Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕСТА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ / СЛУЖБА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ / COMPULSORY MEDICAL MEASURES / PUBLIC CONTROL / PLACES OF FORCED DETENTION / COMPULSORY INPATIENT TREATMENT / SERVICE FOR THE PROTECTION OF PATIENTS' RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васеловская Александра Викторовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития института общественного контроля в сфере исполнения принудительных мер медицинского характера. В процессе работы над статьей автором использованы общенаучные (системный, функциональный) и частнонаучные (формально-юридический, логико-языковой) методы, позволившие провести комплексный анализ правового регулирования осуществления общественного контроля в отношении деятельности психиатрических стационаров. Исследование показало, что в настоящее время система общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся на принудительном лечении, обнаруживает ряд существенных пробелов как в аспекте законодательного регулирования, так и сфере практической деятельности субъектов общественного контроля. В статье рассмотрены такие проблемы, как неопределенность понятия «места принудительного содержания» применительно к организациям, оказывающим психиатрическую помощь; проблемы соотношения института общественного контроля со специальной службой защиты прав пациентов, предусмотренной Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Рассмотрен вопрос о пределах вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность медицинских организаций, исполняющих принудительное лечение, в частности, в сферу личной ответственности врача. По результатам исследования автором выработаны и предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию правового регулирования рассматриваемой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL OVER THE PROVISION OF HUMAN RIGHTS IN MEDICAL ORGANIZATIONS THAT IMPLEMENT COMPULSORY MEDICAL MEASURES

The article deals with topical issues of the development of the institute of public control in the field of enforcement of compulsory medical measures. In the process of working on the article the author used general scientific (systemic, functional) and specific scientific (formal-legal, logical-linguistic) methods, which made it possible to conduct a comprehensive analysis of the legal regulation of the implementation of public control in relation to the activities of psychiatric hospitals. The study showed that at present the system of public control over ensuring the rights of persons under compulsory treatment reveals a number of significant gaps both in the aspect of legislative regulation and in the sphere of practical activities of subjects of public control. The article deals with such problems as the ambiguity of the concept of "places of forced detention" in relation to organizations that provide psychiatric care; problems of correlation of the institute of public control with a special service for the protection of patients' rights, provided for by the Law of the Russian Federation "On psychiatric care and guarantees of citizens' rights in its provision". The author considered the question of the limits of intervention of subjects of public control in the activities of medical organizations performing compulsory treatment, in particular, in the sphere of personal responsibility of the doctor. Based on the results of the study, the author developed and proposed recommendations for further improvement of the legal regulation.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 343.268

А. В. Васеловская

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития института общественного контроля в сфере исполнения принудительных мер медицинского характера.

В процессе работы над статьей автором использованы общенаучные (системный, функциональный) и частнонаучные (формально-юридический, логико-языковой) методы, позволившие провести комплексный анализ правового регулирования осуществления общественного контроля в отношении деятельности психиатрических стационаров.

Исследование показало, что в настоящее время система общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся на принудительном лечении, обнаруживает ряд существенных пробелов как в аспекте законодательного регулирования, так и сфере практической деятельности субъектов общественного контроля. В статье рассмотрены такие проблемы, как неопределенность понятия «места принудительного содержания» применительно к организациям, оказывающим психиатрическую помощь; проблемы соотношения института общественного контроля со специальной службой защиты прав пациентов, предусмотренной Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Рассмотрен вопрос о пределах вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность медицинских организаций, исполняющих принудительное лечение, в частности, в сферу личной ответственности врача. По результатам исследования автором выработаны и предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию правового регулирования рассматриваемой сферы.

Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера; общественный контроль; места принудительного содержания; принудительное лечение в стационарной форме; служба защиты прав пациентов.

A. V. Vaselovskaya

PUBLIC CONTROL OVER THE PROVISION OF HUMAN RIGHTS IN MEDICAL ORGANIZATIONS THAT IMPLEMENT COMPULSORY MEDICAL MEASURES

The article deals with topical issues of the development of the institute of public control in the field of enforcement of compulsory medical measures.

