Научная статья на тему 'Механизм инновационного развития: мировой опыт и перспективы его использования'

Механизм инновационного развития: мировой опыт и перспективы его использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В.

В рамках статьи рассматриваются зарубежные модели интеграции науки, образования и производства США, России, Японии, выделяются их особенности, приводятся данные об их влиянии на социальноэкономическое развитие. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам использования данного зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм инновационного развития: мировой опыт и перспективы его использования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Следует особо отметить, что роль методологии при системном подходе сводится к максимально точной формулировке задачи на каждом этапе и к подбору на каждом этапе метода, в наибольшей степени соответствующего существу постановки задачи.

Список используемой литературы:

1. Северин Н.Н., Москвин Н.В. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 9 (79). С. 118-124.

2. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Ковалева Е.Г., Литвин М.В. Общая характеристика системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 179-183.

3. Северин Н.Н., Дамаев Е.В. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10 (80). С. 166-170.

4. Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С. 190-194.

5. Семиков В.Л. Теория организации. М.: Изд-во Академия ГПС, 2003. 247с.

6. Система СПО ИАП с встроенным программным модулем “Сбора информации о состоянии безопасности объектов надзора по результатам надзорной деятельности в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера” // Отчет НИР / Новосибирский филиал НИИ ВДПО. Новосибирск. 2009.

7. Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России - главная цель функционирования системы профессиональной подготовки // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3.

С. 180-183.

© В.Г. Ковалева, В.Ю. Радоуцкий, А.В. Павленко, 2015

УДК 37.014.5

А.Р.Нурутдинова,

к.пед.н., доцент ИЯПК, КНИТУ, г.Казань, РФ rstmvn@yahoo.com Е.В.Дмитриева к.пед.н., доцент КГЭУ, г.Казань, РФ e-mail: elenadmitrieva75@yandex.ru

МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация

В рамках статьи рассматриваются зарубежные модели интеграции науки, образования и производства США, России, Японии, выделяются их особенности, приводятся данные об их влиянии на социально -экономическое развитие. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам использования данного зарубежного опыта.

Ключевые слова

технопарк, инновационные процессы, система образования, национальные структуры, экономические

факторы.

259

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

MECHANISM OF INNOVATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND PROSPECTS OF ITS USE

Abstract: In the frame of the article it is discussed the integration of the foreign models of science, education, and manufactured in the USA, Russia, Japan are allocated to particular shows their impact on the socioeconomic development. Particular attention is paid to the problems and prospects of the use of foreign experience.

Keywords: Technopols, innovation process, system of education, national structure, and economic factors.

Науку и образование необходимо рассматривать как национальное достояние, определяющее уровень развития и будущее страны и государственная поддержка в данном направлении является стратегической задачей. Интеграция образования, науки и производства становится решающим фактором развития и роста конкурентоспособности национальной экономики. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического развития и научно-производственного потенциала страны. Передовой мировой опыт свидетельствует о том, что интегрированные научно-образовательные структуры, обеспечивают подготовку качественно новых специалистов, востребованных на рынке труда, а технологические изменения в производстве, основанные на использовании новейших знаний, способствуют экономическому росту страны.

Изучение мирового опыта является важным аспектом в совершенствовании и реализации национальной концепции интеграции науки, образования и производства. Данный процесс является длительным и многомерным и обуславливается многообразием форм интеграции на примере университетов американской модели, японской (азиатской) модели и европейской модели смешанных типов.

Особое место в мировой практике занимают исследовательские университеты, где в стенах кампусов расположены как аудитории для проведения лекций, где студенты получают теоретический материал, так и лаборатории, в которых, собственно, и происходит непосредственно исследовательская деятельность. Основной особенностью концепции университетов такой формы интеграции является наличие прочных связей с промышленностью.

Особый интерес в развитии университетской идеи представляет опыт университетов США (Техасский университет, Стендфордский университет, Манчестер метрополитен-университет и т.д.). Например, Массачусетский технологический институт имеет связи приблизительно с 300 корпорациями (более половины из них - крупнейшие корпорации США). Для исследовательских университетов характерна множественность источников финансирования: федеральный и местный бюджеты, гранты, благотворительные и попечительские фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности. Так, в США на федеральное правительство приходится 13,3% всех финансовых ресурсов, на правительство штатов - 30,3%, местные органы власти - 2,7%, частный сектор - 4,9%, студентов - 33,1%. Еще 15% средств в бюджет высшей школы относят сами вузы за счет своих фондов и доходов.

