Научная статья на тему 'К вопросу правового регулирования организации взаимодействия органов предварительного расследования системы МВД России со средствами массовой информации'

К вопросу правового регулирования организации взаимодействия органов предварительного расследования системы МВД России со средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
509
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ORGANIZATION OF INTERACTION / MEDIA / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеева М.П.

В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие организацию взаимодействия органов предварительного расследования системы МВД России со средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнеева М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of legal regulation of the organization of interaction of bodies of preliminary investigation of the Ministry of internal Affairs of Russia with the media

The article considers the normative legal acts regulating the organization of interaction of bodies of preliminary investigation of the Ministry of internal Affairs of Russia with the media.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового регулирования организации взаимодействия органов предварительного расследования системы МВД России со средствами массовой информации»

М.П. КОРНЕЕВА,

старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений

(Академия управления МВД России)

M.P. KORNEEVA,

senior lecturer of the Department of management bodies of investigation of crimes (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 343.22

К вопросу правового регулирования организации взаимодействия органов предварительного расследования системы МВД России со средствами массовой информации

To the question of legal regulation of the organization of interaction of bodies of preliminary investigation of the Ministry of internal Affairs of Russia with the media

В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие организацию взаимодействия органов предварительного расследования системы МВД России со средствами массовой информации.

Органы предварительного расследования системы МВД России, организация взаимодействия, средства массовой информации, правовое регулирование.

The article considers the normative legal acts regulating the organization of interaction of bodies of preliminary investigation of the Ministry of internal Affairs of Russia with the media.

The bodies of preliminary investigation of the Ministry of internal Affairs of Russia, the organization of interaction, the media, legal regulation.

Одним из приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью является взаимодействие органов внутренних дел, в том числе органов предварительного следствия и подразделений дознания, со средствами массовой информации (далее — СМИ).

Организация взаимодействия органов предварительного следствия и подразделений дознания системы МВД России, которые являются органами предварительного расследования (далее — ОПР), со СМИ, как и любая другая социальная деятельность, в большей части, регламентируется нормативными правовыми актами. Прежде чем приступить к их рассмотрению, следует отметить, что исследователи в сфере управления правоохранительными органами применительно к взаимодействию со СМИ неоднократно обращали свое внимание

на проблемы правового регулирования [5—9]. В то же время остаются недостаточно исследованными правовые основы организации взаимодействия ОПР.

Проблема правового регулирования заключается в необходимости ОПР взаимодействовать со СМИ для формирования информационной политики; информационного сопровождения деятельности ОПР; мониторинга и своевременного реагирования на критические публикации СМИ; формирования положительного имиджа ОПР и его сотрудников; профилактики преступлений и возмещения ущерба, причиненного преступными деяниями; выявления и преодоления противодействия расследованию; привлечения населения к раскрытию преступлений, розыску преступников, установлению свидетелей, доказательств по уголовному делу.

2 л H

и

0

1

л <

H

к —

dS

0

1

л <

H

s

I

<

а

X о

0

as

<

а С

к S

1

ы <

as <

а =

ы <

л О а С

73

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

м

<

а

и <

ш О а С

74

В связи с этим требуется регламентация вопросов организации взаимодействия ОПР со СМИ и их юридическое закрепление в правовых нормах. Для этого необходимо провести анализ действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между федеральными органами исполнительной власти и СМИ, с целью выявления принципов, способов, форм, методов и видов взаимодействия, которые были бы допустимы для ОПР с учетом их специфической деятельности.

Следует отметить, что такие отношения находятся в динамичном развитии и определяются системой правовых предписаний, закрепленных в Конституции Российской Федерации, нормах и принципах международного права, международных договорах Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах МВД России, Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — СД МВД России).

Рассмотрим лишь те нормативные правовые акты, которые оказывают прямое влияние на организацию взаимодействия органов внутренних дел со СМИ.

К таким документам следует отнести Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» от 11 августа 2011 г. № 1060 [1]. Анализ положений этого подзаконного акта позволяет выделить следующее:

1) основные направления деятельности МВД России в сфере взаимодействия со СМИ посредством размещения в сети Интернет информации: о деятельности МВД России и его структурных подразделениях; об официальных мероприятиях руководства МВД России (заседаниях, встречах, круглых столах, брифингах и иных мероприятиях); о лицах, объявленных в розыск по подозрению в совершении преступлений; о работе МВД России с обращениями граждан, организаций; о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций и принятых мерах;

2) формы непосредственного взаимодействия: заседания, встречи, круглые столы, брифинги;

3) формы опосредованного взаимодействия: размещение информации в сети Интернет (доклады, отчеты, обзоры) на соответствующих сайтах, предназначенных для освещения деятельности органов внутренних дел.

