Научная статья на тему 'Право на получение информации как гарантия свободы массовой информации в России и Германии'

Право на получение информации как гарантия свободы массовой информации в России и Германии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
326
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свобода массовой информации / право на информацию / конституционные гарантии / средства массовой информации / массовая информация / общественные задачи средств массовой информации / freedom of the media / the right to information / constitutional guarantees / the media / mass information / public tasks of the media.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С А. Привалов

Статья посвящена праву на получение информации как конституционноправовой гарантии свободы массовой информации в законодательстве Российской Федерации и Федеративной Республике Германии. Автором рассматривается значение права на получение информации в современном обществе, законодательный механизм его закрепления, а также предусмотренные национальным законодательством обеих стран пределы данного права. Отмечается возможность и необходимость рецепции Россией немецкого опыта в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO GET INFORMATION AS A GUARANTEE OF FREEDOM OF MASS INFORMATION IN RUSSIA AND GERMANY

The article is devoted to the right to receive information as a constitutional guarantee of freedom of the media in the legislation of the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. The author examines the importance of the right to receive information in modern society, the legislative mechanism for securing it, as well as the limits of this right provided for by the national legislation of both countries. The possibility and necessity of Russian reception of German experience in the field under consideration is noted.

Текст научной работы на тему «Право на получение информации как гарантия свободы массовой информации в России и Германии»

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ГАРАНТИЯ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

С.А. Привалов, аспирант, ассистент

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10181

Аннотация. Статья посвящена праву на получение информации как конституционно-правовой гарантии свободы массовой информации в законодательстве Российской Федерации и Федеративной Республике Германии. Автором рассматривается значение права на получение информации в современном обществе, законодательный механизм его закрепления, а также предусмотренные национальным законодательством обеих стран пределы данного права. Отмечается возможность и необходимость рецепции Россией немецкого опыта в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: свобода массовой информации, право на информацию, конституционные гарантии, средства массовой информации, массовая информация, общественные задачи средств массовой информации.

По своей природе свобода массовой информации представляет собой правовое состояние индивида, которое характеризуется его способностью быть субъектом массовых процессов циркуляции информации. Иными словами, в своем истинном виде, свобода массовой информации является метафизической конструкцией. Он воспроизводится в системе социальных отношений в процессе создания и функционирования одноименного режима. Под правовым режимом, в целом, следует понимать особый порядок правового регулирования, который состоит в использовании определенного комплекса юридических средств и способов для достижения желаемых специальных целей [1, с. 477]. И.Г. Фролова утверждает, что в «широком» понимании свобода массовой информации может рассматриваться как правовой режим, который включает в себя комплекс субъективных прав, позитивных обязательств, ограничений, пределов и запретов [2, с. 8].

Свобода массовой информации для реального обеспечения создания на ее основе соответствующего режима, нуждается в определенных обеспечительных условия и средствах, под которыми принято понимать гарантии. В противном случае ее существование становится номинальным и необязательным. При этом существует

разветвленная система разнородных гарантий. Рассмотрим одну из таких гарантий свободы массовой информации, а именно право на получение информации.

Значимость данной конституционно-правовой гарантии определяется ее обеспечительным характером адекватного функционирования масс-медиа, а следовательно, и реализации свободы массовой информации. При этом не следует отождествлять данное право со свободой информации. Последняя имеет разное значение в отечественной и немецкой юридической науке. В России под ней понимается наиболее широкая свобода в «семействе» информационным прав и свобод, которая включает в себя свободу слова, свободу массовой информации, а также рассматриваемое право на получение информации. В Германии, свобода информации отличается от права на информацию исключительно источником информации: свобода информации гарантирует возможность черпать сведения из общедоступных источников, в то время как право на получение информации - от органов и учреждений публичной власти.

Право на получение информации закреплено в законодательстве и России, и Германии. Так, одним из принципов регулирования отношений в сфере информации, согласно Федеральному закону «Об ин-

формации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, является принцип открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами [3]. Данный принцип получает свое дальнейшую конкретизацию в ряде федеральных законов, регулирующих информационную открытость деятельности органов публичной власти. Соответствующими актами являются Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ. Так пункт 1 статьи 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», устанавливает обнародование государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации первым в списке способов информирования граждан [4]. В свою очередь, пункт 1 статьи 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», закрепляет аналогичный способ распространения информации о собственной деятельности посредством деятельности СМИ вторым в списке [5].Соответствующая гарантия свободы массовой информации содержится и в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации», в соответствии с пунктом 2 статьи 38 которого государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций [6].

Аналогичные по содержанию нормы имеют место быть в законодательстве федеральных земель Германии. Так, например, абзац 1 параграфа 4 Саксонского за-

кона о прессе обязует все учреждения власти предоставлять представителям прессы и радио информацию, необходимую для осуществления их общественной задачи [7].

Данное право является необходимой правовой гарантией для нормального функционирования средства массовой информации. Предоставление масс-медиа права на получение информации от органов публичной власти, и налагание на данные органы диаметрально противоположного обязательства положительным образом сказываются на реализации свободы массовой информации. Соответствующее положение обуславливается доступом субъектов обмена информации имеющей значения для неограниченных масс (не только СМИ, но и посредством них обычных граждан) к широкому информационному полю. Об этом свидетельствуют также и положения российского и немецкого законодательства. Так, исходя из смысла пункта 1 статьи 38 Закона РФ «О средствах массовой информации», главной целью права СМИ на запрос сведений от органов публичной власти - реализация права граждан на оперативное получение информации о деятельности соответствующих органов [6]. Подобным образом, цель аналогичного права масс-медиа в Германии - осуществление их общественной задачи, под которой понимается распространение новостей, изложение различных точек зрения, критики и иное участие в формировании общественного мнения [8].

