности, ориентации её на решение проблем, на выявление возможностей, недостатков, узких мест в процессе сбора, переработки информации и принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Е. Г., Радоуцкий В. Ю., Павленко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение системного подхода при осуществлении надзорной деятельности сотрудниками ГПС МЧС России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. - Л.: Искусство, 1976. - 210 с.

2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. - М.: Советский художник, 1972. - 126 с.

3. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1967. - 310 с.

4. Дамаданова С.Р., Рашидов О.К. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства. - Махачкала: ДГПУ, 2011. - 70 с.

5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

6. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 180 с.

7. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. -М.: Прометей, 1998. - 100 с.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. - С. 547.

9. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М.: Просвещение, 1973. -152 с.

10. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя: 2-е издание. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

© Х.М. Камилова, 2015

УДК 614

Е.Г.Ковалева

к.т.н., ст. преподаватель кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

В.Ю.Радоуцкий

к.т.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

А.В.Павленко

аспирант кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ГПС МЧС РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы применения системного подхода и системного анализа в управлении надзорной деятельности, что позволяет совершенствовать работу управления надзорной деятельности, ориентации её на решение проблем, на выявление возможностей, недостатков, узких мест в процессе сбора, переработки информации и принятия решений.

Ключевые слова

Инспектор, управление, пожарная безопасность, надзорная деятельность, системный подход

В связи с высокими темпами развития технологий, а так же повышением динамики информационных процессов, увеличением объёмов нормативной документации, регламентирующей порядок обеспечения пожарной безопасности, защиты в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изменяются условия и порядок осуществления надзорной деятельности [1, с. 118].

256

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Данные факты создают проблемы связанные с кадровым оснащением, огромным количеством законодательных и нормативных документов, качеством осуществления проверок, подготовки и адаптации сотрудников в быстро изменяющейся среде, осуществлении регулирования отношений в сфере безопасности, информационно-технологического обеспечения подразделений надзорной деятельности, образовании и компетентности сотрудников надзорной деятельности [2, с. 180].

Уровень обеспечения пожарной безопасности на закреплённой территории, готовность к обеспечению безопасности и спасению людей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, готовность в случае военных действий или вследствие этих действий в настоящее время напрямую зависит от рационального подхода к организации управления надзорной деятельностью и качества осуществления надзорных мероприятий осуществляемых Главными государственными инспекторами их заместителями и государственными инспекторами, а также их взаимодействия с органами местного самоуправления [3, с. 168].

Системный подход базируется на общей теории систем, основы которой были заложены ещё в XIX веке Д.И. Менделеевым (1834-1907), Е.С. Фёдоровым (1853-1919), А.А. Богдановым (1873-1927), П.К. Анохиным (1898-1974), Л. Берталанфи (1901-1972) и др. Но только в последние десятилетия этот подход сформировался как способ мышления по отношению к организации и управлению, как специфический подход к изучению объектов, явлений и процессов большой степени сложности, в которой реализуются принципы целостного рассмотрения явлений и процессов во всей сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности их развития.

Интегративное сбалансированное исследование различных методологических подходов применительно к каждому конкретному исследованию систем (организации), поэтому данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т.е. интегративно-конвергенцианальный, представляющий систему подходов [4, с. 193].

Это позволяет провести, комплексный всесторонний анализ состояния системы (организации) и её соответствие обстановки. При этом, исходя из содержания системы (организации) как совокупности функционально связанных элементов (подразделений), определяющих характер её деятельности, наиболее часто системный подход комплексируется с процессным и ситуационными подходами.

В настоящее время в большинстве случаев системный подход считается универсальной методологией исследования. Он получил широкое распространение в современной теории и практике управления организацией [5, с. 127-129].

Было проведёно анкетирование сотрудников надзорной деятельности по вопросам оказания влияния деятельности надзорных органов внутри системы и воздействие (взаимодействие) с внешней средой, в частности на развитие экономических отраслей среднего и малого (микро) бизнеса.

Результаты анкетирования показывают, что значительное количество сотрудников (84%) считают что контроль за состоянием пожарной безопасности оказывает положительное влияние на развитие экономических отраслей. Из данных результатов следует, что вопросы обеспечения безопасности, в частности пожарной безопасности были есть и будут основой благополучного существования и функционирования любой организации.

Вопрос оплаты труда показал что 70% сотрудников надзорной деятельности считают размер ежемесячной заработной платы - достаточным, однако 27 % считают размер заработной платы не совсем достаточным. Из чего можно сделать вывод, что премирование сотрудников позволит создать дополнительное стимулирование личного состава для достижения положительных результатов деятельности.

Что касается законодательной и нормативно-технической базы то данные опроса указывают что 81% сотрудников считают действующее законодательство достаточным. Не совсем достаточной считают 14% и 5% - что много ненужных законодательных документов. Из чего следует необходимость

совершенствования действующего законодательства исходя из темпов роста социального, экономического и информационного развития.

