I. N. Smirnova, V. V. Asadov, L. Yu. Budanova
The organization of the execution of sentences without isolating the convicted person from society, which includes forced labor, is always associated with restrictions on the rights, freedoms and legitimate interests of subjects, and therefore occupies one of the central places in the field of legal regulation. However, the practice of implementing punishment in the form of forced labor indicates that not all issues of legal regulation of this punishment have been resolved to a degree that satisfies science and practice, so there is an increasing scientific interest in the problematic issues of organizing activities for the execution ofpunishment in the form offorced labor.
Key words: punishments without isolation from society, forced labor, convict, correctional center, search
Smirnova Irina Nikolaevna, Doctor of Law Sci., Associate Professor, [email protected], Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Asadov Vatan Vagifovich, Candidate of Legal Sciences, [email protected], Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Budanova Lyudmila Yurievna, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, [email protected], Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the federal penitentiary service of Russia
УДК 343.985.7 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-3-28-34
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
И.В. Тишутина
Характеризуются правовые, организационные и тактические аспекты взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации (далее - СМИ) в целях пресечения, раскрытия и расследования преступлений в современных условиях цифровизации жизнедеятельности общества и функционирования государства. Делается акцент на необходимости обеспечения своевременного доступа граждан к информации, ее достоверности и непротиворечивости. Анализируются возможности использования новых социальных медиа в интересах правоохранительных органов и направления развития существующих в этом отношении подходов. Обозначаются основные проблемы выстраивания взаимодействия правоохранительных органов с интернет—СМИ. Обращается внимание на противоречия между быстро прогрессирующим смещением сферы информационной осведомленности в интернет-пространстве и неготовностью правоохранительных органов динамично приспосабливаться к взаимодействию с новыми формами средств массовой информации. Рассматриваются основные тактические задачи, решаемые посредством взаимодействия
27
со СМИ в целях повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений. Приводятся основные критерии выбора конкретного СМИ для решения отдельной задачи.
Ключевые слова: взаимодействие, эффективность, информация, средства массовой информации, социальные медиа, интернет—СМИ, социальные сети, информирование, население, правоохранительные органы, раскрытие и расследование преступлений.
В современном мире информация является одним из основных ресурсов, позволяющих отдельным гражданам, группам и целым государствам с той или иной эффективностью решать стоящие перед ними задачи. Соответственно, особую роль играют средства распространения информации, а их формы, в зависимости от нацеленности на определенный охват аудитории, сегодня все более тяготеют в сторону не просто электронных, цифровых, а стремятся к формату социальных сетей.
Глобальная сеть Интернет уже давно не только информационное пространство, а площадка для эволюции СМИ, становления и развития их новых видов. И если изначально это были исключительно сайты и информационные каналы, посещаемые «от случая к случаю», то в настоящее время, согласно данным Лаборатории Касперского и АРПП «Отечественный софт» в среднем каждый пользователь проводит в соцсетях и интернет-СМИ не менее 5 часов в день, наиболее популярными из которых являются сети ВКонтакте и Instagram. Соответственно, социальное медийное пространство стало идеальным инструментом для формирования общественного мнения, индивидуальной позиции, оказания воздействия на граждан, информационной войны, пропаганды криминала, экстремизма и организации массовых беспорядков. Социальные медиа в России сегодня - это более 340 млн активных аккаунтов, 110 млн сообщений в сутки. По состоянию на 2019 год насчитывалось 22000 интернет-СМИ, публикующих до 300 000 новостей в сутки.
В этой связи актуализировалась проблема взаимодействия правоохранительных органов с такими СМИ, разработки организационных и тактических основ их использования в раскрытии и расследовании преступлений. Причем, наиболее ярко такая потребность, как и необходимость предупреждать и нейтрализовывать деятельность деструктивно работающих интернет-СМИ и социальных медиа, проявилась на примере освещения событий и деяний, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Одним из ключевых факторов взаимодействия является взаимовыгодное сотрудничество правоохранительных органов и СМИ, с одной стороны - в подаче информации, соответствующей действительности и решении задач выявления, раскрытия и расследования преступлений, а с другой - в повышении рейтинга СМИ за счет распространения актуальных и привлекающих интерес граждан сведений. Вполне справедливо в этом контексте замечание о том, что взаимодействие со средствами массовой информации позволяет увеличить в несколько раз поток взаимоинтересующей информации, ее своевременную проверку и реализацию. А это, в свою очередь, способствует повышению доверия населения к правоохранительным органам [1, с. 208].
