Научная статья на тему 'СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
887
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ЦЕНЗУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреева Ульяна Александровна

В современных реалиях одним из важнейших продуктов деятельности общества является информация. Информация затронула практически все сферы социальной жизни общества. Сейчас средства массовой информации являются основным и достоверным источником информации практически для каждого человека. Однако при определении правового положения СМИ было выявлено много нерешенных вопросов. К примеру, в современном обществе такое понятие как «свобода массовой информации» ограничивается следующим понятием «административно-правовые ограничения свободы массовой информации», в современном мире не всегда ясно, где именно проходит свобода того или иного представителя СМИ на выражение собственного мнения и где появляется злоупотребление данной свободой в ущерб прав и свобод граждан. Актуальность данной статьи обуславливается потребностями изучения правовой теорией и практикой, а также рассмотрениями особенностей взаимоотношения современных средств массовой информации с гражданами, общественными организациями и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Киреева Ульяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AND ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THEIR ACTIVITIES

N modern realities, one of the most important products of the company's activities is information. The information affected almost all spheres of social life of society. Now the mass media are the main and reliable source of information for almost every person. However, when determining the legal status of the media, many unresolved issues were identified. For example, in modern society, such a concept as "freedom of the media" is limited by the following concept of "administrative and legal restrictions on freedom of the media", in the modern world it is not always clear where exactly the freedom of a media representative to express his own opinion takes place and where abuse of this freedom appears to the detriment of the rights and freedoms of citizens. The relevance of this article is determined by the needs of studying legal theory and practice, as well as by considering the features of the relationship of modern mass media with citizens, public organizations, and the state.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

■ ■ ■ Средства массовой информации и административно-правовое регулирование их деятельности

Киреева У. А.

Ассоциация «Международная академия коммуникологии». Москва. Российская Федерация.

Аннотация. В современных реалиях одним из важнейших продуктов деятельности общества является информация. Информация затронула практически все сферы социальной жизни общества. Сейчас средства массовой информации являются основным и достоверным источником информации практически для каждого человека. Однако при определении правового положения СМИ было выявлено много нерешенных вопросов. К примеру, в современном обществе такое понятие как «свобода массовой информации» ограничивается следующим понятием «административно-правовые ограничения свободы массовой информации», в современном мире не всегда ясно, где именно проходит свобода того или иного представителя СМИ на выражение собственного мнения и где появляется злоупотребление данной свободой в ущерб прав и свобод граждан. Актуальность данной статьи обуславливается потребностями изучения правовой теорией и практикой, а также рассмотрениями особенностей взаимоотношения современных средств массовой информации с гражданами, общественными организациями и государством.

Ключевые слова: средства массовой информации, административно-правовое регулирования, свобода информации, государство, информационное право, цензура.

Для цитирования: Киреева У.А. Средства массовой информации и административно-правовое регулирование их деятельности // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. No 3. С. 19-31.

Сведения об авторе: Киреева Ульяна Александровна, медиаменеджер Ассоциации «Международная академия коммуникологии» Адрес: Москва, поселение Марушкинское, дер. Соколово, дом 28а. Е-mail: kirieieva.uliana@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 18.05.2022. Принята к печати: 26.09.2022.

История правового регулирования деятельности средств массовой информации в России

В современном мире средства массовой информации играют большую роль в жизни общества. Никогда прежде в истории человечества средства массовой информации не оказывали такого значительного

влияния на нашу жизнь и поведение, как в настоящие дни. С развитием технологий влияние СМИ на жизнь общества росло в геометрической прогрессии. Сейчас СМИ являются основным и достоверным источником информации практически для каждого человека. Большинство людей доверяют средствам массовой информации, так как они затрагивают практически все сферы жизни общества: они могут выступать одновременно как сферой досуга, так и сферой бизнеса, помогают поддерживать уровень профессиональной квалификации новости и способствуют лучшему ориентированию в происходящих событиях.

