Пути оптимизации и использованиеL ‘ А
\УЖ7/
результатов мониторинга наркоситуации
УДК 351.761
Елена Владимировна ЕЖОВА,
Уфимский филиал Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России, кандидат юридических наук, профессор
yezhovae. гЬ@таП. ги
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСКН РОССИИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
THE USAGE OF MASS MEDIA IN THE ACTIVITY OF THE DRUG CONTROL SERVICE AGENCIES OF RUSSIA IN SOLVING AND INVESTIGATING CRIMES IN THE SPHERE OF ILLEGAL DRUG TRAFFICKING
В статье рассматриваются основные направления взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации: информирование населения о состоянии наркопреступности и мерах, направленных на борьбу с нею; осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения; оказание содействия средствами массовой информации правоохранительным органам в раскрытии преступлений.
The article considers the main directions of law enforcement agencies and mass media cooperation: informing the public about narcocrime situation and measures of fighting it; implementation of legal propaganda and legal education of the public; support for law enforcement agencies by mass media in crime solution.
Ключевые слова: средства массовой информации, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, антинаркотическая пропаганда.
Keywords: mass media, illegal trafficking of drugs and psychotropic substances, anti-drug propaganda.
При осуществлении расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств весьма полезным бывает привлечение средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации осуществляется по трем основным направлениям:
- информирование населения о состоянии наркопреступности и мерах, направленных на борьбу с нею;
- осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
- оказание содействия СМИ правоохранительным органам в раскрытии преступлений.
В международно-правовых актах большое внимание уделяется именно первому аспекту, рассматриваемому сквозь право получать и распространять информацию (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.).
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -
Так, в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г., государства призываются содействовать преданию гласности соответствующей информации, с тем чтобы обеспечить контроль со стороны общественности за деятельностью должностных лиц и учреждений.
Согласно ст. 38 Закона РФ "О средствах массовой информации" граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В целях реализации указанного правого положения при директоре ФСКН России был создан Совет по взаимодействию со средствами массовой информации (приказ ФСКН России от 15 апреля 2005 г. № 122 "О Совете при директоре ФСКН России по взаимодействию со средствами массовой информации"). Основными задачами Совета являются: участие в разъяснении государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту; содействие формированию открытых информационных ресурсов о деятельности органов наркоконтроля и развитию системы доступа к ним.
Такое сотрудничество способствует информированию населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью и о тех позитивных или негативных изменениях, которые происходят в этой сфере общественной жизни.
Второе основное направление сотрудничества правоохранительных органов со СМИ предполагает осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения. В Миланском плане действий, принятом седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, отмечается, что следует поощрять позитивный вклад
средств массовой информации в осведомление общественности по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия, что представляет собой, наряду с программами гражданского и правового образования, важное средство обучения нормам жизни в обществе. Таким образом, в процесс правового воспитания также должны быть вовлечены и СМИ.
Средства массовой информации могут оказаться незаменимыми помощниками в деле расследования преступлений. Однако в основном взаимодействие органов предварительного расследования со СМИ осуществляется в непроцессуальной форме. Уголовно-процессуальный закон регулирует лишь возможность осуществления проверки сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. Так, согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Сведения, полученные из средств массовой информации, являются сообщением о совершенном или готовящемся преступлении, полученным из иных источников, и служат поводом для возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).
Между тем в осуществлении проверки сообщений о преступлениях, содержащихся в средствах массовой информации, имеется ряд проблем.
Во-первых, затруднительным представляется само выявление интересующих органы предварительного расследования сведений. Ведь для этого необходимо отслеживать огромный поток информации, содержащейся в периодических печатных изданиях, на радио, телевидении, в Интернете и т.д., что, в свою очередь, требует больших материальных затрат. В этом случае потребуются дополнительные кадры в системе органов, осуществляющих производство предварительного расследования, которые бы отслеживали и анализировали информацию, содержащуюся в СМИ. На
Пути оптимизации и использование и, ‘ А
\УЖ7/
результатов мониторинга наркоситуации
наш взгляд, необходимо внести изменения в Закон РФ "О средствах массовой информации" и в уголовно-процессуальный закон, согласно которым редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации в случае получения ими информации, содержащей сведения о совершенном или готовящемся преступлении, должны в течение одних суток передать ее со всеми документами и материалами в соответствующий правоохранительный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Также необходимо ввести административную ответственность за умышленное сокрытие или уничтожение редакцией или журналистами полученных ими документов и материалов, содержащих указанные сведения. Это позволит сэкономить трудовые и материальные ресурсы и обеспечит более эффективное взаимодействие правоохранительных органов со СМИ.
