Научная статья на тему 'Саморегулирование деятельности средств массовой информации в России и Германии как элемент реализации свободы массовой информации'

Саморегулирование деятельности средств массовой информации в России и Германии как элемент реализации свободы массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
361
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционная свобода массовой информации / средства массовой информации / самоконтроль деятельности средств массовой информации / Немецкий Совет прессы / немецкий Кодекс прессы / Кодекс профессиональной этики российского журналиста / Союз журналистов России / constitutional media freedom / the media / self-control of the media / the German Press Council / the German Press Code / the Code of Professional Ethics of the Russian journalist / the Union of Russian Journalists

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Привалов Сергей Александрович

Введение: в статье рассматривается роль института саморегулирования деятельности масс-медиа, в частности осуществления ими функции самоконтроля, в реализации конституционной свободы массовой информации, а также опыт создания и функционирования данного института в Федеративной Республике Германии и возможность использования немецкого опыта в совершенствовании российской практики реализации рассматриваемой свободы. Актуальность темы обусловлена высокой степенью эффективности применения самоконтроля деятельности СМИ, подтверждаемой немецким опытом, и возможностью его использования для развития и совершенствования отечественной практики самоконтроля деятельности СМИ. Цель: анализ практики самоконтроля деятельности масс-медиа в ФРГ как способа обеспечения адекватной реализации конституционной свободы массовой информации, изучение возможности адаптации немецкого опыта в Российской Федерации. Методологическая основа: в статье используются диалектический метод, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод. Результаты: изучены правовая и организационная основы самоконтроля деятельности средств массовой информации, разработанные и функционирующие в Федеративной Республике Германии; на основе полученного опыта, с учетом действующего в России конституционно-правового регулирования выдвинуты предложения по реформированию и развитию института отечественного самоконтроля деятельности СМИ. Выводы: опыт создания и функционирования Немецкого Совета прессы, следует признать полезным и заслуживающим апробации в Российской Федерации в целях реформирования и дальнейшего развития Общественной коллегии по жалобам на прессу как института саморегулирования масс-медиа. При этом представляется необходимым расширить видовой круг средств массовой информации, принимающих участие в отечественном институте саморегулирования деятельности медиа, включив в него не только печатные СМИ, но и радио, телевидение, интернет-издания и социальные медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATION OF THE MEDIA ACTIVITY IN RUSSIA AND GERMANY AS AN ELEMENT OF FREEDOM OF THE MEDIA

Background: the article deals with the role of the self-regulation of the media institution , in particular, exercising the function of self-control, in the implementation of constitutional freedom of the media, as well as the experience of the creation and functioning of this institution in the Federal Republic of Germany and the possibility of using German experience in improving the Russian practice of implementing the freedom in question. The relevance of the topic is due to the high degree of effectiveness of the use of self-monitoring of media activities, confirmed by German experience, and the possibility of using it to develop and improve domestic practice of self-monitoring of media activities. Objective: analysis of the practice of self-monitoring the media activities in Germany, as a way to ensure adequate implementation of constitutional freedom of the media, the study of the possibility of adapting the German experience in the Russian Federation. Methodology: the dialectic method, methods of analysis and synthesis, the comparative legal method were used in the research. Results: the legal and organizational basis for self-monitoring of the media, developed and functioning in the Federal Republic of Germany were studied, on the basis of the experience gained and taking into account the constitutional and legal regulation in force in Russia, proposals have been put forward for reforming and developing the institution of domestic self-control of the media. Conclusions: the experience of the creation and functioning of the German Press Council should be recognized as useful and deserving of testing in the Russian Federation with a view to reforming and further developing the Public Collegium on Complaints to the Press, as an institution of media self-regulation. At the same time, it seems necessary to expand the range of media involved in the domestic institute of selfregulation of media activities, including not only print media, but also radio, television, online media and social media.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование деятельности средств массовой информации в России и Германии как элемент реализации свободы массовой информации»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10073 УДК 342.732

