УДК 37.091.212.2-053“465.00/.06” ББК Ч410.026.4
ГСНТИ 14.23.01
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: nkbv@mail.ru
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: возрастная одаренность; сенсомоторный интеллект; развитие способностей по пути амплификации; гармонизация личности через обогащение и раскрепощение эмоционально-двигательной сферы.
АННОТАЦИЯ. Представлен анализ ведущих отечественных и зарубежных исследований в области развития и поддержки одаренных детей дошкольного возраста. Обоснована идея обогащения эмоционально-двигательного опыта детей как условия развития их творческого потенциала в гармонии с социально-личностным становлением.
Kuprina Nadezhda Grigorievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF DEVELOPMENT AND SUPPORT FOR TALENTED PRE-SCHOOLERS
KEY WORDS: age-related talent; sensual and motor intellect; development of the abilities by means of amplification; personality harmonization by means of enrichment of emotional and motional spheres.
ABSTRACT. The analysis of the leading foreign and domestic research works in the field of development and support of talented preschoolers is undertaken. The idea of enrichment of emotional and motional experience of children is presented as the condition of their creative potential development alongside their social and personal growth.
С ■
тратегия современного образования выстраивается в соответствии с запросом современного общества, которое нуждается в образованных, творческих людях. Успех реформ определяется приумножением не только технологического, но и прежде всего культурного потенциала общества, что рассматривается как фундамент решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В современной социокультурной ситуации кадровый, человеческий потенциал России выступает как значимый фактор, позволяющий относить нашу страну к числу развитых государств, способных оказывать влияние на общемировые процессы.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и поддержку одаренных детей начиная с дошкольного возраста. Эта задача сформулирована как стратегическая в законодательных и нормативно-правовых документах, принятых за последние годы Правительством Российской Федерации: «Концепции модернизации Российского образования», «Национальной доктрине образования в РФ», «Концепции дошкольного образования», Федеральной программе «Одаренные дети», Федеральных государственных обра-
зовательных стандартах дошкольного образования.
Детский дошкольный возраст - период становления способностей, которые нуждаются в развертывании, раскрытии природных начал. Для грамотной организации образовательно-воспитательного процесса в этом направлении необходимо учитывать специфику процессов созревания на этапе дошкольного детства. Каковы движущие силы психического развития ребенка? Как оптимизировать эти процессы в соответствии с принципом природосообразности? Ответы на эти вопросы лежат в основе определения педагогических условий развития детской одаренности и выстраивания соответствующей педагогической тактики.
Достижения отечественной и зарубежной мысли по проблеме развития детской одаренности обобщены в современной «Рабочей концепции одаренности», разработанной мэтрами отечественной педагогики и психологии (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шад-риков, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. И. Панов, В. Д. Ушаков, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич).
Ведущими идеями концепции выступают понимание потенциального характера детской одаренности как общей предпосылки творческого развития человека, вы-
© Куприна Н. Г., 2014
явление зависимости ее проявления и развития от социального окружения и условий, созданных в образовательных учреждениях, обоснование необходимости включения ребенка в деятельность, раскрывающую его потенциальные возможности. «Рабочая концепция одаренности» ориентирована на детей школьного возраста. В то же время сформулированные в ней положения логически приводят к необходимости начинать работу по развитию и поддержке одаренности уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст как основа развития одаренности рассматривается в ряде зарубежных исследований одаренности (Г. Доман, Э. Томас), а также отечественных работ на эту тему (Н. С. Лейтес, Л. В. Тру-байчук, А. И. Савенков, И. Е. Емельянова). Идея необходимости поддержки одаренности в дошкольном возрасте подкрепляется исследованиями психологов об ускоренном созревании мозга в дошкольный период, что проявляется в познавательной активности, ненасыщаемой потребности в деятельности. На этом основании Н. С. Лейтес вводит понятие «возрастной одаренности», определяющее обострение, расцвет способностей на дошкольном этапе детства как феномен, выражающий особенности хода созревания (7). Именно в связи с этой особенностью детей дошкольного возраста возникает мнение о том, что все дети от природы талантливы.
