юридические Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна
науки ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ...
УДК 342
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СВОБОДЫ СЛОВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СМИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2018
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматриваются существующие проблемы правового регулирования средств массовой информации на государственном уровне и, в частности, на примере Курской области. Авторы статьи исходят из положения, что в современном обществе средства массовой информации выступают в качестве средства распространения информации, реализуя принципы свободы слова и печати. В то же время, СМИ являются важнейшим институтом информационного права, который регулирует отношения в области производства и распространения массовой информации. Исследователи подчеркивают, что важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает закреплённое законодательством правило о недопустимости цензуры СМИ. Однако, приводимые в статье примеры, демонстрируют нарушения данного правила, в том числе со стороны государственных органов и должностных лиц, при этом ограничение деятельности некоторых СМИ не оправдано списком нормативно запрещенных действий злоупотребления свободой массовой информации. Анализируя существующие правовые нормы, применительно к СМИ, авторы статьи приходят к выводу, что в Российской Федерации выстроена вертикальная система законодательного регулирования средств массовой информации под единоличным началом федерального законодательства о средствах массовой информации. Чаще всего, на практике, нормативно-правовые основы нарушаются не только самими участниками общественных отношений, но и государственными органами власти.
Ключевые слова: средства массовой информации, правовое регулирование, свобода слова и печати, цензура, гласность, информационное право, федеральное законодательство, государственные органы, нормы- принципы законодательных актов.
PROBLEMS OF LAW REGULATION OF THE MEDIA AND FREEDOM OF SPEECH IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF MASS MEDIA OF KURSK REGION)
© 2018
Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])
Abstract. This article discusses the existing problems of law regulation of the media at the state level and, in particular, on the example of the Kursk region. The authors of the article proceed from the position that in modern society the mass media act as a means of information dissemination, implementing the principles of freedom of speech and press. At the same time, the media is the most important institution of information law, which regulates relations in the field of production and distribution of mass information. The researchers emphasize that the most important guarantee of freedom of the media is the rule enshrined in the legislation on the inadmissibility of censorship of the media. However, the examples given in the article demonstrate violations of this rule, including by state bodies and officials, while limiting the activities of some media is not justified by the list of prohibited acts of abuse of freedom of mass information. Analyzing the existing legal norms in relation to mass media, the authors of the article come to the conclusion that in the Russian Federation the vertical system of legislative regulation of mass media is built under the sole authority of the Federal legislation on mass media. Most often, in practice, the regulatory framework is violated not only by the participants of public relations, but also by state authorities.
Keywords: mass media, law regulation, freedom of speech and press, censorship, publicity, information law, Federal legislation, state bodies, norms - principles of legislative acts.
Средства массовой информации (далее также -СМИ), в настоящее время являются институтом свободы слова и печати, средством распространения информации в обществе, предстают как важная часть гражданского общества, осуществляющей диалог между его субъектами. Кроме того, СМИ - это инструмент реализующий гласность и открытость общественных отношений.
На сегодняшний день развитие нашей страны перешло на новый уровень. Это характеризуется вступлением России в глобальное мировое сообщество и формированием информационного общества внутри страны, основанного на привлечении населения к использованию новых информационных технологий, таких как сеть «Интернет», телерадиокоммуникационные сети, цифровые, облачные технологии и так далее.
Институт массовой информации является важнейшим институтом информационного права, именно он регулирует отношения в области производства и распространения массовой информации.
Через СМИ, в процессе деятельности субъектов, реализуются такие информационные права, как создание, сбор, получение, передача, обработка и распростране-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
ние информации. СМИ являются важнейшим источником информирования населения всего мира, который доводит информацию о фактах, явлениях и событиях до нас в самые кротчайшие сроки.
Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций рассматривают Г.В. Винокуров, А.Г. Рихтер, В.В. Чернышев[1], при этом ученых волнуют права человека: нарушения и защита прав человека и прессы [2,3,4].
Свобода массовой информации в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (статьи 15, 29, 41, 43, 55) [5]. 12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» [6], а 27 декабря 1991 г. - Закон РФ «О средствах массовой информации» [7], который провозгласил свободу СМИ как естественное состояние прессы.
Свобода информации является важным условием реализации права свободы слова и доступа к информации, а СМИ обеспечивают конституционное право людей на информацию.
Говоря о свободе слова, следует уделить особое внимание понятию цензура, применение которой в по-
Rubtsova Elena Viktorovna, Devdariani Natalia Valerievna juridical
PROBLEMS OF LAW REGULATION OF THE MEDIA ... science
следние годы всё чаще встречается на путях передачи информации.
Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает закреплённое законодательством правило о недопустимости цензуры СМИ.
В соответствии с законом о средствах массовой информации, - «ограничение свободы печати и средств массовой информации допускается только в условиях чрезвычайного или военного положения, что говорит о том, что любое ограничение средств массовой информации воспрещается. В таком случае, цензура массовой информации - требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым)» [7].