На данный момент в Российской Федерации цензура средств массовой информации запрещена, чего не было на протяжении практически всей истории правового регулирования СМИ. Для лучшего понимания основ регулирования деятельности средств массовой информации в современном мире следует начать с рассмотрения истории правового регулирования функционирования СМИ в России. История правового регулирования деятельности средств массовой информации в нашей стране начинается с 1702 года, когда был издан Именной Указ об основании в России газеты «Ведомости» Петром I «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествий» [Дохина]. Государственные учреждения должны были предоставлять информацию о своей деятельности для публикации в данной газете. Как и в современных СМИ в «Ведомостях» можно было встретить критику по отношению к власти, только в современных средствах массовой информации данная критика в тех или иных случаях воспринимается хорошо, так как это может быть справедливая критика, что не скажешь про XVIII век. Тогда критика по отношению к власти воспринималась негативно, и большинство представителей власти были ей недовольны, поэтому было введено законодательство об ограничении свободы слова для средств массовой информации, и с того момента началась политика цензуры для средств массовой информации в России, которая растянулась на долгие годы. Таким образом, «законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как цензурное право» [Жирков].

Политика цензуры продолжалась и расширялась и при правлении следующего императора России - Павла I. Во время его правлении вся литература, кажущаяся сомнительной, предоставлялась на рассмотрение Совету его императорского величества, вся остальная цензура была вверена третьему департаменту Сената. В период правления Павла Петровича было издано много указов о цензуре, в основном все носили запрещающий или ограничительный характер [Каратыгин].

Но несмотря на это, политика цензуры не устроила следующего правителя России - Александра I - вся его власть представляла собой активную и творческую силу общества. Александр I уже 31 марта 1801 года подписал указ об отмене все запретов, установленные Павлом I, далее, год спустя, был издан еще более либеральный указ императора. Данный указ сохранял предварительную цензуру, но в тот же момент все спорные вопросы решались с выгодой для самого автора той или иной литературы. Но также соблюдения требований Указа регулировалось в судебном порядке: все несоблюдения требований Устава рассматривались в суде, но механизма судебной защиты не было, поэтому можно было часто встретить произвол со стороны судей.

После первой русской революции 1905 года в обществе наблюдались революционные настроения и до сих пор можно было встреть недовольный народ по отношению к власти. Для того, чтобы смягчить всю эту недоброжелательную обстановку, был выпущен Манифест от 17 октября 1905 года. В нем провозглашались политические свободы, что явилось следствием такого явления, как развитие многопартийной печати. Это было впервые в истории России, поскольку до этого Манифеста радикальная революционная печать формировалась за границей. Также благодаря данному Манифесту был восстановлен режим ответственности печати перед судом за любые правонарушения. Все законы, существующие до Закона о средствах массовой информации в Российской империи и вместе с ним носили запрещающий характер. Во времена Первой мировой войны в 1915 году ситуация с цензурой становилась все жестче, и деятельность военных корреспондентов была хорошо отрегулирована.

С приходом большевиков к власти ситуация с цензурой в деятельности средств массовой информации только ухудшилась. Несмотря на то, что сами издания большевиков были под цензурой, они продолжили данную политику. Изданный Декрет о печати от 27 октября 1917 года постанавливал полное повиновение печати рабочему и крестьянскому классу. Если же были неповиновения с их стороны, то был установлен порядок закрытия всех органов печати, которые несут смутный, революционный или строптивый характер. Вследствие чего были закрыты все контрреволюционные газеты и журналы, а их типографии перешли к большевистским изданиям.

С принятием Конституции РСФСР 1918 года СМИ стали выполнять роль коллективного агитатора и организатора, таким образом, не надо было в законодательной форме оформлять отношения прессы с государством или обществом. После принятии Конституции 1977 года такое понятие, как «свобода печати» закреплялось и гарантировалось на

юридическом уровне. Практически все нормативно-правовые акты были направлены на борьбу с инакомыслием, а именно с диссидентами, так как был рост людей несогласных с господствующей идеологией. Первой попыткой внести юридическое понятие «свобода печати» можно считать первую статью Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 года. Данная статья определила данное понятия и установила, что все средства массовой информации и другие виды печати в нашей стране свободны. Согласно данному Закону, в понятие «свобода печати» входило три компонента. Это: свобода средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры. Данный закон стал первым законом о печати в истории России. Благодаря смене политического строя в стране отношения СМИ с государством начинают меняться, поскольку в правовом государстве средства массовой информации не могут существовать без свободы слова. Отмена политики цензуры на печать, которая продолжалась много веков на территории нашей страны многовековой, способствовала формированию благоприятной правовой среды для отделения средств массовой информации от государства. Это явление было социально необходимым, так как это помогает гарантировать соблюдение прав граждан на свободу слова и мысли.

