Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ И ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ И ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
620
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦЕНЗУРА / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РУСОФОБИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черномор Анна Дмитриевна

В статье анализируются вопросы конституционно-правового положения средств массовой информации в России и в двух европейских странах - Федеративной Республике Германия и Французской Республике. Проводится сравнительно-правовой анализ конституционно-правового регулирования в данной области. Автором сформировано предложение о создании отдельного независимого центра, регулирующего проблемные аспекты, связанные с деятельностью средств массовой информации. Постановка проблемы: в связи с высокой глобализацией, информатизацией общества, общественно-политических процессов назревает проблема объективного и своевременного информирования граждан о происходящих процессах в мировом сообществе, а также проблема формирования действительно информационно открытого гражданского общества. Цель исследования: провести анализ конституционно-правового регулирования деятельности средств массовой информации в России и европейских странах (на примере Федеративной Республики Германия и Французской Республики). Методы исследования: анализ, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, обобщения. Результаты и ключевые выводы: в статье рассмотрено конституционно-правовое закрепление права на информацию в России, основные положения, регламентирующие деятельность средств массовой информации в Германии и Франции. Право на свободу массовой информации, свободу распространять и получать информацию не является абсолютным. В отличие от европейских стран в России действует федеральный закон, регламентирующий деятельность средств массовой информации. Предлагается идея о возможном создании независимого центра по работе со средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF MASS MEDIA IN RUSSIA AND EUROPEAN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY AND THE FRENCH REPUBLIC)

The article analyzes the issues of the constitutional and legal status of mass media in Russia and in two European countries - the Federal Republic of Germany and the French Republic. A comparative legal analysis of constitutional and legal regulation in this area is carried out. The author has formed a proposal to create a separate independent center regulating problematic aspects related to the activities of the mass media. Problem statement: due to the high globalization, informatization of society, socio-political processes, the problem of objective and timely informing citizens about the ongoing processes in the world community is brewing, as well as the problem of forming a truly information-open civil society. The purpose of the study: to analyze the constitutional and legal regulation of the activities of mass media in Russia and European countries (using the example of the Federal Republic of Germany and the French Republic). Research methods: analysis, comparative legal, structural and functional, generalizations. Results and key conclusions: the article examines the constitutional and legal consolidation of the right to information in Russia, the main provisions regulating the activities of mass media in Germany and France. The right to freedom of the media, freedom to disseminate and receive information is not absolute. Unlike European countries, Russia has a federal law regulating the activities of mass media. The idea of a possible creation of an independent center for working with the media is proposed.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ И ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

Anna Dmitriyevna Chernomor,

Senior Inspector at the Organizational and Analytical Department, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

Scientific speciality: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Черномор Анна Дмитриевна,

старший инспектор организационно-аналитического отдела, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 342

DOI 10.24412/2072-9391-2022-262-183-190

Дата поступления: 30 марта 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2022 г.

Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации в России и европейских странах (на примере Федеративной Республики Германия и Французской Республики)

Constitutional and Legal Regulation of Mass Media in Russia and European Countries (on the Example of the Federal Republic of Germany and the French Republic)

Аннотация

В статье анализируются вопросы конституционно-правового положения средств массовой информации в России и в двух европейских странах - Федеративной Республике Германия и Французской Республике. Проводится сравнительно-правовой анализ конституционно-правового регулирования в данной области. Автором сформировано предложение о создании отдельного независимого центра, регулирующего проблемные аспекты, связанные с деятельностью средств массовой информации.

Постановка проблемы: в связи с высокой глобализацией, информатизацией общества, общественно-политических процессов назревает проблема объективного и своевременного информирования граждан о происходящих процессах в мировом сообществе, а также проблема формирования действительно информационно открытого гражданского общества.

Цель исследования: провести анализ конституционно-правового регулирования деятельности средств массовой информации в России и европейских странах (на примере

Abstract

The article analyzes the issues of the constitutional and legal status of mass media in Russia and in two European countries - the Federal Republic of Germany and the French Republic. A comparative legal analysis of constitutional and legal regulation in this area is carried out. The author has formed a proposal to create a separate independent center regulating problematic aspects related to the activities of the mass media.

Problem statement: due to the high globalization, informatization of society, socio-political processes, the problem of objective and timely informing citizens about the ongoing processes in the world community is brewing, as well as the problem of forming a truly information-open civil society.

