Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА АМБУЛАТОРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ, СОЕДИНЕННОГО С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ЛИЦА ОТ ОБЩЕСТВА'

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА АМБУЛАТОРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ, СОЕДИНЕННОГО С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ЛИЦА ОТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васеловская Александра Викторовна

В статье рассматриваются понятие и содержание средств обеспечения режима принудительного наблюдение и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества. Отмечается, что наряду с наказанием может быть назначен только один вид принудительных мер медицинского характера - амбулаторное принудительное лечение. Исполнение данной меры при ее назначении наряду с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, возлагается на амбулаторное звено государственной психиатрической службы. Предлагается классификация рассматриваемых средств обеспечения режима принудительного лечения на правовые (уголовно-правовые и средства, предусмотренные законодательством в сфере охраны здоровья граждан), организационно-правовые (предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами), медицинские и организационно-медицинские (трудовая терапия, медико-социальная реабилитация и др.). При рассмотрении уголовно-правовых средств обеспечения режима принудительного лечения предлагается предусмотреть законодательную возможность изменения амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, на другие виды принудительных мер медицинского характера. В целях повышения эффективности рассматриваемой меры обосновывается необходимость расширения возможности применения организационно-медицинских средств (социально-адаптационных, реабилитационных, психологических и т. д.). В заключение обозначены некоторые проблемы правовой регламентации средств обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, предложен ряд мер по повышению эффективности применения указанной меры, потребность в которой существенно возросла в связи с ростом уровня психопатизированности преступной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васеловская Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF ENSURING THE REGIME OF OUTPATIENT COMPULSORY TREATMENT CONNECTED WITH THE EXECUTION OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO THE ISOLATION OF A PERSON FROM SOCIETY

The article defines the concept and content of means to ensure the regime of compulsory observation and treatment by a psychiatrist in outpatient settings, connected with the execution of punishments not related to the isolation of a person from society.It is noted that along with punishment, only one type of compulsory medical measures can be prescribed - outpatient compulsory treatment.The execution of this measure with punishments not related to the isolation of a person from society is assigned to the outpatient unit of the state psychiatric service.It is proposed to classify the considered means of ensuring the regime into legal (criminal-legal and means provided for by legislation in the field of protecting the health of citizens), organizational-legal (provided for by departmental regulatory legal acts), medical and organizational-medical (occupational therapy, medical and social rehabilitation and others). When considering criminal legal means of ensuring the regime of compulsory treatment, it is proposed to provide for the legislative possibility of changing outpatient compulsory treatment, coupled with the execution of punishments not related to the isolation of a person from society, to other types of compulsory medical measures.As one of the measures aimed at improving the effectiveness of compulsory treatment combined with the execution of punishment, it is proposed to expand the possibility of using organizational and medical means (social adaptation, rehabilitation, psychological, etc.).In conclusion, some problems of legal regulation of means of providing outpatient compulsory treatment, coupled with the execution of punishments not related to isolation from society, are outlined, a number of measures are proposed to improve the effectiveness of the measure in question, the need for which has increased significantly due to the increase in the level of psychopathization of the criminal environment.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА АМБУЛАТОРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ, СОЕДИНЕННОГО С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ЛИЦА ОТ ОБЩЕСТВА»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ;

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Criminal law, criminology, penal law