Сегодня в органах внутренних дел организует и осуществляет информационное сопровождение Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации (УОС МВД России), которое совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений, ответственных за взаимодействие со СМИ и доступ граждан к информации о деятельности, - пресс-служб, подразделений информации и общественных связей МВД России [2].
Независимо от формата СМИ призваны играть важную роль в формировании позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов в поддержании доверия к ним со стороны населения и в целом в деле борьбы с преступностью в государстве и на международном уровне. СМИ призваны освещать структурные изменения в системе правоохранительных органов, отдельные события их внутренней жизни, поскольку только открытость способствует максимальному доверию со стороны населения. Однако, более важно их участие в решении текущих повседневных задач раскрытия и расследования преступлений, которые тесно связаны с информационными процессами, протекающими в социальной среде. Большой арсенал средств и методов массовых коммуникационных систем предоставляет дополнительные возможности на определенном уровне решать задачи, стоящие перед органами расследования. В этом случае СМИ становятся не только носителями значимых сведений, но и способны в определенной степени влиять на различные аспекты общественной жизни, в том числе, связанные с раскрытием и расследованием преступления.
В настоящее время каждый территориальный орган МВД России на региональном уровне имеет свой сайт, а также страницы в социальных сетях Face-book, Twitter, Instagram и др., однако зачастую размещаемая в них информация довольно скудна и носит характер отчетов о проделанной работе либо анонсирует планируемые мероприятия официального характера. В то же время, в территориальных подразделениях, которые нуждаются в таких каналах с целью обеспечения оперативного доведения информации до населения и установления обратной связи, ими не располагают. Кроме того, алгоритм размещения информация на официальных медиа-ресурсах регионального уровня довольно сложный. Однако, учитывая, как отмечено выше, что именно интернет и социальные сети выступают сегодня основным информационным полем для большинства населения, организация работы по функционированию таких каналов является одной из приоритетных задач в рамках взаимодействия с населением и СМИ. Именно их наличие позволит не только эффективно и в сжатые сроки решать задачи раскрытия и расследования преступлений, но и минимизировать информационное давление за счет размещения недостоверной информации в неофициальных медиа с целью сформировать «нужное» общественное мнение. Существенно упрощается и формат взаимодействия с населением, при котором довести до правоохранительных органов известную информацию можно в режиме реального времени, отправив сообщение на страницу соответствующей сети, разместив комментарий и т.п.
В то же время эффективность работы аккаунтов и страниц в соцсетях, как известно, определяется охватом аудитории, а соответственно - необходимо не просто их наличие, а активность ведущейся в них работы не только по подаче актуальной информации, но и по продвижению. Как свидетельствуют результаты пилотажного опроса, именно интернет-СМИ сегодня выступают главным источником информации для большинства населения (78 %), однако о деятельности правоохранительных органов сведения из этого источника систематически получают только 23 %. С одной стороны, это объясняется нежеланием воспринимать негативные события, не касающиеся человека напрямую, а с другой - отсутствием у граждан информации о возможности почерпнуть ее в социальных медиа и малой информационной насыщенностью последних.
Так, количество подписчиков официальных аккаунтов МВД субъектов Российской Федерации колеблется от одного-двух до десяти процентов от объема населения субъектов, редко - чуть выше. Очевидно, о какой эффективности размещаемой в них информации идет речь. В таком случае, использование социальных медиа может оказаться даже менее эффективным, чем традиционных СМИ. В этой связи на сегодняшний день очевиден вывод о необходимости сочетания их возможностей для достижения наибольшего эффекта.
Проблемы взаимодействия с социальными медиа - это как общие, характерные для любых СМИ и связанные с достоверностью транслируемой ими информации, вероятностью распространения нежелательной либо запрещенной законом информации, так и специфические, свойственные только интернет-СМИ и определяющиеся свободой доступа к информации, длительностью ее хранения и возможностью практически бесконечного воспроизведения, а также неподконтрольностью распространения. Средства массовой информации, которые благодаря своей возможности воздействовать на общественное мнение, давно названы четвертой властью, в то же время являются и эффективным инструментом «мягкой силы». Они обладают способностью освещать факт под определенным, «более «правильным» углом в нужном идеологическом ракурсе» [3, с. 143] Следует помнить и о том, что нередко публикации, по существу, заказного характера преследуют цель противодействия расследованию.
Важной проблемой взаимодействия с социальными медиа является то, что специфика цифровой информации и данных, размещаемых в них, позволяет достаточно легко не просто копировать ее, но и осуществлять монтаж и изменение контекста подачи информации. Этим, зачастую, пользуются различные telegram-каналы, нацеленные на деструктивную деятельность и работающие с целью реализации задач стратегического и тактического противодействия, в том числе, в интересах организованных групп и преступных сообществ.