The purpose of the study: to analyze the constitutional and legal regulation of the activities of mass media in Russia and European countries (using the example of the Federal Republic of Germany and the French Republic).

Research methods: analysis, comparative legal, structural and functional, generalizations.

Results and key conclusions: the article exam-

184

Федеративной Республики Германия и Французской Республики).

Методы исследования: анализ, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, обобщения.

Результаты и ключевые выводы: в статье рассмотрено конституционно-правовое закрепление права на информацию в России, основные положения, регламентирующие деятельность средств массовой информации в Германии и Франции. Право на свободу массовой информации, свободу распространять и получать информацию не является абсолютным. В отличие от европейских стран в России действует федеральный закон, регламентирующий деятельность средств массовой информации. Предлагается идея о возможном создании независимого центра по работе со средствами массовой информации.

Ключевые слова: средства массовой информации; свобода массовой информации; цензура; право на информацию; конституционно-правовое регулирование средств массовой информации; русофобия.

ines the constitutional and legal consolidation of the right to information in Russia, the main provisions regulating the activities of mass media in Germany and France. The right to freedom of the media, freedom to disseminate and receive information is not absolute. Unlike European countries, Russia has a federal law regulating the activities of mass media. The idea of a possible creation of an independent center for working with the media is proposed.

Keywords: mass media; freedom of mass information; censorship; the right to information; constitutional and legal regulation of mass media; rus-sophobia.

В современном обществе значительно возросло влияние средств массовой информации (далее — СМИ) на формирование общественного сознания. Учитывая сложную политическую обстановку в мировом сообществе, необходимо рассмотреть, каким образом понятие и деятельность СМИ закреплены в законодательстве Российской Федерации, а также в нормативных документах европейских стран.

В России определено такое понятие, как свобода массовой информации. Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации1 оно трактуется как право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, цензура запрещена. Аналогичные права прослеживаются в Конституции Федеративной Республики Германия (далее — ФРГ) (право граждан на свободное волеизъявление, на свободу печати и информации, закреплен запрет на цензуру (ст. 5)). В Конституции Французской Республики2 (далее — Франция) также отражено закрепление права граж-

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.03.2022).

2 Конституция Французской Республики: (принята 28 сентября

1958 г.) [Электронный ресурс]. URL: docviewer.yandex.ru (дата об-

ращения: 17.03.2022).

дан на свободу мнений, независимости СМИ (ст. 34). Проведя аналогию, очевидно, что в Российской Федерации конституционно закреплена такая гарантия, как «свобода массовой информации», упоминания о которой нет в законодательстве ФРГ и Франции.

В статье К. А. Иванова, А. А. Степанова «Ограничения свободы слова во Франции в эпоху цифровых технологий» [2] выделяется понятие самоцензуры, которое способствует предвидению возможной цензуры со стороны государства, а это, в свою очередь, накладывает определенные ограничения на информацию. Данное явление особенно характерно в журналистике, так как несоблюдение определенных норм и правил повышает вероятность образования волнения в обществе.

Французская журналистка Анн-Лор Бон-нель в марте 2022 г. в газете «Figaro» опубликовала репортаж о положении мирных жителей в Донецкой и Луганской народных республиках. Однако данная публикация была отозвана руководством издания, которое оперировало таким понятием, как цензура. Также журналистка опубликовывала видеорепортаж о сложившейся ситуации в Мариуполе от 10 марта 2022 г., который, в свою очередь, был заблокирован по причине нарушения правил платформы о распространении ненависти3. Все это

3 URL: https:// tass-ru.turbopages.org (дата обращения: 17.03.2022).

подтверждает существующую в настоящим момент информационную блокаду достоверной информации. В иностранной прессе все чаще используется такой термин, как «Россия — агрессор».

Изложенное свидетельствует об однобоком освещении событий, происходящих на Украине, об ограничении представления информации западному обществу, поскольку происходящий политический конфликт в странах Запада рассматривается в одном направлении, а это приводит к неправильному пониманию гражданами общественно-политических событий, формированию негативного образа Российской Федерации, разжиганию межнациональной розни, ограничению получения достоверной информации о происходящих процессах. Таким образом, информационная политика нацелена на «демонизиро-вание» России, представление ее в образе общего врага.

Помимо конституционного закрепления норм о СМИ, в России действует Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»4 (далее — ФЗ о СМИ). Стоит обратить внимание, что в ст. 1 ФЗ о СМИ говорится о свободе массовой информации, и только в ст. 2 ФЗ о СМИ даются основные понятия, включая СМИ.