В современной России весьма часто встречаются случаи применения цензуры, в том числе со стороны государственных органов и должностных лиц, при этом ограничение деятельности некоторых СМИ не оправдано списком нормативно запрещенных действий злоупотребления свободой массовой информации. [8-12]
Так, в 2000 г. в издании «Курский вестник» была опубликована статья журналиста Виктора Чемодурова «Двенадцать стульев из гарнитура губернатора, или как «испарился» из областного бюджета еще один миллион долларов». Журналист, подтверждая конкретными примерами и документами, раскрывал механизм «вывода» «большими» должностными лицами курской обладминистрацией финансов из казны области. А также общественности продемонстрирована реакция на дела самого главы курской обладминистрации Александра Руцкого. Чемодуров приводит цитату из письменной резолюции губернатора, о том, что Александр Владимирович настоятельно рекомендует большим государственным служащим сделать переоценку выполненных работ «исходя из сравнения цены коммерческой в России на тот период» (цитата из А.В. Руцкого) и компенсировать солидную недостачу по выполненным работам путем списания с ряда областных учреждений. То есть, губернатор Руцкой, рекомендовал своим подчиненным списать недостающий миллион на «сказочный» ремонт обладминистрации на некоторые подведомственные учреждения и курские магазины [13].
Чемодуров по этому поводу написал: «Нормальный глава обладминистрации в сложившейся ситуации, вероятнее всего, имея сведения о незаконной растрате существенной суммы из бюджета схватится за голову и ужаснется, начнет выяснять, как и по чьей вине пропали деньги налогоплательщиков, прогонит виновных с работы, обратится в милицию, прокуратуру и в суд, чтобы ущерб бюджету возместить... Но это логика поведения нормального губернатора. А наш губернатор, получив письмо руководителя КРУ. написал такую резолюцию.» [13]. «Не знаю, как у кого, а у меня такое мнение-суждение: глава обладминистрации, дающий такие советы, является ненормальным. Уточняю сразу на случай судебного иска: я говорю о поведении должностного лица, а не о личности Руцкого, до которой мне нет никакого дела» [13], - заканчивает свою статью журналист.
Слово «ненормальный» послужило для губернатора основанием для обращения в суд.
Чемодуров в судебном процессе доказал, что опровергаемая Александром Руцким информация соответствует действительности. Вместе с тем исковое заявление губернатора частично все-таки было удовлетворено. Показательным является то, что курские судебные инстанции не приняли во внимание довод Чемодурова на то, что он адресует такое слово не лично Руцкому, а к его реакции как государственного служащего. Суд решил взыскать с ответчиков в пользу истца Руцкого компенсацию морального вреда в размере одной тысячи 372
рублей. Вышестоящие российские суды оставили в силе решение суда первой инстанции [14].
Посчитав подобное решение необоснованно ограничивающим право журналиста на свободное выражение собственного мнения, журналист обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на необоснованное ограничение его прав как журналиста.
Европейская высшая судебная инстанция не согласилась с выводом курских судов о слове «ненормальный», посчитав критическое оценочное суждение Чемодурова имеющим серьезную фактологическую основу. В то время, как факт, приведенный Чемодуровым в статье, не был оспорен губернатором, а также был подтвержден в процессе рассмотрения дела в российских судебных инстанциях.
Суд отметил, что распространение общественно значимой информации является одной из задач СМИ. Таким образом, применение слова «ненормальный», при описании деятельности должностного лица, не нарушает пределов допустимой критики [14].
Один из ярких и недавних случаев, произошедших в Курской области в сентябре 2018 года - нарушение в сфере доступа к информации и аккредитации, а также угроза жизни в связи с профессиональной деятельностью.
В региональное отделение Общероссийского народного фронта в Курской области обратились представители нескольких независимых средств массовой информации с заявлениями о нарушениях в сфере доступа к информации и аккредитации, а также об угрозе жизни в связи с профессиональной деятельностью. Журналисты опасаются оказаться вне правового поля решения вопросов в связи с публичной критикой в адрес независимых СМИ, высказанной в ходе эфира на одном из телеканалов руководством региона. Представители Народного фронта обратились в прокуратуру региона, чтобы надзорное ведомство провело проверку указанных фактов и вынесло необходимое решение.
Представители частных интернет-СМИ «Secunda. Media» и «КурскТВ» сообщили о том, что органы власти игнорируют издания в информационных рассыл-ках, не отвечают на письменные запросы, журналисты не получают приглашения на общественно значимые мероприятия, в том числе с участием первых лиц государства, по формальным причинам СМИ отказывают в аккредитации. На игнорирование журналистских запросов и проблемы с аккредитацией пожаловалась редакция интернет-СМИ «themediacity.ru».
