Научная статья на тему 'Развивающий потенциал поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Развивающий потенциал поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / EXPERIMENTATION / PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN / DEVELOPING / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кит Галина Григорьевна

Развивающееся и преобразуещееся общество требует образованных, активных, творческих граждан. Поэтому образовательное пространство должно актуализировать поисково-исследовательскую деятельность детей, обеспечивающая их творческое развитие, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING POTENTIAL OF RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN

Being developed and transformed society requires educated, active and creative citizens. Therefore the educational environment must update the research activity of children, beginning with pre-school and primary school children, which will ensure their creative development.

Текст научной работы на тему «Развивающий потенциал поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста»

А.В. Добрыдень

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

CTLTURE OF COMMUNICATION AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL

SKILLS OF A TEACHER

© 2013

А. V. Dobryden, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of educational

technologies and pedagogical creativity

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article is devoted to topical issues of teacher communication future teachers with the problem of creating a culture of teacher communication, proposed a system of work that is directed to the formation of the communicative competence of future teachers to provide them with the culture of communication, ways to improve communication skills of future teachers.

Keywords: pedagogical skills, teaching fellowship, teaching, culture of communication.

УДК 323.2/.3.015.311

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2013

Г.Г. Кит, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования

Винницкий государственный педагогический университет имени Михаила Коцюбинского,

Винница (Украина)

Аннотация: Общество, что развивается и преобразуется, требует образованных, активных, творческих граждан. Поэтому образовательное пространство должно актуализировать поисково-исследовательскую деятельность детей, которая обеспечит их творческое развитие, уже начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, экспериментирование, дети дошкольного и младшего школьного возраста, развитие, познавательная активность.

Развивающееся общество требует образованных, моральных, активных и предприимчивых граждан, которые характеризуются мобильностью, динамизмом, конструктивизмом, способностью сотрудничать, владеют развитым чувством ответственности за судьбу страны, способны поддерживать позитивные социальные изменения, могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Исходя из этого, основной целью учебно-воспитательных учреждений на современном этапе преобразования общества является развитие личности ребенка, забота о его здоровье, духовном и социальном благополучии, формирование умения мыслить, сознательно воспринимать окружающий мир и самого себя, общаться с другими людьми. Образовательное пространство должно стать творческой средой для формирования личности ребенка, могучим источником его силы и вдохновения, помочь ему узнать мир и почувствовать себя его обладателем. Среди основных тенденций развития образования - актуализация активных форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, доминирование проблемного, поисково-исследовательского характера учебного процесса.

На исследовательские приоритеты, необходимость использования поисково-исследовательской деятельности в обучении подрастающего поколения указывали выдающиеся философы и педагоги прошлого Я. Коменский, Фр. Рабле, М. Монтень, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Й. Песталоцци, А. Дистервег, К. Ушинский, Л. Толстой, М. Монтессори и другие. Очень важными являются методологические требования основателя отечественной педагогики К. Ушинского к организации поисково-исследовательской деятельности: она должна быть разнообразной, соответствовать силам и возможностям детей и обязательно такой, чтобы активизировала работу детской мысли [4].

Большое значение участию детей в постановке экспериментов придавали Е. Водовозова и Е. Тихеева, считая, что это расширяет возможности детей наблюдать, действовать, думать, делать самостоятельные выводы.

В XX веке внимание к исследовательскому методу и вообще к организации исследовательской практики учеников значительно усилилось, подходы к их осмыслению стали более многоплановыми и системными. Особенно ценными являются теоретические положения и практическое наследие В. Сухомлинского [2], подчер-

кивающего, что проблемы научного исследования собственного труда и глубокое изучение личности ребенка - необходимые элементы творческой деятельности каждого педагога, они характерны для коллективной творческой деятельности учителей школ, которые должны направлять свои усилия на развитие творческой личности ученика и, в частности, на формирование у него исследовательских навыков. Великий педагог подчеркивал, что природная любознательность является основой успешности в обучении. Поскольку ребенок мыслит образами, В. Сухомлинский призывал педагогов учить детей наблюдать и видеть явления окружающего мира. Вполне закономерным можно считать сделанный им вывод: «Школа наблюдательности в младшем возрасте -необходимое условие умственного развития» [3, с. 473].

