А.А. НЕЧАЕВ,
старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
S
н и
0
1
J3 <
ы н
к
£
»S
0
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а
С
<
iC S н
iC <
а С
к S а О ы е-
34
A.A. NECHAEV,
Senior Lecturer, Department of Investigative Bodies Management,
Candidate of Law
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.741
организация аналитической работы начальником органа предварительного следствия территориального органа мВд россии на районном уровне
organization of Analytical Activity by Head of District preliminary investigation Body
В статье рассматриваются проблемные вопросы в организации аналитической работы начальником органа предварительного следствия территориального органа МВД России на районном уровне.
Аналитическая работа, органы предварительного следствия территориальных органов МВД России на районном уровне, начальник следственного подразделения, следователь.
The paper considers some issues related with the organization of analytical activity by the head of the district preliminary investigation body.
Analytical activity, district preliminary investigation bodies of the Ministry of the Interior of Russia, head of investigative unit, investigator.
Организация аналитической работы в соответствии с научно-обоснованными требованиями позволяет начальникам органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на районном уровне (далее — ОПС ТО МВД России) выявить причины и условия возникновения проблемных ситуаций в вверенном подразделении, прогнозировать направления их развития, разработать обоснованные и необходимые меры реагирования для минимизации или устранения негативных последствий, сохранения и упрочнения положительных тенденций в процессуальной и служебной деятельности.
Вместе с тем в последнее время отмечается тенденция к постоянному увеличению аналитического материала, истребуемого вышестоящими субъектами управления на региональ-
ном и федеральном уровнях1. Данный факт нельзя рассматривать как положительный, поскольку предоставляются лишние и повторяющиеся аналитические сведения. Полагаем, что дублирование и излишняя детализация аналитической информации могут отрицательно сказаться на эффективности деятельности начальника ОПС ТО МВД России.
Следует согласиться с мнением А.С. Веш-кельского о том, что в практической управленческой деятельности руководителя органа
1 Например, в СУ УМВД России по Камчатскому краю сотрудники ежемесячно предоставляют сведения об индивидуальных показателях по расследованию уголовных дел. Этот аналитический материал предоставляется в виде таблицы, содержащей 31 графоклетку. В каждом СО МО (О) МВД России по Республике Бурятия создана информационная система, позволяющая ежедневно истребовать аналитический материал в виде таблицы, содержащей 83 графоклетки, и т. д.
внутренних дел аналитическая работа остается одним из самых проблемных аспектов. Подготовленная по трафарету оценка оперативной обстановки, базирующаяся на неумело обработанной уголовной статистике по принципу «больше — меньше», — вот, пожалуй, основной аналитический «выход» многих аппаратов управления и конкретных руководителей, за которым скрывается формализм, неумение сопоставлять факты объективной реальности, делать прогностические выводы [5].
Учитывая сложность содержательных характеристик и многообразие средовых факторов, в которых функционирует ОПС, нужно иметь в виду, что необходима четкая нормативная дифференциация целей, задач и объема аналитической работы на различных иерархических уровнях ОПС в системе МВД России, которая должна предполагать, с одной стороны, упрощение и прагматизацию аналитической работы начальника ОПС ТО МВД России, с другой — ее содержательное и методическое совершенствование на уровне Следственного департамента МВД России и ГСУ (СУ) территориального органа МВД России на региональном уровне.
Количество и результативность аналитической работы начальника ОПС ТО МВД России во многом определяется верным способом ее организационного обеспечения. Так, создание аналитического подразделения становится необходимым тогда, когда сам начальник ОПС не может справиться с информационным потоком. Поэтому при определении субъектов аналитической работы нужно учесть объем обрабатываемой информации, а также вид и тип следственного подразделения, позволяющие создать аналитическое структурное подразделение (группу).
В частности, структура и штатная численность сотрудников в ОПС ТО МВД России неоднородны. Это зависит от их вида (управление, отдел, отделение, группа) и типа территории обслуживания (по городу, району или нескольким муниципальным образованиям). Следовательно, субъектов, выполняющих аналитическую работу, необходимо разделить на группы в зависимости от типа и вида ОПС ТО МВД России.
В следственных управлениях по городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, типовыми структурами предусмотрено создание специализированных подразделений, осуществляющих аналитическую работу [2].