С.А. Привалов

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Введение: в статье рассматривается роль института саморегулирования деятельности масс-медиа, в частности осуществления ими функции самоконтроля, в реализации конституционной свободы массовой информации, а также опыт создания и функционирования данного института в Федеративной Республике Германии и возможность использования немецкого опыта в совершенствовании российской практики реализации рассматриваемой свободы. Актуальность темы обусловлена высокой степенью эффективности применения самоконтроля деятельности СМИ, подтверждаемой немецким опытом, и возможностью его использования для развития и совершенствования отечественной практики самоконтроля деятельности СМИ. Цель: анализ практики самоконтроля деятельности масс-медиа в ФРГ как способа обеспечения адекватной реализации конституционной свободы массовой информации, изучение возможности адаптации немецкого опыта в Российской Федерации. Методологическая основа: в статье используются диалектический метод, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод. Результаты: изучены правовая и организационная основы самоконтроля деятельности средств массовой информации, разработанные и функционирующие в Федеративной Республике Германии; на основе полученного опыта, с учетом действующего в России конституционно-правового регулирования выдвинуты предложения по реформированию и развитию института отечественного самоконтроля деятельности СМИ. Выводы: опыт создания и функционирования Немецкого Совета прессы, следует признать полезным и заслуживающим апробации в Российской Федерации в целях реформирования и дальнейшего развития Общественной коллегии по жалобам на прессу как института саморегулирования масс-медиа. При этом представляется необходимым расширить видовой круг средств массовой информации, принимающих участие в отечественном институте саморегулирования деятельности медиа, включив в него не только печатные СМИ, но и радио, телевидение, интернет-издания и социальные медиа.

Ключевые слова: конституционная свобода массовой информации, средства массовой информации, самоконтроль деятельности средств массовой информации, Немецкий Совет прессы, немецкий Кодекс прессы, Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Союз журналистов России.

© Привалов Сергей Александрович, 2020

Аспирант, ассистент кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Privalov Sergey Aleksandrovich, 2020 94 Rost-graduate student, assistant, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)

S.A. Privalov

SELF-REGULATION OF THE MEDIA ACTIVITY IN RUSSIA AND GERMANY AS AN ELEMENT OF FREEDOM OF THE MEDIA

Background: the article deals with the role of the self-regulation of the media institution , in particular, exercising the function of self-control, in the implementation of constitutional freedom of the media, as well as the experience of the creation and functioning of this institution in the Federal Republic of Germany and the possibility of using German experience in improving the Russian practice of implementing the freedom in question. The relevance of the topic is due to the high degree of effectiveness of the use of self-monitoring of media activities, confirmed by German experience, and the possibility of using it to develop and improve domestic practice of self-monitoring of media activities. Objective: analysis of the practice of self-monitoring the media activities in Germany, as a way to ensure adequate implementation of constitutional freedom of the media, the study of the possibility of adapting the German experience in the Russian Federation. Methodology: the dialectic method, methods of analysis and synthesis, the comparative legal method were used in the research. Results: the legal and organizational basis for self-monitoring of the media, developed and functioning in the Federal Republic of Germany were studied, on the basis of the experience gained and taking into account the constitutional and legal regulation in force in Russia, proposals have been put forward for reforming and developing the institution of domestic self-control of the media. Conclusions: the experience of the creation and functioning of the German Press Council should be recognized as useful and deserving of testing in the Russian Federation with a view to reforming and further developing the Public Collegium on Complaints to the Press, as an institution of media self-regulation. At the same time, it seems necessary to expand the range of media involved in the domestic institute of self-regulation of media activities, including not only print media, but also radio, television, online media and social media.

Key-words: constitutional media freedom, the media, self-control of the media, the German Press Council, the German Press Code, the Code of Professional Ethics of the Russian journalist, the Union of Russian Journalists.

Средства массовой информации (медиа) играют существенную роль в функционировании гражданского общества. Особой чертой средств массовой информации является создание и распространение информации о функционировании конкретных общественно-правовых институтов и общества в целом и создания посредством данной деятельности «информационного аналога» общества [1, с. 77]. При этом имеются риски злоупотребления СМИ свободой массовой информации, которое выражается в производстве и распространении недостоверных, заведомо ложных сведений. Такая ситуация актуализирует проблему обеспечения государственного и общественного контроля деятельности СМИ. Как отмечает Е.В. Лысова: «лишь в условиях эффективного выполнения СМИ своей деятельности в первую очередь по информированию населения гражданское общество способно контролировать деятельность органов власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также следить за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни» [2, с. 3].