257

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

В вопросе штрафных санкций предусмотренных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за нарушения которых главные государственные инспектора (заместители), государственные инспектора вправе составлять и рассматривать дела об административных правонарушениях 17% считают - слишком большие, 81% - достаточные и 2 % недостаточные. Несмотря на повышение штрафных санкций в разы большинство сотрудников придерживаются мнения достаточности суммы штрафов за нарушения, предусмотренные КоАП РФ. Из проведённого анализа с 2009 по 2013 годы деятельности надзорных органов УНД ГУ МЧС России по Белгородской области установлено, что количество выявленных нарушений законодательства значительно сократилось, что говорит о том, что собственники объектов, имущества, территорий заинтересованы в обеспечении пожарной безопасности. Современные условия могут позволить обеспечить требуемый уровень безопасности организации при личной заинтересованности органов местного самоуправления, руководства организаций и предприятий.

В связи с автоматизацией систем управления необходимо проводить дополнительное обучение сотрудников надзорной деятельности по работе с данной программой [6]. Опрос об упрощении функций надзора с помощью автоматизированного специального программного обеспечения исполнения административных процедур(СПО ИАП) показал, что 50 % сотрудников согласились с упрощением исполнения функций, 25 % указали на то что данное программное обеспечение не упрощает исполнение функций и 25 % - указали на то, что создаёт дополнительные трудности. Для решения данного вопроса в первую очередь необходимо обратить внимание на техническое оснащение структурных подразделений надзорной деятельности и обеспечение их безопасным интернетом (интранет).

Так же значительное внимание следует уделить образованию сотрудников. Из опроса видно что 20% сотрудников имеют среднетехническое специальное образование (учебное заведение МЧС); 2% -среднетехническое другого учреждения; 34% - высшее специальное (учебное заведение МЧС); 44% -высшее другого профиля. Стимулирование сотрудников для получения специального образования в высших учебных заведениях МЧС поможет решить проблему оснащения учащимися, что так же в будущем способствует укомплектованности структурных подразделений высококлассными специалистами [7, с. 182].

Системный подход в управлении надзорной деятельностью позволит:

-раскрыть основные системные свойства объектов, выявить всех типы связей и свести их в единую картину;

- проанализировать все аспекты деятельности организации и провести синтез системы, то есть объединить все отдельные элементы в единое целое;

- выявить критические переменные и ограничения в системе;

- владение приёмами системного подхода позволит руководителю решать любую проблему с учётом взаимодействия с другими проблемами.

Системное мышление поможет руководителю более глубоко понимать причины многих явлений, которые казались случайными и разрозненными, и объединив их в систему выявить закономерности функционирования и развития в организации управления коллективом.

Главное назначение системного анализа - представить сущность проблем, стоящих перед руководителями, по возможности в более простом и доступном для понимания виде, не предлагая при этом окончательных решений.

Задачей системного анализа является совершенствование работы управления надзорной деятельности, ориентация её на решение проблемы, на выявление возможностей, недостатков, узких мест в процессе сбора, переработки информации и принятия решений в целях устранения этих недостатков. Выявление актуальных проблем управления и ближайших целей является также предметом диагностического обследования и анализа организации.

Для эффективного функционирования управления надзорной деятельности необходимо переработать ряд документов, регламентирующих её деятельность и внедрить их в практику.

258

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Следует особо отметить, что роль методологии при системном подходе сводится к максимально точной формулировке задачи на каждом этапе и к подбору на каждом этапе метода, в наибольшей степени соответствующего существу постановки задачи.

Список используемой литературы:

1. Северин Н.Н., Москвин Н.В. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 9 (79). С. 118-124.

2. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Ковалева Е.Г., Литвин М.В. Общая характеристика системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 179-183.

3. Северин Н.Н., Дамаев Е.В. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10 (80). С. 166-170.

4. Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С. 190-194.

5. Семиков В.Л. Теория организации. М.: Изд-во Академия ГПС, 2003. 247с.

6. Система СПО ИАП с встроенным программным модулем “Сбора информации о состоянии безопасности объектов надзора по результатам надзорной деятельности в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера” // Отчет НИР / Новосибирский филиал НИИ ВДПО. Новосибирск. 2009.

7. Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России - главная цель функционирования системы профессиональной подготовки // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3.

С. 180-183.

© В.Г. Ковалева, В.Ю. Радоуцкий, А.В. Павленко, 2015

УДК 37.014.5

А.Р.Нурутдинова,

к.пед.н., доцент ИЯПК, КНИТУ, г.Казань, РФ [email protected] Е.В.Дмитриева к.пед.н., доцент КГЭУ, г.Казань, РФ e-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация

В рамках статьи рассматриваются зарубежные модели интеграции науки, образования и производства США, России, Японии, выделяются их особенности, приводятся данные об их влиянии на социально -экономическое развитие. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам использования данного зарубежного опыта.

Ключевые слова

технопарк, инновационные процессы, система образования, национальные структуры, экономические

факторы.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.