Во-вторых, законодатель предоставляет следователю или дознавателю право проводить проверку по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ, только по поручению руководителя следственного органа или прокурора соответственно. Как отмечает А.В. Крылов, в случае обнаружения следователем или дознавателем такого рода информации они должны будут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа и получить от них указание о начале проверки, на что уйдет время. Поэтому автор полагает, что сообщение о преступлении, распространенное в СМИ, должно проверяться в общем порядке.1 С этим стоит согласиться. Кроме того, существуют прокурорский и ведомственный надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела, в связи в чем рассматриваемые правовые ограничения, налагаемые на следователя и дознавателя при поступлении к ним информации о преступлениях, содержащейся в СМИ, кажутся нам излишними.
В-третьих, весьма проблематичным будет решить вопрос о возбуждении уголовного дела в том случае, если редакция не разглашает источник своей осведомленности о совершенном или готовящемся преступлении. Так, согласно ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации" редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
И в уголовно-процессуальном законе установлено правило, согласно которому редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).
Н.А. Власова предлагает решить указанную проблему следующим образом: придать сообщению средства массовой информации без указания источника осведомленности статуса полноценного доказательства, на основе которого может быть возбуждено уголовное дело; предоставить суду право требовать указания источника информации не только по делу, находящемуся в его производстве, но и при решении вопроса о возбуждении уголовного дела органом предварительного расследо-вания.2
1 См.: Крылов А.В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в досудебном производстве. Организационно-правовые и криминалистические аспекты: М.: Издательство "Юрлитинформ", 2006. С. 114.
2 Цит. по: там же.
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -
Что касается этого варианта, то он, на наш взгляд, однозначно исключается, поскольку анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ). Такое сообщение о преступлении направляется в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для проверки и оперативного использования.
Нам ближе позиция А. В. Крылова, который полагает, что необходимо внести изменения в Закон РФ "О средствах массовой информации", согласно которым редакция была бы обязана выдавать запрашиваемые сведения не только по запросу суда, но и по запросу органа дознания и следователя, прокурора.1 Указанная правовая норма будет способствовать более оперативному и эффективному решению вопроса о возбуждении уголовного дела, нежели обращение в суд с ходатайством о рассекречивании лица, предоставившего сведения о преступлении.
В Модельном УПК для государств -участников СНГ сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях в печати, по радио, телевидению, в документальных
кинофильмах, а также в неопубликованных корреспонденциях, адресованных в средства массовой информации, прямо названы одним из поводов к возбуждению уголовного дела. При этом средства массовой информации, которые опубликовали или направили по принадлежности сообщения о преступлениях, а также авторы этих сообщений обязаны по требованию начальника дознания, следователя, прокурора, судьи или суда представить находящиеся у них документы, которыми подтверждается сообщение о преступлении (ст. 223).
Таким образом, грамотный и научный подход к вопросу о привлечении средств массовой информации к деятельности органов ФСКН России по раскрытию преступлений может дать хороший результат. СМИ обладают рядом качеств, которые могут быть незаменимы при производстве предварительного расследования: оперативность, мобильность, доступность большому количеству граждан, что позволяет органам следствия и дознания, быстро и эффективно обратиться к населению страны с просьбой об оказании им содействия.
Библиографический список
1.О средствах массовой информации : Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.07.2013) // СПС КонсультантПлюс.
2. О Совете при директоре ФСКН России по взаимодействию со средствами массовой информации : приказ ФСКН РФ от 15.04.2005 № 122.
3. Крылов, А. В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в досудебном производстве. Организационно-правовые и криминалистические аспекты / А.В.Крылов. - М.: Издательство "Юрлитинформ", 2006.
1 Крылов А.В. Указ. соч.