Кроме того, реализация СМИ свободы массовой информации как структурного элемента свободы слова в совокупности с плюрализмом мнений и запретом

моногосударственной идеологии создает необходимую основу для выражения гражданами конструктивного протеста, являющегося одним из способов участия граждан в управлении делами государства [3, с. 19].

СМИ представляют собой институт гражданского общества при условии эффективной реализации ими свободы массовой информации. Иными словами, с одной стороны, государство должно обеспечить, реальную независимость масс-медиа при осуществлении ими своей деятельности, а с другой — предотвратить использование СМИ данной свободы для нарушения иных охраняемых законом интересов, т.е. обеспечить защиту от злоупотребления свободой массовой информации.

Одним из инструментов, способных оказать положительное влияние на решение данной двуединой проблемы, является саморегулирование деятельности СМИ и реализуемая в его рамках функция самоконтроля. Создание института саморегулирования СМИ и осуществление им самоконтроля их деятельности позволит повысить уровень общественного правосознания в сфере производства и распространения массовой информации. Следовательно, создание и дальнейшее укоренение института саморегулирования в сфере производства и обращения массовой информации в долгосрочной перспективе окажет позитивное воздействие на самостоятельность СМИ и гражданскую ответственность журналистов. Таким образом, будет внесен существенный вклад в решение проблемы оказания давления на масс-медиа.

Польза самоконтроля при решении проблемы злоупотребления СМИ свободой массовой информации очевидна, поскольку сам по себе институт самоконтроля в первую очередь будет направлен именно на проверку соответствия деятельности медиа законодательству и устранение допущенных СМИ нарушений в случае обнаружения таковых.

Следует отметить, что ФРГ имеет достаточно длительную практику саморегулирования медиа. Основным институтом подобного рода стал Немецкий Совет прессы (Deutschen Presserat). Он был создан 20 ноября 1956 года как реакция на планы введения Федерального закона о прессе группой издателей газет и журналистов в качестве добровольной инстанции публицистического самоконтроля1. Прообразом данного института самоконтроля прессы стал английский General Council of the Press — Генеральный Совет по прессе [4, с. 27]. Сегодня Немецкий Совет прессы образуют четыре организации, которые представляют большинство журналистов и издателей газет Германии: Федеральная ассоциация немецких издателей газет (BDZV), Немецкая ассоциация журналистов (DJV), Немецкий союз журналистов ((dju) in ver.di), Ассоциации немецких издателей журналов (VDZ)2! Его главная задача вытекает из характеристики данного органа — осуществление добровольного самоконтроля за деятельностью печатных медиа, а также их площадок в Интернете3.

В целях осуществления самоконтроля, придания ему постоянного, системного характера, закрепления общих постулатов его проведения в каждом конкретном случае Немецкий Совет прессы разработал и принял Кодекс прессы

1 60 Jahre für die Pressefreiheit / Presserat. URL: https://www.presserat.de/pressefreiheit. html (дата обращения: 14.01.2020).

2 Aufgaben & Organisation / Presserat. URL: https://www.presserat.de/aufgaben-organisation. html (дата обращения: 14.01.2020).

96 3 Ibid.

(Pressekodex). Как указывается на сайте Немецкого Совета прессы: «Кодекс прессы устанавливает руководящие принципы журналистской работы. От уважения человеческого достоинства до презумпции невиновности, от защиты жертв до разграничения рекламы и редакционной деятельности»4. Данный акт состоит из достаточно обширной преамбулы и 16 пунктов, которые включают в себя основные руководящие принципы журналисткой деятельности. Уже в преамбуле содержатся отсылки к Основному закону ФРГ, в частности к положениям ст. 5, гарантирующей свободу печати, которая включает в себя независимость и свободу информации, а также выражения мнений и критики5! Кодекс прессы устанавливает, что издатели, редакторы и журналисты должны осознавать свою ответственность перед обществом и быть приверженными авторитету прессы; они должны выполнять свою публицистическую задачу честно, в меру своих знаний и руководствуясь совестью, независимо от собственных убеждений и не относящихся к делу мотивов6! Именно на основе Кодекса прессы Немецкий Совет прессы осуществляет самоконтроль печатных средствх массовой информации Германии.

