Научная статья на тему 'Общественный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера'

Общественный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / COMPULSORY MEDICAL MEASURES / СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / SUBJECTS OF SOCIAL CONTROL / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / INSTITUTIONS PROVIDING COMPULSORY TREATMENT / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ПАЦИЕНТЫ / PATIENTS / ОСУЖДЕННЫЕ / PRISONERS / СТРАДАЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / PUBLIC MONITORING COMMISSIONS / ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF PUBLIC SCRUTINY / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / THE REGULATION OF SOCIAL CONTROL / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / PRISONS / MENTALLY ILL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудовба Оксана Николаевна

в законодательстве предусмотрено два вида принудительных мер медицинского характера, применяемых: 1) наряду с исполнением уголовного наказания; 2) вместо уголовного наказания. Первый вид принудительных мер медицинского характера реализуется исправительными учреждениями (ИУ) и другими учреждениями и органами, исполняющими наказания, а второй преимущественно учреждениями, осуществляющими принудительное лечение. Однако общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (в которых применяются принудительные меры медицинского характера), существенно отличается от того, который производится в отношении учреждений, осуществляющих принудительное лечение. До сих пор многие вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений не определены, например, имеют ли право члены общественных наблюдательных комиссий знакомиться с иной служебной документацией (кроме медицинской) или проверять обоснованность применения принудительных мер медицинского характера к осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, поведение которых связано с опасностью для себя или других лиц. Помимо общественных наблюдательных комиссий, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, общественный контроль реализуют многие другие субъекты, например Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, права и обязанности которых еще меньше определены. Сложная ситуация и с регламентацией общественного контроля за деятельностью учреждений, осуществляющих принудительное лечение, в частности до сих пор отсутствует регламентация прав и обязанностей субъектов общественного контроля (как и в случае с исправительными учреждениями). Однако закреплена важная обязанность этих субъектов общественного контроля они должны подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны (чего нет в отношении субъектов, осуществляющих контроль за исправительными учреждениями). С учетом изложенного актуальна разработка единого подхода к совершенствованию законодательства в области общественного контроля за исполнением принудительных мер медицинского характера, в котором указанные и другие проблемные вопросы будут решены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC CONTROL OVER THE EXECUTION OF COMPULSORY MEDICAL MEASURES

the law provides for two types of compulsory medical measures applied: 1) along with the execution of criminal penalties, 2) «instead of» criminal penalties. The first kind of compulsory medical measures is implemented by correctional institutions and other institutions and agencies, executing punishment, and the second kind is implemented mainly by agencies engaged in involuntary treatment. However, public control over the activities of the penal institutions and bodies (which apply compulsory medical measures) differs significantly from that which is made in respect of institutions offering compulsory treatment. Until now, many questions of public control over the activities of correctional institutions are not determined, for example, the right of members of the Commission to get acquainted with other official documents (except medical) or to check the validity of the application of compulsory medical measures to convicts suffering from a mental disorder, not excluding sanity, the whose behavior is associated with danger to themselves or others... the law provides for two types of compulsory medical measures applied: 1) along with the execution of criminal penalties, 2) «instead of» criminal penalties. The first kind of compulsory medical measures is implemented by correctional institutions and other institutions and agencies, executing punishment, and the second kind is implemented mainly by agencies engaged in involuntary treatment. However, public control over the activities of the penal institutions and bodies (which apply compulsory medical measures) differs significantly from that which is made in respect of institutions offering compulsory treatment. Until now, many questions of public control over the activities of correctional institutions are not determined, for example, the right of members of the Commission to get acquainted with other official documents (except medical) or to check the validity of the application of compulsory medical measures to convicts suffering from a mental disorder, not excluding sanity, the whose behavior is associated with danger to themselves or others. In addition to public monitoring commissions, the activities of the penal institutions and bodies the social control is realized by many other subjects (Council for the Development of Civil Society and Human Rights under the President of the Russian Federation, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the Public Chamber of the Russian Federation, ombudsmen of the Russian Federation, and others.), rights and obligations of which are even less defined. Difficult situation exists also in public control regulation over the activities of institutions engaged in involuntary treatment. In particular, there is still no regulation of the rights and duties of subjects of social control (as in the case of prisons). However, an important duty of the subjects of social control is assigned they must sign an undertaking not to disclose medical confidentiality (which is not in relation to entities that oversee prisons). Taking this into account, the developing of common approaches and improvement of legislation in the field of public control over the implementation of compulsory medical measures is urgent, with the help of which these and other problematic issues will be resolved function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Общественный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера»

УДК 343.848.3 ОКСАНА НИКОЛАЕВНА КУДОВБА,

ББК 67.409.022 соискатель

К88 (Ростовский юридический институт МВД России)

Е-mail: [email protected].