Характеризуя ребенка с признаками одаренности, Д. Б. Богоявленская выделяет качества, свойственные в целом дошкольному возрасту: необычайная познавательная и поисковая активность, ненасыщаемая потребность в деятельности, получение удовольствия от деятельности, творческие достижения в раннем возрасте, стремление подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения, увлеченность определенными видами деятельности и т. д. (3). В исследованиях А. И. Савенкова перечисленные характеристики признаков одаренности обобщаются в определении «исследовательское поведение». Ссылаясь на труды специалистов по психофизиологии, А. И. Савенков связывает такой тип поведения со специфическим феноменом межполушарной ассиметрии в сторону доминирования правополушарной деятельности (отвечающей за поисковую активность, любопытство, наблюдение, экспериментирование, целостное синтетическое мышление). Автор констатирует: «По свидетельству специалистов в области межполушарной ассиметрии, ребенок рождается с первоначально одинаковыми полушариями головного мозга. Причем они оба у него «правые». До двух лет любое из них может стать «речевым». Вероятно, этим в
значительной мере объясняется столь высокая степень проявления исследовательской активности у ребенка и одновременно значимость исследовательского поведения в развитии личности на ранних возрастных этапах» (9, с. 24).
Проявление высокой одаренности в дошкольном возрасте может быть лишь проявлением возрастной сензитивности, которая может исчезнуть в более старшем возрасте. На этом основании, по мнению ученых, с одной стороны, важно поддержать творческость, любознательность, высокую познавательную активность, стремление к самостоятельности у всех детей в сензитивном для развития творчества дошкольном возрасте. С другой стороны, именно в дошкольном возрасте важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. В этом случае поддержка чрезвычайной познавательной активности ребенка, его стремления к творчеству станут подлинно устойчивой особенностью, темп развития останется высоким и произойдет закрепление и обогащение ранних признаков одаренности.
В исследованиях Л. В. Трубайчук, посвященных данной проблеме, работа по развитию одаренности в дошкольном возрасте рассматривается как необходимый компонент образовательного процесса не только в отношении детей, проявляющих признаки одаренности (1-3% детей-вун-деркиндов), но и в отношении детей, чей уровень развития превышает средний для определенного возраста. Работа с детьми дошкольного возраста по раскрытию их потенциальных способностей с опорой на зону ближайшего развития необходима именно в связи с психическими особенностями возраста - «ненасыщаемой потребностью» (по выражению Н. С. Лейтеса) в каком-либо одном или нескольких видах деятельности как предпосылкой ярких достижений в этой сфере в дальнейшем. «Для того, чтобы сохранить имеющиеся от рождения задатки одаренности, ребенку дошкольного возраста необходима с ранних лет своевременная «подпитка», развертывание, раскрытие его природных потенциалов» (10, с. 28).
Эту же позицию отстаивает и И. Е. Емельянова, подчеркивая, что развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве необходимо рассматривать в контексте образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, который «направлен на актуализацию задатков, раскрытие склонностей, развитие потенциалов и способностей, заложенных в каждом ребенке от рождения. Развитие приводит к
появлению нового качества: открытие
скрытых задатков, потенциалов, совершенствование индивидуальных склонностей и способностей, которые являются основой для проявления одаренности на ранних этапах онтогенеза. Актуализированные в детстве потенциалы дадут ребенку возможность найти путь духовно-творческой самореализации, в которой он проявит свои таланты, покажет более высокие результаты в приоритетном виде деятельности по сравнению с большинством сверстников» (6, с. 14). По мнению ученых, основная задача в работе по развитию детской одаренности на этапе дошкольного детства заключается не столько в усовершенствовании диагностического инструментария, позволяющего сделать более точную выборку среди детей, вовремя выявить из них одаренных и включить их в индивидуальные траектории развития, сколько в планомерном создании условий для целенаправленного развития потенциала всех детей, актуализации их склонностей и способностей, поддержки исследовательского поведения и стремления к творческой самореализации на сензитивном для этого возрастном этапе.