Непосредственную деятельность по самоконтролю осуществляют специально созданные комитеты по жалобам Совета прессы (die Beschwerdeausschüsse des Presserats), которые рассматривают жалобы на те или иные материалы, изданные печатными СМИТ Четыре раза в год данные комитеты проводят свои заседания, на которых они рассматривают поступившие жалобы, руководствуясь положениями Кодекса прессы. Комитеты создаются Пленумом (Plenum) Совета прессы, на паритетных основах из представителей издательств и журналистов8. Сам Пленум состоит из 28 членов, осуществляющих свои функции на добровольных началах и избираемых четырьмя организациями-учредителями Совета прессы собирается два раза в год и дает рекомендации по фундаментальным этическим вопросам, новым руководящим принципам Кодекса или публичным заявлениям9.

При этом стоит отметить тот факт, что несмотря на использование немецким Советом прессы термина „die Selbstkontrolle", созвучного русскому термину и дословно переводимого как «самоконтроль», данный способ самоконтроля не является контролем в полном смысле этого слова. Соответствующий вывод можно сделать из того «карательного» инструментария, которым наделен Совет прессы. Так, в случае установления Комитетом по жалобам нарушения Кодекса прессы печатным средством массовой информации Совет прессы может применить одну из следующих санкций: указание на нарушение, порицание, публичный выговор и непубличный выговор (например, в целях защиты пострадавшего)10. Как видно, ни одна из перечисленных выше санкций по своей природе не в состоянии обязать печатное СМИ устранить допущенное им нарушение. Кроме того, в силу природы

4 Pressekodex / Presserat. URL: https://www.presserat.de/pressekodex.html (дата обращения: 14.01.2020). S

5 Ibid.

6 Ibid.

7 Aufgaben & Organisation / Presserat : URL: https://www.presserat.de/aufgaben-organisation. html (дата обращения: 14.01.2020).

8 Ibid.

9 Plenum & Trägerverein des Presserats / Presserat : URL: https://www.presserat.de/plenum-traegerverein.html (дата обращения: 15.01.2020).

10 Sanktionen des Presserats / Presserat : URL: https://www.presserat.de/sanktionen.html (дата обращения: 15.01.2020). 97

самого Совета прессы (стоит напомнить, что он является органом добровольного самоконтроля) его решения не имеют юридической силы. Данные особенности стали основой для развития в немецком обществе скептического отношения к рассматриваемому институту в первые десятилетия его существования. Как указывает известная немецкая телерадиокомпания „Deutsche Welle": «Неоднократно за историю существования Германского совета прессы его подвергали критике за беспомощность. Решения органа юридической силы не имеют и редакции ни к чему не обязывают, а потому совет — это просто «беззубый тигр»11. Тем не менее стоит отметить, что сегодня печатные средства массовой информации и их журналисты стараются соблюдать Кодекс прессы, дабы не получить выговор от Совета прессы12! Данный факт на практике показывает эффективность создания институтов самоконтроля деятельности масс-медиа, поскольку их деятельность способствует повышению уровня правосознания самих СМИ, их журналистов, а также читателей данных медиа.

Таким образом, в Германии создана существенная организационная и нормативная система саморегулирования деятельности прессы в сфере создания, аккумулирования и ее распространения информации среди широких слоев населения; важнейшей функцией является осуществление самоконтроля.

Стоит обратить внимание на то, что Немецкий Совет прессы не является институтом саморегулирования абсолютно всех СМИ Германии. Как видно из самого его названия, а также составляющих его объединений, он осуществляет самоконтроль лишь за деятельностью печатных медиа, т.е. прессы.