В отличие от России, в Германии и Франции нет единого документа, регламентирующего деятельность СМИ, как и нет их единого определения. В Германии регулирование деятельности СМИ нашло свое отражение в законодательстве земель, также основные аспекты содержатся в следующих документах: Государственном договоре о телевидении и радиовещании в объединенной Германии, федеральном законе о телекоммуникациях, Германском совете по делам печати (кодекс прессы), законе о защите молодежи (содержит ограничения на распространения информации, способной нанести вред развитию ребенка [4]. Аналогичный правовой акт существует и в законодательстве Российской Федерации — Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»5) и иных договорах, заключенных между федеральными землями Германии [1]. Во Франции же к таким правовым

4 О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.03.2022).

5 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.03.2022).

актам относятся: Закон о свободе печати6, Закон о доверии в сфере электронной экономики7 и др.

Сравнительно-правовой анализ этих правовых актов показал, что ФЗ о СМИ более детально определяет понятие «свобода массовой информации», которое включает в себя:

— поиск, получение, производство и распространение массовой информации (предназначенные для неограниченного круга лиц, печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы);

— учреждение, владение, пользование, распоряжение СМИ;

— изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, — не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о СМИ (ст. 1).

Говоря о СМИ и их конституционно-правовом регулировании, необходимо определить объем этого термина, который нашел отражение в ст. 2 ФЗ о СМИ: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Таким образом, СМИ — это возможность информирования общества путем использования различных средств передачи информации, определенных законодателем. Учитывая, что данная формулировка отражает все возможные способы передачи и распространения информации, то понятие уместно применить и к СМИ во Франции и Германии.

Исходя из анализа положения Конституции Российской Федерации и законодательства, можно выделить следующие ограничения СМИ: недопущение цензуры (выражающейся в наложении запрета на распространение различного рода информации и отдельных ее частей), злоупотребление свободой массовой информации (неразглашение персональных данных, информации ограниченного пользования; информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающая терроризм; другие экстре-

6 Loi du 29 juillet 1881 sur la libert de la presse: demi re mise jour des donn es de ce texte: 24 d cembre 2021 [Электронный ресурс]. URL: https:// https://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 17.03.2022).

7 Loin 2004 575 du 21 juin 2004 pourla confiance dans l' conomie numrique [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv. fr (дата обращения: 17.03.2022).

186

мистские материалы; материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости; материалы, содержащие нецензурную брань) (ст. 4 ФЗ о СМИ).

Помимо этого в условиях чрезвычайного положения с целью обеспечения безопасности основ конституционного строя, граждан и их прав и свобод могут устанавливаться ограничения8, введение которых базируется на Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»9 и Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»10 и предусматривает введение ограничений в виде предварительной цензуры (последующего просмотра государственными учреждениями, осуществляющими надзор в информационной сфере) с целью недопущения и ограничения распространения сведений, признанных властью нежелательными [3].

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"»11 содержит разъяснение, что предварительное согласование (предварительная цензура) не применимо к объектам авторских прав сообщения о событиях, фактах, которые носят информационный характер. В ФРГ и Франции законодательно не отражен запрет на свободу массовой информации, но, как было указано выше, в ФРГ, в отличие от Франции, конституционно закреплен запрет на цензуру. Изложенное подтверждает, что в России, по сравнению с европейскими странами, сформирована устойчивая и структурированная правовая система.

Так, например, 14 марта 2022 г. в Российской Федерации был введен запрет на пользование социальной сетью «Instagram». Ограничение связано с тем, что американская транснациональная холдинговая компания «Meta Platforms Inc.», владеющая социальной сетью, из-за напряженной международной об-

8 Grundgesetz fr die Bundesrepublik Deutschland: vom 23. Mai 1949 (BGBI. S. 1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/GG.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

9 О чрезвычайном положении [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2022).

10 О военном положении [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 1 июля 2017 г. № 6-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2022).

11 О практике применения судами Закона Российской Федера-

ции «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г.

№ 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата

обращения: 20.04.2022).

становки, связанной с введением различного рода санкций в отношении России, временно разрешила своим пользователям осуществлять призывы к насилию в отношении граждан Российской Федерации, в частности, военнослужащих, осуществляющих спецоперацию на территории Украины. Это, в свою очередь, привело к дискуссиям о признании информационной платформы «Instagram» экстремистской [5].