Рассмотрим приказ МВД России «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009— 2014 годы» от 1 января 2009 № 1 [2]. Положения настоящего приказа направлены на реализацию согласованной политики в сфере взаимодействия со СМИ с целью формирования у граждан объективной оценки деятельности Министерства, повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников МВД России, доведения до населения информации в области борьбы с преступностью. Настоящим документом определяются основные задачи, которыми обеспечивается достижение указанных целей. Кроме этого, конкретизируются способы выполнения поставленных задач, каковыми являются следующие:

1) изучение и активное внедрение в практику деятельности органов внутренних дел передовых форм и методов взаимодействия со СМИ;

2) развитие взаимовыгодного сотрудничества между органами внутренних дел и СМИ в освещении правоохранительной тематики, повышение эффективности информационной поддержки федеральных и региональных СМИ, объективно отражающих деятельность органов внутренних дел;

3) оперативное реагирование на конструктивную критику СМИ о недостатках и нарушениях в служебной деятельности, информирование населения о принимаемых мерах по решению имеющихся проблем и устранению негативных явлений;

4) расширение информационного поля взаимодействия органов внутренних дел со СМИ с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи.

Обрели конкретизацию основные направления деятельности МВД России в сфере взаимодействия со СМИ, заключающиеся в освещении деятельности органов внутренних дел с учетом современных реалий; формировании правосознания граждан и воспитании у населения активной гражданской позиции по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений; своевременном реагировании на критические публикации СМИ; информировании населения об устранении негативных явлений.

Согласно рассматриваемому нормативному правовому документу, к основным формам взаимодействия с представителями СМИ логично отнести: информационные материалы, подготовку постоянных рубрик, блоков инфор-

мации, тематических передач на телевидении и радио, пресс-конференции, брифинги, семинары, круглые столы с участием руководителей подразделений, проведение акций, рекламу для информирования граждан об основных направлениях деятельности подразделений системы МВД России, проведение творческих конкурсов среди федеральных и региональных СМИ на лучшее освещение деятельности подразделений системы МВД России.

Во исполнение указанной Концепции и в целях реализации ее положений приказом МВД России «Об утверждении положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 16 июня 2011 г. № 683 утверждено «Положение об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — Управление), предназначением которого является обеспечение и осуществление в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию деятельности органов внутренних дел, органов, организаций и подразделений системы МВД России, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России в сфере информационного сопровождения деятельности Министерства в СМИ и среди общественности, в том числе и для ОПР [4].

Сделаем вывод о том, что обозначенное Управление является координирующим органом по информационному сопровождению деятельности структурных подразделений МВД России, в том числе ОПР.

Приказ МВД России «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» от 6 сентября 2011 г. № 995 утверждает Инструкцию по организации работы подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел РФ и ВВ МВД России по информационному обеспечению деятельности в данной сфере, типовые положения о пресс-службах.

Правовыми нормами рассматриваемого документа конкретизируются основные направления сотрудничества с представителями СМИ на разных уровнях управления, начиная с федерального и заканчивая муниципальным, утверждаются Типовые правила организации и проведения с участием представителей СМИ брифингов (пресс-конференций). Данным документом руководителям подразделе-

ний системы МВД России вменено в обязанность участие (не менее одного раза в месяц) в проведении пресс-конференций, брифингов, «прямых линий», круглых столов и иных мероприятий с привлечением представителей СМИ и институтов гражданского общества.

Кроме этого, нормы, регулирующие организацию взаимодействия структурных подразделений МВД России со СМИ, нашли свое отражение в приказе МВД России «Об утверждении Положения о Следственном департаменте МВД России» от 1 июня 2011 г. № 780. Так, среди основных функций МВД России, перечисленных в Положении, отражены и такие как: рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений СМИ по вопросам деятельности органов предварительного следствия (далее — ОПС, п. 11.30); информирование населения в пределах компетенции о результатах деятельности ОПС, в том числе через СМИ, путем проведения пресс-конференций, брифингов, круглых столов (п. 11.31), издание в пределах своей компетенции приказов и распоряжений, которые обязательны для выполнения всем личным составом Следственного департамента МВД России и ОПС в системе МВД России (п. 15.5).

В целях реализации возложенных на СД МВД России обозначенных функций приказом Следственного департамента МВД России «Об утверждении положений о структурных подразделениях Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 14 сентября 2011 г. № 44 утверждено «Положение об отделении по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-службе) СД МВД России» [3]. Данное структурное подразделение осуществляет информационное обеспечение и пропаганду деятельности ОПС в системе МВД России в СМИ посредством решения следующих задач: информирования граждан о государственной политике в области борьбы с преступностью и предпринимаемых ОПС мерах по ее реализации, в том числе путем предоставления информации СМИ; информирования руководства СД МВД России об освещении в центральных и региональных СМИ деятельности подразделений ОПС; осуществления деловых контактов с представителями СМИ, оказания им консультативной помощи в использовании материалов о деятельности ОПС в целях создания положительного имиджа сотрудников следствия; мониторинга СМИ с целью выявления информации о деятельности СД МВД России и ОПС в системе МВД России, своевременного прогнозирования информационных угроз, реагирования на них, проведения контрпропангандистских акций; оказания организационно-методической помощи сотрудникам ОПС, ответственным за взаимодействие со СМИ.