Определенные шаги по созданию в России института саморегулирования деятельности СМИ были предприняты в 2005 году, когда неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и немедийными неправительственными организациями была создана Общественная коллегия по жалобам на прессу13! Несмотря на название, участие в создании данной организации приняли представители не только прессы, но и иных видов средств массовой информации, что закономерно повышает потенциальный объектный состав осуществляемой Коллегией деятельности. На сайте данной организации указано, что она представляет собой «независимую структуру гражданского общества, осуществляющую саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации»14. Ее компетенцию составляет рассмотрение информационных споров, связанных с нарушением принципов и норм журналистской этики, а также затрагивающих права человека в сфере массовой информации15.*

Коллегия состоит из двух палат: Палаты медиасообщества и Палаты ме-диааудитории, каждая из которых состоит из 25 выборных представителей заинтересованных медийных организаций. Согласно Уставу Коллегии, палаты

" 11 Германскому совету прессы исполнилось пятьдесят / DW — 2006. URL: https://

! www.dw.com/ru/%D0%B3%D0%B50/oD1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D-£ 0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%83-%D0 %BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0% BB%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C-%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8 C%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82/a-2241499 (дата обращения: 15.01.2020).

12 Там же.

13 История коллегии / Общественная коллегия по жалобам на прессу. URL: https:// presscouncil.ru/kollegiya/istoriya (дата обращения: 05.03.2020).

14 Основные сведения о коллегии / Общественная коллегия по жалобам на прессу. URL: https://presscouncil.ru/kollegiya/osnovnoe (дата обращения: 05.03.2020).

98 15 Там же.

тайным голосованием, избирают по одному председателю палаты из собственного состава, которые становятся также и сопредседателями Коллегии в целом (по совместному представлению сопредседателей может быть избран третий сопредседатель Коллегии)16.

Непосредственное рассмотрение поступивших в Коллегию информационных споров осуществляют ad hoc коллегии, создаваемые сопредседателями из числа членов Коллегии1! Споры ad hoc коллегии рассматривают на основе целого ряда разнородных актов. Среди них можно выделить одобренный 23 июня 1994 г. на Конгрессе журналистов России Кодекс профессиональной этики российского журналиста18. Данный Кодекс выделяется на общем фоне иных используемых Коллегией актов, сочетанием таких значимых характеристик как: во-первых, национальный, немеждународный характер и, во-вторых, ориентация на представителей всего журналистского сообщества, независимо от вида средства массовой информации, в котором журналисты осуществляют свою профессиональную деятельность.

Данный Кодекс, как и многие другие акты, применяемые Коллегией, устанавливает общие принципы выполнения российскими журналистами своей профессиональной деятельности. В частности, Кодекс фиксирует такие принципы, как соблюдение российского законодательства, достоверность, порядочность журналиста при выполнении им своего профессионального долга, профессионализм, презумпция невиновности, невмешательство в частную жизнь, соблюдение профессиональной тайны интервьюируемых лиц, уважение чести и достоинства человека и другие1^ Таким образом, данный акт в частности и вся совокупность применяемых Коллегией актов в целом устанавливают общие профессионально-этические нормы, преследующие своей целью создание определенных психологических установок у журналистов, каковые должны приводить к некоему этическому, профессиональному, а также к правовому самоконтролю при осуществлении профессиональной деятельности. Иными словами, в российской действительности существует определенная профессионально-этическая нормативная база для самоконтроля деятельности журналистов, а значит посредством их и СМИ. Однако следует сказать о наличии обширного комплекса существенных недостатков используемой Коллегией совокупности актов.

Во-первых, совокупность актов, применяемых Коллегией при разрешении споров, не образует системы и находится в хаотичном состоянии. Положения многих актов дублируются, а формулировки носят нечеткий характер, допускающий многозначные трактовки.

Во-вторых, существенная часть актов, в том числе Кодекс профессиональной этики российского журналиста, существенно устарела и не охватывает многие жизненно важные аспекты современного информационного общества. Большинство из актов, применяемых Коллегией, полностью игнорируют существование таких информативных ресурсов, как социальные медиа- и Интернет-издания (исключение — Правила для журналистов «Эхо Москвы» по работе в социальных

16 См.: Устав / Общественная коллегия по жалобам на прессу. URL: https://presscouncil.ru/ kollegiya/dokumenty (дата обращения: 05.03.2020).

17 Там же.

18 См.: Кодекс профессиональной этики российского журналиста: одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения: 18.01.2020).

19 См.: Там же. 99

сетях, однако они носят специальный характер и применяются лишь к журналистам данного СМИ)20. Не затрагиваются в данных актах вопросы о взаимоотношении между журналистом и редакцией, журналистом и владельцем или владельцами средства массовой информации (исключения — акты специального субъектного состава, относящиеся к конкретным СМИ).