21 марта 2022 г. Тверской суд г. Москвы признал деятельность компании «Meta Platforms Inc.» экстремистской в части размещения, распространения и непринятия мер по блокировке материалов, содержащих призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан Российской Федерации, изменения основ конституционного строя и ввел запрет ее деятельности на территории Российской Федерации12. Учитывая, что данный судебный акт затрагивает безопасность государства, в сети Интернет он отсутствует (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»13).

Стоит отметить, что весьма значимым является такое понятие, как «иноагент», под которым подразумеваются как средства массовой информации, так и отдельные граждане, действующие в интересах иностранного государства и способны своими действиями дисбалансировать общество. На данный момент официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации содержит список из 119 таких иноагентов.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»14 ино-агентом, или иностранным источником является физическое лицо, которое независимо от гражданства или при его отсутствии может быть признано физическим лицом, в установленной законом форме подавшее заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иноагента, и осу-

12 Суд признал Meta экстремистской организацией и запретил в России Facebook и Instagram. URL: http://rg-ru.org (дата обращения: 23.03.2022).

13 Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.04.2022).

14 О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.04.2022).

ществляющее в интересах иностранного государства политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (ст. 2.1). К данной категории не относятся иностранные журналисты, сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, представители международных организаций и иные лица, указанные в федеральном законе.

С положительной стороны также стоит отметить наличие подробно описанных форм осуществления «политической деятельности», закрепление обязанности предоставления иноагентами отчета о своей деятельности, указания, каким образом осуществляется признание иностранной неправительственной организации нежелательной на территории Российской Федерации и какие последствия предусмотрены. Однако в Федеральном законе не содержится сведений об ответственности таких субъектов, нарушивших основополагающие права и свободы человека и гражданина.

Тем не менее, согласно Федеральному закону от 4 марта 2022 г. № 32-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»15, введена ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации.

Помимо этого конституционно закреплено, что общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации — составная часть правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Так, в большинстве международных соглашений установлено право на свободу мысли, слова, информации. Отсюда следует, что такие права возможно соблюсти путем реализации права граждан на соблюдение их прав и свобод. Так, в Организации Объединенных Наций основополагающим документом, отражающим права и свободы человека и гражданина, является Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина16.

15 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.03.2022).

16 Резолюция 217A (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, принята 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org (дата обращения: 17.03.2022).

В частности, Декларация закрепляет право на свободу мысли (ст. 18), свободу убеждений и их выражение, что, в свою очередь, включает право на свободу искать, получать и распространять информацию и иные идеи любыми средствами, независимо от государственных границ (ст. 19). Конвенция о защите прав человека и основных свобод17 также закрепляет право на свободу мысли (ст. 9), свободу выражения мнения, включающую право на свободное распространение и получение информации либо идеи любыми средствами независимо от государственных границ (ст. 10).

Иным немаловажным документом является Международный пакт о гражданских и политических правах18, который также провозглашает право на свободу искать, получать, распространять информацию, идеи (ст. 19).

Особенно актуальной в настоящее время является ст. 20, которая запрещает всякую пропаганду войны и запрет на подстрекательство к дискриминации, вражде, насилию. Так, с недавних пор многие новостные информационные платформы в Российской Федерации были заблокированы: BBC, Deutshe Well, радио «Свобода» и др. Причиной послужили публичные призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несанкционированных акциях19.

Таким образом, в рассматриваемых правовых документах не содержится прямого указания на право массовой информации либо СМИ, однако отражены основные гарантии их обеспечения.

Помимо этого, 16 марта 2009 г. Постановлением Правительства РФ № 228 утверждено Положение о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Положением учреждена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)20, которая осуществляет надзор и контроль за деятельностью СМИ, соблюдением требо-

17 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.03.2022).

18 Международный пакт о гражданских и политических правах, принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.03.2022).

19 Какие СМИ и соцсети заблокировали в России. URL: http:// www.tengrinews.kz (дата обращения: 17.03.2022).

20 О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информаци-

онных технологий и массовых коммуникаций (вместе с Положением

о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 17.03.2022).

188

ваний и норм распространения информации в сети Интернет (пп. 5.1.1.8). Документ содержит порядок надзора именно в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации, а учитывая высокую информатизацию общества, постановление достаточно актуально.

Кроме того, с целью саморегуляции деятельности СМИ в России функционирует Общественная коллегия по жалобам на прессу, задачей которой является укрепление доверия СМИ, поддержание свободы прессы.