Необходимость использования экспериментирования как своего рода специфической деятельности, которая стимулирует познавательную активность ребенка, подчеркивает известный педагог Н. Поддьяков. По его мнению, детское экспериментирование обеспечивает мощное положительное влияние как на развитие других видов деятельности ребенка (конструирования, изобразительной деятельности, игры, работы в природе), так и на общее психическое развитие [1]. Это послужило отправной точкой для формулирования положения о том, что экспериментирование является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, основой детского творчества, саморазвития детей. Воспитательная практика подтвердила правильность и перспективность этой идеи.

Полезным является и опыт иностранных педагогов-практиков (Нельсона, Байера, Фентона, Джойса, Зухмана, Хувера и др.) по созданию моделей учебного процесса как исследования, который получил широкую международную известность и практическое применение на различных этапах обучения.

В современной педагогике и психологии в Украине проблема детской поисковой деятельности занимает значительное место. Труды А. Беленькой, В. Котырло, Н. Лысенко, М. Машовец, Л. Подоляк раскрывают механизм формирования самостоятельности детей в поисково-исследовательской деятельности, стимулирования познавательной активности ребенка путем экспериментирования, развития его отношения к работе, формирования оценочных отношений.

Учитывая перспективность поисково-исследовательской деятельности, цель которой - усвоение учениками

опыта участия в познавательном процессе, комплексное развитие их интеллектуальных способностей, исследовательских навыков, творческого потенциала, использование ее является чрезвычайно актуальным для практики психолого-педагогической науки и образования. Однако, несмотря на разработку конкретных методических аспектов ее использования в отдельных научных теориях, диссертационных исследованиях, монографиях и статьях, целостной дидактической системы применения поисково-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе детских учебных заведений не создано, тем более целенаправленного внедрения в их практику поисково-исследовательская деятельность не получила. В то же время необходимость ее применения имеет важное значение не только для средней, но и для начальной школы, дошкольного образования, поскольку именно в детском возрасте приобретение человеком знаний и когнитивных навыков, включая и исследовательские, осуществляется комплексно, в условиях естественного взаимостимулирования, в гармонии с развитием творческих способностей, на основе интенсивного формирования психофизических функций личности.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно любопытные, активные, постоянно вбирают в себя информацию об окружающем мире. Задача взрослых, которые их окружают, - создать соответствующие условия для эффективного обогащения знаний и личного опыта ребенка [5, 6]. Именно поэтому одной из неотложных задач, стоящих перед педагогами, является улучшение работы над его когнитивным развитием. Необходимо формировать у детей интерес к окружающему, способность удивляться, увлекаться, исследовать, фантазировать, выдумывать, спрашивать, искать. Именно эти виды деятельности определяют развитие ребенка, отсюда необходимость переориентировать образовательный процесс из словесного, монологического руководства поведением и занятиями детей на организацию их собственной деятельности (экспериментаторской, поисковой, творческой).

Одним из наиболее эффективных средств развития детей дошкольного и младшего возраста является поисково-исследовательская деятельность, которая, интегри-руясь с другими видами деятельности, широко используется в учебных заведениях. Очень важно, чтобы педагог во время организации учебно-воспитательного процесса объединял информационность и включение каждого ребенка в самостоятельную деятельность, направленную на формирование у него практических умений и навыков, а для этого ему нужно вместе с детьми изучать явление или объект, изменять условия их существования, ситуации и средства исследования. Именно такое комплексное использование детского экспериментирования в различных сферах жизнедеятельности дошкольников и младших школьников помогает осуществлению потребностей воспитанников и в новых знаниях, и в новых впечатлениях, и, прежде всего, в самоутверждении.

Учитывая это, перед педагогами стоит задача научить детей ориентироваться в потоке информации, которая поступает отовсюду. Для ребенка важно не только должным образом поглощать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать и находить ее. Таким образом, в современных условиях для реализации целей развития познавательной активности, воспитания стремления к приобретению новых знаний, необходимо широко применять поисково-исследовательскую деятельность, уделять большое внимание проведению экспериментов. В то же время следует подчеркнуть, что осуществление желаемой цели - видеть воспитанников любознательными, коммуникабельными, самостоятельными, творческими личностями, которые умеют ориентироваться в окружающем, решать поставленные проблемы - зависит от тех, кто их окружает, кто заинтересован в их становлении и развитии.

Ребенок дошкольного и младшего школьного воз-

раста сам по себе уже исследователь, демонстрирующий интерес ко всем видам исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, отвечает этим возрастным особенностям. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждают любопытство, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе поисковой деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила техники безопасности.