Деятельность средств массовой информации в современной России устанавливается Конституцией Российской Федерации и развивается нормами закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Несмотря на историю регулирования деятельности СМИ, о которой было сказано выше, сейчас цензура массовой информации в России запрещена. Рассмотрим более подробно Закон РФ «О средствах массовой информации». Вопрос свободы средств массовой информации является довольно спорным и существует множество точек зрения насчет данный статьи закона. Одни считают, что в нашей стране нет свободы СМИ, аргументируя это тем, что для того, чтобы быть свободными, нужно быть независимым, а в нашей стране большинство средств массовой информации существуют только благодаря средствам спонсоров, которыми выступают государство, бизнесмены, общественные организации и т. п.). Другие имеют другую точку зрения, они считают, что многие не понимают значение понятия «свобода средств массовой информации» и что в России она существует, только у российской журналистики есть понятие культуры и внутренней сдержанности, а что касается запретов, то их нет, а есть редакционная политика.

В России не допустимо использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, пропаганды, а также для распространения культа насилия и жестокости.

У граждан есть право получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и их должностных лиц через средства массовой информации. Поэтому государственные органы и организации, общественные объединения и их должностные лица обязаны предоставлять всю необходимую информацию о своей деятельности, кроме тех сведений, которые составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Они могут предоставлять сведения путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов в любых иных формах.

Любые нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации влекут за собой уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность, установленную в соответствии с законодательством России. Группа лиц, которая несет ответственность за нарушения законодательства: учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений. Российские печатные СМИ в основном допускают нарушения, за которые предусмотрена относительно небольшая административная ответственность. К ним относятся: нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра издания, невыход СМИ в свет более года и нарушение порядка объявления выходных данных. Между тем, средства массовой информации часто не уведомляют Роскомнадзор об изменении места нахождения учредителя/ редакции СМИ, о максимальном объеме и периодичности выпуска.

Роль и функции средств массовой информации в современном

обществе

На протяжении всего становления общества в нем зарождались различные социальные институты, помогающие социуму развиваться и благоприятно существовать. Данные социальные институты формировались в различных сферах жизни, например в политике, экономике, образовании и в духовном плане. С целью удовлетворения потребности людей в информации, в свободе слова и для выражения своего мнения и мыслей был создан такой социальный институт как средства массовой информации. Без данного социального института уже

невозможно представить жизнь современного человека, так как СМИ играют большую роль в жизни и развитии общества.

Чтобы лучше понять роль СМИ в современном мире, для начала надо дать определение понятия «средства массовой информации». Существует множество толкований данного термина, так, например, в действующем законе Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» дано следующее определение: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)».

Другие исследователи отождествляют данное понятие «средства массовой информации» с понятием «средства массовой коммуникации». Они считают, что это коммуникативные системы, и они способствуют общению между людьми, а также участвуют в социальной деятельности людей. Однако можно встретить и другую точку зрения. Во многих исследованиях сказано, что данные понятия не могут сравниваться, поскольку одно понятие включает в себя другое. Чтобы понять данную точку зрения, нужно определить значение понятия «массовая коммуникация». Так, например, Л. В. Васильева писала: «Массовая коммуникация - это процесс систематического распространения информации на массовую гетерогенную аудиторию с помощью средств массовой информации» [Васильева]. В то время СМИ рассматриваются как совокупность технических средств, общественных организаций и человеческих ресурсов, которые задействованы в массовом распространении информации. Видно, что одно понятие вытекает из другого: средства массовой информации считаются инструментом, которые помогают распространять массовую информации в обществе, следовательно не следует отождествлять такие понятия как «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации».

Массовую информация распространяют средства массовой информации, продуктом которых является тираж или часть тиража отдельного печатного издания, отдельный выпуск радио, телепрограммы, тираж или часть тиража видеопрограммы. Рассмотрим круг лиц, заинтересованных в производстве и распространении массовой информации:

1. Редакция средств массовой информации, а именно организация или учреждение, предприятие или сам гражданин, которые отвечают за производство и выпуск средств массовой информации.