В Германии же с целью регулирования споров, возникающих в сфере СМИ, функционирует совет по прессе, который рассматривает поступающие жалобы, при необходимости проводит экспертизу, а в случае обоснованности жалобы выносит «публичное порицание». Данный совет относится к способу саморегулирования СМИ. Более того, в Германии рассматривался вопрос о создании специального центра о защите от дезинформации21, однако в настоящий момент какой-либо информации о создании и функционировании данного органа нет.

Так же как и в Германии, во Франции функционирует совет по прессе, но носит открытый характер. На сайте «Российской газеты» 8 июля 2018 г. опубликована статья, в которой говорится, что Нацассамблея Франции одобрила законопроект о борьбе с «фейковы-ми» новостями, однако было уточнено, что данный закон действует только за пять недель до предполагаемых выборов во Франции22, в связи с чем законопроект не проработан должным образом и имеет узкую сферу влияния, что свидетельствует о пробеле в праве.

Таким образом, как в России, так и в европейских странах право на свободу массовой информации, свободу слова, свободу распространять и получать информацию не является абсолютным, то есть самостоятельным. Законодательство гарантирует обеспечение данными правами и в то же время урегулирует их. СМИ являются инструментом формирования общественного мнения, поэтому для того чтобы не допустить противоправных действий, общество не должно негативно реагировать на введенные ограничения в пользовании определенными информационными ресурсами; введенные же табу помогают избежать возможных волнений, в связи с чем должен быть достигнут баланс между государством, обществом и СМИ.

21 МВД Германии намерено создать центр защиты от дезинформации // Редакция PRESS. URL: http://press.lv (дата обращения: 21.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Нацассамблея Франции одобрила закон о борьбе с «фейковы-ми» новостями. URL: http://rg-ru.org (дата обращения: 21.03.2022).

Что касается конституционно-правового регулирования СМИ, то закреплены основные системообразующие понятия и права, однако не закреплено понятие СМИ. Тем не менее в России, в отличие от европейских стран, действует федеральный закон о СМИ, который содержит основную терминологию, порядок организации, функционирования.

Ввиду мировой тенденции на распространение враждебного отношения к российским гражданам возникает вопрос: «Возможно ли создание такого независимого центра по работе со СМИ, который в своей деятельности будет действительно обособленным от государственного давления, а принимаемые решения — объективными?».

На официальном сайте «NONEWS» содержится список стран, сформированный по уровню «Свобода СМИ», подготовленный международной неправительственной организацией «Freedom House». Оценка проводилась по 100-балльной системе с условным разделением на группы: свободные, частично свободные и несвободные СМИ; а также с применением критериев, влияющих на данный показатель: свобода слова, степень государственного контроля над СМИ, случаи применения насилия в отношении журналистов, действующая политическая обстановка в стране и иные23.

По состоянию на 2017 г. Германия находилась на 25 месте (20 баллов, свободные СМИ), Франция — на 44 месте (26 баллов, свободные СМИ), Россия — на 174 месте (83 балла, несвободные СМИ).

В силу возникшего в 2022 г. информационного хаоса, выразившегося в усилении поляризации, ослабленном регулировании цифрового пространства, способствующего распространению недостоверных сведений и пропаганды, возникла необходимость в формировании актуализированных статистических данных.

Такой обзор по уровню «Всемирный индекс свободы прессы» подготовлен неправительственной организацией «Reporters Without Borders», в котором делается акцент на происходящие политические события в мировом сообществе. Рейтинг сформирован в соответствии с уровнем свободы журналистов, СМИ и принятых властями мер для создания комфортных условий для работы прессы24. По состоянию на 3 мая 2022 г. Германия занимает 16 позицию (удовлетворительно, индекс — 82,04), Франция — 26 позицию (удов-

23 NONEWS. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/ freedom-smi (дата обращения: 12.05.2022).

24 NONEWS. URL: https://nonews.co/wp-content/ uploads/2022/05/WPFI2022.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

летворительно, индекс — 78,53), Россия — 155 позицию (очень плохо, индекс — 38,82).

Представленные показатели свидетельствуют о неблагоприятном уровне свободы СМИ в России, в отличие от рассматриваемых стран.

Стоит обратить внимание на то, что:

— неправительственная организация «Reporters Without Borders» была сформирована в 1985 г. в Монпелье (Франция) с целью защиты права на свободу информации и имеет консультативный статус при ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы и Международной организации франкоязычных стран25;

— международная неправительственная организация «Freedom House» основана в 1941 г. в Вашингтоне (США) с целью исследования состояния политических и гражданских свобод.