УДК 343.268

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/9-20

А. В. Васеловская

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА АМБУЛАТОРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ, СОЕДИНЕННОГО С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ЛИЦА ОТ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются понятие и содержание средств обеспечения режима принудительного наблюдение и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества. Отмечается, что наряду с наказанием может быть назначен только один вид принудительных мер медицинского характера — амбулаторное принудительное лечение. Исполнение данной меры при ее назначении наряду с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, возлагается на амбулаторное звено государственной психиатрической службы. Предлагается классификация рассматриваемых средств обеспечения режима принудительного лечения на правовые (уголовно-правовые и средства, предусмотренные законодательством в сфере охраны здоровья граждан), организационно-правовые (предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами), медицинские и организационно-медицинские (трудовая терапия, медико-социальная реабилитация и др.). При рассмотрении уголовно-правовых средств обеспечения режима принудительного лечения предлагается предусмотреть законодательную возможность изменения амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, на другие виды принудительных мер медицинского характера. В целях повышения эффективности рассматриваемой меры обосновывается необходимость расширения возможности применения организационно-медицинских средств (социально-адаптационных, реабилитационных, психологических и т. д.). В заключение обозначены некоторые проблемы правовой регламентации средств обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, предложен ряд мер по повышению эффективности применения указанной меры, потребность в которой существенно возросла в связи с ростом уровня психопатизированности преступной среды.

Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера; уголовная ответственность; наказание; исполнение принудительных мер медицинского характера; режим.

Для цитирования: Васеловская А. В. Средства обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных

© Васеловская А. В., 2022 © Vaselovskaya A. V., 2022

с изоляцией лица от общества // Вестник Кузбасского института. 2022. № 3 (52). С. 9-20. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/9-20.

A. V. Vaselovskaya

MEANS OF ENSURING THE REGIME OF OUTPATIENT COMPULSORY TREATMENT CONNECTED WITH THE EXECUTION OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO THE ISOLATION OF A PERSON FROM SOCIETY

The article defines the concept and content of means to ensure the regime of compulsory observation and treatment by a psychiatrist in outpatient settings, connected with the execution of punishments not related to the isolation of a person from society.It is noted that along with punishment, only one type of compulsory medical measures can be prescribed — outpatient compulsory treatment.The execution of this measure with punishments not related to the isolation of a person from society is assigned to the outpatient unit of the state psychiatric service.It is proposed to classify the considered means of ensuring the regime into legal (criminal-legal and means provided for by legislation in the field of protecting the health of citizens), organizational-legal (provided for by departmental regulatory legal acts), medical and organizational-medical (occupational therapy, medical and social rehabilitation and others). When considering criminal legal means of ensuring the regime of compulsory treatment, it is proposed to provide for the legislative possibility of changing outpatient compulsory treatment, coupled with the execution of punishments not related to the isolation of a person from society, to other types of compulsory medical measures.As one of the measures aimed at improving the effectiveness of compulsory treatment combined with the execution ofpunishment, it is proposed to expand the possibility of using organizational and medical means (social adaptation, rehabilitation, psychological, etc.).In conclusion, some problems of legal regulation of means of providing outpatient compulsory treatment, coupled with the execution of punishments not related to isolation from society, are outlined, a number of measures are proposed to improve the effectiveness of the measure in question, the need for which has increased significantly due to the increase in the level of psychopathization of the criminal environment.

Keywords: compulsory medical measures; criminal liability; punishment; execution of compulsory medical measures; regime.

For citation: Vaselovskaya A. V. Means of ensuring the regime of outpatient compulsory treatment connected with the execution of punishments not related to the isolation of a person from society. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 3 (52), p. 9-20. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/3(52)/9-20.

Одним из важнейших аспектов эффективности применения принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, является соблюдение лицом, в отношении которого применяются принудительные меры медицинского характера, установленных для него требований и порядка прохождения лечения, что в конечном счете предопределяет возможность достижения

целей принудительного лечения, закрепленных в ст. 98 Уголовного кодекса Российской Федерации и выражающихся в излечении или улучшении психического состояния лица, совершившего преступление либо иное общественно опасное деяние, и предупреждении совершения им новых преступных деяний.

Установленный комплекс требований к порядку прохождения принуди-

тельного лечения может быть условно обозначен термином «режим применения принудительной меры медицинского характера». Указание на условность применения данного термина предопределяется тем, что в настоящее время понятие режима исполнения принудительных мер медицинского характера, так же как и содержание данной категории, законодательно не регламентированы.