В ОПС, входящих в состав ТО МВД России, являющихся межмуниципальными, следует учитывать присущие им особенности. В частности, одна из особенностей ОПС МО МВД России состоит в осуществлении ими своей
деятельности на территории двух и более самостоятельных административно-территориальных образований, имеющих свои собственные органы управления и постоянно действующих на их территории представителей федеральных органов государственной власти и властных органов субъектов Российской Федерации. Поэтому для обеспечения выполнения на всей территории обслуживания функции расследования преступлений в составе ОПС создаются специальные подразделения или определяются конкретные сотрудники, непосредственно исполняющие законодательство Российской Федерации об уголовном судопроизводстве на закрепленном за ними участке (зоне), а также отдельные сотрудники, на которых могут возлагаться дополнительные обязанности, в том числе касающиеся производства аналитической работы. Например, старший следователь следственной группы Барятинского района Калужской области обязан:
— ежемесячно совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделе -ния анализировать практику использования изъятых с мест происшествия следов и иных вещественных доказательств;
— ежемесячно анализировать состояние работы по расследованию преступлений, состояние дисциплины и законности, результаты деятельности следственной группы;
— в случае ухудшения следственных показателей, учитываемых при проверке деятельности органов предварительного расследования, анализировать их причины и др.
В следственных отделах (отделениях со штатной численностью более 8 единиц) начальником ОПС ТО МВД России при определении функциональных обязанностей своих заместителей (заместителя) выполнение аналитической работы может быть поручено одному из них. Такая схема характерна для ОПС ТО МВД России по Смоленской, Оренбургской, Рязанской и другим областям.
В следственных отделениях (группах) аналитическую работу осуществляют непосредственно начальники ОПС либо, по их поручению, на постоянной или временной основе ее могут выполнять подчиненные сотрудники.
Задачи, разрешаемые в ходе аналитической работы начальника ОПС ТО МВД России, многообразны. Вместе с тем следует различать собственные задачи анализа, которые решаются непосредственно в ходе аналитической деятельности, и задачи, решаемые на основе анализа.
К задачам, решаемым в ходе аналитической деятельности, следует отнести:
1) определение фактического состояния дел во вверенном подразделении по основным направлениям деятельности ОПС ТО МВД России;
S
н и о X
л
<
ы н
к
£
»S о X
л
<
ы н S
X
<
а
X о о
са
<
а
С
<
ЬЙ S н
ЬЙ <
а С
к S а О ы е-
35
S
н и о X
л
<
ы н
к
£
»S
0
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а
С
<
ЬЙ S н
ЬЙ <
а С
К S а О ы е-
36
2) выявление отклонений (тенденций, явлений, процессов) в оперативной обстановке, причин и условий таких изменений, определение возможных мер по их устранению;
3) выявление положительных тенденций в тех или иных видах деятельности ОПС ТО МВД России;
4) определение сотрудников (следственных подразделений в составе ОПС), которые нуждаются в первоочередном внимании, контроле, оказании практической и методической помощи.
К основным задачам, решаемым на основе анализа, следует отнести возможность предвидения развития событий, принятие своевременных обоснованных управленческих решений либо процессуальных решений, а также рациональное использование имеющихся сил и средств при их реализации.
Каждая из вышеизложенных задач может иметь подзадачи, наполняющие аналитическую работу начальника ОПС ТО МВД России конкретным содержанием.
Рассматривая аналитическую работу начальника ОПС ТО МВД России, следует обратить внимание на то, что она осуществляется в трех основных направлениях.
1. Для принятия решений, входящих в исключительную компетенцию начальника ОПС.
Здесь следует учесть, что на него возложено как принятие процессуальных решений, так и выполнение административных функций в отношении подчиненного личного состава. Следовательно, аналитическая работа будет строиться в этих двух плоскостях. Решению задач на данном направлении посвящены следующие основные виды анализа.
— Прогностический анализ (прогнозируется количество уголовных дел, которые будут находиться в производстве в предстоящий период, какие силы и средства могут быть задействованы при их расследовании).
— Диагностический анализ (выявление причин ухудшения результативности работы, роста числа и доли уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования).
— По временному периоду проведения выделяют текущий, периодический и срочный анализ. Текущий анализ применяется для уяснения обстановки во вверенном подразделении или оперативной обстановки на обслуживаемой территории при выполнении начальником ОПС ТО МВД России обязанностей ответственного от руководящего состава. Периодический анализ осуществляется по недельной, декадной и месячной информации. Срочный (внеочередной) анализ выполняется в срок, определенный решением вышестоящего субъекта управления.
— Комплексный анализ проводится за полугодие и год. В ходе него анализируются все по-
казатели следственной работы, результаты используются для доклада в вышестоящий ОПС или для проведения совещания с личным составом подразделения. К комплексному анализу относится анализ оперативной обстановки, в ходе которого учитывается состояние работы по расследованию преступлений, результаты деятельности следственного управления (отдела, отделения, группы) и каждого следователя [1].
— Целевой анализ — это анализ ситуации на отдельных направлениях деятельности. Например, анализируются причины нарушений законности, сроков следствия, причины возвращения дел на дополнительное расследование, обоснованность прекращения уголовных дел и т. д. При этом анализ может осуществляться как в целом, так и по отдельным категориям уголовных дел.
