О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ABOUT SOME PROBLEMATIC ASPECTS OF DETERMINING THE MAIN AREAS OF POLICE INTERACTION WITH THE MEDIA
УДК 343
w
Р.А. КРУПЕНКО
(64 отдел полиции УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга, Россия, Санкт-Петербург) [email protected]
R.A. KRUPENKO
(64 police Department of the Ministry of internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg, Russia)
А.Г. ТЕТЕРЮК
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
A.G. TETERYK
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье авторами рассматриваются отдельные проблемные аспекты определения основных направлений взаимодействия полиции со средствами массовой информации. Актуальность выбранной тематики обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что средства массой информации за прошедшие десятилетия претерпели существенные изменения, с появлением и стремительным развитием социальных информационных сетей (интернет) произошло существенное изменение роли телевидения и печатных изданий, причем значительно изменился структурный состав аудитории. При этом практически ежедневно появляются новые и совершенствуются существующие технологии коммуникации, изменяются способы и массовость доставки сообщений и, естественно, место и роль пользователей средств массовой информации. Ввиду указанных обстоятельств современные территориальные органы МВД России должны осуществлять сбалансированную политику в сфере взаимодействия со средствами массовой информации, концептуальные положения которой необходимо концентрировать на основных направлениях взаимодействия, которые не должны сводиться только к таким элементарным формам, как обмен информацией и совместные мероприятия. На основе проведенных изысканий авторы приходят к выводу, что в современных условиях деятельности территориальных органов МВД России источники массовой информации и, соответственно, сама информация из указанных источников могут использоваться в сугубо обособленных направлениях, которые требуют дополнительного исследования.
Ключевые слова: средства массовой информации, интернет, территориальные органы МВД России на транспорте, формы взаимодействия.
Для цитирования: Крупенко Р.А., Тетерюк А.Г. О некоторых проблемных аспектах определения основных направлений взаимодействия полиции со средствами массовой информации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 41-44.
Abstract: in the article, the authors consider certain problematic aspects of determining the main areas of police interaction with the media. The relevance of the chosen topic is due to the authors primarily the fact that the mass media have undergone significant changes over the past decades, with the advent and rapid development of social information networks (Internet), the role of television and print media has changed significantly, and the structure of the audience has changed significantly. At the same time, new communication technologies appear almost daily and the existing communication technologies are improved, the methods and mass delivery of messages and, naturally, the place and role of media users are changing. In view of these circumstances, the modern territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia should implement a balanced policy in the field of interaction with the media, the conceptual provisions of which should be concentrated on the main areas of interaction, which should not be reduced to such elementary forms as information exchange and joint events. Based on the research, the authors come to the conclusion that in the current conditions of the activity of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the media sources, and accordingly, the information itself from the indicated sources, can be used in especially separate areas that require additional research.
Keywords: mass media, Internet, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport, forms of interaction.
For citation: Krupenko R.A., Teteryk A.G. About some problematic aspects of determining the main areas of police interaction with the media // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 41-44.
В современном мире массовость информационных потоков и их доступность не только позволяет быстро получать необходимые сведения, но и представляет собой инструмент внешнего контроля со стороны различных социальных институтов за деятельностью государственных органов, в том числе и полиции.
Средства массой информации за прошедшие десятилетия претерпели существенные изменения, с появлением и стремительным развитием социальных информационных сетей (интернет) изменилась роль телевидения и печатных изданий, причем значительно изменился структурный состав пользователей, в котором пользователи социальных сетей стали доминирующим элементом аудитории средств массовой информации. Несмотря на то, что указанное обстоятельство мы воспринимаем как данность, исследователи отмечают, что средства массовой информации настолько стремительно приспосабливаются к процессам виртуализации, что практика функционирования отдельных средств массовой информации остается недостаточно изученной. Практически ежедневно появляются новые и совершенствуются существующие технологии коммуникации, изменяются способы и массовость доставки сообщений и, естественно, место и роль пользователей средств массовой информации. Как отмечает А.С. Юферева, вопрос явного отставания теоретического осмысления обозначенных проблем может быть решен путем получения объективных и достоверных результатов, которые смогут дополнить методологические основания современной науки [5, с. 289].