Данная позиция имеет глубокое обоснование в фундаментальных исследованиях по педагогике и психологии дошкольного возраста, а также привлекает своей гуманистической направленностью: понимание
потенциального характера детской одаренности позволяет расширить категорию одаренных детей. При раскрытии потенциала ребенка-дошкольника важно ориентироваться не на различные виды одаренности, а на широту и многосторонность присущей ему «возрастной одаренности». Творческая деятельность ребенка-дошкольника является естественным, природным механизмом присвоения им культуры, становления его ментальности. Поддержка мотивации ребенка к познанию и творчеству будет способствовать в дальнейшем реализации различных видов одаренности.
Вслед за мэтрами отечественной педагогики и психологии мы можем сделать вывод о том, что проблема поиска путей развития и поддержки детской одаренности в дошкольном возрасте, по сути, смыкается с проблемой поиска эффективных и адекватных дошкольному периоду способов возрастного психического развития и социокультурного становления личности. В этом заключается суть термина «возрастная одаренность» применительно к дошкольному возрасту и специфика развития детской одаренности на этом возрастном этапе.
Обращение к известным и уже апробированным методикам по развитию детской одаренности в дошкольном возрасте под-
сказывает оптимальные направления педагогических усилий в этом направлении. Так, в известной Программе раннего развития для детей с младенчества до шести лет, разработанной американским педагогом-исследователем Г. Доманом, основополагающим компонентом развития всех способностей ребенка выступает движение: «У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение - это фундамент для всех других человеческих способностей» (5, с. 3). В методических пояснениях к своей программе Г. Доман развивает эту мысль, считая, что выстраивание движения - первый шаг к освоению окружающего мира и определения в нем себя. Ребенок познает пространство через активное перемещение в нем, переживая и буквально измеряя его своим телом. Для ребенка важно не просто удовлетворение желания двигаться, а познание себя и окружающего мира через движение.
Степень развитости двигательных навыков зависит во многом от наследственности, но в первую очередь от интенсивности использования, т. е. от средовых факторов. Ученый делает вывод: чем раньше функция начинает использоваться, тем более высокого уровня можно достичь в ее развитии. На основе этого подхода, связанного с развитием «физического интеллекта» (термин Г. Домана), разработаны программы обучению счету, чтению, языкам в раннем дошкольном возрасте.
Блестящие практические результаты, которые дают программы, опирающиеся на двигательную активность ребенка в разностороннем развитии его способностей и личностных качеств, не являются эмпирическими находками отдельных педагогов-иссле-дователей, но имеют на сегодняшний день развернутое теоретическое обоснование в психолого-педагогической литературе.
Одной из первых обратилась к исследованию сенсомоторной функции в развитии ребенка дошкольного возраста Женевская школа генетической психологии, основанная Ж. Пиаже и его последователями (А. Валлон, Х. Вернер). Школа генетической психологии была обращена к изучению происхождения и развития интеллекта у ребенка. Работы Ж. Пиаже и его учеников вскрыли закономерности формирования структур интеллекта у ребенка, проанализировали этапы этого процесса. Согласно Ж. Пиаже, порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, и свое начало он берет от развернутых действий ребенка с предметами в окружающем пространстве. Внутренние и внешние факторы, прежде всего социальная и культур-
ная среда, в которой живет ребенок, влияют на сроки достижения развитости и зрелости этих структур. Колоссальная, основополагающая роль двигательной активности ребенка в процессе формирования структур интеллекта позволила Ж. Пиаже ввести в научный обиход термин «сенсомоторный интеллект ребенка».
В отечественной психологии эти идеи разрабатывались Л. С. Выготским и представителями его научной школы. Л. С. Выготский явился основоположником ведущего метода в современной педагогике - экспериментально-генетического, суть которого - в воссоздании генетических процессов и ситуаций развития на органических основах. На основе экспериментально-генетического метода в психологии проведены исследования, раскрывающие закономерности онтогенеза: внутренние, умственные или идеальные действия формируются у человека на основе внешних, материальных действий путем их «поэтапного» изменения и преобразования. Закономерности этих изменений, проанализированные и изученные П. Я. Гальпериным в его теории поэтапного формирования умственных действий, универсальны при развитии всех психических функций и сфер человеческой личности. К такому выводу приходит и другой представитель школы Л. С. Выготского - А. В. Запорожец, исследуя с этих позиций формирование мотивационно-эмоциональной сферы ребенка, его нравственных чувств и социальных отношений. А. В. Запорожец ввел в педагогику понятие «амплификации» - развития ребенка за счет оптимального использования специфически детских видов деятельности, акцентировав внимание на необходимости опоры на сенсорный, эмоционально-телесный опыт ребенка в процессе воспитания и обучения. Эти выводы особенно актуальны в контексте исследования проблемы развития детской одаренности.