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР

МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Реферат: в законодательстве предусмотрено два вида принудительных мер медицинского характера, применяемых: 1) наряду с исполнением уголовного наказания; 2) вместо уголовного наказания. Первый вид принудительных мер медицинского характера реализуется исправительными учреждениями (ИУ) и другими учреждениями и органами, исполняющими наказания, а второй - преимущественно учреждениями, осуществляющими принудительное лечение. Однако общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (в которых применяются принудительные меры медицинского характера), существенно отличается от того, который производится в отношении учреждений, осуществляющих принудительное лечение.

До сих пор многие вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений не определены, например, имеют ли право члены общественных наблюдательных комиссий знакомиться с иной служебной документацией (кроме медицинской) или проверять обоснованность применения принудительных мер медицинского характера к осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, поведение которых связано с опасностью для себя или других лиц.

Помимо общественных наблюдательных комиссий, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, общественный контроль реализуют многие другие субъекты, например Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, права и обязанности которых еще меньше определены.

Сложная ситуация и с регламентацией общественного контроля за деятельностью учреждений, осуществляющих принудительное лечение, в частности до сих пор отсутствует регламентация прав и обязанностей субъектов общественного контроля (как и в случае с исправительными учреждениями). Однако закреплена важная обязанность этих субъектов общественного контроля - они должны подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны (чего нет в отношении субъектов, осуществляющих контроль за исправительными учреждениями).

С учетом изложенного актуальна разработка единого подхода к совершенствованию законодательства в области общественного контроля за исполнением принудительных мер медицинского характера, в котором указанные и другие проблемные вопросы будут решены.

Ключевые слова: общественный контроль, принудительные меры медицинского характера, субъекты общественного контроля, исправительные учреждения, учреждения, осуществляющие принудительное лечение, пациенты, осужденные, страдающие психическими расстройствами, общественные наблюдательные комиссии, правовой статус субъектов общественного контроля, регламентация общественного контроля, совершенствование законодательства.

В соответствии с гл. 15 УК РФ и ст. 18 расстройством сексуального предпочтения (педофи-

УИК РФ предусмотрено два вида при- лией), не исключающим вменяемости. Помимо этого,

нудительных мер медицинского харак- если во время отбывания принудительных работ, аре-

тера, применяемых: ста, лишения свободы будет установлено, что осуж-

1) наряду с исполнением уголовного наказания к денный страдает психическим расстройством, не ис-

лицам, совершившим преступление и страдающим ключающим вменяемости, которое связано с опасно-

психическими расстройствами, не исключающими стью для себя или других лиц, администрация учреж-

вменяемости, или совершившим в возрасте старше дения, исполняющего указанные виды наказаний, на-

восемнадцати лет преступление против половой не- правляет в суд представление о применении к такому

прикосновенности несовершеннолетнего, не достиг- осужденному принудительных мер медицинского

шего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим характера;

2) вместо уголовного наказания к лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости, и у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.

Первый вид принудительных мер медицинского характера реализуется исправительными учреждениями и другими учреждениями и органами, исполняющими наказания, а второй вид - преимущественно учреждениями, осуществляющими принудительное лечение. Между тем обеспечение законности в деятельности указанных учреждений и органов путем осуществления общественного контроля сопряжено с многочисленными трудностями, отмечаемыми многими специалистами [1, с. 24-26; 2, с. 95-97; 3, с. 55-58; 4. с. 40-42].

Несмотря на многочисленные различия при исполнении этих двух видов принудительных мер медицинского характера, осуществление общественного контроля за деятельностью соответствующих учреждений должно быть в целом одинаковым. Однако в законодательстве и на практике ситуация иная. Можно отметить, что общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (в которых применяются принудительные меры медицинского характера и вообще имеет большое значение медицинская психология [5, с. 112-117]), существенно отличается от того, который производится в отношении учреждений, осуществляющих принудительное лечение.

Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, прописан в УИК РФ, федеральных законах «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. В соответствии со ст. 23 УИК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» общественные наблюдательные комиссии осуществляют контроль за деятельностью исправительных учреждений, в которых применяются принудительные меры медицинского характера. Кроме того, в ст. 16.1 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» делается упор на проверку медицинской документации, отражающей состояние здоровья осужденных.

В то же время многие вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений в указанных нормативных правовых актах не определены, например, имеют ли право члены общественных наблюдательных комиссий знакомиться с иной служебной документацией (кроме медицинской) или проверять обоснованность применения принудительных мер медицинского характера к осужденным, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, поведение которых связано с опасностью для себя или других лиц (подобные проблемы правового статуса членов общественных наблюдательных комиссий описываются в юридической литературе [6, с. 17-18]).

Помимо общественных наблюдательных комиссий, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, общественный контроль реализуют многие другие субъекты, например Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации [7, с. 112-115].

Однако права и обязанности этих субъектов общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений еще меньше определены в соответствующих нормативных правовых актах.

Таким образом, видно, что регламентация общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений, в которых применяются принудительные меры медицинского характера, требует совершенствования.

Еще более сложная ситуация в этой области с регламентацией общественного контроля за деятельностью учреждений, осуществляющих принудительное лечение. УИК РФ и Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» к этим вопросам отношения не имеют. В Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» только в ст. 2 упоминается, что осуществление общественного контроля за деятельностью, связанной с оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами.

В Федеральном законе от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» общественному контролю посвящена ст. 46 «Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической

помощи». Главный недостаток этой нормы - отсутствие регламентации прав и обязанностей субъектов общественного контроля (как и в случае с исправительными учреждениями). Например, в ст. 46 Закона не записаны такие права субъектов общественного контроля, как право знакомиться с медицинской и иной документацией, беседовать с пациентами по вопросам оказания медицинской помощи и т. п. При этом субъекты общественного контроля названы расплывчато - «общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения», что затрудняет их идентификацию. Однако в ч. 2 этой статьи закреплена важная обязанность субъектов общественного контроля -они должны подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны (чего нет в отношении субъектов, осуществляющих контроль за исправительными учреждениями).

Ввиду разнообразия субъектов общественного контроля как за исправительными учреждениями,

так и за учреждениями, осуществляющими принудительное лечение, слабого закрепления их прав и обязанностей и наличия других проблемных вопросов большое значение приобретает деятельность органов прокуратуры. Ведь именно последние надзирают за соблюдением законности в деятельности субъектов общественного контроля и подконтрольных им учреждений, обеспечивая между ними нормальное взаимодействие при недостаточной правовой регламентации их правового статуса (возможно, ввиду этого исследователи предлагают выделить так называемый пенитенциарный надзор [8, с. 5-16]).

С учетом изложенного актуальна разработка единого подхода к совершенствованию законодательства в области общественного контроля за исполнением принудительных мер медицинского характера, в котором указанные и другие проблемные вопросы будут решены.

Список литературы

1. Артемьев Н. С., Морозова Ю. А. Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 24-26.

2. Белик В. Н. К вопросу об эффективности общественного контроля в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 5. С. 95-97.

3. Реент Ю. А. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 55-58.

4. Смирнов С. Н. Опыт деятельности общественных визитеров на примере ГУФСИН России по Иркутской области // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2. С. 40-42.

5. Воронин Р. М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 112-117.

6. Кашуба Ю. А. Новые подходы к некоторым вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития : сб. тез. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.) : в 3 т. - Рязань : Академия ФСИН России, 2012. Т. 1. С. 17-18.

7. Скиба А. П. К вопросу о перечне субъектов общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания и эффективности его осуществления // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 112-115.

8. Воронин О. В. Предмет и пределы пенитенциарного надзора прокуратуры // Вестник Томского государственного университета. Сер. Право. 2014. № 1. С. 5-16.

OKSANA NIKOLAEVNA KUDOVBA,

applicant for a scientific degree (Rostov institute of law of the Ministry of internal affairs of Russia)

Е-mail: [email protected].