Отдельные аспекты обеспечения режима принудительных мер медицинского характера описываются в научной и практической литературе по психиатрии [2], однако данные исследования в большей степени касаются медицинских аспектов и клинических особенностей ведения пациентов, находящихся на принудительном лечении. Изучение вопросов правовой регламентации режима применения принудительных мер медицинского характера и средств его обеспечения до настоящего времени остаются в стороне от внимания законодателя и ученых-юристов.

Вместе с тем, поскольку в данном случае речь идет не просто о лечении как медицинском методе воздействия, а о применении к лицу предусмотренной уголовным законом меры, соединенной с наказанием, принципиально важным является надлежащая и адекватная современному уровню преступности среди психически больных лиц правовая регламентация режима применения амбулаторного принудительного лечения, назначаемого наряду с наказанием, а также средств его обеспечения.

Актуализирует заявленную тему исследования и отмечающийся в последнее десятилетие рост количества преступлений, совершаемых лицами, имеющими те или иные отклонения в психической сфере. Согласно статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний, более 18,5 % всех лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеют выявленную психическую патологию

[1]. Преступления все чаще совершаются лицами, имеющими какие-либо отклонения в психической сфере, а, следовательно, потребность в применении принудительных мер медицинского характера, назначаемых наряду с наказанием, возрастает. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обеспечения не только режима отбывания наказания, но и режима применения принудительных мер медицинского характера. В противном случае, при отсутствии эффективного механизма обеспечения режима принудительного лечения, повышается вероятность повторения лицом в будущем своего преступного либо иного противоправного поведения, поскольку отсутствие должного психиатрического наблюдения и лечения в абсолютном большинстве случаев приводит к ухудшению психического состояния лица с потерей критики к своему заболеванию и поведению.

Следует отметить, что принудительное лечение, соединенное с исполнением наказания, с точки зрения правовой природы сущностно отличается от принудительных мер медицинского характера, применяемых в качестве самостоятельной меры. Будучи соединенным с наказанием, принудительное лечение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, т. е. к субъекту преступления, который подлежит уголовной ответственности. Вид принудительной меры медицинского характера и основание для его применения устанавливаются наряду с видом и размером наказания в обвинительном приговоре суда, а не отдельным судебным постановлением. Наконец, преступление, как и само лицо, его совершившее, получают отрицательную оценку со стороны государства, официально выраженную в обвинительном приговоре суда [5].

Указанные признаки позволяют говорить о принудительных мерах медицинского характера, соединенных с ис-

полнением наказания, как об одной из форм реализации уголовной ответственности. При этом следует оговориться, что применительно к понятию и сущности уголовной ответственности автор разделяет позицию тех исследователей, которые под уголовной ответственностью понимают отрицательную оценку деяния и лица, его совершившего, со стороны государства и общества, выраженную в порицании лица в обвинительном приговоре суда или иных актах правоприменительных органов и возлагающую на это лицо определенные правовые ограничения карательного и некарательного характера [3, с. 7; 4, с. 156; 6, с. 82].

Таким образом, при назначении лицу, страдающему психическим расстройством, не исключающим вменяемости, наказания и одновременном применении к нему принудительной меры медицинского характера в отношении данного лица воздействуют сразу две формы реализации уголовной ответственности. И если порядок отбывания наказаний регламентирован уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то вопрос о правовой регламентации порядка исполнения принудительного лечения, соединенного с наказанием, обнаруживает существенные пробелы.

Данные обстоятельства указывают на актуальность представленной темы и объективную необходимость дальнейшего совершенствования системы оказания психиатрической помощи лицам, совершившим преступления, и ее правовой основы.

С учетом обозначенных проблем, актуализирующих заявленную тему, целью настоящей статьи стали изучение и анализ правового регулирования применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказаний, а именно изучение средств обеспечения режима принудительного лечения, назначаемого наряду с

наказаниями, не связанными с изоляцией лица от общества.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — Уголовный кодекс РФ, УК РФ) лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях.

Таким образом, одновременно с наказанием может быть назначен только один вид принудительных мер медицинского характера — амбулаторное наблюдение и лечение у врача-психиатра. Стационарные виды принудительного лечения наряду с наказанием назначены быть не могут.