Исследования в современной психологии убедительно доказывают, что телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Выводы, сделанные в свое время Ж. Пиаже о «сенсомо-торном интеллекте» детей, получили дальнейшее осмысление и развитие в фундаментальных научных исследованиях по психологии детского возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. А. Урунтаева и др.). Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно в педагогической практике бытует выражение о том, что «ребенок мыслит телом». Развитие восприятия, внимания,
памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Психология давно признала тот факт, что «психическая структура телесности» является единственной полноценно функционирующей структурой психики в дошкольном возрасте. Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля, находятся у детей в различных стадиях становления. Опора на них не всегда является продуктивной в развитии у детей различных навыков и представлений. Более того, иногда опора на эти психические структуры оказывается бесполезной, а в худшем случае - противоестественной.
Ведущим методом работы с дошкольниками в педагогике является метод опоры на внешние ориентировочные действия. Эти действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, закрепляются в сознании, формируются в понятия. При этом процесс инте-риоризации двигательного, телесного опыта достаточно длителен и охватывает практически все дошкольное и младшее школьное детство. В исследованиях О. А. Абдуллиной, А. А. Плигина (1) выявлена динамика развития сенсорных систем на разных возрастных этапах: от преобладания кинестетической системы у дошкольников и младших школьников до становления в качестве ведущих визуальной и аудиальной систем у старшеклассников.
Все эти рассуждения доказывают важность разработок программ, опирающихся на обогащение эмоционально-двигательного опыта детей в развитии их задатков, склонностей и способностей в самых разнообразных сферах деятельности. Процесс развития одаренности в дошкольном возрасте необходимо выстраивать, учитывая положение об основополагающей роли движения как движущей силы психического развития ребенка. Обогащение эмоционально-двигательного опыта детей выступает в качестве природо-собразного способа оптимизации процессов созревания на этапе дошкольного детства, основополагающего компонента развития всех его способностей.
Существенным моментом является и то, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализации связаны у ребенка чувства радости, наслаждения от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий. По выражению физиолога Н. А. Бернштейна, любое знание должно стать для ребенка «жи-
вым действием», связаться с двигательным, телесным опытом. Действие, активная практическая вовлеченность в процесс -единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Это положение непосредственно связано с проблемой развития способностей, которые вырастают из задатков при одном обязательном условии - деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость, удовлетворение.
Эмоционально положительные переживания ребенка дошкольного возраста играют значимую роль не только в развитии его разнообразных способностей, но и в целом в становлении его личности. Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Детское переживание радости в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния выполняют дезорганизующую роль в жизни ребенка, приводят к задержке общего психического развития, а в дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции. Таким образом, обогащение эмоционально-двигательного опыта, переживание радостных состояний в двигательной активности ребенка ведет к формированию у него оптимистического мировоззрения.
Данный тезис обоснованно раскрывается в исследовании А. Н. Леонтьева (8), по мнению которого, зрелая человеческая личность предстает как сложная иерархическая система соподчиненных, подстраивающихся друг над другом уровней отражения действительности и психической регуляции субъекта. Эта система функционирует как единое целое, согласованная работа всех «этажей». При этом детство выступает как поэтапное формирование этих «этажей», и основа личности, ее психическое и душевное здоровье коренятся в эмоционально-телесных процессах. В дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы ребенка, доминирующей является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций, с «телесным сознанием» ребенка. Именно на этой основе формируются в детстве и хранятся всю жизнь фундаментальные установки, во многом определяющие судьбу человека.
