■ ■ ■ Актуальные проблемы взаимодействия средств массовой информации с правоохранительными органами
Кузняткина А.А.
Общество с ограниченной ответственностью «Партнерское агентство».
Аннотация. Средства массовой информации (далее СМИ) стали частью психосоциальной среды общества и достаточно долго претендуют на роль самого влиятельного фактора в формировании мировоззрения индивида и ценностной ориентации общества. Уровень развития демократии в обществе, и, следовательно - судьба Российской Федерации, зависит от того, как средства массовой информации взаимодействуют в системе «государство - массмедиа -гражданское общество». Поэтому проблема согласования интересов структур гражданского общества и структур государства, социальных сообществ и институтов в информационном пространстве, создаваемом средствами массовой информации, актуализируется. В мире, где качество информационных технологий все больше определяет характер общества, вопрос взаимоотношений между обществом и средствами массовой информации, степень свободы средств массовой информации от общества и государства приобретают особое значение. Отношения, которые сложились в сфере взаимодействия средств массовой информации с правоохранительными органами заслуживают особого внимания. Эти отношения носят ярко выраженный правовой характер, поскольку регулируются множеством юридических норм, обладают серьезными правовыми последствиями для их участников, и находятся под охраной и защитой государства.
Ключевые слова: средства массовой информации, правоохранительные органы, взаимодействие СМИ с правоохранительными органами, государство, правовая основа деятельности СМИ, проблемы взаимодействия СМИ. Для цитирования: Кузняткина А.А. Актуальные проблемы взаимодействия средств массовой информации с правоохранительными органами// Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №2. С. 97-101
Сведения авторе: Кузняткина Алина Андреевна, генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Партнерское агентство». Адрес: 143430, Московская область, город Красногорск, рабочий поселок Нахабино, Красноармейская улица, дом 2
Статья поступила в редакцию: 18. 04.2020. Принята к печати: 26.06.2020.
Средства массовой информации представляют собой систему органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также предоставлением информации нужным получателям. В литературе можно встретить две классификации массмедиа: классические (газеты, книги, журналы) и современные (телевидение, интернет).
В статье 2 Закона Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации» дано следующее определение средств массовой
информации: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)»27.
Можно сказать, что в современных реалиях средства массовой информации реализуют основные права человека - на информацию, на свободу политического выбора, на публичное выражение своей позиции. Так, статьей 29 Конституция Российской Федерации: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»28.
Закон Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации» в статье 38 закрепляет право граждан на: «оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц» 29.
В частности, в статье 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства»30.
Данный тезис сформулирован также в части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»31.
Охраной и защитой прав и свобод человека в России занимаются правоохранительные органы, созданные для реализации этих задач. Указанные органы призваны охранять установленный Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих на территории Российской Федерации.
Наиболее важным вопросом взаимодействия средств массово информации и правоохранительных органов являются формы этого взаимодействия. К формам взаимодействия относятся печатные издания, телевидение и радио, которые производят и распространяют политическую информацию.
27 О средствах массовой информации: закон от 27.12.1991 № 2124-1: офиц. текст по состоянию на 02.12.2019 // Российская газета. - № 32. - 08.02.1992.
28 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
29 О средствах массовой информации: закон от 27.12.1991 № 2124-1: офиц. текст по состоянию на 02.12.2019 // Российская газета. - № 32. - 08.02.1992.
30 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
31 Там же.
При этом формы взаимодействия не могут реализовываться без специальных служб. В этом вопросе важнейшим субъектом взаимодействия правоохранительных органов с массмедиа является пресс-служба [Романова: 115].
В современной России почти каждый государственный орган на федеральном уровне и региональном уровне имеет своего пресс-секретаря, службу по связям с общественностью, прессу. Их задача заключается в подготовке публичных выступлений должностных лиц, информировании населения о работе государственных органов, предоставлении новостей в газеты, журналы, на телевидение, организации круглых столов и иных форм сотрудничества с обществом. При этом в научной литературе зачастую встречается позиция, что именно пресс-службы занимает лидирующее место в деятельности служб связей с общественностью.
В области информационного обеспечения между средствами массовой информации и правоохранительными органами сложился особый характер отношений по борьбе с преступностью и охраной общественного порядка имеющий свои особенности.
Взаимодействие средств массовой информации с правоохранительными органами следует рассматривать со стороны их взаимовыгодного сотрудничества в сфере противодействия преступности и обеспечения общественного порядка [Сухарев: 197]. Поскольку средства массовой информации, являясь ключевым источником информационного обеспечения общественности, выполняют многофункциональную роль в правоохранительной деятельности органов внутренних дел, занимаясь регулярным освещением различных аспектов их деятельности.
Необходимость организации внешнего взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации обусловлена следующими факторами:
1) установления контакта между правоохранительными службами и обществом;
2) закрепленная нормативно-правовыми актами обязанность правоохранительных органов по информированию средств массово информации и граждан о своей работе;
3) положительный эффект от взаимодействия правоохранительных органов, проведение «прямых линий» и «прямых эфиров», организацию работы телефонов доверия, использование их возможностей при расследовании и профилактике преступлений, общей профилактики нарушений законодательства и др.
Так, без систематического сотрудничества со средствами массовой информации правоохранительные органы будут не в состоянии решить задачу вырабатывания положительного общественного мнения населения и в итоге усовершенствовать свое взаимодействие с ними в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью [Осипова: 183].