© Васеловская А. В., 2021 © Vaselovskaya A. V., 2021

In the process of working on the article the author used general scientific (systemic, functional) and specific scientific (formal-legal, logical-linguistic) methods, which made it possible to conduct a comprehensive analysis of the legal regulation of the implementation of public control in relation to the activities of psychiatric hospitals.

The study showed that at present the system of public control over ensuring the rights of persons under compulsory treatment reveals a number of significant gaps both in the aspect of legislative regulation and in the sphere of practical activities of subjects of public control. The article deals with such problems as the ambiguity of the concept of "places of forced detention " in relation to organizations that provide psychiatric care; problems of correlation of the institute ofpublic control with a special service for the protection ofpatients' rights, provided for by the Law of the Russian Federation "On psychiatric care and guarantees of citizens' rights in its provision". The author considered the question of the limits of intervention of subjects of public control in the activities of medical organizations performing compulsory treatment, in particular, in the sphere of personal responsibility of the doctor. Based on the results of the study, the author developed and proposed recommendations for further improvement of the legal regulation.

Keywords: compulsory medical measures; public control; places of forced detention; compulsory inpatient treatment; service for the protection ofpatients' rights.

В 2008 г. был принят Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». С этого времени в России начинает формироваться институт общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, под которыми законодатель изначально понимал учреждения уголовно-исполнительной системы.

По прошествии более 10 лет с момента принятия указанного федерального закона можно отметить, что применительно к деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе предусматривающие изоляцию осужденного лица от общества, систему общественного и государственного контроля можно считать сформированной, о чем свидетельствует развитие соответствующей законодательной базы (ст. 19-23 УИК РФ) и практика ее применения [6].

Однако организация и обеспечение надлежащего контроля важны не только в сфере исполнения уголовного наказания, но и в иных сферах, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В этом аспекте не является исключением и сфера применения принудительных мер медицинского характера, назначаемых в стационарной форме.

Применительно к названной сфере вопрос обеспечения действенного и эффективного контроля приобретает особый смысл и особую актуальность, поскольку применение указанных мер влечет за собой принудительную изоляцию психически больного лица от общества посредством помещения его в психиатрический стационар на заранее не определенный срок. Исполнение указанных мер связано с существенными ограничениями личной свободы граждан, ведет к изменению их правового положения, а потому требует четкой правовой регламентации возможных и допустимых ограничений прав и свобод лиц, находя-

щихся на принудительном лечении [1, с. 6], а также обеспечение возможности осуществления надлежащего контроля за соблюдением этих ограничений.

Вопрос о необходимости закрепления специальных гарантий для обеспечения прав психически больных лиц, в том числе находящихся на принудительном лечении, стал предметом отдельного обсуждения еще в начале 1990-х гг. при разработке и принятии Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Так, в первоначальной редакции названного закона появилась ст. 38, предусматривавшая создание специальной службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Согласно представленной в законе концепции в целях защиты прав пациентов психиатрических стационаров, в том числе тех, к кому применены принудительные меры медицинского характера, государством должна была быть создана независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов. Предполагалось, что представители этой службы должны защищать права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимать от них обращения, разрешать отдельные вопросы с администрацией психиатрических учреждений, обращаться в органы прокуратуры и суд.

Таким образом, законодателем был представлен некий прообраз организации внешнего содействия в обеспечении прав психически больных лиц, но не общественной, а создаваемой самим государством. Контрольные функции указанной службы должны были реализо-вываться не напрямую, а опосредованно (через рассмотрение жалоб и заявлений пациентов независимой от органов здравоохранения службой).

С момента принятия Закона Российской Федерации «О психиатрической

помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» прошло более 25 лет, однако специальная служба защиты прав пациентов психиатрических стационаров так и не была создана.

В начале 2000-х гг. в научных кругах и на законодательном уровне начинается активное обсуждение необходимости развития в различных сферах государственной жизни системы общественного контроля.

В 2014 г. был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Названный федеральный закон установил правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Указанным федеральным законом был охвачен широкий круг субъектов, подпадающих под сферу общественного контроля, включая не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и все государственные и муниципальные организации, а также иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия [2].