Приведенные положения о значимости эмоционально-двигательного опыта в личностном становлении ребенка, обоснованные современной психологией, актуализи-
руются в контексте разработки педагогических подходов к работе с одаренными детьми. Исследователи проблемы развития детской одаренности указывают на необходимость разработки коррекционной составляющей этого процесса. Дети с признаками одаренности уже на ранних возрастных этапах могут демонстрировать дисгармоничный вектор развития. Так, Н. Б. Шумакова отмечает, что одаренность почти всегда сопровождается односторонностью развития. Это порождает противоречие между яркими способностями в одной сфере и незрелостью прочих областей детской души.
Д. Б. Богоявленская отмечает среди признаков одаренности такие характеристики, как «отсутствие уважения к условностям и авторитетам, непредсказуемость поступков, большую независимость суждений, дис-синхронию развития, обеспокоенность, тревожность из-за непохожести на сверстников» (3). В работах этих авторов, освещающих различные аспекты детской одаренности, красной нитью проходит идея о величайшем значении сбалансированного образования одаренных детей. По замечанию Н. Б. Шумаковой, крен на успех «здесь и сейчас» приводит к неуспеху ребенка в перспективе. Плата за высокие показатели в какой-то одной области - односторонность развития, социально-личностная незрелость.
В свете этих высказываний актуализируется разработка методик развития детской одаренности, основанных на идее обогащения эмоционально-двигательного опыта детей и обладающих одновременно как развивающим потенциалом, так и коррекционным эффектом. Например, в программе Г. Домана двигательная активность ребенка рассматривается не только как источник развития всех его способностей, но и в качестве адаптационного механизма - как средство коррекции личностных проблем некоторых интеллектуально одаренных детей (пониженная самооценка, замкнутость, трудность общения со сверстниками, что на языке психологии называют «моторным дисбалансом»).
Аналогичный подход демонстрирует методика образно-пластического творчества Е. В. Горшковой «От жеста к танцу», направленная на развитие и поддержку детской одаренности. Методика основана на освоении детьми старшего дошкольного возраста словаря пантомимических и танцевальных движений. «Словарь» содержит значения и способы выполнения простейших жестов и танцевальных движений, доступных дошкольникам для осмысления и выполнения в качестве единиц языка движений, посредством которого может передаваться образное содержание в танце. Эти
единицы составляют ядро танцевальнопантомимической лексики, используемой для сочинения и исполнения детьми связных, стилистически своеобразных невербальных «высказываний», составляющих основу сюжетного танца и двигательнопластического творчества детей (4, с. 3). Такая работа с одаренными детьми видится автору методики необходимой для развития их творческого потенциала в гармонии с социально-личностным развитием.
Ритмическая организация движения ребенка способствует гармонизации психофизиологических процессов, оптимизирует вхождение ребенка в социокультурную среду. Чувство ритма у ребенка является индикатором здоровья, интеллектуальной и творческой активности, позитивного взаимодействия с окружающими. Разработка этих положений в психолого-педагогической литературе позволяет рассматривать двига-
тельную активность ребенка как источник развития всех его способностей, а также и в качестве адаптационного механизма - как средство коррекции личностных проблем некоторых интеллектуально одаренных детей (диссинхронию развития, трудность общения со сверстниками, моторного дисбаланса), как условие развития отдельных способностей у одаренных детей в гармонии с их социально-личностным развитием.
Таким образом, одним из основных условий грамотной организации образовательно-воспитательного процесса, способствующей развитию и поддержке детской одаренности, является деятельностное, эмоциональное, сенсорное насыщение ребенка, что в дошкольном возрасте напрямую связано с формированием познавательных потребностей, исследовательского поведения, стремления к творческим достижениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллина О. А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. 1998. № 4. С. 34-36.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности : сб. М. : Наука, 1990.
3. Богоявленская Д. Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская / / Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 5-13.
4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. : пособие для музыкальных руководителей ДОУ. М. : Гном и Д, 2004.
5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Как развить умственные и физические способности ребёнка. М. : Аквариум, 1996.
6. Емельянова И. Е. Педагогическая тактика развития одаренности детей дошкольного возраста : моногр. М. : Перо, 2011.
7. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность дошкольников. М. : Академия, 2000.
8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : МГУ, 1981.
9. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2004.
10. Трубайчук Л. В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста : моногр. М. : БАЛАСС, 2010.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.