Уместно напомнить китайскую пословицу, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажите мне - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Все усваивается значительно лучше и на более продолжительный срок, если ребенок не только слышит, видит, но и делает сам. Именно это и должно стать основой активного внедрения детского экспериментирования в практику работы образовательных учреждений. Особое внимание следует акцентировать на создании условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей, которая даст возможность самому ребенку найти ответ на вопрос «как?» и «почему?».

Как известно, зачастую ребенок приходит в школу с интересом и желанием учиться, однако вскоре этот интерес исчезает. Часто, будучи успешным во время учебы в начальных классах, ребенок начинает отставать в старших классах. Среди причин такого явления психологи выделяют недостаточное развитие способностей к самостоятельным исследованиям. Чрезмерное увлечение действиями по готовым образцам, характерное для практики обучения младших школьников, довольно опасно, так как они ориентированы на механическое запоминание, а не на творческие размышления. Это приводит к задержке развития активной деятельности детей, а также таких качеств их мышления, как глубина, критичность, аргументированность, гибкость и т.д.

Школьное обучение ежедневно дает ответы на не поставленные детьми вопросы, что превращает любопытных «почемучек» в серую, безынициативную, равнодушную массу. Исправить эту ситуацию может исследовательский подход в обучении. По мнению многих учителей, применение исследовательских методов и технологий в обучении отличается высокой эффективностью именно для углубления интереса учащихся к познавательной и творческой деятельности, для формирования у них соответствующих знаний, умений, навыков и исследовательской позиции в восприятии и осмыслении мира.

Исследовательская подготовка основывается не на передаче готовой информации, а на получении учениками новых знаний и умений при помощи решения теоретических и практических проблем. Суть исследовательского обучения, являющегося необходимым элементом образовательного процесса уже в дошкольных учреждениях и начальной школе, предполагает создание педагогом цепи исследовательских ситуаций в различных видах познавательной деятельности детей и управление их умственно-поисковой деятельностью по формированию новых знаний, представлений путем самостоятельного или коллективного исследования учебных проблем. Важнейшей особенностью поисково-исследовательской деятельности является то, что она возникает в конкретной ситуации и заставляет ребенка осознавать возникшую проблему, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических операций. Целью ее применения является приобретение детьми опыта проведения исследований в познавательной деятельности, развитие их интеллектуальных способностей, исследо-

вательских навыков, творческого потенциала и на этой основе формирование активных, компетентных и творческих личностей.

Вполне оправданным и целесообразным является использование поисково-исследовательской деятельности уже в условиях дошкольного учреждения, в планы которого входит формирование воспитанников любознательными, коммуникабельными, самостоятельными и творческими личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей среде, решать поставленные проблемы. Ребенок-дошкольник, будучи прирожденным исследователем, активно ищет информацию об окружающей среде, проявляет живой интерес к различному роду исследованиям, пытаясь понять мир путем наблюдения и экспериментирования.

В результате исследовательской деятельности у детей формируются элементарные навыки поисковой работы, усиливается интерес к явлениям живой и неживой природы, активизируется самостоятельная умственная деятельность. Поисково-исследовательская деятельность ближе всего подводит ребенка к проблеме, а наградой за активность и любознательность детей являются их самостоятельные «открытия» в мире природы.

Ценность использования исследований заключается еще и в том, что они имеют большую убеждающую силу. Знания, полученные детьми, характеризуются особой доказательностью, полнотой и прочностью. В ходе экспериментов обеспечивается чувственное восприятие, практическая деятельность ребенка и ее словесное обоснование. Органическая связь упомянутых выше процессов способствует максимальной активизации умственной деятельности детей, поскольку соответствует природе их мышления.

Успешность планирования и осуществления поисково-исследовательской деятельности вызывает дальнейшее развитие ребенка. Более разнообразная и интенсивная поисковая деятельность помогает детям получить больше новой информации, что приводит к более интенсивному их развитию.