2 л н и

0

1

л <

'X, г-

к

м ^

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

л <

'X, г-5

X

<

а

X о

0

к

<

а С

к 5

1

Ы <

К <

а =

ы <

л О а С

75

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

аз <

а

и <

ш О а С

76

Для решения поставленных задач пресс-служба СД МВД России выполняет соответствующие функции, среди которых: осуществление сбора, анализа, обобщения сведений о состоянии взаимодействия СД МВД России и его структурных подразделений со СМИ; организация взаимодействия с электронными и печатными СМИ в целях объективного освещения результатов деятельности СД МВД России и ОПС в системе МВД России; организация и проведение пресс-конференций, брифингов и круглых столов для представителей СМИ по результатам деятельности СД МВД России и т. д.

Таким образом, правовые нормы, регулирующие деятельность пресс-службы СД МВД России, частично корреспондируются с рассмотренными подзаконными и иными нормативными правовыми актами МВД России в части задач, форм и направлений такого взаимодействия.

Однако несмотря на проведенную реформу системы МВД России в 2011 г., организация взаимодействия со СМИ в настоящее время осуществляется в соответствии с приказом Следственного комитета при МВД России «О совершенствовании организации взаимодействия со средствами массовой информации» от 12 ноября 2001 г. № 319.

Исходя из положений приказа, отметим следующее:

— наименование Следственного комитета при МВД России не соответствует ныне действующему СД МВД России;

— субъектом организации взаимодействия со СМИ согласно рассматриваемому приказу является главный координирующий орган предварительного следствия — отделение по связям с прессой и общественностью отдела нормативно-правовой работы информационно-аналитического управления СК при МВД России, что не соответствует действующей структуре СД МВД России1;

— не установлены субъекты, привлекаемые ОПС для участия в организации взаимодействия со СМИ (Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России и его структурные подразделения); цели, задачи и принципы; способы и формы взаимодействия; основные направ-

1 В СД МВД России в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями отделение по взаимодействию со СМИ реорганизовано в группу. Изменения в приказ СД МВД России «Об утверждении положений о структурных подразделениях Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 14 сентября 2011 г. № 44 не вносились.

ления взаимодействия, которые должны корреспондироваться с целями и задачами специализированного подразделения пресс-службы в структуре СД МВД России; — не нашли своего нормативного закрепления вопросы, посвященные организации такого взаимодействия.

Таким образом, указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости переработки приказа № 319 с целью приведения его содержания в соответствие с действующими правовыми реалиями.

В рассмотренных правовых нормах не нашла своего отражения деятельность подразделений дознания. Следовательно, может возникнуть ошибочное мнение о том, что Управлением по организации дознания МВД России (далее УОД МВД России) и его структурными подразделениями работа по данному направлению деятельности не осуществляется, что не соответствует действительности.

Анализ правового регулирования деятельности подразделений дознания системы МВД России также позволяет выявить присущие им недостатки в области организации взаимодействия данных подразделений со СМИ: организационное построение; отсутствие четкой регламентации механизма обозначенного взаимодействия и т. д.

Можно сделать вывод о том, что правовое регулирование в сфере взаимодействия МВД России, в том числе ОПР, находится в динамичном развитии. Существующие нормативные правовые акты обязывают субъектов управления Следственного департамента МВД России, Управления по организации дознания МВД России к приведению их в соответствие с действующим законодательством, подзаконными и иными нормативными правовыми актами МВД России. Недостатки нормативного правового регулирования этих отношений негативно отражаются на организации правоприменительной практики. Необходима разработка регламента (положения, инструкции) по организации в системе МВД России взаимодействия ОПР со СМИ, в котором содержались бы цели, задачи, понятийный аппарат, принципы, способы, формы и основные направления организации взаимодействия в соответствии с правовыми реалиями.

Список литературы

1. Об утверждении перечня информации о дея- 5. тельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети 6. «Интернет»: Указ Президента РФ от 11 августа 2011 г. № 1060 // СПС КонсультантПлюс.

2. Об утверждении концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы 7. Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями: приказ МВД России от 1 января 2009 г. № 1. 8.

3. Об утверждении положений о структурных подразделениях Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ Следственного департамента МВД России от 14 сентября 9. 2011 г. № 44 // СПС СтрасЮрист.

4. Об утверждении положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 683 // СПС Кон-сультантПлюс.

Клушин О. З. Руководитель МВД, УВД и средства массовой информации: лекция. М., 1991.

Малушкина А. С. Теоретико-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 1992. Наумкин Ю. В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации по борьбе с преступностью: учеб. пособ. Ташкент, 1990. Сочнев Д. В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодежи: автореф. дис. ...докт. соц. наук. М., 2004.

Удовиченко В. А. Использование средств массовой информации в деятельности городских, районных органов внутренних дел: учеб. пособ. М., 1983.

E-mail: kmp1314@mail.ru

2 л н и

0

1

л <

н к

м ^

dS

0

1

л <

н S

I

<

а

X о

0

as

<

а С

к S

1

ы <

as <

а =

ы <

л О а С

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.