В силу ч. 1 ст. 104 УК РФ исполнение амбулаторного принудительного лечения, назначенного наряду с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, возложено на амбулаторное звено государственной психиатрической службы (психоневрологические диспансеры и районных врачей-психиатров), что на практике вызывает определенные трудности, поскольку амбулаторное психиатрическое звено государственной системы здравоохранения представлено не на всех уровнях, а в ряде районов (особенно отдаленных) и вовсе отсутствует. Данная проблема тесно перекликается с проблемой эффективности и достаточности средств обеспечения амбулаторного принудительного лечения, поскольку если лицо прекращает посещать врача-психиатра, реализовать в отношении него принудительное лечение только силами психиатрической службы становится практически невозможным.

Далее рассмотрим основные, на наш взгляд, средства обеспечения режима принудительного наблюдения и лечения

у врача-психиатра в амбулаторных условиях, соединенного с наказаниями, не связанными с изоляцией лица от общества. При этом под средствами обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, будем понимать совокупность правовых, организационно-правовых и медицинских мер (средств), которые в своем сочетании должны представлять определенный обеспечительный механизм воздействия на поведение лица, к которому применены принудительные меры медицинского характера, и призваны обеспечить режим указанной принудительной меры.

Анализ правового регулирования и практики применения амбулаторного принудительного лечения, применяемого наряду с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, позволяет выделить следующие средства обеспечения режима указанной принудительной меры медицинского характера.

1. Правовые средства.

Прежде всего, средства обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, предусмотрены в Уголовном кодексе Российской Федерации. К уголовно-правовым средствам обеспечения режима рассматриваемой меры относится установленный Уголовным кодексом РФ порядок продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, соединенное с исполнением наказания, продлевается и прекращается исключительно в судебном порядке. Этим данная предусмотренная уголовным законом мера отличается от режима активного диспансерного наблюдения, который также предполагает обязательное посещение лицом, страдающим психическим расстройством, с определенной периодичностью врача-психиатра, однако при этом не преду-

сматривает судебного санкционирования установления и прекращения активного диспансерного наблюдения. Решение данных вопросов в последнем случае относится исключительно к компетенции врачей-психиатров.

Судебный порядок продления и прекращения амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, с одной стороны, указывает на то, что данная мера является не просто медицинским (терапевтическим) методом воздействия на человека, но имеет еще и особую правовую природу как мера, предусмотренная уголовным законом и применяемая к лицам, совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Именно суд, назначивший данную меру, уполномочен на решение вопросов о ее продлении или прекращении. Таким образом, одного решения врача-психиатра (комиссии врачей-психиатров) о том, что лицо больше не нуждается в амбулаторном принудительном лечении, недостаточно для того, что юридически прекратить применение данной меры.

С другой стороны, на практике судебный порядок продления и прекращения указанной меры порождает ряд сложностей. Высокий процент уклонения либо нарушения режима амбулаторного принудительного лечения (зачастую лица, к которым применена данная мера, вовсе не посещают врачей-психиатров) при отсутствии эффективных способов воздействия на поведение таких лиц и обеспечения их явки к врачу-психиатру делают невозможным проведение очередного (раз в шесть месяцев) психиатрического освидетельствования с целью решения вопроса о необходимости продления либо прекращения принудительной меры и направления соответствующего представления в суд. В результате исполнение рассматриваемой принудительной меры медицинского характера оказывается в «застывшем»

состоянии, при котором сама мера не исполняется, и судебное решение вопроса о продлении или прекращении указанной меры также не осуществляется ввиду невозможности медицинской организации провести психиатрическое освидетельствование лица в его отсутствие. При этом наказание, наряду с которым назначалось амбулаторное принудительное лечение, может исполняется надлежащим образом без допущения нарушений со стороны лица, которому оно назначено.

Спорной и фактически не работающей на практике применительно к амбулаторному принудительному лечению, соединенному с исполнением наказания, не связанного с изоляцией лица от общества, является правовая норма ч. 4 ст. 104 УК РФ, устанавливающая особенности прекращения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания.

