Научная статья на тему 'Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования'

Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1904
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКАЯ ГИПОТЕЗА / ТВОРЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмакова Юлия Андреевна, Сычева Марина Владимировна

Рассматривается экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста, приводятся элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении. Особое внимание уделяется развитию творческих и интеллектуальных способностей дошкольников путем экспериментирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования»

УДК 373.24

Ю. А. Калмакова, М. В. Сычева

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация. Рассматривается экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста, приводятся элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении. Особое внимание уделяется развитию творческих и интеллектуальных способностей дошкольников путем экспериментирования.

Ключевые слова: экспериментирование, экспериментальная деятельность, исследовательская деятельность, детская гипотеза, творческие и интеллектуальные способности.

В период дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка наряду с игровой деятельностью имеет исследовательская, в процессе которой формируются и развиваются познавательные способности. Одна из форм исследовательской деятельности - экспериментирование. Многочисленные исследования ученых говорят о том, что проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала развивает наблюдательность, творческие и интеллектуальные способности, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, формирует навыки исследовательской деятельности [1—3].

Младший дошкольник уже является «первооткрывателем», интересуется различного рода исследовательской деятельностью, в частности — экспериментальной. Ребенку мало увидеть, услышать, ему необходимо прочувствовать. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ему приобрести новые знания о том или ином предмете.

Экспериментальная деятельность, которая формируется в русле собственно активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Термин «экспериментирование» понимается нами как особая форма поисковой деятельности, о которой писал еще Н. Н. Поддьяков: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему. В нее включены и демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, и наблюдения, и лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно. Каждое естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дошкольники (жидкость, твердое тело, температура, звук, цвет, вкус, свет и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного или реального экспериментирования. В связи с этим можно заключить, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно как результат постановки опыта.

В деятельность экспериментирования включены все сферы детской деятельности — игра, занятие, прогулка, а также прием пищи. В ходе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, ученым. Кроме того, в процессе эксперимента

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (15), 2016

активизируются его мыслительные функции, развиваются умственные и творческие способности.

Большое внимание за рубежом и в нашей стране уделяется проблеме одаренных и творческих детей. На государственном уровне обсуждалась программа «Одаренные дети: природа, диагностика, развитие», в которой на первое место выдвигалась задача их воспитания и обучения. В ней особо подчеркивалось, что творчество детей необходимо развивать, перейти от «лабораторных» исследований и констатации наличия или отсутствия способностей к развитию их на основе специально организованных уроков творчества и с помощью психологической подготовки творческого педагога [1, с. 104-105].

На первом месте в содержании воспитания стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов деятельности [4].

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, нужно как можно больше внимания уделять развитию познавательного интереса и творческих способностей; создать такие условия, чтобы в процессе игр-экспериментов дети узнавали, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий. В экспериментальной деятельности у детей развивается целый спектр умений и способностей -мелкая моторика, координация движений, воображение, мышление. Для поддержания интереса дошкольники получают задания от лица сказочных персонажей. Так, например, Фея приносила в группу природный материал (шишки, палочки, сухие цветы, желуди, семена и т.д.) и после рассматривания и изучения просила совместно с педагогом проявить воображение, привлечь фантазию и смастерить для нее волшебную поделку. При изучении свойств песка малыши вместе со сказочным персонажем строили дорожки, возводили песочные замки, рисовали картины (цветной песок).

На прогулках, во время наблюдений, проведение экспериментов продолжалось:

- замораживание воды;

- рассматривание сосулек;

- рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

- определение направления ветра;

- рисование на снегу цветной водой;

- изготовление цветных льдинок;

- наблюдение за воздушным шариком на морозе и в группе;

- наблюдение за срезом сугробов;

- рисование на мокром и сухом песке;

- наблюдение за наполнением дождевой водой емкостей различной ширины.

Особое значение в этом процессе придается детской гипотезе. По нашему мнению,

именно она способна превратить стихийную игру-манипуляцию с природными материалами в деятельность экспериментирования. Специфика вопросов, которые мы задаем детям, состоит в том, что они, как правило, носят поисковый характер, развивают умение выдвигать гипотезы:

- Как вы думаете, дождь будет идти целый день?

- Как вы думаете, что произойдет, если дождика не будет совсем?

- Снег растает когда-нибудь?

- Как вы думаете, что будет, когда снег растает?

- Как вы думаете, что случится с насекомыми, если они не лягут спать?

По нашему мнению, проведение систематических занятий по развитию творческих и интеллектуальных способностей дошкольников путем экспериментирования - необходимое условие становления личности ребенка, развития его познавательного интереса и целостного восприятия окружающего мира. И чем раньше мы станем развивать познава-

Гуманитарные исследования

тельный интерес и давать возможность каждому дошкольнику самостоятельно изучать, творить, проявлять воображение и фантазию, тем активнее по мере развития и взросления ребенок продемонстрирует свои интеллектуальные и творческие способности.

Список литературы

1. Липейко, Е. А. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей средствами экспериментирования / Е. А. Липейко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2014. — № 10. — С. 103—107.

2. Зайцева, Л. П. Детское экспериментирование возраста «почемучек» / Л. П. Зайцева, Г. З. Шаталина // Начальная школа плюс До и после. — 2003. — № 10. — С. 65—67.

3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М. : Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.

4. Забельская, Т. В. Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Забельская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2013. — № 1. — С. 165—171.

Калмакова Юлия Андреевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: miss.iuli@yandex

Kalmakova Julia Andreevna

student,

Penza State University

Сычева Марина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и дефектологического образования,

Пензенский государственный университет E-mail: marina_sycheva2010@mail.ru

Sycheva Marina Vladimirovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of preschool and defectological education, Penza State University

УДК 373.24

Калмакова, Ю. А.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования / Ю. А. Калмакова, М. В. Сычева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 3 (15). - C. 29-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.