В тоже время данное право не является абсолютным. Законодательство как Российской Федерации, так и Федеративной Республики Германии устанавливает ряд ограничений на предоставление органами публичной власти информации для средств массовой информации. Так, статья 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что в случае, если информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, СМИ должно быть отказано в ее предоставлении [6]. Подобные ограничения предусмотрены и в немецком

земельном законодательстве. В среднем земельные законы о прессе содержат три общих для них основания для отказа в предоставлении масс-медиа информации. В качестве примера можно привести положения абзаца 2 параграфа 4 Гамбургского закона о прессе, который содержит следующие основания:

1) если предоставление запрашиваемой информации нанесет ущерб либо может создать угрозу для проведения должным образом судебного разбирательства, разбирательства по назначению штрафа или дисциплинарному процессу;

2) предоставлению информации препятствуют правила секретности или служебной тайны;

3) предоставление информации влечет нарушение существенных публичных или защищающих достоинство частных интересов [8].

Некоторые законы, например Закон о прессе федеральной земли Бранденбург, устанавливают в дополнение к уже обозначенным основаниям для отказа еще одно - чрезмерный объем запрашиваемой информации [9].

Несмотря на то, что национальное законодательство Российской Федерации, как и Федеративной Республики Германии, предусматривает указанное право средств массовой информации, оно все же не лишено определенных пробелов. В частности, законы о прессе федеральных земель Германии, например абзац 4 параграфа 4 Тюрингского закона о прессе, предоставляет издателю право требовать от учреждения предоставления ему официальной информации не позднее конкурентов [10]. Данное положение создает необходимую почву для развития конкуренции на медиа-рынке, что положительным образом сказывается на качестве реализации свободы массовой информации. В свою очередь, отсутствие подобного положения в отечественном законодательстве влечет за собой возникновение потенциальной возможности создания более благоприятного

режима получения официальной информации для одних СМИ в ущерб другим. Такое неравное положение одних масс-медиа с другими, безусловно, отрицательно сказывается на реализации свободы массовой информации, поскольку, с одной стороны, ограничиваются определенные возможности ряда субъектов по производству и распространению информации, а с другой, искусственно сужается выбор источников для потребителей информации.

Заключение. Свобода массовой информации является одним из важнейших атрибутов демократического общества. Соответствующее ее положение определяется той ролью, которую она играет в современном общественном механизме. К примеру, свобода массовой информации является информационно-правовой гарантией конструктивного конституционного протеста [11, с. 22-23]. Важное значение в процессе создания режима свободы массовой информации имеет сопутствующее данной свободе право на информацию. Наделяя СМИ правом требовать от органов и учреждений публичной власти предоставление сведений, в отношение которых законом допускается подобное, соответствующее право выступает в качестве правовой гарантии свободы массовой информации. Соответствующее право закреплено как в законодательстве Российской Федерации, так и Федеративной Республике Германии. Однако, стоит, что немецким законодательством предусмотрено более эффективная система гарантирования данного права. В частности, законы о прессе федеральных земель устанавливают правовые нормы, способствующие развитию конкуренции в медийной сфере, что положительным образом сказывается на создании и функционировании режима свободы массовой информации. Таким образом, полезным для развития российского законодательства в сфере регулирования свободы массовой информации, представляется рецепция соответствующего немецкого законодательного опыта.

Библиографический список

1. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. - Саратов, 2011. - 486 с.

2. Фролова И.Г. Конституционно-правовые гарантии свободы массовой информации в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 22 с.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448.

4. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7, ст. 776.

5. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6217.

6. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) // «Российская газета». 1992. № 32.

7. Sächsisches Gesetz über die Presse vom 3. April 1992 (SächsGVBl. S. 125), das zuletzt durch Artikel 13 des Gesetzes vom 11. Mai 2019 (SächsGVBl. S. 358) geändert worden ist.

8. Hamburgisches Pressegesetz vom 29. Januar 1965 : letzte berücksichtigte Änderung: § 11а neu gefasst durch Gesetz vom 18. Mai 2018 (HmbGVBl. S. 184).

9. Pressegesetz des Landes Brandenburg vom 13. Mai 1993: zuletzt geändert durch Artikel 31 des Gesetzes vom 8. Mai 2018 (GVBl.I/18, [Nr. 8], S. 23).

10. Thüringer Pressegesetz vom 31. Juli 1991 (GVBl. S 271), das zuletzt durch Artikel 22 des Gesetzes vom 6. Juni 2018 (GVBl. S. 229, 265) geändert worden ist.

11. Липчанская М.А., Куликова С.А. Информационно-правовые гарантии конституционного конструктивного протеста // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей / [редкол. В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. Вып. 17. 264 с.

THE RIGHT TO GET INFORMATION AS A GUARANTEE OF FREEDOM OF MASS INFORMATION IN RUSSIA AND GERMANY

S.A. Privalov, Graduate Student, Assistant Saratov State Law Academy (Russia, Saratov)

Abstract. The article is devoted to the right to receive information as a constitutional guarantee of freedom of the media in the legislation of the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. The author examines the importance of the right to receive information in modern society, the legislative mechanism for securing it, as well as the limits of this right provided for by the national legislation of both countries. The possibility and necessity of Russian reception of German experience in the field under consideration is noted.

Keywords: freedom of the media, the right to information, constitutional guarantees, the media, mass information, public tasks of the media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.