Существование проблемы отсутствия адекватного нормативного источника самоконтроля журналисткой деятельности было отмечено председателем Союза журналистов России В.Г. Соловьевым еще в 2018 г.21 «Мы, а вместе с нами наши читатели, зрители и слушатели сталкиваемся с целым рядом новых вызовов. Массированное распространение ложных новостей, т.н. fake news, стало глобальной проблемой. В погоне за сиюминутным успехом, ростом рейтингов и количества подписчиков многие утрачивают не только профессиональные стандарты, но и базовые понятия о морали, совести, этике. Безответственность в нашей профессии уже ни у кого не вызывает удивления. К сожалению, особенную остроту эти проблемы приобретают в дни трагических событий»22! Для решения указанных проблем Союз журналистов России предлагает разработать новый Профессиональный кодекс этики журналистов23! Однако стоит отметить, что данное предложение прозвучало еще в марте 2018 г., а принятие нового Кодекса Союзом журналистов России было намечено на ноябрь того же года24! Тем не менее Кодекс не разработан и сегодня.

В тоже время, следует отметить наличие существенных недостатков, относящихся к составу и функционированию самой Общественной коллегии по жалобам на прессу. Так, из более чем 83 организаций, принимающих участие в формировании данного института саморегулирования, лишь 30 являются представителями СМИ25. При этом с Коллегией не сотрудничают наиболее крупные и влиятельные масс-медиа России.

Еще одной существенной проблемой представляется природа решений, принимаемых Коллегией в случае выявления нарушения средством массовой информации существующих профессионально-этических правил. Устав Коллегии не устанавливает четкой формы решений, закрепляя правило, согласно которому ad hoc коллегия облекает свое решение в ту форму, которую сочтет адекватной характеру рассматриваемого информационного спора26. Кроме того, не предусматриваются никакие меры ответственности по отношению к журналисту либо СМИ, допустившему нарушения правил профессиональной этики.

Таким образом, следует констатировать, что Федеративная Республика Германия имеет гораздо более длительный опыт в сфере самоконтроля деятельности по созданию и распространению информации масс-медиа, чем Российская Федерация. При этом осуществляющий самоконтроль институт саморегулиро-

" 20 Документы / Общественная коллегия по жалобам на прессу. URL: https://presscouncil.

1 ru/teoriya-i-praktika/dokumenty (дата обращения: 05.03.2020).

S 21 См.: Соловьев В.Г. Кодекс журналистской этики. Заявление Союза журналистов России

/ Союз журналистов России. URL: https://ruj.ru/news/kodeks-zhurnalistskoy-etiki-zayavlenie-soyuza-zhurnalistov-rossii-6230 (дата обращения: 20.01.2020).

22 См.: Там же.

23 См.: Там же.

24 См.: Там же.

25 Организации, формирующие состав Палат Коллегии / Общественная коллегия по жалобам на прессу. URL: https://presscouncil.ru/kollegiya/organizatsii (дата обращения: 06.03.2020).

26 Устав / Общественная коллегия по жалобам на прессу. URL: https://presscouncil.ru/ 100 kollegiya/dokumenty (дата обращения: 06.03.2020).

вания представляется более чем полезным для эффективной профессиональной деятельности СМИ, а следовательно и реализации конституционно гарантированной свободы массовой информации. В связи с этим предлагается адаптировать определенный опыт организации Немецким Советом прессы самоконтроля деятельности СМИ.

Во-первых, целесообразно расширить число организаций-участников медийной природы в саморегулировании деятельности СМИ. Созданная в ФРГ модель организации института саморегулирования деятельности СМИ — подавляющее число масс-медиа страны и их журналисты объединены в 4 организации, которые в свою очередь организуют деятельность Совета прессы — представляется более удобной и эффективной, чем хаотичная «система», созданная в России. Повышение системности в деятельности Общественной коллегии по жалобам на прессу определенно приведет к возрастанию качества реализации конституционной свободы массовой информации.