Положения данного закона закрепили правовую основу для развития системы общественного контроля в сфере охраны здоровья граждан, в том числе в сфере применения принудительных мер медицинского характера.

В 2015 г. Министерством здравоохранения Российской Федерации был представлен законопроект, который предполагал организацию в России общественного контроля за деятельностью психиатрических учреждений. Данное направление общественного контроля

должно было реализовываться общественными наблюдательными комиссиями за психиатрическими учреждениями, создаваемыми при общественных палатах регионов. Согласно законопроекту предполагалось, что члены комиссий будут рассматривать обращения пациентов, решать возникающие проблемы с медицинской организацией либо при необходимости направлять соответствующие обращения в суд, прокуратуру, иные контрольные и надзорные органы.

Представленный законопроект

встретил критику со стороны отдельных представителей профессионального сообщества психиатров. Основной вектор критических настроений сводился к тому, что психиатрия — узконаправленная, специализированная область знаний. Кто будет проверять правильность и качество лечения, назначенного психиатром? Кто будет контролировать врача, давать ему указания по лечению, с учетом того, что врач несет персональную ответственность за назначенное им лечение? Людям, не обладающим специальными познаниями в данной сфере, не работавшим и не контактировавшим ранее с психически больными лицами, будет сложно объективно оценить ситуацию [3]. Кроме того, вызывал определенные споры и вопрос о том, на базе какого органа или общественного института должны быть созданы наблюдательные комиссии (при государственных органах системы здравоохранения, при уполномоченных по правам человека в регионах, при общественных палатах), а также вопрос о том, должны ли входить в состав этих комиссий специалисты с медицинским образованием.

Очевидно, что при создании и рассмотрении указанного законопроекта не был до конца проработан вопрос о разграничении государственного и общественного контроля, что и послужило поводом для высказывания критики и опасений о необоснованном вмешательстве субъектов общественного контроля

в сферу профессиональной деятельности врача. В целях устранения подобных опасений необходимо четко разграничить государственный (судебный, ведомственный) контроль и общественный контроль. Указанные виды контроля отличны друг от друга не только по субъектам их осуществления, но и по своему предмету и содержанию [6, с. 69]. Субъектами общественного контроля выступают общественные объединения и институты, субъекты государственного контроля — это наделенные властными полномочиями органы государственной власти и их должностные лица. Объектом общественного контроля являются права, свободы и законные интересы изолированного лица. Объект государственного контроля шире, поскольку в него наряду с правами, свободами и законными интересами граждан, к которым применено принудительное лечение, относятся вопросы соблюдения порядка назначения принудительных мер медицинского характера, их продления, изменения и прекращения, правильности и корректности самого лечения, соблюдения условий обеспечения режима изоляции и т. д. Отсюда предметом общественного контроля будет являться обеспечение прав человека в местах принудительного содержания; предметом государственного контроля — вся деятельность медицинской организации по исполнению принудительных мер медицинского характера в целом. Наконец, следует отметить, что субъекты осуществления государственного контроля наделены властными полномочиями (по своей природе это властный контроль). Субъекты общественного контроля наделены правами, а результаты их деятельности представляют собой определенную форму реакции гражданского общества на выявленные нарушения законности. Понимание сути указанного разграничения общественного и государственного контроля позволило бы

устранить многие возникшие на тот момент опасения и противоречия.

Однако после долгих обсуждений и попыток доработки представленный Минздравом России законопроект так и не был принят.

Значительные изменения сфера правового регулирования осуществления общественного контроля за организациями, исполняющими принудительные меры медицинского характера, претерпела лишь в 2018 г. в связи с принятием Федерального закона от 19.07.2018 № 203-Ф3 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"».

Отметим основные нововведения, которые были предусмотрены названным федеральным законом, существенным образом изменившие сферу общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся на принудительном лечении.

1. Была расширена легальная дефиниция «места принудительного содержания» за счет отнесения к данной категории:

- судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций;

- медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Таким образом, медицинские организации, исполняющие принудительное лечение в стационарной форме, впервые на законодательном уровне были определены как места принудительного со-

держания, и на них распространились положения об общественном контроле.