Согласно положениям указанной нормы закона прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Данная норма является действенной в тех случаях, когда принудительные меры медицинского характера соединены с наказанием, предполагающим изоляцию лица от общества, а следовательно, в силу ч. 1 ст. 104 УК РФ обе эти меры исполняются в исправительном учреждении по месту отбывания наказания.

Если же речь идет об амбулаторном принудительном лечении, соединенном с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, то согласно ч. 1 ст. 104 УК РФ данная принудительная мера исполняется медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, оказывающими психиатрическую помощь в амбулаторных

условиях. При этом за медицинской организацией, исполняющей указанную меру, не закреплено обязанности направлять в орган, исполняющий наказание, какую-либо информацию об исполнении принудительной меры медицинского характера, в том числе заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления или прекращения указанной меры.

Между медицинской организацией, исполняющей амбулаторное принудительное лечение, и органами, исполняющими наказания, не связанные с изоляцией лица от общества, отсутствует какой-либо нормативно закрепленный порядок обмена информацией о процессе исполнения в отношении одного и того же лица сразу двух мер государственного принуждения — наказания и принудительной меры медицинского характера. А потому с соответствующим представлением о прекращении амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, в суд обращается непосредственно та медицинская организация, которая исполняет указанную принудительную меру, а не орган, исполняющий наказание.

Представляется, что для амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, не связанного с изоляцией лица от общества, подобный порядок прекращения принудительного меры (по представлению медицинской организации, исполняющей данную меру) является наиболее оптимальным, поскольку именно медицинское учреждение, осуществляющее принудительное лечение, располагает наибольшей информацией о состоянии и динамике заболевания лица, находящегося на принудительном лечении, а потому своевременно и аргументированно может инициировать перед судом рассмотрение вопроса о продлении или прекращении указанной меры.

Еще один дискуссионный вопрос, который возникает при рассмотрении

уголовно-правовых средств обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, — это вопрос о невозможности замены принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях на стационарное принудительное лечение.

Согласно ч. 2 ст. 99 УК РФ к лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, может быть применен только один вид принудительных мер медицинского характера — принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях. Данный вид принудительной меры медицинского характера не может быть заменен на стационарное принудительное лечение.

Законодатель в данном случае, вероятнее всего, исходил из того, что в отношении лица помимо принудительной меры медицинского характера должна неукоснительно исполняться еще одна форма реализации уголовной ответственности — наказание. Если амбулаторное принудительное лечение исполняется наряду с наказанием в виде лишения свободы, то организационных проблем с исполнением принудительного лечения практически нет, поскольку последнее исполняется по месту нахождения осужденного в исправительном учреждении, где он в условиях изоляции от общества не может пренебречь режимом принудительного лечения. Совершенно по-другому обстоят дела с исполнением принудительного лечения, соединенного с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества. В этом случае осужденный помимо отбывания наказания должен самостоятельно посещать с установленной периодичностью врача-психиатра. В случае если лицо пренебрегает этой обязанностью, дей-

ственных методов воздействия на него с целью осуществления назначенного судом принудительного лечения, у органов здравоохранения, исполняющих данную меру, нет.

В связи с указанными обстоятельствами представляется целесообразным в качестве дополнительного уголовно-правового средства обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, предусмотреть законодательную возможность изменения данной меры на стационарное принудительное лечение. Введение указанного средства позволит повысить эффективность применения принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, с точки зрения достижения целей принудительных мер медицинского характера, указанных в ст. 98 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Переходя к анализу уголовно-исполнительных средств обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, следует обратиться к положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации содержит ст. 18 «Применение к осужденным мер медицинского характера». Однако при анализе положений данной статьи можно сделать вывод о том, что в ней речь идет только о применении принудительных мер медицинского характера (ч. 1-2) и обязательного лечения (ч. 3) к осужденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, т. е. к тем видам наказания, которые предполагают изоляцию лица от общества.

