Научная статья на тему 'Нравственное становление личности курсанта'

Нравственное становление личности курсанта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / КУРСАНТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В., Кудинова А.И.

В современном обществе понятие нравственного воспитания связанно с понятием морали или нравственности, под которыми понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношение человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что принято называть нравственной воспитанностью, которая является стержневой характеристикой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное становление личности курсанта»

международный научный журнал «инновационная наука»

УДК 796

№10/2015

ISSN 2410-6070

В.Ю. Радоуцкий

к.т.н, профессор кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях

Ю.В. Ветрова

к.т.н, доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация

А.И. Кудинова

ст. преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородский юридический институт МВД России

НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА

Аннотация.

В современном обществе понятие нравственного воспитания связанно с понятием морали или нравственности, под которыми понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношение человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что принято называть нравственной воспитанностью, которая является стержневой характеристикой личности.

Ключевые слова.

Психологические факторы, педагогические факторы, курсант, спортивная деятельность, нравственные

основы, личность.

Нравственные нормы поддерживаются силой общественного мнения, воспитанием, традициями. Они не имеют силы закона, совершаются добровольно и постепенно переходят в привычки нравственного поведения. В нормах поведения, принятых в том или ином обществе, отражаются особенности общественного строя [1, с.176].

Одними из основных нравственных принципов считаются коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и принципиальность, стойкость и мужество. Все они хорошо конкретизируются в спортивной деятельности, ведь не зря спорт называют «школой эмоций», «школой воли», «школой воспитания». В процессе спортивной деятельности широко используется воспитание через нравственный пример, через упражнения, приучение к этическим оправданным нормам поведения, через систему регулируемых этических взаимоотношений [2, с.34].

Источником активной деятельности в спорте у занимающихся являются общественный и личностный смысл занятий спортом, чувства нравственного долга и высокой ответственности за достижения намеченных целей, целеустремленность, трудолюбие и другие высоконравственные чувства и качества. Специфика спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. Усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе спортивной деятельности жесткую проверку в условиях усложненных межличностных отношений, выявляются в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний [3, с. 169].

Социокультурные изменения в российском обществе не только вызвали позитивные процессы, но и дали импульс для формирования негативных тенденций, которые не замедлили сказаться на становлении духовного мира личности. Выделим среди них культурологические, связанные с культурной дезорганизацией личности, развитием процессов эротизации, вестернизации, коммерциализации культуры; психологические, связанные с когнетивным диссонансом личности, эмоциональным перевозбуждением демотивированием, стремлением к социальной автономии, экономической независимости и агрессивнозащитному образу жизни; семейные, разрушающие роль семьи в формировании социальной подготовки личности к образованию и переставшие быть центром межличностного общения [4, c. 138].

34

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Деятельность личности, ее активность направлены сегодня вовне. Внутренняя работа по построению своего духовного мира, осмыслению своих поступков и действий отсутствует или занимает ни столь значительное место [4]. Настойчивым лейтмотивом такой философской рефлексии становится катастрофическое падение нравственности, вытеснение духовности. Осознание необходимости нравственного возрождения, развитие нравственного сознания личности, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь, является важнейшим фактором обновления общества. От зрелости нравственного сознания личности зависят успехи в экономической, политической и культурной областях государственного развития. Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также без представлений о нравственном идеале невозможны ни правильное взаимодействие человека с миром, ни само подлинное развитие личности. Общество же требует социально развитой личности, обладающей интеллектуальным и духовным потенциалом. О важности нравственного стержня личности говорят данные психологов, юристов, социологов, которые свидетельствуют, что жизнь человека и его деятельность нельзя понять без обращения к нравственной сфере, так как именно в ней происходят взлет и падение личности.

Итак, формирование человека как личности неразрывно связано с его нравственным развитием, ибо без нравственных характеристик, без нравственной структуры личность не состоится. Пожалуй, самое категорическое предупреждение забвения или недооценки нравственных начал личности принадлежит Аристотелю - человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах [5, с. 19].

Нравственность является важной, но все, же одной из многих сторон сложного целостного духовного мира личности. Однако в структуре личности будущего сотрудника органов внутренних дел нравственность должна занимать главенствующее положение, выступать регулятором его деятельности.

Гражданин, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению долга, беззаветному служению Отечеству и защите благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел является защита человека, его жизни, здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод. Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность, считает своим долгом беречь и преумножать основополагающие нравственные ценности: (гражданственность, государственность,

патриотизм), составляющие основу морального духа полицейского, воплощающего осознание причастности благородному делу защиты правопорядка. Поведение сотрудника при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствующим высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника органов внутренних дел [6].

Если уже на студенческой скамье курсант развивает в себе нравственные качества, то в своем поведении и в профессиональной деятельности он будет руководствоваться не только законом, но и нормами морали [6, с. 121].

Нравственная культура - это отраженная в гуманистических идеях причастность личности к миру во всех его проявлениях. Эта причастность проявляет себя в сопереживании миру как таковому, в попытках найти ответ на жизненно важные вопросы, в ответственности, которую человек принимает на себя за события окружающей действительности, а также в созидании, активном утверждении в жизнь гуманистических идеалов [7, с. 217].

Проблема нравственного становления личности является одной из центральных звеньев воспитания любого гражданина. Но есть круг профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека.

Именно к такой категории относится профессия сотрудника органов внутренних дел, для которого профессионально значимыми являются нормы морали, чувство собственного достоинства и нравственные убеждения. Нравственное воспитание формирует моральный облик сотрудников, нравственное сознание рассматривается сегодня как важный резерв повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

35

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Таким образом, процесс нравственного воспитания предполагает, с одной стороны, формирование у человека необходимых представлений о морали, с другой - воспитание потребности действовать в соответствии с нормами морали.

Важным условием развития ценностного отношения к профессиональной деятельности является нравственная обоснованность выбора профессии, в основе которого лежит не только информированность о ее содержании, контингенте, с которыми предстоит работать, но и сознательное, убежденное желание посвятить себя борьбе с правонарушителями.

Список использованной литературы:

1. Егоров Д.Е., Добровольский В.С. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 175-178.

2. Северин Н.Н. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности. Автореферат дис. канд. пед. наук / Военный институт физической культуры. Санкт-Петербург, 2005.

3. Северин Н.Н., Дамаев Е.В.Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №10 (80). С. 166-170.

4. Северин Н.Н., Масаева Т.В. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №11 (81). С. 137-142.

5. Исмагилова Ю.С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: Автореф. дис. канд. псих. наук. Тамбов, 2010. 25 с.

6. Северин Н.Н., Москвин Н.В. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №9 (79). С. 118-124.

7. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. №2. 2012. С. 215-218.

© В.Ю. Радоуцкий, Ю.В. Ветрова, А.И. Кудинова, 2015

УДК 796

В.Г. Шаптала

д.т.н, профессор кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях

В.Ю. Радоуцкий

к.т.н, профессор кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях

Ю.В. Ветрова

к.т.н, доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация

МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация.

Проведен анализ стадий развития чрезвычайных ситуаций и модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации, а также определены требования к модели развития чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова.

Модель, чрезвычайная ситуация, опасные явления, управление, этап.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.