П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 378
Д.Р. Филина
СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников. Проводится анализ понятия «патриотизм». Определяется компонентный состав патриотического воспитания младших школьников. Предлагаются методики оценки патриотической воспитанности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, младший школьник.
В последние годы в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры жаловались на отсутствие системы патриотического воспитания.
На сегодняшний день интерес к проблемам теории и практики воспитания патриотизма зависит от его главных функций в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Немаловажный вклад в процесс поиска новых форм, методов и средств формирования патриотических ценностей средствами культуры внесла Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
© Филина Д.Р., 2018.
Митрохина Светлана Васильевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.
Вестник магистратуры. 2018. № 8(83)
ISSN 2223-4047
Целью программы является «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1].
Целью патриотического воспитания школьников является возрождение патриотизма как одной из важных духовно-нравственных и социальных ценностей с целью развития подрастающего поколения, обладающего важнейшими социально значимыми качествами.
Рассмотрим подробнее понятие «патриотизм».
В толковом словаре С.И. Ожегова патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2].
По мнению Вороновой Е.А., патриотизм - это «система отношений человека к истории страны, ее героическому прошлому и настоящему, к национальной культуре, обычаям и традициям русского народа; к стране на карте мира, ее природе, месту собственного жительства, «малой» Родине; к государству и гражданскому долгу перед государством, народом, к чувству ответственности перед собой, своими близкими, знакомыми людьми и др.» [4].
В.В. Лопатин определяет патриотизм как «преданность своему отечеству, народу» [3].
Маслова Т.М. под патриотизмом понимает «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации» [5].
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что понятие «патриотизм» многогранно, но основным его значением, является любовь к своему Отечеству, к родному краю, где родился и вырос человек.
В рамках нашего исследования под патриотическим воспитанием будем понимать «процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности» [6].
Исследованием компонентного состава патриотического воспитания школьников занимались многие ученые. Так Ивашкина Н.А. в патриотическом воспитании выделяет 3 компонента: эмоционально-чувственный компонент (любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родной город, село, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством), когнитивно-интеллектуальный компонент (устойчивый интерес школьников к истории Родины, к народным традициям; знание жизни своего народа, его культуры, родного языка, почитаемых людей), дея-тельностно-практический компонент (сознательное участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни села, школы, класса) [2].
Макарчук Я.В. в своей работе выделяет 4 компонента патриотического воспитания: мотивацион-но-потребностный (проявление интереса к своей стране и «малой родине», потребность узнавать историю родного края); когнитивно-интеллектуальный (знания младших школьников по истории «малой родины», их осознанность); эмоционально-чувственный (проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине»); поведенческо-волевой (овладение практическими умениями и навыками по применению знаний о «большой и малой родине», бережному отношению к школьному имуществу, к природе родного края, др.) [7].
В ходе психо лого-педагогического анализа научной литературы нами были определены следующие критерии патриотического воспитания младших школьников:
1.Когнитивный критерий: объем знаний по истории родной страны, родного края, о традициях своего народа, о природе.
2. Эмоционально-ценностный критерий: любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родной город, село, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством.
3.Поведенческий критерий: сознательное участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, школы, класса.
Для диагностики когнитивного компонента патриотического воспитания младших школьников используется тестирование по теме «Моя малая родина». Тест состоит из вопросов по истории родного города (края), о достопримечательностях, знаменитых людях, природе, традициях малой родины.
Эмоционально-ценностный компонент можно диагностировать с помощью анализа продуктов деятельности учащихся. Например, мини-сочинение, детям предлагается написать письмо другу из другой страны о прелестях своей малой родины. Также детям можно предложить нарисовать свою малую родину. В рисунках стоит обращать внимание на содержание рисунков и их цветовое оформление.
Для диагностики поведенческого компонента предлагаем использовать метод как наблюдение и методику «Юный краевед» Е.Б. Бычковой, В.В. Поляковой. Учащимся предлагается ситуация: «Представь, что тебе представилась возможность принять гостей из других городов. Что бы ты хотел рассказать гостям о своей малой родине? Тебе предлагается выбрать из предложенных видов деятельности наиболее интересный на твой взгляд и подготовиться к встрече гостей». Варианты деятельности: путеводитель в подарок; подготовить сообщение в форме заочной экскурсии; подготовить открытку на память.
Таким образом, для организации целенаправленной работы по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо провести диагностику каждого компонента, и на основе полученных результатов разрабатывать программу патриотического воспитания класса, школы.
Библиографический список
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] / URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102388 353&intelsearch =%EF%EE% F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%EF%F0%E0%E2%E8%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%E0+%EE %F2+30.12.2015+%B9+149
2.Толковый словарь русского языка О.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова [Электронный ресурс] / URL: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%9F%D0%90%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%9E%D0%A2%D0%98%D0% 97%D0%9C
3. Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин. - М.: Эксмо, 2013. - 928 с.
4.Воронова Е.А. Воспитать патриота :программы, мероприятия, игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 282
с.
5.Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально--региональный компонент / Т.М. Маслова // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 11 - 12.
6.Ёлкин С.М. Косова А.А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник НовГУ. 2017. №1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/o-soderzhanii-ponyatiy-patriotizm-i-patrioticheskoe-vospitanie
7.Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / URL: http://nauka-dialog.ru/assets/userfiles/605/280-291_Makarchuk_i_dr_ND_2017_1 .pdf
ФИЛИНА ДИНА РАФИКОВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.