Анализ публикуемых материалов на данных информационных площадках показал явно «предвзятое» отношение к России и выставлении ее в роли агрессора.

Учитывая современные реалии, а именно негативное влияние и давление на общество со стороны западных СМИ, формирование данного центра весьма актуально и значимо, поскольку его деятельность будет иметь аналоговый эффект (в сравнении с указанными выше неправительственными организациями), направлена на всестороннее независимое рассмотрение информационных материалов на предмет наличия ложной, недостоверной

25 RSF. URL: https://rsf.org/en/team (дата обращения: 12.05.2022).

информации, способной оказать негативное, асоциальное воздействие на общественное мнение, что впоследствии способно привезти к разлому как внутри государства, так и между государствами.

До стабилизации мировых отношений в структуру данного Центра целесообразно включить по одному представителю из числа государств, занимающих в настоящий момент нейтральную позицию по отношению к политическим событиям в мире (Азербайджан, Турция, Молдавия, Румыния, Сербия, Грузия, Россия). В последующем состав участников целесообразно увеличить, так как это будет способствовать положительному влиянию на формирование общественного мнения путем анализа и публикации независимого информационного материала, исключающего недостоверную «фейковую» информацию.

Таким образом, независимый центр по работе со СМИ стал бы обособленной, независимой от государств ассоциацией, включающей представителей государств-участников, целью которой является обеспечение проведения экспертизы (оценки, анализа, обсуждения информационного материала, подлежащего опубликованию) на предмет наличия недостоверной, ложной информации. Учитывая скорость распространения информации, такая организация поспособствовала бы принятию оперативного, своевременного и кон-сенсуального решения. Данный центр повысил бы значимость и уровень влияния России в информационном обществе.

Список литературы:

1. Ерофеев И. М. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации на территории Германии // Общество и право. 2018. № 3 (65).

2. Жеребцов А. Н, Ротко С. В., Рыдчен-ко К. Д., Страунинг Э. Л., Чернусь Н. Ю, Елаев А. А., Котухов С. А., Тимошенко Д. А., Томтосов А. А. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.04.2022).

3. Иванова К. А., Степанов А. А. Ограничения свободы слова во Франции в эпоху цифровых технологий // Law Enforcement Review 2019. Т. 3. № 1.

4. Привалов С. А. Пределы и ограничения свободы массовой информации в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: доктринальный аспект //

References:

1. Erofeev I. M. Legal regulation of activity of media in the territory of germany // Society and Law. 2018. № 3 (65).

2. Zherebcov A. N, Rotko S. V., Rydchenko K. D., Strauning E. L, Chernus' N. Yu, Elaev A. A., Kotuhov S. A., Timoshenko D. A., Tomto-sov A. A. Kommentarij k Zakonu RF ot 27 de-kabrya 1991 g. № 2124-1 «O sredstvah mass-ovoj informacii». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (data obrashche-niya: 20.04.2022).

3. Ivanova K. A., Stepanov A. A. Restrictions of the freedom of speech in france in the digital technologies era // Law Enforcement Review. 2019. T. 3. № 1.

4. Privalov S. A. Limits and limitations of the freedom of the media in the russian federation and the federal republic of germany: a doctrinal aspect // Constitutional and Municipal Law. 2021. № 7.

Конституционное и муниципальное право. 2021. № 7.

5. Ясакова Е. Владельца Instagram и FB просят признать экстремистом. Что это значит. URL: https://rbc-ru.turbopages.org/tu (дата обращения: 17.03.2022).

5. Yasakova E. Vladel'ca Instagram i FB prosy-at priznat' ekstremistom. Chto eto znachit. URL: https://rbc-ru.turbopages.org/turbo/ rbc.ru/s/technology_and_media/11/03/202 2/622b4eed9a7947ed1dc840ce (data obrash-cheniya: 17.03.2022).

For citation:

Chernomor Anna Dmitriyevna. Constitutional and Legal regulation of Mass Media in Russia and European Countries (on the Example of the Federal Republic of Germany and the French Republic) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62). P. 183-190.

Для цитирования:

Черномор Анна Дмитриевна. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации в России и европейских странах (на примере Федеративной Республики Германия и Французской Республики) // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 183-190.

О —

О X ü У

ъ

о —

о §

<

X

S а Е-

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.