В настоящее время к ключевым проблемам взаимодействия со стороны средств массовой информации с правоохранительными органами можно отнести следующие:
1. Зачастую СМИ публикуют материалы, которые сообщают «громкие, невероятные», но ложные факты, заведомо предполагающие повышенное внимание к ним многих людей, широкой общественности.
2. Наблюдается тенденция, когда СМИ, в целях привлечения внимания населения к своим изданиям публикуют статьи, освещающие недостатки в деятельности правоохранительных органов, забывая о положительных сторонах их работы.
3. Многие журналисты, работающие с правоохранительными органами, не обладают достаточными знаниями в юриспруденции, из-за этого в материалах допускаются грубые ошибки, которые искажают весь смысл написанного и порочат репутацию, как журналиста, так и сотрудника правоохранительных органов.
Однако проблемы в данном вопросе наблюдаются не только со стороны средств массовой информации. Среди проблем взаимодействия со стороны правоохранительных органов со средствами массовой информации можно выделить следующие:
1. Многие пресс-службы при общении со средствами массовой информации злоупотребляют словами «не для печати», из-за чего теряют доверие журналистов.
2. Сотрудники правоохранительных органов при взаимодействии с СМИ делают предположения, искажают факты и дают лживую информацию.
3. Зачастую пресс-службы правоохранительных органов отказываются информировать граждан о мерах, принятых по материалам, опубликованным в СМИ, содержащим информацию проблемного характера.
Все вышеуказанные и многие другие проблемы взаимодействия средств массовой информации с правоохранительными органами свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, и важности выстраивания доверительных взаимоотношений правоохранительных органов со средств массовой информации.
Источники
Бутова Т.В. Анализ механизма взаимодействия сми с органами государственной власти // Микроэкономика. 2014. № 3. С. 30-33.
Дзялюшинский И.М. Медиапространство России // М.: Высшая школа экономики. 2013.
Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти // М.: Инфра-М. 2014.
Романова М.А. Особенности работы пресс-служб органов власти в процессе становления новых форм информационного взаимодействия / М.А. Романова // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 113-117.
Сухарев П. В. Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов со СМИ / П. В. Сухарев // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 196-199.
Осипова Е. С. Взаимодействие СМИ и ОВД в предупреждении и профилактике преступлений // Правовая культура. 2010. № 2. С. 178-184.
Шарков Ф.И. Массовые коммуникации и медиапланирование. Москва, 2008.
Шарков Ф.И., Гостенина В.И. Технологии рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 350700 - Реклама (ДС.Р.03) / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. Москва, 2006. Сер. ИМК / Междунар. акад. бизнеса и упр.
■ ■ ■ Actual problems of interaction of mass media with law enforcement agencies
Kuznyatkina A.A.
Abstract. The mass media have become part of the psychosocial environment of society and have long claimed to be the most influential factor in shaping the individual's worldview and value orientation of society. The level of development of democracy in society, and, consequently, the fate of the Russian Federation, depends on how the mass media interact in the "state - mass media - civil society"system. Therefore, the problem of coordinating the interests of civil society structures and state structures, social communities and institutions in the information space created by the mass media is being updated. In a world where the quality of information technologies increasingly determines the nature of society, the issue of the relationship between society and the media, the degree of freedom of the media from society and the state are of particular importance. The relations that have developed in the sphere of interaction between the media and law enforcement agencies deserve special attention. These relations have a pronounced legal character, since they are regulated by a variety of legal norms, have serious legal consequences for their participants, and are protected and protected by the state.
Keywords: mass media, law enforcement, media engagement with law enforcement, government, legal basis of activities of mass media and problems of interaction media.
For citation: Kuznyatkina A. A. Actual problems of interaction of the media with law enforcement// Communicology: an electronic scientific journal. 2020. Vol. 5. No. 2. P.101-102
Inf. about the author: Alina A. Kuznyatkina, General director of the limited liability Company «Partner Agency». Address: 2 Krasnoarmeyskaya street, Nakhabino work settlement, Krasnogorsk, Moscow region, 143430.
Received: 18. 04.2020. Accepted: 26.06.2020.
References
Butova T.V. Analysis of the mechanism of interaction of the media with public authorities // Microeconomics. 2014. No. 3. P. 30-33
Dzyalushinskiy I.M. Media space of Russia // Moscow. Infra-M. 2013.
Markov A.A. Public relations in government // Moscow. Infra-M. 2014.
Romanova M. A. Features of the work of press services of authorities in the process of formation of new forms of information interaction / M. A. Romanova // Questions of theory and practice ofjournalism. 2013. No. 2. P. 113-117.
Sukharev P. V. Basic principles and actual problems of interaction of law enforcement agencies with mass media / p. V. Sukharev // Young scientist. 2018. № 46 (232). Pp. 196199.
Osipova E. S. Interaction of the media and the police Department in the prevention and prevention of crimes / / Legal culture. 2010. No. 2. P. 178-184.
Sharkov F. I. Mass communications and media planning. Moscow, 2008. (In Rus.).
Sharkov F. I., Gostenina V. I. Technology advertising. study. manual for University students studying in the specialty 350700-Advertising (DS. R. 03) / F. I. Sharkov, V. I. Gostenina. Moscow, 2006. Ser. IMC / Intern. Acad. business and UPR. (In Rus.).