2. Главный редактор, который принимает окончательное решение о производствах и выпуске массовой информации.

3. Журналист, который создает, редактирует и подготавливает информацию для редакции.

4. Издательство, которое ответственно за материально-техническое обеспечение производства продукции средств массовой информации.

5. Распространитель, который является связующим звеном между редакцией, издательством и населением.

6. Учредитель средства массовой информации, за которым закреплены определенные полномочия.

7. Потребители массовой информации, ими выступает большое количество людей (граждане, лица без гражданства, юридические лица и органы государственной власти).

Между данными субъектами складываются свои информационные правоотношения. Эти отношения разделяются на внутренние и внешние. Внутренние правоотношения возникают при спорных вопросах внутренней организации средств массовой информации и появляются между учредителями, редакцией, издателем и распространителем. Что касается внешних правоотношений, то они включают в себя отношения вышеперечисленных субъектов и третьих лиц (граждане, общественные сообщества, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Основными характеристиками современного этапа развития общества являются достижения нового качества жизни, расширения доступа населения к высококачественным ресурсам, повышение ценности знаний и информации.

Сейчас информация является наиболее важным ресурсом, который обеспечивает эффективную коммуникацию и жизнедеятельность как граждан, так и государства в целом. Под информацией понимаются совокупность сведений, факторов или же характеристик, которые были получены в следствие анализа и обработки различных по своему существу данных. Существует множество определений термина «информация», которые отражают различные подходы к трактованию этого понятия. Если говорить о классической теории информации, то понятие «информация» трактуется через степень уменьшения неопределенности знания о каком-либо процессе или событии. Такое научное понятие было представлено в трудах К. Шеннона и Н. Винера по мере развития нового в то время направления в науке - кибернетики. Массовая коммуникация с начала XX

века стала транслятором всей информационной среды, а средства массовой информации - важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства.

СМИ формируют и влияют на общественное мнение. А. Н. Плющ про общественное мнение писал следующее: «Общественное мнение - это форма массового сознания, отражающая интересы, настроения, чувства различных групп людей к фактам и явлениям общественной жизни. Субъект общественного мнения можно выделить как: различные общности, в рамках которых формируется и выражается общенародное мнение» [Плющ]. Средства массовой информации могут выступать манипулятором, путем обмана и лжи. Данная методика всеобщего манипулирования основывается на том, чтобы попытаться воздействовать на мысли и мнение человека именно по тем каналам, которые осознанно меньше всего контролируются. Вследствие этих действий в массовое сознание внедряются социально-политические мифы. У средств массовой информации есть монополия на информацию, что способствует определению приоритетных событий с выгодой для СМИ или государства. Ежедневно в мире происходит большое количество событий, но не все из них подаются огласке, на обозрение выводится лишь та часть, которая входит в сферу внимания СМИ, что является главной предпосылкой для манипуляции.

Как было уже сказано, СМИ управляют сознанием с помощью информации. У средств массовой информации есть множество возможностей и путей для манипуляции, так, например, они могут намеренно искажать информацию, скрывать одни факты и делать акцент на другие незначительные факты. В данном случае субъектом общественного мнения выступают различные общности, а объектом -явления, события, процессы относительно которых складывается общественное мнение.

Одним из аспектов того, что у средств массовой информации хорошо получается влиять на общественное сознание является то, что воздействие средств массовой информации распространяется сразу на различные группы населения. Кроме того, СМИ способны изменить сознание людей с помощью многократного повторения информации, а также для того, чтобы добиться изменения мнения среди людей, средства массовой информации уменьшают личное пространство человека.

В психологии существует большое количество методов, которые помогают воздействовать на аудиторию. Многие из них и используют средства массовой информации, поэтому у них получается так хорошо влиять на общество. К психологическим методам, которые чаще всего

используют средства массовой информации, можно отнести метод убеждения, внушения, а также такие приемы как прием завоевания аудитории и прием аргументации. Стоит сказать, что в большинстве случаев эти приемы и методы СМИ используют некорректно и неэтично по отношению к обществу. Также стоит сказать, что всегда будут люди, для которых выгодно, чтобы общественное мнение было направлено в ту или сторону, и в основном они являются владельцами или спонсорами СМИ, поэтому они могут диктовать свои условия.