Однако и Немецкий Совет прессы нельзя назвать эталонным, рассматривая количественную характеристику участвующих в нем организаций (исторически сложилось осуществление данным органом самоконтроля деятельности лишь прессы). В современных исторических условиях, характеризующихся быстрыми темпами информатизации и цифровизации общества, возникает острая необходимость привлечения к участию в организации института саморегулирования деятельности СМИ интернет-изданий и администрации социальных медиа.

Во-вторых, представляется необходимым разработка единого кодифицированного акта профессионально-этического регулирования деятельности СМИ по образу немецкого Кодекса прессы. е

В-третьих, большой проблемой деятельности отечественной Коллегии явля- и ется нечеткость принимаемых ею решений и отсутствие каких-либо санкций а (морально-нравственных) за нарушение профессиональной этики. Данный о факт в совокупности с большим авторитетом Немецкого Совета прессы сегодня К определяет пользу и высокий потенциал для заимствования разработанной о

с

санкционной системы. Потенциальный характер применения к медиа даже а необязательной, но публичной санкции, будь то выговор или порицание, приве- в

н

дет к прямо пропорциональной зависимости уровня их авторитета в обществе от но адекватного исполнения ими своей профессиональной деятельности. В перспек- ю

Т5

тиве данный шаг будет способствовать повышению эффективности реализации |

рассматриваемой конституционной свободы. К

Таким образом, следует констатировать, что в условиях современного а

гражданского общества необходимость обеспечения эффективной реализации |

конституционной свободы массовой информации в деятельности СМИ резко ии

возросла. В связи с этим представляется полезным дальнейшее развитие и со- №

вершенствование в России добровольного самоконтроля деятельности СМИ с 1

адаптацией к отечественным условиям опыта функционирования Немецкого )

Совета прессы. Общественная коллегия по жалобам на прессу, как институт 0 само- и сорегулирования деятельности масс-медиа, в том числе осуществляемая ею функция самоконтроля, нуждается в серьезной реформе. Представляется логичным создание четкой иерархичной системы осуществления самоконтроля деятельности СМИ по схеме, близкой к немецкой: СМИ — общественная организация группы СМИ, объединенная по региональному признаку либо способу

распространения информации (организации прессы, теле- и радиовещателей, 101

Интернет-изданий, социальных медиа) — Общественная Коллегия. Данная реформа должна сопровождаться процессом расширения круга организаций-участников Общественной Коллегии путем присоединения к соглашению о ее создании основных федеральных и региональных средств массовой информации всех видов во всероссийском масштабе. Нормативной основой деятельности вновь созданного института самоконтроля должен стать соответствующий Кодекс профессиональной этики журналистов и редакторов средств массовой информации. Данный акт будет предусматривать основные принципы, цели и задачи деятельности СМИ в целом и журналистов в частности, а также меры ответственности за нарушения положений кодекса. В качестве системы санкций представляется возможным использовать немецкий опыт применения порицаний и выговоров Совета прессы.

Библиографический список

1. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 451 с.

2. Лысова Е.В. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: понятие, системы, основные тенденции развития: конституционно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004. 28 с.

3. Липчанская МА, Куликова СА. Информационно-правовые гарантии конституционного конструктивного протеста. Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей / редкол. В.Т. Кабышев (ответ. ред.) и др. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. Вып. 17. 264 с.

4. Орехова О.Е. Печатные СМИ Германии в условиях социально расколотого общества. М.: МГИМО-Университет, 2008. 158 с.

References

1. Chernykh A.I. Sociology of Mass Communications: textbook. M.: Publ. House of the Higher School of Economics, 2008. 451 p.

2. Lysova E.V. The Legislation of the Russian Federation on the Media: Concept, Systems, Main Development Trends: Constitutional Analysis: extended abstract of dis. ... cand. of law. Vladivostok, 2004. 28 р.

3. Lipchanskaya M.A., Kulikova S.A. Information and Legal Guarantees of Constitutional Constructive Protest. Constitutional Development of Russia: Interuniversity collection of scientific articles / ed office. V.T. Kabyshev (resp.ed. and others. Saratov: Publishing House of FSBEI of HE «Saratov State Law Academy», 2018. Issue. 17. 264 p.

4. Orekhova O.E. The German Print Media in a Socially Divided Society. M.: MGIMO-University, 2008. 158 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.