2. В качестве одного из принципов осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, закреплено положение о недопустимости вмешательства субъектов осуществления общественного контроля в медицинскую деятельность, а также недопустимости разглашения сведений, составляющих врачебную тайну.

3. Регламентирован вопрос об осуществлении кино-, фото- и видеосъемки в целях фиксации нарушений прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

В развитие положений закона о порядке посещения, осуществления кино-, фото- и видеосъемки и проведения членами общественных наблюдательных комиссий бесед с лицами, находящимися на принудительном лечении в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2020 г. были разработаны и приняты два приказа:

- от 25.02.2020 № 121н, утвердивший порядок посещения членами общественной наблюдательной комиссии медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением и осуществления кино-, фото- и видеосъемки в указанных организациях;

- от 25.02.2020 № 122н, утвердивший аналогичные правила применительно к порядку посещения членами общественной наблюдательной комиссии медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа и специализированного типа.

Таким образом, с момента принятия в 2018 г. изменений в Федеральный за-

кон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» психиатрические стационары, исполняющие принудительные меры медицинского характера, были отнесены к местам принудительного содержания. На указанные организации стали распространяться положения федерального законодательства об общественном контроле. Законодателем был сделан серьезный шаг на пути внедрения институтов общественного контроля в сферу деятельности психиатрической службы, которая на протяжении длительного исторического периода считалась даже более закрытой системой, чем система учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Развитие законодательной базы в указанном направлении, безусловно, может быть оценено с положительной стороны. С принятием указанных нормативных правовых актов были восполнены ряд правовых пробелов, акцентировано внимание на проблеме отсутствия общественного контроля в сфере оказания медицинской помощи лицам, страдающим психическими расстройствами.

Вместе с тем, несмотря на принятие в последние годы ряда нормативных правовых актов, направленных на развитие института общественного контроля за исполнением принудительных мер медицинского характера, следует отметить, что до настоящего времени в указанной сфере сохраняют свою актуальность ряд проблем как законодательного, так и практического характера. Хотелось бы обозначить, на наш взгляд, основные из них.

1. Неопределенность понятия «места принудительного содержания» применительно к организациям, оказывающим психиатрическую помощь.

Пп. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного

содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» определяет понятие лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Согласно данному определению, к указанной категории лиц относятся:

- лица, к которым применены принудительные меры медицинского характера;

- лица, госпитализированные в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или направленные на психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке.

Исходя из представленной дефиниции к местам принудительного содержания относятся организации, которые исполняют принудительные меры медицинского характер (при этом законодатель не разделяет амбулаторное и стационарное принудительное лечение), а также любые иные медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, куда лицо помещено в недобровольном порядке.

Далее в этой же статье в пп. 2 дается определение понятию «места принудительного содержания». И здесь законодатель выделяет уже иной перечень медицинских организаций, которые относятся к местам принудительного содержания. В частности, к местам принудительного содержания в соответствии с пп. 2 ст. 2 указанного федерального закона относятся:

- судебно-психиатрические экспертные медицинские организации;

- медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением.

В данной дефиниции к местам принудительного содержания добавляются судебно-психиатрические экспертные учреждения, и, напротив, ничего не говорится о медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке.

Несложно заметить, что перечень медицинских организаций, которые законодателем отнесены к местам принудительного содержания, значительно разнится в пределах одной статьи закона (пп. 1 и пп. 2 ст. 2). Ввиду наличия данного явного противоречия не представляется возможным установить, какие именно организации, связанные с оказанием психиатрической помощи и исполнением принудительных мер медицинского характера, отнесены законодателем к местам принудительного содержания.

Подобные правовые коллизии, встречающиеся в пределах одного нормативного правового акта, являются недопустимыми и, на наш взгляд, свидетельствуют о низком качестве юридической техники и недостаточной проработанности категориального аппарата в сфере общественного контроля за обеспечением прав человека в психиатрических стационарах.

Полагаем, что подобного рода законодательные противоречия требуют своего безотлагательного устранения.

2. Проблемы соотношения института общественного контроля со специальной службой защиты прав пациентов психиатрических стационаров.