Иных положений, касающихся порядка применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, Уголовно-исполнительный кодекс РФ не содер-

жит. Таким образом, уголовно-исполнительные средства обеспечения режима амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра, назначаемого наряду с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, на основании действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ выделены быть не могут, несмотря на то, что рассматриваемая мера относится к одной из форм реализации уголовной ответственности.

К иным правовым средствами обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения могут быть отнесены некоторые правовые положения, предусмотренные законодательством в сфере охраны здоровья граждан.

Бланкетная норма, отсылающая к положениям законодательства в сфере охраны здоровья граждан, содержится и в самом Уголовном кодексе РФ. Согласно ч. 2 ст. 104 УК РФ при изменении психического состояния осужденного, требующем лечения в стационарных условиях, помещение осужденного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или иную медицинскую организацию производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством в сфере охраны здоровья граждан.

Применительно к оказанию психиатрической помощи действует специальный законодательный акт — Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Названный закон предусматривает возможность госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в добровольном (при наличии согласия гражданина) и недобровольном (по решению суда) порядке. Госпитализация в недобровольном порядке возможна не более чем на шесть

месяцев и только при наличии одного из установленных законом оснований:

а) представление непосредственной опасности для себя или окружающих;

б) беспомощность, т е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; в) возможность причинения существенного вреда своему здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Таким образом, дополнительным правовым средством, обеспечивающим режим амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, не связанного с изоляцией лица от общества, является предусмотренная законодательством в сфере охраны здоровья граждан возможность госпитализации лица в случае ухудшения его состояния в добровольном либо недобровольном порядке в психиатрический стационар. Прохождение стационарного лечения, направленное на стабилизацию психического состояния лица, способствует надлежащему исполнению ранее назначенного амбулаторного лечения, соединенного с исполнением наказания, а потому может быть отнесено к средствам обеспечения режима указанной меры.

2. Организационно-правовые средства.

Организационно-правовые средства обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, закреплены в ведомственных нормативных правовых актах.

Одним из основных нормативных актов в этой области является совместный приказ Минздрава России, МВД России № 133/269 от 30.04.1997 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» (вместе с Инструкцией об организации взаимо-

действия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» (далее также — Инструкция)).

Указанный нормативный правовой акт содержит в себе ряд организационно-правовых средств, способствующих обеспечению режима амбулаторного принудительно лечения, соединенного с исполнением наказания. Среди таких средств можно выделить следующие.

1) Постановка лиц, проходящих амбулаторное принудительное лечение, на активное диспансерное наблюдение у врача-психиатра. Согласно п. 1.1 Инструкции лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, а равно лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра, подлежат активному диспансерному наблюдению в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах).

2) Обязательное обследование врачом-психиатром не реже одного раза в месяц (п. 1.4 Инструкции).

3) Обязательный информационный обмен между медицинскими организациями. При госпитализации лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, его переводе под диспансерное наблюдение в другое медицинское учреждение направляющее учреждение в обязательном порядке извещает принимающую медицинскую организацию о нахождении лица на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у врача-психиатра. В дополнение к сведениям, включаемым в медицинскую документацию, сообщаются также следующие данные о больном: ведущий синдром; тип течения заболевания; психопатологический механизм,

характер и кратность общественно опасных деяний; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные на данном этапе лечебно-реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению общественно опасных деяний.

4) Обязательное взаимодействие на постоянной основе между органами внутренних дел и медицинскими организациями, исполняющими принудительное лечение и наблюдение у врача-психиатра в амбулаторных условиях. В рамках информационного обмена за медицинской организацией (психоневрологическим диспансером) закреплена обязанность по ежегодному предоставлению в органы внутренних дел списка лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении; передаче сведений об изменении места жительства указанной категории лиц, а также сведений о лицах, вновь принятых на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра. Орган внутренних дел, в свою очередь, направляет в медицинскую организацию информацию о лицах с психическими расстройствами, находящихся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, в случаях совершения ими общественно опасных деяний, возбуждения уголовного дела, задержания, заключения под стражу; совершения ими административных правонарушений; появления у них особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения ими общественно опасных деяний, и необходимости их освидетельствования; перемены ими места жительства (аналогичное сообщение направляется в орган внутренних дел по новому месту проживания больных).