Важную роль в этом процессе играет развивающая среда, которую необходимо специально создавать. Так, для проведения исследований создают «мини-лаборатории», оснащенные специальным оборудованием, различными материалами (лупа, зеркало, различные весы, магниты, термометры, бинокль, песочные часы, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластика, металла, резины), веревки и т.д.). Постепенно лабораторию следует пополнять новыми материалами для проведения экспериментов, чтобы поддерживать интерес детей, удовлетворять их познавательные потребности. Кратковременные эксперименты могут дополняться и долговременными (например, ознакомление с растениями, условиями для их жизни и роста (от 1-2 недель), ознакомление с почвой, ее свойствами (1-2 месяца) и т.п.). Проведению эксперимента должно предшествовать составление педагогом совместно с детьми плана будущей деятельности, для наглядности - оформление плана-схемы, что поможет детям быстро запомнить следующие этапы поисковой деятельности. Ход и результаты экспериментальной работы следует по возможности фиксировать в дневниках наблюдений.

В ходе исследований можно использовать театрализованную деятельность, игровые приемы, которые позволят более доступно объяснить детям тот или иной материал, избавить от формализма, чрезмерной сухости. Для поддержания интереса к экспериментированию можно использовать моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя, «участие» выдуманных героев в опытах и экспериментах, подарки сказочных героев юным исследователям.

Эффективность поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени зависит от квалифицированного педагогического руководства. Педагог 16

ориентируя познавательный процесс на применение исследовательских методов, должен учитывать, что склонность детей к исследовательской деятельности в значительной степени индивидуальна, что позволяет рассматривать исследовательскую технологию как личностно ориентированную по характеру, проявляющуюся в оптимальном воздействии поисково-исследовательской деятельности ребенка на формирование его личностных качеств. Таким образом, педагогическое руководство должно осуществляться в отношении личной заинтересованности и возможностей ребенка без вмешательства в процесс его собственных исследований, оставив за ним право выбора, как поля, так и методов, альтернативных вариантов исследования.

Исследовательская практика предполагает сотрудничество юного исследователя и педагога, построенное на их духовной общности, на признании независимости ребенка, на взаимном уважении и взаимной заинтересованности в обоюдном успехе и результате деятельности. Только при наличии благожелательного партнерства создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и его самореализацию.

Таким образом, поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста при условии компетентного педагогического руководства, созданной развивающей среды объединяет в себе задачи обучения и стимулирования саморазвития личности, что способствует формированию интеллектуальной, нравственной, творческой культуры, опыта социальных отношений и коммуникации, жизненному самоопределению. Решаются первостепенные задачи современного образования: не просто давать знания, а таким образом организовывать учебно-познавательную деятельность, чтобы она готовила детей к преобразованию знаний в инструмент творческого освоения мира.

Перспективу дальнейших исследований усматриваем в разработке вопросов подготовки педагогических кадров для системы дошкольного и начального образования, которые бы владели технологией организации творческой поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков и др.; под ред.

H. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. Ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.

2. Сухомлинський В. О. Розмова з молодим директором / В. О. Сухомлинський // Сухомлинський В. О. Вибр. твори: у 5-ти т. / В. О. Сухомлинський. - К.: Рад. школа, 1977. - Т.4. - С. 391-626.

3. Сухомлинський В. О. Сто порад учителевi / В. О. Сухомлинський // Сухомлинський В. О. Вибраш твори: у 5-ти томах / В. О. Сухомлинський. - К.: Радянська школа, 1976. - Т. 2. - С. 419-657.

4. Ушинський К. Д. Праця в Н психiчному i виховно-му значенш / К. Д. Ушинський // Ушинський К. Д. Вибр. твори: у 2-х томах / К. Д. Ушинський. - К.: Радянська школа, 1983. - Т.1. - С. 104-120. 2.

5. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №

I. С. 347-349.

6. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 155-160.

DEVELOPING POTENTIAL OF RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY

SCHOOL AGE CHILDREN

© 2013

G.G. Kit, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of

preschool and primary school education

Vinnitsa State Pedagogical University named by Mykhailo Kotsyubinsky, Vinnitsa (Ukraine)

Annotation: Being developed and transformed society requires educated, active and creative citizens. Therefore the educational environment must update the research activity of children, beginning with pre-school and primary school children, which will ensure their creative development.

Keywords: research activity, experimentation, preschool and primary school age children, developing, cognitive activity.

УДК 37 (09) (477)

ЭСПЕРАНТО-ДВИЖЕНИЕ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© 2013

Ю.А. Клименко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, социальной работы и истории педагогики

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье раскрыта проблема развития эсперанто-движения - движения за принятие эсперанто как языка международного общения, который имеет целью создание непосредственных и равных возможностей для каждого человека в международных отношениях. Своей многолетней историей эсперанто (и как язык, и как движение его сторонников) подтвердил право претендовать на роль универсального средства межкультурного диалога и человеческого взаимопонимания в общемировом масштабе.

