I_
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
правоохранительной деятельностью
М. П. КОРНЕЕВА,
доцент кафедры организации огневой и физической подготовки,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
M. P. KORNYEYEVA, Candidate of Law, Associate Professor at the Department of Fire and Physical Training Organization (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.74:06:070
Особенности организации начальником территориального органа МВД России на районном уровне внешнего взаимодействия органов предварительного следствия с общественными организациями и средствами массовой информации
The Specifics' Organization by a Head of a Territorial Body of the Interior Ministry of Russia on a Regional Level of the External Interaction of the Preliminary Investigation Bodies with Public Organizations and Mass Media
В статье рассматриваются особенности организации начальником территориального органа МВД России на районном уровне внешнего взаимодействия органов предварительного следствия с общественными объединениями и средствами массовой информации.
Организация, начальник территориального органа МВД России на районном уровне, органы предварительного следствия, общественные организации, средства массовой информации.
The article considers the specifics' organization by a head of a territorial body of the Interior Ministry of Russia on a regional level of the external interaction of the preliminary investigation bodies with public organizations and mass media.
Organization, head of a territorial body of the Interior Ministry of Russia on a regional level, preliminary investigation bodies, public organizations, mass media.
Необходимость рассмотрения вопросов, связанных с организацией начальником территориального органа МВД России
взаимодействия органов предварительного следствия с общественными организациями и средствами массовой информации (далее —
СМИ), предопределена несколькими составляющими:
— во-первых, пристальным вниманием руководства государства к выстраиванию органами исполнительной власти более тесного, конструктивного сотрудничества с общественными организациями и СМИ с целью обеспечения к этим органам доверия граждан;
— во-вторых, требованиями комплекса законодательных и иных нормативных правовых актов1, обязывающих органы государственной власти, в том числе органы внутренних дел и органы предварительного следствия, осуществлять взаимодействие с общественными организациями и СМИ;
— в-третьих, потребностью практики, анализ которой показывает, что использование возможностей общественных организаций и СМИ способствует раскрытию преступлений; выявлению и установлению новых фактов (эпизодов) преступной деятельности; установлению свидетелей и очевидцев совершенного преступления; розыску лиц, совершивших преступления; общей профилактике преступлений; формированию общественного мнения [8].
Обозначенное свидетельствует об актуальности и практической значимости вопросов, связанных с организацией взаимодействия органов предварительного следствия с общественными организациями и СМИ.
Анализ отдельных исследований, юридической литературы, посвященных вопросам организации совместной деятельности правоохранительных органов со СМИ [1—5, 9—11], позволил в общем виде представить понятие организации взаимодействия органов предварительного следствия в системе МВД России с общественными организациями и СМИ, как деятельность полномочных и (или) уполномоченных должностных лиц структурных подразделений государственных органов в сфере внутренних дел по упорядочению и обеспечению совместной и (или) согласованной деятельности подчиненных подразделений и (или) их должностных лиц с представителями обще-
1 Об информации, информационных технологиях и о защите
информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ.
2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448; Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации,
размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: указ Президента РФ от 11 августа 2011 г. № 1060 (в ред.
01.07.2014) // СЗ РФ. 2011. № 33. Ст. 4903; Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти: распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р // СЗ РФ. 2014. № 5. Ст. 54;
Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776; О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; О размещении информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в государственной информационной системе «Правоохранительный портал Российской Федерации»: приказ МВД России от 15 августа 2012 г. № 791.
ственных организаций, учреждений, предприятий либо гражданами, осуществляющими производство и выпуск соответствующих форм периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), в целях информационного сопровождения решения задач уголовного судопроизводства и связанной с ними иной служебной деятельности.
Исходя из смысла обозначенного определения, согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства и иным нормативным правовым актам, организация взаимодействия органов предварительного следствия в системе МВД России (далее — ОПС) с общественными организациями и СМИ осуществляется по трем направлениям:
— в стадиях досудебного производства. В первую очередь это соотносится с функцией расследования, когда предание гласности материалов уголовного дела направлено на отыскание доказательств преступной деятельности либо установление дополнительных эпизодов и др.;
— при общей профилактике преступлений. Данное направление призвано повышать правовую культуру граждан, воспитывать активную гражданскую позицию;
— при формировании общественного мнения. Взаимодействие общественных организаций и СМИ по этому направлению создает у граждан ощущение уверенности в неотвратимости наказания виновных и действенности законодательства, а следователь воспринимается как защитник закона.