3. Медицинские и организационно-медицинские средства.

К медицинским средствам обеспечения режима амбулаторного принуди-

тельного лечения и наблюдения у врача-психиатра относится комплекс медицинских мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление психического здоровья лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, и включающих в себя, в том числе, профилактику, диагностику, лечение психического расстройства, а также медицинскую реабилитацию.

Указанные средства носят сугубо медицинским характер и подлежат изучению в рамках медицинских наук.

К организационно-медицинским средствам обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения и наблюдения у врача-психиатра, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, могут быть отнесены такие меры, которые имеют сложное содержание и включают в себя не только медицинские, но и социальные, психологические и другие методы воздействия. В качестве таковых средств могут быть названы трудовая терапия, психологокоррекционная работа, медико-социальная реабилитация и

др.

Следует отметить, что последние из указанных средств обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, назначаемого наряду с наказанием, практически не получили своего широкого распространения, несмотря на то, что данные средства играют чрезвычайно важную роль в процессе социализации и адаптации психически больного лица в обществе. В настоящее время амбулаторное принудительное лечение, соединенное с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, фактически реализуется в основном только за счет исключительно медицинских средств обеспечения режима без применения либо со значительным сокращением объема социально-адаптационных и реабилитационных мер, что снижает эффективность применения указанной меры.

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие основные выводы.

1) Средства обеспечения режима принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, могут быть определены как совокупность правовых, организационно-правовых и медицинских мер (средств), которые в своем сочетании должны представлять определенный обеспечительный механизм воздействия на поведение лица, к которому применены принудительные меры медицинского характера, и призваны обеспечить режим указанной принудительной меры.

2. Рассмотренные в настоящей статье средства обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения могут быть классифицированы на правовые (уголовно-правовые и средства, предусмотренные законодательством в сфере охраны здоровья граждан), организационно-правовые (предусмотренные в настоящее время совместным приказом Минздрава России, МВД России от 30.04.1997 № 133/269), медицинские и организационно-медицинские (трудовая терапия, медико-социальная реабилитация и др.).

2) В действующем законодательстве не предусмотрены уголовно-исполнительные средства обеспечения режима амбулаторного принудительного лечения, назначаемого наряду с наказанием, не связанным с изоляцией лица от общества, несмотря на то, что данные меры по своей правовой природе могут быть отнесены к формам реализации уголовной ответственности и применяются к лицам, признанным виновным в совершении преступлений и осужденным за эти преступления.

3) В рамках уголовно-правовых средств обеспечения режима целесообразно:

- рассмотрение вопроса о введении возможности изменения амбулаторного

принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, не связанного с изоляцией лица от общества, на другие виды принудительных мер медицинского характера (стационарное принудительное лечение);

- изменение законодательной формулировки ч. 4 ст. 104 Уголовного кодекса РФ: прекращение принудительного лечения и наблюдения у врача-психиатра в амбулаторных условиях, соединенного с исполнением наказания, не связанного с изоляцией лица от общества, должно осуществляться по представлению медицинской организации, исполняющей указанную принудительную меру, а не органа, исполняющего наказание.

4) Применительно к организационно-правовым средствам необходимо восполнение правового пробела в части правовой регламентации порядка взаимодействия, в том числе информационного обмена, между медицинскими организациями, исполняющими амбулаторное принудительное лечение, и органами, исполняющими наказание, в случае если обе указанные меры были применены к лицу одновременно.