Генеральный директор «Secunda.Media» Надежда Сургина заявила о снятии с эфира программы с ее участием на одной из радиостанций и об отказе от сотрудничества организаторов молодежного журналистского форума, который проходит в Курской области, а также поступившей информации о потенциальной угрозе ее жизни от высокопоставленного сотрудника полиции в связи с профессиональной деятельностью.
Владелец «КурскТВ» Роман Алехин высказывал в социальных сетях предположение, что лишился франшизы с известным федеральным изданием также под давлением власти Курской области. Представители СМИ связывают эти события с принципиальной позицией по вопросу строительства свинокомплексов в опасной близости к Центрально-черноземному заповеднику имени профессора В.В. Алехина - уникального памятника природы, официального резервата ЮНЕСКО и публичной критикой руководства региона в адрес независимых СМИ в эфире одного из телеканалов.
«В распоряжении регионального отделения ОНФ оказались материалы, которые, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что органы власти в Курской области нарушают положения статьи 29 Конституции РФ и противоречат основным понятиям закона о средствах массовой информации: «свобода массовой информации», «право на получение информации», «аккредита-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
юридические науки
Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ...
ция», - прокомментировала ситуацию представитель регионального штаба ОНФ в Курской области Любовь Прилуцкая.
Активисты ОНФ направили обращение в надзорное ведомство по фактам нарушений законодательства о средствах массовой информации, предоставленным редакциями независимых СМИ.
Таким образом, свобода слова в Курском регионе существует на том уровне, как и во всей России. Современный российский политический истеблишмент стремится как бы к соответствию европейским ценностям - в России как бы власть народа, как бы много партий, как бы свобода слова. Да, существуют действительно независимые СМИ («Новая газета», «Коммерсант» и другие оппозиционные СМИ). Но аудитория этих изданий крайне мала. Конечно, с одной стороны, это отражение российской действительности и выбор общества, так как при наличии потребности в чтении независимых изданий их тираж был бы больше. С другой стороны, государство выстроило четкую пропагандистскую систему. Среднестатистический гражданин, имеющий доход 15-20 тысяч рублей, на вопрос - об уровне жизни? - все равно ответит - качество жизни оставляет желать лучшего, но вместе с тем заметит - с Россией стали считаться, страна встает с колен. В принципе таково положение в России в целом и Курский регион не исключение.
В тоже время следует отметить о наличие различий в понятиях «свободной журналистики» и «независимой журналистики». Так, в Курской области функционируют издания вполне независимые и оппозиционные обладминистрации. Однако эти СМИ продвигают бизнес интересы своих «хозяев», находящихся в определенной степени конфликта с государственной властью региона. В том случае, когда «хозяева» примирятся с руководством властных структур или при смене руководящего состава обладминистрации, соответственно, СМИ прекратят быть оппозиционными. Таково же положение, думается, и во всей России.
Нормативными актами установлено, что воспрепятствование законному распространению продукции средств массовой информации не допускается. Ущемление свободы средств массовой информации, равно как и злоупотребление, ею, влечёт за собой уголовную [15], административную [16], дисциплинарную [17] и иные виды ответственности, которые закреплены законодательством РФ.
В итоге можно сказать, что в Российской Федерации выстроена вертикальная система законодательного регулирования средств массовой информации под единоличным началом федерального законодательства о средствах массовой информации. Чаще всего, на практике, нормативно-правовые основы нарушаются не только самими участниками общественных отношений, но и государственными органами власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций /Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. М., 1998.
2. Трошкин Ю.В. Права человека: Нарушения и защита прав человека и прессы: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Журналистика». М., 1997. С. 171—218.
3. Гаврилов Э.П. Авторское право, смежные права и деятельность СМИ в России // ЗиП. 1996. № 1. С. 1, 14-15.
4. Гаврилов Э.П. Авторские права на интервью // ЗиП. 1999. № 7-8. С. 27-29.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
6. Закон СССР от 12.06.1990 № 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации» // «Свод законов СССР», т. 1, с. 372-1, 1990 г.
7. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // «Российская газета», № 32, 08.02.1992.
8. Кудрявцев М.А. Право СМИ в современной России: проблемы и перспективы // ЗиП. 1999. № 3. С. 11-18.
9. Воинов А.Е. Законодательство о средствах массовой информации и практика его применения в республиках - субъектах Российской Федерации. М., 1997.
10. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. М., 2001.
11. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М.: Междунар. отношения, 2002. - 622 с.
12. Аксбергер Х.Г. Законы о прессе в Швеции //Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). -М.: «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», 1998. - С. 130-141.
13. Курский вестник. -№29 (100). - 19.07.2000
14. Материалы гражданского дела №1564-4/2000 по иску Руцкого А.В. к редакции газеты «Курский вестник» Чемодурову В. о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
Статья поступила в редакцию 20.09.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
373