Вместе с тем объем аналитической работы, предназначенной только для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию непосредственно начальника ОПС ТОВД, может возрасти в зависимости от наделения его дополнительными полномочиями. Например, при заступлении ответственным по территориальному органу внутренних дел от руководящего состава начальнику ОПС необходимо анализировать работу СОГ на месте происшествия. Возложение исполнения обязанностей начальника территориального органа МВД России на районном уровне влечет за собой увеличение объема аналитической работы в пределах занимаемой и исполняемой должности и т. д.
2. Для принятия решений, входящих в компетенцию начальника территориального органа МВД России на районном уровне. К этому виду аналитической работы следует отнести следующую информацию:
— о состоянии и результатах деятельности органов предварительного следствия;
— о нагрузке на подчиненных следователей;
— о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений;
— о практике применения следователями мер пресечения к подозреваемым и обвиняемым;
— о законности решений о приостановлении предварительного следствия;
— о состоянии организации внутреннего взаимодействия при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел;
— о состоянии взаимодействия по вопросам обеспечения правопорядка на обслуживаемой территории с начальниками иных территориальных органов МВД России соответствующего уровня, с руководителями других государственных, а также муниципальных органов, общественных объединений и организаций. Кроме того, аналитическая информация
может быть подготовлена на основании решений оперативных совещаний при начальнике
территориального органа МВД России на районном уровне. Например, аналитическая информация о состоянии и результатах расследования преступлений, связанных с хищением автомототранспортных средств на обслуживаемой территории.
Помимо вышеперечисленного, в компетенцию начальника территориального органа МВД России на районном уровне входят мероприятия по совершенствованию финансового и материально-технического обеспечения ОПС, которые включаются в план работы территориального органа МВД России на районном уровне. Так, в соответствии с п. 7.4.1 приказа МВД России от 4 января 1999 г. № 1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422» [1] при проработке финансовых планов территориального органа МВД России на районном уровне учитываются приоритеты ОПС в вопросах материально-технического обеспечения. Следовательно, начальник ОПС ТО МВД России обязан проанализировать имеющуюся информацию по наличию и составу материально-технических средств, периодам и предполагаемым срокам их эксплуатации, закреплению их за конкретными сотрудниками и предоставить результаты анализа начальнику ТО МВД России на районном уровне. В обязательном порядке при осуществлении анализа производится сопоставление числовых показателей, характеризующих состояние
Список литературы:
1. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422: приказ МВД России от 4 января 1999 г. № 1 // СТРАС «Юрист».
2. Об утверждении типового положения и типовой структуры следственного управления при УВД по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям: приказ МВД России от 26 января 2009 г. № 52 // СТРАС «Юрист».
3. Об организации единой системы учетов и отчетности о деятельности следственных подразделений УМВД России по г.г. Оренбургу, Орску, территориальных органов внутренних дел на районном уровне, подчиненных УМВД России по Оренбургской
материально-технического обеспечения подразделения, с нормами положенности, установленными приказами МВД России.
3. Для вышестоящего начальника ОПС — руководителя ГСУ (СУ) территориального органа МВД России на региональном уровне, которому свойственны свои объекты и предметы исследования. Как правило, в ходе такого вида анализа выясняются причины складывающейся ситуации в подчиненных ОПС ТО МВД России, а именно: установление фактического состояния работы по расследованию уголовных дел в регионе; определение ОПС ТО МВД России, требующих первоочередного внимания; выявление отклонений (тенденций, явлений, процессов) этой деятельности; причин и условий таких изменений; определение возможных мер по их устранению: контроля, оказания методической и практической помощи и т. д. В данном случае цели, задачи, предметы и методика аналитической работы будут определены управленческими решениями вышестоящего начальника [3, 4].
В заключение отметим, что аналитическая работа представляет собой элемент стадии процесса управления, связанный с изучением и оценкой информации, на основании которого принимается управленческое решение. Поэтому важность аналитической работы состоит в том, что умозаключение, полученное на основе проведенного анализа, является исходным, начальным положением в каждом управленческом цикле начальника ОПС.
области: приказ УМВД России по г. Оренбургу от 3 сентября 2012 г. № 16.
4. О мерах по усилению ведомственного и процессуального контроля за деятельностью органов предварительного следствия МВД по Республике Бурятия: распоряжение Следственного управления МВД по Республике Бурятия от 9 февраля 2015 г. № 5.
5. Вешкельский А.С. Теория и практика информационно-аналитической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: организационно-правовое исследование: автореф. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.
Тел.: 8 (499) 745-82-
S
н и о X
л
<
ы н
к
£
»S о X
л
<
ы н S
X
<
а
X о о
са
<
а
С
<
ЬЙ S н
ЬЙ <
а С
к S а О ы е-
37