Перечисленные направления организации взаимодействия ОПС с общественными организациями и СМИ взаимосвязаны со спецификой решаемых ОПС задач в сфере уголовного судопроизводства и связанной с ними иной служебной деятельностью.
Особенность реализации руководителями территориальных органов МВД России на районном уровне, а также их заместителями — начальниками следственных управлений, следственных отделов, следственных отделений — определенных функций управления по организации совместной деятельности с общественными организациями и СМИ раскрывается через характеристику следующих компонентов: целей и задач, форм, средств и методов, достигнутых результатов.
Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности — это идеальное представление его будущего результата. Задача — это осознанная субъектом деятельности трудность, препятствие на пути
достижения цели. Ее решение в той или иной степени приближает субъекта управления к результату. Следовательно, одна цель корреспондирует комплекс определенных задач.
Применительно к организации взаимодействия ОПС с общественными организациями и СМИ следует разграничивать цели организации совместной деятельности с обозначенными органами от целей взаимодействия ОПС.
Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов позволил установить общую цель совместной и (или) согласованной деятельности ОПС со СМИ как информационное сопровождение их деятельности. С одной стороны, об этом свидетельствует законодательство, регулирующее деятельность общественных организаций и СМИ. Так, ст. 38 Закона РФ «О средствах массовой информации»2 регламентирует предоставление государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, их должностными лицами сведений о своей деятельности средствам СМИ по запросам редакций путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, а также в иных формах.
С другой стороны, законодательство и иные нормативные правовые акты в сфере организации совместной деятельности ОПС обязывают государственные органы и органы местного самоуправления обеспечить доступ к информации о своей деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»); п. 3 ст. 8 ФЗ «О полиции» обязывает полицию регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через СМИ, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Собственной целью организации совместной деятельности ОПС со СМИ в стадиях уголовного судопроизводства (стадии возбуждении уголовного дела и предварительного расследования) является обеспечение прав граждан на правосудие, которая достигается посредством решения задач, специфичных обозначенным стадиям:
— своевременное рассмотрение и принятие законного решения по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ;
— выявление новых эпизодов преступной деятельности;
— реализация права на реабилитацию;
2 О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // Рос. газ. 1992. № 32.
— установление свидетелей и очевидцев совершенного преступления;
— розыск лица, совершившего преступление;
— отыскание похищенного имущества, орудий совершения преступления и др.
Цель организации взаимодействия ОПС с общественными организациями и СМИ при общей профилактике преступлений предопределена оперативной обстановкой, складывающейся на территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России, в состав которого входит ОПС. Соответственно, целью организации данного направления является защита личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействие криминогенным процессам в обществе, а также обеспечение сдерживания и сокращения преступности.
Анализ юридической литературы, отдельных исследований [6—8, 12—13], посвященных взаимодействию государственных органов исполнительной власти со СМИ, позволил сформировать перечень профилактических задач, которые могут быть разрешены ОПС с использованием возможностей общественных организаций и СМИ:
— правовая пропаганда (разъяснение законодательных и иных нормативных правовых актов);
— формирование правосознания граждан;
— выявление и разъяснение сущности причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению;
— активизация участия граждан в устранении этих причин и условий; воспитание активности граждан в борьбе с преступностью;
— воспитательно-профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению преступлений;
— пропаганда неотвратимости наказания за совершение преступлений;
— информирование граждан на основе конкретной ситуации о способах преступлений и лицах, их совершивших.
Продолжая рассмотрение собственных целей организации начальником территориального органа МВД России взаимодействия ОПС с общественными организациями и СМИ, следует отметить, что целью такого направления совместной деятельности, как формирование общественного мнения, является обеспечение общественного доверия и поддержки граждан к органам внутренних дел.