Наиболее ярким примером сотрудничества бизнеса с наукой могут выступать технопарки, заключающие в себе важнейший интеграционный процесс науки, образования и производства. Технопарк является основой венчурного бизнеса, способствует непрерывному формированию нового бизнеса и его поддержке. Венчурный метод организации исследований позволяет максимально использовать потенциал научных кадров и защитить их от потерь на стартовых участках инновационного процесса.

Основными преимуществами венчурного бизнеса выступают: гибкость, подвижность, способность мобильно переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи. Бурное развитие научных парков в Европе началось лишь в 1980 -е годы, а первыми научными парками были: Исследовательский парк Heriot-Watt University, Эдинбург; Научный парк Trinity College, Кембридж; Louvain-la-Neuve University, Бельгия и другие. Сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм являлась основным видом деятельности данных парков [3].

В 1980-х годах научные парки стали создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, а сегодня и в странах Восточной Европы, СНГ и Китае. В настоящее время в мире насчитывается около 400 научных парков, а множество других находятся на стадии создания. Например, за двадцать лет развития в Китае было создано

260

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

52 сервисных центра технологических инноваций, 30 из которых - национальные центры; сформирована многоуровневая сеть технологических рынков и сервисных инкубационных центров, охватывающую всю страну.

Японская модель «научных парков» предполагает строительство «технополисов»,

сосредоточивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект «Технополис» - проект создания технополисов - был принят к реализации в 1982 году. Так, например, в 35 милях к северо-востоку от Токио расположен «Научный город» Японии - Цукуба. В нем живет 215 389 человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира [2]. Таким образом, изучение зарубежных моделей интеграции науки, образования и производства показал, что данный процесс в зарубежных университетах складывался на протяжении многих лет и является важнейшим фактором инновационного развития множества стран.

За последние годы были сделаны определенные шаги в направлении интеграции науки, образования и производства. Однако, анализ деятельности научных организаций показывает, что большинство проектов по разработке инновационной продукции являются инициативными разработками, а не региональными или научно-техническими заказами, т.е. разработчики сами изобретают какой-либо продукт и в последующем вынуждены искать ему применение и находить покупателей этих изобретений. Между тем, государственный заказ, в свою очередь не связан напрямую с потребностями бизнеса и определяется государственными органами самостоятельно. Это говорит об отсутствии связей между наукой и предприятиями, Рисунок 1[4].

Одним из институциональных пробелов здесь является отсутствие сформированной базы для создания и развития сети офисов коммерциализации как связующего звена межу инноваторами и потребителями инноваций. Офисы коммерциализации являются одним из компонентов поддержки коммерциализации и создаются совместно с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями.

Рисунок 1 - Структура затрат на научно-технические работы по источникам финансирования

Созданные офисы осуществляют следующие функции:

• определение изобретений и технологий, имеющих коммерческий потенциал - бизнес-идей;

• управление процессом коммерциализации бизнес-идей;

• содействие в определении оптимального пути на рынок: бизнес -проект внутри исследовательской организации, отделившаяся компания или продажа лицензии;

261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

• определение и продвижение бизнес-идей в области исследовательских услуг; техническое консультирование, аналитические и экспертные услуги;

• при лицензировании поиск подходящих партнёров - покупателей лицензий и согласование лицензионных соглашений;

• работа со сторонними экспертами во всех сферах коммерциализации;

• проведение маркетинговых исследований и мероприятий в поддержку потенциальных проектов;

• определение и установление связей с потенциальными бизнес-партнёрами.

Важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей национальной экономики в интеграции с наукой и производством играет высшее образование. Тем не менее, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики.

Анализ успешного зарубежного опыта показал, что одним из основных условий эффективной системы генерации инноваций является вовлечение в данный процесс высших учебных заведений. В 2009 году реализовывалось 15 совместных проектов между предприятиями и университетами, что показывает очень низкий уровень сотрудничества [6]. При этом данное положение объясняется не столько немотивированностью предприятий к массовому внедрению инноваций, сколько недостаточным уровнем качества исследовательских услуг, которые предлагают наши ВУЗы. Данная проблема, в свою очередь вызвана немотивированностью ВУЗов на развитие собственных научных компетенций, так как основной доход они, в отличие от западных университетов получают от оказания образовательных услуг. Данная диспропорция ведет к ухудшению качества исследовательского персонала, уменьшению интереса молодежи к научной деятельности.