Ст. 38 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривает создание независимой от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатриче-

скую помощь в стационарных условиях. Согласно указанной статье представители этой службы защищают права пациентов, в том числе находящихся на принудительном лечении, принимают от них жалобы и заявления, при необходимости направляют указанные жалобы в суд и другие компетентные органы. Аналогичные полномочия закреплены в настоящее время и за субъектами общественного контроля.

Несмотря на то, что с момента принятия Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» служба защиты прав пациентов так и не была создана, тем не менее сама возможность и гарантирован-ность ее создания со стороны государства заложена в ст. 38 указанного закона.

В связи с расширением в 2018 г. сферы общественного контроля и распространением ее на медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, остается нерешенным вопрос о соотношении целей, задач и в целом содержания деятельности службы защиты прав пациентов и субъектов осуществления общественного контроля, с учетом того, что ряд полномочий двух указанных институтов полностью или частично совпадает. Полагаем, что в настоящее время указанные вопросы остаются открытыми и требуют своего решения со стороны законодателя.

3. Поскольку система общественного контроля изначально была ориентирована преимущественно на учреждения уголовно-исполнительной системы, у субъектов общественного контроля присутствует установка на сравнение медицинских организаций психиатрического профиля с учреждениями, исполняющими уголовное наказание, а зачастую и отождествление двух совершенно разных с точки зрения правового статуса систем учреждений, осуществляющих принудительное содержание.

Медицинские организации, исполняющие принудительные меры медицинского характера, осуществляют оказание специализированной медицинской (психиатрической) помощи в особом, принудительном порядке (независимо от воли и желания лица, подвергнутого принудительному лечению). Из этого следует специальный субъектный состав лиц, в отношении которых психиатрическим стационаром осуществляется принудительное лечение и содержание: это лица, страдающие психическими расстройствами, совершившие запрещенные уголовным законом деяния и представляющие в силу наличия у них психического заболевания особую опасность для себя и/или окружающих.

В силу специфики субъектного состава пациентов психиатрического стационара те права, которые являются безусловными при нахождении в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в отношении пациентов психиатрической больницы могут быть ограничены на основании специальных положений Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 3 ст. 37).

Однако указанная специфика не всегда принимается во внимание при осуществлении общественного контроля в отношении медицинских организаций, исполняющих принудительное лечение.

4. С обозначенной выше проблемой тесно связан вопрос о пределах вмешательства субъектов осуществления общественного контроля в деятельность медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях и исполняющих принудительные меры медицинского характера.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не до-

пускается вмешательство субъектов осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в медицинскую деятельность, в том числе в проведение психиатрического освидетельствования и судебно-психиатрических экспертиз, а также разглашение без письменного согласия лица, находящегося в месте принудительного содержания, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну.

Специфика психиатрических стационаров состоит в том, что на лечении в них находятся лица, страдающие психическими расстройствами, у которых зачастую отсутствует критика как в отношении своего болезненного состояния, так и совершенного ими общественно опасного деяния. У лица, страдающего психическими расстройствами, могут возникать идеи отношения в адрес близкого окружения (родственников), а при нахождении в стационаре — в адрес медицинского персонала. При этом отделить бредовые идеи от реальных событий в структуре повествования психически больного лица, а также оценить обоснованность тех или иных заявлений зачастую под силу только специалисту в области психиатрии.

В этой связи очень важно определить пределы и возможные формы осуществления общественного контроля за деятельностью психиатрических стационаров, учитывая, что применительно к сфере психиатрии они должны быть отличными от форм осуществления общественного контроля, применяемых в сфере исполнения наказания. При определении границ и форм осуществления общественного контроля важно соблюдать принципы, установленные законодательством в сфере охраны здоровья граждан, в том числе принцип независимости врача-психиатра при оказании им психиатрической помощи.

С учетом изложенного полагаем, что вопросы проверки условий пребывания лиц в местах принудительного содержания (вопросы социального и бытового содержания) могут быть отнесены к компетенции субъектов общественного контроля; вопросы качества оказания медицинской помощи, корректности и адекватности назначенного лечения, а обоснованности ограничений, которые наложены в связи с проводимым лечением с учетом психического состояния лица, должны быть отнесены сугубо к компетенции медицинского персонала и специально уполномоченных контрольных и надзорных органов в сфере здравоохранения.

5. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предметом регулирования указанного федерального закона является не только организация общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, но и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в реализации их прав, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.

К сожалению, практика реализации субъектами общественного контроля указанного федерального закона ориентирована, прежде всего, исключительно на контрольную деятельность в отношении медицинских организаций. Вместе с тем, чрезвычайно актуальным и важным в настоящее время является организация со стороны субъектов общественного контроля не только контрольных мероприятий, но и принятие мер по содействию психически больным лицам в реализации их прав, в том числе по созданию необходимых условий для социаль-

ной адаптации лиц, страдающих психическими расстройствами.

Лицо может находиться в психиатрическом стационаре на принудительном лечении годами, а порой и десятилетиями. За это время большинство таких лиц полностью утрачивает все социальные связи с родными и близкими, теряет навыки социального общения и нахождения в обществе. Ситуация зачастую усугубляется и наличием хронического психического расстройства, осложняющего процесс социализации психически больного лица в обществе.

Таким образом, на сегодняшний день проблема социальной адаптации психически больных лиц, в отношении которых были применены принудительные меры медицинского характера, является чрезвычайно важной и требует совместных усилий как со стороны медицинских учреждений и государственных социальных служб, так и со стороны общественных структур и организаций, в том числе субъектов общественного контроля. Однако в настоящее время данное направление деятельности остается без должного внимания со стороны субъектов общественного контроля.

Подводя итоги рассуждениям, изложенным в настоящем статье, отметим некоторые, на наш взгляд, наиболее важные выводы относительно современного состояния системы общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся на принудительном лечении в психиатрических стационарах, и перспективах дальнейшего развития законодательного регулирования в указанной сфере.

1) Развитие законодательства последних лет свидетельствует о тенденции внедрения элементов общественного контроля в сферу применения принудительных мер медицинского характера. Полагаем, что это должно быть оценено в большей степени положительно, нежели отрицательно, поскольку сама идея

распространения элементов общественного контроля на сферу применения принудительных мер свидетельствует о стремлении государства к наиболее полному обеспечению прав граждан в процессе исполнения в отношении них принудительного лечения.

Но, распространяя элементы общественного контроля на сферу применения принудительных мер медицинского характера, важно понимать, что система исполнения наказания и система применения принудительных мер медицинского характера — это два абсолютно разных звена государственного механизма, направленных на исполнение мер, предусмотренных уголовным законом.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в качестве самостоятельной меры, в отличие от наказания не несут в себе элемента кары [4; 5] и с точки зрения содержательного аспекта представляют собой оказание специализированной психиатрической помощи в особом, принудительном порядке. Медицинская организация, исполняющая принудительные меры медицинского характера, — это не исправительная колония, а находящиеся в ней пациенты, в отношении которых применяется принудительное лечение, — не осужденные. Важно понимать данные принципиальные различия при осуществлении общественного контроля, поскольку не все методы и формы деятельности субъектов общественного контроля, применимые при осуществлении последнего в отношении учреждений уголовно-исполнительной системы, могут быть применены в сфере, связанной с исполнением принудительных мер медицинского характера.

В этой связи необходимо, на наш взгляд, проведение комплекса организационных и образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности субъектов общественного контроля об особенностях и специфике как самих принудительных

мер медицинского характера, так и медицинских организаций, исполняющих указанные меры (проведение семинаров, круглых столов, конференций с участием представителей профессионального сообщества психиатров, ученых-правоведов, социальных служб, общественности и т. д.).

2) Несмотря на принятие в последнее время ряда нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в психиатрических стационарах, необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования указанной сферы, поскольку на сегодняшний день оно обнаруживает в себе ряд правовых коллизий и пробелов, требующих своего устранения. На наш взгляд, первостепенным в данном направлении должно быть решение следующих вопросов.