5) Необходимо расширение возможности применения организационно-медицинских средств (трудовая терапия, медико-социальная реабилитация и т. д.) обеспечения режима амбулаторного

принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, с целью повышения эффективности применения указанной принудительной меры. Зачастую нарушение режима амбулаторного принудительного лечения происходит лицами не только из-за специфики их психического расстройства, в силу наличия которого отсутствует критика к заболеванию, но и ввиду нехватки определенных социальных и психологических ориентиров, а также ценностных установок, формирование которых и должно осуществляться посредством организационно-медицинских средств, в том числе таких как медико-социальная реабилитация, психологокоррекционная работа и др.

Изложенные в настоящей статье предложения и выводы не являются исчерпывающими в данном направлении исследования, однако представляется, что они могли бы стать отправной точкой в решении вопроса повышения эффективности применения амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, что в условиях возрастания количества преступлений, совершаемых психически больными лицами, приобретает особую значимость и актуальность.

Литература

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2015-2017 годы // Федеральная служба исполнения наказаний / Информационно-аналитический отдел. — URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf (дата обращения: 12.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кабанов, М. М. Реабилитация психически больных. — Ленинград : Медицина, 1985. — 216 с.

3. Музеник, А. К. Сущность, содержание и формы уголовной ответственности / А. К. Музеник // Актуальные проблемы правоведения в современный период : сборник статей. — Томск, 1998. — Ч. 3. — С. 5-7.

4. Прозументов, Л. М. Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л. М. Прозументов. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. — 308 с.

5. Шеслер, А.В., Васеловская, А. В. Правовая природа принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания / А. В. Шеслер, А. В. Васеловская // Вестник Кузбасского института. — 2021. — № 3 (48). — С. 92-102.

6. Шеслер, А. В. Теоретические проблемы уголовной ответственности / А. В. Шеслер // Проблемы юридической ответственности: история и современность : статьи по итогам всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 08- 09 апреля 2004 г. : в 2 ч. — Тюмень, 2004. — Ч. 2. — С. 82-85.

References

1. Doklad o rezul'tatah I osnovnyh napravleniyah deyatel'nosti Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij na 2015-2017 gody [Report on the results and main activities of the Federal Penitentiary Service for 2015-2017]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij. Informacionno-analiticheskij otdel [Federal Penitentiary Service. Information and Analytical Department]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202015 -2017.pdf (accessed 7/12/2022).

2. Kabanov M. M. Reabilitaciya psihicheski bol'nyh [Rehabilitation of the mentally ill]. Leningrad, Medicine, 1985. 216 p.

3. Muzenik A. K. Suhchnost', soderzhanie i formy ugolovnoj otvetstvennosti [The nature, content and forms of criminal liability]. In: Aktual'nye problemy pravovedeniya v sov-remennyj period [Actual problems of jurisprudence in the modern period]. Collection of articles. Tomsk, 1998. Vol. 3. P. 5-7.

4. Prozumentov L. M. Ugolovno-pravovaya ohrana i otvetstvennost' nesovershennoletnih v Rossijskoj Federacii [Criminal law protection and responsibility of minors in the Russian Federation]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 2017. 308 p.

5. Shesler A. V., Vaselovskaya A. V. Pravovaya priroda prinuditel'nyh mer medicinskogo haraktera, soedinennyh s ispolneniem nakazaniya [The legal nature of compulsory medical measures associated with the execution of punishment]. VestnikKuzbasskogo insti-tuta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 3 (48), p. 92-102.

6. Shesler A. V. Teoreticheskie problemy ugolovnoj otvetstvennosti [Theoretical problems of criminal liability]. In: Problemy yuridicheskoj otvetstvennosti: istoriya i sov-remennost': stat'i po itogam vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of legal responsibility: history and modernity: articles based on the results of the Russian scientific and practical conference]. Tyumen', 2004. Pt. 2. P. 82-85.

Сведения об авторе

Александра Викторовна Васеловская: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук. E-mail: vaselovskaya.a@mail.ru

Information about the author

Aleksandra V. Vaselovskaya: Tomsk State University (Tomsk, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law, candidate of law. E-mail: vaselovskaya.a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.