Кроме того, препятствует эффективному использованию социальных медиа в раскрытии и расследовании преступлений отсутствие достаточных знаний у сотрудников правоохранительных органов о их возможностях, алгоритме действий по размещению информации и организации обратной связи с гражданами.
По данным нашего исследования, сотрудники следствия и дознания всегда считали довольно эффективным использование в своей деятельности
30
средств массовой информации (СМИ) по причине свойственной им аналитичности, обстоятельности и последовательности раскрытия проблем [4, с. 97] Однако, появление большого количества интернет-СМИ, которые зачастую не обладают подобными качествами, существенно усложнило отношение сотрудников практических подразделений к вопросам взаимодействия с такими СМИ. Как показывает практика, размещаемые ими материалы, характеризуются такими признаками, как:
- преобладание визуальной информации над текстовой;
- оценка событий и фактов на основе искаженной версии происшедшего;
- наличие «кричащих» заголовков, привлекающих внимание, но не соответствующих действительному положению вещей;
- сопровождение размещенной информации заранее подготовленными негативными комментариями якобы «независимых читателей»;
- отсутствие синхронизации с официальной версией события (факта).
Конечно, в каждом конкретном случае решение об использовании СМИ в
интересах расследования предполагает тщательное изучение материалов дела, данных, полученных оперативным путем, прогнозирование вариантов развития ситуации по уголовному делу в результате размещения определенной информации и т. п. При этом существующая практика взаимодействия со СМИ и гражданами позволяет выделить в числе тактических задач, решаемых с их помощью, следующие:
- оперативное доведение информации до населения или конкретных лиц (групп) о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений;
- установление лиц, совершивших преступление и их розыск;
- установление потерпевших;
- выявление свидетелей и их розыск;
- проверка причастности определенного лица (лиц) к совершению других преступлений;
- установление принадлежности материальных ценностей, обнаруженных у подозреваемых, поиск вещественных доказательств;
- побуждение общественности к сообщениям об иных обстоятельствах совершения преступлений [5, с. 71].
Следует обратить внимание на то, что характер этих задач не дифференцируется и не изменяется в зависимости от того с какой разновидностью или формой средств массовой информации предполагается взаимодействие.
В рамках расследования отдельного уголовного дела взаимодействие со СМИ может осуществляться как со стороны следствия, так и со стороны оперативных аппаратов, важно, чтобы этот факт был согласован всеми заинтересованными сторонами. Принимая решение о взаимодействии с конкретным СМИ в интересах расследования, целесообразно руководствоваться такими критериями, как:
- масштаб аудитории, до которой необходимо довести информацию;
- целевая аудитория рассматриваемого СМИ;
- готовность СМИ разместить материал и осветить информацию;
- период предполагаемого ожидания обратной связи (при необходимости).
С одной стороны, в интересах правоохранительных органов целесообразно использовать СМИ, охватывающие наибольшую аудиторию, поскольку ее расширение увеличивает вероятность достижения желаемого результата. С другой - в отдельных случаях нацеленность информации на конкретного человека или группу лиц, характеризующихся определенными специфическими признаками, обязывает к поиску и использованию возможностей конкретных СМИ.
К подготовке информации, передаваемой посредством СМИ, следует относиться с особой ответственностью. В данном случае необходимо учитывать такие факторы как: четкость и ясность, доступность и понятность языка сообщения. Обращение или публикация должны быть краткими, но содержательными. Недопустимо указывать сведения, которые могут вызвать панику и страх. По возможности сообщение следует сопровождать фотоснимками и видеоматериалами. Необходимо предусмотреть и возможность обратной связи: указать адреса, аккаунты соцсетей, номера телефонов, по которым граждане, располагающие какой-либо информацией о подготовке, совершении, сокрытии преступления, могут сообщить в правоохранительные органы [4, с. 99].
Положительный пример в данном аспекте можно почерпнуть из практики многих зарубежных стран, где за предоставление информации, способствующей аресту преступника или раскрытию преступления, гражданин может получить денежное вознаграждение [6].
С помощью СМИ в интересах расследования возможно осуществление целенаправленного психологического воздействия посредством создания «тревожной» ситуации в среде разрабатываемых лиц. Такая ситуация создается с помощью трансляции тревожных для них сообщений, которые массированно передаются по различным информационным каналам [7, с. 74; 8]. В качестве таковых можно назвать сведения о результатах проведения специальных операций, о задержании отдельных лиц, о проведении каких-либо работ в конкретных местах, планируемых мероприятиях и т.д.