Благодаря информационному сопровождению деятельности ОПС с применением возможностей СМИ и общественных организаций может быть разрешен следующий комплекс задач:
— информирование государственных и муниципальных органов, граждан и институтов гражданского общества об уголовно-процессу-
альной деятельности органов предварительного следствия и (или) их должностных лиц;
— освещение в СМИ результатов оказания помощи государственными и муниципальными органами, гражданами и институтами гражданского общества в решении органами предварительного следствия задач уголовного судопроизводства;
— информирование граждан и институтов гражданского общества о мерах, принятых по материалам, размещенным в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащим информацию критического и проблемного характера, а также недостоверные сведения о деятельности органов предварительного следствия и (или) их должностных лицах и т. п.;
— проведение совместно с общественными организациями и СМИ социально значимых мероприятий органов предварительного следствия с целью демонстрации населению своей деятельности для формирования позитивного и объективного общественного мнения и т. д.
Следует оговориться, что представленный перечень задач, который может быть разрешен ОПС в ходе взаимодействия с общественными организациями и СМИ по обозначенным направлениям деятельности, весьма условный и может изменяться в зависимости от условий, в которых функционирует соответствующий территориальный орган МВД России, и факторов, оказывающих влияние на организацию совместной деятельности со СМИ.
Анализ нормативных правовых актов МВД России и складывающейся правоприменительной практики организации взаимодействия ОПС с общественными организациями и СМИ позволил выявить две модели: опосредованную и непосредственную в зависимости от наличия или отсутствия посредников между взаимодействующими сторонами.
Согласно опосредованной модели руководители ОПС размещают информацию по своему направлению деятельности на официальном интернет-сайте территориального органа МВД России (например, о результатах деятельности подразделения). С размещенной на сайте информацией без посредников могут знакомиться как пользователи сети Интернет, так и СМИ, используя ее уже в своих публикациях. Нередко, как показывает практика, СМИ для получения дополнительных сведений (например, о результатах расследования уголовных дел) обращаются с запросами о предоставлении интересующей их информации в подразделения информации и общественных связей территориальных органов МВД России.
Модель непосредственного взаимодействия предусматривает собой личный контакт полно-
мочных и (или) уполномоченных должностных лиц ОПС с представителями общественных организаций и СМИ. Практикой выработаны следующие формы взаимодействия:
— запросы от представителей СМИ в адрес руководства ОПС, в производстве которых находится интересующее уголовное дело (основная задача лиц, предоставляющих информацию, прокомментировать ситуацию в том объеме, который не нарушил бы тайну следствия);
— пресс-релизы, которые ОПС готовят и рассылают всем ведущим электронным и печатным СМИ по окончанию уголовных дел (журналисты обращаются к следователям за комментариями по предоставленной информации, на основании чего готовятся более подробные сюжеты и статьи);
— официальный комментарий создавшейся какой-либо конфликтной ситуации (как правило, размещается на сайте соответствующего территориального органа МВД России);
— опровержения (разъясняют действительную ситуацию, сложившуюся в связи с расследованием уголовного дела, что помогает избежать скандала, довести до общественности реальную картину происходящего и способствует объективному расследованию уголовного дела);
— круглые столы или брифинги (обсуждаются возникшие сложности, намечаются пути их преодоления);
— пресс-конференции — мероприятия, приуроченные, как правило, к профессиональному празднику, подведению итогов деятельности подразделения (существует практика проведения конференций по информационным поводам: изменения в законодательстве, амнистия, расследование наиболее резонансных дел и т. п.);
— создание и представление аналитических материалов (например, телевизионной программы на тему мошенничества в сфере долевого строительства, финансовых пирамид; при подготовке подобных программ требуется существенная помощь лица, производящего расследование, в виде дачи комментариев, предоставления справки по уголовному делу);
— подготовка информационных сборников и распространение их среди граждан (в таких материалах даются практические рекомендации, как не стать жертвой преступления, либо излагаются правила поведения, если преступное посягательство уже совершено).
Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий перечень существующих форм взаимодействия ОПС со СМИ. В каждом конкретном случае с учетом специфики органа предварительного следствия, видов и распространенности СМИ на конкретной территории избираются наиболее предпочтительные. Так, в сельских районах в силу того, что СМИ пред-
ставлены несколько ограничено, значение профилактической работы в СМИ, активно ведущейся сотрудниками органов предварительного следствия на районном уровне, резко возрастает. Основная форма взаимодействия — публикации статей по вопросам уголовной ответственности за деяния, распространенные на данной территории. По уголовным делам, вызывающим повышенный общественный резонанс, где имеется много потерпевших, причинен значительный материальный ущерб, органы предварительного следствия контактируют через подразделения по связям с общественностью на региональном уровне.
Обеспечение совместной деятельности ОПС с общественными организациями и СМИ осуществляется, как правило, исключительно руководителем соответствующего территориального органа МВД России и начальниками ОПС.
Так, согласно Типовому положению о территориальном органе МВД России на районном уровне3 начальник соответствующего подразделения реализует на территории обслуживания следующие задачи и полномочия в сфере организации взаимодействия со СМИ:
— организует деятельность территориального органа, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений на территории обслуживания, в том числе по организации взаимодействия со СМИ (подп. 1 п. 16);
— вырабатывает и реализует на основе анализа оперативной обстановки меры по повышению эффективности применения органами предварительного следствия возможностей общественных организации и СМИ (подп. 2 п. 16);
— распределяет обязанности между своими заместителями в сфере организации взаимодействия с общественными организациями и СМИ; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям, в том числе начальнику органа предварительного следствия по вопросам организации совместной деятельности с общественными организациями и СМИ (подп. 3 п. 16);
— взаимодействует по вопросам обеспечения правопорядка на обслуживаемой территории с общественными организациями и СМИ (подп. 4 п. 16);
— утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа МВД России, в том числе об отделе (отделении, группе, направлении по связям со СМИ) (подп. 6 п. 16);
— создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности
и категорий должностей временные формирования — внештатные пресс-группы, необходимые для реализации возложенных на территориальный орган задач и осуществления ими своих полномочий по организации взаимодействия со СМИ (подп. 9 п. 16);
— обеспечивает соблюдение законности при осуществлении подчиненными сотрудниками взаимодействия с общественными организациями и СМИ (подп. 10 п. 16);
— организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц территориального органа по организации взаимодействия с общественными организациями и СМИ (подп. 10 п. 16);
— информирует в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке население, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации о деятельности органов предварительного следствия (подп. 11 п. 16);
— предоставляет в установленном порядке сведения о деятельности органов предварительного следствия общественным организациям и СМИ (подп. 12 п. 16);
— обеспечивает в части, касающейся органов внутренних дел, реализацию мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальными программами в части организации взаимодействия с общественными организациями и СМИ (подп. 13 п. 16);
— издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации взаимодействия органов предварительного следствия с общественными организациями и СМИ, обеспечивает контроль за их исполнением (подп. 16 п.16) и др.
Схемы распределения обязанностей между субъектами управления зависят от структур территориальных органов МВД России на районном уровне и объемов полномочий указанных должностных лиц. В ОПС территориальных органов МВД России на районном уровне, как правило, обязанности по организации взаимодействия со СМИ возложены на руководителей соответствующих следственных органов. В территориальных органах МВД России по нескольким муниципальным образованиям полномочия по организации взаимодействия ОПС со СМИ могут быть возложены и на одного из сотрудников аппарата управления данных органов4.
3 Об утверждении Положения о территориальном органе МВД России на районном уровне: приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355.
4 Об утверждении Типового положения и Типовой структуры следственного управления при УВД по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям: приказ МВД России от 26 января 2009 г. № 52.
Таким образом, знание начальником территориального органа МВД России своих полномочий в сфере организации совместной деятельности ОПС с общественными организациями и СМИ будет способствовать повыше-
нию результативности расследования преступлений, изменению в положительную сторону общественного мнения как о деятельности органов внутренних дел в целом, так и органов предварительного следствия в частности.
Список литературы:
1. Аллиулов Р. Р. Формы и методы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 3 (21).
2. Баконин А. Д. Процессуальное взаимодействие правоохранительных органов, суда со средствами массовой информации при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.