Но у СМИ есть и положительные качества, к примеру, они могут объединить людей для решения социально важной проблемы. С одной стороны, это можно считать, как пропаганда, но, с другой стороны, такая «пропаганда» ориентирована на интересы отдельных людей, а не власти. Примеров такого объединения людей большое количество, но можно выделить самый яркий: социальные акции, проводимые для поддержки людей с редкими болезнями или людей с ограниченными возможностями. Можно часто увидеть такие акции в различных видах СМИ: в Интернете, телевидении, журналах и газетах, а также на радио. Этот пример доказывает, что несмотря на плохие качества, СМИ обладает и положительными чертами [Гуржий].

Проанализировав современную отечественную и зарубежную литературу по данной теме, можно выделить следующие основные функции СМИ:

1. Информативная функция. В современных условиях глобализации данная функция считается важной, так как это может упростить сложный процесс взаимодействия разных культур со всего мира и помочь обеспечить устойчивость и динамику мирового порядка. Средства массовой информации должны информировать аудиторию о происходящих событиях, непосредственного окружения сообщества и об мире в целом. Многие исследователи в рамках данной функции выделяют две нижеследующие частные функции: удовлетворение общественных потребностей в получении информации и удовлетворение частных потребностей в получении информации. Функция удовлетворения общественных потребностей помогает привлечь внимание властей к той или иной актуальной проблеме, а функция удовлетворения частных потребностей помогает любому члену общества получить именно актуальную информацию.

2. Идеологическая функция. Массовая аудитория видит и воспринимает происходящие события благодаря определенным культурным ценностям и менталитету. Здесь стоит отметить, что не всегда автор определенной статьи или репортажа прямо говорит о том, какие

выводы должен сделать читатель, аудитория складывает собственное мнение о происходящем благодаря аргументам, представленным в статье, причинно-следственным связям в публикации. Благодаря оценке и анализу СМИ происходящих событиях в различных сферах жизни общества формируются ценностные ориентиры общественного сознания.

3. Когнитивная функция. Данная функция заключается в том, что СМИ создают определенную картину мира, а именно публицистическую. Это помогает лучше изучить и понять природу публицистической речи в современном мире, взглянуть на нее как на единую структуру.

4. Развлекательная функция. СМИ может занимать досуг людей с помощью разнообразных музыкальных программ, интересных и занимающих телепередач, которые способствуют получению эстетического наслаждения и эмоциональной разрядке.

5. Рекламная функция. СМИ помогают обратить внимание аудитории на определенные продукты, услуги или проекты, что способствуют приобретению товара или пользование определенными услугами.

Таким образом, СМИ не только информируют, анализируют и формируют картину мира, но и развлекают аудиторию, помогают сформировать мнение о происходящем событии.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что тема административно-правового регулирования деятельности средств массовой информации на данный момент является крайне важной и значимой для современного общества. Это обуславливается тем, что происходит переосмысление значимости средств массовой информации и осознание его важной роли в развитии различных сфер деятельности общества. Также данная проблема важна для формирования и развития демократии в государстве и создания базовых принципов организации гражданского общества.

Источники

Всеобщая декларация прав человека. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

Дохина Р.Р. (2009). Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в России / Р.Р. Дохина: Академия управления «ТИСБИ», 284 с.

Гуржий Д.А. (2015). Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. № 12 (92). С. 991-993.

Шеннон К. (1963). Работы по теории информации в кибернетике. М.: Изд-во иностр. лит. С. 832.

Винер Н. (1968). Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио,

Плющ А.Н. (2010). Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологическое исследования. № 1. С. 77-86.

Васильева Л.В. (2022). Роль и функции СМИ в современном обществе [Электронный ресурс]. - Pежим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-funktsii-smi-v-sovremennom-obschestve (дата обращения 03.12.2022).

Каратыгин П. П. (1885). Цензура времен императора Павла I. 1796-1801 гг. // Исторический вестник. Т.22. №10. С. 151-160.

Жирков Г.В. (2001). История цензуры в России XIX-XX веке. М.: Аспект Пресс. Козлова М.М. (2019). Средства массовой информации. Исторический аспект / М. М. Козлова. М.: ИВЭСЭП, Знание, 120 с.

Мельник Г.С. (1996). Масс медиа: психологические процессы и эффекты. Спб,

110 с.