Примером работы, направленной на взаимодействие с населением, служит трансляция по телевизионным каналам таких передач, как «Чрезвычайное происшествие», «Дежурная часть», «Криминал». В этом же ключе организована трансляция аналогичных Youtube-каналов региональных управлений внутренних дел. Так, демонстрация задержанных по подозрению в совершении конкретного преступления может способствовать не только раскрытию этого преступления, но и получению информации об иных преступных деяниях, которые могли быть совершены этими лицами.
Таким образом, сегодня следует констатировать наличие противоречия между высоким уровнем цифровизации жизни и деятельности в обществе, резким увеличением информационной нагрузки на социальные медиа и высокой погруженностью граждан в сферу интернет-информирования, с одной стороны, и слабым развитием этой сферы как потенциального направления взаимодействия со СМИ и гражданами в правоохранительных органах - с другой. Быстро прогрессирующее значение цифровых социальных медиа требует от право-
32
охранительных органов совершенствовать свою деятельность в части их использования в своей деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Список литературы
1. Бекмурзин М.С. Обеспечение взаимодействия правоохранительных органов и населения в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Милиция/полиция третьего тысячелетия. Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с населением. Материалы междунар. науч.-практ. конференции. Выпуск 1. Смоленск: Смоленский регион IPA, 2001.
2. Приказ МВД РФ от 27.10.2015 № 1010 «Об утверждении порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США: монография. М.: РУДН, 2010. 212с.
4. Тишутина И.В. Первоначальный этап раскрытия и расследования бандитизма: дис. ... канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД РФ, 2003.
5. Расследование грабежей и разбойных нападений / под ред. А.Ю. Головина. Тула: Изд-во ТГУ, 2001. 140 с.
6. Criminal Justice newsletter. An independent report on criminal justice. Washington, 1993. № 15.
7. Овчинский А.С. Противодействие организованной преступности в информационно-психологической сфере // Известия методологического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1997.
8. Головин А.Ю., Дубоносов Е.С. Использование средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений. Тула: Изд-во ТГУ, 2001. 77 с.
Тишутина Инна Валериевна, д-р юрид. наук, доц., проф. кафедры, inna tishHtina amail.ni, Россия, Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
ORGANIZATIONAL AND TACTICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND THE MEDIA IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
I.V. Tishutina
The article characterizes the legal, organizational and tactical aspects of the interaction of the internal affairs bodies with the media in order to suppress, disclose and investigate crimes, in modern conditions of digitalization of the life of society and the functioning of the state. Emphasis is placed on the need to ensure timely access of citizens to information, its reliability and consistency. The possibilities of using new social media in the interests of law enforcement agencies and the directions of development of existing approaches in this regard are analyzed.
33
The main problems of building the interaction of law enforcement agencies with the Internet media are outlined. Attention is drawn to the contradictions between the rapidly progressing shift of the sphere of information awareness to the Internet space and the unwillingness of law enforcement agencies to dynamically adapt to interaction with new forms of mass media. The main tactical tasks are considered, which are solved through interaction with the media in order to increase the efficiency of disclosing and investigating crimes. The main criteria for choosing a particular media outlet for solving a particular problem are given.
Key words: interaction, efficiency, information, mass media, social media, internet media, social networks, information, population, law enforcement agencies, crime detection and investigation.
Tishutina Inna Valerievna, Doctor of Law, Associate Professor Professor of department, [email protected], Russia, Moscow, Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia behalf of V.Y. Kikot
УДК 343.985.1 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-3-34-42
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
С.Д. Аверкин
Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с организационными и тактическими аспектами деятельности следователя при расследовании преступлений, совершенных в исправительных учреждениях, то есть пенитенциарных преступлений. Акцентируется внимание на отдельных особенностях, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении следственных действий в условиях исправительного учреждения. Анализируются нормы уголовно-процессуального законодательства, закрепляющие правовое положение следователя и начальника исправительного учреждения в рамках осуществления уголовного судопроизводства. Обосновывается роль использования данных криминалистических учетов и материалов архивных уголовных дел в процессе расследования совершенных преступлений.
Отдельным блоком рассмотрены вопросы взаимодействия следователя с должностными лицами исправительного учреждения в процессе расследования, а также в процессе формирования доказательственной базы по уголовному делу.
Ключевые слова: следователь, расследование преступлений, осужденные, исправительные учреждения, тактические приемы, уголовное дело, взаимодействие.
Практика расследования пенитенциарных преступлений показывает, что в тех случаях, когда производство по уголовному делу организовано слабо, следственные действия проводятся тактически неграмотно, без соответствующей подготовки, вопросы взаимодействия должностных лиц, участвующих в