THE PUBLIC CONTROL OVER THE EXECUTION OF COMPULSORY MEDICAL MEASURES

Annotation: the law provides for two types of compulsory medical measures applied: 1) along with the execution of criminal penalties, 2) «instead of» criminal penalties. The first kind of compulsory medical measures is implemented by correctional institutions and other institutions and agencies, executing punishment, and the second kind is implemented mainly by agencies engaged in involuntary treatment. However, public control over

the activities of the penal institutions and bodies (which apply compulsory medical measures) differs significantly from that which is made in respect of institutions offering compulsory treatment.

Until now, many questions of public control over the activities of correctional institutions are not determined, for example, the right of members of the Commission to get acquainted with other official documents (except medical) or to check the validity of the application of compulsory medical measures to convicts suffering from a mental disorder, not excluding sanity, the whose behavior is associated with danger to themselves or others.

In addition to public monitoring commissions, the activities of the penal institutions and bodies the social control is realized by many other subjects (Council for the Development of Civil Society and Human Rights under the President of the Russian Federation, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the Public Chamber of the Russian Federation, ombudsmen of the Russian Federation, and others.), rights and obligations of which are even less defined.

Difficult situation exists also in public control regulation over the activities of institutions engaged in involuntary treatment. In particular, there is still no regulation of the rights and duties of subjects of social control (as in the case of prisons). However, an important duty of the subjects of social control is assigned - they must sign an undertaking not to disclose medical confidentiality (which is not in relation to entities that oversee prisons).

Taking this into account, the developing of common approaches and improvement of legislation in the field of public control over the implementation of compulsory medical measures is urgent, with the help of which these and other problematic issues will be resolved.

Key words: public control, compulsory medical measures, the subjects of social control, prisons, institutions providing compulsory treatment, patients, prisoners, the mentally ill, public monitoring commissions, legal status of subjects of public scrutiny, the regulation of social control, improvement of legislation.

References

1. Artem'ev N. S., Morozova Ju. A. Obshhestvennyj kontrol za sobljudeniem zakonnosti v dejatel'nosti sledstvennyh izoljatorov i ispravitel'nyh uchrezhdenij FSIN Rossii [Public control over the observance of legality in the work of detention centers and prisons of the FPS of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie -Man: crime and punishment, 2013, no. 1, pp. 24-26.

2. Belik V. N. K voprosu ob jeffektivnosti obshhestvennogo kontrolja v ispravitel'nyh uchrezhdenij ah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the question of the effectiveness of social control in the prisons of the penal system]. Za-kony Rossii: opyt, analiz, praktika - Laws of Russia: experience, analysis, and practice, 2012, no. 5, pp. 95-97.

3. Reent Ju. A. Nekotorye problemy pravovogo regulirovanija dejatel'nosti obshhestvennyh nabljudatel'nyh komissij [Some problems of legal regulation of public monitoring commissions]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, pp. 55-58.

4. Smirnov S. N. Opyt dejatelnosti obshhestvennyh viziterov na primere GUFSIN Rossii po Irkutskoj oblasti [The practice of public visitors on the example of Russian Federal Penal Service in the Irkutsk Region]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2009, no. 2, pp. 40-42.

5. Voronin R. M. Osnovnye napravlenija medicinskoj psihologii v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [The main directions of medical psychology in prisons]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2014, no. 1, pp. 112-117.

6. Kashuba Yu. A. Novye podhody k nekotorym voprosam reformirovanija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii [New approaches to some of the issues of reforming the penal system in Russia]. Sbornik dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ugolovno-ispolnitel'naja sistema Rossijskoj Federacii v uslovijah modernizacii: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija» [Proc. the reports of the participants of the International scientific-practical conference «Penal System of the Russian Federation in terms of modernization: current state and prospects of development»]. Ryazan, Academy of the Federal Penal Service, Russian Federation Publ., 22-23 November, 2012, pp. 11-18.

7. Skiba A. P. K voprosu o perechne sub'ektov obshhestvennogo kontrolja za dejatel'nost'ju mest prinu-ditel'nogo soderzhanija i jeffektivnosti ego osushhestvlenija [On the list of subjects of public control over the activities of places of detention and the effectiveness of its implementation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie -Man: crime and punishment, 2013, no. 4, pp. 112-115.

8. Voronin O. V. Predmet i predely penitenciarnogo nadzora prokuratury [Subject and limits of prison supervision prosecutors]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo - Herald of the Tomsk State University. Law, 2014, no. 1, pp. 5-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.