3. Бучакова М. А, Дизер О. А., Александров А. Н. Теория и практика судебной защиты чести и достоинства, деловой репутации сотрудников органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 2 (31).
4. Дмитриева Е. А. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественными организациями. М., 2013.
5. Ишин А. М. Использование средств массовой информации при установлении и розыске лиц, совершивших преступления, в ходе предварительного следствия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.
6. Корнеева М. П. К вопросу правового регулирования организации взаимодействия органов предварительного расследования системы МВД России со средствами массовой информации // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31).
7. Корнеева М. П. Проблемы организации в органах предварительного следствия и дознания системы МВД России взаимодействия со средствами информации и пути их решения // Закон и право. 2016. № 1.
8. Корнеева М. П. Организация в органах предварительного следствия и дознания системы МВД России взаимодействия со средствами массовой информации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. Т. 2.
9. Крылов А. В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в досудебном производстве. М., 2006.
10. Наумкин Ю. В. Взаимодействие правоохранительных органов с учреждениями массовой информации в обеспечении социалистического правопорядка: автореф. дис. . д-ра. юрид. наук. М., 1988.
References:
1. Alliulov R. R. Formy i metody vzaimodejstviya podrazdelenij policii v sfere realizacii operativ-no-sluzhebnyh zadach // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 3 (21).
2. Bakonin Al. D. Processual'noe vzaimodejstvie pravoohranitel'nyh organov, suda so sredstvami massovoj informacii pri rassledovanii i rassmo-trenii del o pravonarusheniyah: dis. ... kand. yu-rid. nauk. SPb., 2004.
3. Buchakova M.A, Dizer O.A, Aleksandrov Al.N. Teoriya i praktika sudebnoj zashchity chesti i dos-toinstva, delovoj reputacii sotrudnikov organov vnutrennih del // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2016. № 2 (31).
4. Dmitrieva E. Al. Vzaimodejstvie organov proku-ratury so sredstvami massovoj informacii i obsh-chestvennymi organizaciyami. M., 2013.
5. Ishin Al. M. Ispol'zovanie sredstv massovoj infor-macii pri ustanovlenii i rozyske lic, sovershivs-hih prestupleniya, v hode predvaritel'nogo sled-stviya: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1996.
6. Korneeva M. P. K voprosu pravovogo reguli-rovaniya organizacii vzaimodejstviya organov predvaritel'nogo rassledovaniya sistemy MVD Rossii so sredstvami massovoj informacii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014. № 3 (31).
7. Korneeva M. P. Problemy organizacii v organah predvaritel'nogo sledstviya i doznaniya sistemy MVD Rossii vzaimodejstviya so sredstvami in-formacii i puti ih resheniya // Zakon i pravo. 2016. № 1.
8. Korneeva M. P. Organizaciya v organah predva-ritel'nogo sledstviya i doznaniya sistemy MVD Rossii vzaimodejstviya so sredstvami massovoj informacii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2016. T. 2.
9. Krylov Al. V. Vzaimodejstvie organov prokuratu-ry so sredstvami massovoj informacii v dosudeb-nom proizvodstve. M., 2006.
10. Naumkin Yu. V. Vzaimodejstvie pravoohrani-tel'nyh organov s uchrezhdeniyami massovoj informacii v obespechenii socialisticheskogo pravoporyadka: avtoref. dis. ... d-ra. yurid. nauk. M., 1988.
11. Polovinkin V. Al. Rol' obshchestvennyh organi-zacij i naseleniya v processe protivodejstviya prestupnosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 2 (70).
11. Половинкин В. А Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70).
12. Рогова А А Использование материалов СМИ в доказывании по уголовным делам на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016.
13. Тюменцев А Н. Организационно-правовые и тактические вопросы использования средств массовой информации при расследовании и профилактике преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
12. Rogova A. A. Ispol'zovanie materialov SMI v dokazyvanii po ugolovnym delam na do-sudebnyh stadiyah ugolovnogo sudoproizvod-stva: dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2016.
13. Tyumencev A. N. Organizacionno-pravovye i takticheskie voprosy ispol'zovaniya sredstv massovoj informacii pri rassledovanii i pro-filaktike prestuplenij: dis. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2000.
E-mail: [email protected]
84