Ключевые слова: эсперанто-движение, язык эсперанто, история эсперанто-движения в Украине, современные эсперанто - организации.

Неотъемлемым правом человека является «право на общение». При этом общепризнанным является тот факт, что сотрудничество не может быть действенным и длительным, если оно ограничивается отношениями государств и политиков и не охватывает контакты между рядовыми гражданами разных стран. Однако развитие межкультурного сотрудничества сдерживается несколькими факторами, прежде всего - ограниченной возможностью и эффективностью межкультурных контактов вследствие языкового барьера [4, с. 1].

В связи с этим актуальной проблемой становится изучение коммуникативного потенциала международных языков. Если естественный язык - это макрокосмос культуры определенного народа, в котором он представлен как индивид, то искусственно созданный человеком язык может стать средством межнационального и одновременно наднационального общения, обеспечить диалогический и демократический связь представителей самых различных мировых культур [4, с. 2].

Такие возможности имеет эсперанто - наиболее распространенный плановый международный язык, который не претендует заменить собой этнические языки, а стремится стать вспомогательным средством в международном общении разноязычных людей. Еще в 1954 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО признала, что результаты, достигнутые эсперанто в деле интеллектуального международного обмена, соответствуют целям и идеалам ЮНЕСКО и обратилась к государствам и международным организациям с предложением ввести изучение эсперанто в школах и использовать этот язык в международном сотрудничестве.

Являясь частью демократических процессов общества, эсперанто-движение выступает в качестве субъекта общественных преобразований и все больше привлекает внимание ученых.

Различные аспекты эсперанто-движения как социально-культурного феномена нашли отражение в трудах Е. Бокарева, Ю. Дмитриевской-Нильссон, Б. Колкера, А. Королевича, А. Короля, С. Кузнецова, Д. Лукьянец, Г. Махорина, А. Мельникова и др.

Следует отметить, что большинство из научных трудов только косвенно касаются исследуемой темы, имеют фрагментарный характер, требуют всестороннего анализа, проверки и сопоставления фактов, объективного и беспристрастного освещения. Исследователи касались, в основном, лингвистических, исторических,

социально-культурных аспектов эсперанто-движения и не рассматривали историко-педагогическую сущность этого феномена. В научной литературе имеется лишь фрагментарное освещение отдельных аспектов этого социокультурного явления, разрозненных как в научно-теоретическом, так и в хронологическом плане. Историографический обзор проблемы позволяет утверждать об отсутствии комплексного исследования развития эсперанто-движения в Украине как закономерного, объективно обусловленного и целостного процесса.

Эсперанто (эсп. esperanto - надеющийся) - международный язык, созданный польским врачом и полиглотом Людовиком Лазарем Заменгофом в 1887 г. на основе распространенных европейских языков, интернациональной лексики. Употребляется эсперанто в международном общении, имеет целью создание прямых и равных возможностей для каждого человека в международных отношениях [14].

Создатель эсперанто Людвик Заменгоф назвал свой язык просто - «Международный язык». Поскольку в то время в Европе был популярен другой искусственный язык (волапюк), сторонники эсперанто часто говорили «язык доктора Эсперанто» [10, с. 2].

Создатель эсперанто Людвик Заменгоф - автор первого учебника по основам языка эсперанто «Unua Libro». Учебник под названием «Международный язык» был опубликован 26 июля 1887 г. в Варшаве. Эту дату считают «днем рождения» эсперанто [15].

Эсперанто имеет целью создание непосредственных и равных возможностей для каждого человека в международных отношениях. Эсперанто делает равноправное положение между людьми из-за того, что ни для кого язык не является родным. Правда, сейчас насчитывается некоторое количество людей - врожденных эсперантистов, для которых эсперанто является родным языком: те, чьи родители говорят между собой на языке эсперанто, из-за незнания языка друг друга или как проявление уважения к языку. Среди выдающихся: Джордж Сорос

- ведущий мировой финансист и меценат, Даниэль Бове

- лауреат Нобелевской премии и др. [10, с. 2].

Следует отметить педагогическую ценность эсперанто - влияние эсперанто на дальнейшее изучение других языков. Многочисленные исследования подтверждают что знание эсперанто значительно облегчает изучение иностранных языков. При этом овладеть грамматикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.