Нет никаких сомнений в том, что одно из направлений совершенствования деятельности и, соответственно, повышения эффективности самой деятельности территориальных органов МВД России, лежит через совершенствование взаимодействия территориальных органов МВД России со средствами массовой информации. В научных исследованиях отмечается, что взаимодействие со средствами массовой информации является одной из ключевых позиций в формировании информационной безопасности как отдельно взятого гражданина, так и государства в целом.
По мнению некоторых исследователей, основные задачи средств массовой информации заключаются в том, чтобы выступать посредником между обществом и государством, создавать условия для конструктивного диалога между ними, эффективно управлять информационными потоками в виртуальном пространстве [3].
Современная практика взаимодействия полиции со средствами массовой информации основывается на закрепленных в действующем законодательстве правах, обязанностях и основополагающих принципах, иными словами, сотрудники полиции и представители средств массовой информации должны знать, что они имеют право делать, а что обязаны и какие при этом ограничения следует соблюдать в процессе опубликования информации об отдельных аспектах деятельности полиции, например, о конкретных происшествиях, преступлениях и их участниках.
К примеру, взаимодействие между пресс-службой полиции и редакцией конкретного средства
массовой информации основывается на требованиях Федерального закона «О полиции»1, Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации»2, Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», иных нормах материального и процессуального права. Действующее законодательство наделяет пресс-службу МВД следующими правами:
- направлять в редакции средств массовой информации для опубликования наиболее значимые сообщения: о розыске подозреваемого, о реабилитации, об отказе в возбуждении уголовного дела, иную информацию о наиболее резонансных происшествиях;
- направлять в средства массовой информации пресс-релизы;
- давать комментарии как по конкретным уголовным делам, так и по деятельности полиции в целом.
В свою очередь, сотрудники пресс-службы МВД при этом обязаны:
- отвечать на редакционные запросы о деятельности МВД в течение семи дней, при невозможности ответить в срок уведомлять об отсрочке или отказе (мотивированно) в течение трех дней;
- информировать о своей деятельности в любой доступной форме (пресс-релизы, публичные мероприятия, сайт, круглые столы, информационные стенды);
- реагировать на публикации о совершенных преступлениях в пределах своей компетенции3.
Под средством массовой информации законодатель понимает периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмму, радиопрограмму, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)4.
Согласно действующему российскому законодательству не каждый источник массовой информации является средством массой информации. Международная практика понимания средств массовой информации имеет примеры более ши-
1 Федеральный Закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 февраля 2011 г. № 7. Ст. 900.
2 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. № 32.
3 Статья 2 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 8 февраля 1992 г.
4 Статьи 39-40 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 8 февраля 1992 г.
рокого (обобщенного) их понимания, например, в Белоруссии 17 декабря 2014 года Парламент принял поправки в закон «О средствах массовой информации» [6], которые фактически признают средством массовой информации любые информационные сайты, при этом даже не оговаривается возможность доступа к указанному сайту. По нашему мнению, закрепленное в отечественном законодательстве понятие средств массовой информации отражает лишь деятельност-ный аспект по распространению информации для неопределенного круга лиц, который должен осуществляться в специальной организационной правовой форме с соблюдением определенных условий. Применительно к анализу правоохранительной деятельности, по нашему мнению, деятельность средств массовой информации тесно сочетается с принципом публичности, который является в ряде случаев квалифицирующим признаком отдельных правонарушений [7]. Следует отметить, что действующее законодательство вообще не относит отдельно взятого сотрудника полиции к субъекту распространения массовой информации, указанный запрет имеет законодательное закрепление. По мнению профессора В.М. Баранова, проблемным остается также статус полицейского как субъекта научного творчества, особенно применительно к вопросам критики действующих нормативных и правоприменительных актов [1].
Учитывая, что законодательно закрепленное понятие средства массовой информации значительно сужает область фактически существующих источников массовой информации, правоохранительная система должна использовать ресурс взаимодействия со всеми источниками массовой информации, что, по нашему мнению, не противоречит ст. 9 ФЗ «О полиции» о взаимодействии полиции.