Во-первых, законодателю, прежде всего, необходимо обозначить свою позицию относительно соотношения правового статуса службы защиты прав пациентов, предусмотренной Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», и института общественного контроля в указанной сфере. Возможно несколько решений данного вопроса: пойти по пути развития одного из названных институтов (если исходить из того, что лечение — это некарательная мера, а психически больные лица в большей степени нуждаются именно в содействии в реализации их прав, нежели в контроле за ходом лечения, то развивать необходимо именно институт службы защиты прав пациентов; если же исходить из того, что психиатрический стационар — это все же место принудительного содержания с присущими ему ограничениями прав и свобод, то первостепенное внимание должно уделяться системе общественного контроля за деятельностью психиатрических стационаров). Возможно, существует необходимость развития и то-

го, и другого институтов и, соответственно, совершенствования правовой основы для деятельности каждого из них. В этом случае полагаем, что законодателю следует более предметно разграничить эти институты, показать, чем должен заниматься каждый из них, почему каждый из них необходим.

Во-вторых, представляется необходимым внести в действующий Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» по-

правки, направленные на устранение неточностей и внутренних несогласован-ностей (например, в части определения перечня медицинских организаций психиатрического профиля, относящихся к местам принудительного содержания).

По мнению автора, изложенные в настоящей статье предложения могут оказать положительное влияние на развитие и совершенствование правового регулирования участия общественности в обеспечении прав психически больных лиц, находящихся на принудительном лечении.

Литература

1. Васеловская, А. В. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по Уголовному кодексу Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. — Томск, 2020. — 212 с.

2. Дементьев, А. Н. Краткий комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Психбольницы ставят под общественный контроль // Экономика и жизнь. — URL: https://www.eg-online.ru/article/279118/ (дата обращения: 27.12.2020).

4. Ременсон, А. Л. Избранные труды. — Томск, 2003. — 100 с.

5. Шеслер, А. В. Уголовная ответственность: понятие и формы реализации // Вестник Владимирского юридического института. — 2018. — № 3. — С. 116-121.

6. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти // Вестник Кузбасского института. — 2014. — № 4 (21). — С. 6876.

References

1. Vaselovskaya, A. V. Prinuditel'noe lechenie v medicinskoj organizacii, okazyvayush-chej psihiatricheskuyu pomoshch' v stacionarnyh usloviyah, po Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii [Compulsory treatment in a medical organization providing psychiatric care in inpatient conditions, according to the Criminal Code of the Russian Federation]. Candidate of law thesis. Tomsk, 2020. 212 p.

2. Dement'ev A. N. Kratkij kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 21 iyulya 2014 goda № 212-FZ "Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii" (postatejnyj) [Brief commentary to the Federal Law of July 21, 2014 No. 212-FZ "On the Foundations of Public Control in the Russian Federation"]. Help Legal System "Consultant Plus".

3. Psihbol'nicy stavyat pod obshchestvennyj kontrol' [Psychiatric hospitals placed under public control]. Ekonomika i zhizn' [Economy and life]. URL: https://www.eg-online.ru/article/279118/ (accessed 12/27/2020).

4. Remenson A. L. Izbrannye Trudy [Selected Works]. Tomsk, 2003. 100 p.

5. Shesler A. V. Ugolovnaya otvetstvennost': ponyatie i formi realizacii [Criminal responsibility: the concept and forms of implementation]. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2018, no. 3, p. 116— 121.

6. Shesler A. V., Shesler S. S. Kontrol' za deyatel'nost'yu uchrezhdenij i organov, ispolny-ayushchih nakazaniya, osushchestvlyaemyj federal'nymi organami gosudarstvennoj vlasti [Control over the activities of institutions and bodies executing punishments, carried out by federal state authorities]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2014, no. 4 (21), p. 68-76.

Сведение об авторе

Александра Викторовна Васеловская: Томская клиническая психиатрическая больница (г. Томск, Российская Федерация), начальник юридического отдела, кандидат юридических наук. E-mail: vaselovskaya.a@mail.ru

Information about the author

Alexandra V. Vaselovskaya: Tomsk Clinical Psychiatric Hospital (Tomsk, Russia), Head of the Legal Department, candidate of law. E-mail: vaselovskaya.a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.