Научная статья на тему 'Нравственное развитие будущего сотрудника МВД'

Нравственное развитие будущего сотрудника МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / КУРСАНТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радоуцкий Владимир Юрьевич

В современном обществе понятие нравственного воспитания связанно с понятием морали или нравственности, под которыми понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношение человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что принято называть нравственной воспитанностью, которая является стержневой характеристикой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное развитие будущего сотрудника МВД»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

классных руководителей образовательных учреждений. [Текст] / коллективная моногр. - М.: Перспектива, 2009. - С. 30-40.

6. Уткина Т.В. К вопросу о подготовке педагогических кадров с акцентуацией на экологическое образование в условиях введения федерального государственного стандарта. [Текст] / Ежегодный научный журнал «Экологический ежегодник» - 2014. - № 7.- С. 56-60.

© Пяткова О Б., 2016

УДК 378

Радоуцкий Владимир Юрьевич

канд. техн. наук, профессор БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород, РФ.

[email protected]

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА МВД

Аннотация

В современном обществе понятие нравственного воспитания связанно с понятием морали или нравственности, под которыми понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношение человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что принято называть нравственной воспитанностью, которая является стержневой характеристикой личности.

Ключевые слова Психологические факторы, педагогические факторы, курсант, спортивная деятельность, нравственные основы, личность.

Нравственные нормы поддерживаются силой общественного мнения, воспитанием, традициями. Они не имеют силы закона, совершаются добровольно и постепенно переходят в привычки нравственного поведения. В нормах поведения, принятых в том или ином обществе, отражаются особенности общественного строя [1, с.176].

Одними из основных нравственных принципов считаются коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и принципиальность, стойкость и мужество. Все они хорошо конкретизируются в спортивной деятельности, ведь не зря спорт называют «школой эмоций», «школой воли», «школой воспитания». В процессе спортивной деятельности широко используется воспитание через нравственный пример, через упражнения, приучение к этическим оправданным нормам поведения, через систему регулируемых этических взаимоотношений [2, с.182].

Источником активной деятельности в спорте у занимающихся являются общественный и личностный смысл занятий спортом, чувства нравственного долга и высокой ответственности за достижения намеченных целей, целеустремленность, трудолюбие и другие высоконравственные чувства и качества. Специфика спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. Усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе спортивной деятельности жесткую проверку в условиях усложненных межличностных отношений, выявляются в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний [3, с. 169].

Социокультурные изменения в российском обществе не только вызвали позитивные процессы, но и дали импульс для формирования негативных тенденций, которые не замедлили сказаться на становлении духовного мира личности. Выделим среди них культурологические, связанные с культурной дезорганизацией личности, развитием процессов эротизации, вестернизации, коммерциализации культуры;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

психологические, связанные с когнетивным диссонансом личности, эмоциональным перевозбуждением демотивированием, стремлением к социальной автономии, экономической независимости и агрессивно-защитному образу жизни; семейные, разрушающие роль семьи в формировании социальной подготовки личности к образованию и переставшие быть центром межличностного общения [4, с. 144].

Итак, формирование человека как личности неразрывно связано с его нравственным развитием, ибо без нравственных характеристик, без нравственной структуры личность не состоится. Пожалуй, самое категорическое предупреждение забвения или недооценки нравственных начал личности принадлежит Аристотелю - человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах [5, с. 132].

Если уже на студенческой скамье курсант развивает в себе нравственные качества, то в своем поведении и в профессиональной деятельности он будет руководствоваться не только законом, но и нормами морали [6, с. 121].

Нравственная культура - это отраженная в гуманистических идеях причастность личности к миру во всех его проявлениях. Эта причастность проявляет себя в сопереживании миру как таковому, в попытках найти ответ на жизненно важные вопросы, в ответственности, которую человек принимает на себя за события окружающей действительности, а также в созидании, активном утверждении в жизнь гуманистических идеалов [7, с. 217].

Проблема нравственного становления личности является одной из центральных звеньев воспитания любого гражданина. Но есть круг профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека.

Именно к такой категории относится профессия сотрудника органов внутренних дел, для которого профессионально значимыми являются нормы морали, чувство собственного достоинства и нравственные убеждения. Нравственное воспитание формирует моральный облик сотрудников, нравственное сознание рассматривается сегодня как важный резерв повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, процесс нравственного воспитания предполагает, с одной стороны, формирование у человека необходимых представлений о морали, с другой - воспитание потребности действовать в соответствии с нормами морали.

Важным условием развития ценностного отношения к профессиональной деятельности является нравственная обоснованность выбора профессии, в основе которого лежит не только информированность о ее содержании, контингенте, с которыми предстоит работать, но и сознательное, убежденное желание посвятить себя борьбе с правонарушителями. Список использованной литературы:

1. Егоров Д.Е., Добровольский В.С. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 175-178.

2. Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МСЧ России - главная цель функционирования системы профессиональной подготовки. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 180-183.

3. Северин Н.Н., Дамаев Е.В.Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №10 (80). С. 166-170.

4. Северин Н.Н., Кондыков А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №12(82). С. 143-146.

5. Северин Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №1(83). С. 131134.

6. Северин Н.Н., Москвин Н.В. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №9 (79). С. 118-124.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

7. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. №2. 2012. С. 215-218.

© Радоуцкий В.Ю., 2016

УДК 378

Розлован Валентина Валерьевна

аспирант БУ ВО ХМАО - Югры «СурГУ», г. Сургут, РФ

E-mail: [email protected]

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация

В статье раскрываются принципы обучения, позволяющие обеспечить целостность процесса формирования исследовательских компетенций студентов профессионально-педагогических направлений. Принципы обучения позволяют соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе научно-исследовательской деятельности. Статья определяет основные принципы обучения в решении рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова

Исследовательская компетенция, студенты профессионально-педагогических направлений, принципы

обучения, научно-исследовательская деятельность.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество [5, с. 327]. Чтобы определить позиции и установки, с которыми преподаватели подходят к организации процесса исследования и к поиску возможностей его оптимизации, обратимся к принципам обучения.

Под принципами обучения С.М. Вишнякова понимает исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность преподавателя и характер познавательной деятельности учащегося [1, с. 213].

Мы разделяем мнение В.И. Загвязинского и считаем, что принципы обучения - это своего рода методическое выражение теоретических закономерностей, которые выражаются в форме, адаптированной для применения закономерностей на практике [4, с. 163].

Применительно к нашему исследованию характерными принципами являются следующие:

- принцип научности и жизненной ориентации;

- принцип связи обучения с практикой;

- принцип системности;

- принцип наглядности;

- принцип прочности;

- принцип формирования обобщенных знаний и способов деятельности.

Принцип научности и жизненной ориентации направлен на усиление роли науки в обществе, современное развитие которой требует от образования переноса акцента с усвоения знаний, умений и навыков на способность решать различные жизненные проблемы (принцип компетентностного подхода). По мнению Л.И. Гриценко, связь науки с жизнью должна осуществляться не только при помощи изучения законов и научных теорий, применимых в жизненных ситуациях, а на базе самой взаимосвязи научных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.