В качестве одной из основных задач интеграции науки, образования и производства выступает инновационное развитие национальной экономики. За двадцать лет была создана соответствующая нормативно-правовая база по проведению инновационной политики государства; образованы рабочие органы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы; сформирована инновационная инфраструктура (бизнес-инкубаторы и технопарки).

Так, например, АО «Национальный инновационный фонд» совместно с корейским фондом инновационного кластера в Корее (Даедеок Иннополис) открыл Центр технологического сотрудничества. Данный Центр призван развивать инновационную активность и партнерские отношения между субъектами инновационной деятельности. Основными функциями Центра станут установление сотрудничества между компаниями двух стран: распространение информации, поиск инвесторов, партнеров и технологий, координация совместных научно-исследовательских и инновационных проектов. Министерство знаний и экономики Кореи уже выделило 900 тыс. долларов на три проекта, которые будут реализованы на базе центра. Это открытие научноисследовательского института и ряда R&D лабораторий в сфере информационно-коммуникационных технологий, развитие возобновляемых источников энергии, а также разработка клеточной терапии рака с использованием стволовых клеток. Со стороны совместные проекты будут финансироваться как за счет собственных средств инициаторов, так и с использованием инструментов поддержки инновационной деятельности.

Таким образом, модель управления и финансирования казахстанской прикладной науки не достаточно ориентирована на удовлетворение научного интереса и решение конкретных задач технологического характера, стоящих перед бизнесом. Не достаточно развиты институциональные формы поддержки инновационных структур, выполняющих разработки и обеспечивающих доведение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до их практической реализации, а удельный вес научных разработок остается ниже уровня, принятого в развитых странах.

Ускорение НТП в конце ХХ века вызвало заинтересованность в сотрудничестве науки и промышленных предприятий. Условием сохранения и усиления конкурентоспособности компании становится информация о достижениях и использование результатов не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Поэтому современные компании не могут довольствоваться вторичной научной информацией и упрочивают связи с её первичными источниками - центрами фундаментальной науки.

262

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Интеграция науки, образования и производства должна выступить основным механизмом инновационного развития экономики путем ликвидации технологического отставания отечественных предприятий от зарубежных конкурентов, увеличения притока инвестиций в инновации и инноваций в производство, а также развития науки и образования, как инновационного потенциала страны. Поэтому, является актуальным изучение и внедрение эффективных зарубежных моделей интеграции науки, образования и производства, адаптированных к местным условиям, задачам, финансовой и правовой системе.

Список использованной литературы

1. Нурутдинова А.Р. Инновационная деятельность: анализ взаимодействия кластера и технопарка // VII Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов конференции (14 мая 2012 г.). -Краснодар, 2012. - 161-165 с.

2. Нурутдинова А.Р. Государственная политика поддержки инноваций за рубежом // Педагогика. - М., - 2013.

- №2. - С. 118 - 123.

3. Пахомов Ю. Про инновационную модель // Сборник научных трудов. Вып. 36 / Под. ред. В.Э.Новицкой.

- Киев: 1СЕМВ НАН Украина, 2001. - С. 3-5.

4. Проект «Большие деньги»: южноуральское образование // Сайт ГТРК «Южный Урал»:

http://chelyabinsk.rfh.ru/mews.html?id=77979 (03.02.2008).

5. Савченко Н.А. Инновации в образовании: основания и смысл / Социально-гуманитарное и политологическое образования. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84191 (20.05.2008).

6. Nurutdinova A.R., Dmitrieva E.V. Comparative analyses in leading industrial free/private enterprise in the East and the West (case study: China) // International Journal of Development and Sustainability, Vol. 2 No. 3. 2013. -76 - 88 p.

7. Hoff K., Stiglitz J.E. Modern Economic Theory and Development // Frontiers of Development Economics. The Future in Perspective / Ed. By Gerald M. Meier, Jozeph E. Stiglitz. - N.Y.: World Bank and Oxford University Press. -Pp. 389-459.

©А.Р .Нурутдинова, Е.В. Дмитриева,2015

УДК 377.4

Л.В.Резинкина

Кандидат педагогических наук Санкт-Петербургский государственный университет технологий и дизайна Заместитель директора Колледжа Технологий, моделирования и управления

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В статье анализируются научно-теоретические основы и принципы проектирования полифункционального института непрерывного образования педагогических кадров муниципального района.

Ключевые слова

непрерывное образование, непрерывное образование муниципальный ресурсный центр, инновационные

школы.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.