В современных условиях деятельности территориальных органов МВД России источники массовой информации, и, соответственно, сама информация из указанных источников могут использоваться в следующих направлениях:
1) формирование имиджа полиции через реализацию следующих направлений использования средств массовой информации:
- размещение информации, способствующей повышению степени доверия полиции, в основном положительные примеры правоприменительной практики, освещение положительного опыта деятельности, благодарность от отдельных граждан, организаций;
- противодействие созданию негативного образа, осуществляемого, как правило, на основе распространения недостоверной информации или искажения достоверной информации. Лю-
бое происшествие с участием сотрудника полиции является резонансным, информация сразу же становится предметом обсуждения в социальных сетях, что само по себе формирует негативный образ полиции в целом;
2) использование возможностей средств массовой информации в раскрытии преступлений, например, путем размещения информации. При этом информация может размещаться следующим способом:
- гласно, то есть информация распространяется от имени конкретного территориального органам МВД России [7];
- негласно, то есть информацию, иногда даже на анонимной основе (в оперативных целях), распространяют сотрудники оперативных подразделений, например, с целью поиска похищенного размещается информация в рубрике информационного источника «куплю», что, при надлежащей оперативной разработке, позволяет выйти на похитителей;
3) использование средств массой информации для получения необходимых для осуществления оперативно-служебной деятельности сведений. Например, путем мониторинга информации в сети Интернет, на основе смыслового анализа скрытого контекста значимой информации;
4) взаимодействие с представителями средств массовой информации. Например, использование представителей и работников средства массовой информации для получения свободного образца голоса необходимо для идентификации лица, причастного к преступной деятельности;
5) согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству информация, размещенная в средствах массовой информации, может являться основанием для проведения до-следственной проверки, а следовательно, стать основанием для возбуждения уголовного дела. В современных условиях такая информация фиксируется правоохранительными органами практически ежедневно [9].
- Литература -
1. Александров А.С., Баранов В.М. Полицейский как субъект научного творчества (к вопросу о пределах доктринальной критики действующих нормативных и правоприменительных актов // Юридическая наука и практика. 2014. № 3 (27). С. 13.
2. ЖайворонокА.В., Тимко С.А. Информационное сопровождение деятельности полиции посредством СМИ на региональном уровне (на примере Омской области) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 6-9.
3. Ильина Н.Е. Взаимодействие правоохранительных органов и СМИ (на примере Забайкалья): к постановке проблемы // Политические науки. Февраль 2016.
4. Кычкина В.Г. Контент-анализ публикаций в интернет СМИ на тему «Имидж полиции» // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 6 (15). С. 271-274.
5. Юферева А.С. Средства массовой информации как институт политической коммуникации в условиях интернета // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. № 3.С. 286-296.
6. Поправки к закону о СМИ: суть и предполагаемые последствия [Электронный ресурс]- Режим доступа - https://www.lawtrend. org/information
7. О рассмотрении правоохранительными органами материалов СМИ о преступлениях и иных правонарушениях [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://maxpark.com/community/2403
8. Практика использования в СМИ биометрических данных [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.sovremennoepravo. ru/m/articles/view/
9. Преступления в сети Интернет: общая информация [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://rukazakona.ru/ugolovnoe-pravo/
= References =
1. Aleksandrov A.S., Baranov V.M. A policeman as a subject of scientific creativity (on the question of the limits of doctrinal criticism of existing normative and law enforcement acts // Legal Science and Practice. 2014. №. 3 (27). P. 13.
2. Zhayvoronok A.V., Timko S.A. Information support of the police through the media at the regional level (for example, Omsk region) // Psychopedagogy in law enforcement. 2015. № 3 (62). S. 6-9.
3. Ilyina N.E. The interaction of law enforcement agencies and the media (for example, Transbaikalia): to the formulation of the problem // Political Sciences. February 2016
4. Kychkina V.G. Content analysis of online media publications on the theme "Police Image" // Vestniknauki. 2019.Vol. 3. № 6 (15). S. 271-274.
5. Yufereva A.S. Mass Media as an Institute of Political Communication in the Internet // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. 2017. № 3. P. 286-296.
6. Amendments to the law on mass media: the essence and expected consequences [Electronic resource] - Access mode - https:// www.lawtrend.org/information
7. On the consideration by law enforcement bodies of media materials about crimes and other offenses [Electronic resource] -Access mode - https://maxpark.com/community/2403
8. The practice of using biometric data in the media [Electronic resource] - Access mode - https://www.sovremennoepravo.ru/rn/ articles/view/
9. Crimes on the Internet: general information [Electronic resource] - Access mode - https://rukazakona.ru/ugolovnoe-pravo/
(статья сдана в редакцию 25.11.2019)