Монахов В. Н. (2005). Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации / В. Н. Монахов. М.: Галерия, 412 с.

Шарков Ф. И. (2017). Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие / Ф. И. Шарков, В. И. Захарова. М.: Проспект. 224 с.

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 13 февраля; Российская газета. 2005. 26 июля.

■ ■ ■ Mass media and administrative and legal regulation of their activities

Kireeva U.A.

Association "International Academy of Communication". Moscow. Russian Federation.

Abstract. In modern realities, one of the most important products of the company's activities is information. The information affected almost all spheres of social life of society. Now the mass media are the main and reliable source of information for almost every person. However, when determining the legal status of the media, many unresolved issues were identified. For example, in modern society, such a concept as "freedom of the media" is limited by the following concept of "administrative and legal restrictions on freedom of the media", in the modern world it is not always clear where exactly the freedom of a media representative to express his own opinion takes place and where abuse of this freedom appears to the detriment of the rights and freedoms of citizens. The relevance of this article is determined by the needs of studying legal theory and practice, as well as by considering the features of the relationship of modern mass media with citizens, public organizations, and the state.

Keywords: mass media, administrative and legal regulation, freedom of information, state, information law, censorship.

For citation: Kireeva U.A. Mass media and administrative and legal regulation of their activities // Communicology: Electronic Scientific journal. 2022. Vol. 7. No 3 . P. 1931.

Inf. about the author: Kireeva Ulyana Aleksandrovna, media manager of the Association "International Academy of Communication" Address: Moscow, Marushkinskoye settlement, village. Sokolovo, house 28 a. E-mail: kirieieva.uliana@mail.ru

Received: 18. 05.2022. Accepted: 26.09.2022. References

Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (Administrative Code of the Russian Federation) of December 30, 2001. No. 195-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2001. December 31. (In Rus.).

Dokhina R.R. (2009). The main trends of state regulation at the present stage of development of market relations in Russia / R.R. Dokhina: Academy of Management "TISBI", 284 p. The Universal Declaration of Human Rights. Approved by the UN General Assembly on December 10, 1948 // Rossiyskaya Gazeta. 1995. April 5. (In Rus.).

Gurzhiy D.A. (2015). The influence of the media on the formation of public opinion // Young scientist. No. 12 (92). pp. 991-993. (In Rus.).

Ivy A.N. (2010). On the informational influence of political subjects on the electorate // Sociological research. No. 1, pp. 77-86. (In Rus.).

Karatygin P. P. (1885). Censorship of the times of Emperor Paul I. 1796-1801 // Historical Bulletin. Vol.22. No. 10. pp. 151-160. (In Rus.).

Kozlova M M. (2019). Mass media. Historical aspect / M. M. Kozlova. Moscow: IVESEP, Znanie, 120 p. (In Rus.).

Melnik G.S. (1996). Mass media: psychological processes and effects. St. Petersburg, 110 p. (In Rus.).

Monakhov V. N. (2005). Freedom of the media on the Internet. Legal conditions of implementation / V. N. Monakhov. M.: Galeria, 412 p. (In Rus.).

Shannon K. (1963). Works on the theory of information in cybernetics. M.: Publishing House of foreign Lit. P. 832. (In Rus.).

Sharkov F. I. (2017). Legal basis of communication. In advertising, public relations, journalism. Textbook / F. I. Sharkov, V. I. Zakharova. M.: Prospect. 224 p. (In Rus.).

The Law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2124-1 "On Mass media" with amendments and additions // Vedomosti of the SND and the Armed Forces of the Russian Federation. 1992. February 13; Rossiyskaya Gazeta. 2005. July 26. (In Rus.).

The Universal Declaration of Human Rights. Approved by the UN General Assembly on December 10, 1948 // Rossiyskaya Gazeta. 1995. April 5. (In Rus.).

Vasilyeva L.V. (2022). The role and functions of the media in modern society [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-funktsii-smi-v-sovremennom-obschestve (accessed 03.12.2022). (In Rus.).

Viner N. (1968). Cybernetics, or Control and communication in an animal and a machine. Moscow: Soviet Radio. (In Rus.).

Zhirkov G.V. (2001). The history of censorship in Russia in the XIX-XX century. Moscow: Aspect Press. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.